Обсуждаются проблемы, связанные с диспропорцией системы расселения Калининградской области; показаны проблемы малых и полусредних городов, их значение в решении проблем регионального развития Калининградской области; проанализирован опыт Литовской Республики в активизации малых городов; предложены пути применения данного опыта в Калининградской области.
The article focuses on the problems related to the disparities in the settlement system of the Kaliningrad region, the problems of small and semi-medium-sized towns, and the role of such towns in solving the regional development problems of the Kaliningrad region. The author analyses the Lithuanian experience of revitalizing small towns. The article outlines the ways to apply this experience to the Kaliningrad region.
Ключевые слова: малые и полусредние города, система расселения, отток населения, активизация малых и полусредних городов, единая система расселения, региональное развитие, региональные центры.
Key words: small and semi-medium-sized towns, settlement system, population outflow, revitalising of small and semi-medium-sized towns, unified settlement system, regional development, regional centres.
Концепция «Центр — Периферия», основанная на дифференциации экономических центров, полупериферийных и периферийных районов в пределах определенной территории, является господствующей в России применительно к планированию и управлению процессами социально-экономического развития. Однако применительно к Калининградской области эта концепция неэффективна, поскольку она, как показывает анализ динамики социально-экономических процессов в области, фактически приводит к более сильному дисбалансу системы расселения, усиливая роль Калининграда, ухудшая условия социально-экономического развития периферийных и полупериферийных территорий.
Система расселения Калининградской области характеризуется значительной плотностью населения, высокой урбанизированностью при преобладании большого города — областного центра (419 тыс. чел. на 01.10.2010) и отсутствии средних городов, а также мелкоселенностью сельского расселения. Доля городского населения составляет 76,4 %. Средняя плотность населения области — 62 чел. на кв. километр. Средняя численность населения городов — 30 тыс. чел.; средняя людность сельских населенных пунктов — 206 чел.
Для решения проблем регионального развития и сбалансированной социально-экономической ситуации в пределах периферийных территорий Калининградской области, на наш взгляд, более применима концепция Единой системы расселения, согласно которой каждый населенный пункт в рамках системы иерархически взаимосвязан и каждому населенному пункту отводится своя роль в системе расселения.
Система расселения Калининградской области не сбалансирована и носит однополярный характер, то есть в западной части области, на территории Калининградской агломерации, занимающей более четверти территории области, сосредоточено 70 % жителей региона. Плотность населения здесь 262 чел. / км2. Следует отметить, что такая диспропорция в размещении населения создает ряд проблем, связанных с увеличением плотности населения и очень высокой антропогенной нагрузкой. На рисунке 1 показана система расселения Калининградской области.
А. В. Белова
РОЛЬ МАЛЫХ И ПОЛУСРЕДНИХ ГОРОДОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Рис. 1. Система расселения Калининградской области (на 01.01.2010) (Сост. с использованием: Географический атлас Калининградской области / гл. ред. В.В. Орленок. Калининград, 2002.).
По состоянию на начало 2010 г. на западе области проживает 677 тыс. чел., в то время как на остальной части — 260 тыс. чел. На территории области только один большой город — областной центр Калининград с населением 419 тыс. чел. [5]. Насчитывается 3 поселка городского типа, 15 малых городов (с численностью населения до 20 тыс. чел.) и 5 «полусредних» городов (от 20 до 50 тыс. чел.). Распределение населения области по населенным пунктам разных типов и размеров показано на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение населения Калининградской области по населенным пунктам разных размеров и типов (на 01.01.2010)
Калининградская агломерация является полюсом сосредоточения хозяйства и населения области. Она концентрирует 88 % всех хозяйствующих объектов области и обеспечивает 89 % производства промышленной продукции области.
Полусредние города Калининградской области — Советск, Черняховск, Гусев, Светлый и Балтийск — выполняют роль средних городов с функциями межрайонных (окружных) центров, а также исполняют функции местных организующих центров сельских районов, хотя по классификации, принятой в Градостроительном кодексе РФ, они относятся к разряду малых городов. Помимо пяти полусредних городов, в Калининградской области следует отметить еще три стратегически важных для ее экономического развития города — это приграничные малые города Мамоново, Багратионовск и Неман. Важнейшее экономическое значение имеет Советск — приграничный город с Литвой. Эти города своего рода сухопутные «ворота» России (через Калининградскую область) в Европу.
Малые и полусредние города области не отличаются высокими, или даже хорошими, экономическими показателями. Хозяйствующих субъектов в сельских поселениях, малых и полусредних городах насчитывается 14623, что составляет 29 % от общего количества хозяйствующих субъектов Калининградской области; на 1 тыс. населения полусредних, малых городов, поселков городского типа и сельских поселений приходится 28,3 хозяйствующих объекта. Для малых, полусредних городов и поселков Калининградской области характерна тенденция сокращения населения, связанная как с естественной убылью, так и с оттоком населения в областной центр. Данная демографическая ситуация объясняется тем, что большая часть малых и полусредних городов области в связи с оттоком населения молодых возрастов характеризуется пониженным удельным весом трудоспособного населения и повышенным старением населения. Однако по сравнению с малыми городами и поселками городского типа, благодаря миграционному приросту, в полусредних городах Светлый и Балтийск растет численность населения, поскольку они находятся на западе области и являются частью Калининградской агломерации. В трех остальных полусредних городах численность населения сокращается, особенно быстро в Черняховске.
Решение проблемы городов невозможно вне рамок научно обоснованного и активно воздействующего на практику территориального планирования. Задача научных исследований состоит в том, чтобы определить формы эффективной экономической деятельности небольших городов; способствовать достижению высокого уровня благоустройства, экономичности городского хозяйства, а также совершенствованию социальной организации городской жизни в рамках единой системы расселения[1; 3]. Необходимо сосредоточиться не только на развитии крупного центра, но и повышать организующую роль полусредних городов Калининградской области, используя концепцию Единой системы расселения, беря полусредние города как опорные центры, тем более что применение данной концепции в 60—80-е гг. в Литве дало положительные результаты.
Единая система расселения Литвы формировалась из сети опорных центров разного ранга, планово направляемого с научных позиций. Подобного рода попытки были и в других республиках бывшего СССР. Однако эти попытки не увенчались успехом. Опыт Литвы же особенно ценен в силу того, что примененная там схема активизации небольших городов и ограничение роста крупных городов отличается наибольшей законченностью и продуманностью всего дела размещения производства и развития поселений. Данные разработки были одобрены в 1964 г.
В течение всего послевоенного периода в Литве, вплоть до 1958 г., промышленность была сконцентрирована в основном в трех больших городах — Вильнюсе, Каунасе и Клайпеде. Соответственно, и население этих городов увеличивалось за счет миграции из небольших городов и сел. В основу Литовской схемы размещения промышленности и развития городов на период генеральной перспективы был положен курс на ограничение нового промышленного строительства в больших городах и его развитие в небольших. Было решено сосредоточить новое промышленное строительство в части малых и средних городов, которые одновременно должны были стать центрами сосредоточения трудовых ресурсов и всестороннего обслуживания населения окружающих их групп низовых населенных пунктов. Так родилась идея создания 10 «региональных центров», своего рода «полюсов развития».
Во всех региональных центрах должны были быть размещены промышленные комплексы как основа образования самих городов, чтобы в них можно было разместить специализированные учреждения здравоохранения, культурно-бытового и коммунального обслуживания для удовлетворения нужд населения не только самого города, но и всего региона. Такими центрами уже фактически были столица республики Вильнюс, Каунас и большой портовый город Клайпеда. Далее, к ним прибавились города Шяуляй и Паневежис в узлах железных дорог, где за пять лет (с 1961 по 1965 г.) численность промышленно-производственного персонала возросла более чем на треть. Остальные пять новых региональных центров решили создать на базе малых городов. До 1980 г. на них пришлось 30 % всего прироста городского населения республики. Еще 15 % прироста населения — на остальные населенные пункты Литвы, а оставшаяся часть — на существующие пять региональных центров, причем рост наиболее крупных из них — Вильнюса и Каунаса — строго ограничивался [2].
Новые предприятия, строившиеся в Литве, в основном объединялись в так называемые «промышленные узлы», которые должны были сооружаться только в региональных центрах. Такое сосредоточение промышленных предприятий различных отраслей на специально выбранных площадках, с рядом общих служб позволило снизить капиталовложения на 5 %.
Опыт Литвы показывает, что создание «промышленных узлов» вполне по силам тем небольшим городам, которые являются центрами регионов. Важно решать проблему комплексно, с народнохозяйственных позиций. Следует отметить, что в результате создания в литовских региональных центрах наиболее рациональной территориальной сети всестороннего обслуживания городского и сельского населения республики экономия на транспортных расходах населения по культурно-бытовым и прочим поездкам в региональные центры составила значительную сумму.
Цель схемы размещения производства и развития городов — найти и обосновать место каждого из них в общем строю. Что касается Литвы, то здесь и кольцо из новых региональных центров, и промышленные города — спутники типа Электреная (новый город), и заботливо оберегаемые от промышленности курортные города Паланга, Друскининкай, Бирштонас, и просто сельские районные центры. Данная схема впоследствии была детализирована, а в целях улучшения обслуживания сельского населения выделен 231 территориально-планировочный микрорайон, где должен быть создан полный комплекс обслуживающих учреждений ежедневного пользования [2].
Для Калининградской области опорными центрами, помимо областного центра, на основе которых можно сформировать социально-экономические районы, отражающие пространственную организацию экономики и расселения, являются полусредние города. Эти полусредние города, согласно их экономико-географическому положению, формируют три социально-экономических района [4].
1. На западе области полусредние города Балтийск и Светлый, будучи частью Калининградской агломерации, выполняют функции транспортно-промышленной зоны (включающей также Приморск и Янтарный), ориентированной на морской транспорт. Кроме того, одна из главных функций Балтийска — оборонная. На западе, в составе Калининградской агломерации выделяется приморская курортная подзона, образованная малыми городами (Светлогорск, Зеленоградск, Куршская коса, сюда можно отнести также активно развивающийся курорт пос. Янтарный). Приграничная зона (с Польшей) на юге: малые города Ладушкин, Мамоново и Багратионовск.
2. На севере области ведущую роль в социально-экономическом развитии данного района играет город Советск. Он развивается как многофункциональный центр северной части области, кроме того, Советск играет важную роль в приграничном сотрудничестве области с приграничными районами Литвы. Второй перспективный город севера области — Неман, в будущем имеет перспективу вырасти в полусредний город из малого, поскольку в Неманском районе ведется активное строительство атомной станции. Малый город Краснознаменск играет роль агропромышленного центра.
3. На юго-востоке области ведущую роль в развитии социально-экономического района играют Черняховск и Гусев как перспективные центры для формирования агломерированной системы, поскольку они расположены на транспортном узле Калининградской области. Кроме того, Гусев — транзитный центр на международном транспортном пути из Калининградской области в Польшу, а также перспективный центр инновационного развития области.
Схему социально-экономических районов Калининградской области можно сопоставить со схемой региональных центров (уездов) Литвы (сейчас схемой административного деления), сформированной по концепции Единой системы расселения (рис. 3).
На территории Калининградской области можно выделить три социально-экономических района: Запад (Западный внутриобластной социально-экономический район), Север (Советский городской округ, Славский, Неманский и Краснознаменский муниципальные районы) и Юго-Восток (Черняховский, Гусевский, Нестеровский и Озерский муниципальные районы). Для того чтобы названные социально-экономические районы активно развивались, основываясь на концепции Единой системы расселения, необходимы меры по адаптации этой концепции применительно к современным условиям, поскольку положительный опыт Литвы основывался на плановой экономике.
Рис. 3. Схема социально-экономических районов Калининградской области и региональных центров (районов, уездов) Литвы
В условиях рыночной экономики необходима активная и скоординированная политика администраций муниципальных образований области, регионального, а в ряде случаев и федерального правительства, направленная на формирование привлекательного имиджа Калининградской области для российских и иностранных инвестиций для активизации и промышленного развития небольших городов, что в свою очередь повлечет повышение конкурентоспособности социально-экономических районов и, как следствие, сбалансирует систему расселения. В дальнейшем возможно создание нового административного и муниципального деления Калининградской области: образование трех субрегионов — Запада, Севера и Юго-Востока, в которых полусредние города будут играть важную организующую роль как в промышленном, так и в социальном аспектах.
Список литературы
1. Хорев Б. С. Проблемы городов. М., 1975. С. 144—151.
2. Ходжаев Д. Г., Хорев Б. С. Концепция единой системы расселения и плановое регулирование роста городов в СССР // Проблемы урбанизации в СССР. М., 1971. С. 19—31.
3. Малый город. Социально-демографическое исследование небольшого города / отв. ред. Б. С. Хорев. М., 1972. С. 10—24, 140—152.
4. Актуальные проблемы развития полусредних городов Калининградской области / под ред. Г. М. Федорова. Калининград, 2008. С. 13—19.
5. Демографический ежегодник: стат. сб., 2010. Калининград, 2010. С. 14—15.
6. Географический атлас Калининградской области / гл. ред. В. В. Орленок. Калининград, 2002. С. 188.
Об авторе
Белова Анна Валерьевна, директор Информационного центра Европейского союза Института Балтийского региона.
E-mail: polyotkina@mail.ru
About author
Anna Belova, director of the Information Centre of the European Union Centre, Institute of the Baltic Region.
E-mail: polyotkina@mail.ru