Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВ У ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
605
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / артлогопроект / качественные методики / логотерапевтические программы / подростки / артлогопроекты

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Татьяна Анатольевна

В статье представлен анализ качественных исследований, проведенных в областисмысложизненной проблематики. Описано сочетание качественных и количественных методов в изучении смыслов у подростков. Представленылоготерапевтические программы, включающие формирующие эксперименты и описанные результаты корейских коллег. Качественные методы исследования смыслов – артлогопроекты, выполненные подростками на занятиях научно-образовательного проекта для молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВ У ПОДРОСТКОВ»

6. Чудновский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. - М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008. - 52 с.

7. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни. //Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. Коллективная монография. /Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А Вайзер, К.В. Карпинского. - М.: Смысл, 2021. - С. 131 - 147.

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВ У ПОДРОСТКОВ

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального государственного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. ORCID 00000001-8772-8990

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен анализ качественных исследований, проведенных в областисмысложизненной проблематики. Описано сочетание качественных и количественных методов в изучении смыслов у подростков. Представленылоготерапевтические программы, включающие формирующие эксперименты и описанные результаты корейских коллег. Качественные методы исследования смыслов -артлогопроекты, выполненные подростками на занятиях научно-образовательного проекта для молодежи.

Ключевые слова: смысл жизни, артлогопроект, качественные методики, логотерапевтические программы, подростки, артлогопроекты

RESEARCH ON THE MEANINGS OF ADOLESCENTS

Popova Tatyana Anatolyevna (Moscow, Russia) - PHd, Senior Researcher of the Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy of PIRAE, Moscow, Russia, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling of the Moscow Institute of Psychoanalysis. ORCID 0000-0001-8772-8990

125009, Moscow, st.Mokhovaya, 9, building 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Abstract

The article presents the problem of analyzing scientific research conducted in the field of life-meaning politics. A comparison of studies and quantitative methods for studying the meanings of adolescents is described. Presentation of logotherapy programs, including formative experiments and description of the results of Korean colleagues. Qualitative methods for the study of meanings are art and logo projects carried out by teenagers in the classroom of a scientific and educational project for young people.

Key words: meaning of life, art logo project, qualitative methods, speech therapy programs, teenagers, artlogo projects

Нужно отметить, что исследования смысла жизни в последнее время становятся все более популярными. Обстановка, в которую сегодня погружено человечество, отличается особой неопределенностью и, в связи с этим, все возрастающей тревогой. Бестселлер Ноя Харари «Homodeus. Краткая история будущего» - в котором автор писал о том, что сегодня практически канули в прошлое основные большие проблемы человечества - такие - как голод, болезни (эпидемии и пандемии) и войны, оказался не совсем точным прогнозом.

Пандемия COVIDa и другие события, показывают, что проблемы остаются, а поиск смысла жизни также остается вечной темой. (6)

Поскольку подростковый возраст является сензитивным для поиска смысла, наш интерес коснулся исследований, проведенных именно с этой возрастной группой. Исследования, которые были проведены, касались сочетания качественных и количественных методов. Авторами одного из исследований была обозначена следующая проблематика - наличие опыта переживания смысла и бессмысленности жизни.(10) Проведенные в 1995 году, данные не потеряли актуальности. Исследователи использовали контент-анализ ответов испытуемых на открытые вопросы о личном опыте переживания смысла. Проблема смысла жизни не берется в расчет при исследованиях, особенно теми авторами и исследователями, которые ценят естественно-научный подход, а следовательно отдают первенство данным полученным объективными методами, количественными, но при этом в тени остаются изучение области чувств, эмоций, переживаний. Предмет исследования «смысл жизни» по мнению большинства прежде всего имеет отношение к философии и вопрос, стоящий перед человечеством не один век и разнообразие ответов убеждают исследователей, что данная область пока не может быть изучена современной наукой в полной мере, но попытки и поиск не прекращаются. Однако обозначившаяся в настоящее время заинтересованность психологической и экзистенциальной тематикой оставляет возможность исследовать эту область качественными методами. Ответ возможно становится более четким, если перефразироватьи предложить следующую формулировку: «Что делает мою жизнь достойной жизнью?» и как считают голландские исследователи Доминик Луи Дебатс, Йоост Дтост и Прарто Хансен тема смысла жизни становится доступной для эмпирического исследования, когда фокус смещается в сторону вопросов: какие составляющие личного опыта собственной жизни имеют смысл? и при каких условиях человек будет испытывать смысл или каким образом его жизнь ощущается как осмысленная? (10)

Авторы применяют предложения по исследованиям, которые предлагают и применяют в 1973 году Battista & Almond. Известно, что данные технологие были применены учеными при конструировании методики для тестирования «Индекс отношения к жизни» (LRI). Тест «Индекс отношения к жизни» — это инструмент, предназначенный для измерения положительного отношения к жизни. Battista & Almond используют его далее часто как синонимичное понятие «осмысленная жизнь». Данная методика является анкетой по самоотчету, которая состоит из двух подшкал. Подшкала Framework (LRIFR) предназначена для оценки степени, в которой люди могут представить свою жизнь в осмысленной перспективе, или имеют набор жизненных целей, или представлена некая философия жизни. Подшкала выполнения (LRI-FU) измеряет степень, в которой люди считают себя выполнившими или находящимися в процессе выполнение своих жизненных целей. (9) Дебатс и др. использовали методы идиографического эссе и номотетической инвентаризации, которые применяются для расширения знаний о моментах опыта, в которых респонденты ощутили осмысленность. Авторами было принято решение применить более широкий горизонт в исследовании - переживание опыта бессмысленности, для представления другой крайней точки континиума. В зоне повышенного внимания и интереса были два открытых вопроса, точнее ответы на них. Вопросы касались опыта переживания смысла и бессмысленности в личной жизни в прошлом. Контент-анализ был применен к анализу ответов, а следующим этапом изучения материалов стало сравнение с полученными результатами по методике индекса отношения к жизни. Ученые не остановились только на анализе и сравнении, но в поле внимания оказалось и влияние на данные показатели степени эмоционального и общего самочувствия. Особенно ценным исследователи посчитали обращение с просьбой к респондентам не останавливаться на абстракциях и общтх фразах, а описывать реальные моменты из своей жизни, чтобы оценить силу переживания путем исследования отчетов об

этих переживаниях, а не описывать рациональные или интеллектуальные размышления. Данная процедура повышает достоверность исследования.

Два различных предположения легли в основу этого исследования. Во-первых, это ощущение осмысленность жизни связано со следующими явлениями: родственные отношения, активное участие, благополучие и жизнь, в целом удовлетворение и счастье, высокая самооценка и великодушное отношение к другим, а также общее положительное отношение к жизни в целом. Следующее предположение крылось в следующем - чувство бессмысленности может быть проявиться в утрате идентичности, особенно в социальной, изоляция от общества, отчуждение и разделени, разъединение, что часто ассоциируется с расщеплением, психопатологией зачастую в прямо пропорциональном аспекте: чем меньше смысла, тем больше вероятность тяжелой психопатологии. Также еще одна гипотеза о том, что испытуемые, успешно преодолевшие кризис и справившиеся со стрессом, извлекли из этого смысл. Показатель уровня смысла жизни у них выше, чем у тех респондентов, кто не описывал в своих отчетах подобных событий. В исследовании приняли участие 122 добровольца. 40 мужчин и 82 женщины -студенты университетского курса. Средний возраст составил 23,3 года. Респонденты заполняли краткий биографический опросник, затем измерялось настроение (шкалой от 0 до 10). Были измерены четыре настроения: (а) беспокойство (например, «Я чувствую себя очень напряженным» и «Я чувствую себя полностью расслабленным», (б) депрессия (например, «мне очень грустно» и «мне совсем не грустно»), (в) враждебность(например, «Я очень злюсь» и «Я совсем не злюсь») и (г) восторг (например, «Я очень весел» и «Мне не очень весело»). Шкалы по настроению необходимо было ввести для исследования влияния настроения на ответы респондентов.

В рамках категории процесса, с опорой на теорию когнитивной терапии и феноменологическую были созданы основные содержательные категории себя, другого и мира. Используя позитивные и негативные рейтинги, для сравнения опыта переживания смысла и бессмысленности. Поскольку замечания, относящиеся к категории других

сильно расходились, эти данные были сгруппированы по трем основным категориям направленности: отдача, получение и обмен. Объединив их с биполярными оценками, описано шесть кластеров.

Переживания смысла в жизни -отдача-позитивное (например, помощь, забота), отдача-отрицательное (например, причинение боли, неудача), получение-позитивное (например, понимают, о нем заботятся), получение-отрицательный (например, отвергнутый, брошенный), обмен-положительный (например, наличие хорошо проводить время вместе, решать совместные проблемы) и обмен-негативный (например, ссориться, переживатьпроблемы в отношениях).

Проверка наличия или отсутствие переживания осмысленности или бессмысленности жизни выявила, что большинство (64,8%) указали, что у них есть и то, и другое. переживания осмысленности (EMF) и переживания бессмысленности (ЕМЬ).

Авторы приводят пример ответов респондентов и разделение их по группам:

«Осмысленность»

1. «Если я замечаю, что могу что-то значить для других людей (друзей) или если у меня хороший (глубокий) контактс определенными людьми (которые важны для меня)».

2. «Когда у меня есть сильное чувство, что меня принимают не за то, что я делаю, а потому, точнее сказать, из-за того, кто я есть.»

3. «Когда умирала бабушка моего друга, и я помогал ей, разговаривая и гуляя с ней часами. Она снова стала немного бодрой и стабильной. Я обнаружил, что действительно могу развеселить кого-то, что я могу помочь кому-то преодолеть беду».

4. «Когда я влюбляюсь, потому что тогда я живу очень интенсивно, тогда действительно есть что-то, что касается меня, что-то, что говорит со мной, тогда я вижу смысл и цель».

5. «Моменты, когда я чувствую тепло и любовь к себе».

6. «Рождение дочери: переживание глубины чувств, любви».

7. «Жизнь имеет для меня смысл в те моменты, когда я близок к своим чувствам и не цепляюсь за них».

8. «Во время прогулки у меня однажды возникло очень теплое чувство, которое я называю Любовью. Все вокруг меня означало что-то, животных, растения, деревья, воздух. Все было идеально»

«Бессмысленность»

1. «Если вы, несмотря на много усилий и борьбы, все еще возвращаетесь к старым привычкам».

2. «Когда умер мой отец. Это был момент, когда я потерял всякий метафизический смысл жизни; один умрет, и это конец всего. Это было очень тяжело для меня тогда и до сих пор».

3. «Подростковый возраст: около 16. Мир был прогнившим, до меня никому не было дела (по крайней мере, у меня было такое чувство) и мне все не понравилось. У меня было ощущение, что не имеет значения, умер я или живой. Причина?'

4. «Самоубийство друга. Я понял, что некоторым людям действительно приходится нести неразумную участь. Я задавался вопросом, в чем может быть смысл жизни вообще, когда существуют такие несправедливости».

5. «Когда мои родители развелись, когда мне было около 15».

6. «Когда мне было около 14. Полностью нарушенный контакт с людьми. Даже с людьми моего возраста, как так же, как с пожилыми людьми и членами семьи. Причина заключалась в глубокой застенчивости, над которой насмехались».

7. «Период, когда я чувствовал себя очень тревожно. У меня было ощущение, что у меня нет почвы под ногами и теряю контроль».

8. «До и после моей попытки самоубийства; тогда я был очень перенапряжен».

9. «Если ты болен, ощущение, что ты ничего не можешь сделать и на самом деле ничего не хочешь делать, и ты просто хочешь, чтобы тебя оставили в покое. Ощущение, что жизнь проходит мимо тебя».

«Отсутствие бессмысленности»

1. «Нет, я не смотрю на свою жизнь так, даже когда погружаюсь в глубокую депрессию. Идея что, какими бы плохими ни были обстоятельства, в них есть какой-то смысл, вот тогда остается ваша единственная уверенность».

2. «Несмотря на то, что я несколько раз падал духом и чувствовал себя несчастным, у меня никогда не было чувства, что «жизнь бессмысленна».

3. «Нет, я никогда не чувствую себя бессмысленно, скорее испуганно или подавленно, но обычно это происходит из-за своего родабеспокойства о неудачах и никогда из-за чувства бессмысленности».

Значение через преодоление кризиса

1.«Однажды я чуть не умер, и с тех пор я доволен всем, через что я могу пройти (также отрицательныйопыт, который я воспринимаю как положительный). С тех пор смысл моей жизни очень сильноиспытывать обстоятельства и расти благодаря им». (10, р.368)

2.«В подростковом возрасте я иногда думал о суициде, но позже стал думать о продолжении своей жизни и решил, что я сумею помочь другим многим людям и сделать их счастливыми. И мне это удалось». (10, р.368)

3.«Период выздоровления от нервной анорексии. Я испытала смысл, потому что были люди, которые проявили заботу обо мне». (10, р.368)

Исследователи подвергли полученные данные статистической обработке и далее пришли к выводам, что исследование доказывает то, что ответы, полученные от 122 респондентов на подготовленные исследователями два простых вопроса, касающиеся их опыта осмысленности и бессмысленности были сначала обработаны и классифицированы и подвергнуты исследованию с помощью категорий, выделенных и разработанных авторами. Социально-психологические аспекты личности испытуемых, стили их ответов

демонстрируют то, что показалось пародоксальным в исследовании - слишком юный возраст не помешал респондентам пережить важные моменты осмысленности и бессмысленности собственной жизни. Это на наш взгляд, доказывает, что не только в зрелом и сташем зрелом возрасте люди задумываются и переживают данный опыт, но и молодые также могут иметь данные переживания. Качественные данные сравнивались с количественными показателями и результаты указывают на надежность полученных данных.

Встречающиеся в литервтуре выводы и данные феноменологического анализа в основном подтверждаются, и результаты, рассматриваемыми исследователями, анонсированы в литературе (19). Переживание и проживание смысла жизни часто представлено через социальный аспект - через общение. Контакт возможен с различными кругами - родственниками, знакомыми, друзьями и незнакомыми. В социальном общении положительный аспект является ярко выраженным в наслаждении жизнью, в проведении вместе времени, в интенции мечтать о перспективах и наличием внутреннего благополучия. Данные представления связаны с обязательностью присутствия в собственном опыте активного участия, принадлежности к какому-то кругу, а также экзистенции в жизни. Авторы приходят к выводам о том, что осмысленность жизни значимо связана с присутствием в жизни контакта. Личность воспринимает контакт на следующих уровнях: интегрированности, т.е. целостности с собой; связанности - контакт с другими и третий более высокий экзистенциальный уровень - бытие, трансцендентность. С другой стороны, было выявлено направление отчуждения. Ученые делают заключение о трех уровнях: отчуждение от себя, выражается в заблокированных потенциалах, инвалидности; отчуждение от других, выраженное в отделении; изоляции и отчуждении от жизни или мира, проявляется в обесценивании жизни, в бесцельности существования. (10)

В работах респондентов бессмысленность, вполне ожидаемо описывалась с негативными оттенками в отношении и взаимодействии, участники эксперимента демонстрировали в описании бессмысленности, что это скорее отсутствие общности со всем миром; также опыт бессмысленности показал связь с ситуациями, когда общение было с небольшим кругом - только семья или партнер, а также если присутствует постоянная концентрация на проблемах и негативных сторонах жизни. Кроме того, результаты показали подтверждение уже проведенным исследованиям (25), что при серьезных травмирующих событиях в жизни, например, развод родителей или смерть близкого, любимого человека, являются причиной кардинального изменения отношения к жизни. Известно, что И.Ялом считает, что при конфронтации с «пограничными переживаниями» может подвести людей к прикосновению или более плотному контакту с высокой заботой о жизни (такие как собственная смертность и экзистенциальная изоляция), которые могут тем самым вызвать критические сдвиги (как положительные, так и отрицательные) в оценке осмысленность собственной жизни.

Ученые в своей работе прогнозируют связь между индексом отношения к жизни и поиском смысла через постижение и преодоления кризиса, данная гипотеза была подтверждена - чувствительность и способность через индекс отношения к жизни находить вещи, которые имеют особую ценность в жизни. Данная методика базировалась на «салютогенном» подходе Антоновского (8), где поднимается значимый вопрос о преодолении или совладании со стрессом и возможностью остаться здоровым. Полученный итог согласуется с результатами эмпирических исследований, продемонстрировавших, что участники эксперимента, сформировали представления о чувстве осмысленности своей жизни, поскольку им пришлось преодолевать травмирующие и стрессовые жизненные события, отмечена приспособляемость и адаптивность к жизни и эти респонденты оказались психологически здоровее других участников, не сумевших принять то, что с ними случилось (25). Тем не менее, остается открытым вопрос, который поднимают и другие ученые-теоретики (3,4): респонденты, чей высокий уровень осмысленности стал результатом преодоления события-травмы в прошлом, смогут ли они в будущем

поддерживать достигнутые высокие уровни во время будущих тяжелых стрессов, по сравнению с теми людьми, которые пережили сильное чувство и опыт смысла без преодоления кризиса. Адекватный ответ можно получить только в лонгитюдном исследовании.

Следующим этапом нашего теоретического исследования стал анализ логотерапевтических интервенций в работе с подростками. Так, познакомившись с данными, предоставленными корейскими учеными Young Sook Lim & Kyung A. Kang было обнаружено, что данной проблематикой психологическое сообщество достаточно сильно заинтересовано. Семантическое поле поиска статей включает такие темы, как свобода, выбор, ответственность, боль, смерть, поиск ценности жизни, цели и смысла жизни, а также проявление себя как хозяинасобственной жизни. Все исследования использовали логотерапию и включали вмешательства, которые влияли на смысл и цель жизни подростков. (22)

Известно, что подростковый возраст это переходный этап от детства к взрослой жизни, характеризующийся быстрыми физическими изменениями, психологическим развитием и гормональными изменениями, конфликтами и неповиновением родителям, сексуальным интересом, неуверенностью в себе, беспокойством о будущем и социальнымивзаимоотношениями. Подростки на этом этапе экспериментируют с различными ролями, чтобы исследовать важную обязанность развития идентичности для достижения конечной цели интеграции факторов самоидентичности и разрешения конфликтов (24). Однако, как считают корейские исследователи, работающие с подростками с онкологическими заболеваниями (14,16),многим подросткам не удается достичь автономии и независимости на этом критическом этапе человеческого развития из-за быстрого темпа современного общества, отсутствия общения с работающими родителями, давления родителей с целью получения хороших оценок, чрезмерной защиты и завышенных ожиданий со стороны родителей, взросления в конкурентной среде, которая делает упор на успех (16). Отметим, что в Корее особенно высокий уровень конкуренции в учебе среди школьников и высокий уровень родительского авторитета и власти в силу национального менталитета, поэтому подростки испытывают значительное давление со стороны родителей. Им также может быть трудно открыть для себя ценности жизни и самоидентификации, они могут быть лишены времени и поддержки окружающей среды, необходимой для осмысления самосознания и разработки планов на будущее (16).

Согласно отчету статистике за 2018 год, основной причиной смерти корейских подростков было самоубийство. При опросе, проведенному позже социологами: 36,4% подростков сообщили, что у них нет четкой жизненной цели; 46,4% сказали, что в основном они говорят с родителями только о школе, а 25% испытывали грусть или тяжелую депрессию, которые мешали им заниматься повседневными делами. Установлено, что субъективная оценка счастья среди корейских подростков составляла 82 (из 100 баллов), что является самым низким показателем среди 22 членов ОЭСР, участвовавших в исследовании, и многие считали, что хорошие школьные оценки и деньги являются предпосылками для счастья. (22)

Логотерапевтические занятия проходят по-разным планам. Целью одного из таких тренингов является укрепление смысла жизни и духовного благополучия участников, помощь в осознании важности их выбора в отношении, способности связываться с жизнью и понимать свое прошлое и будущее наследие (25). В другом тренинге, организованным корейскими специалистами, основой стал феномен смысла жизни. Базовая концепция смыслоцентрированного подхода, заключается в поиске того, что человек считает наиболее ценным и значимым, что могло бы направлять его жизнь (3,4). Поиск смысла жизни действительно является критическим вопросом на любом этапе жизни человека, но желательно начинать с подросткового возраста, когда начинают развиваться и укрепляться самооценка и ценности человека, чтобы они могли найти смысл целив их жизни, что необходимо для планирования здоровой и полезной жизни (15). Если человеку удается

установить смысл и цель в подростковом возрасте, он, скорее всего, проведет будущую жизнь с конкретными целями, твердой самооценкой и самооценкой, с духовным благополучием и меньшим беспокойством и стрессом. С другой стороны, неспособность сформировать устойчивую идентичность и жизненные цели в этот период может привести к утрате уверенности в себе, депрессии, беспомощности, разочарованию, отчуждению, бессмысленности, негативным установкам илиделинквентности, как считают Park E.S. и др. (24).

Поэтому следует оказывать образовательную и социальную поддержку, чтобы побудить подростков способствовать удовлетворению интересов и осмыслению, чтобы они могли понять достоинство, смысл и ценности жизни и оставаться более позитивными, продуктивными и активными (15).

Большинство работ, связанных с проведением программ на осмысленность и осознанность проводятся как правило с подростками, бросившими школу, из неблагополучных семей или с группами детей в онкоклиниках. И недавно стали появляться работы, где внимание сосредоточено на обычных подростках (не имеющих каких-то определенных проблем в каких-либо сферах).

Корейскими исследователями был составлен список из 9 140 статей. Список был сокращен до 7 269 статей после устранения избыточности. После обзора заголовков и аннотаций было обнаружено, что лишь 22 статьи имеют отношение к подростковому возрасту. Применение критериев отбора и исключения применялось к 20. В конечном итоге в качестве окончательных тем были выбраны 13 корейских исследований. В шести исследованиях проводилось групповое консультирование с использованием комбинированной логотерапии, тогда как в трех исследованиях применялась самостоятельно разработанная логотерапия. Другие включали обучение уважению к жизни с помощью логотерапии, разработку компакт-дисков с эффектами логотерапии, обучение медсестер хосписа паллиативной помощи с использованием методов логотерапии и групповую арт-терапию, сочетающую логотерапию. Вмешательства проводились исследователями напрямую или совместнос психологами-консультантами, школьными медсестрами или другими подготовленными экспертами. В большинстве случаев сеансы проводились два раза в неделю, причем большинство сеансов проводилось от одного до двух раз в неделю. Общее количество вмешательств составило 10 (6 исследований), 5 (5 исследований), 8 (1 исследование) и 9 (1 исследование). Продолжительность сеанса варьировалась от 7~8 минут до 120 минут, при этом 6 сеансов составляли до 1 часа, а 7 -более часа. Охваченные темы включали общие темы логотерапии, такие как свобода, выбор, ответственность, страдание, смерть, поиск жизненных ценностей, открытие жизненных целей и смысла, понимание ценности и ценности жизни, эмпирические ценности, установочные ценности, установление отношений, уважение к жизни и брать на себя ответственность за жизнь.

Среди 13 рассмотренных исследований 10 были нацелены на здоровых подростков, а 3 — на подростков с заболеваниями; 11 групповых программ и 2 индивидуальных; и в 9 исследованиях применялись только программы логотерапии, в то время как в других логотерапия сочеталась с другими методами. Цель жизни участников оценивалась в восьми исследованиях, во всех из которых были отмечены значительные различия до и после вмешательства. Измерения смысла жизни также показали существенное отклонение между результатами до и после вмешательства во всех 5 исследованиях. Другие исследования обнаружили значительное улучшение самоконтроля (p<0,001), качества жизни (p=0,011), самооценки (p=0,010), духовного благополучия, бытие (p = 0,026), религиозная жизнь и отношение (p < 0,001) и уменьшение боли (p < 0,001).В двух из 13 статей оценивалась устойчивость интервенций, ориентированных на смысл, а Kangetal. (13) обнаружили, что обучение жизненным ценностям детей младшего школьного возраста повысило осведомленность участников об уважении к жизни на основе пост-опросов, проведенных через 1 неделю и 4 недели после завершения вмешательства (p<0,001, p< 0,001), в то время

как депрессия была менее выражена в тех же опросах (р<0,001, р<0,001). Другие исследования показали, что социальные отношения подростков улучшились в удовлетворенности работой (р<0,001) и в чувстве ответственности (р=0,004) после сеансов групповой логотерапии. Кроме того, хоспис на основе логотерапии и паллиативное обучение (18) выявили улучшение отношения к хосписной помощи.

На фоне растущей тенденции числа молодых людей, совершающих самоубийства и страдающих депрессией, все большее внимание привлекают призывы к большему вниманию общества к подросткам и качеству их жизни. Несмотря на то, что количество исследований, посвященных качеству жизни и счастью подростков, увеличилось, исследования вмешательств, ориентированных на смысл, которые могли бы помочь молодежи понять обязанности и свободы, относящиеся к их собственной жизни, и найти истинный смысл и цель, стали более актуальными, показывают, что данным аспектом часто пренебрегают.К сожалению, не найдено источников, в которых бы в полной мере систематически анализировалась существующая литература о смыслоцентрированных вмешательствах, чтобы предложить научное и всестороннее понимание эффектов этих вмешательств. Зачастую цель программ, ориентированных на смысл, состоит в том, чтобы помочь участникам понять свою ответственность и свободы, относящиеся к их собственной жизни, и найти смысл и цель своей жизни. Программы часто состоят из уроков творчества, опыта, отношения, выбора, и ответственность как средство обнаружения смысла. Обучение тому, как уважать жизнь, тесно связано с темой буллинга, издевательств и насилия в школе(17) и может быть использовано и в программах по профилактикебуллинга. Подтвержденные эффекты программ, ориентированных на смыслдемонстрируют усиление цели жизни, смысла жизни, самоконтроля, качества жизни, самооценки, самооценки, удовлетворенности работой, чувства ответственности и религиозного отношения среди участников. Существуют и дополнительные эффекты - успехи в учебной деятельности, уважении к жизни других, уменьшение депрессии и боли. Эти результаты подтверждают положительные последствия смыслоцентрированныхпрограмм для подростков с физическими, умственными и социальными проблемами, а также показывают достаточную эффективность с подростками без проблем.

Анализ исследования, проведенного коллегами с группой подростков 12-15 лет, показал, как влияет групповая арт-терапия с использованием логотерапии на ежедневный стресс и смысл жизни у учащихся средних классов. Исследователями были отобраны субъекты с показателями ежедневного стресса выше среднего и показателями смысла жизни ниже среднего. Среди 16респондентов, 8 человек состояли в экспериментальной группе и 8 в контрольной группе, групповая программа арт-терапии проводилась один раз в неделю, по 90 минут каждая, всего 9 сеансов. В качестве инструмента исследования были проведены шкала ежедневного стресса, шкала смысла жизни и тест людей под дождем до и после. Результаты исследования следующие. Во-первых, групповая арт-терапия с использованием логотерапии не показала статистически значимой разницы в ежедневном стрессе учащихся средних классов, но показала эффект снижения стресса при рассмотрении изображений человека под дождем. Во-вторых, имелась статистически значимая разница в показателе смысла жизни. В-третьих, ежедневный стресс и смысл жизни учащихся средней школы положительно изменились в процессе эксперимента. Подростки осознали стресс, который они испытывали, и продемонстрировали изменения, чтобы положительно справиться с ним, осознали ценность людей и жизни, имели четкое представление о цели жизни и пытались изменить себя, уменьшая стресс и повышая осмысленность. Несомненно, данное исследование имеет ограничение по количеству респондентов, поэтому нельзя судить о закономерностях, но полученные результаты могут быть использованы для расширения исследования с привлечением большего количества респондентов.

В 2016 году отечественные исследователи также проводили анализ результатов проективной методики «Я сейчас, я через 5 лет и я через 10лет». Автор отмечает, что 85% испытуемых продемонстрировало адекватность в восприятии собственного будущего.

Школьники нарисовали жизненные планы и перспективы: наличие друзей, создание семьи, получение достойного образования и наличие перспективной работы. 15% школьников столкнулись с трудностями определения своей жизни, некоторые изображают тюрьмы, другие - наличие машины и кучи денег, кто-то изображает себя волшебником. Автор достаточно жестко интерпретирует результаты, считая что эти ученики демонстрируют «нежелание прикладывать усилия в продвижении себя по жизни. У них нет желания получать образование, заводить семью и детей, для них перспектива в легкодоступных и уголовно-наказуемых методах заработка на жизнь». (1) Возможно, автор опирается на свои наблюдения. Но как часто мы, взрослые, любим ставить клеймо... В наших исследованиях, с применением артлогопроектов количество респондентов небольшое. В проекте участвуют от 15 до 35 человек. Но мы сохраняем веру в наше будущее поколение. В.Э. Чудновскийбыл уверен, что ноологическое взросление подростков во многом зависит от той почвы, которую подготовят подросткам учителя и психологи. (7) Проведение программы научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» затрудняется тем, что занятия проходят в он-лайн или в смешанном форматах. Подросткам, по их словам, не хватает общей атмосферы, где происходит непосредственное «живое» общение. В этом учебном году артлогопроект, который выдвигался для работы с подростками был «След». (автор Т.А. Попова). Каждый год мы выбираем новую тему (2) Инструкция. Представь себя в точке сегодня, «здесь и сейчас». Погрузись в атмосферу собственной уникальности, рассмотри все внимательно, прислушайся к себе. Уже сегодня у тебя есть то, что дальше поможет тебе оставить свой след. Теперь разреши себе творить - сочини, нарисуй, слепи, смоделируй и вырази то, что представилось и «просится на холст». Что интересного, удивительного, нового ты в себе открыл? Какой твой след сейчас? Какой след ты хотел бы оставить? Материалы -свободный выбор автора.

Подростки с удовольствием работали над проектом. Ученица 7 класса М., нарисовала комнату, в которой ей удобно и комфортно, стены раскрашены разными цветами, но осталось еще много белого, незакрашенного пространства на стене. Цветное, это то, что уже имеет след, а белое, то как она им распорядится. В шкафу хранятся разные маски, они отражают состояние и настроение. Есть электронное пианино - для творчества и настроения. В чистой комнате есть метла, чтобы выметать всю ненужную грязь и мусор из жизни. И есть окно, за которым - семья, друзья. На вопрос - а как ты оставишь след? Школьница ответила, что след создается здесь - это ее внутренний мир, а вот отражается он снаружи, она передаст его через окно.

Другая школьница Ч., 15 лет, нарисовала пустыню с кактусами и девушку - она уже оставляет позади себя следы. Рядом растут кактусы - колючие - это неприятные люди и воспоминания, а цветущие - приятные. Она идет к солнцу, там будущее, которое ее ждет. Она знает чего хочет. Позади остается перекати-поле - неприятные воспоминания.

Еще один проект - есть столб - вокруг которого лестница, человек эту лестницу строит. У ступенек цветные элементы - это радостные моменты - те следы, которые уже оставлены - общение с друзьями, интересные моменты в жизни. Черные моменты в жизни также встречаются, но не они делают жизнь. Очень важен стержень - это принципы, которых автор придерживается.

Артлогопроект десятиклассника Р., на котором нарисована кисть, которая оставляет красный след. Первый вопрос, который всех заинтересовал - почему красный цвет? Потому что красный- это прежде всего красивый и яркий. Еще есть циркуль, ручка, колонна, серп. Все эти инструменты нужны для того, чтобы вымерять и помогать выстраивать жизненный путь. А кисть означает творческий путь, который оставляет заметный, красивый след.

След, который оставил бы девятиклассник Н., это сад, который растет у дома. Школьник сначала рассказывал про те деревья, которые уже есть, это то, что уже им сделано, дом - это скорее он сам, но там есть фундамент, в котором есть символ родительского влияния тоже. А след, который он оставит - это лес. Тогда его попросили

уточнить - лес или сад, прояснив, что лес - это то, что растет само, школьник решил, что это будут те деревья, которые он сам посадит. Это его дела, профессия. Еще один проект был представлен школьником Ю., 15 лет. Он эффектно достал свернутый во много раз листок и сказал, что это кирпичик. Что это первый кирпич, но он может стать целым проектом. На рисунке изображена пещера в горе, в которой есть тумбочка и сундук. В тумбочке есть то, что может увидеть и даже взять любой человек, а вот в сундуке -сокровища, которыми хозяин не собирается делится. Это его личное. Рядом природа, ели, солнце. А след - это сияние, которое исходит из пещеры и этим сиянием автор проекта готов делиться. Это не все проекты.

Слушая ответы на вопросы, размышления, исследования собственных представлений о том, что я могу оставить мы видим, что многие ассоциируют след с собой, как бы не отделяя от себя. В представлениях подростков обязательно есть символ, персона, которая обозначает хозяина следа. Часто этот «след» не оформлен - как в артлогопроекте, где девочка «передает что-то в окно» или «это сияние и свет, который исходит из пещеры» или он может быть ступенькой, мазком от кисти или деревьями. Отметим, что все проекты были эмоционально представлены, авторы волновались не из-за того, что представляют, потому что атмосфера на проекте уже стала знакомой и дружелюбной, подростки свободно высказывались, но волновало то, что они будут рассказывать о себе и раскрывать свои мысли и представления. Этот опыт присутствия и доверия к другим, к миру является важным для подростков, поскольку именно в этот период личность проходит путь становления, в этой непростой дороге важным являются вопросы смыслов, любви, одиночества, ошибок, доверия.

Наши исследования совпадают с исследованиями корейских коллег, которые утверждают, что арт-терапия с использованием логотерапевтических техник (20) помогает участникам создать положительный образ себя в процессе художественного самовыражения, визуализировать свое внутреннее «я» и испытать чувство достижения. Эта идея подтверждает результаты исследования Ли (21), которые показывают, как позитивное представление о себе, опыт общения, сочувствие и поддержка могут помочь преодолеть негативную идентичность и увеличить креативность, потенциал и чувство ответственности.

Итак, анализ исследований показывают:

- качественные методы в сочетании с количественными дают более объективную картину, в которой есть место феноменологическим исследованиям и субъектность может быть проявлена более полно. Особенно, это выглядит целесообразно, если тема представляется сложной, «философской» и выбор методик затруднен.

- программы с применением логотерапевтических программ, направленных на смыслообразование у подростков, являются актуальными для профилактики суицидов, для формирования представлений о смысле жизни, ценностях. Также это помогает уменьшить стресс, увеличить уровень положительного восприятия других.

- артлоготерапия помогает поиску не только смыслов, ценностей, но и дает возможность утвердиться в своей идентичности, рассмотреть свое будущее через призму настоящего, осмысленно расставить приоритеты или оставить открытыми вопросы о своих целях.

Литература

1. Левкова Т.В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения: 01.03.2022).

2. Попова Т.А. Смыслы пространства «PRIVACY» для подростка. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума / Отв. ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021, С. 196-200

3. Франкл В. Воля к смыслу. М. Альпина, 2018, 228 с.

4. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции. Альпина, 2018, 515 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. Прогресс 1990, 368 с.

6. Харари Ю.Н. Homodeus. Краткая история будущего. М., Синдбад, 2018, С.496

7. Чудновский В.Э. К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысло-жизненных ориентаций старшеклассников // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». 2 015. No 1. С. 66-72

8. Antonovsky, A. Unraveling the Mystery of Health: How People Manage Stress and Stg Well. San Francisco CA: Jossey-Bass, 1987

9. Battista, J. & Almond, R. The development of meaning in life. Psychiatty, 1973, 36, 409427. Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1979). Cognitive Therapy of Depression. Buber, M. Between Man and Man. Psychology Press, 2002 - P. 268

10. Debats, D.L, Dtost, J & Hansen, P. Experiences of meaning in life: A combined qualitative and quantitative approach British Journal of Psychology 1995, 86, 359-375

11. Jaffe, D. T. (1985). Self-renewal: Personal transformation following extreme trauma. Journal of Humanistic Psychology, 25, 99- 124 р

12. Kang KA, Kim SJ, Song MK, Kim MJ. Effects of logotherapy on life respect, meaning of life, and depression of older school-age children. Journal of Korean Academy of Nursing. 2013; 43(1):91-101.

13. Kang KA. Development and effect of semantic therapy program to improve quality of life of adolescent cancer patients. 25th Korean jungshin science symposium; 2006 October 27-28; Military Academy Museum Auditorium. Seoul: Korean Psychological Science Society; 2006. p. 119-130

14. Kang KA. Experiences of meaning in life among elementary school students: Content analysis based on major concepts of logotherapy. Child Health Nursing Research. 2017;23(1):37-47.

15. Kim SJ, Kang KA, Park SJ, Lee MN, Kim YH. The effects of logotherapy on meaning of life of early adolescents with cancer. Asian Oncology Nursing. 2013;13(1):49-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kim SJ, Park YA, Kim SH, Kim HY, Yoo SY, Baek SS, et al. The degree of life-respect and peer bullying in elementary school students. Child Health Nursing Research. 2015;21(1):28-36.

17. Kim SN, Kim HJ, Choi SO. Effects of hospice and palliative care education program including meaning in life on attitudes toward end-of-life care and meaning in life among nursing college students. TheJournal of Korean Academic Society of Nursing Education. 2011;17(3):454-463

18. Klemke, E. D. The Meaning of Life. New York: Oxford University Press 1987

19. Lee JY. The effects of group art therapy using logotherapy on the daily stress and meaning of life of middle school student. Graduate school of Human Care [master's thesis]. Daegu: Daegu Cyber University; 2014. p. 1-100

20. Lee SO. The effect of logotherapy group counseling on female adolescent worker's job satisfaction [master's thesis]. Daegu: Keimyung University; 1997. p. 1-95

21. Lim S.Y, Kang KA Systematic Review of Meaning-centered Interventions for Adolescents ChildHealth Nurs Res, Vol.24, No.3, July 2018: 263-273

22. Park ES, Park IS, Park HR, Shin HS, Kim EK, Jehn WY, et al. Nursing care of children. 4th ed. Seoul: Hyunmoonsa; 2014. p. 257-276

23. Thompson, S. C. (1985). Finding positive meaning in a stressful event and coping. Basic and Applied Social Psychology, 6, 279-295.

24. Thompson, S. C. &Janigian, A. S. (1988). Life schemes: A framework for understanding the search for meaning. JournalofSocialandClinicalPsychology, 7, 260-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.