Научная статья на тему 'ПОМОРСКИЙ СПИСОК ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ СКАЗАНИЯ О ВАССИАНЕ И ИОНЕ ПЕРТОМИНСКИХ'

ПОМОРСКИЙ СПИСОК ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ СКАЗАНИЯ О ВАССИАНЕ И ИОНЕ ПЕРТОМИНСКИХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АГИОГРАФИЯ / ТЕКСТОЛОГИЯ / ПОЭТИКА / ВЫГОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / РУССКИЙ СЕВЕР / СКАЗАНИЕ О ВАССИАНЕ И ИОНЕ ПЕРТОМИНСКИХ / RUSSIAN HAGIOGRAPHY / TEXTOLOGY / POETICS / VYHOVSKY LITERARY TRADITION / RUSSIAN NORTH / THE TALE OF VASSIAN AND IONA PERTOMINSKY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыжова Е.А.

В статье содержится характеристика Поморского списка Сказания о севернорусских святых Вассиане и Ионе Пертоминских из Выголексинского монастыря (Государственный исторический музей. Музейское собрание, № 1510) с точки зрения его источниковедческой характеристики и художественного своеобразия. Исследование показало, что Поморский список, включенный в состав в состав Поморского Торжественника 20-40-е гг. XVIII в., можно считать старообрядческим вариантом Пространной редакции произведения. Ему присущи сокращения фрагментов Сказания, связанных с описанием деятельности Петра I в Пертоминском монастыре, а также особая композиция и сюжетная организация, которая наблюдается в севернорусских житиях праведников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POMORS LIST OF THE EXTENSIVE EDITION OF THE TALE OF VASSIAN AND IONA PERTOMINSKY

The article contains a description of the Pomeranian List of Tale of North Russian Saints Vassian and Ionа Pertominsky from the Vygoleksinsky Monastery (State Historical Museum. Museum Collection, No. 1510) in terms of its source characteristics and artistic originality. The study showed that the Pomeranian list, included in the composition of the Pomeranian Ceremonial 20-30s. XVIII century, can be considered the Old Believers version of the Extensive edition of the work. It has inherent cuts in fragments of the Tale related to the description of Peter I’s activities in the Pertominsky monastery, as well as the special composition and plot organization that is observed in the Northern Russian lives of the righteous.

Текст научной работы на тему «ПОМОРСКИЙ СПИСОК ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ СКАЗАНИЯ О ВАССИАНЕ И ИОНЕ ПЕРТОМИНСКИХ»

УДК 82.09

Е. А. Рыжова E. A. Ryzhova

ПОМОРСКИЙ СПИСОК ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ СКАЗАНИЯ О ВАССИАНЕ И ИОНЕ ПЕРТОМИНСКИХ

POMORS LIST OF THE EXTENSIVE EDITION OF THE TALE OF VASSIAN AND IONA PERTOMINSKY

В статье содержится характеристика Поморского списка Сказания о севернорусских святых Вассиане и Ионе Пертоминских из Выголексинского монастыря (Государственный исторический музей. Музейское собрание, № 1510) с точки зрения его источниковедческой характеристики и художественного своеобразия. Исследование показало, что Поморский список, включенный в состав в состав Поморского Торжественника 20-40-е гг. XVIII в., можно считать старообрядческим вариантом Пространной редакции произведения. Ему присущи сокращения фрагментов Сказания, связанных с описанием деятельности Петра I в Пер-томинском монастыре, а также особая композиция и сюжетная организация, которая наблюдается в севернорусских житиях праведников.

Ключевые слова: русская агиография, текстология, поэтика, выговская литературная традиция, Русский Север, Сказание о Вассиане и Ионе Пертоминских

The article contains a description of the Pomeranian List of Tale of North Russian Saints Vassian and Iorn Pertominsky from the Vygoleksinsky Monastery (State Historical Museum. Museum Collection, No. 1510) in terms of its source characteristics and artistic originality. The study showed that the Pomeranian list, included in the composition of the Pomeranian Ceremonial 20-30s. XVIII century, can be considered the Old Believers version of the Extensive edition of the work. It has inherent cuts in fragments of the Tale related to the description of Peter I's activities in the Pertominsky monastery, as well as the special composition and plot organization that is observed in the Northern Russian lives of the righteous.

Keywords: Russian hagiography, textology, poetics, Vyhovsky literary tradition, Russian North, The Tale of Vassian and Iona Pertominsky

Сказание о Вассиане и Ионе Пертоминских (далее - Сказание) является памятником севернорусской агиографии XVII в., посвященным истории возникновения Пертоминского мужского в честь Богоявления монастыря в Унской губе на Белом море.

126

Монографических работ, связанных с изучением данного памятника, на сегодняшний день не существует, несмотря на то, что произведение упоминается в трудах исследователей начиная с XIX в. Следует отметить, что в основном рассматривались вопросы времени создания Сказания, некоторые особенности его художественной формы, а также история канонизации Вассиана и Ионы Пертоминских.

В. О. Ключевский в книге 1871 г. «Древнерусские жития святых как исторический источник» обратил внимание на поэтапное формирование текста памятника. Он писал о том, что данное произведение «с характерными чертами монастырской канонизации составлялась постепенно: одни чудеса были записаны до 1694 года (освидетельствование мощей), другие - после» [3, с. 348]. В своих наблюдениях В. О. Ключевский опирался на списки Сказания, находящиеся в «Поморском сборнике» (в настоящее время ГИМ, Музейское собр., № 1510, далее - Муз-1510) и в «Соловецком сборнике № 182» (сейчас РНБ, Соловецкое собр., № 182/182, далее - Со-лов-182/182).

Н. П. Барсуков в своем труде 1882 г. «Источники русской агиографии» вслед за В. О. Ключевским также указал два списка произведения [1, стб. 99-100].

Н. А. Яхонтов в монографии 1881 г., основанной на рукописях Соловецкой библиотеки, обратил внимание на особенности художественной формы Сказания, ориентируясь на соловецкий список № 182 (Солов-182/182) [10, с. 157-159, 297-305].

Церковный историк Никодим (Кононов) в своем труде 1900 г., посвященном почитанию соловецких подвижников, выделил вопросам канонизации Вассиана и Ионы Пертоминских отдельную главу. В своих рассуждениях он ориентировался на разные источники, в том числе на два списка Сказания. Никодим (Кононов) в основном цитировал список произведения из библиотеки Казанской духовной Академии № 189 (сейчас РНБ, Соловецкое собр., №189/189; далее - Солов-189/189), а также ссылался на текст Сказания, опубликованный в издании 1871 г. [4, с. 43-50, 113-120], отмечая при этом некоторые текстуальные различия в используемых им списках.

В 1998 г. в справочном издании «Словарь книжников и книжности Древней Руси» О. А. Белоброва и А. Н. Симонов изложили текстологическую историю произведения. Они указали восемь списков Сказания и выделили три редакции, охарактеризовав каждую и очертив временные рамки их появления: Краткую, Пространную и Особую. Кроме того, они отметили существование текста, отличающегося от всех известных списков

127

/нУе шпррлиЕн'ш;

tiiusertminVn I iiiw^iftjl«. лрпкгнАдя oijtt

ПАШ"!V • >Д[1* ПА. Hicbntl . Л»« «ДЯ1|(*0|« (MIX .(ПАГШ лор*. 1ШН1ПК ÖdWnj . S3iinOl(rt ы ¡nlrt"! 'i (ШИЦММит «»<t Е^ГП.МИЕШ.ЯД*

. Гллал, «к.

УгГя Г'[ It „ ЛЧ^КМПВ'^А . fl О ГTn'rtlH /И1.1

мя Г^МИИ .jKMrouSf

A'ifHilA tint

lfc/L«

-n—......;.......

IA ff^an I fc 11 ш лл p h . (ipE^WALI EAiipillh КИ1Н л «ml« At та ., прлмдпылч» H rf't'iiintiAiii.

L ÖtlF/p »уьш П^4Е(£ПЫАК* плю^ити

ГI, О П1 Л Г.11 1» НПО и А"ЧГ01АЛЬПО

нзма'кпо „ S« «ядйл

аиш||1||П1| i^siiiMUM« ЁЫ'РЯ , НЧНШТАПЙИ (¡■■a^flijUiriLlAi - и АЮЛЛ1И МОГЛА ИМ

ДЬ| , ЯМрлЗЛ. . HAK И»f А »ЧОП LI«ч. КЫ ^

шн . пкмкд! падокнп и\и rfikmiiHjn- , с*Д" крАьедпЫ'МЕЬ ayvч-piAjiiH (iib'erh srrb . Гдиуг*I iraflrt(4'KDI|'(n4A ujflititet^ir» 111 (irujn. 011,1b ПК^

miwwMTueii ill)*.! «учпкп к'нн'дши но'

Г^АД'* „ EH^ii Б ^ И 1 ['«.) НГр^ШПЛ r

ajfHfeiHA . H 1В1||НЕФН AinariH к о IJ91.1 njMEUvfc^A 1.Ш . M3i«i«fik((A II AK« fiTiir Timm liii^il'irl ITlVs (««ЕГО SK-tf Г*1/* ini^f'l"

ГО КММГШЦМ! ему Öl^A 11

Ч('(ТП"4и , MiA'-iA(l.llllAii.W(|l* Blierriilli A 1«га'4аг«> . nWj ( r«(U Seh. Hn

ТМП dfin. . ktn )kil9№ Iii»« Hü'itHIE'l 6o rjnfc e£f«. . ЯШЕШЯЕ aia'a«! (Irfcli« ДвЕр« .

li'«TO( npi*.' IIA '¿(A<AM Ца УДД-^ПИ -ОГЛАА1»

Дйирщ^А lUirihf^EniL ЯЛДТк ЕЫ'ГИ- OE^t*"^ Т1ЮИ HpAEf^KO ПКУПЕ III« ЙЧЖЧИ* и«дия. H^litfcmtiK mllEU ЧАН« АЧАА«< lufc'il« П^<Гр4ш(пГ( .

. НуННО ГХО( ГШ БF '

IMtjl ти f

. (lltm НАГА

Сказание о Вассиане и Ионе Пертоминских. ГИМ, Музейское собр., № 1510. 20-40-е гг. XVIII в. Л. 254.

Сказания и опубликованного в издании XIX в. вместе со службой святым [2, с. 454-457].

Первой по времени создания исследователи называют Краткую редакцию («Явление и чудеса преподобных и богоносных отец наших пустынножителей Вассиана и Ионы, Пертоминскаго монастира, во Унских рогах»), которая читается в рукописи РНБ, собр. Погодина, №№ 810, 60-70-е гг. XVII в. [2, с. 455]. По их наблюдениям, Краткая редакция представляет собой небольшое по объему произведение, в котором рассказы о чудесах чередуются с главами, описывающими создание Пертоминского монастыря. О. А. Белоброва и А. Н. Симонов отмечают, что факты, изложенные в Сказании, подтверждаются грамотой 1621 г. (БАН, Архангельское собр., Д. 596, л. 15), в которой пересказывается челобитная игумена Иакова с кратким изложением истории основания монастыря и сооружения часовни иноком Мамантом [2, с. 455]. Произведение в данном списке заканчивается описанием чудес о спасении Ивана Болотникова и Федора Хилкова, что позволяет датировать

128

создание Краткой редакции периодом до 1644 г., поскольку один из героев рассказа о чуде, Андрей Хилков, умер в 1644 г. [2, с. 455].

Особая редакция памятника («Сказание вкратце о пертоминских чудотворцах, Вассиане и Ионе») читается в рукописи РНБ, Софийское собр., № 452, 90-х гг. XVII в. [2, с. 456]. Одним из ее источников послужил Соловецкий летописец. Автор редакции оставляет в стороне чудеса святых, а сосредоточивается на подробном описании деятельности строителя Перто-минского монастыря Михаила Харзеева (1675-1689); заканчивается Сказание известием о построении двух храмов при его участии [2, с. 455]. Сам Михаил при этом вряд ли был ее автором, так как освящение храма Успения, о котором сообщается в Сказании, состоялось в 1692 г., в то время как Михаил Харзеев за многочисленные преступления был усилиями архиепископа Афанасия задержан в Москве и выслан в Тобольск в 1690 г. [2, с. 455-457].

Пространная редакция памятника («Сказание о проявлении, и обретении, и о чудесех преподобных отец наших Вассиана и Ионы, иже на Примо-рии Студенаго моря великаго окияна в Затоце во Унских нарицаемых Рогах Пертоминских чудотворцев») в рукописно-книжной традиции представлена, по наблюдениям О. А. Белобровой и А. Н. Симонова, шестью отличающимися друг от друга списками. Основным источником Пространной редакции послужил текст Краткой, значительно переработанный и расширенный в соответствии с агиографическим каноном: появилось обширное вступление и заключительная часть [2, с. 455-456]. Сказание здесь было дополнено пятью чудесами и обширным повествованием о посещении Петром I Пертоминского монастыря во время его путешествия на Соловецкие острова, в результате которого были освидетельствованы мощи Вассиана и Ионы Пертоминских [2, с. 455]. Одним из источников рассказа о пребывании Петра I в монастыре послужило произведение, приписываемое архиепископу Холмогорскому Афанасию, - «О высочайших пришествиях великого царя и великого князя Петра Алексиевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших.» (М., 1783) [2, с. 455-456]. Исследователи отметили, что списки Пространной редакции произведения неоднородны и выделили два ее варианта.

В наиболее раннем списке Пространной редакции, принадлежавшем Соловецкой библиотеке (ныне - Архив Музея истории религии, колл. 3, оп. I, д. 48), последнее чудо датируется 1706 г. Два более поздних списка (Солов-189/189, сер. XVIII в.; Солов-182/182, XVIII-XIX вв.) содержат дополнительно еще два чуда [2, с. 456]. О. А. Белоброва и А. Н. Симонов предполагают, что ранний вариант Пространной редакции был составлен между

129

1706 и 1708 гг., так как в наиболее позднем из чудес фигурирует келарь Вар-сонофий, который стал строителем монастыря в 1708 г. [2, с. 456]. Поздний вариант, по наблюдениям ученых, относится к периоду до 1725 г., поскольку в Сказании нет упоминания о смерти Петра I, которая не могла не быть замечена автором [2, с. 456].

Один из списков Пространной редакции находится в «Памятной книге» Пертоминского монастыря (БАН, Архангельское собр., Д. № 596), причем список неполный: в нем отсутствуют вступление и ряд чудес [2, с. 456]. Кроме того, к Пространной редакции они относят списки Сказания, читающиеся в рукописи из Соловецкой библиотеки, № 947 (нынешнее местонахождение неизвестно) и в сборнике, принадлежавшем В. О. Ключевскому (Муз-1510) [2, с. 456].

Следуют за текстологической концепцией Сказания, предложенной в 1998 г., Е. В. Романенко и А. А. Романова. В статье «Вассиан и Иона Перто-минские» в издании «Православная энциклопедия» они отмечают, что Сказание представляет собой уникальный документ, содержащий сведения о повседневной жизни севернорусских монастырей, однако новых списков не приводят и их характеристику не дают [5, с. 263-265]. Исследователями делается краткий пересказ некоторых эпизодов и чудес Сказания по списку Солов-182/182: повествование о смерти преподобных и сопровожаемое чудом обнаружения тел святых; явление святых монаху Мамонту; поселение первого старца и создание Пертоминского монастыря; чудо о старце Ав-раамии; повествование о пребывании Петра I в Пертоминском монастыре; чудо о недороде, связанное с келарем Варсонофием. Указывается при этом, что в большинстве чудес Сказания описывается помощь святых своей обители в годы неурожаев и голода и отмечается широкое почитание святых не только среди жителей Поморья, но и, начиная со второй половины XVII в., - за пределами этого региона.

В 2012 г. была защищена кандидатская диссертация А. Н. Симонова «История канонизации русских святых в конце XVII - первой четверти XVIII в.», в которой особое место уделялось вопросам канонизации Васси-ана и Ионы Пертоминских и истории текста Сказания [8].

В целом А. Н. Симонов повторяет, с некоторыми замечаниями и корректировками, текстологическую концепцию, отраженную в статье 1998 г. Дополнительно к ней А. Н. Симонов высказывает предположение о том, что Краткая редакция была создана в Пертоминском монастыре в 20-е годы XVII в. при первом игумене Иакове Верещагине, который впервые упоминается в монастырской грамоте 1620 г. [8, с. 37]. В пользу этого предположения, как указывает А. Н. Симонов, свидетельствует «отсутствие чудес

130

при преемниках иеромонаха Иакова, которые не упоминаются в Сказании. Открытие мощей Вассиана и Ионы, состоявшееся при игумене Иакове, объясняет и цель создания агиографического памятника» [8, с. 37]. Особую редакцию А. Н. Симонов называет проложной и отмечает, что она входила в Соловецкий патерик, который состоял из житий и служб Соловецких подвижников, написанных в конце XVII в. Скорее всего, данная редакция был составлена в Соловецком монастыре для богослужебных целей в связи с канонизацией пертоминских святых в 1694 г. [8, с. 51-52].

А. Н. Симонов ввел в научный оборот еще один список Пространной редакции произведения - ГИКМЗ «Московский Кремль», № 225 (первая четверть XVIII в.) и отнес его к раннему варианту [8, с. 38, 41-43]. Кроме того, он высказал более детальные замечания о группировке отдельных списков внутри Пространной редакции, что позволило ему выделить пять вариантов данной переработки произведения.

Исследователь указал на то, что текст раннего варианта Пространной редакции был существенно расширен за счет использования риторических оборотов и новой фактической информации: было введено утверждение о том, что Вассиан и Иона были учениками митрополита Филиппа (Колычева); появилось пять новых чудес, доведенных до 1694 г., внесен ряд фактических дополнений в текст отдельных чудес и описание пребывания Петра I в Пертоминском монастыре.

Ко второму варианту Пространной редакции А. Н. Симонов отнес два соловецких списка: Солов-189/189 и Солов-182/182. В этом варианте после рассказа о чуде 1706 г. следуют еще два; в последнем из них фигурирует иеромонах Варсонофий Рубцовский, будущий строитель монастыря, который упоминается в монастырском архиве как строитель с конца 1711 - начала 1712 гг. На основе этих данных можно отнести, считает исследователь, составление первого и второго вариантов Пространной редакции к 1706-1712 гг. и атрибутировать соловецким книжникам, которые основывались на материалах Пертоминского монастыря; провести литературную обрабтку материала мог монах Варсонофий [8, с. 45-47]. При этом в качестве одного из источников автор, видимо, ориентировался на труд Афанасия, архиепископа Холмогорского о пребывании Петра I на Белом море, который использовался и при создании Соловецкого летописца. «Появление подобного агиографического памятника для Соловецкого монастыря, - отмечает А. Н. Симонов, - было актуально, так как Пертоминские святые входили в круг Соловецких святых» [8, с. 46].

К третьему варианту Пространной редакции Сказания он отнес список памятника БАН, Архангельское собр., № 596, находящийся в «Памятной

131

книге Пертоминского монастыря», составленной в 1822-1823 гг. строителем монастыря иеромонахом Логином в двух экземплярах. В данном списке нет вступления и нескольких чудес, а описание путешествия Петра I в Соловецкий монастырь заимствовано не из Сказания, а является компиляцией труда архиепископа Афанасия [8, с. 47-48].

К четвертому варианту Сказания относится список Муз-1510, в котором чудеса доведены только до 1694 г., а описание пребывания Петра I в монастыре и последующие чудеса отсутствуют. Возможно, отмечает А. Н. Симонов, в этом проявляется сознательное редактирование текста, так как список входит в состав старообрядческого житийного сборника, и упоминание о прославлении Вассиана и Ионы, которое состоялось по инициативе царя, для старообрядцев «было бы неуместно» [8, с. 49].

Последний, пятый вариант редакции представлен в публикации Сказания, которая была осуществлена для богослужебных целей в 1861 г. [8, с. 49].

Таким образом, среди текстов Пространной редакции Сказания с самого начала изучения произведения указывался список памятника Муз-1510 в «Поморском сборнике», принадлежавшем В. О. Ключевскому. Однако его источниковедческую и текстологическую характеристику, сделанную А. Н. Симоновым, вряд ли можно считать исчерпывающей. Осталось в стороне и рассмотрение художественных особенностей этого текста, хотя этот список, да и сборник в целом, заслуживают особого внимания, поскольку происходят из известного старообрядческого книгописного центра - Вы-говского общежительства.

Выговский сборник ГИМ, Музейское собр., № 1510 представляет собой «Поморский торжественник» и датируется 20-40-ми гг. XVIII в. Как и другие поморские торжественники, данный сборник отражает стремление выговцев создать, как отмечает Е. М. Юхименко, «чтение всенародное» [9, с. 139, примеч. 140]. Предваряет сборник Слово о российских чудотворцах Семена Денисова, затем в календарном порядке следуют памятники древнерусской агиографии, среди которых Сказание о Спасо-Каменном монастыре, «Сказание вкратце о премудром Киприане митрополите.»; жития Иоасафа Каменского, Никандра Псковского, Трифона Вятского, Антония Дымского, Кирилла Челмогорского, Ульянии Муромской, Исидора Юрьевского, Геннадия Костромского, Иринарха Ростовского, Даниила Донского, Нифонта Новгородского, Ферапонта Белозерского, Мартиниана Белозерского, Симона Юрьевецкого, Даниила Переяславского, Антония Вологодского, Трифона Печенгского, Диодора Юрьегорского, Галактиона Вологодского, Прокопия Вятского, Ефрема Перекомского, Иродиона Илозер-

132

ского; слова на память Иосифа Заоникиевского, новгородского архиепископа Моисея, на память перенесения мощей Зосимы и Савватия Соловецких; сказания о чудесах Сильвестра Обнорского, Евфимия Архангелогородско-го и др. В «Поморском торжественнике» Сказание о Вассиане и Ионе Пер-томинских является его 22-й главой.

Обратимся к композиции Выговского списка Пространной редакции Сказания. Известно, что агиографический канон предписывает житийному памятнику наличие определенной композиционной структуры: введения, центральной части, заключения, а также описания посмертных чудес святых.

Введение в Сказании в списке Муз-1510, как и предписывает агиографический канон, носит отвлеченный риторический характер. Его основной темой является объяснение, почему Бог «пределы смерти быти устрояетъ праведнымъ и грЪшнымъ» (Муз-1510, л. 254).

Центральная композиционная часть Сказания довольно краткая. Она включает повествование о смерти святых Вассиана и Ионы Пертоминских во время бури на Белом море, при этом автор называет их учениками игумена Соловецкого монастыря Филиппа («От нЪкиихъ же древле слышани-емъ извЪствуется, яко, глаголютъ, ученицы бяху святителя Филиппа Мо-сковскаго, всея России чудотворца, бывша прежде игуменомъ в Соловец-комъ монастыре», Муз-1510, л. 255) и указывает дату их кончины - 1556 г. («Бысть в лЪто от создания мира седмь тысящь седмьдесять четвертое в царство благочестиваго государя царя Иоанна Василиевича Московскаго и всеа России», Муз-1510, л. 254 об.).

Основное содержание текста Сказания составляют рассказы о 16-ти чудесах, связанных с обретением мощей Вассиана и Ионы Пертоминских, и описанием чудотворений от них, происходивших после погребения святых тел на месте будущего монастыря. Восемь чудес в данном списке основаны на тексте Краткой редакции: это обретение тел святых, сопровождаемое чудом; чудесное спасение заблудившейся в лесу женщины из Луды; чудо святых о запрете вырубать деревья на дрова вблизи захоронения нетленных тел святых; рассказ о наказании за нарушение данного запрета; чудесное исцеление Козьмы от болезни; чудо о монастырском старце Авраамии, дерзнувшем без благословения осматривать мощи святых; чудо об избавлении от «потопления» дьяка Иоанна Болотникова и об излечении его племянника от болезни; чудо о спасении от «потопления» Федора Хилкова.

В остальных чудесах раскрывается история монастырской жизни: в них

повествуется о построении обители и возведении монастырских храмов (чудо «О создании церкве первыя БоголЪпнаго Преображения»), рас-

133

сказывается о спасении монастыря и монастырского имущества во время пожара на скотном дворе, об избавлении монастырской братии от голода; о спасении монастырской казны от «ночной татьбы».

Однако Сказание в данном списке, как, впрочем, и во всех других списках Пространной редакции произведения, в целом существенно отличается от традиционных житий. В нем отсутствуют такие традиционные для житийного памятника сюжетообразующие мотивы, как детство святых, выбор иноческого пути, пострижение, основание святыми монастыря, их подвижничество в монастыре и собственно описание монашеского подвига. По нашим наблюдениям, это произведение приближено к жанру сказаний и повестей о явлении мощей. Композиционно-структурные элементы сказаний о явлении мощей на материале житий праведников Русского Севера рассмотрены в нашей работе «Жития праведников в агиографической традиции Русского Севера» [6, с. 390-442]. Исследуя композиционные особенности житий праведников Русского Севера, мы отметили отсутствие в них таких важных для агиографического канона композиционных эпизодов, как биография святого и описание его пути к святости. В произведениях ничего не сообщается о мирском благочестии праведника, а состоят они в основном из описаний обретения и освидетельствования его нетленных мощей, рассказа о переносе мощей в подобающее место и описаний посмертных чудес. Нам удалось выявить ряд специфических мотивов, присущих данным текстам [6, с. 410]. Как выясняется, данные мотивы характерны и для рассматриваемого нам списка Сказания.

1. Обстоятельства смерти праведников либо остаются неизвестными, либо не укладываются в рамки церковного канона. Сказание о перто-минских угодниках относится к произведениям, в которых нарушаются канонические представления о благообразном успении подвижников: в нем сообщается о том, что Вассиан и Иона утонули во время шторма в Белом море («И от многаго волнения морскаго Божиим попущением залияся ло-дия волнами. И тако скончашася преподобнии и с ними сущии», Муз-1510, л. 255).

Однако во введении к Сказанию Пространной редакции присутствует, тем не менее, объяснение почитания этих святых, скончавшихся неестественной смертью. В произведении звучит мысль о том, что все события в мире подчиняются предначертанию Бога, и смерть человека, как праведная, так и нечестивая, также совершается согласно Божественному промыслу. Не случайно поэтому в предисловии делается попытка объяснения неправомерной с точки зрения церковного канона смерти «от потопления» святых. В нем автор отмечает, что только Божий промысел указывает «пределы

134

смерти» праведным и грешным, поэтому нельзя усомниться в святости Вассиана и Ионы Пертоминских, даже если их смерть «злообразна»: «Благий Богъ и человЬколюбецъ непостижимыми и неизслЬдованными своими божественными судбами многообразныя и недовЬдомыя человЬкомъ предЬлы смерти быти устрояетъ праведнымъ и грЬшнымъ: овогда убо праведнымъ наводитъ скончание честно и многославно, овогда же безславно и безобразно, или от человЬкъ злыхъ попущаетъ убиеннымъ быти, или от тягости воз-душныя, и грома, и молнии, и огня, и воды, и мраза, или от звЬря поражен-нымъ быти» (Муз-1510, л. 254). В качестве иллюстрации приводятся нравоучительные параллели об умерших неблагочестивой смертью, однако прославленных затем Богом: патериковый рассказ о нечестивой смерти праведника и праведной смерти богатого грешника (из Скитского патерика) и соответствующее место из Жития основателя монашества Афанасия Афонского с описанием внезапной смерти святого при строительстве храма в монастыре (во время ремонта его задавило кровлей). Следует отметить, что размышления автора о «злообразной» кончине благочестивых иноков Вас-сиане и Ионе Пертоминских созвучны средневековым представлениям о смерти и божественном провидении [7].

2. Вода или земля «издаде» нетленные мощи праведника или их обнаруживают непогребенными, лежащими прямо на земле. Согласно тексту «Сказания», тела утонувших Вассиана и Ионы «издаде» вода: тела Вассиана и Ионы Пертоминских были вынесены волнами на берег в Унской губе, при этом они оказались нетленными («По истоплении же благоволениемъ Божиимъ принесе мощи ихъ волнами морскими в Рога, нарицаемыя Ун-ския, и губы, идЬже и всЬмъ обуреваниемъ в мори пристанище благоутиш-ное бываетъ во Унскихъ нарицаемыхъ Рогахъ. И тамо изнесе ихъ на сушу на мЬстЬ пустЬ к восточней странЬ», Муз-1510, л. 255; «и се абие узрЬша тЬлеса преподобныхъ отецъ, воскрай воды, яко положенныхъ купно и ни-чимже врежденныхъ от чадоненавистныхъ и плотоядныхъ онЬхъ птищевъ, удивишеся в себЬ, таже яко видЬша преподобныхъ истлЬнию не подлежащих, якоже прочии человЬцы...», Муз-1510, л. 255 об.).

3. Обретение мощей праведников сопровождается чудесными знамениями и исцелениями местных жителей. Обнаружение мощей святых Вас-сиана и Ионы Пертоминских сопровождалось чудом: окружающие видели, что вороны на трогают святые тела, а облетают их стороной, будто бы отгоняемые неведомой силой: «и внегда начаста приближатися к мЬсту оному, на немже тЬлеса преподобныхъ извержена лежаста, узрЬша множество вра-новъ, парящихъ по воздуху <.> И внегда приближшеся паче, узрЬвше чю-деси достойное: враномъ окрестъ облетающимъ и воплемъ грающимъ, яко

135

отгонимымъ нЬкоею силою, и не касающимся отнюдь мощемъ преподобныхъ» (Муз-1510, л. 255 об.).

4. Имя праведника и его биография неизвестны. Долгое время имена святых Вассиана и Ионы оставались неизвестны.

5. Имя и некоторые этапы биографии праведника могут проясняться во время его явлений местным жителям. Кроме того, биографические сведения о святом сообщаются в житиях в форме преданий о нем, бытующих в устной традиции края. В Сказании имена святых и обстоятельства их гибели проясняются во время чудесного явления Вассиана и Ионы местной жительнице из Лудской веси и старцу Маманту: представ перед ними «во образЬ двоихъ инокъ благоговЬйныхъ», преподобные назвали свои имена и поведали об остоятельствах смерти.

6. Нетленные мощи праведника с почестями погребают, устанавливают над ними часовню или храм. Мощи святых Вассиана и Ионы были торжественно захоронены под большой сосной («Абие же по явлению и заповЬданию ихъ изнесоша мощи ею на сушу, и сотворше гроб, вложиша в онь, и несшее, погребоша я со благоговЬниемъ на бору под великою сосною», Муз-1510, л. 256), затем на этом месте соорудили часовню, а впоследствии здесь возник Богоявленский монастырь.

7. Праведник понуждает местных жителей к своему почитанию, являясь им в ночных видениях с просьбой перенести мощи на другое место, поставить над ними часовню. В Сказании Вассиан и Иона Пертоминские несколько раз являются местным жителям с требованием погрести их тела в указанном ими месте («Положите убо наю на пустомъ семъ мЬстЬ на бору под великою сосною вышше противо тогоже мЬста, на немже первее обрЬтостЬ насъ, и тамо погребите наю. В Лудскую же весь не возите: изъ воды убо взясте насъ, паки ли в воду хощете погребсти наю.», Муз-1510, л. 256).

8. Сомневающиеся в святости праведника или не оказывающие должного почитания его мощам наказываются, однако прощаются после молитвенного обращения к ним. В Сказании также есть рассказ о наказании старца Авраамия тяжелой болезнью за непочтительное отношение к мощам святых.

Выговский список Муз-1510 Пространной редакции Сказания и по количеству чудес, и по некоторым стилистическим особенностям отличается от других списков данной переработки.

Обращает на себя внимание тенденция к сокращению текста по сравнению с имеющимися списками третьего варианта Пространной редакции,

136

происходящими из библиотеки Соловецкого монастыря. В списке Муз-1510 нередко сокращаются риторические пассажи исходного текста, ср.:

Солов-182/182

И абие воста ему сопротивенъ вктръ, и понесе ихъ в море нуждею, меташе же волны в море, и не возмогоша удержатися, несомы быша вЪтромъ в морскую пучину три дня, бяху в велицЪй печали и отчаянии (л. 193).

Та же всЪдоша братия в карбасы со скоростию, паче же радующимся, доплывше до лодии и приставша к ей, приидоша на мЪсто оное. И Кандалажскаго монастыря старецъ в той же скорости без прошения ихъ рожь и лодию все предреченному старцу Герасиму з братиею отдаде имъ в монастырь, видя же ихъ скудость хлебную, яже от них слыша повЪдаемую. Они же с поклонениемъ благодариша старца за показанную милость, имъ данную, о хлЪбЪ и лодии, возвратишася во свою обитель с радостию великою. ХлЪба же того обрЪтеся в лодии сто и 20 мЪръ. ИтЪмъ хлЪбомъ препиташася братия Пертоминскаго монастыря лЪто едино и пол. И тако молитвами преподобных от глада избыша братия обители Пертоминския в скудное оно время (л. 193 об.-194).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муз-1510 И Божиею же силою напрасно дыхнувшу абие вттру имъ противну, и понесе ихъ нуждею в море (л. 257).

Та же встдоша братия в карбасы, приидоша на мЬсто и приставше к лодии. И Кандалажскаго монастыря старецъ рожь и лодию все предреченному старцу Герасиму з братиею отдаде в монастырь. Хлтба же того обрттеся сто и двадесять мЬръ. И ттмъ хлЬбомъ препитахуся братия лЬто едино и полъ. И тако молитвами преподобныхъ от глада избыша братия в скудное оно время (л. 263).

Крометого,вназванияхчудесивсамихрассказахочудесахпоследовательно убирается встречающееся в соловецких списках применительно к Вассиану и Ионе Пертоминским словосочетание «отцы наши». В данном списке нет заключительной части с описанием чудес от мощей Вассиана и Ионы в Пертоминской обители и похвалой им, которая читается в текстах третьего варианта Пространной редакции Солов-182/182 и Солов-189/189, отсутствуют фрагменты, в которых есть упоминания о событиях, происходящих в Пертоминской обители в настоящее время, например, «обитель боголЬпнаго Преображения Всемилостиваго Спаса устроися, яже видима есть и донынт встмилюдми, тамо приходящими, благодатию Божиею, и в ней трудолюбивое пребывание имтютъ иночествующыя, и постническое житие ко спасению» (Солов-182/182), и др.

137

Помимо этого, в старообрядческом списке оказались исключены десять чудес после рассказа о Василии, «хотящемъ татбу сотворити», которые читаются в других текстах третьего варианта Пространной редакции. В основном это чудеса, связанные с пребыванием Петра I на Севере, и в частности в Пертоминском монастыре: нет описания чудесного избавления Петра I от гибели на Белом море в 1694 г. во время плавания в Соловецкий монастырь; нет рассказа о посещении Петром I Пертоминской обители и о его денежном вкладе в монастырь в честь своего спасения; нет повествования о том, как Петр I своими руками вырезал деревянный крест в честь своего избавления от неминуемой смерти; нет рассказа о водружении сделанного царем креста в обители; нет описания освидетельствования мощей Вассиана и Ионы Пертоминских, произведенного во время пребывания Петра I в Пертоминском монастыре. Думается, это изъятие текста в списке Муз-1510 по сравнению с третьим вариантом Пространной редакции было сделано преднамеренно: как известно, старообрядцы весьма негативно относились к личности и деятельности Петра I.

Нам встретилось только одно добавление в тексте рассматриваемого списка. Это авторский комментарий, сопровождающий рассказ «о скудости, бывшей во обители». Его сюжет основан на бытовой ситуации: в монастыре не осталось хлебных припасов, поэтому братия хотела покинуть обитель. Явление святых старцу Дионисию с запретом покидать монастырь чудесным образом спасает иноков от голода: вскоре штормом приносит в Унскую губу лодку с рожью из Кандалакшского монастыря и иноки в честь своего спасения оставляют все в Пертоминском монастыре. Авторская отсылка к событиям Ветхого Завета с пророком Аввакумом и Даниилом (Даниил 14: 32-39) помещена в данном списке в скобки: «Иже Аввакума хлЬбы инЬмъ предуготовавшаго восхитивый, в ровЬ гладствующему представившаго. Чти о семъ подробнЬ содЬянному, усумнЬтися кому, яко неправедну вещъ быти, от ненужныхъ отъяти и неимущимъ отдати» (Муз-1510, л. 262 об.-263). Однако данное добавление вряд ли можно считать правкой автора поморского списка, поскольку оно встречается и в списке Сказания первого варианта Пространной редакции ГИКМЗ «Московский Кремль», № 225. Это расширение текста списка ГИКМЗ «Московский Кремль», № 225 отмечалось А. Н. Симоновым [8, с. 41]. Все это свидетельствует о том, что соотношение списков внутри Пространной редакции сложнее, чем предложенное А. Н. Симоновым. Рассматриваемый нами список Муз-1510, представляющий собой, по мнению исследователя, четвертый вариант Пространной редакции Сказания, опирается, тем не менее, не только на текст списков третьего варианта произведения, но и, как оказалось,

138

содержит особое чтение, присущее только одному списку первой редакции памятника - ГИКМЗ «Московский Кремль», № 225. Следовательно, можно говорить о том, что список Муз-1510 восходит к протографу, в котором был представлен текст Сказания третьей редакции, но имеющий дополнение о библейском пророке Аввакуме.

Таким образом, находит свое потверждение предположение о том, что Поморский список Пространной редакции содержит особый вариант текста. Выговский список Пространной редакции, по нашим наблюдениям, является новой - старообрядческой и выговской - версией текста Пространной редакции. И это вполне закономерно, поскольку Выговская киновия воспринимала себя продолжателем традиций древлецерковного благочестия, заложенными Соловецкой обителью.

Текст Поморского варианта Пространной редакции Сказания о Вассиане и Ионе Пертоминских по рукописи ГИМ, Музейское собр., № 1510 публикуется по современным правилам издания памятников древнерусской письменности, принятым в научной серии «Труды Отдела древнерусской

литературы» ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).

***

1.БарсуковН. П. Источникирусскойагиографии.СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1882.

2. Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и о чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П-С. С. 454-457.

3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Типография Грачева и К°, 1871.

4. Никодим (Кононов), иеромонах. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки. СПб.: Тип. М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1900.

5. Романенко Е. В., Романова А. А. Вассиан и Иона Пертоминские // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т. 7. С. 263-265.

6. Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Русского Севера // ТОДРЛ. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2007. Т. 58. С. 390-442.

7. Рыжова Е. А. Модель смерти святого в агиографической традиции: завещания о «небрежении» к телу и мотив «тайные слуги Господа» // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2019. Вып. 9. С. 81-96.

139

8. Симонов А. Н. История канонизации русских святых в конце XVII - первой четверти XVIII в.: дис.... к. и. н. СПб., 2011.

9. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 1.

10. Яхонтов И. А. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник: составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань: Тип. Императорского ун-та, 1881.

ТЕКСТ

Сказание о Вассиане и Ионе Пертоминских

ГИМ. Музейское собр., № 1510

(Л. 254) Сказание о проявлении, и обрЬтении, и о чудесЬхъ преподобныхъ отецъ нашихъ Васиана и Ионы, иже на Примории Студенаго моря великаго окиана в ЗатоцЪ во Унскихъ нарицаемыхъ рогахъ, Пертоминскихъ чудотворцевъ. Глава 22.

Благий Богъ и человЬколюбецъ непостижимыми и неизслЬдованными своими божественными судбами многообразным и недовЬдомыя человЬкомъ предЬлы смерти быти устрояетъ праведнымъ и грЬшнымъ: овогда убо праведнымъ наводить скончание честно и многославно, овогда же безславно и безобразно, или от человЬкъ злыхъ попущаетъ убиеннымъ быти, или от тягости воздушныя, и грома, и молнии, и огня, и воды, и мраза, или от звЬря пораженнымъ быти.

Такожде подобно и о грЬшныхъ судомъ праведнымъ устрояти вЬсть Богъ, якоже повЬствуется о нЬкоемъ от святых отецъ пустынножителей. Его же ученикъ вшедши во град, видЬвъ богата нЬкоего и грЬшна умерша и со славою многою ко гробу провождаема, возвратив же ся паки в пустыню, обрЬте святаго отца своего звЬремъ снЬдена, и много плакавшуся ему о смерти отца своего безчестнЬй, и размышляющу о честнЬй смерти богатаго, прииде ему гласъ от Бога, яко «богатый онъ всю жизнь свою изживъ во грЬсЬхъ, имяше же малое нЬкое добродЬлание, и за тое здЬ прият на земли воздаяние, онаможе до конца осужденъ имать быти. Отецъ же твой праведно жизнь свою изживъ на земли, имЬяше же, яко человЬкъ, малое нЬкое прегрЬшение, // (л. 254 об.) да того ради лютую здЬ приятъ смерть безчестную, да тамо до конца очищенъ явится».

Паки подобнЬ иныя образы злыя смерти наносятся1 святымъ судбами Божиими, якоже и о велицЬмъ преподобнЬмъ Афанасии АфонстЬмъ прочитаемъ в житии его. Ему же поверхъ здания церковнаго на кончинЬ с нЬкоею братиею ходящу, абие просЬдеся внезапу здание и подави я к смерти. И тако скончася преподобный, егоже мы лЬтную память честнЬ почитаемъ.

1 На левом поле Пролог июня 5.

140

Сего ради да никтоже слышавъ и видЬвъ, усумнится о семъ, яко злообразною смертию приключается праведно пожившимъ умрети, якоже и о сихъ преподобныхъ отцЬхъ нашихъ ВасианЬ и ИонЬ, иже праведным судбами Божиими в мори скончавшеся, послЬди же благодатию божественною от моря неистлЬнны честная тЬлеса ею на верхъ земли издашася и чюдеса преславная содЬвающыя во славу Божию, о нихже здЬ и повЬсть сия предлежитъ, како скончашася и во явление приидоша, и како обрЬтошася честныя ихъ мощи по скончании.

Бысть в лЬто от создания мира седмь тысящь седмьдесять четвертое [1566] в царство благочестиваго государя царя Иоанна Василиевича Московскаго и всеа России. Во едино от временъ настоящаго тогда лЬта божественными судбами воста буря и вЬтръ силенъ от сЬвера на велицЬем мори-окианЬ, иже и Студеное нарицается. И бысть волнение велие в мори. От нужнаго дыхания вЬтреннаго и морю воскипЬвшу, и воспЬнившуся волнами, и приражающуся краемъ южънымъ земли, идЬже от востока протече устие великия рЬки Двины на западъ; разстояние до онаго мЬста моремъ, идЬже обрЬтошася мощи преподобных сихъ отецъ, яко семьдесять // (л. 255) поприщъ.

И в тоежде предъреченное время и обуревание морское приключися преподобным симъ отцем Васиану и ИонЬ и с ними пяти человЬкомъ, бЬлцЬмъ сущымъ, шествовати в лодии из устья великия рЬки Двины по морю.

ЗдЬ же в повЬсти сего вчинити не обретохомъ, еже от коея страны бяху сии преподобнии и гдЬ бяше жителство ихъ, и родъ, и отечество, точию имЬна ихъ увЬдехомъ от повЬстей, якоже сами о себЬ преподобнии во явленияхъ извЬстиша.

От нЬкиихъ же древле слышаниемъ извЬствуется, яко, глаголютъ, ученицы бяху святителя Филиппа Московскаго, всея России чудотворца, бывша прежде игуменомъ в Соловецкомъ монастырЬ, отнюду же посланнымъ имъ сущымъ от него ко граду потребныхъ ради. И тако шествующимъ имъ, якоже преди речеся, от града вспять изъ Двинскаго устия по морю, и абие на пути напрасно объятъ ихъ обуревание великое оное. И от многаго волнения морскаго Божиим попущением залияся лодия волнами. И тако скончашася преподобнии и с ними сущии.

По истоплении же благоволениемъ Божиимъ принесе мощи ихъ волнами морскими в Рога, нарицаемыя Унския, и губы, идЬже и всЬмъ обуреваниемъ в мори пристанище благоутишное бываетъ во Унскихъ нарицаемыхъ Рогахъ. И тамо изнесе ихъ на сушу на мЬстЬ пустЬ к восточнЬй странЬ, даже болшее и лучшее пристанище купно душамъ и тЬлесемъ будетъ вЬрнымъ, идЬже нынЬ молитвами ихъ, преподобныхъ отецъ нашихъ, обитель БоголЬпнаго Преображения // (л. 255 об.) Всемилостиваго Спаса устроися.

О обрЪтеннн мощей преподобныхъ отецъ Васнана н Ионы

По истоплении же и по скончании преподобныхъ отецъ Васиана и Ионы и по утишении морскаго волнения в тоежде время изъ вЬси, нарицаемой Лудской, случися жителем тоя веси изыти на ловитву рыбъ. И пловущимъ имъ по предреченной Унской губЬ, и внегда начаста приближатися к мЬсту оному, на

141

немже тЬлеса преподобныхъ извержена лежаста, узрЬша множество врановъ, парящихъ по воздуху, помышляху в себЬ тии нЬкоторому извержению от моря быти праведно. И внегда приближшеся паче, узрЬвше чюдеси достойное: враномъ окрестъ облетающимъ и воплемъ грающимъ, яко отгонимымъ нЬкоею силою, и не касающимся отнюдь мощемъ преподобныхъ.

Приставше же ко брегу, и се абие узрЬша тЬлеса преподобныхъ отецъ, воскрай воды, яко положенныхъ купно и ничимже врежденныхъ от чадоненавистныхъ и плотоядныхъ онЬхъ птищевъ, удивишеся в себЬ, таже яко видЬша преподобныхъ истлЬнию не подлежащих, якоже прочии человЬцы, проразумЬвше угодникомъ быти божественымъ симъ, совЬт же сотворше, рекоша в себЬ: «Не погребемъ я здЬ, в пустЬ мЬстЬ, повезшее в Лудскую весь, и тамо близъ церкве с подобающею честию и пЬниемъ надгробнымъ обычному погребению предадимъ я». И якоже рЬша в себЬ, и сотворивше тако. Вземше убо святыя мощи преподобных, вложиша я в кораблецъ свой, и яшася пла//(л. 256)вания губою морскою паки восвояси.

О явлении преподобныхъ Васиана и Ионы на пути ловцемъ и о проявлении мЪста и о погребении ихъ

Внегда же предречении ловцы онии начаста шествовати с мощми преподобныхъ сих отецъ по губЬ морстЬй в Лудскую весь, абие же напрасно в пути объятъ ихъ мгла и мракъ, яко ни брега бЬ видЬти имъ мощно. Юдуже плыти имяху и не могуще к веси ни к мЬстомъ своимъ пути улучити, облудивше бо ся и много плавающе, трудящеся. Паки присташа ко оному же мЬсту, идЬже обрЬтоша первЬе тЬлеса преподобныхъ, и недоумЬвахуся в себЬ о семъ.

В нощном же видЬнии явишася им преподобнии отцы Васианъ и Иона, глаголюще: «Положите убо наю на пустомъ семъ мЬстЬ на бору под великою сосною вышше противо тогоже мЬста, на немже первее обрЬтостЬ насъ, и тамо погребите наю. В Лудскую же весь не возите: изъ воды убо взясте насъ, паки ли в воду хощете погребсти наю. Ибо, егда благоволитъ Богъ, неизреченною премудростию своею устроитъ и на семъ мЬстЬ пЬние и звонъ». Тогда рыбарие уразумЬвше, яко не благоволивше святии положитися в мирстЬй церкви в веси оной, за еже и мЬсто оно водено бЬ, якоже сами рекоша преподобнии в явлении истину.

Абие же по явлению и заповЬданию ихъ изнесоша мощи ею на сушу, и сотворше гроб, вложиша в онь, и несше, погребоша я со благоговЬниемъ на бору под великою сосною, и содЬлавше // (л. 256 об.) крестъ, поставиша во знамение над мощми ихъ, и поклонившеся, возвратишася восвояси, дивящеся и славяще Бога, прославляемаго во святыхъ своихъ. И оттолЬ начашася от преподобныхъ явления и чюдеса бывати.

Чюдо 1 преподобных Васиана и Ионы о женЪ заблудившей, Лудския веси

По нЬкоемъ убо времени ис тояжде веси предреченныя Лудския веси случися жителемъ изыти на оно мЬсто. И преЬхавше по губЬ на страну ону, на нейже преподобнии положишася, поидоста купно собрания ради ягодищнаго,

142

на Простинский нарицаемый мохъ, за еже множайше в той странЬ обрЬтатися плоду ягодичному.

Едина же от женъ нЬкая ходящи и собирающи плоды тыя по мЬсту оному, отлучися подалЬе от прочихъ и заблудися в пространствии лЬса мЬстъ онЬхъ. И искаху жены тоя до триехъ дний, и не обрЬтоша. И плакахуся о ней вси домашнии и чада ея в дому, яко о погибшей. Жена же тая пребысть немало дний, заблуждающи во странЬ оной, гладомъ истаявающи, плачущися купно и молящися Богу, в помощь призывающи и святых угодниковъ его, во еже избавитися ей от заблуждения. И бысть, внегда заблуждающи ей, прилучися во Унскомъ рогЬ рекомомъ исперва близъ моря, явишася преподобнии чюдесно во образЬ двоихъ инокъ благоговЬйныхъ, повЬдающе и имена своя Васиана и Иону, и глаголюща ей: «О, жено! Что ходящи здЬ, плачешися? Чада убо твоя в дому твоемъ плачютъ // (л. 257) о тебЬ. Иди убо нынЬ в домъ твой!». И показоваху ей путь к дому ея. Она же послЬдующи има даже и до мЬста оного, идЬже мощи ею лежаху. И егда приидоша преподобнии к мЬсту своему, и паки показаша ей путь восвоя, жена же уразумЬвши путь, возрадовавшися и благодарящи, поклонишася има. И тии невидими быша. И поиде путемъ своимъ.

И пришедши в Лудскую весь в домъ свой, радующися и славящи Бога, и явление, бывшее ей, и избавление от заблуждения преподобныхъ Васиана и Ионы чюдотворцевъ всЬмъ быти ясно сказующи.

Чюдо 2-е преподобныхъ отецъ Васиана и Ионы о жителехъ Лудскихъ,

секших лЪсъ в мЪстЪ ихъ

Иногда убо жителие веси тояжде предпомянутыя Лудския пришедше на мЬсто оно в боръ, идЬже мощи преподобныхъ сихъ отецъ положены под великою сосною, обрЬтахуся, и начаша сЬщи боровой лЬсъ окрестъ мЬста того безбоязненно. И насЬкше дровъ, елико восхотЬша, сотворше плЬницу и с тЬми дровами начаша плавание творити по губЬ морстЬй во свою весь. И Божиею же силою напрасно дыхнувшу абие вЬтру имъ противну, и понесе ихъ нуждею в море.

Единому же от нихъ от многаго труда сномъ побЬждаему бывшу, и воздремавшуся вмалЬ, узрЬ в видЬнии преподобныхъ отецъ Васиана и Иону, запрещающа има и глаголюща сицЬ: «НынЬ убо отдано бысть вама, за еже в невЬдЬнии сЬкше лЬсъ, прочее же // (л. 257 об.) к тому на семъ мЬстЬ дровъ не сЬцыте и инЬмъ заповЬдайте. Будетъ убо на семъ мЬстЬ, егда благоизволит Богъ, монастырь. И той лЬсъ на созидание монастырю угоденъ будетъ». И сия глаголющема преподобныма. Той же воздремавыйся, яко воспрянувъ от видЬния, и трепетенъ бывъ, исповЬда подругомъ своимъ, с нимъ сущимъ, и запрещение о лЬсу преподобныхъ. И абие в томъ часу вЬру премЬншуся, бысть тишина. Жителие же тогда со онЬми дровами доплывше безбЬдно в Лудскую весь до мЬстъ своихъ, радующеся и славяще Бога и преподобныхъ отецъ запрещение о лЬсЬ многимъ повЬдаша.

143

Чюдо 3-е

о непослушавшихъ запрещения преподобныхъ о лЪсЬ

Паки послЪжде того времени нЪцыи от житель тояжде страны запрещению о лЪсЪ преподобныхъ отецъ Васиана и Ионы вЪры не емше. И некогда убо двое поселянъ Унския веси, иже вмалЪ от Лудския веси реченныя отстоящи, преЪхавше по губЪ и пришедше на тоежде мЪсто, идЪже преподобнии сии положишася, начаша лЪсъ сЪщи безбоязненно окрестъ мЪста того, якоже и прежнии. И насЪкоша дровъ, елико мощи има бяше и елико восхотЪша. Та же счинивше дрова в пленицы, начаста плавание творити по губЪ морстЪй восвоя. И егда бывшимъ имъ на пути, и абие мщение Божие скоро постиже ихъ за преслушание преподобныхъ. Трудъ ихъ вотще бы//(л. 258)сть без успЪха: воста бо напрасно буря велия на мори и онЪхъ поселянъ и з дровами волнами морскими розбило, и дрова вси расточишася в мори и по брегомъ. Тако преподобнии не претерпЪша обиды от поселянъ мЪста своего, на немже имЪяшеся, по проречению ихъ, исперва слава возсылатися Богу и обитание иночествующимъ во спасение.

И от тогда бысть страхъ на живущихъ во странЪ той.

О явлении преподобныхъ Васиана и Ионы старцу Маманту и о поставлении часовни

ЛЪта же 7107 [1599]-го июня мЪсяца из преждереченныя веси Лудския прииде лодиею Сергиева монастыря старецъ, именем Мамантъ, с трудники во пристанище в вышепомянутую губу Унскую, и стояше дни четыре в мЪстЪ томъ, зане вЪтру дышущу имъ противну зЪло. И скорбяху о семъ. И во единъ убо от дний предпомянутому старцу Маманту спящу, явишася преподобнии в соннЪмъ видЪнии, емуже вопросившу ихъ: «Откуду есте, о братие, приидосте доздЪ, и како суть имена ваша?».

Преподобнии же повЪдаша ему - единъ наю нарицается Васианъ, другий же Иона: «Пловущимъ убо намъ из Двинскаго устия по морю и истопившимся. И се здЪ положены есмы христианы во Унскомъ рогу на Бору у великия сосны. И ты убо повели поставити над нами часовню и мощи наша накадити. Богъ же ти подастъ способенъ вЪтръ к плаванию».

Старцу же возбнувшу // (л. 258 об.) от видЪния, и о мЪстЪ преподобныхъ со тщаниемъ увЪдЪвшу, повелЪ абие поставити часовню, и крестъ над мощьми ихъ устроити, и фимиамомъ накадити июня мЪсяца во 12 день. И тогда по глаголу преподобных подаде ему Богъ пособенъ вЪтръ к плаванию, и поиде в путь свой, радуяся и славя Бога.

О пришествии к преподобнымъ 1-го инока и о началЪ Пертоминския пустыни

Времени же немалу мимошедшу, внегда благоволиша преподобнии положитеся во Унском рогу на мЪстЪ предъявленному в немже сами избраша святии исперва, и обрЪтшимъ ихъ во явлении показаша и пророчески предвозвЪстиша о имущемъ быти населении, и пЪнии, и звоне церковнЪмъ на мЪстЪ ономъ. И повнегда начашася от преподобныхъ явления и чюдеса бывати,

144

оттолЬ болма начата слава простиратися о нихъ в людехъ. Мимоходящии же вЬрнии людие и от морскаго обуревания пристающии, помощи ради и спасения своего полагаху в часовницЬ преподобнымъ сребреницы и свЬщи. Приемлющаго же не бЬ ту никогоже. Та же благоволениемъ Божиимъ и наставлениемъ преподобныхъ прииде первие нЬкий духовенъ старецъ в Лудскую весь от российскихъ монастырей. Жителие же Лудстии повЬдаша ему о преподобныхъ сихъ отцЬхъ ВасианЬ и ИонЬ и о мЬстЬ ихъ и совЬщаста ему пребывати тамо. Старцу же яко услышавшу о семъ, абие соблаговолившу тамо // (л. 259) жителствовати. И прииде на Унской рогъ на мЬсто оно, идЬже мощи преподобных положени обрЬтахуся, и возлюбися ему ту, и моляся Богу, призывая в помощь и преподобныхъ. Возградя себЬ келийцу малу, и вселся, живяше о БозЬ единъ, безмолствуя. Мимоходящии же, паче же пристающии с моря во отишие людие к мЬсту тому молитвъ ради и помощи преподобныхъ, милостыню немалу подающе старцу оному. И бяше ему до избытка на потребу его, и оттолЬ начаша братия собиратися и жити на мЬстЬ том.

О приходЪ инока Саватиа и священноинока Ефрема и прочихъ братии и чюдо 4-е о нЪкоемъ КозмЪ исцелЪвшемъ

По нЬколицЬм же времени прииде ко преждепомянутому старцу другий старецъ, именемъ Саватий, и посему инъ старецъ прииде к нимъ, именемъ Дионисий, понемже прииде другий Дионисий, та же прииде к симъ нЬкий священноинокъ, именемъ Ефремъ, да от мирскихъ людей двое - именемъ Козма с сыномъ своимъ. Той же Козма хождаше первее из нЬкоего от российскихъ монастырей собирати на строение монастырское. И прииде к морю во время оно на Унской рогъ к вышереченным инокомъ в пустыню и разболЬся болЬзнию велиею зЬло. И въ той болЬзни ему сущу, явишася преподобнии Васианъ и Иона, глаголюще ему: «О человЬче! Еже еси собралъ в мирЬ на строения монастырская, и тое собранное все // (л. 259 об.) отдай в монастырь наю - и будеши здравъ!». И тогда боголюбивый той мужъ Козма по явлению и завЬщанию преподобныхъ обЬщася и с сыномъ своимъ пребывати в мЬстЬ ихъ, и все собранное на строение монастырское прежде в мирЬ отдаде со тщаниемъ преподобнымъ в Пертоминскую пустыню на строение церковное, зане не бяше еще тогда церкви в пустыни на собрание братиямъ к пЬнию божественныя службы и ко общению. И сего ради сотворися таковое чюдо на недужномъ преподобными, даже пророчеству ихъ не солгатися. Муж же той оттолЬ здравъ бысть весма молитвами преподобныхъ.

О создании церкве первыя БоголЪпнаго Преображения

И посемъ предпомянутый священноинокъ Ефремъ с братиею, со иноки и с трудники начаша совЬщати совЬтъ благъ, еже бы создати церковь на собрание к божественному славословию и молитвЬ, и начаша лЬсъ сЬщи окрестъ и на плещахъ своихъ носити на уготованное мЬсто к созданию божественныя церкве.

145

Божия же помощь поспЪшствова рабомъ своимъ ко благому дЪлу молитвами преподобныхъ отецъ нашихъ. В тоежде время принесе вЪтромъ с моря в пристанище двЪ лодии обЪтныхъ людий, идущихъ на моление в Соловецкий монастырь ко чудотворцемъ.

И изшедше на брЪгъ, узрЪша иноковъ и трудниковъ, на бору лЪсъ сЪкущихъ и носящихъ на плещахъ своихъ к созданию церкве. Приложишася и тии к труждающимся помощи ради // (л. 260) Божия и преподобныхъ, начаша купно лЪсъ носити с ними. Богъ же, видЪ вЪру ихъ и труды ради преподобныхъ своихъ, подаде имъ вскорЪ благополученъ путь к плаванию. И достигоша в Соловецкий монастырь со упованиемъ. Предпомянутый же священноинокъ Ефремъ с братиею и трудники, егда лЪсъ уготоваша на создание, абие со тщаниемъ наченше1 с Божиею помощию и преподобныхъ чудотворцевъ церковь созидати, над мощми их, снемше часовницу. Та же по времени и совершиша ю изрядно. И вся, елика прилична бяше, к церковному украшению и освящению приуготоваша. Священноинокъ же Ефремъ по совЪту братии поиде к ВологдЪ ко архиепископу и моляше его на освящение церкве датися антимиса, и книгъ, и прочихъ потребъ. Архиепископъ же вдаде ему вся, елика потребна бяше, ко освящению и ко священнослужению, и отпусти его. Емуже идущу с Вологды в пустыню.

Божиимъ же попущениемъ грЪхъ ради на христианский родъ нашедшимъ тогда литовскимъ людемъ. И тому священноиноку Ефрему от литовскихъ людей убиену бывшу на пути и всему потребному с нимъ разграблену бывшу. И не дошедшу в пустыню. В тоежде время и преждепомянутому мужу КозмЪ с сыномъ своим ходящу по ОнегЪ, собирающу на строение монастырское и в Каргополском уЪздЪ, от литовскихъ же людей и с сыномъ убиену бывшу. Инокомъ же из пустыни скудости ради, паче же и страха ради литовскихъ людей разшедшимся, точию единому иноку оста//(л. 260 об.)вшуся, именемъ Саватию, и церкви стоящи не освященней пять лЪтъ.

Та же Божиимъ благоволениемъ и наставлением преподобныхъ прииде нЪкто священноинокъ ис Паноя, именемъ Иаковъ, той потщася паки о освящении церкве, и по благословению архиепископа освящена бысть церковь во имя Спаса БоголЪпнаго Преображения над мощъми преподобныхъ чюдотворцевъ Васиана и Ионы, и раку в церкви устроиша поверхъ земли над гробомъ ихъ. Братии же паки собравшейся в пустыню и славяху Бога въ церкви новоосвященнЪй, радующеся и преподобныхъ величающе присно.

Чудо 4-е преподобныхъ отецъ Васиана и Ионы о старце Авраамии, како дерзновенно коснуся мощемъ ихъ, и в разслаблении бысть,

и паки исцЪлЪ

Во единъ убо от дней преждепомянутый священноинокъ Иаковъ с нЪкиимъ старцемъ, Авраамиемъ зовомымъ, дерзнувше о себЪ мощей преподобныхъ чюдотворцевъ Васиана и Ионы смотрити, и раскопавше персть, открыша гробъ ихъ. Старцу же Аврамию от невежества и простоты своея нЪкако приступившу дерзостно, коснуся рукою своею осязати за нозЪ от преподобныхъ единаго. И

1 Написано над строкой.

146

абие, яко нЬкая сила Божия, внезапу отрину его от гробницу и от мощей, и язвою разслабления наказанъ бысть лютЬ. И лежащу тому Аврамию два дни в разслаблении горцЬ, // (л. 261) без языка и без гласа, не могий ни же устнама своима двигнути.

И тако страждущу ему в разслаблении, явишася преподобнии чюдотворцы, поношающе ему о дерзновении его и заповЬдающе, еже молити Всемилостиваго Спаса и у преподобныхъ отецъ Васиана и Ионы прощения просити. К сим же заповЬдь даша ему из своей пустыни вонъ не исходити. Старцу же Аврамию раскаявающуся много о дерзновении своемъ и молящуся Богу. Принесенъ бысть братиею ко гробнице, идЬже лежаху мощи преподобныхъ, и помолившуся ему усердно, прощения просящу о грЬсЬ своемъ, и воста абие здравъ в той часъ, и отъиде в кЬлию свою, славя Бога и преподобныхъ отецъ. И оттолЬ сотворше покровъ братия, покрыша раку ихъ и начаша славити Бога и чюдеса преподобныхъ чюдотворцевъ проповЬдати всЬмъ приходящимъ с1 вЬрою.

Чудо 5-е преподобныхъ Васиана и Ионы о ИоаннЪ Болотников^, диаку московскомъ, и о исцЪлЪвшемъ сродницЪ его

Во время нЬкое иногда шествующу московскому диаку Иоанну Иванновичю Болотникову, да с нимъ четыремъ человЬкомъ от болярска чина моления ради к Соловецкимъ чудотворцемъ, от онуду же паки въспять возвращающимся имъ. Случися предреченному диаку Иоанну быти во Унской губЬ, и посла от себе // (л. 261 об.) нЬколико сребреницъ на молебное пЬние, самому же не благоволившу приити в монастырь путнаго ради шествия. И пошедшимъ имъ из губы, наидоша напрасно лодиею на камень, и лодии воды налиявшейся, и самЬмъ едва на брегъ улучившимъ и истопления избывшимъ. И раскаявающуся Иоанну, яко не пришедшу поклонитися преподобнымъ. И сего ради случися таковая пострадати ему.

Сроднику же его нЬкоему, с нимъ сущему, болЬзнию великою одержиму бывшу зЬло. Поемше же его с нимъ бывший от воинска чина, привезше во обитель к преподобнымъ. Иоанну же и боляромъ, с нимъ сущимъ, пришедшимъ и Всемилостивому Спасу моление сотворшимъ, у преподобныхъ чюдотворцевъ Васиана и Ионы прощения просящимъ. Тогда и сроднику Иоаннову здравие получившу за молитвами преподобныхъ и возблагодарение тогда даровавшу диаку Иоанну во обитель преподобныхъ на строение церковное сребра двадесять гривенъ знаменнаго, да братии на пищу 20 же гривенъ, да книгу, глаголемую Триодь. Богъ же молитвами преподобныхъ дарова имъ пособенъ вЬтръ к плаванию. И поидоста паки в пусть свой, веселящеся.

Чудо 6-е преподобныхъ Васиана и Ионы о избавлении от потопления на мори князя Феодора Хилкова // (л. 262)

Во время паки подобно шествующу иногда князю Феодору Андреевичю Хилкову из Соловецкаго монастыря, и проиде мимо Унския рога, яко 20 поприщъ. И абие воста ему сопротивенъ вЬтръ, и понесе ихъ в море, и не

1 Вркп. нет.

147

возмогоша удержатися, несоми быша вЪтромь в морскую пучину три дни, и бяху вси в велицЪй печали и отчаянии. В нощном же видении явишася преподобнии князю Феодору во образЪ двухъ иноковъ благогов-Ьйныхь, глаголюще ему: «Обещайся убо быти во обители Пертоминской, и добро ти будеть». И тогда князю Феодору воспрянувшу от видения и повЪдавшу прочимь с нимь. И вси слышаще, от печали на радость преложишася, и обещание давшу князю со вс^ми, еже быти в Пертоминской пустыни. И абие бысть тишина и благополученъ вЪтръ. И прииде спасень во Унскую губу во обитель преподобныхь отець Васиана и Ионы Пертоминскую, и сотворше ему молебное пЪние ко Спасу и преподобнымь благодарение воздавшу. Даровася ему благополучень путь к плаванию, и доиде восвоя, радуяся. И повода спасение от погибели своей преподобными отцу своему князю Андрею. Князь же Андрей присла во обитель Спаса покровь на гробницу чюдотворцевь да Евангелие напрестолное со евангелисты, к сим же и сребра доволно подаде // (л. 262 об.) в монастырь Пертоминский.

Чудо 7-е преподобныхъ Васиана и Ионы и явление о скудости, бывшей во обители ихъ

Бысть убо иногда оскудение великое хлебное братии в монастыре преподобныхь отець Васиана и Ионы. И начаша братия зЪло скорбЪти и хотяху разытися разно. И явишася преподобнии чюдотворцы во снЪ старцу Дионисию, глаголюще: «Не скорбите, братие, о семь, за еже скудость хлебная вась постиже, и не разходитеся убо». И посемь малу времени минувшу, приидоша с Пертоминскаго рогу наричемаго служебники Кандалажскаго монастыря и глаголаху старцемь Пертоминскаго монастыря сице: «Шедшимь убо намь по морю в лодии с хлЪбомь, и Божиимь изволениемь обьять нась на пути мракь, и нанесе лодию на камень, и проломися лодия. Сами же спасохомся. Идите убо вы нынЪ и возмите себЪ рожь и лодию в монастырь. И старець убо вамь отдасть». Слышавь же сие во обители преподобныхь старець Герасимь от нихь глаголемая зь братиею, почюдишася промыслу Божию и святыхь его. (Иже Аввакума хлЪбы инЪмь предуготовавшаго восхитивый, в ровЪ гладствующему представившаго. Чти о семь подробна содеянному, усумнЪтися кому, яко неправедну вещь быти, от ненужныхь отьяти // (л. 263) и неимущимь отдати).1

Та же всЬдоша братия в карбасы, приидоша на мЪсто и приставше к лодии. И Кандалажскаго монастыря старець рожь и лодию все предреченному старцу Герасиму з братиею отдаде в монастырь. ХлЪба же того обрЪтеся сто и двадесять мЪрь. И тЬмь хлЪбомь препитахуся братия лЪто едино и поль. И тако молитвами преподобныхь от глада избыша братия в скудное оно время.

Чудо 8-е и явление преподобныхъ Васиана и Ионы о пожарЪ, приключившемся в мЪстЬ ихъ

В нЬкое убо время во обители преподобныхь приключися огненному запалению быти.

1 В ркп. поставлены квадратные скобки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

148

В Великий мясопустъ возгорЬся бесзловесных ограда и покоища, в немже и от животныхъ погибе два и от пищи бесзловесныхъ мало изгорЬ огнемъ. Стояше же убо тое скотское покоище близъ монастыря и церквей, и наченше братия скорбЬти о семъ, яко скудость настояше велия.

И послЬди пожару онаго явишася преподобнии Васианъ и Иона старцу Аврамию обители своея и рекоша ему: «Не скорбите, братие, о приключившемся вамъ пожарЬ - сие бо сожженное исполнитъ вамъ Богъ. // (л. 263 об.) Дворъ же той стоялъ бяше неугодно близъ монастыря, нынЬ же на паки устройте той дворъ близъ езера».

И по явлении преподобныхъ в третий день прииде на манастырь звЬрь, нарицаемый разсомаха, и того звЬря помощию преподобныхъ поимаше и взяша за нь цЬну двадесять гривенъ сребра. И тако по глаголу преподобныхъ сожженное исполни Богъ. Дворъ же той по завЬщанию преподобных паки устроися оттолЬ близъ езера, идЬже и доднесь обрЬтается.

Чудо 9-е преподобныхъ Васиана и Ионы о ослЪпшемъ человЪцЪ, Андреи именемъ

НЬкий человЬкъ, Андрей имЬемъ, прозваниемъ Опаринъ, Унския веси житель, труждашеся во обители преподобныхъ Васиана и Ионы, варяше соль в варницЬ. И во един убо от дней ослЬпе очима своима и не видяше свЬту недели три.

Моляше же ся Всемилостивому Спасу и к чюдотворцемъ Васиану и ИонЬ, на кийждо день прихождаше к рацЬ мощей ихъ, припадая и моляся, во еже паки дароватися ему очесемъ зрЬние, еже получити вскорЬ просимое: прозрЬ бо прося у чюдотворцевъ, якоже бяше и прежде ясно, и славяще Бога и преподобнымъ // (л. 264) отцемъ благодарение воздая, отъиде в дом свой.

Чудо 10-е преподобныхъ Васиана и Ионы о Василии нЪкоемъ, хотящемъ татбу сотворити

Человекъ нЬкий, Василий именемъ, заонЬжанинъ родомъ, прииде в монастырь сихъ преподобныхъ отецъ Васиана и Ионы, и бысть в наемникахъ время нЬкое, и сему вложи диаволъ в сердце помыслъ неприязненъ, еже бы монастырская сокровища покрасти и бЬжати. И сие ему помышляющу и ищущу подобна времени, когда злое свое намЬрение исполнити. Внезапу пораженъ бысть язвою лютою, нарицаемою волосатецъ, в ногу, и страждаше зЬло. Познавъ же свое согрЬшение, начатъ каятися Богу и преподобнымъ чюдотворцемъ молитися, еже бы прощение дати ему в согрЬшении и исцЬление от язвы. И обЬщася преподобнымъ труждатися лЬто едино безнаемно во обители ихъ. И от тогда приятъ облегчение от язвы и помалЬ исцЬлЬ, благодаряще Бога и угодниковъ его преподобных отецъ Васиана и Ионы чюдотворцевъ быти исповЬдая.

Сие же той Василий самъ о себЬ отходя от монастыря повЬдаше, и тако сохранениемъ преподобныхъ сокровища церковная соблюдошася некрадомы.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.