Научная статья на тему 'Польза как объект действия: интерпретация образной семантики абстрактного слова'

Польза как объект действия: интерпретация образной семантики абстрактного слова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МИРА / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ / УЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗНЫЕ АССОЦИАЦИИ / ПОЛЬЗА / LINGUISTIC CONCEPTUALIZATION OF THE WORLD / COGNITIVE MODEL / AN ABSTRACT CONCEPT / USUAL IMAGE ASSOCIATIONS / BENEFIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Е. А.

Статья посвящена языковой интерпретации категории пользы одной из важнейших категорий картины миры. На материале предикатно-объектных словосочетаний типа «извлечь пользу» автор развивает идею о концептуализации абстрактных понятий как предметов и явлений материального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benefit as an operand: interpretation of the image semantics of an abstract word

The article is devoted to the language interpretation of the category "benefit" one of the major categories of the world picture. Object-predicative phrases such as "to benefit from" served as the material for the research. The author develops the idea of conceptualizing abstract terms as objects and phenomena of the material world.

Текст научной работы на тему «Польза как объект действия: интерпретация образной семантики абстрактного слова»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. №4. С. 212-216.

УДК 801

Е.А. Савельева

Югорский государственный университет

ПОЛЬЗА КАК ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗНОЙ СЕМАНТИКИ АБСТРАКТНОГО СЛОВА

Статья посвящена языковой интерпретации категории пользы - одной из важнейших категорий картины миры. На материале предикатно-объектных словосочетаний типа «извлечь пользу» автор развивает идею о концептуализации абстрактных понятий как предметов и явлений материального мира.

Ключевые слова: языковая концептуализация мира, когнитивная модель, абстрактное понятие, узуальные образные ассоциации, польза.

Наивная картина мира носителя языка - естественный для человека способ восприятия действительности на вербальном уровне - регулярно выражается в сочетаемости языковых единиц, номинирующих разные «миры».

Лексема «польза» является одним из средств выражения современным русским языком утилитарной оценки. На данное оценочное понятие, как и на другие актуальные для человека частные оценки, не может не наслаиваться образное представление, так как известно, что «образные ассоциации являются неотъемлемыми элементами мышления на всех уровнях умственной деятельности и в различных сферах профессионально-общественных интересов человека» [1, с. 3], а мир идеальных сущностей моделируется по аналогии с физическим миром [2].

В данной статье нас будут интересовать не индивидуальноличностные образные ассоциации, а узуальные, устойчивые, репрезентированные в типичном ближайшем окружении лексемы «польза». Методика интерпретации образной семантики слова с опорой на контекст хорошо известна по современным работам в области когнитивной семантики, логического анализа языка, лингвофилософии (Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева, И.Б. Левонтина, Ю.Д. Апресян, В.Г. Гак, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Л.О. Чернейко и др.).

Материалом исследования послужили фрагменты Национального корпуса русского языка, в которых слово «польза» выражает оценку (500 единиц). Непосредственным объектом внимания явились сочетания глагола-предиката с существительным «польза» в функции прямого дополнения. Из 500 единиц таких оказалось 230, т. е. почти половина, что говорит о типичности представления пользы как объекта некоего действия в оценочных высказываниях. Приведем примеры: Не рассчитывайте на то, что так называемые «красивые» номера

©Е.А. Савельева, 2010

наверняка принесут вам сколько-нибудь ощутимую пользу на дороге [Андрей Владимирский. Опыт: Как я номера «красивые» покупал (2002) / / Автопилот.

2002.04.15]; И это люди, как щепки, в руки дадутся пользу из себя извлекать? [Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней // Октябрь. № 8. 2001]; Я тогда был этим, огорчен <...>, но потом считал, что мне повезло,

— курсанты почти всю войну проучились, а я два с половиной года работал на патронном заводе, принося пусть малую, но своевременную пользу [Геннадий Горелик. Андрей Сахаров. Наука и свобода (2004)].

Самым частотным является словосочетание «принести пользу» (146 единиц, 29,1 %): глагол «принести» ассоциируется в сознании человека с действием, результатом которого является получение кем-то какого-то предмета: X (субъект) приносит У (объект) Ъ-у (реципиенту) [1, с. 125]. Аналогичные действия - доставить, дать, пригнать и др. Отметим, что Ъ - не обязательный (факультативный) компонент поверхностного уровня высказываний: Буш утверждал, что правительственная поддержка научных исследований и образования принесет пользу каждому гражданину благодаря усилению экономики и национальной безопасности [В. В. Шилов. Ванневар Буш (2004) // Информационные технологии. 2004.11.29]; При этом вероятность успеха правильно позиционированных проектов, по словам Алехина, пока достаточно высока, поскольку к этой теме есть интерес, и реализация проекта приносит ощутимую пользу [Наталья Дубова. Вокруг 1ТБМ // Сот-рШепиогШ. № 25. 2004].

В сочетании с абстрактным существительным «польза» глагол «принести» также приобретает абстрактную семантику, однако можно предположить, что словосочетание «принести пользу» возникло и сохраняется не случайно: польза продолжает ассоциироваться с неким реальным предметом. Имеют место те отношения между формой и значением слова, о которых писал В.В. Виноградов: «...Основное вещественное значение слова никогда не погаснет до конца. Это значение всегда предполагается как фон и фундамент дальнейших смысловых изменений слова. Оно причастно в той или иной сте-

пени переносным смыслам слова» (цит. по: [3, с. 32]).

К этой же когнитивной модели (польза

- предмет) следует отнести сочетания с глаголами «доставить» (1 %) и «подарить» (менее 1 %), т. е. ‘дать, принести реципиенту то, что, по мнению субъекта, ему необходимо’: Откройте секреты этой

древней и богатой традиции с чаем Lipton «Orient Tea», который Вам подарит не только пользу, но и истинное удовольствие благодаря своему уникальному вкусу [Реклама // Лиза. 2005]; Что может доставить пользу душе [Николай Гоголь. Из писем. «Что может доставить пользу душе». 2009].

Если в фокусе говорящего оказывается реципиент, используется глагол «получить», являющийся конверсивом глагола «принести». При этом когнитивная модель остается той же: Эта авторитетная и универсальная по содержанию формула, данная Священным Кораном, символизирует мудрость и справедливость Творца, ибо, исполнив сей завет, человек получит пользу и преимущество не только в этом мире, но и в мире вечном [Шамиль Аляутдинов. Мусульмане: кто они?

(1997-1999)].

Вторым по частотности является словосочетание «извлечь пользу» (42 единицы, 8,4 %). Извлечь - вынуть, достать из... Субъект (X) извлекает пользу (Y) из чего-нибудь (Z-a): Тем не менее, Москва явно рассчитывает извлечь из референдума пользу и поэтому пытается завоевать доверие чеченских жителей, а заодно и придать всему мероприятию более или менее пристойный вид [Волеизвержение (2003) / / Еженедельный журнал.

2003.03.17]. Здесь реализуется пространственная метафора «вместилища» М. Джонсона [4]. Та же модель реализуется в словосочетаниях «выжать пользу», «надоить пользу», «выудить пользу», которые встречаются в речи, хотя и менее употребительны.

Если «получение» пользы представляется как пассивный процесс, то «извлечь, выжать, надоить, выудить пользу» можно только приложив некие усилия. При использовании глаголов «выжать, надоить, выудить» образная схема усложняется смыслами ‘польза - жидкость в некоем пространстве / пространство заполнено жидкостью’ (отсюда усилия для извлече-

ния). Польза - это жидкость, которую можно извлечь, сжимая губку, тряпку и т.п.: Бойцы патента на изобретение не требовали, но пользу выжимали из него по полной программе [Армия // Лучшие истории за май 2004. URL: http:www. bigler.ru]. Польза - это молоко, которое можно получить, подоив корову, козу и т.п. Короче, много пользы можно умеючи надоить из звезды большой и малой, пририсованной у названия гостиницы [Инка. 2004]. И наконец, польза - это рыба, которую можно выловить удочкой из реки, озера и т. п., а, как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда: Из любого скандала они стараются для себя пользу выудить, на любой проблеме мечтают нажиться [Сергей Куняев. И Свет и тьма (2004) // Наш современник.

2004.05.15].

На третьем месте по частотности сочетания, в которых польза предстает как итог ментальных усилий человека (8 %). Пользу человек может познать, т. е. не просто узнать что-то о ней, а постигнуть, узнать вполне: Где находит лазейку вред? Там где вы не желаете познавать точную пользу от чувственного [Стратегия системы состояний семьи. URL: http:

www.strategia-book.narod.ru]. Пользу можно также сознавать (а), понимать (б), обдумать, т. е. вдумавшись, вникнуть (в), оценить, т. е. установить качество, степень, уровень пользы (г) и даже предвидеть - заранее знать, предполагать возможность появления, наступления (д). Судя по значениям данных глаголов и общему смыслу высказываний, она опять-таки не лежит на поверхности:

(а) Благомыслящие люди, пишете вы, всё больше сознают пользу надзора как оплота на пагубных путях преступлений и испорченности; уже поколеблены нравственные силы нашего доброго народа [Юрий Давыдов. Синие тюльпаны (1988— 1989)]-,

(б) Например, твердо понимал пользу «свежего воздуха» (озона, ультрафиолета, фитонцидов и прочего), ежеутрен-не будил весь Дом шумным проветриванием комнат, кое производил с неизменно мрачным видом, врываясь в комнаты спящих безо всякого стука и с несокрушимой стремительностью [Марина Палей. Поминовение (1987)];

(в) Кейсы могут не просто иллюстрировать теорию, но и освежить «замылен-ные» понятия («команда», например), а также заставить обдумать еще раз их возможную пользу для собственной организации Дарья Денисова. Законы трети бытия (2004) // Эксперт. 2004.12.06];

(г) Оцените, пожалуйста, пользу от

сайта StopSmoke.RU. Какое у вас сложилось мнение? [URL: http://www.nsk.

stopsmoke. ги];

(д) И никакой пользы я от этого размежевания не предвижу [ИС. Тургенев. Два помещика (1847)]).

Таким образом, польза - это объект некоего ментального процесса, интеллектуального действия. «Вынести пользу» -также значит осмыслить ее (хотя здесь прослеживается и опредмечивание пользы, и осмысление ее в пространственных категориях): Из каждой ситуации надо выносить пользу [Женщина + мужчина: Психология любви (форум) (2004)].

По данным речи, пользу можно также упустить из сознания, перестать держать в мыслях, т. е. забыть: А-а, главную пользу забыла. Когда дети каждый за своим компом сидят — они не дерутся!!! [Наши дети: Подростки (2004)].

Представление о пользе - это некое субъективное мнение, которое можно подвергнуть анализу, мыслительной операции. Сочетание лексемы «польза» с глаголом «признать» (1 %) (согласиться, считать законным, существующим, действительным) - одно из средств концептуализации неочевидности пользы. См. показательный пример: ...хотя и очень неуверенно, признать пользу вычислений с введёнными им комплексными числами [А.Н. Колмогоров. Математика (1954)].

Польза - теорема, которую необходимо доказывать и которая затем может получить признание либо опровержение. Ее можно подтвердить фактами или доводами. На основании системы умозаключений можно отрицать ее существование, необходимость, обязательность: Итальянские ученые доказали пользу такого практически запретного удовольствия, как шоколад [Интернет-газета «Дни.ру» // Ученые доказали сердечную пользу шоколада. 29.09.2008']; Лейбниц, который тоже не верил в мнимые числа, в иррациональное, всё же писал: «Из иррациональностей возникают количества

невозможные или мнимые, удивительной природы, но пользы которых всё же невозможно отрицать» [Фридрих Горен-ъитейн. Куча (1982) // Октябрь. № 1. 1996].

Таким образом, в типичных случаях польза предстаёт как предмет; в том числе предмет, извлекаемый из некоего вместилища; как объект и итог интеллектуального процесса. Другие контексты менее частотны и могут быть объединены в три группы.

Во-первых, польза концептуализируется как цель, предмет вожделения, поскольку ее «преследуют», т. е. гонятся за ней с целью поимки, стремятся к ней, пользу «желают» (1 %): Мы должны не приспосабливаться к духу времени, но преследовать духовную пользу прихожан, воспитывая в них уважение к литургическому преданию Церкви, не возлагая при этом на них бремена неудобоносимые [Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия (2004) // Журнал Московской патриархии. 2004.10.25]; Говорил, что третий акт сделан легковесно, поверхностно сделан, ты извини, я тебе пользы желаю [М.А. Булгаков. Театральный роман (1936-1937)]. Здесь уместно заметить, что, по мнению ЮД. Апресяна, «желание» - это особая система: с одной стороны, это простейшие физиологические потребности, с другой - «окультуренные», интеллектуальные, «идеальные» потребности, сочетающиеся с волей [5]. В итоге пользу-цель можно «обнаружить», т. е. заметить, раскрыть: Биологи обнаружили пользу укачивания эмбрионов [МетЪгапа. Люди. Идеи. Технологии. 25.01.2010]; или «найти», т. е. обнаружить в результате поисков, наблюдений, размышлений: Когда в древние времена

должность настояла давать народу целому законы, или, сказать правильнее, когда не совсем ещё народ образованный образовать желали, то дабы употребить в свою пользу то, что уже древние сделали и в чём пользу находили, предпринимали путешествия в те страны, кото-рыя более других процветали и славилися своими законоположениями [А.Н. Радищев. О законоположении (1801-1802)]. В результате поиска и обнаружения пользы субъектом она включается в посессивные отношения: пользу можно «иметь», т. е. обладать, располагать ею: Если бы не бы-

ло ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу [А.П. Чехов. Скрипка Ротшильда (1894)].

Во-вторых, польза представляется как продукт. Её можно «произвести», то есть сделать, выполнить, устроить, осуществить: Такое освобождение России от условных оков и от невежественной самоуверенности французов было бы торжеством ее, если бы оно было делом свободного рассудка; но к несчастию, оно не произвело значительной пользы; ибо причина нашей слабости в литературном отношении заключалась не столько в образе мыслей, сколько в бездействии мысли [Д. В. Веневитинов. О состоянии просвещения в России (1826)]; Дела мои приняли оборот самый дурной; я было понадеялся на милость царскую, потому что ему представили мою книгу; но, кажется, понадеялся напрасно: вряд ли скажут мне и спасибо, не только чтоб сделать какую существенную пользу [Н.А. Дурова. Переписка (1808-1861)]. Таким образом, польза может быть рукотворной, являться продуктом деятельности человека. Но, помимо созидательных глаголов, со словом «польза» употребляется глагол с противоположным значением устранения - «зачеркивать»: Другое дело, что ничего в книге Чуковской не давало повода для того, чтобы зачёркивать ее пользу и положительные качества [Аркадий Мильчин. В лаборатории редактора Лидии Чуковской // Октябрь. № 8. 2001]. См. также целое выражение - «свести пользу в нули», то есть удалить, уничтожить: Из-за близко находящихся шланг-чиков в барабаны может попасть смазка или тормозная жидкость, что сведет пользу от задних тормозов в нули [Внедорожник для хулигана: Теггапо II (2004) // Хулиган. 2004.07.15]. Слово «зачеркнуть» означает провести черту (черты) по тексту, рисунку, чтобы сделать их недействительными. Таким образом, польза здесь представляется как некий текст, который не удовлетворяет требованиям, запросам субъекта. Причем текст не является законом или истиной, не требующей доказательств, - это вновь мнение субъекта, которое можно подвергнуть критике, а можно и вовсе зачеркнуть или «свести в нули».

В-третьих, словосочетания «видеть пользу» и «ощущать пользу» относят пользу

к категориям внелогического познания: Видя значительную пользу от межрели-гиозного диалога, мы вправе считать его добрым древом с добрыми плодами [Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на II Межрелигиозном миротворческом форуме (2004) // Журнал Московской патриархии. 2004.03.02]; Кто ощутил пользу от соков (свежевыжатых)? И как использовать кучу жмыха от его переработки? Жалко выбрасывать... [Интернет-сайт «О вкусной и здоровой пище». 2009]. Польза, таким образом, связана с чувственным, сенсорным восприятием.

Итак, польза, как многие абстрактные понятия, концептуализируется в качестве материальной сущности. На проанализированном материале своеобразно подтверждается развиваемая современной когнитивной семантикой идея о вещественном значении слова как основе для его дальнейшего смыслового развития: «Слово обладает огромной потенциальной силой. Даже будучи включенным в состав устойчивых сочетаний слов и теряя в них свою лексико-семантическую отдельность, оно способно прочно сохранять свои генетические связи, которые при необходимости возвращают наше сознание к первичной номинации. В сознании говорящего подспудно сохраняется и вся система лексико-семантических ассоциативных связей» [3, с. 32].

Человек ассоциирует пользу с неким предметом, который можно принести, подарить, выудить; с жидкостью, которую можно надоить, выжать. Польза - это объект интеллектуального процесса, так как ее можно познать, понять, обдумать, оценить; о ней можно забыть. Польза также связана с субъективностью суждений, так как ее необходимо доказывать, можно признать или отрицать. Польза -это цель, которую человек преследует, желает, обнаруживает или находит, а впоследствии имеет. Польза - продукт человеческой деятельности, поскольку ее можно произвести или сделать. Наконец, пользу можно видеть или ощущать, т. е. она концептуализируется как объект сенсорного восприятия человека.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований. СПб., 2000. 190 с.

[2] Чернейко Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 320 с.

[3] Меликян В. Ю. К проблеме этимологического изучения коммуникем со значением «оценки» // Язык и межкультурная коммуникация : материалы межвузовской науч.-практич. конф. Ростов н/Д : Изд-во ИУБиП, 2005.

[4] Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем //Теория метафоры. М., 1990.

[5] Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. М., 1974. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.