Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
SOCIAL CONDITIONALLY OF AMNESTY AND PARDON INSTITUTIONS
FOR THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 343.292+343.293
Самохин Василий Александрович, магистрант, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г.Симферополь
Samokhin V. A. [email protected]
Аннотация
В настоящем исследовании анализируется социальная природа и социальная обусловленность институтов амнистии и помилования в Российской Федерации. Отмечается об актуальности рассматриваемой тематики в связи с анализом и оценкой современной социальной ситуации. Рассматривается социальное значение институтов амнистии и помилования как элемента государственной политики Российской Федерации в целом.
Annotation
This study analyzes the social nature and social conditionality of amnesty and pardon institutions in the Russian Federation. It is noted about the relevance of the subject under consideration in connection with the analysis and assessment of the current social situation. The article considers the social significance of the institutions of amnesty and pardon as an element of the state policy of the Russian Federation as a whole.
Ключевые слова: амнистия; помилование; прощение; акты амнистии; наказание; освобождение от уголовной ответственности; освобождение от уголовного наказания;
Keywords: amnesty; pardon; forgiveness; acts of amnesty; punishment; release from criminal responsibility; release from criminal punishment;
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Настоящее конституционное установление предполагает не только признание и соблюдение прав и свобод человека, но и предполагает систематическую реализацию государственной политики в указанной сфере. Исходя из других положений Конституции РФ, такая система государственной политики обязана опираться на прочный правовой фундамент, который состоит не только из Основного закона Российской Федерации, федеральных законов и международных правовых актов, но и принципов гуманизма, справедливости, равенства прав и свобод человека и гражданина.
Государственная политика в сфере амнистии и помилования, несомненно, является составной частью деятельности государства в вопросах соблюдения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она определяет процедуры и шаги государства в вопросах освобождения лиц от уголовной ответственности и наказания, виновных в совершении преступлений. Институт амнистии и помилования, также именуемый институтом прощения, занимает особое место в уголовно-правовой политике, так как его использование связано с деятельностью высших органов государственной власти.
Во взаимосвязи со статьей 7 Конституции РФ, определяющей, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, можно сказать, что амнистия и помилование, проведенные
государством в отношении лиц, совершивших преступления, есть акт гуманизма. Указанный акт, свидетельствует о том, что социум (в лице государства и его органов), готов к примирению с человеком, виновным в уголовно-правовом деянии. Однако с человеком, раскаявшимся в содеянном,
стремящимся к восстановлению собственного статуса законопослушного и
21
полноправного гражданина. 21
Но, при этом, что является данным примирением? Чем оно обусловлено? Какие задачи стоят перед российским обществом при применении институтов амнистии и помилования?
Данные вопросы долгое время остаются актуальными, так как практически всё внимание исследователей занимает проблематика ретроспективы, правового закрепления и реализации амнистии и помилования, а также потребности государства в этих институтах в принципе. В свою очередь рассмотрению важной тематики социальной природы и обусловленности указанных институтов в Российской Федерации уделяется крайне слабый интерес. Только при анализе и оценке современной социальной ситуации, возможно определение задач, возможностей и содержания государственной политики в уголовно-правовой сфере, и в сфере применения амнистии и помилования в частности.
Как правильно выделяет К. Мирзжанов, в своём труде «Амнистия и помилование в советской уголовной политике» важность учёта социальной ситуации порождается необходимостью увязки объективных проблем в обществе с конкретными задачами борьбы с преступностью. Состояние социальной среды, осознанно или неявно, прямо или косвенно определяет
состояние законности в уголовно-правовой сфере и организует различные
22
средства реагирования социума на нарушения установленных запретов.22
21 Ромашов Р. А. Амнистия и помилование как виды государственного прощения вины // Пенитенциарная наука. 2012. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amnistiya-i-pomilovanie-kak-vidy-gosudarstvennogo-proscheniya-viny (дата обращения: 13.05.2021).
22 Амнистия и помилование в советской уголовной политике / К. Мирзажанов; Под ред. Ш. З. Уразаева; АН УзССР, Ин-т философии и права им. И. М. Муминова. - Ташкент : Фан, 1991. - 94 с.; ISBN 5-648-01644-1 :
И действительно, при ретроспективном анализе институтов амнистии и помилования можно выделить ситуации, при которых с учётом потребностей общества применялись те или иные виды амнистии и помилования. Например, амнистии плебеев в Древнем Риме, помилование Владимиром Мономаха Всеславича23 , Указ об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией от 07.07.1945 года и т.д. 24
Также, стоит отметить, что проведение ретроспективного анализа институтов амнистии и помилования, позволяет выделить три основные модели восприятия соответствующих явлений:
1) архаико-социальная, когда прощение осуществлялось представителями архаической социальной организации (родом, племенем, полисом);
2) теологическую или сакрально-патримональную, когда «акт прощения» проводился в связи с наставлениями «высших сил» (языческих божеств, Бога и др.);
3) нравственно-правовую, когда «акт прощения», в виде амнистии и помилования, производится высшими государственными органами, выступающими от имени народа и для удовлетворения его социальных, экономических и иных потребностей, в чётком соответствии с законодательно закрепленными предписаниями.
Как указывает П.И. Люблинский государство и общество на протяжении своего развития не раз чувствовали потребность обновления начал как правопорядка, так и управления, что сопровождалось отпадением правоограничений, носящих карательный характер и предназначенных для исчезнувших социальных обстоятельств, в защиту которых такие карательные меры и применялись. Дискредитация прошлых карательных мер представлялась обществу и государству безопасным при переходе на основу
23 Повесть временных лет. Прозаический перевод на современный русский язык Д.С. Лихачева:[Электронный ресурс] // URL: http://www.hrono.ru/dokum/povest1.html (дата обращения: 22.04.2021).
24 Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 406—407.
более солидарных социальных основ. Путём лишения прошлых деяний их карательного правового назначения государство разрывало связь с прошлым, чтобы сгладить действие старых, опасных для общества факторов и предоставить место для действия новых, более высоких этических побуждений.25
Институт амнистии имеет в своей основе конституционно-правовые нормы, которые характеризуют его как акт государственный власти, заключающей в себе не только принцип гуманизма в отправлении государственной власти, но и милосердие со стороны государства и общества.26
Конституция Российской Федерации закрепляет в п. «ж» ч. 1 статьи 103 право применения амнистии Государственной Думой РФ. В уголовном праве Российской Федерации институт амнистии закреплен в статье 84 УК РФ и представляется формой освобождения от уголовной ответственности и наказания в полном объеме или в части, либо назначенное лицам наказание может быть заменено более мягким видом наказания, либо с лиц, отбывшых наказание, актом помилования может быть снята судимость.27 Одновременно с этим, стоит отметить, что амнистия реализуется не только в рамках уголовно-правовых отношений и, по мнению ряда авторов, амнистия является межотраслевым институтом, так как встречается в различных отраслях российского права28:
- КоАП РФ в п.4 ч. 1 ст.24.5 предусмотрено, что одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении,
25 Люблинский, Павел Исаевич. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование / [Соч.] П. И. Люблинского. - [СПб. : Сенат. тип.], 1907. - [2], VIII, с. 45
26 Баранникова И.Г. Амнистия как институт конституционного права // Общество и право. 2009. № 4 (26). С.70-73
27 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021): [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
28 Арутюнян С.А. ОБ ИНСТИТУТЕ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИИ В РОССИИ // StudNet. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-institute-amnistii-i-pomilovanii-v-rossii (дата обращения: 14.05.2021).
является издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение
29
административного наказания;29
- налоговые амнистии, к примеру, последняя налоговая амнистия в Российской Федерации введена Федеральным законом № 436-ФЗ от 28.12.2017 г.30
Социальная сущность амнистии, как функции государственной власти заключает в том, чтобы по своему усмотрению объявлять о прощении правонарушителей, руководствуясь соображениями не только гуманистическими, но и политической, экономической или иной целесообразности.
Рассматривая вопрос о социальной обусловленности института амнистии, следует отметить дифференциацию амнистии на два основных уровня: социально-правовой (рассматриваемый в настоящем исследовании) и формально-юридический. При рассмотрении первого уровня можно отметить обоснованным мнение В.В. Сверчкова, что «издание актов амнистии осуществляется законодательной властью в связи с теми или иными
31
изменениями в жизни государства.»31
Эти изменения имеют в своей основе обстоятельства, значительные по своему характеру и затрагивающие интересы широкого круга лиц, которые возникают как в социально-политической, так и в социально-экономической сфере. Акты амнистии, часто связываются с историческими событиями, знаменательными датами, необходимостью разгрузки институтов государства (уголовно-исполнительной системы, следственно-судебной) .
29 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021): [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
30 Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017 N 436-Ф3: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286469/
31 Сверчков В.В. Освобождение от уголовной ответственности, прекращение уголовного дела (преследования), отказ в его возбуждении. Проблемы теории и практики. - СПб.: «Юридический центр «Пресс», 2008. - с. 250
Их и можно определить, как повод для амнистий, но основанием их будет являться актуальная общественная проблема - это причина, потребность, предопределяющая издание акта амнистии, что является социальной обусловленностью амнистии.
При исследовании ряда постановлений об амнистии отечественном государстве, можно классифицировать их основания на:
- политические (акты реабилитации осужденных в связи с изменениями политического строя, например, Постановление № 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии»32);
- экономического характера (хозяйственной целесообразности, возвращения в правовое пространство в связи с прошлыми нарушениями, например, налоговые амнистии в Российской Федерации);
- социального плана (восстановление гражданского мира и согласия, национального примирения, например, Постановление ГД ФС РФ от 09.02.1996 № 60-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооружённым конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года»33)
- юбилейные, или связанные с важными событиями (например, Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов»34).
Исходя из этого можно определить, что амнистия является полезным и эффективным государственным «инструментом» с помощью которого социум может разрешить актуальные задачи и проблемы. Система социального
32 Постановление ГД ФС РФ от 23.02.1994 N 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии»: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7180/
33 Постановление ГД ФС РФ от 09.02.1996 N 60-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года»: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9225/
34 Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178596/
контроля в Российской Федерации направлена на позитивное взаимодействие субъектов, взаимное укрепление и поддержку и если рассматривать социальную обусловленность амнистии с этой стороны, то амнистия представляется переводом отношений из негативной плоскости в позитивную, что является эффективным элементом социального контроля. Также как и институт амнистии, помилование имеет в своей основе конституционно-правовые нормы. Так, согласно п. «в» статьи 89 Конституции РФ Президент Российской Федерации осуществляет помилование. Институт помилования получил своё закрепление и в УК РФ, где в статье 85 указывает, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
Помилование, также как и амнистия представляется формой освобождения от уголовной ответственности и наказания в полном объеме или в части. Однако, в отличии от амнистии, применяемой в отношении индивидуально не определенного круга лиц, помилование в отношении конкретного лица. При исследовании института помилования, следует отметить, что наказание за совершенные преступные деяния - это реализация метода принуждения предупредительной функции уголовного права. Но роль помилования заключается в том, что она применяется в качестве некого поощрения за те действия лица, которые одобряются социумом.
Гуманистические начала в деятельности общества и государства стремятся выявить в каждом конкретном лице наиболее позитивные его стороны, заложенные в него обществом и природой, чтобы в дальнейшем сделать это достоянием всего социума.
Акт помилования с этой точки зрения представляется наивысшей формой проявления гуманизма к лицу, совершившему преступноё деяние и осужденному за таковое.
Данную позицию подтверждают и другие авторы, например, Корецкий Д.А. Он указывает, что помилование, как исключительная мера, «в отличие от условно-досрочного освобождения, может применяться лишь в единичных
случаях, при возникновении исключительных обстоятельств, связанных, как
35
правило, с позитивными поступками осужденного».35
Рассматривая помилования в призме социальной обусловленности этого института важно отметить, что он, как гуманистический и нравственный элемент нашего общества, шире его понимания только в качестве уголовно-правового института.
Принцип гуманизма в государственной уголовно-правовой политике ставит жизнь человека превыше всего, вследствие чего, пока есть хоть небольшие шансы позитивного исправления лица, есть повод в применении помилования. Только гуманизм позволяет ставить отношение социума выше государственной уголовно-правовой политики, что обеспечивает справедливое понимание того естественного права человека, совершившего преступление, которое обеспечивает ему жизнь, благополучие и планомерное позитивное развитие.
Отказ от наказания в отношении конкретного лица и выступает с позиции реализации принципа гуманизма истинным прощением в праве. Анализ социальной обусловленности помилования через призму естественных прав человека подтверждается тем, что ни в Уголовном кодексе РФ, ни в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, нет каких-либо формальных ограничений, как для рассмотрения, так и для применения естественных прав человека.
Эту мысль можно обосновать и тем, что при рассмотрении вопроса о том, подлежит ли то или иное лицо помилованию, учёту подлежит не только тяжесть совершенного лицом преступного деяния, но и личность осужденного, которая анализируется значительно шире.
Интересным, является мнение, что целью помилования «сводится к формированию такой правовой ситуации, в которой один из субъектов
35 Корецкий Д.А. Концепция института помилования как проблема уголовной политики (теоретические и практические аспекты реализации): Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 октября 2002 года, г. Брянск). М. Брянск, 2002
(правонарушитель, преступник) отказывается от психологической установки на нарушение норм закона и при этом, потерпевший (жертва правонарушения или само общество) получают возмещение причиненного вреда с целью оправдать назначенное наказание и подтолкнуть обидчика к покаянию».36 Стоит отметить, что возмещение не всегда может являться неким материальным имуществом, передаваемым от осужденного к потерпевшему. В некоторых случаях потерпевшему (конкретному лицу, кругу лиц, обществу, государству) достаточно исполнения гуманистических, нравственных задач, воспринимаемых как достойная компенсация.
Вышеперечисленное делает возможным вывод о том, что помилование, является не только уголовно-правовым институтом, а и институтом естественного права человека на прощение, на пощаду, ввиду исключительности ситуации, при которых было совершено преступление, исключительности обстановки, поступка. Они, в свою очередь получают и положительное одобрение общества, и позитивное отношение жертвы преступного деяния к лицу, совершившему преступление. Завершая настоящее исследование, отметим, что институты амнистии и помилования могут иметь как положительные, так и отрицательные социальные последствия. Сглаживание противоречий, возникающих в общественных и политических отношениях, возвышает авторитет государства и его органов. Но, непоследовательное, частое и, что главное, бесцельное применение амнистий и помилования приведет к ослаблению уголовной репрессии и умалению авторитета власти, как неспособной к защите законопослушных граждан.
Государству запрещается использовать институты амнистии и помилования как политическое орудие или юридический инструмент для исправления правоприменительных ошибок. Они олицетворяют собой акт милосердия,
36 Алехина А.В., Рябчиков В.В. Прощение как целеустановка в праве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proschenie-kak-tseleustanovka-v-prave (дата обращения: 14.05.2021).
одну из высших проявлений гуманизма общества и государства к
оступившимся лицам. Именно поэтому они должны иметь социальную
аргументацию и получать поддержку в гражданском обществе.
Литература
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020): [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021): [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021): [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
4. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017 N 436-Ф3: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286469/
5. Постановление ГД ФС РФ от 23.02.1994 N 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии»: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7180/
6. Постановление ГД ФС РФ от 09.02.1996 N 60-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года»: [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9225/
7. Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178596/
8. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 406—407.
9. Амнистия и помилование в советской уголовной политике / К. Мирзажанов; Под ред. Ш. З. Уразаева; АН УзССР, Ин-т философии и права им. И. М. Муминова. - Ташкент : Фан, 1991. - 94 с.; ISBN 5-64801644-1
10. Люблинский П.И. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование / [Соч.] П. И. Люблинского. - [СПб. : Сенат. тип.], 1907. - [2], VIII, с. 45
11. Алехина А.В., Рябчиков В.В. Прощение как целеустановка в праве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proschenie-kak-tseleustanovka-v-prave (дата обращения: 14.05.2021).
12. Арутюнян С.А. Об институте амнистии и помиловании в России // StudNet. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-institute-amnistii-i-pomilovanii-v-rossii (дата обращения: 14.05.2021).
13. Баранникова И.Г. Амнистия как институт конституционного права // Общество и право. 2009. № 4 (26). С.70-73
14. Корецкий Д.А. Концепция института помилования как проблема уголовной политики (теоретические и практические аспекты реализации): Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 октября 2002 года, г. Брянск). М. Брянск, 2002
15. Ромашов Р. А. Амнистия и помилование как виды государственного прощения вины // Пенитенциарная наука. 2012. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amnistiya-i-pomilovanie-kak-vidy-gosudarstvennogo-proscheniya-viny (дата обращения: 13.05.2021).
16. Сверчков В.В. Освобождение от уголовной ответственности, прекращение уголовного дела (преследования), отказ в его возбуждении. Проблемы теории и практики. - СПб.: «Юридический центр «Пресс», 2008. - 586 с.
17. Повесть временных лет. Прозаический перевод на современный русский язык Д.С. Лихачева:[Электронный ресурс] // URL: http://www.hrono.ru/dokum/povest1.html (дата обращения: 22.04.2021).
Literature
1. " The Constitution of the Russian Federation "(adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020): [Electronic resource] / / SPS ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. "The Criminal Code of the Russian Federation" of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. of 05.04.2021, with amendments. from 08.04.2021): [Electronic resource] / / SPS ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
3. "The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" of 30.12.2001 N 195-FZ (ed. of 30.04.2021): [Electronic resource] / / SPS ConsultantPlus URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
4. Federal Law "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 28.12.2017 N 436-FZ: [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286469/
5. Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 23.02.1994 N 65-1 of the State Duma "On the declaration of
political and Economic Amnesty": [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7180/
6. Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 09.02.1996 N 60-II of the State Duma "On the declaration of amnesty in respect of persons who participated in illegal actions related to the armed conflict on the territory of the Republic of Dagestan in January 1996": [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9225/
7. Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 24.04.2015 N 6576-6 of the State Duma "On the declaration of amnesty in connection with the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945": [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178596/
8. Collection of laws of the USSR and decrees of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR. 1938-July 1956 / ed. And-Moscow: State Publishing House of Legal Literature, 1956. - p. 406-407.
9. Amnesty and pardon in the Soviet criminal policy / K. Mirzazhanov; Ed. by Sh. Z. Urazaev; AN UzSSR, Institute of Philosophy and Law named after I. M. Muminov. - Tashkent: Fan, 1991. - 94 p.; ISBN 5-648-01644-1
10. Lublinsky P. I. The law of amnesty: historical-dogmatic and political research / [Op.] P. I. Lublinsky. - [St. Petersburg: Senat. type.], 1907. - [2], VIII, p. 45
11. Alyokhina A.V., Ryabchikov V. V. Proschenie kak tseleustanovka v prave [Forgiveness as a goal-setting in law]. 2019. No. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7proschenie-kak-tseleustanovka-v-prave (accessed: 14.05.2021).
12. Harutyunyan S. A. About the Institute of Amnesty and Pardon in Russia / / StudNet. 2020. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-institute-amnistii-i-pomilovanii-v-rossii (accessed: 14.05.2021).
13. Barannikova I. G. Amnesty as an institute of constitutional law / / Society and Law. 2009. No. 4 (26). pp. 70-73
14. Koretsky D. A. The concept of the Institute of pardon as a problem of criminal policy (theoretical and practical aspects of implementation): Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (October 24-25, 2002, Bryansk).
15. Romashov R. A. Amnesty and pardon as types of state forgiveness of guilt // Penitentiary science. 2012. No. 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7amnistiya-i-pomilovanie-kak-vidy-gosudarstvennogo-proscheniya-viny (accessed: 13.05.2021).
16. Sverchkov V. V. Exemption from criminal liability, termination of a criminal case( prosecution), refusal to initiate it. Problems of theory and practice. - St. Petersburg: "Law Center "Press", 2008 - - 586 p.
17. The Tale of Bygone Years. Prose translation into modern Russian by D. S. Likhachev:[Electronic resource] / / URL: http://www.hrono.ru/dokum/povest1.html (accessed 22.04.2021).