Научная статья на тему 'ПОМОГАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА'

ПОМОГАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / тревога / преодоление / практики / техники / методы

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Наталья Алексеевна

В статье даны описаны практические методы и методики работы с со стрессом и напряжением. психоэмоциональные напряжения в совокупности с последствиями стрессов нарушают здоровье, снижают трудоспособность и творческий потенциал личности. Описанные практики – инструмент в работе практикующего психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОМОГАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА»

УДК 159.9

ПОМОГАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА

Новикова Наталья Алексеевна магистр психологии, Москва, ул. Наташи Ковшовой, адрес - natalia.novikva@gmail.com

Аннотация

В статье даны описаны практические методы и методики работы с со стрессом и напряжением. психоэмоциональные напряжения в совокупности с последствиями стрессов нарушают здоровье, снижают трудоспособность и творческий потенциал личности. Описанные практики - инструмент в работе практикующего психолога.

Ключевые слова: стресс, тревога, преодоление, практики, техники, методы

HELPING STRATEGIES IN PSYCHOLOGIST PRACTICE

Novikova Natalya Alekseevna Master of Psychology, Moscow, st. Natasha Kovshova, address - natalia.novikva@gmail.com

Abstract

The article describes practical methods and techniques for dealing with stress and tension. psycho-emotional stresses, together with the consequences of stress, impair health, reduce the ability to work and the creative potential of the individual. The described practices are a tool in the work of a practicing psychologist.

Keywords: stress, anxiety, coping, practices, techniques, methods

Проявляя интерес, анализируя культурно-исторический «ландшафт» того или иного пространства, пытаясь прочувствовать и исследовать его географическую широту практическая психология оказывается на просторах экзистенциального человека. Становится свидетелем того, как выстраиваются отношения с миром и с другими.

Каким ценностям личность следует, что оберегает и преумножает, что жаждет низвергнуть, а что изменить. Учится ли на своих ошибках или ему достаточно чужих? Формируя свою систему координат, свои правила, помечает те или иные критерии как хорошие и плохие, передает все это своим потомкам. И те, кто практикует навык учитывать изменения, происходящие в этом пространстве, расширяет горизонты своего бытия, раздвигает границы своей активности, при этом естественным образом формирует в себе принятие различий других и их сложности. Тестирование и оценка своих фактических возможностей и желаний с возможностями пространства и других участников какого-либо взаимодействия. Определение того, что я выбираю, и того, что я самостоятельно создаю, конструирую и моделирую, преумножая себя, «воспитывая» веру в себя, в свою активность и продуктивность. Отсылка к субъективной причинности выражает отношение, выбор, смысл действия. Анализ стратегий, которые помогают оставаться живым, а не «замороженным», принимать самостоятельно решения, а не идти на поводу у обстоятельств. Принимать их многослойность как по форме, так и по содержанию позволяет исследовать возможности конструктивного подхода к решению задач разного рода. С определением целей и задач, построения планов и этапов действия. С фиксированием результатов, сверением, при возможности, с ожидаемым результатом, получением обратной связи - своей удовлетворенности, либо дополнительных замечаний и повторные процессуальные попытки к достижению заданной цели.

События современности оказались тесно вплетены в ткань жизни каждого. И нет возможности избежать и убежать от сложных переживаний - «эмоциональны качелей», когда страх сменяется негодованием и растерянностью, ощущается и чувствуется то, что

невозможно отменить и запретить. Становится чрезвычайно важной поддержка других, признание правомерности своих чувств и возможности справиться с ними, чтоб оставаться живым, а не «замершим», чтоб быть продуктивным, чтоб не рассыпаться, чтоб ориентироваться и адекватно оценивать обстоятельства, признание того, что происходящее не есть невротическая тревога (недуг последнего времени), это есть настоящий страх за жизнь как таковую.

Смотреть и слушать порой недостаточно. Для создания доверительных и искренних отношений в помогающих стратегиях необходимо «присутствие» в слове, фразе, рассказе. Понимание того, что тебе «исповедует», что тебе пытается донести и показать человек, нуждающийся в помощи. Необходима валидизация чувств, валидизация происходящего с человеком, чтоб предложить стратегии помощи:

- Направить фокус внимания на саморегуляцию, сопровождающееся процессами выбора, который основывается на ценностях, воспитуемых, культивируемых и практикуемых в философии бытия и деятельности.

- Выбор важен, и он всегда есть. Мы выбираем, как и что говорить и действовать, НЕ действие -тоже есть выбор каждого. Эмоциональное отношение к выбору является одной из основ мотивации человека, его целеполагания и способности к решению задач и вопросов, которые нам представляет мир.

- Достижение более глубокого понимания сложности ситуации и ее отрицательных последствий. Нахождение путей совладания с ними; активного разрешения проблем.

- Постоянное использование обратной связи, за счет чего углубляется самовосприятие включенности, контроля и вызова.

- Техники: Реконструкция ситуаций; фокусирование на активности, проработка альтернативных решений и позиций; самосохранение и улучшение - как проявление и отработка своих ресурсных навыков (того, что помогало, поддерживало); тестирование и новых качеств и навыков, акцент на другой проблеме, которая связанна с данной. Внимание тому, что можно изменить (невозможно контролировать все). Работа в режиме «здесь и сейчас»; Метод Парадоксальной интенции; поиск социальной поддержки (в семье) в кругу коллег и т.д.)

БЛОК 1 - Навыки саморегуляции:

-Обучение дыхательным практикамMindfulness - практики

Переключение мыслей; изменение положения тела (простые двигательные движения руками, ногами и т.д) Вывод из «замороженного состояния» ДПДГ - движение глаз. Проговаривание своих чувств и эмоций, что чувствуется при этом в теле для осознавания своей субъектной позиции.

- Время и внимание на физическую активность (бег, танцы, упражнения с телом, прогулки, ходьба и т.д)

- Контроль питания (дневник и режим питания), сахара, кардиотренировки, физическая активность, контроль веса (не чаще 2 р в неделю).

БЛОК 2- Краткосрочная помощь:

Единичные встречи и краткосрочная терапия, направленная на купирование панических атак, работа с самооценкой; мотивационное консультирование; краткосрочное терапия, с использование арт-арт-логометодов, открывая новые перспективы восприятия реальности в результате конкретного опыта с использование продуктов творческой деятельности в том числе; Когнитивно-поведенческая терапия, основанная на проверке, шкалировании, ведение записей, фиксировании своего самочувствия, подборка альтернативных вариантов. Отработка навыка разделения мыслей и своей самоценности: «Мысль -это только мысль, это не есть я»; Практика упражнений: «разум новичка»; «быть продуктивным, не стремиться быть правым»;

БЛОК 3 - Работа с телом (кардионагрузка - прогулки, хайтинг, бробежки и бег, ТДТ: растяжка, гибкость тела и тд.) включение в творческий процесс: участие в творчестве, посещение музеев и выставок, участие в группах и встречах по интересам итд); навыки

чувствительности своего состояния внутреннего и внешнего и их разделения при сканировании тела, аудиомедитации (считывание звуков с закрытыми глазами и их фиксация); ослабление травмирующего образа - ДПДГ Движение глаз; Оценка страха образов из памяти, интенсивность переживания До и После (три цикла); медитация, дыхательные практики, йога.

УДК 159.9

МЕТОДЫ АРТ- ТЕРАПИИ И ЛОГОТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА

Баранова Татьяна Владимировна. Психолог, логотерапевт, арт-терапевт, г. Москва.

Аннотация В статье представлено описание возможного взаимодействия и положительного влияния на человека разных методов из двух направлений психотерапии.

Ключевые слова: логотерапия, арт-терапия, творчество, свобода, смысл, артлоготерапия.

METHODS OF ART THERAPY AND LOGOTHERAPY IN THE PRACTICE OF A

PSYCHOLOGIST

Baranova Tatiana Vladimirovna. Psychologist, logotherapist, art therapist, Moscow.

Abstract

The article presents a description of the possible interaction and positive impact on a person of different methods from two directions of psychotherapy.

Keywords: Logotherapy, art-therapy, creativity, freedom, meaning, artlogotherapy.

Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность.

Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием Александр Сергеевич Грин

Основатель третьей Венской школы психотерапии Виктор Франкл, выдающийся психолог современности, становится все более популярным не только среди специалистов ,но и среди обычных людей, интересующихся развитием своей личности и желающих сделать жизнь светлее, ценнее и осмысленнее.

Логотерапия - это психотерапия экзистенциального направления, ориентированная на смысл, на контакт человека с его собственной ответственностью, на осознание своей уникальности.

И главная задача логотерапии - это поиск не глобального смысла жизни, а поиск смысла в каждом шаге на пути всей жизни человека. Постигая эти маленькие смыслы, человек обретает счастье.

Любое решение ставит маленький вопрос о смысле, ведь оно требует распознавания собственных возможностей, чувствования ценности, согласования с «собственным» и

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.