ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
УДК 94(470.23)«1941/1943»
А.В. Похилюк, В.Н. Скворцов
Помощь фронту и Ленинграду населением северо-восточных районов Ленинградской области в первый период Великой Отечественной войны
В статье на основе архивных документов, периодической печати и других источников дается анализ всесторонней помощи воинам Ленинградского фронта, КБФ и жителям блокадного Ленинграда со стороны населения северовосточных районов Ленинградской области в первый период Великой Отечественной войны.
The article, on the basis of archival documents, periodicals and other sources, analyzes the full assistance to soldiers of the Leningrad front, Krasnoznamenniy Baltiysky flot and inhabitants of sieged Leningrad by the population of northeast regions of Leningrad region during the first period of the Great Patriotic war.
Ключевые слова: осажденный Ленинград, трудящиеся Ленинградской области, строительство оборонительных рубежей, сбор денежных средств в фонд обороны.
Key words: sieged Leningrad, workers of Leningrad region, construction of defensive lines, collecting money to defensive fund.
29 июня 1941 г. Леноблисполком принял решение об объявлении трудовой и гужевой повинности в районах Ленинградской области [9]. Население области приняло деятельное участие в строительстве оборонительных сооружений на дальних и ближних подступах к Ленинграду и на других фронтах.
Жители Полавского района в начале июля 1941 г. были мобилизованы на строительство оборонительной линии по рекам Лопать и Пола. 70-75 % всех работоспособных жителей района вышло на строительство военных сооружений. Колхозники трудились не жалея сил; нормы выработки на земляных работах - рытье котлованов, траншей, противотанковых рвов - систематически перевыполнялись на 140-160 %; план работ по строительству оборонительной линии был выполнен на восемь дней раньше срока [18. Оп. 22. Д. 75 Л. 95].
В разгар уборочных работ партийные и советские организации Мошенского района 20 июля 1941 г, получили задание выделить и
© Похилюк А.В., Скворцов В.Н., 2014
153
направить на военное строительство за пределы района 3 тыс. чел. и гужевой транспорт. В целях скорейшего выполнения этих работ с колхозных полей были сняты наиболее физически сильные люди и во главе с председателями сельсоветов отправлены на строительство, где трудились до ноября 1941 г. Большие оборонительные работы были выполнены колхозниками таких прифронтовых районов, как Волховский и Тихвинский. Население Волховского района в 1941 г. участвовало в строительстве важной линии обороны по обоим берегам р. Волхов и в глубине района, в постройке мостов и дорог, затратив за июль - декабрь 1941 г. четверть миллиона человекодней [18. Оп. 22. Д. 3. Л. 6, 60].
В Тихвинском районе в августе 1941 г. население активно участвовало в оборонном строительстве, где работали тысячи человек и использовались сотни лошадей. Так как после пуска в эксплуатацию требовалось содержать объекты в боевом порядке, исполком районного Совета к каждому объекту прикрепил определенные колхозы, предоставлявшие по требованию командования необходимую рабочую и тягловую силу [18. Оп. 22. Д. 75. Л. 93]. За самоотверженный труд на оборонном строительстве шесть жителей Тихвинского района были награждены медалями «За трудовое отличие», в их числе колхозница сельхозартели «Монино» А.М. Зайцева и столяр мебельной фабрики «Красный Октябрь» В.Я. Лупанов [18. Оп. 11. Д. 47. Л. 244].
В прифронтовых условиях, в которых оказались осенью 1941 г. северные и восточные районы Ленинградской области, большое значение имело состояние дорог и мостов, по которым производились обширные перевозки грузов для осажденного Ленинграда, войск Волховского и Северно-Западного фронтов. Особенно важную роль эти дороги приобрели осенью 1941 г.; когда вражеские войска захватили, Тихвин, перерезав железную дорогу Волхов-Тихвин. Грузы для осаженного Ленинграда, перевозившиеся по этой дороге, поступали теперь на станции Подборовье и Заборье Северной железной дороги, находившиеся в 100-120 км к востоку от Тихвина. От этих станций до берега Ладожского озера можно было добраться только проселочными дорогами, а в некоторых местах лишь лесными тропами. Однако тяжёлое положение Ленинграда требовало постройки дороги в обход занятого врагами Тихвина, и 24 ноября 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта принял решение построить военно-автомобильную дорогу от станции Заборье до Шлиссель-бургской губы Ладожского озера [4, с. 171].
Наряду со строительными частями Красной армии большой вклад в сооружение этой дороги внесли и колхозники Волховского, Пашского, Оятского, Капшинского районов, по территории которых она проходила. Силами «колхозников Пашского района был постро-
ен участок дороги протяжением в 46 км» [18. Оп. 22. Д. 75. Л. 109]. Перед строителями вставали большие трудности, так как дорогу часто приходилось прокладывать заново по местности, где очень редко встречались населенные пункты. Осложняли работу сильные морозы и снежные заносы. Но строители дороги, сознававшие, как она необходима для героических защитников и населения Ленинграда, работали не жалея сил, и 6 декабря 1941 г. строительство дороги протяженностью более 200 км было завершено [17, с. 154].
Наиболее сложные дорожные работы выполнили трудящиеся районов, непосредственно прилегавших к фронту. Население Датского района зимой 1941/42 г., кроме участия в строительстве дороги, предназначенной для снабжения Ленинграда, поддерживало в проезжем состоянии основную дорогу, ведущую к фронту, протяженностью 80,5 км. После освобождения от немецких оккупантов весной 1942 г. колхозники Полавского района взялись за восстановление дорог района, имевших важное оборонное значение. С 15 апреля по 15 июня 1942 г. из 2100 трудоспособных жителей района в дорожных работах участвовало ежедневно до полутора тысяч человек, а в период распутицы - почти все жители. В течение всей зимы 1941/42 г. население восточных и северных районов обеспечивало движение автотранспорта по зимним дорогам протяженностью 1127 км; основной рабочей силой, выполнявшей эту очень важную для Красной армии работу, являлись колхозники [18. Оп. 22. Д. 75. Л. 108-109].
Зимой 1941/42 г. трудящиеся Ленинградской области принимали активное участие в восстановлении железнодорожных путей, мостов, дорог, разрушенных немецко-фашистскими войсками при отступлении. Особенно важной для войск Волховского фронта и осажденного Ленинграда была работа, выполненная населением Волховского и Тихвинского районов в декабре 1941 - январе 1942 г. по восстановлению железнодорожной линии Тихвин - Волхов. Отступая, немецко-фашистские войска разрушили железнодорожные постройки, подорвали стыки рельс, заминировали подходы к мостам и линиям связи. Между тем критическое положение Ленинграда и фронта требовало, чтобы линия Тихвин - Волхов была восстановлена в возможно быстрые сроки. Мобилизованные колхозники и специально созданные железнодорожные формирования расчистили пути от снега, восстановили полотно, отремонтировали мосты. В результате их героических усилий в ночь с 31 декабря 1941 г. на 1 января 1942 г. по восстановленной линии двинулись железнодорожные составы с продовольствием и боеприпасами, так необходимыми населению и защитникам осажденного Ленинграда [17, с. 168]. Одновременно восстанавливались и другие линии железных дорог, освобожденные частями Красной армии в ходе наступления в
декабре 1942 г., а также крупные станции: Тихвин, Малая Вишера, Будогощь. На станции Малая Вишера, где были разрушены вагонное депо, железнодорожные здания, разобраны рельсы, отсутствовали вода и свет, был взорван мост через реку, местные железнодорожники в течение 10 дней провели восстановительное работы: 3 декабря 1941 г. из Малой Вишеры был отправлен поезд в направлении фронта, 10 декабря восстановлено пассажирское движение до Бологого [1, с. 73-74].
Оборонительные работы, строительство дорог, мостов являлись важнейшими объектами деятельности населения северовосточных районов области и в 1942 г. Так, трудящиеся Тихвинского района построили в 1942 г. 22 новых моста длиной от 10 до 70 пог. м каждый. Их же силами в июне 1942 г. для передвижения войск было построено 5 км деревянной гати на непроходимых Ругуйских болотах, где работали в течение 45 дней 420 колхозников и 120 лошадей. Свыше 10 км деревянной гати было проложено на других дорогах, в местах, наиболее трудных для проезда автотранспорта [18. Оп. 22. Д. 75 Л. 93]. О масштабах дорожного строительства в Ленинградской области в 1942 г, свидетельствует тот факт, что стоимость выполненных населением строительных работ только по управлению шоссейных дорог достигла 11 млн р. На дорогах было уложено свыше 2 млн м3 камня, гравия, песку. На собственных плечах подносили строительные материалы к месту стройки колхозники, рабочие и служащие Чудовского и Мало-Вишерского районов; в Ефимовском районе колхозники перенесли к месту работ 35 тыс. штук бревен - накатника, иногда на расстояние до полукилометра [2, с. 32].
Участие трудящихся Ленинградской области в 1941-1942 гг. в сооружении оборонительных рубежей, строительстве и восстановлении дорог и мостов имело большое значение для достижения победы над врагом. Одновременно население северо-восточных районов успешно справилось и с другой важной оборонной работой -лесозаготовками. Древесина была крайне необходима как героическим защитникам Ленинграда, так и войскам Волховского и СевероЗападного фронтов. Кроме того, нужно было обеспечить топливом и железнодорожный транспорт области, так как в феврале 1942 г. железные дороги Северо-Запада страны были переведены на дровяное отопление [3, с. 527].
Лесозаготовительные организации области после мобилизации рабочих и техники в начале войны, к январю 1942 г. фактически не имели в своем распоряжении ни постоянных кадров, ни автомашин и тракторов. Между тем по решению Военного совета Ленинградского фронта от 13 января 1942 г. для северо-восточных районов области было установлено задание заготовить к 1 апреля 1942 г.
о о
809 тыс. м3 и вывезти 1063 тыс. м3 древесины. Для выполнения плана лесозаготовок была введена трудовая повинность. Уже к 1 апреля 1942 г. в порядке повинности на лесозаготовках трудилось 25970 чел., располагавших 7150 лошадьми; на подготовительных работах к сплаву было занято почти 19 тыс. чел. [18. Оп. 5. Д. 782. Л. 33; Оп. 22. Д. 63. Л. 3]. Основную массу мобилизованных на лесозаготовках составляли колхозники.
Лесозаготовители героически трудились, стремясь выполнить порученную им работу. Сотни лесорубов и возчиков Ефимовского района ежедневно перевыполняли нормы. Пример в труде на лесозаготовках показывали коммунисты, советский и колхозный актив. Член ВКП(б), председатель Михалевского сельсовета Ефимовского района Ромашов при норме в 4,3 м3 древесины в день вывозил 1114 м3. Депутат сельского совета Кистяков вывозил по 9-10 м3, председатели колхозов Екимов и Краузов - по 10-13 м3 [12].
Замечательные примеры самоотверженного труда показывали рабочие ленинградских предприятий, направленные весной 1942 г. из осажденного города в северо-восточные районы для лесозаготовок. В Ефимовском районе ленинградские рабочие Леонтьев, Кончиков, Тимофеев, Львов, Мурин и др. уже в первые дни по прибытии в лес стали заготовлять по 3,0-3,5 м3 древесины в смену при плане
о
2,7 м3. Звено Сенаторова на Тургошском лесопункте Ефимовского района заготовляло в день от 4 до 5 м3 на каждого члена звена [13].
Среди лесозаготовителей широко развернулось социалистическое соревнование; к концу 1942 г. по предприятиям треста «Лен-лес» в соревновании участвовало 5 тыс. лесорубов и 2200 возчиков - около 80 % всех работавших на предприятиях треста [18. Оп. 22. Д. 3. Л. 28].
Благодаря самоотверженному труду населения области план I квартала 1942 г. по лесозаготовкам был выполнен со значительным превышением. Не снижали темпов трудящиеся области на этом важнейшем участке работы и в дальнейшем. К 1 декабря 1942 г. годовой план по лесозаготовкам был выполнен на 105 % и по вывозке леса - на 98,4 %. Своим героическим трудом на лесозаготовках население Ленинградской области оказало неоценимую помощь хозяйству сражавшейся страны. Советское правительство высоко оценило работу трудящихся северо-восточный районов на лесозаготовках: за успешное выполнение производственных заданий в 1942 г. на лесозаготовках орденами и медалями был награжден 51 чел. [18. Оп. 22. Д. 75. Л. 29, 123].
Патриотизм рабочих и колхозников Ленинградской области, не покладая рук трудившихся у станков, на колхозных полях, оборонительных рубежах и лесозаготовках, нашел яркое выражение в раз-
махе, который принял среди населения области добровольный сбор денежных средств и теплых вещей в фонд обороны страны.
Инициаторами сбора теплых вещей для бойцов Красной армии выступили рабочие Ленинградской фабрики «Пролетарская победа». В ответ на их призыв в октябре 1941 г. жители области широко развернули сбор теплой одежды и обуви для защитников Родины. В Тихвинскую районную комиссию по сбору теплых вещей за несколько дней октября поступило 3736 кг шерсти, 173 пары валенок, 507 пар теплых носков, 510 пар варежек и рукавиц, много других теплых вещей [11]. Колхозники Оятского района уже в первые дни октября собрали для бойцов Красной армии 110 пар носков, 50 пар рукавиц, 26 шуб и другие вещи [16]. В Боровичском районе к середине января 1942 г. для бойцов Красной армии было собрано 2473 пары перчаток, носков, варежек, около 300 пар валенок, свыше тысячи новогодних подарков [15].
Осенью 1942 г., когда на берегах Волги развернулось сражение, имевшее решающее значение в ходе Великой Отечественной войны, и Красная армия готовилась ко второй зимней кампании, в северо-восточных районах Ленинградской области, как и во всей стране, возобновился сбор теплых вещей для бойцов Красной армии. Всего за 1941-1942 гг. трудящиеся этих районов собрали для Красной армии 3,5 тыс. пар валенок, 166 тыс. пар носков, 166 пар перчаток и рукавиц, 14,5 тыс. овчин, много шерсти [18. Оп. 22. Д. 125. Л. 2]. Послав в распоряжение бойцов большое количество теплых вещей, трудящиеся области этим внесли еще один скромный вклад в дело победы над врагом, помогли проведению зимних боевых операций Красной армии, подготовке прорыва блокады города Ленина в январе 1943 г.
Широкий размах среди населения области принял сбор денежных средств в фонд обороны страны. К 17 августа 1941 г. в областную комиссию по сбору в фонд обороны от трудящихся Ленинградской области поступило 1 194 тыс. р. и почти на 2 млн р. различных ценностей [10]. Колхозники Кончанского сельсовета Бо-ровичского района, родины А.В. Суворова, обратились в конце ноября 1941 г. ко всем трудящимся района с призывом собирать деньги для постройки танка «Суворовец» в честь своего земляка; в течение нескольких последующих дней колхозники района собрали для строительства танков 30 тыс. р. деньгами, около 40 тыс. р. облигациями [5]. Всего от трудящихся Боровичского района в фонд обороны страны и на строительство танков за 1941 г. поступило 237 тыс. р. деньгами и 635 тыс. р. облигациями [6].
Осенью 1942 г. в районах области развернулось движение за сбор средств на строительство танковой колонны «Ленинградский колхозник». В Боровичском районе 67 патриотов внесли для этой
цели каждый по 2 тыс. р. и более [8]. Всего же по области на строительство танковой колонны было собрано свыше 21 млн р. [14].
Одновременно в области проводился сбор хлеба и овощей в фонд помощи Красной армии. Бригадир-овощевод боровичского колхоза «Красный керамик» Алексей Царев внес в этот фонд 100 пудов хлеба, заявив при этом: «Я готов пожертвовать всем ради нашей победы» [7]. Всего же населением области в фонд помощи Красной армии было собрано к январю 1943 г. 36 тыс. пудов хлеба и 9 тыс. пудов овощей [14].
Широкий размах, который приняло в области движение за сбор денежных средств в фонд обороны страны и теплых вещей и подарков для фронтовиков, внимание, с которым рабочие и колхозники области относились к нуждам сражающихся бойцов, явились ярким проявлением глубокой любви советского народа к родной Красной армии.
Список литературы
1. Августынюк А. В огненном кольце. - Л., 1948. - С. 73-74.
2. Бумагин Г.Х. Ленинградская область в дни Отечественной войны // Пропаганда и агитация. - 1942. - № 20.
3. История Великой Отечественной войны. - М., 1961. - Т. 2.
4. Карасев А.В. Ленинградцы в годы блокады. - М., 1959.
5. Красная искра. - 1941. - 26 нояб., 3 дек.
6. Красная искра. - 1942. - 14 янв.
7. Красная искра. - 1942. - 25 дек.
8. Красная искра. - 1943. - 6 янв.
9. Ленинградская правда. - 1941. - 1 июля.
10. Ленинградская правда. - 1941. - 17 авг.
11. Ленинградская правда. - 1942. - 17 янв.
12. Ленинградская правда. - 1942. - 18 февр., 11 апр.
13. Ленинградская правда. - 1942. - 26 марта, 11 апр.
14. Ленинградская правда. - 1943. - 7 янв.
15. Нарвская правда. - 1942. - 14 янв.
16. Оятская правда. - 1941. - 15 окт.
17. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. - М., 1961.
18. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). -Ф. 7179.