Научная статья на тему 'Помилование и правосудие – наследия, переходящие из поколения в поколение'

Помилование и правосудие – наследия, переходящие из поколения в поколение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Помилование / Амнистия / Уголовная политика / Интерцессия / Pardon / Amnesty / Criminal policy / Intercession.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фаррух Хужамбердиев

В данной статье раскрывается сущность политики применения помилования во время правления Амира Тимура с гуманной точки зрения в отношении лиц совершивших поступок против него, а также применения института помилования в уголовной политики Республики Узбекистан, как яркий институт гуманности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pardon and justice – heritage from generation to generation

This article reveals the essence of the policy of applying pardon during the reign of Amir Timur from a humane point of view in relation to persons who committed an act against him, as well as the use of the institution of pardon in the criminal policy of the Republic of Uzbekistan, as a bright institution of humanity.

Текст научной работы на тему «Помилование и правосудие – наследия, переходящие из поколения в поколение»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Pardon and justice - heritage from generation to generation

Farrukh KHUJAMBERDIYEV1

Military-technical institute of the national guard of the Republic of Uzbekistan

ARTICLE INFO

Keywords:

Pardon Amnesty Criminal policy Intercession

ABSTRACT

Article history:

Received September 2020 Received in revised form 15 September 2020 Accepted 25 September 2020

Available online 1 October 2020

This article reveals the essence of the policy of applying pardon during the reign of Amir Timur from a humane point of view in relation to persons who committed an act against him, as well as the use of the institution of pardon in the criminal policy of the Republic of Uzbekistan, as a bright institution of humanity.

2181-1415/© 2020 in Science LLC

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https:/ / creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

SUMMARY

This article is devoted to the definition of the functions and importance of the application of the institution of pardon in persons who have committed crimes and sincerely repented of their deeds and firmly stood the path of correction. Special attention in the study to a deep study of the historical origin and humane conditions of the application of the institution of pardon since the time of Amir Timur.

A pardon in social and legal terms reflects the endless complexity of social life, the practical impossibility of fully fulfilling all the prohibitions under pain of criminal punishment. Pardons and amnesty reflect the existing gap between the declared legal ideals and the practice of their observance. They are probably rooted in the depths of human consciousness, along with the moral and ethical concepts of repentance and forgiveness, forgiveness and mercy, which are of great importance in religious ethnic systems.

It should be emphasized that this article contains the history of the existence of pardon in Ancient Rome, as well as the existence of amnesty, the direct relationship and difference between pardon and amnesty.

1 Officer of the Military Technical Institute of the National Guard of the Republic of Uzbekistan email: farrukh.komilovich95@mail.ru

This article reveals examples of the adoption of the institution of pardon by Amir Timur himself in relation to persons who have committed acts against him. The author deeply analyzed the cases applied by the institution of pardon during the reign of Amir Timur, based on the "Code of Amir Timur". It is worth noting that the article directly reveals the history of the origin of this work and thanks to whom and how we got the copies of this precious work written by Amir Timur himself. This article also reveals the principles of government of Amir Timur not only by strictness, but also by justice and mercy.

The reforms carried out by Amir Timur in the judicial and legal sphere of the state also deserve special attention. The introduction of the position of judge or kaziy for the army, directly, contributed to the further development of the military court in judicial practice.

The article widely uses the use of the institution of pardon in the Republic of Uzbekistan, as one of the most important areas of criminal policy. Serious work has been done to determine the importance and role of applying the institution of pardon not only in criminal policy, but also in modern society and the state.

Афв этишни ва адолат - авлоддан авлодга утиб келаётган мерос

АННОТАЦИЯ

Ушбу мацола муаллиф Амир Темур хукмронлиги даврида афвни унга царши х,аракат содир этган шахсларга нисбатан инсонпарварлик нуцтаи назаридан цуллаш сиёсатининг мох,иятини очиб берди, шунингдек, Узбекистон Республикасининг жиноий сиёсатида афв этиш институтидан фойдаланиб, инсонпарварликнинг ёрцин институти сифатида фойдаланилишини ёритиб берган.

Калит сузлар:

Афв этиш Амнистия

Жиноятга оид сиёсати Шафоат.

Помилование и правосудие - наследия, переходящие из поколения в поколение.

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова:

Помилование Амнистия

Уголовная политика Интерцессия.

В данной статье раскрывается сущность политики применения помилования во время правления Амира Тимура с гуманной точки зрения в отношении лиц совершивших поступок против него, а также применения института помилования в уголовной политики Республики Узбекистан, как яркий институт гуманности.

В юридическом знании новое возникает лишь на основе старого как познавательно более глубокая, более содержательная и более адекватная норма постижения и понимания. Не является исключением и институт помилования.

Помилование - старейший правовой институт. Есть мнение, что право помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики амнистия применялась по решению народных комиссий и сената, а во время империи это право перешло к императорам, подобно помилованию. Амнистии связывались со знаменательными событиями римского государственного развития. Амнистия имела несколько форм: во-первых, прекращение судебного производства; во-вторых, освобождение осужденных. Однако в средневековье амнистии уступили место праву помилования-индульгенции. Некоторые авторы усматривали первоначальный источник индульгенции в праве интерцессии, принадлежавшем народным трибунам. Отобрав у магистратов эту власть, императоры получили и право интерцессии - приостановки судебного производства. В то время как интерцессия трибунов распространялась лишь на год пребывания их в должности, интерцессия императоров была действительна на все время их царствования, тем самым окончательно погашала преследование. Индульгенция в противоположность интерцессии могла также смягчать или отменять наказание2.

По мнению П.И. Люблинского, если и нельзя установить непосредственной преемственной связи, то можно предположить, что подобное право помилования образовалось под влиянием права интерцессии3. Между этими правами существовала тесная связь. По свидетельствам историков, императоры злоупотребляли правом интерцессии и приостанавливали уголовное преследование произвольно по самым различным причинам, иногда даже из-за соображений выгоды, чтобы побудить обвиняемых покупать от них помилование.

Амир Тимур среднеазиатский тюркский правитель, полководец и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Полководец, основатель империи Тимуридов (1370 год) со столицей в Самарканде.

Он создал громадную империю от Инда и Ганга до Сырдарьи и Зарафшана, от Тянь-Шаня до Босфора, Большую часть жизни он провел в походах. При жизни Амир Тимура о государственном управлении было написано специальное сочинение, известное под названием «Тузуки Темурий» («Уложение Тимура» или «Завещание Тимура»). Это ценный исторический источник средневековья, состоит из двух частей. В нем изложена биография Тимура и связанные с его жизнью события, взгляды этого выдающегося государственного деятеля и полководца на военное искусство, устройство и управление страной. Это ценный свод законов, из которого видно, на основе чего Амир Тимур создал централизованное, управляемое могучее государство. Этот исторический документ предоставляет собой особую ценность, так как является одновременно и политическим завещанием, которое представляет Тимур своим детям. Высоко оценивая значение этого исторического памятника, историк Лянглэ говорит: «Тимур передал своему преемнику вместе с империей дар ещё драгоценное - искусство сохранить её»4.

Оригинал «Тузуки Темурий» был создан Тимуром на тюркском языке. К сожалению, он до сих пор не найден, но его перевод на язык фарси, по мнению

2 Мирзажонов К., 2015. Амнистия, помилование и уголовно-правовая политика Республики Узбекистан.

3 Люблинский П.И., 1907. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование. -Одесса.

4 Уложение Тимура - Ташкент: Чулпан, 1993 - С. 6.

известных востоковедов Н.Д.Миклухо-Маклая, Ч.Рье, Г.Этэ, Ч.А.Стори, был обнаружен в библиотеке правителя Йемена5. В 1637 г. автор перевода Мир Абу Талиб ал-Хусайни ат-Турбати подарил его императору государства Бабуридов Шах Джахану. Тот, в свою очередь, поручил придворному ученому Мухаммеду Афзал Бухари сопоставить данную работу с другими историческими рукописями и в соответствии с этим переработать ее. Бухари выполнил поручение императора. Таким образом, благодаря Миру Абу Талиб ал-Хусайни и Мухаммеду Афзал Бухари «Тузуки Темурий» на персидском языке стал достоянием наших современников. Копии этой рукописи находятся в библиотеках России, стран Средней Азии, Индии, Ирана, Турции, Англии, Греции, Албании, Дании6. Труд «Тузуки Темурий» переведен и на некоторые европейские языки. Его перевод на русский язык был осуществлен с французского в 1894 г. в Ташкенте и впервые опубликован в журнале «Православный собеседник». В настоящее время «Уложение Тимура: исторические записки» издано так же в Ташкенте7.

«Уложение Тимура» по своему содержанию представляет собой, прежде всего, не автобиографию, а своеобразное политическое завещание того времени. В этой работе Тимур прямо и непосредственно обращается сугубо к своим потомкам, которые наследуют его трон. «Моим детям - счастливым завоевателям государств, моим потомкам - великим повелителям мира»8, - пишет он. Опираясь на свои обширные знания, огромный жизненный и военный опыт, Тимур дает советы потомкам, как сохранить, укрепить завоеванные им владения. Здесь же приводит самые важные, на его взгляд, принятые им в свое время постановления и правила (инструкции). Но к сожалению, после гибели Амира Тимура вместо того чтобы укрепиться государство созданное усилиями стало распадаться на маленькие государства между наследниками. К этому привело междоусобные войны за господство в Самарканда, так как этот город считался столицей государства Тимуридов. На наш взгляд, выше упомянутое обращение Амира Тимура своим наследникам не оправдало себя и государство, образованное за годы его жизни просуществовало всего лишь век.

На наш взгляд, данная работа адресована Тимуром очень узкому кругу лиц из числа его потомков, к тому же только тем из них, которые наследуют его трон. Для того чтобы скрыть содержание своего завещания (что вполне естественно для того времени) от ближайшего окружения, Тимур, вероятнее всего, написал его сам, собственноручно, от первого лица, не ставя об этом в известность никого из своего окружения. Мнение некоторых исследователей о безграмотности Тимура основывается лишь на том, что Тимур, по свидетельству его историков и секретарей, практически всегда диктовал свои распоряжения и любил слушать, когда ему читали вслух. Естественно, должен возникнуть вопрос как такой совершенно безграмотный человек мог вступать в дискуссии, беседовать часами с виднейшими учеными и поэтами своей эпохи? Как ему удалось завоевать 27 государств и продержаться у власти почти 30 лет, к тому же установить дипломатические отношения с некоторыми европейскими государствами, создать

5 Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992. - С. 3.

6 Ахмедов Б. Тарихдан сабоклар. - Ташкент: Укитувчи, 1994. - С. 299-300.

7 Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992.

8 Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992. - С. 7

предпосылки и основы Среднеазиатского Ренессанса? Ответом на эти вопросы могут служить работы известного ученого Р.Рахманалиева, в которых автор убедительно свидетельствует, что Тимур был грамотным человеком, в совершенстве владел персидским, тюркским и монгольским языками9. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что Амир Тимур будучи правителем централизованного государства не ограничивался одним введением большого количества ожесточенных боев, но и являлся хорошим оратором, который мог вести за собой огромное количество сподвижников, предприимчивым дипломатом, совладеющий государствами без кровопролитных боев, умелым стратегом предвидящий грозившие опасности государству заранее.

«Уложение Тимура» Тимура появилось на свет, на наш взгляд, не без влияния его первого духовного наставника (пира). Им был Кутбула Актаб-шейх Зейнеудин Абубекр Тайабади, по характеристике Тимура, «личность благочестивая, потомок Мухаммеда». Он предсказал Тимуру его будущее величие, и с того времени Тимур всегда оказывал ему почет, обращаясь нему за советами «в делах затруднительных, касавшихся государства и управления им». Тимур очень уважительно относился к нему и руководствовался его советами. Когда Тимур стал правителем Мавераннахра, он получил письмо от своего пира, где тот дает ему практические советы по управлению государством: «Следи беспрестанно за своими... подчиненными, чтоб каждый, не выходя из границ своей власти, был всегда готов к повиновению. Назначай для каждой группы народа справедливые границы, чтоб правота и разум господствовали в твоем государстве. Если ты пренебрег порядком в своих делах и между твоими подданными, то возмущение и крамола не замедлят появиться. Ты должен каждому лицу и каждой вещи указать границы и место, какие они должны занять»10. Сразу же после получения письма Тимур «поспешил исполнить все, что оно содержало». Так появились его постановления и правила, которые впоследствии вошли в его книгу, регулирующие, по существу, все отношения в его государстве.

В «Уложениях Тимура» Амир Тимур отмечает двенадцать основных правил, на основании которых достиг власти, завоевывал государства, упрочил за собой завоевания и сделавшие его достойным трона11.

Стоит отметить, что создав огромную державу, Амир Тимур подготовил условия для экономического и культурного развития страны. Возрождаются вековые традиции прошлых эпох в новом историческом контексте. По мере того, как Мавераннахр становится центром торговли, экономики и культуры Ближнего и Среднего Востока, стали благоустраиваться такие древние города как Самарканд, Кеш, Бухара, Термез, Ташкент, Мерв и др., до основания разрушенные ордами Чингизхана.

Строились величественные здания мечетей, медресе, мавзолеев, караван-сараев и бань. Стало обычным, что каждая победа или событие увековечивались в архитектуре. В строительной деятельности Амир Тимур преследовал определенные политические цели - возведенные им сооружения должны были демонстрировать силу, могущество и величие его империи.

9 Рахманалиев Р. Амир Темур Великий... - С. 142.

10 Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992. - С. 15-16

11Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992. - С. 7

Мудрой политикой и строгой справедливостью Амир Тимур удерживал своих солдат и поданных между страхом и надеждою. Амир Тимур подчеркивает, что справедливостью и бесстрастием приобрел благосклонность созданий Божьих, своих благодеяний распростирал и на виновного и невинного; его великодушие обеспечило ему место в сердцах людей; правосудие управляла его решениями12.

За годы своего правления Амир Тимур положил конец феодальной раздробленности, установил торгово-дипломатические связи с наиболее крупными королевствами Европы - Францией, Англией, Кастилией. К сожалению, после смерти Амира Тимура торгово-дипломатические отношения с Западной Европой, заложенные им, не получили развития.

На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что во время правления Амира Тимура проведение широкомасштабных реформ в сфере управления государством значительным образом повлияли на судебную-правовой жизни государства. В частности, впервые за истории средневековых государств Центральной Азии была внедрена должность судьи или казия для армии13, был внедрен и принцип работы судей и казий отдельно и для военных, и для народа, это, непосредственно, способствовало дальнейшему развитию военного суда в судебной практике.

Для укрепления могущества, для гражданского управления своего государства Амир Тимур издавал законы и постановления, которые непосредственно служили и для восстановления религии. В одном из постановлении указано следующее:

1) Я основал мою власть на исламе, законе «превосходнейшего из тварей», на любви к его потомкам и сподвижникам и на почитании, какое должно воздать имени пророка. Мои приказания и правила имели такую силу, что я не имел себе соперника в управлении.

2) Я держал свой народ и своих солдат между страхом и надеждою. Полный внимания и осторожности к своим врагам и друзьям, я держался мудрой политики переносить терпеливо их речи и поступки. В числе лиц, искавших у меня убежища, те, которые были расположены ко мне, получали от меня столь хороший прием, что их привязанность ко мне увеличивалась; а мои недруги оставались настолько довольно моею снисходительностью, что скоро в их сердцах ненависть уступала место дружбе. Тот, кто имел право на моё расположение, был убежден, что это расположение не измениться, и я никогда не отстранял от себя поданного, которого когда-либо позвал к себе. Добрые или злые которые при заре моего счастья укрылись у меня, все те, которые оказали мне услуги, как и те, которые вредили мне, были поражены благодеяниями, когда я был возведен на трон. Я почитал ничтожным то зло, которое мне было причинено, и я провел пером забвенья по записям дурных поступков, которые мне были оказаны.

3) Я никогда не поддавался мстительности. Я предоставлял своих врагов правосудию Повелителю вселенной. Я удерживал при себе доблестных, деятельных и испытанных воинов. В моем обществе были приняты знатные, потомки пророка, ученые и богословы; но злых изменников и трусов я исключал из своего сообщества.

12 Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992. - С. 8

13Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992. - С. 11

4) Открытое лицо, милосердие и доброта доставляли мне любовь народа Божия; я, друг правосудия, приходил в ужас от притеснений и жестокости14. Необходимо подчеркнуть, что в священной книге мусульман в Коране существует сура ниспосланная пророку Мухаммеду в Мекке и содержащая 85 айатов. Эта сура называется «Гафир», что в переводе означает «Прощающий». Она начинается так же, как и многие другие суры, с двух букв арабского алфавита. В начале суры говорится о большом значении Корана, ниспосланного от Аллаха Могущественного, Знающего, прощающего грехи и принимающего покаяние раскаявшихся, строгого в наказании, щедрого в благах и милости. Сура призывает к единобожию и к тому, чтобы не обольщаться властью, которую неверные могли бы иметь, а также призывает неверных вспоминать о конце прежних народов, которые не уверовали в Господа. Затем речь идёт о тех, которые носят Трон Господний и которые возносят хвалу Аллаху и молятся Ему. В суре говорится о состоянии неверных в Последний день и о гневе Аллаха на них. В ряде айатов суры говорится о знамениях Аллаха и Его мощи, проявляющейся как в самих людях, так и во всём, что их окружает во Вселенной, а также о милости Аллаха к людям. Аллах в нескольких айатах этой суры призывает людей к единобожию: "С истинной верой взывайте к Аллаху". Ведь Аллах сказал: "Призывайте Меня, и Я отвечу на вашу молитву". Аллах - ваш Господь, Творец всякой вещи, Он - Един и нет божества, кроме Него15. От этого следует сделать вывод, что основываясь на Ислам Амир Тимур ввел политику милосердия и правосудия, как он отмечает это в последнем пункте вышеуказанного указа.

Подобные законы и постановления, связанные с управлением государством, нашли свое отражение в «Уложениях Тимура». Следует подчеркнуть, что оригинал работы Тимура, написанный им самим, действительно существовал задолго до того, как стал известен исследователям (XVII в.), есть предположение то, что один из его потомков, Захир-ад-дин Мухаммед Бабур, был знаком с завещанием своего великого предка и, более того, довольно добросовестно и пунктуально следовал ему. И свое знание он даже передал своим потомкам, в подтверждение чего можно привести ряд фактов.

Как мы выше упомянули, в своем политическом завещании Тимур перечисляет 12 правил, которыми он руководствовался в своей жизни и деятельности и которые помогли ему «достигнуть власти», «завоевывать государства», «упрочить эти завоевания».

Следует отметить, что люди всех стран, которые являлись в дворец Амира Тимура допускались к столу его ханской щедрости. На кого падали взоры Тимура с тем обращались с отличием, какого заслуживало его положение. В своих Уложениях Амир Тимур подчеркивает, что каждый виновный, представший пред его правосудием, в первый раз получал помилование, но провинившийся во второй или в третий раз подвергался наказанию соразмерно к его поступку16.

Стоит отметить, что, будучи сторонником справедливости, Амир Тимур, приняв смертный приговор в отношении одному из преданных ему эмиров, всю свою остальную жизнь провел в раскаянии. Об этом случае Амир Тимур

14 Уложение Тимура Ташкент. - Чулпан, 1993. - С. 15.

15 «Коран» 40-сура «Гафир». Священная книга мусульман. Т. 2001. С. 467-476

16 Уложение Тимура Ташкент. - Чулпан, 1993. - С. 20.

напоминает следующее: «Аббас один из преданных мне эмиров возбудил зависть моих придворных, которые говорили на него явно и тайно. И клеветы разожгли во мне гнев и не разобрав дела, я предал смерти невинного, но время обнаружило мне вероломство обвинителей, и я мучился раскаянием и жестокими угрызениями совести»17.

Амир Тимур подчеркивает о возможности помилования солдата, сбежавшего с поле битвы, если он вынужден был к тому превосходством неприятеля.

Следует отметить, что политические взгляды Амира Тимура выделялись суровым характером, но милосердия и помилования лиц, признанных виновным и раскаявшихся в содеянном поступке, играли особую роль во время его правления и являлись ярким примером правосудия и справедливости правителя.

Целесообразно отметить то, что принципы оказания социальной поддержки лицу, переступившего закон и при этом искренно раскаявшийся о содеянном деяние, имеют свои основы и в нашем обществе качестве национально-правовых наследий и традиций. Ярким примером этого является помилование лиц осужденных за совершение преступлений и искренно раскаявшихся и вставших в правильный путь, а это с гуманной точки зрения является неотделимой частью гражданского общество.

После обретения независимости по инициативе Первого Президента нашей страны Ислама Каримова основой для реформ по духовному возрождению и обновлению послужило, прежде всего, возрождение благословенных имен наших великих предков, их богатого наследия. Одним из них, несомненно, являлся Амир Тимур - великая историческая личность в масштабах не только нашей страны, но и многих государств. Только благодаря независимости появились возможности для осознания феномена Амира Тимура, объективной и оценки его жизни и деятельности. Реализуемые сегодня в нашей стране реформы созвучны мыслями и поступками Амира Тимура. Об этом свидетельствует благородный призыв Президента нашей страны Ш.М.Мирзиёева: «Наполненные глубоким смыслом слова нашего великого предка Амира Тимура «Пусть справедливость будет нашим спутником и руководством в каждом деле», должны прочно войти в жизнь каждого из нас»18.

Законодательные меры и позитивные изменения, принятые правительством, непосредственно отмечаются международными организациями и дают свои конкретные результаты. За последние 3 года оправдательные приговоры были вынесены в отношении 1 989 лиц, из них только в 2019 году - 859 лиц. Также в прошлом году были освобождены из зала суда 3 081 человек, необоснованно предъявленные обвинения в отношении 2 623 граждан были переквалифицированы или исключены.

Следует отметить, что по инициативе главы нашего государства Ш.М.Мирзиёва за первые 8 месяцев 2020 года 429 заключенных совершивших преступление и искренно раскаявшихся о содеянном, были помилованы.

Таким образом, помиловано значительное количество осужденных, что естественно влияет на состояние правоприменительной практики. Другими

17 Уложение Тимура Ташкент. - Чулпан, 1993. - С. 28.

18 Ш.М.Мирзиёев Миллий таравдиёт йулимизни ^атьият билан давом эттириб, янги бос^ичга кутарамиз. Ташкент, Узбекистан. 2018, С - 140.

словами, помилование определяет характер криминализации населения. Следовательно, масштабы помилования заставляют считаться с собой как с важным фактором состояния законности правопорядка.

Ответственным ведомствам дано указание помочь помилованным адаптироваться в обществе и вернуться к нормальной жизни. Поскольку акты помилования исходят от высших органов власти, важен их контроль за трудоустройством помилованных, их адаптацией на свободе, за оказанием им помощи и наблюдение за ними. К мерам контроля, прежде всего, относится направление примерно через год после помилования запроса в Комиссию по делам помилования Президента Республики об условиях жизни и работы помилованного. К нему целесообразно прилагать заранее разработанный вопросник, который потребует от местной власти и управленцев внимательного отношения к каждому конкретному случаю.

Стоит отметить, что за прошедший промежуток времени были подписаны 3 указа о помилования, 2 из них были подписаны в преддверии Рамазан Хайита и Дня независимости Республики Узбекистан, а это своеобразно становится традицией.

Помилование является важнейшим направлением уголовной политики не только потому, что эта деятельность объемна. Она неразрывно связана с уголовным наказанием, определяет судьбы людей, состояние общества, его отношение к своим согражданам, а это вопросы большой политики.

Таким образом, помилование должно рассматриваться как важнейшее направление уголовной политики, осуществляемое специфическими субъектами -высшим органом государственной власти, но смыкающееся с деятельностью органов уголовной юстиции и основанное на ней.

Чтобы быть оптимальным, помилование, как практика, как система соответствующих действий и актов по применению права, должно «вводиться» в контекст уголовной политики, соответствовать ей, учитывать ее. При этом необходимо исходить из современной социально-правовой ситуации, определяющей уголовную политику в целом и ее отдельные направления. Делая вывод, стоит отметить, что принцип управления государством на принципах правосудие и справедливости увековечен не только в словах, но и в делах, реформах способствующих дальнейшему развитию независимого Узбекистана.

Библиографические ссылки

1. Ахмедов Б. Тарихдан сабоклар. - Ташкент: Укитувчи, 1994.

2. «Коран» 40-сура «Гафир». Священная книга мусульман. Т. 2001.

3. Люблинский П.И. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование.- Одесса, 1907.

4. Мирзажонов К. Амнистия, помилование и уголовно-правовая политика Республики Узбекистан.-Т.: «Адолат», 2015.

5. Рахманалиев Р. Амир Темур Великий...

6. Уложение Тимура Ташкент. - «Чулпон».1993.г.

7. Уложение Тимура: Исторические записки. - Ташкент: Чулпан, 1992.

8. Ш.М.Мирзиёев Миллий таракдиёт йулимизни цатъият билан давом эттириб, янги босцичга кутарамиз. - Ташкент, Узбекистан. 2018, С - 140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.