Научная статья на тему 'Благотворительность Л. Н. Толстого и голод 1891-1892 гг'

Благотворительность Л. Н. Толстого и голод 1891-1892 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
989
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.Н. ТОЛСТОЙ / ГОЛОД / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТОЛОВЫЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / L.N. TOLSTOY / FAMINE / SOCIAL CANTEENS / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогожина А.С.

В статье рассмотрена благотворительная деятельность выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого по оказанию помощи населению центрально-черноземных губерний, пострадавших от неурожая 1891-1892 гг. В статье описано отношение Л.Н. Толстого к государственной продовольственной системе, а также обозначена позиция административной власти к деятельности Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY OF L.N. TOLSTOY AND THE FAMINE OF 1891-1892

The article describes the charitable activities of the outstanding Russian writer L.N. Tolstoy to assist the population of the central black earth provinces affected by crop failure in 1891-1892. The article describes the relation of L.N. Tolstoy to the state food system, and also marked the position of the administrative authority to the activities of L.N. Tolstoy.

Текст научной работы на тему «Благотворительность Л. Н. Толстого и голод 1891-1892 гг»

УДК 94 (47) РОГОЖИНА А.С.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: rogozhinaas@yandex.ru

UDC 94 (47) ROGOZHINA A.S.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, department of Russian History, Orel State University E-mail: rogozhinaas@yandex.ru

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО И ГОЛОД 1891-1892 ГГ.

CHARITY OF L.N. TOLSTOY AND THE FAMINE OF 1891-1892

В статье рассмотрена благотворительная деятельность выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого по оказанию помощи населению центрально-черноземных губерний, пострадавших от неурожая 1891-1892 гг. В статье описано отношение Л.Н. Толстого к государственной продовольственной системе, а также обозначена позиция административной власти к деятельности Л.Н. Толстого.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, голод, общественные столовые, благотворительность.

The article describes the charitable activities of the outstanding Russian writer L.N. Tolstoy to assist the population of the central black earth provinces affected by crop failure in 1891-1892. The article describes the relation of L.N. Tolstoy to the state food system, and also marked the position of the administrative authority to the activities of L.N. Tolstoy.

Keywords: L.N. Tolstoy, famine, social canteens, charity.

Современная отечественная историография все чаще рассматривает сюжеты, связанные с оказанием благотворительной помощи населению, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации. Голод 1891-1892 гг., а также деятельность благотворительного сообщества в целом, и отдельных его представителей, в частности, в этом отношении не стали исключением и вызвали значительный интерес в исследовательской литературе [3; 4; 5].

В начале 1857 г. Л.Н. Толстой отправился за границу. Передовые страны Западной Европы оказали на него неожиданное впечатление. Оно было, безусловно, отрицательным. Косвенно это отобразилось в его работах, а точнее - не отобразилось вовсе. В подтверждение тому, можно привести, по крайней мере, тот факт, что ни на одной из страниц своих произведений Лев Николаевич ни разу не обмолвился в положительном ключе о какой-либо из сторон заграничной жизни. Не говоря уже о том, чтобы поставить европейскую жизнь в пример жизни в России. Было даже наоборот. Чему красноречивым примером является его работа «Люцерн», где с поражающей силой схвачен контраст между богатством и нищетой, положенный в основу всего европейского общества. Л.Н. Толстой смог рассмотреть этот контраст через великолепный покров западноевропейской культуры, потому что его никогда не покидали мысли об идеальном устройстве человеческого бытия на принципах, провозглашенных Великой французской буржуазной революцией. Заграница интересовала Л.Н. Толстого исключительно в качестве примера грамотной организации народного образования. В этом отношении примером для него послужила Германия, где он изучал теорию и практику народного образования, вел беседы

со специалистами. Среди выдающихся людей Германии Л.Н. Толстого больше всех привлекал Б. Ауэрбах - автор «Шварцвальдских рассказов», которые были посвящены народному быту жителей Германии. Будучи весьма гордым и замкнутым, Л.Н. Толстой никогда первым не искал знакомства. Однако для Б. Ауэрбаха он сделал исключение. Л.Н. Толстой сам нанес ему визит и попытался с ним сблизиться. Среди других выдающихся деятелей европейской мысли Л.Н. Толстой выделял П.-Ж. Прудона и И. Лелевеля, с которыми познакомился в Брюсселе.

Именно идея построения человеческой жизни на началах братства, любви к ближнему, справедливости, и побуждает Л.Н. Толстого заняться делом помощи голодающему населению его родной Тульской губернии, постигнутой небывалым голодом, «всероссийским разорением» 1891-1892 гг. По мнению Льва Николаевича, единственной возможностью спасти голодающее население была любовь - любовь в ближнему, любовь к человеку, переносящему тяготы нужды. А самой эффективной помощью он считал призыв общественности «вызывать в людях любовь друг к другу», потому как невозможно любить ближнего и не помочь ему, «не накормить его» [7]. В дни тягот и страданий русского крестьянства Н.С. Лесков обратился к Л.Н. Толстому, чтобы тот посоветовал, какая именно помощь может быть им оказана. На это обращение Лев Николаевич ответил, что нужно «тронуть сердца богатых» словом [7]. Но для того, чтобы описать нынешнее положение голодающих, нужно видеть их своими глазами.

Неурожай и голод наблюдались в России довольно регулярно. Однако последствия голода 1891-1892 гг.,

© Рогожина А. С. © Rogozhina A.S.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

охватившего 16 губерний Европейской России с населением более 35 млн. человек, обнаружили пагубные последствия социально-экономического устройства пореформенной российской деревни с ее малоземельем, трехпольем, чересполосицей и общинным землевладением, что привело к концу XIX в. к глубокой нищете российского крестьянства. Сложившаяся к концу XIX в. продовольственная система, обнаружила свою несостоятельность. Будучи построенной на принципе самопомощи, она оказалась неприспособленна к условиям пореформенного времени и не могла обеспечить продовольственные потребности сельских обывателей. В сложившихся обстоятельствах российское правительство было вынуждено ассигновать на помощь нуждающимся колоссальную сумму - более 157 млн. рублей [8].

В условиях мирового аграрного кризиса международное благотворительное сообщество также не могло оставаться в стороне от «голодной беды», постигшей население Российской империи. Так, 12 февраля 1892 г. Министерство финансов сообщило Особому комитету, вставшему во главе всего благотворительного движения, что в Императорское Российское посольство в Берлине поступили пожертвования как деньгами, так и разного рода предметами для голодающих российских губерний. Российский император разрешил принять эти пожертвования, причем на беспошлинной основе. Необходимо отметить, что беспошлинный пропуск предметов из-за границы применялся только в тех случаях, когда грузы были адресованы на имя губернских начальств, земских и благотворительных учреждений, а также чинов местных управлений, таких как предводители дворянства и земские участковые начальники [6]. В мае 1892 г. на Высочайшее имя поступило письмо из Германии с заявлением некоего Антона Гергарда о собранных им 28860 германских марок в пользу пострадавшего населения России; 1000 франков золотом собрала греческая община с. Скамнели в Эпире; 500 франков для Особого комитета собрала Французская республика [7]. Масштабным филантропическим движением отозвался «русский голод» в Северо-американских штатах Америки, что привело к отправки в Россию пяти пароходов, груженых пшеничной и кукурузной мукой.

«Всероссийское разорение» 1891-1892 гг. встретило сочувствие среди всех слоев российской общественности, независимо от нации, веры, имущественной или сословной принадлежности. Весть о голодающих в российской деревне крестьянах была услышана по всему миру. Российская и мировая общественность живо отреагировала на призыв о помощи и энергично принялась за дело благотворительности. В начале 90-х гг. мир наблюдал настоящий порыв благотворительного сообщества, который помог населению пережить голодные годы. В отчете Особого комитета, между прочим, упоминаются случаи, когда помощь нуждающимся оказывалась нематериальными ресурсами благотворителей - их трудом, любовью и заботой [2].

Уже летом 1891 г. на страницах русской периодической печати начали появляться сообщения и статьи

о надвигающемся на Россию «голодном бедствии». Активно обсуждались проекты организации благотворительной помощи потенциально нуждающемуся населению.

Л.Н. Толстой был всерьез обеспокоен ближайшей судьбой российского крестьянства, обреченного, при существовании весьма несовершенной государственной продовольственной системы и традиционных проблемах «российской деревни», на голодные скитания и гибель.

Лев Николаевич Толстой, организуя благотворительную помощь, был убежден в необходимости решения двух основных задач. Одна из них касалась устранения продовольственной проблемы, голода и, как следствие, высокой смертности населения от употребления суррогатов. Другая проблема сводилась к осуществлению общих экономических мер, которые способствовали предотвращению крестьянского разорения. Так, по мнению, Л.Н. Толстого выдача пособия в форме хлебной муки не спасала крестьянина от голода. Такое убеждение было основано на глубоком осознании менталитета русского крестьянина, способного быстро израсходовать и даже «пропить» полученное, а также на понимании недостаточности выданного пособия для прокормления нуждающегося. Срабатывал тот самый принцип «самопомощи», положенный в основу всей государственной политики, когда ссуда выдавалась априори некредитоспособным лицам. Кроме того, Л.Н. Толстой отмечал даровой характер ссуды, небрежно и неосмотрительно воспринимаемый должниками [1].

Достаточно критично оценивая существующую систему организации продовольственной помощи, Л.Н. Толстой писал следующее: «Для подаяния помощи как будто ожидают того, чтобы крестьянин разорился. Вроде того, как бы вытаскивающий утопающего дожидался для подания помощи того, чтобы утопающий перестал пускать пузыри. Выдача, как она производится теперь, не достигает цели поддержания крестьянского хозяйства, во-первых, потому, что она попадает преимущественно только тем людям, которые уже разорены; во-вторых, потому, что помощь эта, если и попадет в не вполне разоренные дворы, то она слишком незначительна; в-третьих, потому, что эта помощь даровая, не органически происходящая от труда, которую поэтому не ценят и редко употребляют бережно и осмотрительно. Но мало того, что помощь эта не достигает своей цели, она, кроме того, как всякая даровая помощь, неравномерно распределяемая, производит в народе ничем не утоляемое неудовольствие и даже опасное раздражение, сначала из зависти друг против друга, а потом и против тех, которые раздают ее» [1].

Устройство общественных столовых на местах встречало порою существенные затруднения, которые требовали приложения значительных физических и моральных усилий. Организация общественных столовых происходила в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся выбор помещения для размещения столовой, подбор блюд и расчет необходимых продуктов,

разработка порядка приема столующихся, распределение обязанностей и т.д. Второй этап включал в себя определение «особенно» голодающих и нуждающихся среди всего населения деревни или селения, которые получали право посещать столовые. Для этого часто применялся подворный обход, опрос, составлялись списки нуждающихся.

В использовании общественных столовых в качестве средства помощи голодающему населению, Л.Н. Толстой усматривал как достоинства, так и недостатки. Невыгоды столовых писатель видел в нескольких факторах: более высокая стоимость продовольствия, нежели при выдаче муки на руки; обеспечение питанием только слабых членов семьи, а не молодых и работоспособных; невозможность посещения столовых «слабыми, старыми и малыми членами общества», особенно в плохую погоду. Никаких других недостатков общественных столовых Л. Н. Толстой не обнаруживал.

Свои взгляды на организацию благотворительной помощи населению Л.Н. Толстой выразил в нескольких статьях - «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», «О голоде», «Голод или не голод?», а также в ряде брошюр. Кроме того, размышления писателя о голоде, его причинах и последствиях содержатся в письмах и дневниках писателя.

Наибольший общественный и правительственный резонанс вызвала статья «О голоде», завершенная осенью 1891 г. после поездки Л.Н. Толстого по деревням Тульской и Рязанской губерний и предназначенная для опубликования в журнале «Вопросы философии и психологии», главным редактором и вдохновителем которого был Н.Я. Грот. Однако в конце осени 1891г. по

приказу Главного управления по делам печати публикация статей Л.Н. Толстого была запрещена. Узнав об этом, Л.Н. Толстой написал своей жене, чтобы она отправила статью «без смягчений» его товарищам за границу - Ганзену и Диллону в Англию и Гальперину во Францию. Писатель рассчитывал, что опубликованные за границей статьи, быстро перейдут в Россию и будут напечатаны в российских газетах [7].

И действительно, статья «О голоде» была опубликована в английской газете «Daily Telegraph» в начале января 1892 г. Статья была напечатаны в переводе на английский язык и ее заголовок звучал следующим образом: «Почему голодают русские крестьяне», а через 10 дней фрагменты статьи, уже переведенной с английского языка на русский, были напечатаны в «Московских ведомостях». Редакторы газеты приложили к переводу авторский комментарий, назвав Л.Н. Толстого открытым пропагандистом к ниспровержению всего мирового строя, сравнив его действия с подпольной пропагандой

Таким образом, Л.Н. Толстой - стремился не только оказать реальную помощь голодающему крестьянству путем активного участия в организации благотворительной помощи, но и разобраться и открыто заявить об истинных причинах народного бедствия. Ответ Л.Н. Толстого на критику общественности был однозначен: «Я пишу, что думаю, и то, что не может нравиться ни правительству, ни богатым классам, уже 12 лет, и пишу не нечаянно, а сознательно, и не только оправдываться в этом не намерен, но надеюсь, что те, которые желают, чтобы я оправдывался, постараются хоть не оправдаться, а очиститься от того, в чем не я, а вся жизнь их обвиняет» [7].

Библиографический список

1. Государственный архив Орловской области. Орловские губернские ведомости. 1893 г. № 30.

2. Ермолов А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1909. 599 с.

3. Мещерякова А.О. Деятельность Воронежского Епархиального комитета во время голода 1891-1892 гг. // «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его». Материалы Х11 Международного форума. Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2017. С. 290-291.

4. Пантюхина Т.В. Гуманитарная акция американского Красного Креста во время голода в России в 1891-1892 гг. // Кубанские исторические чтения. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 14-19.

5. Рогожина А.С. «Просящий милостыню уже ничего не может найти, потому что все одинаково обнищали». О деятельности Особого Комитета Наследника Цесаревича в контексте «всероссийского разорения» 1891-1892 гг. // Вестник архивиста. 2018. С. 770-782.

6. Российский государственный исторический архив. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 548.

7. Толстой Л.Н. О голоде // Полное собрание сочинений в 90 томах. Т. 29. М., 1954. Электронный ресурс: http://az.lib.ru/t/tolstoj_ lew_nikolaewich/text_1320.shtml (дата обращения: 22.02.2019)

8. Филимонов В.Я. Новый продовольственный закон. Пособие к применению временных правил 12 июня 1900 г. по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей. М.: Ф. В. Бусыгин, 1902. 177 с.

References

1. State Archive of the Oryol region. Orel provincial Gazette. 1893. № 30.

2. ErmolovA.S. Our crop failures and food issue. SPb.: Type. V. Kirschbaum, 1909. 599 p.

3. MeshcheryakovaA.O. The activities of the Voronezh Diocesan Committee during the famine of 1891-1892. // "Seek first the kingdom of God and its righteousness." Materials of the XII International Forum. Lipetsk State Pedagogical University named after PP Semenov-Tyan-Shansky. 2017. Pp. 290-291.

4. Pantyukhina T.V. The humanitarian action of the American Red Cross during the famine in Russia in 1891-1892. // Kuban historical readings. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference. 2017. Pp. 14-19.

5. Rogozhina A.S. "He who asks for alms cannot find anything, because everyone is equally impoverished." On the activities of the Special Committee of the Heir Tsesarevich in the context of the "All-Russian ruin" 1891-1892. // Bulletin of the archivist. 2018. Pp. 770-782.

6. Russian State Historical Archive. F. 1204. Op. 1. D. 548.

7. Tolstoy L.N. About Hunger // Complete Works in 90 Volumes. T. 29. M., 1954. Electronic resource: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_ nikolaewich/text_1320.shtml (appeal date: 02.22.2019)

8. Filimonov V.Ya. New food law. Handbook to the use of the provisional rules on June 12, 1900 to meet the food needs of rural inhabitants. M .: F.V. Busygin, 1902. 177 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.