Научная статья на тему 'Понимание гражданской позиции будущими педагогами'

Понимание гражданской позиции будущими педагогами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3183
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CITIZEN / CIVIC STAND / ACTIVE CIVIC STAND / CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домбек Светлана Олеговна, Лебедева Наталья Викторовна

В статье рассмотрена сущность понятия «гражданская позиция», представлены теоретические аспекты ее становления. Авторами дан анализ результатов опроса будущих педагогов: выявлены тенденции в понимании студентами категории «гражданская позиция», в осмыслении ими собственной гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS’ COMPREHENSION OF CIVIC STAND

The article touches upon the essence of the concept «civic stand» and gives theoretical aspects of its development. The authors present the analysis of the questionnaire, in which future teachers reveal their comprehension of the concept and realize their own civic stand.

Текст научной работы на тему «Понимание гражданской позиции будущими педагогами»

УДК 378

С. О. Домбек, Н. В. Лебедева

ПОНИМАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ

В статье рассмотрена сущность понятия «гражданская позиция», представлены теоретические аспекты ее становления. Авторами дан анализ результатов опроса будущих педагогов: выявлены тенденции в понимании студентами категории «гражданская позиция», в осмыслении ими собственной гражданской позиции.

Ключевые слова: гражданин, гражданская позиция, активная гражданская позиция, гражданское образование.

S. O. Dombek, N. V. Lebedeva FUTURE TEACHERS' COMPREHENSION OF CIVIC STAND

The article touches upon the essence of the concept «civic stand» and gives theoretical aspects of its development. The authors present the analysis of the questionnaire, in which future teachers reveal their comprehension of the concept and realize their own civic stand.

Key words: citizen, civic stand, active civic stand, civic education.

В настоящее время слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. В школьном учебнике по предмету «Обществознание» [5] гражданин рассматривается как индивид, наделенный гражданскими, политическими и иными правами и обязанностями и поступающий в соответствии с ними.

В английском языке словосочетание «гражданское общество» — «civil society» — обозначает цивилизованное общество. То есть, по сути, речь идет именно о цивилизованном, культурном, а не о гражданском обществе. Русское же слово «гражданин» происходит от слова «горожанин». Владимир Лепехин, продюсер общественно-политических программ телекомпании «ВИД», в одном из своих интервью отметил, что в первых отечественных публикациях на тему гражданского общества в 1989 году доминировала трактовка гражданина как человека, который осознает свое место в обществе, занимает активную, в том числе и в политическом смысле, позицию. Считалось, что гражданское общество — цивилизованное общество, гражданин — это цивилизованный человек. А тот, кто не осознает своей активной позиции, в том числе по отношению к власти, — не гражданин. Но, исходя из этимологии слова, гражданин — это человек, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, в национальном, культурном, экономическом и других смыслах.

Отметим, что в России есть документально закрепленная трактовка понятия «гражданство» — в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (31.05.2002 г., в ред. от 02.11.2013 г.) [7].

Социологические исследования последних лет, как отмечают Исаев Б. А. и Баранов Н. А. [1], показывают, что в настоящее время всё более заметным становится отчуждение личности от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических чувств, агрессивность и экстремистские тенденции, ослабле-

ние гражданской активности подрастающего поколения). Поэтому в нашей стране проблема формирования гражданской позиции личности приобретает всё большую значимость.

Как воспитать хорошего гражданина? Этот вопрос не теряет своей актуальности в современной образовательной практике. Емко на этот вопрос ответил английский писатель Смайлс С. (1816-1903): «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан» [цит. по 5, с. 235].

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009 г. [6], отмечается, что уже на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Среди личностных характеристик выпускника начальной школы, на становление которых ориентирован ФГОС начального общего образования, указаны такие, как «любящий свой народ, свой край и свою Родину», «уважающий и принимающий ценности семьи и общества», «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом». Личностные же результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, отмечается в документе, должны отражать, в частности, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

В образовательных учреждениях гражданское воспитание подрастающего поколения, как показывают наши наблюдения, осуществляется чаще всего в рамках патриотического воспитания, а также при изучении курса «Обществознание», в процессе изучения которого анализируются понятия «гражданин», «гражданская позиция», «активная гражданская позиция» и др. Однако проблема заключается в том, что само понятие «гражданская позиция» многоаспектно, в нём имеются различные нюансы в зависимости от того, через практику работы каких институтов власти, общества, средств массовой информации это понятие вырабатывается.

Рассмотрим трактовку понятия «гражданская позиция» и смежных с ним понятий, представленную в исследовании Казаевой Е. А. [2].

Гражданская позиция — это интегративное качество личности, включающее в себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества личности, отражающее социально обусловленное отношение человека к своей стране, гражданскому обществу и самому себе и предполагающее сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане.

Гражданское образование — это система воспитания и обучения личности, предусматривающая развитие гражданской позиции и обретения опыта гражданской деятельности в системе непрерывного образования.

Развитие гражданской позиции будущего учителя — процесс освоения и закрепления норм, ценностей и актуальных стереотипов гражданского поведения, ко-

торые позволят будущему учителю занимать активную жизненную позицию в гражданском обществе и эффективно формировать гражданское самосознание личности учащегося.

Структуру гражданской позиции личности составляют познавательный, мо-тивационно-ориентировочный, поведенческий компоненты. Познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо. Мо-тивационно-ориентировочный компонент раскрывает отношение человека к событиям, обществу, людям, самому себе, которое опосредовано системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых государством. Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой, поскольку в ее характеристике они рассматриваются как единое целое.

Казаева Е. А. [2] предлагает следующую структуру гражданской позиции личности:

1. Когнитивный компонент (включающий в себя знания о гражданском долге и гражданской ответственности на уровне представлений, понятий и идей). Данный элемент характеризуется тем, что информация в нём находится на уровне убеждений в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения. Когнитивный компонент выполняет предметно-практическую функцию.

2. Аффективно-ценностный компонент (связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту). Данный компонент характеризуется направленностью эмоций по отношению к той или иной общественной ценности и реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому в жизни общества явлению или процессу. Именно аффективный элемент определяет переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, готовность личности к активной гражданской позиции. Аффективно-ценностный компонент выполняет познавательно-прогностическую функцию.

3. Поведенческий компонент (отражающий склонность к определенному поведению в отношении объекта, проявляющийся в мотивах саморазвития, самореализации, опосредованных интересами и потребностями социума). Главное в данном компоненте — направленность на реализацию гражданских ценностей, достижение значимых целей, проектирование участия в общественно-политической жизни.

Каждый из трёх указанных выше компонентов может иметь и самостоятельное значение как по содержанию, так и по степени проявления.

Еще одним понятием, которое хотелось бы рассмотреть, является понятие «активная гражданская позиция».

Активная гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Следует заметить, что активная гражданская позиция — это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Она может изменяться в зависимости от условий, в которые попадает личность.

К компонентам активной гражданской позиции относят социальную активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальная активность — это сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой происходит самореализация личности. Активное отношение к жизни предполагает знание закономерностей общественного развития, развитые социальные качества и гражданскую сознательность.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности, включающую осознание человеком своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, оценку себя как субъекта деятельности и общественных отношений, как носителя общественно значимой позиции.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности. Важную роль в процессе воспитания таких гражданских качеств, как чувство патриотизма, чувство ответственности за свои поступки, инициативность, самостоятельность, играет формирование у человека положительных мотивов, способствующих развитию этих качеств.

В целом, активная гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, гражданского самосознания и проявления гражданских качеств. Отсюда, становление активной гражданской позиции подрастающего поколения представляется нам сложным процессом, связанным с формированием у подрастающего поколения целого комплекса качеств, которые позволят ему гармонично взаимодействовать с окружающим миром и обществом, осознавать себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Казаева Е. А. [2; 3; 4] в своих работах отмечает, что, несмотря на большое количество социально-философской, правовой, педагогической и психологической литературы, раскрывающей вопросы формирования и развития гражданской позиции личности, лишь малая часть посвящена становлению гражданской позиции студентов — будущих педагогов. А ведь важным условием формирования гражданской позиции у школьников является, на наш взгляд, наличие активной гражданской позиции у самих педагогов.

Для изучения того, как понимается категория «гражданская позиция» будущими педагогами, среди студентов факультета образовательных технологий и дизайна Псковского государственного университета был проведен опрос. В исследовании приняли участие 109 студентов 1-3 курсов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование», «Начальное образование») и «Психолого-педагогическое образование» (профили «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология образования»).

Респондентам предлагалось ответить на три вопроса:

1. Что такое «гражданская позиция»?

2. Какова, на Ваш взгляд, гражданская позиция современных младших школьников?

3. Какая у Вас гражданская позиция?

Мы систематизировали ответы респондентов, обобщив сходные по смыслу формулировки. Нами была сохранена студенческая лексика и выявлены студенты, не имеющие своего мнения по тому или иному вопросу.

Количественный анализ результатов опроса позволил нам обнаружить следующие факты.

На первый вопрос студенты дали ответы «Гражданская позиция — это...»:

- «отношение к своему государству» (27,9 % респондентов)»;

- «система взглядов на свою страну» (18,9 %);

- «мнение человека как гражданина какого-либо государства» (12,7 %);

- «позиция, которой придерживается человек, соблюдая те или иные обязанности и права, предоставляемые государством» (6,3 %);

- «поведение человека в обществе» (4,5 %);

- «качества человека как полноправного субъекта социальных отношений, имеющего свое место в обществе» (4,5 %);

- «не могу ответить на этот вопрос» (4,5 %);

- «осознанное участие человека в жизни общества» (3,6 %);

- «выполнение гражданского долга» (3,6 %);

- «жизненная позиция человека, основанная на каких-либо принципах» (3,6 %);

- «долг перед государством, перед обществом» (2,7 %);

- «быть патриотом» (2,7 %);

- «чувство принадлежности к своей Родине» (1,8 %);

- «отношение к своему окружению, соблюдение при этом нравственных принципов» (0,9 %);

- «стремление участвовать в жизни своей страны» (0,9 %);

- «то, как человек участвует в жизни своего государства» (0,9 %).

Мы видим, что будущие педагоги, определяя понятие «гражданская позиция», осознают все компоненты данного понятия: когнитивный, аффективно-ценностный, поведенческий. Важно отметить, что только незначительная часть опрошенных (4,5 %) затруднились в определении предложенного понятия.

На второй вопрос мы получили следующие ответы:

- «у младших школьников еще нет своей гражданской позиции (они ее не понимают, не осознают)» (37,9 % респондентов);

- «не могу ответить на данный вопрос» (37,9 %);

- «гражданская позиция младшего школьника зависит от мнения родителей» (9,9 %);

- «должны хорошо учиться» (6,3 %);

- «активно участвовать в жизни класса, школы» (6,3 %);

- «я патриот своей Родины» (3,6 %);

- «их интересуют другие страны» (3,6 %);

- «гражданская позиция младшего школьника зависит от мнения учителя» (2,7 %);

- «пассивная» (2,7 %);

- «просто любят свою Родину» (2,7 %);

- «выражают положительное отношение к каким-либо национальным ценностям» (1,8 %);

- «знают свой родной край» (1,8 %);

- «хотят слишком много свободы» (1,8 %);

- «хотят быть защищенными» (1,8 %);

- «я школьник, получающий образование» (1,8 %);

- «гражданская позиция младшего школьника зависит от мнения взрослых» (1,8 % );

- «безответственная» (0,9 %);

- «младший школьник имеет право на образование» (0,9 %);

- «считают свою страну самой лучшей в мире» (0,9 %).

Как видим, большинство студентов считает, что младший школьный возраст — это возрастной период, когда ребенок еще не может осмыслить свою гражданскую позицию в силу возрастных особенностей, а если и пытается, то делает это, ориентируясь на мнение референтных взрослых. Нельзя не обратить внимание на то, что значительная часть респондентов (37, 9 %) затруднилась ответить на данный вопрос.

Анализируя ответы студентов на третий вопрос, мы обнаружили широкий диапазон мнений. Студенты осмысливают свою гражданскую позицию следующим образом:

- «бережное, уважительное отношение к своей стране» (10,8 %);

- «у меня активная гражданская позиция (я волонтер, помогаю людям, помогаю близким, участвую в общественных мероприятиях и т. п.)» (9,1 %);

- «пассивная» (9,1 %);

- «люблю свой город, свою страну и хочу изменить их в лучшую сторону» (8,1 %);

- «я законопослушный гражданин» (6,3 %);

- «нейтральная» (5,4 %);

- «я патриот своей страны» (3,6 %);

- «хочу быть полезным своему государству» (2,7 %);

- «хочу получить достойное образование» (2,7 %);

- «быть ответственным перед своей страной» (2,7 %);

- «какая бы ни была моя страна, я от нее не отрекусь» (2,7 %);

- «активно-пассивная» (1,8 %);

- «испытываю гордость за свою страну» (1,8 %);

- «лучше бы я был гражданином другой страны» (1,8 %);

- «заинтересован в том, что происходит в моем родном государстве» (1,8 %);

- «хорошо учиться» (1,8 %);

- «бережное отношение к окружающим» (0,9 %);

- «хочу жить в демократическом обществе» (0,9 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «соблюдаю все нравственные законы» (0,9%);

- «занимаюсь любимым делом» (0,9 %);

- «веду здоровый образ жизни» (0,9 %);

- «у меня сформированы представления о своей стране» (0,9 %);

- «веду с другими людьми себя так, как хочу, чтобы поступали со мной» (0,9 %);

- «быть справедливым» (0,9 %);

- «зависит от мнения моих преподавателей» (0,9 %);

- «негативное отношение к правительству и жалость к своему народу» (0,9 %).

К сожалению, 18,8 % респондентов не смогли определить свою гражданскую

позицию. Следует отметить, что у большинства будущих педагогов наблюдаются положительное отношение к своей стране, патриотические чувства и тенденции к просоциальному поведению. Особого внимания заслуживает утверждение студентов, что их гражданская позиция «зависит от мнения моих преподавателей». Очень

важно, чтобы выпускники вузов, приходящие на работу в образовательные организации, сами имели активную гражданскую позицию и были готовы к формированию гражданской позиции у обучающихся.

Гражданская позиция является отражением всего многообразия общественной жизни личности и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Уровень гражданской позиции педагогов во многом определяет общекультурный уровень развития личности и, как следствие, нормальное функционирование гражданского общества и государства в целом.

Литература

1. Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009.

2. Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: Дис... док. пед. наук. Челябинск, 2010.

3. Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: монография. Шадринск: ШГПИ, 2010.

4. Казаева Е. А., Абрамовских Н. В., Лашкова Л. Л., Рюмина Ю. Н. Профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы: учеб. пособие. Шадринск: ШГПИ, 2008.

5. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбовой. М.: Просвещение, 2013.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». [Электронный ресурс]: URL: // www.edu.ru

7. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL: // www.zakonrf.info/zakon-o-grazhdanstve

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.