УДК 911.3
А. В. Белова
ПОЛУСРЕДНИЕ ГОРОДА СЗФО КАК ДВИГАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены полусредние города (с численностью населения от 20 до 50 тыс. жителей) в пяти субъектах Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и их функции, наглядно представлены сформированные ими социально-экономические районы. В качестве примера исследованы пять полусредних городов Калининградской области, выявлена роль каждого из них в региональном развитии. Проанализировано участие полусредних городов Калининградской области в проектах приграничного сотрудничества, показаны тенденции их территориального взаимодействия с муниципалитетами стран ЕС в рамках приграничного и трансграничного сотрудничества и выгоды данного сотрудничества для области, а также охарактеризовано место Калининградской области в регионе Балтийского моря.
The article discusses the semi-medium-sized cities (with a population from 20 to 50 thousand people) and their functions in five regions of the North-West Federal District of the Russian Federation; the socio-economic areas formed by the semi-medium-sized cities are clearly represented. As an example, five semi-medium-sized cities of the Kaliningrad region are considered, the role of each city in regional development and regional settlement system is revealed. The author analyses participation of the Kaliningrad semi-medium-sized cities in projects of cross-border cooperation; shows trends of territorial interaction between the semi-medium-sized cities of the region with municipalities of the EU countries in the framework of cross-border and cooperation and benefits of this cooperation for the region, the position of the Kaliningrad region in the Baltic Sea Region is defined.
Ключевые слова: полусредние города, система расселения, Балтийский регион, социально-экономический район, СЗФО, Калининградская область, международное сотрудничество.
Keywords: semi-medium-sized cities, settlement system, the Baltic sea region, socio-economic area, North-West Federal District of the Russian Federation, the Kaliningrad region, cross-border and trans-border cooperation.
65
Введение
Среди городов России и Европы, в том числе региона Балтийского моря, можно выделить категорию городов с населением от 20 до 50 тыс. жителей, которая представляет особый интерес для изучения, поскольку является пограничной между малыми и средними городами. Полусредние города в региональных системах расселения выполняют различные функции, из которых особенно следует отметить их роль как центров формирования социально-экономических районов и выполнение функций, присущих обычно средним городам. В качестве предмета исследования выбраны полусредние города пяти субъектов российского Северо-Запада. Выбор данного региона обоснован сходством при-
© Белова А. В., 2018
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2018. № 4. С. 65 — 74.
родных, исторических и экономико-географических предпосылок развития систем расселения составляющих его субъектов. Важным фактором регионального развития также выступает активное участие полусредних городов рассматриваемых субъектов Северо-Западного федерального округа, в том числе Калининградской области, в международном сотрудничестве с муниципалитетами приграничных государств ЕС, ведущее к формированию устойчивых сетей сотрудничества между муниципалитетами.
Теория
--Отечественными географами накоплен большой опыт исследова-
66 ния регионального развития, городских поселений, систем расселения. К сожалению, собственно полусредние города практически не упоминаются в работах отечественных и зарубежных экономикогеографов, экономистов и других ученых, занимающихся региональным развитием и территориальным планированием. Понятие «полусредний город» ввел Л. Л. Трубе [11], позже, в 1962 г., экономикогеограф В. Г. Давидович включил этот тип городов в свою классификацию городских поселений. Термин «полусредний город» также использовался в работах таких экономикогеографов, как О. А. Константинов, Д. Г. Ходжаев, Б. С. Хорев [1; 13; 14]. Полусредние города как переходная категория совмещают функциональное назначение средних и малых городов и являются интересным предметом исследования в работах, посвященных системам расселения. Иногда полусредние города обеспечивают социально-экономическими услугами прилегающие территории, таким образом выполняя роль средних городов и формируя социально-экономические районы.
Исследованием малых и полусредних городов за рубежом в основном занимаются европейские ученые [16—18]. В их работах рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования городов в региональном развитии стран Европы. Также в Балтийском регионе вопросами развития малых и средних городов занимаются различные научные структуры и организации, органы местного и государственного управления (Министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства Германии), неправительственные организации и ассоциации, например ББРОМ (Швеция) и др. В последние 20 лет в Балтийском регионе города с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек активно развиваются и занимают важное место в системах расселения, выполняя роль региональных опорных центров в социально-экономическом развитии территории [2; 17].
Вопросам развития полусредних городов в эксклавном регионе, в том числе их международному сотрудничеству в Балтийском регионе, посвящены работы таких экономикогеографов, как Г. М. Федоров, Ю. М. Зверев, В. С. Корнеевец, П. В. Погребняков, А. В. Левченков, Н. А. Клименко, а также ряд наших работ [3 — 5; 9; 12].
Методология исследования
В исследовании были использованы материалы Федеральной службы государственной статистики за период с 2005 по 2015 г., сборники
статистики Европейской комиссии (Биго51а1), данные отчетов по международным проектам, реализованным в период с 2005 по 2017 г. с участием Калининградской области в рамках программ трансграничного и приграничного сотрудничества России и Европейского союза (ТАСИС, ИНТЕРРЕГ и др.). Также мы обращались к материалам международных проектов по использованию потенциала полусредних городов Калининградской области и стран Балтийского региона, в реализации которых мы принимали непосредственное участие.
Для наглядности результатов исследования был применен картографический метод, а также другие формы визуального представления (таблица).
Результаты исследования
В теории и практике выделяемые в мезорегионах (субъектах РФ) внутриобластные социально-экономические районы являются высшим уровнем микрорайонов. Как показывает практика, внутриобластные социально-экономические районы, центрами которых выступают как средние, так и полусредние города, имеют влияние на значительные части мезорегионов, играя важную роль в обеспечении данных территорий культурно-бытовыми услугами [2; 4; 5].
В качестве примера на рисунке 1 показаны выделенные нами внутриобластные социально-экономические районы в пяти субъектах Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская и Калининградская области). Они были определены на основе анализа транспортных маршрутов внутриобластного значения и региональных схем территориального планирования субъектов РФ. Всего в данных областях 18 полусредних городов, 8 из них формируют внутриобластные социально-экономические районы.
67
Рис. 1. Внутриобластные социально-экономические районы в субъектах Северо-Запада РФ
Источник: составлено автором.
68
На основе проведенного анализа в Ленинградской области выделены 4 полусредних города, формирующих внутриобластные социально-экономические районы (Кингисепп, Волхов, Луга, Лодейное Поле), в Псковской области — 1 (Остров), в Новгородской области — 1 (Старая Русса), в Калининградской области — 2 (Черняховск и Советск).
В пяти рассматриваемых субъектах Северо-Запада четыре внутриобластных социально-экономических района формируют большие города, а три — средние. Кроме того, Санкт-Петербургская городская агломерация может в определенной мере рассматриваться как отдельный социально-экономический район, поскольку насчитывает 4 средних, 8 полусредних и несколько малых городов.
Некоторые полусредние города в областных системах расселения многофункциональны и совмещают несколько функций по социально-экономическому обеспечению и обслуживанию территории, входящей в их зону влияния (табл.). При этом тенденции развития полусредних городов и прилегающих к ним территорий определяют наиболее выраженные функции этих городов.
Все полусредние города Северо-Запада можно объединить в 5 основных функциональных типов:
1. Центры внутриобластных социально-экономических районов (Кингисепп, Луга, Лодейное Поле, Волхов, Остров, Старая Русса, Чер-няховск, Советск). Эти города функционируют как центры муниципальных образований второго уровня с соответствующей социальной инфраструктурой (образовательные учреждения, здравоохранение, культурные и досуговые центры и т. д.). Все они имеют важное транспортное значение, отличаясь выгодным экономико-географическим положением, некоторые являются промышленными центрами (Со-ветск, Черняховск) внутриобластных социально-экономических районов. При этом Советск, Кингисепп и Остров выполняют функции трансграничных центров, Старая Русса — курортно-рекреационные.
2. Города-спутники больших и сверхбольших (как Санкт-Петербург) городов с административными, транспортными и промышленными функциями (Волхов, Тосно), с наиболее выраженными промышленными функциями (Никольское, Кировск, Отрадное), с транспортными и промышленными функциями, обеспечиваемыми городом-спутником большого города (Светлый для Калининграда).
3. Города, являющиеся промышленными узлами и центрами (Коммунар, Пикалево) или выполняющие административные функции (Сланцы).
4. Центры инновационного развития (Гусев).
5. Центры оборонного значения (военно-морская база Балтийск).
Устойчивость развития полусредних городов помимо функционального типа и географического положения зависит от численности населения. Численность населения более интенсивно увеличивается в городах-спутниках и промышленных центрах в пределах Санкт-Петербургской городской администрации (Никольское, Кировск, Отрадное).
Функции полусредних городов в системах расселения областей Северо-Запада
Субъект РФ Полусредний город Функции полусредних городов
Центр внутриобластных социально-экономических районов Город-спутник большого / сверхбольшого города Центр муниципального образования второго уровня Промышленный город Центр инновационного развития Город, выполняющий функцию приграничного и трансграничного взаимодействия Центр туристско-рекреацион-ной зоны Транс порт-ный узел Центр оборонного значения
Ленинградская область Кингисепп + ! + + +
Волхов + + ! + + +
Tocho + + + + !
Луга + + +
Сланцы + + !
Кировск + ! +
Отрадное +
Коммунар + !
Никольское + +
Лодейное Поле + ! +
Пикалево +
Калининградская область Советск + ! + + +
Черняховск + ! + + +
Гусев + + + ! +
Светлый + +
Балтийск + + !
Новгородская область Старая Русса + ! + + +
Псковская область Остров + + + + +
Условные обозначения: ! — наиболее выраженная функция города в системе расселения. Источник, составлено автором.
В отличие от городов, входящих в городские агломерации, города на периферии районов наиболее быстро теряют население. К сожалению, во всех полусредних городах Северо-Запада отмечается общая тенденция сокращения населения за период с 2006 по 2016 г. В них сокращение населения произошло на 2,3 %, в малых городах — на 6%. Однако за тот же период в Санкт-Петербурге население увеличилось на 14 %, в больших городах (областных центрах) — на 6%, в средних — на 4 % [3].
В полусредних городах — центрах внутриобластных социально-экономических районов, расположенных на периферии субъектов РФ, численность населения снизилась на 8% (см. рис. 1). Поскольку роль таких центров очевидна для социально-культурного развития территории, эти города нуждаются в поддержке региона и федерального центра.
Калининградская область занимает особое географическое положение, имеет небольшие размеры и сформировавшуюся до 1945 г. систему расселения, поэтому полусредние города здесь выполняют роль средних городов, обладая определенными функциями, а некоторые из полусредних городов Калининградской области по функциональному и территориальному признакам формируют социально-экономические районы нового уровня. Исходя из своих функциональных особенностей, полусредние города Калининградской области и других регионов Северо-Запада России могут развиваться в различных направлениях [4].
В Калининградской области с учетом сложившихся условий независимо от административных функций выделяются три основных направления в развитии полусредних городов: туристическое (курортный туризм в Балтийске и познавательный — в Гусеве), транспортное (Черняховск и Советск, причем последний также является пограничным пунктом пропуска) и промышленное (Светлый как транспортно-промышленный спутник Калининградской агломерации). Одному из упомянутых полусредних городов региона, Балтийску, как самому западному форпосту страны присущи также оборонные функции.
Важным двигателем регионального развития в полусредних городах эксклавного региона становится их активная вовлеченность в международное сотрудничество (в основном в пределах Балтийского региона). Международное сотрудничество (приграничное и трансграничное) Калининградской области отмечается в Стратегии социально-экономического развития области до 2020 г. и в стратегиях муниципалитетов как один из приоритетов развития региона, который позволяет комплексно и эффективно решать общие проблемы приграничных территорий (экологические, культурные, общественные и др.). Полусредние города Калининградской области, играя важную роль в социально-экономическом развитии региона и занимая особое положение в системе расселения, являются активными акторами международного (приграничного и трансграничного) сотрудничества в Балтийском регионе.
Реализация проектов в рамках программ трансграничного и приграничного сотрудничества в период с 2005 по 2015 г. позволила полусредним городам, участвующим в проектах, установить связи и партнерские отношения с 27 городскими поселениями из 6 стран региона Балтийского моря. В течение 10 лет с участием полусредних городов Калининградской области было реализовано 43 международных проекта по различным тематикам, общая сумма которых составила более 8,557 млн евро. Важным положительным результатом участия в программах приграничного сотрудничества стала реализация инфраструктурных проектов, направленных на реконструкцию нуждающихся в этом объектов инфраструктуры или создание новых. В качестве положительного примера одного из таких инфраструктурных проектов в полусредних городах можно назвать строительство в г. Советске нового моста через р. Неман, предназначенного для перенаправления грузопотока и пассажирского автомобильного транспорта, пересекающего границу региона. Это позволит снять высокую нагрузку с моста королевы Луизы, который, будучи объектом историко-культурного наследия, на сегодняшний день единственный связывает Россию и Литву в пункте пропуска «Советск — Панемуне» [3].
Проанализировав участие полусредних городов в проектах приграничного и трансграничного сотрудничества, а также установившиеся связи с городами-партнерами, можно выделить три кластера сотрудничества: Скандинавский и Западный трансграничные кластеры и один приграничный кластер, являющийся наиболее активным и, по нашему мнению, стратегически важным для современного территориального развития и формирования комплексных устойчивых связей между полусредними городами Калининградской области и поселениями соседних регионов Польши и Литвы (рис. 2).
71
Рис. 2. Связи, установленные полусредними городами Калининградской области в результате реализации международных проектов в 2005 — 2015 гг.
Источник: составлено автором.
72
Международное сотрудничество для полусредних городов Калининградской области как эксклавного региона России выступает одним из важнейших инструментов активизации их потенциала и развития, и города области накопили достаточный опыт в этой сфере. По результатам реализации проектов в полусредних городах были созданы или обновлены некоторые промышленные предприятия и объекты, созданы совместные производства, увеличено количество культурных и образовательных связей, проведены мероприятия по обмену опытом внедрения новых технологий в организацию хозяйственной деятельности промышленных предприятий и органов местного самоуправления. Отметим, что приграничное сотрудничество полусредних городов не прекращается, программы сотрудничества сменяются новыми с незначительным изменением приоритетов. В этой связи необходим комплекс мер по разработке пространственных моделей сотрудничества, более активное включение в комплексные инфраструктурные проекты по развитию транспортных сетей и промышленных площадок, которые могут заинтересовать крупных инвесторов реализовывать проекты по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса с перспективой выхода на зарубежные рынки.
Заключение
Результаты проведенного исследования показали, что в СевероЗападном федеральном округе РФ полусредние города имеют сходное функциональное назначение и их можно классифицировать по функциональным типам. Всего выделено 9 функциональных типов полусредних городов, из них 5 — основных.
Полусредние города СЗФО по своему функциональному назначению сходны с городами стран Западной Европы, имеющими такую же численность населения, при этом данная категория городов в странах Западной Европы классифицируется как «средние».
Наиболее выражена роль полусредних городов как двигателей регионального развития в эксклаве Российской Федерации — Калининградской области. Здесь в силу того, что после 1945 г. сохранилась прежняя система расселения, помимо крупного областного города, Калининграда, есть пять городов с численностью населения от 20 до 50 тыс. жителей: Гусев, Черняховск, Советск, Светлый и Балтийск. Эти полусредние города выполняют в регионе роль средних. Три из них формируют социально-экономические районы, остальные два в большей степени являются спутниками областного центра — Калининграда.
Международное сотрудничество полусредних городов Калининградской области развивается в последние годы в различных форматах. Все полусредние города вовлечены в такую форму трансграничного сотрудничества, как еврорегионы. Эти города входят во все 5 еврореги-онов, действующих с участием Калининградской области («Балтика», «Сауле», «Неман», «Шешупе» и «Лына — Лава») [7]. При поддержке со стороны еврорегионов в Калининградской области было реализовано 23 международных проекта по различным приоритетам в период с 2005 по 2016 г.
Вторая форма сотрудничества — программы приграничного и трансграничного сотрудничества, в которые активно вовлекаются полусредние города. В рамках этих программ в период с 2005 до 2015 г. с участием полусредних городов Калининградской области было реализовано 43 международных проекта на сумму более чем 8,5 млн евро, а также налажены связи и установлены партнерские отношения с 27 городами из 6 стран региона Балтийского моря. Среди полусредних городов по количеству проектов лидирует Черняховск, однако наибольшая сумма грантовых средств была получена Советском благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов. Остальные города участвовали в международных проектах в гораздо меньшей степени в связи со слабой активностю потенциальных партнеров [10].
По результатам исследования можно сделать вывод, что полусредние города, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие прилегающей территории, являются двигателями регионального развития [8]. Для усиления функции городов как центров социально-экономического развития территории и «точек роста» необходимо в условиях Калининградской области в полусредних городах делать акцент на развитии их функций как инновационных центров и центров международного (приграничного и трансграничного) сотрудничества.
73
Список литературы
1. Давидович В. Г. Величина городских поселений СССР // Вопросы географии. 1962. Сб. 56. С. 5-30.
2. Анохин А. А., Житин Д. В., Краснов А. И., Лачининский С. С. Современные тенденции динамики численности населения городов России / / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7: Геология. География. 2014. № 4. С. 167-179.
3. Белова А. В. Роль полусредних городов в развитии эксклавного региона России — Калининградской области : дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2017.
4. Белова А. В., Левченков А. В. Инновационные центры как точки роста для малых городов и сельской местности // Балтийский регион. 2012. № 3 (13).
5. Клименко Н. А. Территориальная когезия как основа сбалансированной территориальной политики в Калининградской области // Балтийский регион. 2011. № 1 (7). С. 97—105.
6. Константинов О. А. Типология и классификация городских поселений в советской экономико-географической науке // Материалы по географии населения. Л., 1963. Вып. 2.
7. Корнеевец B. C. Международная регионализация на Балтике. СПб., 2010.
8. Ныммик С. Я. О ядрах районообразования // Вестник МГУ. Сер. геогр. 1970. № 1. С. 47— 53.
9. Погребняков П. В. Стратегическое планирование развития полусредних городов Калининградской области // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 114—117.
10. Программа приграничного сотрудничества Литва — Польша — Россия 2007—2013. URL: lt-pl-ru.eu (дата обращения: 18.09.2018).
11. Трубе Л. Л. Типы городов Центрально-Промышленного района // География в школе. 1955. № 5. С. 10—14.
12. Федоров Г. М., Зверев Ю.М., Корневец В. С. Россия на Балтике: 19902012 годы. Калининград, 2013.
13. Ходжаев Д. Г., Хорев Б. С. Концепция единой системы расселения и плановое регулирование роста городов в СССР // Проблемы урбанизации в СССР. М., 1971. С. 19-31.
14. Хорев Б. С. Проблемы городов (Урбанизация и единая система расселения в СССР). М., 1975. С. 144-151.
15. Чистобаев А. И., Шарыгин М. Д. Экономическая и социальная география: новый этап. Л., 1990.
16. Groth N. B., Lang T., Johansson M. et al. Restructuring of Medium Sized Cities : lessons from the Baltic Sea Region. Frederiksberg, 2005. (By- og landsplanserien ;
_ № 26).
74 17. Lang T. Socio-Economic Regeneration. Lessons from medium sized cities in
the Baltic Sea Region : a brief presentation of a case-study of the Interreg IIIB project Medium Sized Cities in Dialogue around the Baltic Sea. Frederiksberg, 2005.
18. McGregor A., McConnachie M. Social Exclusion, Urban Regeneration and Economic Reintegration // Urban Studies. 1995. Vol. 32, № 10. Р. 1587-1600.
Об авторе
Анна Валерьевна Белова — канд. геогр. наук, заместитель руководителя Службы организации научно-исследовательской деятельности, Балтийский федеральный университет им. И. Канта. E-mail: [email protected]
The author
Dr Anna V. Belova, vice-head of Division for Research, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: [email protected]