Научная статья на тему '"помощь людям может быть только живои. . . " (о деятельности Л. Н. Толстого в голодные годы)'

"помощь людям может быть только живои. . . " (о деятельности Л. Н. Толстого в голодные годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
606
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОД / СЕМЬЯ Л.Н. ТОЛСТОГО / ПОМОЩЬ ГОЛОДАЮЩИМ / ОРГАНИЗАЦИЯ СТОЛОВЫХ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FAMINE / L.N. TOLSTOY'S FAMILY / THE HELP TO STARVING / THE ORGANIZATION OF DINING ROOMS / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахметова М.А.

Статья посвящена анализу деятельности Л.Н. Толстого в голодные 1873, 1891-92, 1898-99 и 1907 гг. Борьба с голодом занимает особое место в творчестве великого мыслителя. Корреспонденция графа привела не только к пожертвованиям наших и иностранных граждан, но произвела сильное впечатление и взволновала русское и мировое общество в целом. Благотворительная деятельность Л.Н. Толстого, исследуемая в данной статье, имеет огромное значение для современного мира, его статьи являются руководством в организации помощи пострадавшим от неурожая. Автор сосредотачивает внимание на то, что в борьбе с голодом важна личная деятельность, которая вызывает любовь и желание жертвовать во имя спасения ближнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE HELP TO PEOPLE CAN BE ONLY VITAL." (ABOUT THE L. N. TOLSTOY'S ACTIVITY DURING LEAN YEARS)

The given article is devoted to the analysis of L.N. Tolstoy’s activity during the years offamine in 1873, 1891-92, 1898-99 and 1907. The struggle against famine holds a specific place in works of the great thinker. Correspondence of the count has led not only to donations of our and foreign citizens, but made a strong impression and excited the Russian and world society in general. The charity of L.N. Tolstoy investigated in this article has huge value for the modern world, his articles are the manuals for the organization of the help to victims of a crop failure. The author focuses his attention on that in struggle against famine personal activity which causes love and desire to sacrifice to rescue your close people is important.

Текст научной работы на тему «"помощь людям может быть только живои. . . " (о деятельности Л. Н. Толстого в голодные годы)»

УДК 821.161.1 АХМЕТОВА М.А.

научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан; сотрудник научной библиотеки федерального исследовательского центра «Казанский научный центр Российской академии наук» E-mail: miljausha-akhmetova@rambler.ru

UDC 821.161.1 AKHMETOVA M.A.

Research fellow in the department of literary studies the institute of language, literature and arts named after G. Ibragimov of the Academy of science of the Republic of Tatarstan; the fellow worker of the scientific library of the federal research centre of Kazan scientific center of Russian

Academy of Sciences E-mail: miljausha-akhmetova@rambler.ru.

«ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЖИВОЙ...»

(О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО В ГОЛОДНЫЕ ГОДЫ)

«THE HELP TO PEOPLE CAN BE ONLY VITAL.»

(ABOUT THE L. N. TOLSTOY'S ACTIVITY DURING LEAN YEARS)

Статья посвящена анализу деятельности Л.Н. Толстого в голодные 1873, 1891-92, 1898-99 и 1907 гг. Борьба с голодом занимает особое место в творчестве великого мыслителя. Корреспонденция графа привела не только к пожертвованиям наших и иностранных граждан, но произвела сильное впечатление и взволновала русское и мировое общество в целом. Благотворительная деятельность Л.Н. Толстого, исследуемая в данной статье, имеет огромное значение для современного мира, его статьи являются руководством в организации помощи пострадавшим от неурожая. Автор сосредотачивает внимание на то, что в борьбе с голодом важна личная деятельность, которая вызывает любовь и желание жертвовать во имя спасения ближнего.

Ключевые слова: голод, семья Л.Н. Толстого, помощь голодающим, организация столовых, благотворительная деятельность.

The given article is devoted to the analysis of L.N. Tolstoy's activity during the years offamine in 1873, 1891-92, 1898-99 and 1907. The struggle against famine holds a specific place in works of the great thinker. Correspondence of the count has led not only to donations of our and foreign citizens, but made a strong impression and excited the Russian and world society in general. The charity of L.N. Tolstoy investigated in this article has huge value for the modern world, his articles are the manuals for the organization of the help to victims of a crop failure. The author focuses his attention on that in struggle against famine personal activity which causes love and desire to sacrifice to rescue your close people is important.

Keywords: famine, L.N. Tolstoy's family, the help to starving, the organization of dining rooms, charity.

Благотворительная деятельность графа Л.Н. Толстого в годы лихолетья начинается с самарского голода 1873 года, продолжается голодом 1891-92 гг., 1898-99 гг. и завершается 1907 годом. Великий мыслитель одним из первых обратился всерьез к реальной помощи голодающим крестьянам, в полную мощь включился в борьбу за спасение народа. Совершенно верно отметил историк русской литературы и общественной мысли В.Е. Чешихин (псевд. Ч. Ветринский) в 1912 г., что «подробную биографию Толстого будут писать поздние поколения и в ней история его выступлений на борьбу с голодом займет многие страницы» [5, с. 10]. На наш взгляд, это время настало. Изучая его бесценный вклад в дело помощи пострадавшим от неурожая, мы приходим к выводу, что именно благодаря Л. Н. Толстому дискуссия нашла свое место не только в научных трудах учёных, но и в статьях, опубликованных на страницах периодической печати. В них описывали положение голодающих крестьян, призывали к общественной помощи и упрекали правительство в апатии в решении данной проблемы. Тема голода отразилась и в произведениях современников Толстого. Вслед за ним целая галерея русских

писателей (А.П. Чехов, В.Г. Короленко, М. Горький и др.) обратилась к проблеме голода, включилась в общественные работы по организации помощи пострадавшим.

История борьбы с голодом Л.Н. Толстого начинается с самарского голода 1873-74 гг, с первой в истории значительной голодовки после введения земских учреждений в России. О постигшем бедствии общество узнало из письма графа, опубликованного на страницах «Московских ведомостей» (1873 г., 15 августа). Считая своим долгом оказать возможную помощь бедствующим Л. Н. Толстой в статье «О Самарском голоде» (1873), описывает состояние деревень самарской губернии, ужасы приближающегося бедствия: «Поля голые там, где сеяна пшеница, овес, просо, ячмень, лен, так что нельзя узнать, что посеяно, и это в половине июля! <...> По дорогам везде народ, который едет или в Уфимскую губернию на новые места, или отыскивают работу, которой или вовсе нет, или плата за которую так мала, что работник не успевает выработать на то, что у него съедают дома < . > все признаки приближающегося голода. Крестьян нигде нет, все уехали искать работы, дома худые бабы, с худыми и больными детьми, и старики»

© Ахметова М.А. © Akhmetova M.A.

[5, с. 4-5]. К редактору газеты Л.Н. Толстой обращается с просьбой организовать подписку и помочь в распределении её в помощь голодающим. Отправляя свою статью, он одновременно посылает в редакцию первое пожертвование от инициатора благотворительности в размере ста рублей. Следует отметить, что М.Н. Катков, редактор газеты «Московские ведомости», поддержал Толстого и открыл при газете подписку в пользу крестьян самарской губернии. Именно пресса «сослужила в самарском голоде великую службу» [5, с. 111], где главная заслуга принадлежала графу. Управляющий самарской казенной палатой и секретарь статистического комитета Е.Н. Анучин в записке «История Самарского голода 1872-1874 годов» отметил, что корреспонденция графа Толстого «была громом, заставившим всех перекреститься». Однако сам Толстой в письме двоюродной тетушке графине Александре Андреевне Толстой от 30 июля 1873 года пишет о том, что «со свойственным мне неумением писать статьи, очень холодное, неуклюжее письмо и от страха полемики представил дело менее страшным, чем оно есть <...> я не люблю писать жалостливо, но я 45 лет живу на свете и ничего подобного не видал и не думал, чтобы могло быть. Когда же живо представишь себе, что будет зимою, то волос дыбом становится» [5, с. 107].

Положение самарского населения, нарисованное в статье гениальным художником слова, произвело сильное впечатление, направило внимание общества на плачевное состояние крестьян, призывало всех на благое дело. После обращения Толстого в пользу населения самарской губернии начали поступать пожертвования в губернскую земскую управу и другие учреждения, в том числе и на имя частных лиц, возрастая с каждым месяцем. Были получены 1 867 000 рублей деньгами и до 21 тысячи пудов хлеба. Доверие наших и иностранных граждан слову великого художника и мыслителя, призыв его к организации помощи населению привели к пожертвованиям в огромных размерах. Кроме того, личное обаяние Толстого, которое выше любого комитета по делу помощи голодающим [5, с. 179], и авторитет графа сыграли важную роль. Он «родившись графом, стал простым, ласковым, пренебрег властью богатства и положения, в этом заключается, конечно, часть его творческого и жизненного подвига» [5, с. 121]. Деятельность местных администраций вызывала у населения некое недоверие. По словам П.М. Свободина, писателя и близкого друга А.П. Чехова, следует отдавать вырученные деньги Толстому, Эртелю и Чехову, тогда будет понятно и видно, куда уходят пожертвованные деньги, на что они тратятся.

Изучая дело помощи в цифрах, Е.Н. Анучин справедливо отмечает роль Толстого, сыгравшую в высшей степени важную роль в борьбе с голодом, и делает вывод о том, что «едва ли у нас в России это не первый пример развития частной благотворительности при подобном бедствии до таких широких размеров» [5, с. 113]. По свойственной ему сердечности и предприимчивости, пишет брат жены писателя С.А. Берс, Толстой принял самое живое участие в кормлении голодающих и был инициатором всех сделанных в России пожертвований на этот предмет [1, с. 145].

Живя среди голодающего народа самарской губернии, Толстой лично ознакомился с положением населения, изучал интересы крестьян, степень нужды и размеры бедствия

в уездах, поддерживал бедняков и сердечно заботился о них: снабжал хлебом, раздавал средства на покупку лошадей. Принимая непосредственное участие в оказании помощи голодающим крестьянам, граф Л.Н. Толстой сыграл очень важную роль в решении продовольственного вопроса и благодаря его участию многие не стали жертвами страшного голода и эпидемий.

Впечатления от увиденного во время самарского голода отразились и в его художественных произведениях. Например, в рассказе «Два старика», написанном в 1885 году, Толстой использовал картину голодающей семьи в Самарской губернии, которая стала типичным явлением для голодного года: «... тут не родилось ничего, стали с осени проедать, что было. Проели все - стали у соседей и добрых людей просить. Сперва давали, а потом отказывать стали. Которые-бы и рады дать, да нечего. Да и просить-то совестно стало; всем должны: и деньгами, и мукой, и хлебом. Искал, говорит мужик, я себе работы, - работы нет. Народ везде из-за корму в работу набивается. День поработаешь, да два так ходишь, - работы ищешь. Стали старуха с девчонкой ходить в даль побираться. Подаяние плохое, ни у кого хлеба нет. Все-таки кормились кое-как, думали пробьемся так до новины. Да с весны совсем подавать перестали, а тут и болезнь напала. Пришло совсем плохо. День едим, а два нет» [7, с. 77].

Основная мысль автора выражается в том, что «на миру по смерть велел Бог отбывать каждому свой оброк - любовью и добрыми делами» [7, с. 91], которая осуществляется в образе добродушного мужика-странника Елисея. Он, пожалев умирающую от голода семью, поил, кормил, землю, проданную местному богачу выкупил, и лошадь с телегой купил, на ноги их поставил. От добрых поступков странника крестьянские семьи узнали жизнь и в добрых людей уверовали. Любовь и доброта сделали их людьми, прежде как скоты жили.

Если во времена самарского голода Толстой беззаветно отдавался благотворительному делу, пишет Ч. Ветринский, то в голодные 1891-92 гг он отвергал благотворительность [5, с. 11]. В связи с этим Толстого осуждали в непоследовательности, в том, что отвергая благотворительность, он продолжал участвовать в ней. Вот что пишет он сам по этому поводу: «Я совсем не отрекаюсь от своего утверждения, что деньгами нельзя доставить истинного блага людям, но в этом случае охотно допускаю всякую жертву» [1, с. 321]. Услышанное и увиденное заставляли Толстого отказаться от своих представлений и найти в себе силу заняться кормлением населения неурожайных мест. Это нашло отражение в воспоминаниях П.Н. Гастева: «Я был против, так же как был даже против помощи голодающим, в той форме, в какой мы ее производили, но когда вам говорят: есть дети, старики, слабые брюхатые, кормящие женщины, которые страдают от нужды, и вы можете помочь этой нужде своим словом или делом, - скажите это слово или сделайте это дело. Согласиться, значит стать в противоречие со своим убеждением, высказанным о том, что помощь настоящая, состоит в том, чтобы очистить свою жизнь от греха и жить не для себя, а для Бога <...>; не согласиться, значит отказать в слове, поступке, который сейчас может облегчить страдание нужды. Я, по слабости своего характера, всегда избирал второй выход и всегда это мне было мучительно» [5, с. 200].

Автограф Толстого, написанный для альбома автографов писателей, художников, артистов и общественных деятелей в помощь голодающим «Голодному на хлеб» в 1892 году, подтверждает его внутреннюю борьбу, и на приглашение принять участие в работе в пользу голодающих он ответил письмом в редакцию следующего содержания: «Я не знаю, как исполнить ваше желание <.. > Мне же признаюсь так совестно, что я не могу преодолеть себя. Вашу может быть питает нужда в моем писании. Ради Бога не думайте, что я говорю, что не думаю и не чувствую. Не могу и не мог никогда ни публично читать, ни писать в альбомы. Пожалуйста, простите меня и не сердитесь и верьте искреннему уважению» [4, с. 30].

Масштаб голода, личные впечатления при объезде голодных Крапивенского, Богородицкого, Евремовского, Данковского и др. уездов привели к занятиям благотворительностью. Благотворительность - это помощь нуждающимся, которая имеет «огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности» [3, с. 429]. Помимо раздачи хлеба и денежных средств голодающим впервые в России во времена правления Бориса Годунова, в начале XVII столетия, была организована трудовая помощь безработным, которая, как отмечает Власов П.В., привела к обширным общественным работам по реконструкции Кремля и Земляного вала.

Сила благотворительности заключается в заражении людей добрыми поступками, сочувствии к ближнему и желании помощь каждому. Об этом пишет и Л.Н. Толстой в своей очередной статье «Письма о голоде» (1892), где четко определяется воззрение писателя, который считает, что только любовь спасет людей от голодного бедствия. Сила любовной деятельности, по мнению Толстого, «заразительна, а как скоро она заразительна, то распространению ее нет пределов» [5, с. 67]. Видя, как другой поделился последним куском хлеба, потрудился для многострадального, бедного человека, каждому хочется сделать то же. Таким образом, личная деятельность вызывает только положительные чувства, как любовь, желание жертвовать чем-либо во имя спасения ближнего. К этому стремился и Лев Николаевич. Помощь, оказываемая правительством в виде выдачи пособий, раздачи ржи для обсеменения и другие её виды, не даст нужного и положительного результата. Такая внешняя деятельность, как раздача хлеба и денег по спискам, по мнению Л.Н. Толстого, приводит к притворству и осуждению, у голодающих преобладают дурные чувства -жадность и зависть к себе подобным.

Кормить голодающих это серьезное дело, требующее особого отношения. Особого потому, что «как кормить того, кто сам добывает то, чем мы его собираемся кормить, кто сам всегда кормит нас своим трудом?» [2, с. 77]. С этим и связано отрицательное отношение Толстого и его сторонников к делу кормления крестьян. Благотворительная деятельность неблагополучно влияет на благосостояние и личную инициативу населения и поэтому «единственно верное средство помочь голодающим, - пишет Толстой, -это самим слезть с их шеи» [2, с. 77]. Управляя людьми, как господин рабами, мы, сами же люди, привели народ к состоянию бедности, «бедность его происходит от нашего богатства и голод его - от нашей сытости» [5, с. 63]. Интересное сравнение приводит Л. Н. Толстой о своей дея-

тельности: «мы находимся в положении людей, у которых в руках находится большой сосуд и из этого сосуда нам нужно разлить в стоящие перед нами крохотные пузыречки и скляночки, не разлив ни капли жидкости зря и влив в каждую из скляночек как раз сколько нужно» [2, с. 20]. Дело это нелегкое, требует огромного внимания, много силы и сосредоточенности в деле. Для крестьян Лев Николаевич не мешок с деньгами, в нем они увидели нечто большее, сумели оценить его труды и заботы о них.

Л.Н. Толстой видит помощь населению, пострадавшему от неурожая, в устройстве столовых, обеспечивающих старых, слабых, больных и малых от голодной смерти и эпидемий, возникших вследствие недоброкачественной пищи и дает возможность поддержать крестьянское хозяйство. Его размышления о средствах помощи голодающим и об эффективности оказанной помощи крестьянам отражаются в статье «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая» (1891), опубликованной в научно-литературном сборнике «Помощь голодающим».

Статья является руководством для правильной организации помощи голодающим, где автором анализируются положительные и отрицательные стороны благотворительной деятельности. Для достижения поставленной цели - спасения людей от всяких заболеваний и смерти - единственно верным способом является устройство даровых столовых в голодающих местностях. Народные столовые дают максимальный результат с значительно меньшей затратой, поскольку для них отбирают простую избу, где проживает самая бедная семья, а хозяйка этой избы заменяет и кухарку, и прислугу, и администратора. Закупаются только продукты с расчетом 1 рубль 50 копеек на одного человека.

Таким образом, народные столовые, устраиваемые графом, являются самым дешевым и самым верным способом помощи голодающим: «так это просто, легко и скоро делается, и так велика помощь. Столовые - это верное средство, чтобы в деревне никто не умер с голоду и не был бы даже голоден» [5, с. 131]. Верным, потому что исключаются злоупотребления и помощь получает нуждающийся человек, но не является идеалом в кормлении с нравственной точки зрения [1, с. 321]. Благодаря приему И.И. Раевского, пишет Л. Н. Толстой, народные столовые стали правильным способом помощи, ими многие спаслись от голодной смерти, и это главная цель, которая стоит перед обществом.

В 1889 г., когда на страну снова обрушился голод, Л.Н. Толстой в статье «Голод или не голод?» (1889), размышляя над вопросами «Есть ли в нынешнем году голод или нет голода?», «Отчего происходит так часто повторяющаяся нужда народная?», «И как сделать, чтобы нужда эта не повторялась и не требовала бы особенных мер для её покрытия?» считает, что «голода нет, а есть хроническое недоедание всего населения, которое продолжается уже 20 лет... причина бедственности положения народа не материальная, а духовная; что причина главная - упадок его духа. пока народ не поднимется духом. не помогут ему никакие внешние меры» [5, с. 99]. Беспокойство Л. Н. Толстого в первую очередь связано с нравственным возрождением народа, общества в целом.

Важный биографический факт из жизни Толстого о том, что вся семья его разъехалась служить делу помощи голодающему народу, говорит о масштабах деятельности семьи Толстого в годы лихолетья. Граф с двумя до-

черями Татьяной и Марией Львовнами и племянницей Т. Кузминской уезжает жить в Данковский уезд, живёт среди голодающих и устраивает для них столовые и «сиротские призрения». Два старших сына, Сергей и Илья, служат в «Красном Кресте» в Чернском уезде Тульской губернии, третий сын, Лев Львович открывает столовые в Бузулукском уезде Самарской губернии. Оставшаяся с четырьмя малолетними детьми в Москве графиня С.А. Толстая содействовала деятельности семьи материальными средствами. Воззвание графини С.А. Толстой получило живой отклик среди соотечественников. Проявили живое сочувствие, полное доверие к деятельности Толстых и за границей, особенно в Англии, где сбор пожертвований в пользу голодающих принял обширные размеры. Представителями Англии был основан фонд «Russian Relief Fund» для оказания помощи в голодных местах. Общеизвестно, что цензура не дала возможности полностью появиться в свет трудам Толстого, и многие его сочинения печатались в иностранных изданиях. Некоторые издатели, не заплатившие гонорар, помогли графу в деле помощи голодающим. Поселившись в имении своего близкого друга И.И. Раевского в Бегичевке, Толстой развернул там «центр целой лавины пожертвований», невольно став главой огромного благотворительного дела после смерти своего друга. Первые восемьдесят столовых были открыты на средства Раевского. После его гибели дело по кормлению голодающих осталось целиком на руках Толстого, который и расширил до огромных размеров, число столовых дошло до 200. В этом благородном деле великому мыслителю помогали семья Раевского, полностью включились жена и дети Толстого, были преданы и все остальные сотрудники.

Жена писателя была настоящей помощницей и опорой для Льва Николаевича во всех делах, особенно важную роль сыграла она в деле помощи голодающим. Её энергию и способности в организации помощи отметили многие. В книге немецкого слависта и критика Рафаэля Лёвенфельда «Первая биография Л. Толстого. Разговоры о Толстом с Толстым» отмечается заслуга графини С.А. Толстой во время самарского голода 1873 года: «У нас было время наблюдать жизнь народа, и мы пришли к убеждению, что неурожай и сравнительно многочисленное население этой местности должны были привести к ужасному бедствию. Я убедила мужа, - продолжает С.А. Толстая, - основательно заняться этим вопросом. Он предпринял статистическое исследование всей местности, записывал число крестьянских хат, число едоков в каждой хате и количество имеющегося хлеба. Это исследование показало, что на каждую душу его приходилось так мало, что голод был неизбежен. Тогда-то он и опубликовал свое «письмо» [5, с. 109], считая своим долгом описать, «насколько сумею правдиво, бедственное положение сельского населения здешнего края и вызвать всех русских к подаянию помощи пострадавшему народу» [5, с. 3]. Статистика Толстого в письме «О Самарском голоде» (1873) к издателям «Московских ведомостей» впечатляющая. Граф, проехав ряд сельских местностей Самарской губернии, приходит к выводу, что голодный год доведет до предела бывших богатых крестьян и 9/10 всего населения до нищеты и голода. Земледельческий труд основной заработок крестьян Самарской губернии, поэтому вполне объяснима крайняя степень бедствия народа.

Голод 1891-92 гг. заставил многих включиться в борьбу с бедствием. В Москве организовывались разные кружки для сбора пожертвований, каждый, как потревоженный муравей, искал варианты помощи. На борьбу с народным бедствием, прежде всего, откликнулись писатели, земские деятели, профессора, интеллигентные барышни, врачи, учителя и учащаяся молодежь, и, как отмечает историк

A.С. Пругавин, роль Толстого в этой борьбе огромна. Как человек, интересовавшийся положением населения Поволжья, как организатор помощи голодающему населению Самарской и Казанской губернии [6, с. 168], он сыграл огромную роль в оказании реальной помощи бедствующему народу. С воззваниями в газетах выступил земский врач Беляев, реализовавший пожертвованные обществом сборы в пользу голодающих. По соседству с деревней Бегичевкой, где был «главный штаб» помощи Толстого, благотворительностью (значительно меньших размерах) занималась и помещичья семья Философовых. Недалеко от штаба были столовые московского купца. Деятельность Л.Н. Толстого,

B.Г. Короленко, А.П. Чехова, А.И. Эртеля и других хорошо известна, но в энергию, свойственную великому писателю, мыслителю в организации помощи, поверила и европейская публика.

Масштаб деятельности Толстого огромный, и не заключается только в устройстве столовых для голодающих. Кроме столовых, было много начинаний в пользу голодающего народа. Для самых маленьких детей устраивали приюты, где кормили молочной пшеничной и гречневой кашей, а там где их не было, матерям раздавали просто крупу. В некоторых деревнях устраивали пекарни и продавали хороший хлеб по низкой цене. Понимая важность сохранения лошадей для крестьян, Толстой предпринял конкретные меры. Часть лошадей он отправил в Калужскую губернию на бесплатное прокормление, а оставшихся прокормил на местах. Помимо этого, была оказана и медицинская помощь голодающим.

Таким образом, подытоживая, следует отметить, что великие писатели русской земли не могли остаться в стороне равнодушными наблюдателями. Они активно включились в борьбу с голодом и вели большую работу по оказанию помощи голодающим. Обеспокоенный известиями из голодающих местностей А.П. Чехов заторопился к крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний для участия в общественной помощи голодающим. Участвовал в издании сборников в помощь голодающим, где были опубликованы его произведения. Позднее, в 1898 году, он в пользу голодающих детей Самарской губернии организовал пожертвования. А.П. Чехов с восхищением отмечал, что лишь непререкаемый авторитет и личная смелость Толстого, позволяли ему исполнять свой человеческий долг перед людьми, не взирая ни на какие запреты и ограничения спасать их от голодной смерти [8, с. 317].

Свою деятельность Л.Н. Толстой продолжает в 1907 г., распоряжаясь присланными деньгами духоборов из Канады в пользу голодающей Самарской губернии. В марте 1898 года Толстой своим обращением к обществу содействовал переселению духоборов в Америку, материально поддержав их гонораром от продажи романа «Воскресенье» А.Ф. Марксу в «Ниву». Помощь, оказанная в свое время духоборам, не забылась. Узнав, что в стране недород, они перевели пять тысяч долларов в пользу го-

лодающих. На неожиданно полученные деньги в размере 10 тысяч рублей Толстой решил поддержать крестьянские хозяйства, обеспечивая их материально, хлебом и крупой, покупая для них лошадей. В 1907 году голода так такого не было, был недород, поэтому вопрос об организации столовых не стоял. Главная задача заключалась в поддержке крестьянства до нового урожая. Помощь была оказана и погорельцам 160 дворов села Богдановки Бузулукского уезда Самарской губернии.

Кроме упомянутых выше статей («О самарском голоде», «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», «Письма о голоде», «Голод или не голод?») в голодные годы у Толстого появляется множество других статьей, посвященных проблеме голода в стране. Например, «Страшный вопрос» (1 ноября 1891), «Среди нуждающихся (Отчет графа Л. Н. Толстого по 12-е января 1892 г.)», «Среди нуждающихся (Отчет Л. Н. Толстого об употреблении пожертвованных денег с 12-го апреля по 20-е июля 1892 г.)», «Заключение о помощи голодающим» (28 октября 1893 г.), «К редактору «Русских ведомостей» (По поводу частного письма)» (4 февраля 1898г).

В Бюллетене Всероссийского Комитета общественной помощи голодающим детям «На помощь голодающим детям» (1918, № 1), публикуется часть отчёта «Среди нуждающихся» Л. Н. Толстого об употреблении пожертвованных денег с 12-го апреля по 20-е июля 1892 г. под названием «Надоело». Нескончаемые разговоры о голоде, горе, болезнях и смерти, людские слезы, просящие на коленях помощи дети, старая, избитая канитель измученных от голода отцов и матерей, слова «Христа ради, помоги нам!» - все это, как отмечено в заглавии статьи, надоело (!). Надоело, потому что им «так же хочется есть, так же хочется жить, так же хочется счастья, хочется любви».

В пользу голодающих детей в Нижнем Новгороде был издан сборник под редакцией Ч. Ветринского «Лев Толстой и голод» (1912). Здесь напечатаны все его статьи и письма о голоде, собраны воспоминания о его деятель-

ности в голодные годы. Сборник является ценным изданием для описания личности Толстого и содержит много интересных материалов из истории борьбы с бедствием. Не удивительно, что название сборника, изданного в помощь голодающим, связано с именем Льва Николаевича. Его деятельность произвела огромное впечатление в кругу учёных и писателей, в целом на общество, и как отмечает Ч. Ветринский «напоминание о ней будет также не бесплодно для нового возбуждения в русском обществе движения на борьбу с голодом» [5, с. 1]. История показала, что он был прав. В следующие голодные годы, особенно в страшные 20-е годы ХХ столетия, многие художники слова русской земли последовали его примеру. Последователи и единомышленники Л.Н. Толстого в 1921 году, объединив две «толстовские» организации («Общество истинной свободы в память Л.Н. Толстого» и «Московское вегетарианское общество») организовали «Комитет имени Л.Н. Толстого по организации помощи голодающим», в состав которого вошли В.Г. Чертков, В.Ф. Булгаков, М.И. Хорош, Н.С. Родионов, В.Ф. Загорский, В.А. Жданов и А. А. Сидоров. Комитет находился в Толстовском музее г. Москвы (ул. Кропоткина, д. 11).

Деятельность Л.Н. Толстого в голодные годы позже станет объектом многих научных трудов [2]. Слова мастерового, произнесенные после известия о смерти Толстого на улице Петербурга: «Закатилось солнце русской земли!» - говорят о многом.

Громадная работа, проделанная Л. Н. Толстым, его служение отечеству не оценивается только по количеству организованных столовых, собранных пожертвований и спасенных жизней. Здесь важна другая сторона вопроса -эффект, произведённый в русском и мировом обществе. Великий мыслитель заразил многих известных и сотни неизвестных людей своей деятельностью, и, говоря словами К.К. Арсеньева, он был настоящим «будильником» для общества.

Библиографический список

1. АпостоловН.Н. Живой Толстой. Жизнь Л.Н. Толстого в воспоминаниях и переписке. М.: Изд. Толстовского музея, 1928. 576 с.

2. ВеличкинаВ. В голодный год с Львом Толстым. Воспоминания. М.-Л.: Госиздат, 1928. 145 с.

3. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 445 с.

4. Голодному на хлеб. Альбом автографов. - Спб.: Ред. газеты «Русская жизнь», 1892. 40 с.

5. Лев Толстой и голод / Сборник под ред. Ч. Ветринского. Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородский ежегодник», 1912. 218 с.

6. Пругавин А.С. Голодающее крестьянство. Очерки голодовки 1898-99 гг. М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1906. 210 с.

7. Сочинения графа Л.Н. Толстого. Часть 12: Произведения последних годов. М.: Типография А.А. Левенсон, 1887. 742 с.

8. Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 томах. - Письма. Т. 4. М.: Издательство «Наука», 1976. 655 с.

References

1. Apostolov N.N. Living Tokstoy. L. N Tolstoy's life in recollections and communication. M.: Tolstoy's museum publishing house, 1928. 576 p.

2. Velichkina V. In starving year with Leo Tolstoy. Recollections. М.-L.: Gosizdat, 1928. 145 p.

3. VlasovP.V. Charity and Mercy in Russia. М.: Centerpoligraph publishing house, 2001. 445 p.

4. For a bread to a hungry. Autographs album. St. P-g.: «Russian life» newspaper editorial office, 1892. 40 p.

5. Leo Tolstoy and famine / Collection of papers edited by Ch. Vetrinsky. Nizhniy Novgorod: «Nizhegorodskiy ezhegodnik» publishing, 1912. 218 p.

6. PrugavinA.S. Starving peasantry. Sketches on starving of 1898-99. М.: Typolithography I.N. Kushnerev and K, 1906. 210 p.

7. Count Leo Tolstoy's essays. - Part 12: Lasr years works. М.: A.A. Levenson publishing, 1887. 742 p.

8. ChekhovA.P. Complete set of works in 30 parts. - Letters. Part 4. М.: «Nauka» publishing, 1976. 655 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.