Научная статья на тему 'Помеховлияние и помехоустойчивость в профессиональной деятельности экстремального характера'

Помеховлияние и помехоустойчивость в профессиональной деятельности экстремального характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
881
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Помеховлияние и помехоустойчивость в профессиональной деятельности экстремального характера»

ванию несколько ухудшается. По-видимому, спортсмены недостаточно физически, технически, психологически подготовлены. Параллельно с этим снижается и значимость для спортсмена выступления в соревновании. Так, если на начало пред-соревновательной подготовки значимость выступления в предстоящем соревновании была достаточно высока -2,69 балла из трех возможных, то к окончанию этапа подготовки она снизилась до: 2,46 балла. Видимо, это повлияло на отношение к соревнованию.

Балл 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 5. Динамика отношения к предстоящему соревнованию: условные обозначения те же. что и на рис. 2

Таким образом, исследование уровня психической готовности дзюдоистов к соревнованию и ее динамики в процессе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию показало недостаточно высокий ее уровень, что может сказаться на характере стартового состояния спортсмена и на результатах выступления на соревновании. В исследовании выявлены резервы повышения состояния психической готовности дзюдоистов высокой квалификации к соревнованию.

После проведенного этапа непосредственной подготовки, в процессе которой регистрировалось состояние психической готовности спортсменов, дзюдоисты принимали участие в соревновании. На соревнованиях фиксировалась результативность соревновательной Деятельности по методике А. П. Шумилина (9).

Следующей задачей исследования было выявление взаимосвязи состояния психической готовности дзюдоистов и результативности соревновательной деятельности. Для этого были вычислены коэффициенты корреляции между результативностью соревновательной деятельности и состоянием психической готовности дзюдоистов в конце этапа подготовки к соревнованию. Вычисленные коэффициенты составили:

- с готовностью (в целом) к соревнованию г = 0,587; Р < 0,05;

-с мотивационно-потребностным компонентом г = 0,781; Р < 0,01;

- с эмоциональным компонентом г = 0,493; Р < 0,05;

- с рефлексивным компонентом г = 0,490; Р < 0,05;

- с сенсомоторным (двигательным) г = 0,481 ;Р < 0,05.

На основе полученных коэффициентов корреляции можно говорить о высокой значимости состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию и результативности соревновательной деятельности. Из составных компонентов готовности наибольшее значение имеет потребностно-мотивационный компонент, включающий: преобладание соревновательной мотивации над тренировочной мотивацией; мотивацию достижения успеха; стремление к достижению высоких результатов. Отсюда становится ясным преобладающее значение потребностно-мотивационного компонента в результативности соревновательной деятельности дзюдоистов и необходимость доведения его составных компонентов в процессе подготовки к соревнованию до высокого уровня.

Проведенное исследование позволило выявить характер динамики состояния психической готовности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию. Наиболее выраженные изменения наблюдались в эмоциональном и рефлексивном компонентах. Если динамика эмоционального компонента

имела положительную направленность (повышение готовности), то динамика рефлексивного компонента имела отрицательную направленность (снижение готовности). Достоверных изменений в динамике мотивационно-потребностного и сенсомоторного компонентов не наблюдалось. В исследовании выявлено влияние состояния психической готовности на результативность соревновательной деятельности ДзйДоис-тов. Чем выше уровень психической готовности к соревнованию, тем выше спортивные результаты на соревновании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. В. Себя преодолеть,. — М., 1985. - 192 с.

2. Бабушкин Г. Бабушкин Е. Г, Формирование спортивной Мотивации. - Омск, 2000. - 132 с.

3. Маршцук В. Л,. Блудов Ю. А/., Ллтпшенко В. А-, ОеровцЛ. К, Методики психодиагностики в спорте. - М., 1984. - 190 с.

4. Научно-исследовательская работа студентов: учебное пособие / под ред. Г, Д. Бабушкина. - Омск, 2005. - 371 с.

5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография 1' под ред, Г. Д. Бабушкина. - Омск, 2006. - 380 с.

6. ('молелцееа В■ Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов: дис. ... д-ра психол. наук. - Омск, 2006. - 314 с.

7. Сапов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: монография. - М., 2005. - 126 с,

8. Ханин /О. Л Психология общения в спорте. - М., 1980. -209 с.

9. Шумилин А- П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: дис. ... канд, пед, наук. - Красноярск, 2003. - 150 с.

ПОМЕХОВЛИЯНИЕ И ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Ю. В. Яковых

Тобольский государственный педагогический институт

Обращение к проблеме помехоустойчивости и ее антиподу - помеховлиянию - обусловлено высокой значимостью помехоустойчивости в профессиональной деятельности человека, характеризующейся высокой экстремальностью. Экстремальная деятельность рассматривается как столкновение двух систем помеховлияний (внешние факторы) и помехоустойчивости (внутренний фактор). Преимущество в экстремальной деятельности достигается за счет помеховлияния, с одной стороны, и невозможности проявить помехоустойчивость -с другой. Помеховлияющее воздействие может затрагивать и даже выводить на недееспособный уровень эмоционально-волевую сферу человека, его мышление, деятельность.

Действие внешних помех на человека опосредуется его внутренним содержанием - комплексом индивиду ально-пси-хологических особенностей (1-3; 7) Являясь составной частью психической надежности (5 ; 6), помехоустойчивость рассматривается как способность человека работать в условиях Действия помех без снижения своей эффективности. По их мнению, помехоустойчивость связана е эмоциональной устойчивостью человека, способностью противостоять влиянию стресс-факторов и рядом других личностных качеств.

В данной статье помехоустойчивость и помеховлияние рассматриваются на примере спортивной деятельности, в частности баскетбола. Спортивное соревнование как процесс включает четыре категории событий (4), две из которых (объективная соревновательная и субъективная соревнова-

70.1 70.0 68.3 63,5*

г

1 1 з 4

тельная ситуации) составляют комплекс помех, действующих на спортсмена и вызывающих нежелательные явления, затрудняющие выполнение запланированной деятельности. Зная характер влияния помех на конкретного спортсмена и комплекс свойств личности, обусловливающих помехоустойчивость, можно снизить влияние помех на спортсмена, развивая личностные качества, обеспечивающие противодействие влиянию помех.

Проблема исследования заключается в поиске средств и методов повышения помехоустойчивости. Поставлена цель разработать и экспериментально обосновать методику развития помехоустойчивости.

Мы предполагаем, что влияние на спортсменов помех в условиях соревнований, действующих отрицательно, можно снизить, если выявить:

- состав соревновательных помех и определить характер их влияния на спортсменов;

- взаимосвязь помехоустойчивости с индивидуально-пси-хологическими особенностями личности;

- уровень развития помехоустойчивости у спортсменов различной квалификации, влияющей на поведение, состояние и результативность соревновательной деятельности.

На основе этого методика развития помехоустойчивости будет предусматривать развитие и совершенствование свойств и качеств, обусловливающих помехоустойчивость, и включать идеомоторную тренировку, психорегулирующую тренировку, ментальную тренировку, методику моделирования соревновательных условий на тренировочных занятиях.

Задачи исследования составили:

1. Определить состав помех в конкретном виде спорта -баскетболе, оказывающих негативное влияние на состояние, поведение и результативность спортсменов.

2. Выявить уровень развития помехоустойчивости у спортсменов различной квалификации и ее взаимосвязь с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику повышения помехоустойчивости.

Исходя из специфики соревновательной деятельности, нами была разработана и апробирована на группе тренеров и высококвалифицированных спортсменов анкета, позволяющая выявить состав факторов (помех), влияющих на результативность соревновательной деятельности спортсменов.

Знание состава помех и силы их влияния на спортсменов позволит разработать методику развития и совершенствования помехоустойчивости у спортсменов как свойства личности, обусловливающего оптимальное стартовое состояние, адекватное поведение спортсмена в условиях действия помех и, естественно, результативность их соревновательной деятельности.

Целью следующего этапа исследования было определение помех, оказывающих негативное воздействие на состояние, поведение и результативность соревновательной деятельности. Весь комплекс помех был скомплектован в следующие блоки: 1 -условия проведения соревнований (11 помех); 2-зрители (7); 3 - судьи (8); 4 - тренер (11); 5 - игроки - партнеры (11); 6 - соперники (18); 7 - мои действия (19); 8 - соперничество в течение игры (5); 9 - взаимоотношения в команде (4). В скобках указано количество помех.

На основе предварительного исследования нами была разработана анкета, позволяющая нам определить значимость помех, влияющих на состояние, поведение спортсменов и результативность их соревновательной деятельности. Было опрошено 90 спортсменов-баскетболистов различного возраста, амплуа и квалификации.

Следующим этапом настоящего исследования было выявление уровня развития помехоустойчивости у спортсменов. Из всей выборки испытуемых (90 чел.) были взяты две группы спортсменов: первая группа - с высоким уровнем развития помехоустойчивости (25 чел.); вторая группа-с низким уровнем развития помехоустойчивости (30 чел.).

Сравнивая эти две группы, мы решили выявить, каков же характер состояния и поведения спортсменов на соревнованиях с учетом развития у них помехоустойчивости.

Характер поведения спортсменов на соревнованиях под воздействием помех с высоким уровнем развития помехоустойчивости в большей степени адекватен ситуации. Спортсмены успешно выступают в любом состоянии. Характер эмоций и поведения в различных соревновательных ситуациях спортсменов с низким уровнем развития помехоустойчивости существенно отличается от таковых у спортсменов с высоким уровнем развития помехоустойчивости. Таким образом, помехоустойчивость, понимаемая как способность спортсмена противостоять действию помех, существенно определяет характер эмоционального состояния спортсмена и его поведения в различных соревновательных ситуациях.

Для выявления факторов, обусловливающих помехоустойчивость спортсменов, нами был проведен анализ проявления ряда индивидуально-психологических особенностей у спортсменов с учетом уровня развития помехоустойчивости. Было взято три группы спортсменов-баскетболистов (квалификации 1 разряда, КМС и МС), различающихся уровнем развития помехоустойчивости: первая группа (14 чел.) с высоким уровнем развития помехоустойчивости; вторая группа (21чел.) со средним уровнем; третья группа (15 чел.) с низким уровнем развития помехоустойчивости.

Вычисленные коэффициенты ранговой корреляции свидетельствуют о следующем. Помехоустойчивость связана с: силой нервных процессов по возбуждению (г = 0,7); подвижностью нервных процессов (г = 0,67); уравновешенностью нервных процессов (г = 0,58); ситуативной тревожностью (г = 0,62); с личностной тревожностью (г = 0,48); психической надежностью (г = 0,73); мотивацией достижения успеха (г = 0,52); устойчивостью внимания (г =0,69); переключением внимания (г = 0,51); способностью к психической саморегуляции (г = 0,63), соревновательной мотивацией (г = 0,46).

Для выявления влияния помехоустойчивости на результативность деятельности нами было проведено исследование точности бросков мяча в корзину в условиях соревнований в связи с развитием у спортсменов помехоустойчивости. Под наблюдением находилось 65 баскетболистов различной квалификации от 3 разряда до мастеров спорта. С учетом квалификации было сформировано три группы: первая группа -25 чел. (третий и второй разряд); вторая группа-23 чел. (первый разряд); третья группа - 17 чел. (КМС и МС). Для наблюдения были взяты четыре броска мяча в корзину: штрафной бросок; бросок с длинной дистанции; бросок со средней дистанции; бросок с короткой дистанции. Точность броско-вых движений определялась путем деления бросков, попавших в цель (корзину), на количество выполненных бросков и умножением на 100%. Для того чтобы определить влияние помехоустойчивости на точность бросков, все спортсмены были разбиты на три группы в зависимости от степени развития помехоустойчивости.

Анализ полученных результатов показал следующее. Результативность бросков мяча на тренировках выше, чем на соревнованиях у лиц с низким уровнем развития помехоустойчивости. У лиц с высоким уровнем развития помехоустойчивости результативность бросков мяча в корзину на соревнованиях несколько выше, чем на тренировках. Сбивающие факторы (помехи) на них не оказывают отрицательного влияния по сравнению со спортсменами с низким уровнем развития помехоустойчивости.

Наблюдение за спортсменами на соревнованиях показало следующее. В различных соревновательных ситуациях их поведение в значительной степени определяется уровнем развития у них помехоустойчивости. Лица с высоким уровнем развития помехоустойчивости оказываются наиболее психически устойчивыми к воздействию внешних факторов. Способность противостоять сбивающим факторам позволяет им

контролировать и оптимизировать свое предстартовое и стартовое состояние. У спортсменов со средним и низким уровнем развития помехоустойчивости проявляются различные неблагоприятные предстартовые состояния: предстартовая апатия и лихорадка, тревожность, неуверенность. Для них в меньшей степени характерно оптимальное боевое состояние перед стартом.

Таким образом, проведенное предварительное исследование выявило недостаточный уровень развития помехоустойчивости у спортсменов и показало существенное влияние ее на поведение, состояние и результативность технических действий. Все это позволяет сделать вывод о необходимости разработки методики повышения помехоустойчивости у спортсменов. Как сложное личностное качество она определяется комплексом психологических функций и качеств. В этой связи развитие помехоустойчивости будет предусматривать развитие тех функций и качеств, которые обусловливают ее проявление. Предварительные исследования, проведенные нами, определили комплекс психических функций и качеств, определяющих помехоустойчивость. На основании этого исследования нами предлагаются следующие направления в развитии помехоустойчивости:

1. Развитие и совершенствование психических функций (концентрации, устойчивости, переключения внимания, воспроизведение мышечных усилий в различных психических состояниях, представлений, мышечно-суставной чувствительности) с использованием психотехнических игр.

2. Моделирование сбивающих (соревновательных) факторов в тренировочных условиях.

3. Развитие умений психической саморегуляции с использованием психорегулирующей тренировки.

4. Адаптация спортсменов к изменениям, вызванным интенсивной мышечной деятельностью.

5. Развитие ментальных умений с использованием ментальной тренировки.

Для проверки эффективности предложенной методики развития у спортсменов помехоустойчивости был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы: экспериментальная и контрольная группы (по 15 человек в каждой). Контрольная группа занималась по обычной программе, утвержденной для ДЮСШ, экспериментальная группа тренировалась по разработанной нами методике. Эксперимент продолжался четыре месяца.

Первоначальным этапом работы с экспериментальной группой было выявление состава помех, оказывающих влияние на состояние, поведение, деятельность спортсменов на соревнованиях. Полученные результаты явились отправным пунктом для практической работы со спортсменами.

Работа со спортсменами экспериментальной группы позволила добиться существенного изменения (в позитивном плане) ряда личностных особенностей, определяющих помехоустойчивость.

Регистрация личностных качеств у спортсменов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента выявила существенные различия в экспериментальной группе между исходными и конечными данными, а также между результатами экспериментальной и контрольной групп по окончании педагогического эксперимента. Это позволяет судить о том, что внедрение методики повышения помехоустойчивости в учебно-тренировочный процесс юных спортсменов способствует совершенствованию тех личностных особенностей, которые обеспечивают помехоустойчивость.

В экспериментальной группе существенно повысился уровень развития помехоустойчивости с 34,5 балла до 52,2 балла (Р < 0,05), в контрольной группе достоверных изменений не произошло.

Правомерным будет предполагать снижение количества помех, действующих на спортсменов экспериментальной группы в условиях соревнований. В целях проверки этого предположения нами было проведено наблюдение за спортсмена-

ми на соревнованиях и проведен опрос о влиянии помех. Если до начала эксперимента участники контрольной и экспериментальной групп указали 46 и 47 соответственно помех, влияющих на их состояние, поведение, результативность деятельности, то по окончании эксперимента в контрольной группе действующих помех составило 4 5, а в экспериментальной группе - 20 помех по сравнению с 47 до эксперимента.

Повышение помехоустойчивости у участников экспериментальной группы и снижение количества действующих на них помех позволяют говорить о возможном повышении результативности их соревновательной деятельности. Для подтверждения этого положения нами фиксировалось выполнение технических действий в ситуациях, моделирующих соревновательную деятельность. Спортсменам предлагалось выполнить броски мяча в корзину: штрафной, со средней и с дальней дистанции. С каждого положения выполнялось по 10 бросков, находилось среднее значение из этого количества бросков.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что качество выполнения штрафных бросков в фоновом состоянии постепенно повышается в обеих группах. Однако в экспериментальной группе это повышение значительно выше (Р < 0,01), чем в контрольной (Р < 0,05). Качество выполнения бросков мяча в корзину на фоне утомления в обеих группах значительно ниже (Р < 0,05), чем выполнение бросков в фоновом состоянии. При этом, в экспериментальной группе качество штрафных бросков значительно выше (Р < 0,01) по сравнению с исходным данными и данными контрольной группой. Утомление для спортсменов экспериментальной группы как помеха не оказывает существенного влияния на выполнение бросков мяча в силу более развитого по сравнению с контрольной группой качества помехоустойчивости.

Таким образом, проведение педагогического эксперимента подтвердило выдвинутую гипотезу и показало достаточно высокую эффективность разработанной нами методики развития помехоустойчивости. Результаты исследования позволяют рекомендовать данную методику в практику подготовки не только спортсменов, но и оперативных работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М., 1981.

2. Борбунов Б. Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

3. Ивойлов А. В. Помехоустойчивость движений спортсмена. - М., 1986.

4. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М., 1979.

5. Милъман Э. В. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности// Стресс и тревога в спорте. - М., 1983.

6. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. -М., 1983.

7. Смоленцева В. Н. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов. - Омск, 2003.

ПСИХИЧЕСКИЙ СТРЕСС СПОРТСМЕНА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

В. В. Сараев

Омская академия М ВД России

Признается, что вопрос о происхождении спорта чаще всего разрешается исходя из существования трех основных гипотез:

- наличия излишней энергии, требующей выхода;

- желания использовать магические свойства определенных действий;

- потребности в развлечениях, игре (10,11-12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.