Научная статья на тему 'Полусредние города СЗФО как двигатели регионального развития'

Полусредние города СЗФО как двигатели регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛУСРЕДНИЕ ГОРОДА / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН / СЗФО / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SEMI-MEDIUM-SIZED CITIES / SETTLEMENT SYSTEM / THE BALTIC SEA REGION / SOCIO-ECONOMIC AREA / NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE KALININGRAD REGION / CROSS-BORDER AND TRANS-BORDER COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белова Анна Валерьевна

В статье рассмотрены полусредние города (с численностью населения от 20 до 50 тыс. жителей) в пяти субъектах Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и их функции, наглядно представлены сформированные ими социально-экономические районы. В качестве примера исследованы пять полусредних городов Калининградской области, выявлена роль каждого из них в региональном развитии. Проанализировано участие полусредних городов Калининградской области в проектах приграничного сотрудничества, показаны тенденции их территориального взаимодействия с муниципалитетами стран ЕС в рамках приграничного и трансграничного сотрудничества и выгоды данного сотрудничества для области, а также охарактеризовано место Калининградской области в регионе Балтийского моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semi-Medium-Sized cities of North-West Russia as drivers for regional development

The article discusses the semi-medium-sized cities (with a population from 20 to 50 thousand people) and their functions in five regions of the North-West Federal District of the Russian Federation; the socio-economic areas formed by the semi-medium-sized cities are clearly represented. As an example, five semi-medium-sized cities of the Kaliningrad region are considered, the role of each city in regional development and regional settlement system is revealed. The author analyses participation of the Kaliningrad semi-mediumsized cities in projects of cross-border cooperation; shows trends of territorial interaction between the semi-medium-sized cities of the region with municipalities of the EU countries in the framework of cross-border and cooperation and benefits of this cooperation for the region, the position of the Kaliningrad region in the Baltic Sea Region is defined.

Текст научной работы на тему «Полусредние города СЗФО как двигатели регионального развития»

УДК 911.3

А. В. Белова

ПОЛУСРЕДНИЕ ГОРОДА СЗФО КАК ДВИГАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены полусредние города (с численностью населения от 20 до 50 тыс. жителей) в пяти субъектах Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и их функции, наглядно представлены сформированные ими социально-экономические районы. В качестве примера исследованы пять полусредних городов Калининградской области, выявлена роль каждого из них в региональном развитии. Проанализировано участие полусредних городов Калининградской области в проектах приграничного сотрудничества, показаны тенденции их территориального взаимодействия с муниципалитетами стран ЕС в рамках приграничного и трансграничного сотрудничества и выгоды данного сотрудничества для области, а также охарактеризовано место Калининградской области в регионе Балтийского моря.

The article discusses the semi-medium-sized cities (with a population from 20 to 50 thousand people) and their functions in five regions of the North-West Federal District of the Russian Federation; the socio-economic areas formed by the semi-medium-sized cities are clearly represented. As an example, five semi-medium-sized cities of the Kaliningrad region are considered, the role of each city in regional development and regional settlement system is revealed. The author analyses participation of the Kaliningrad semi-medium-sized cities in projects of cross-border cooperation; shows trends of territorial interaction between the semi-medium-sized cities of the region with municipalities of the EU countries in the framework of cross-border and cooperation and benefits of this cooperation for the region, the position of the Kaliningrad region in the Baltic Sea Region is defined.

Ключевые слова: полусредние города, система расселения, Балтийский регион, социально-экономический район, СЗФО, Калининградская область, международное сотрудничество.

Keywords: semi-medium-sized cities, settlement system, the Baltic sea region, socio-economic area, North-West Federal District of the Russian Federation, the Kaliningrad region, cross-border and trans-border cooperation.

65

Введение

Среди городов России и Европы, в том числе региона Балтийского моря, можно выделить категорию городов с населением от 20 до 50 тыс. жителей, которая представляет особый интерес для изучения, поскольку является пограничной между малыми и средними городами. Полусредние города в региональных системах расселения выполняют различные функции, из которых особенно следует отметить их роль как центров формирования социально-экономических районов и выполнение функций, присущих обычно средним городам. В качестве предмета исследования выбраны полусредние города пяти субъектов российского Северо-Запада. Выбор данного региона обоснован сходством при-

© Белова А. В., 2018

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2018. № 4. С. 65 — 74.

родных, исторических и экономико-географических предпосылок развития систем расселения составляющих его субъектов. Важным фактором регионального развития также выступает активное участие полусредних городов рассматриваемых субъектов Северо-Западного федерального округа, в том числе Калининградской области, в международном сотрудничестве с муниципалитетами приграничных государств ЕС, ведущее к формированию устойчивых сетей сотрудничества между муниципалитетами.

Теория

--Отечественными географами накоплен большой опыт исследова-

66 ния регионального развития, городских поселений, систем расселения. К сожалению, собственно полусредние города практически не упоминаются в работах отечественных и зарубежных экономикогеографов, экономистов и других ученых, занимающихся региональным развитием и территориальным планированием. Понятие «полусредний город» ввел Л. Л. Трубе [11], позже, в 1962 г., экономикогеограф В. Г. Давидович включил этот тип городов в свою классификацию городских поселений. Термин «полусредний город» также использовался в работах таких экономикогеографов, как О. А. Константинов, Д. Г. Ходжаев, Б. С. Хорев [1; 13; 14]. Полусредние города как переходная категория совмещают функциональное назначение средних и малых городов и являются интересным предметом исследования в работах, посвященных системам расселения. Иногда полусредние города обеспечивают социально-экономическими услугами прилегающие территории, таким образом выполняя роль средних городов и формируя социально-экономические районы.

Исследованием малых и полусредних городов за рубежом в основном занимаются европейские ученые [16—18]. В их работах рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования городов в региональном развитии стран Европы. Также в Балтийском регионе вопросами развития малых и средних городов занимаются различные научные структуры и организации, органы местного и государственного управления (Министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства Германии), неправительственные организации и ассоциации, например ББРОМ (Швеция) и др. В последние 20 лет в Балтийском регионе города с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек активно развиваются и занимают важное место в системах расселения, выполняя роль региональных опорных центров в социально-экономическом развитии территории [2; 17].

Вопросам развития полусредних городов в эксклавном регионе, в том числе их международному сотрудничеству в Балтийском регионе, посвящены работы таких экономикогеографов, как Г. М. Федоров, Ю. М. Зверев, В. С. Корнеевец, П. В. Погребняков, А. В. Левченков, Н. А. Клименко, а также ряд наших работ [3 — 5; 9; 12].

Методология исследования

В исследовании были использованы материалы Федеральной службы государственной статистики за период с 2005 по 2015 г., сборники

статистики Европейской комиссии (Биго51а1), данные отчетов по международным проектам, реализованным в период с 2005 по 2017 г. с участием Калининградской области в рамках программ трансграничного и приграничного сотрудничества России и Европейского союза (ТАСИС, ИНТЕРРЕГ и др.). Также мы обращались к материалам международных проектов по использованию потенциала полусредних городов Калининградской области и стран Балтийского региона, в реализации которых мы принимали непосредственное участие.

Для наглядности результатов исследования был применен картографический метод, а также другие формы визуального представления (таблица).

Результаты исследования

В теории и практике выделяемые в мезорегионах (субъектах РФ) внутриобластные социально-экономические районы являются высшим уровнем микрорайонов. Как показывает практика, внутриобластные социально-экономические районы, центрами которых выступают как средние, так и полусредние города, имеют влияние на значительные части мезорегионов, играя важную роль в обеспечении данных территорий культурно-бытовыми услугами [2; 4; 5].

В качестве примера на рисунке 1 показаны выделенные нами внутриобластные социально-экономические районы в пяти субъектах Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская и Калининградская области). Они были определены на основе анализа транспортных маршрутов внутриобластного значения и региональных схем территориального планирования субъектов РФ. Всего в данных областях 18 полусредних городов, 8 из них формируют внутриобластные социально-экономические районы.

67

Рис. 1. Внутриобластные социально-экономические районы в субъектах Северо-Запада РФ

Источник: составлено автором.

68

На основе проведенного анализа в Ленинградской области выделены 4 полусредних города, формирующих внутриобластные социально-экономические районы (Кингисепп, Волхов, Луга, Лодейное Поле), в Псковской области — 1 (Остров), в Новгородской области — 1 (Старая Русса), в Калининградской области — 2 (Черняховск и Советск).

В пяти рассматриваемых субъектах Северо-Запада четыре внутриобластных социально-экономических района формируют большие города, а три — средние. Кроме того, Санкт-Петербургская городская агломерация может в определенной мере рассматриваться как отдельный социально-экономический район, поскольку насчитывает 4 средних, 8 полусредних и несколько малых городов.

Некоторые полусредние города в областных системах расселения многофункциональны и совмещают несколько функций по социально-экономическому обеспечению и обслуживанию территории, входящей в их зону влияния (табл.). При этом тенденции развития полусредних городов и прилегающих к ним территорий определяют наиболее выраженные функции этих городов.

Все полусредние города Северо-Запада можно объединить в 5 основных функциональных типов:

1. Центры внутриобластных социально-экономических районов (Кингисепп, Луга, Лодейное Поле, Волхов, Остров, Старая Русса, Чер-няховск, Советск). Эти города функционируют как центры муниципальных образований второго уровня с соответствующей социальной инфраструктурой (образовательные учреждения, здравоохранение, культурные и досуговые центры и т. д.). Все они имеют важное транспортное значение, отличаясь выгодным экономико-географическим положением, некоторые являются промышленными центрами (Со-ветск, Черняховск) внутриобластных социально-экономических районов. При этом Советск, Кингисепп и Остров выполняют функции трансграничных центров, Старая Русса — курортно-рекреационные.

2. Города-спутники больших и сверхбольших (как Санкт-Петербург) городов с административными, транспортными и промышленными функциями (Волхов, Тосно), с наиболее выраженными промышленными функциями (Никольское, Кировск, Отрадное), с транспортными и промышленными функциями, обеспечиваемыми городом-спутником большого города (Светлый для Калининграда).

3. Города, являющиеся промышленными узлами и центрами (Коммунар, Пикалево) или выполняющие административные функции (Сланцы).

4. Центры инновационного развития (Гусев).

5. Центры оборонного значения (военно-морская база Балтийск).

Устойчивость развития полусредних городов помимо функционального типа и географического положения зависит от численности населения. Численность населения более интенсивно увеличивается в городах-спутниках и промышленных центрах в пределах Санкт-Петербургской городской администрации (Никольское, Кировск, Отрадное).

Функции полусредних городов в системах расселения областей Северо-Запада

Субъект РФ Полусредний город Функции полусредних городов

Центр внутриобластных социально-экономических районов Город-спутник большого / сверхбольшого города Центр муниципального образования второго уровня Промышленный город Центр инновационного развития Город, выполняющий функцию приграничного и трансграничного взаимодействия Центр туристско-рекреацион-ной зоны Транс порт-ный узел Центр оборонного значения

Ленинградская область Кингисепп + ! + + +

Волхов + + ! + + +

Tocho + + + + !

Луга + + +

Сланцы + + !

Кировск + ! +

Отрадное +

Коммунар + !

Никольское + +

Лодейное Поле + ! +

Пикалево +

Калининградская область Советск + ! + + +

Черняховск + ! + + +

Гусев + + + ! +

Светлый + +

Балтийск + + !

Новгородская область Старая Русса + ! + + +

Псковская область Остров + + + + +

Условные обозначения: ! — наиболее выраженная функция города в системе расселения. Источник, составлено автором.

В отличие от городов, входящих в городские агломерации, города на периферии районов наиболее быстро теряют население. К сожалению, во всех полусредних городах Северо-Запада отмечается общая тенденция сокращения населения за период с 2006 по 2016 г. В них сокращение населения произошло на 2,3 %, в малых городах — на 6%. Однако за тот же период в Санкт-Петербурге население увеличилось на 14 %, в больших городах (областных центрах) — на 6%, в средних — на 4 % [3].

В полусредних городах — центрах внутриобластных социально-экономических районов, расположенных на периферии субъектов РФ, численность населения снизилась на 8% (см. рис. 1). Поскольку роль таких центров очевидна для социально-культурного развития территории, эти города нуждаются в поддержке региона и федерального центра.

Калининградская область занимает особое географическое положение, имеет небольшие размеры и сформировавшуюся до 1945 г. систему расселения, поэтому полусредние города здесь выполняют роль средних городов, обладая определенными функциями, а некоторые из полусредних городов Калининградской области по функциональному и территориальному признакам формируют социально-экономические районы нового уровня. Исходя из своих функциональных особенностей, полусредние города Калининградской области и других регионов Северо-Запада России могут развиваться в различных направлениях [4].

В Калининградской области с учетом сложившихся условий независимо от административных функций выделяются три основных направления в развитии полусредних городов: туристическое (курортный туризм в Балтийске и познавательный — в Гусеве), транспортное (Черняховск и Советск, причем последний также является пограничным пунктом пропуска) и промышленное (Светлый как транспортно-промышленный спутник Калининградской агломерации). Одному из упомянутых полусредних городов региона, Балтийску, как самому западному форпосту страны присущи также оборонные функции.

Важным двигателем регионального развития в полусредних городах эксклавного региона становится их активная вовлеченность в международное сотрудничество (в основном в пределах Балтийского региона). Международное сотрудничество (приграничное и трансграничное) Калининградской области отмечается в Стратегии социально-экономического развития области до 2020 г. и в стратегиях муниципалитетов как один из приоритетов развития региона, который позволяет комплексно и эффективно решать общие проблемы приграничных территорий (экологические, культурные, общественные и др.). Полусредние города Калининградской области, играя важную роль в социально-экономическом развитии региона и занимая особое положение в системе расселения, являются активными акторами международного (приграничного и трансграничного) сотрудничества в Балтийском регионе.

Реализация проектов в рамках программ трансграничного и приграничного сотрудничества в период с 2005 по 2015 г. позволила полусредним городам, участвующим в проектах, установить связи и партнерские отношения с 27 городскими поселениями из 6 стран региона Балтийского моря. В течение 10 лет с участием полусредних городов Калининградской области было реализовано 43 международных проекта по различным тематикам, общая сумма которых составила более 8,557 млн евро. Важным положительным результатом участия в программах приграничного сотрудничества стала реализация инфраструктурных проектов, направленных на реконструкцию нуждающихся в этом объектов инфраструктуры или создание новых. В качестве положительного примера одного из таких инфраструктурных проектов в полусредних городах можно назвать строительство в г. Советске нового моста через р. Неман, предназначенного для перенаправления грузопотока и пассажирского автомобильного транспорта, пересекающего границу региона. Это позволит снять высокую нагрузку с моста королевы Луизы, который, будучи объектом историко-культурного наследия, на сегодняшний день единственный связывает Россию и Литву в пункте пропуска «Советск — Панемуне» [3].

Проанализировав участие полусредних городов в проектах приграничного и трансграничного сотрудничества, а также установившиеся связи с городами-партнерами, можно выделить три кластера сотрудничества: Скандинавский и Западный трансграничные кластеры и один приграничный кластер, являющийся наиболее активным и, по нашему мнению, стратегически важным для современного территориального развития и формирования комплексных устойчивых связей между полусредними городами Калининградской области и поселениями соседних регионов Польши и Литвы (рис. 2).

71

Рис. 2. Связи, установленные полусредними городами Калининградской области в результате реализации международных проектов в 2005 — 2015 гг.

Источник: составлено автором.

72

Международное сотрудничество для полусредних городов Калининградской области как эксклавного региона России выступает одним из важнейших инструментов активизации их потенциала и развития, и города области накопили достаточный опыт в этой сфере. По результатам реализации проектов в полусредних городах были созданы или обновлены некоторые промышленные предприятия и объекты, созданы совместные производства, увеличено количество культурных и образовательных связей, проведены мероприятия по обмену опытом внедрения новых технологий в организацию хозяйственной деятельности промышленных предприятий и органов местного самоуправления. Отметим, что приграничное сотрудничество полусредних городов не прекращается, программы сотрудничества сменяются новыми с незначительным изменением приоритетов. В этой связи необходим комплекс мер по разработке пространственных моделей сотрудничества, более активное включение в комплексные инфраструктурные проекты по развитию транспортных сетей и промышленных площадок, которые могут заинтересовать крупных инвесторов реализовывать проекты по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса с перспективой выхода на зарубежные рынки.

Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что в СевероЗападном федеральном округе РФ полусредние города имеют сходное функциональное назначение и их можно классифицировать по функциональным типам. Всего выделено 9 функциональных типов полусредних городов, из них 5 — основных.

Полусредние города СЗФО по своему функциональному назначению сходны с городами стран Западной Европы, имеющими такую же численность населения, при этом данная категория городов в странах Западной Европы классифицируется как «средние».

Наиболее выражена роль полусредних городов как двигателей регионального развития в эксклаве Российской Федерации — Калининградской области. Здесь в силу того, что после 1945 г. сохранилась прежняя система расселения, помимо крупного областного города, Калининграда, есть пять городов с численностью населения от 20 до 50 тыс. жителей: Гусев, Черняховск, Советск, Светлый и Балтийск. Эти полусредние города выполняют в регионе роль средних. Три из них формируют социально-экономические районы, остальные два в большей степени являются спутниками областного центра — Калининграда.

Международное сотрудничество полусредних городов Калининградской области развивается в последние годы в различных форматах. Все полусредние города вовлечены в такую форму трансграничного сотрудничества, как еврорегионы. Эти города входят во все 5 еврореги-онов, действующих с участием Калининградской области («Балтика», «Сауле», «Неман», «Шешупе» и «Лына — Лава») [7]. При поддержке со стороны еврорегионов в Калининградской области было реализовано 23 международных проекта по различным приоритетам в период с 2005 по 2016 г.

Вторая форма сотрудничества — программы приграничного и трансграничного сотрудничества, в которые активно вовлекаются полусредние города. В рамках этих программ в период с 2005 до 2015 г. с участием полусредних городов Калининградской области было реализовано 43 международных проекта на сумму более чем 8,5 млн евро, а также налажены связи и установлены партнерские отношения с 27 городами из 6 стран региона Балтийского моря. Среди полусредних городов по количеству проектов лидирует Черняховск, однако наибольшая сумма грантовых средств была получена Советском благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов. Остальные города участвовали в международных проектах в гораздо меньшей степени в связи со слабой активностю потенциальных партнеров [10].

По результатам исследования можно сделать вывод, что полусредние города, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие прилегающей территории, являются двигателями регионального развития [8]. Для усиления функции городов как центров социально-экономического развития территории и «точек роста» необходимо в условиях Калининградской области в полусредних городах делать акцент на развитии их функций как инновационных центров и центров международного (приграничного и трансграничного) сотрудничества.

73

Список литературы

1. Давидович В. Г. Величина городских поселений СССР // Вопросы географии. 1962. Сб. 56. С. 5-30.

2. Анохин А. А., Житин Д. В., Краснов А. И., Лачининский С. С. Современные тенденции динамики численности населения городов России / / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7: Геология. География. 2014. № 4. С. 167-179.

3. Белова А. В. Роль полусредних городов в развитии эксклавного региона России — Калининградской области : дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2017.

4. Белова А. В., Левченков А. В. Инновационные центры как точки роста для малых городов и сельской местности // Балтийский регион. 2012. № 3 (13).

5. Клименко Н. А. Территориальная когезия как основа сбалансированной территориальной политики в Калининградской области // Балтийский регион. 2011. № 1 (7). С. 97—105.

6. Константинов О. А. Типология и классификация городских поселений в советской экономико-географической науке // Материалы по географии населения. Л., 1963. Вып. 2.

7. Корнеевец B. C. Международная регионализация на Балтике. СПб., 2010.

8. Ныммик С. Я. О ядрах районообразования // Вестник МГУ. Сер. геогр. 1970. № 1. С. 47— 53.

9. Погребняков П. В. Стратегическое планирование развития полусредних городов Калининградской области // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 114—117.

10. Программа приграничного сотрудничества Литва — Польша — Россия 2007—2013. URL: lt-pl-ru.eu (дата обращения: 18.09.2018).

11. Трубе Л. Л. Типы городов Центрально-Промышленного района // География в школе. 1955. № 5. С. 10—14.

12. Федоров Г. М., Зверев Ю.М., Корневец В. С. Россия на Балтике: 19902012 годы. Калининград, 2013.

13. Ходжаев Д. Г., Хорев Б. С. Концепция единой системы расселения и плановое регулирование роста городов в СССР // Проблемы урбанизации в СССР. М., 1971. С. 19-31.

14. Хорев Б. С. Проблемы городов (Урбанизация и единая система расселения в СССР). М., 1975. С. 144-151.

15. Чистобаев А. И., Шарыгин М. Д. Экономическая и социальная география: новый этап. Л., 1990.

16. Groth N. B., Lang T., Johansson M. et al. Restructuring of Medium Sized Cities : lessons from the Baltic Sea Region. Frederiksberg, 2005. (By- og landsplanserien ;

_ № 26).

74 17. Lang T. Socio-Economic Regeneration. Lessons from medium sized cities in

the Baltic Sea Region : a brief presentation of a case-study of the Interreg IIIB project Medium Sized Cities in Dialogue around the Baltic Sea. Frederiksberg, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. McGregor A., McConnachie M. Social Exclusion, Urban Regeneration and Economic Reintegration // Urban Studies. 1995. Vol. 32, № 10. Р. 1587-1600.

Об авторе

Анна Валерьевна Белова — канд. геогр. наук, заместитель руководителя Службы организации научно-исследовательской деятельности, Балтийский федеральный университет им. И. Канта. E-mail: abelova@kantiana.ru

The author

Dr Anna V. Belova, vice-head of Division for Research, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.

E-mail: abelova@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.