Научная статья на тему 'Получение синтетических низкозастывающих дизельных топлив: технологии и перспективы'

Получение синтетических низкозастывающих дизельных топлив: технологии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
1083
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIESEL FUEL / WINTER AND ARCTIC DIESEL / OIL / NATURAL GAS / GTL TECHNOLOGY / FISCHER TROPSCH SYNTHESIS / PRODUCTS / CONVERSION / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / НИЗКОЗАСТЫВАЮЩЕЕ / ЗИМНЕЕ И АРКТИЧЕСКОЕ / ПОЛУЧЕНИЕ / НЕФТЬ / ПРИРОДНЫЕ ГАЗЫ / ТЕХНОЛОГИЯ GTL / СИНТЕЗ ФИШЕРА-ТРОПША / ПРОДУКТЫ / ПЕРЕРАБОТКА

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Бакун В. Г., Яковенко Р. Е., Салиев А. Н., Сулима С. И., Земляков Н. Д.

Охарактеризованы технологии получения низкозастывающих, зимних и арктических дизельных топлив из нефтяного сырья и способы их реализации в Российской Федерации. Показано, что перспективной альтернативой нефтяным топливам является получение синтетических и смесевых композиций моторных топлив на основе GtL технологии из природных газов. Рассмотрены технологии переработки продуктов синтеза углеводородов по методу Фишера-Тропша в дизельные низкозастывающие синтетические и смесевые топлива и возможности для получения топлив при интегрировании синтеза и облагораживания углеводородов в однореакторном варианте процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Бакун В. Г., Яковенко Р. Е., Салиев А. Н., Сулима С. И., Земляков Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies and perspectives of synthetic low pour point diesel fuel obtaining

We described the technology of obtaining low pour point, winter and arctic diesel fuels from petroleum raw and found the way to realize it in Russian Federation. Was described the state of manufacture and quality requirements. We showed that synthetic motor fuels obtained from natural gases with GTL technology are perspective replacement for petroleum fuels. Using reference and patent data's, technology of the conversion Fischer Tropsch products into synthetic diesel fuels with low Cloud point was reviewed. This technology applied on single-reactor process.

Текст научной работы на тему «Получение синтетических низкозастывающих дизельных топлив: технологии и перспективы»

Получение синтетических низкозастывающих дизельных топлив:

технологии и перспективы

В.Г. Бакун, Р.Е. Яковенко, А.Н. Салиев, С.И. Сулима, Н.Д. Земляков,

С.В. Некроенко

Южно-Российский политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

Аннотация: Охарактеризованы технологии получения низкозастывающих, зимних и арктических дизельных топлив из нефтяного сырья и способы их реализации в Российской Федерации. Показано, что перспективной альтернативой нефтяным топливам является получение синтетических и смесевых композиций моторных топлив на основе GtL технологии из природных газов. Рассмотрены технологии переработки продуктов синтеза углеводородов по методу Фишера-Тропша в дизельные низкозастывающие синтетические и смесевые топлива и возможности для получения топлив при интегрировании синтеза и облагораживания углеводородов в однореакторном варианте процесса.

Ключевые слова: дизельное топливо, низкозастывающее, зимнее и арктическое; получение, нефть, природные газы, технология GtL, синтез Фишера-Тропша, продукты, переработка.

Дизельное топливо является одним из наиболее востребованных видов топлива в экономике Российской Федерации [1]. В 2015 г. было произведено 76,1 млн. т дизельного топлива, что составляет 39% от общего объема производства топлив. В объеме продаж зимние сорта дизельных топлив достигают 31 % [2]. Однако доля их производства в последние годы находится на уровне 15% [3], а для регионов Крайнего Севера и Арктики, даже в условиях новых геополитических, ресурсно-сырьевых и транспортно-логистических задач по освоению этих территорий, не превышает 2% [4, 5]. Кроме того, значительная часть катализаторов нефтехимии являются импортными продуктами [6], что сказывается на формировании рынка топлив.

Стандартами на нефтепродукты регламентируются физико-химические, технологические, эксплуатационные и прочие свойства топлив, которые связаны с химическим и фракционным составом. Важнейшими показателями качества зимнего и арктического видов дизельного топлива являются

плотность, цетановое число и низкотемпературные реологические свойства (прежде всего, температура помутнения и предельная температура фильтруемости, при которых в процессе охлаждения происходит нарушение функционирования топливных систем). Они определяются содержанием н-парафиновых углеводородов с высокими температурами плавления, изопарафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов. Взаимовлияние состава и механизм кристаллизации углеводородов подробно рассмотрены в работе [7]. Для достижения требуемого качества низкозастывающего топлива необходимо снижение содержания н-парафинов С18+, обеспечение их оптимального соотношения с н-парафинами С10 - С15, углеводородами изостроения и ароматическими углеводородами [2, 8].

Как правило, в Российской Федерации зимнее и арктическое дизельное топливо производят путем корректировки состава продуктов переработки нефти. Нефть большинства отечественных месторождений является парафинистой - с высоким содержанием н-парафинов и парафинов малоразветвленного строения [2]. Для выработки топливных продуктов ограничивают температуру кипения углеводородных фракций и разбавляют топливо, смешивая с более легкими фракциями, вводят присадки, используют различные способы депарафинизации - экстрактивную кристаллизацию из растворов, карбамидную, адсорбционную и т.п., а также каталитические процессы депарафинизации, изодепарафинизации, изомеризации [9]. Но основным промышленным способом получения зимних видов дизельного топлива в нефтепереработке считается карбамидная депарафинизация [10], а перспективными - каталитические процессы гидро-и изодепарафинизации, при этом процесс гидродепарафинизации (даже при меньшем выходе продуктов) отличается низкими эксплуатационными издержками и является в России более востребованным [11].

Процессы изучены в теоретическом и практическом плане, но остаются предметом исследований, включая патентование разработок, заявленных, например, как способы получения дизельных низкозастыващих, зимних и арктических топлив. В этой сфере за последние 20 лет Россия располагает практически только национальными патентами по технологии топлив, в основном с использованием методов гидроочистки и введения присадок. Число разработок в виде вариантов каталитической депарафинизации нефтепродуктов, в том числе совместно с гидроочисткой, не превышает 15%.

Однако наличие экологических проблем, связанных с использованием нефтяных топлив, обостряющихся в холодных и арктических климатических условиях, ограниченность запасов нефти и нестабильность уровня цен на это сырье, обуславливают применение альтернативных видов моторных топлив. Альтернативные топлива классифицируют как ненефтяные, например, из природных газов, растительных масел и т.д.; синтетические, полученные из различных видов углеродсодержащего сырья, и смесевые, содержащие компоненты ненефтяного и нефтяного происхождения.

Перспективным направлением решения всего комплекса проблем может являться использование технологий синтеза углеводородов, в том числе фракций моторных топлив, по методу Фишера-Тропша (ФТ), которые используют в качестве первичного сырья - уголь (С1Ь), природный и попутно-нефтяные газы (01Ь), биомассу (БИЬ) [12, 13]. Изучение динамики развития современного производства и потребления таких топлив [4] подтвердило, что одним из наиболее востребованных является синтетическое моторное топливо из природных газов. Как и во многих странах мира, в России, располагающей значительными запасами природного и попутного нефтяного газов, активнее развиваются исследования по

адаптации 01;Ь процесса, имеющего более серьезные перспективы для коммерциализации на отечественном топливном рынке.

В отличие от нефтяных, синтетические топлива практически не содержат ароматических моно- и полициклических соединений и органических соединений серы и азота. Поэтому в выхлопных газах автотранспорта, использующего синтетическое топливо, полученное методом ФТ, практически отсутствуют сернистые соединения, содержание загрязняющих углеводородов снижается на треть, оксида углерода - в 2 раза, оксидов азота - на 8%, твердых частиц - на 31% [14]. В случае перехода на синтетическое топливо не потребуется вносить существенных изменений в устройство автомобилей, имеющуюся инфраструктуру хранения и реализации топлив.

Цель данной работы - оценить современное состояние и перспективы технологии получения синтетического низкозастывающего дизельного топлива из природных газов методом ФТ и возможность реализации процесса в условиях совмещения этапов синтеза и облагораживания продуктов.

Решение задачи получения компонентов дизельного топлива для холодных и арктических климатических условий непосредственно в процессе синтеза ФТ очевидно потребует создания эффективного катализатора с широкими функциональными возможностями и соответствующей организации синтеза. Необходимым в этой связи представляется и изучение различных аспектов проблемы интегрирования стадий синтеза и облагораживания продуктов ФТ.

Технология моторных топлив ФТ, наряду с этапами конверсии и кондиционирования газообразного сырья, включает превращение синтез-газа преимущественно в алифатические углеводороды с широким диапазоном молекулярных масс, а затем, как и при получении топлив из нефтяного

сырья, в товарные продукты синтеза путем гидроконверсии или гидрообработки. Разработки в этой сфере [15] велись многими компаниями и реализованы на практике, например, Sasol совместно с Chevron Shell и Exxon Mobil.

Обычно процесс осуществляется в присутствии катализатора на основе металлов VIII группы, на практике - в высокотемпературном (ИТЕТ) и низкотемпературном (LTFT) процессах с Fe или Co катализатором, хорошо известен специалистам в этой области. Условия проведения синтеза - со стационарным, псевдоожиженным и суспензионным слоем катализатора, определяют состав получаемых продуктов [16]. Продуктами LTFT-процесса, например, при минимальном содержании серы и азота в основном являются н-парафины, н-олефины и кислородсодержащие компоненты. Высокомолекулярными длинноцепочечными (линейными и разветвленными) и основными продуктами синтеза являются н-парафиновые воски, насыщение которых возрастает с увеличением количества углеродных атомов в молекуле [17, 18].

Топливные продукты ФТ отличают высокое содержание н-парафинов, цетановое число (для синтеза LTFT со стационарным или суспензионным слоем катализатора 75-80) [18] и присутствие кислородсодержащих соединений, которые неблагоприятно воздействуют на устойчивость топлива к окислению. Кроме того, молекулы длинноцепочечных парафинов склонны к кристаллизации, что затрудняет использование углеводородов в качестве компонентов низкозастывающих топлив [7]. Поэтому в любом варианте приготовление моторных топлив включает последующее облагораживание и изменение состава углеводородных продуктов. В технологических схемах используются комбинации процессов фракционирования, гидроочистки, гидроизомеризации, гидрокрекинга и т.д. Известные технологии GtL и варианты решения стадий синтеза и облагораживания продуктов, в том числе

имеющие практическое воплощение, например, компаний Shell и Sasol описаны в [19, 20] и др.

Для получения компонентов топлив в однореакторном процессе ФТ необходимо обеспечение условий, приемлемых для совместного проведения процессов синтеза и преобразования углеводородных продуктов, в том числе давления, температуры, состава реакционной среды. Сопоставление условий реализации и катализаторов, используемых в процессах синтеза ФТ и облагораживания углеводородов, показывает перспективность совмещения этих стадий в процессе получения дизельных топлив.

Такого рода исследования были выполнены в [21] на примере комбинации Co, Fe катализаторов ФТ и Pt катализаторов гидрооблагораживания на основе цеолитов в форме двухслойной физической смеси. Систематизация разработанных для одностадийного получения синтетической нефти каталитических систем приведена в [22]. Наряду с традиционными пропиточными, авторы выделили группы капсулированных, композитных и катализаторов в виде физических смесей при их послойной загрузке и смешении.

Цель однореакторного получения дизельных топливных продуктов ФТ заявлена в некоторых работах с Со катализаторами. Так, характеризуя свою разработку, авторы патента [23] указывают на возможность получения дизельного топлива с выходом до 90% и конверсией СО выше 65% непосредственно в реакторе синтеза ФТ (более 65% углеводородов С9-С23, менее 10% восков) при низком давлении от (200 бар/см и ниже), как и перспективность применения способа на небольших малотоннажных установках. Процесс рассчитан на несколько вариантов конверсии газов (природного, попутный нефтяного и т.п.) и синтеза со стационарным или суспендированным слоем катализатора. Продукты пригодны для смешения с

нефтяным топливом. Однако подобные разработки не предназначены для получения зимнего и арктического дизельного топлива.

Подтвержден потенциал объединения реакций с этой целью в одном реакционном аппарате при температурах 230-300 °С. Определено, что реакции изомеризации доминируют над реакциями крекинга при 200-230 °С, вторичного крекинга - происходят при температуре выше 250 °С и увеличивают селективность по СН4 [21]. Соотношение Н2/СО на входе в реактор в свою очередь оказывает влияние на распределение углеводородных продуктов, поскольку СО снижает дегидрирующую способность катализатора и замедляет реакции крекинга изомеров. Продукты интегрированного гидрооблагораживания также характеризуются недостаточным выходом низкозастывающей дизельной фракции углеводородов, что, по мнению авторов, требует корректировки рецептуры и свойств катализаторов к реакционным условиям синтеза ФТ.

При сравнении известных технологий были рассмотрены и патентные решения, разработанные для получения дизельных низкозастывающих, зимних и арктических топлив из природного и попутного нефтяного газов методом ФТ, а также смесей углеводородов ФТ и нефти. Вариантов получения топлив в однореакторном синтезе ФТ не обнаружено, и, можно предположить, что компании, проводящие исследования в этой сфере, ограничивают доступ к своим разработкам. Аналогичное заключение было сделано в [11, 24]. Более половины доступных материалов, как было отмечено в обзорах патентной литературы по тематике GtL процесса [16, 20], посвящено вопросам переработки продуктов ФТ в компоненты топлив и масел.

Изучение технических решений, предназначенных для получения топлив на основе продуктов ФТ, показало, что разработчики, преимущественно компании США (Exxon, Exxon Mobil, Chevron, The Procter

& Gamble) и ЮАР (Sasol), в отличие от российских, позиционируя свои разработки для синтетических и смесевых топлив, в названии работ, как правило, не указывают на возможность использования в зимних и арктических условиях, не считая, видимо, эту задачу актуальной. Варианты переработки углеводородов базируются на процессах, известных в нефтехимии и адаптированных для стадии облагораживания продуктов ФТ в зависимости от состава сырья и топлива (синтетического или смесевого), и некоторые из типичных способов представлены ниже. Отметим, что приготовление смесевых композиций из продуктов ФТ и фракций нефти является известным приемом получения таких топлив и синтетические углеводороды рассматриваются в качестве универсальной экологической добавки [25].

Так, синтетические топлива получают, смешивая дизельные и легкокипящие фракции продуктов ФТ - в работе [26] дизельную (ниже 340 °С) и керосиновую (ниже 270 °С). Продукты предварительно гидрируют и соотношение изо- и н-парафинов в дизельной фракции находится в пределах 2-5. Готовые авиационное и дизельное топлива без добавок имеют соответственно температуры - застывания ниже минус 47 °С и предельной фильтруемости ниже минус 9 °С. Возможно комбинирование с сырой нефтью.

Во многих случаях продукты ФТ подвергают гидроочистке -улучшение низкотемпературных свойств топлива связано с превращением н-парафинов в изопарафины и гидрированием кислородсодержащих соединений. Для приготовления базового дизельного топлива из синтетической нефти используются средняя (150-360 °С) и тяжелая (360 °С и выше) фракции углеводородов. В варианте [27] после очистки фракции (150360 °С), на 90% или более состоящей из углеводородов С9-С21, содержание углеводородов С8+ на возрастает на 3-9% и, по заключению авторов, связано с

тем, что гидроочистка стимулирует изомеризацию н-парафинов С15+. Катализатор на основе металлов VIII группы (N1, Р1 или Pd) включает кислотный носитель в смеси со связующим. Для снижения диффузионных ограничений и создания системы мезопор основной компонент носителя модифицируют. Возможно смешение средней фракции с богатой изопарафинами средней фракцией, полученной при гидроочистке тяжелой фракции, или средней фракцией после гидроизомеризации.

Гидроизомеризация парафинов в присутствии бифункциональных катализаторов также является стандартным приемом улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив (С10-С20) и масел (С20+) [28]. Использование процесса для продуктов ФТ может быть проиллюстрировано примером получения дизельного топлива и смесевых композиций [25]. После выделения из продуктов синтеза углеводородов фракции С5+ - 371°С, часть фракции С5+ - 260 (316)°С не подвергают, а часть (в основном спирты С12+) и основную фракцию углеводородов 371°С и выше подвергают гидроизомеризации, что приводит к увеличению количества сильноразветвленных изомеров. После объединения компонентов топливо (не менее 95% изо- и н-парафинов в соотношении 0,3-3,0) удовлетворяет требованиям стандартов по температурам текучести и помутнения [29].

Эффективными каталитическими процессами, используемыми для получения топлив, являются гидрокрекинг (мягкий крекинг в режиме гидрообработки, например, с Со/А12О3) и крекинг (жесткий процесс с Р11, Pd на алюмосиликате, цеолите) высокомолекулярных углеводородов ФТ. При этом, наряду с реакциями гидрокрекинга, происходит ряд других реакций, в том числе, изомеризация части линейных парафиновых углеводородов (промежуточные продукты процессов гидрокрекинга и гидроизомеризации на бифункцинальных катализаторах одинаковы, а образованию крекированных продуктов предшествует этап изомеризации [30]). Поэтому

компоненты легкой фракции продуктов ФТ можно не подвергать гидроочистке и смешивать с дизельной составляющей, выделенной из углеводородов тяжелой фракции после каталитического гидрокрекинга [31, 32]. Полученное топливо (дизельное и реактивное) содержит до 50% парафинов ниже С16 и более 50% разветвленных изопарафинов, имеет высокое цетановое число и хорошие низкотемпературные свойства (предельная температура фильтруемости до минус 37 °С), что связано со значительной степенью изомеризации фракции 270-370 °С [31].

В сравнении с процессом гидроочистки, процесс гидрокрекинга [33], проводится в условиях повышенной температуры и давления, при большем объемном отношении водородсодержащего газа к сырью и меньшем расходе сырья [34]. Для гидроочистки и гидрокрекинга средних и тяжелых дистиллятов чаще используют реактор с послойной загрузкой различных катализаторов. Кроме того, в последнее время было установлено, что более выгодным является использование синтеза ФТ для получения высокомолекулярных углеводородов с температурой кипения выше, чем у средних дистиллятов, а затем проведение гидрокрекинга с получением компонентов топлива. В этом случае продукты синтеза подвергают гидрированию в условиях, при которых практически не происходят изомеризация и гидрокрекинг, а затем подвергают гидрокрекингу [35].

В варианте [36] средние дизельные фракции продуктов синтеза ФТ подвергают изомеризации, воски - термическому крекингу или гидрокрекингу с последующим смешением легких и средних фракций с продуктами крекинга и изомеризации. Технологические схемы предусматривают и однореакторные подходы к получению средних дистиллятов, включая перераспределение жидкого компонента между слоями катализатора. Кроме того [37], синтез ФТ (при гидрокрекинге/гидроизомеризации длинноцепочечных а-олефинов и

парафинов) можно рассматривать и как источник для получения концентрированной топливной добавки, введение которой позволяет улучшить низкотемпературные характеристики (температура текучести до минус 47 °С) и готовить топливные композиции для дизельных и реактивных двигателей.

В процессе гидродепарафинизации протекают реакции гидрирования олефинов, гидроконверсии и изомеризации парафинов С12-С27 и циклизации изопарафинов, гидроконверсии нафтенов, гидрирования моно- и диароматических соединений, а также образование коксогенных структур [38]. При этом гидродепарафинизации и изомеризации подвергаются практически только парафины нормального и слаборазветвленного строения и не только высокомолекулярные [39]. Поэтому, например, при каталитической депарафинизации продуктов синтеза ФТ С5+ (порядка 60% дизельной фракции 149-371 °С) на катализаторе, включающем цеолит и А1203 с Р1 или Pd, получают углеводороды дизельной фракции с температурой помутнения минус 35 °С [40], но с выходом не более 64%. Таким образом, проведение только депарафинизации углеводородов является недостаточным для обеспечения высокого выхода дизельных продуктов [41].

В качестве варианта однореакторного получения топлива возможна организация многозонного процесса со стационарным слоем катализатора [42], в котором продукты ФТ сначала подвергают гидроизомеризации, затем каталитической депарафинизации. При этом фракция углеводородов 149 °С и выше в среде водорода или водородсодержащего газа поступает в первую реакционную зону из двух последовательных зон процесса изомеризации. Катализатор гидрообработки во второй зоне, выполняющий функцию депарафинизации, может являться катализатором, предназначенным для гидрокрекинга, гидроизомеризации и их смесью. Процесс может быть реализован и в отдельных реакционных аппаратах, а каждая или обе

реакционные зоны могут иметь один или несколько слоев катализатора. При этом дистиллятные продукты фракций 240-350 °С характеризуются предельной температурой фильтруемости до минус 40 °С. В качестве зимнего топлива или компонентов для смешивания используется весь или часть (10 и более %) углеводородного продукта после второй реакционной зоны.

Как отмечают авторы работы, такое сочетание катализаторов связано с их сходной активностью в конверсии и крекинге углеводородов и возможностью совместной реализации процессов в аналогичных условиях. При этом необходимый баланс активности достигается путем изменения количества и состава каждого из катализаторов в конкретной реакционной зоне или слое катализатора в условиях обеспечения соответствующего транспорта продуктов между зонами и слоями катализаторов.

Можно заключить, что получение низкозастывающих дизельных топлив и топливных композиций с высоким выходом при переработке высокомолекулярных продуктов синтеза ФТ и углеводородов синтетической нефти являются разными задачами. В целом, излагая последовательность технологический операций при приготовлении таких топлив, зарубежные авторы достаточно часто указывают на возможность реализации процессов в общеизвестных условиях и применения на этапах синтеза и гидрообработки продуктов ФТ коммерчески доступных катализаторов. Катализаторы используются в известных промышленных процессах, например, при гидроочистке, и могут быть выбраны с учетом их состава и качества, параметров процесса и т. п.

Отметим, что для создания производств синтетических моторных топлив в северных газодобывающих регионах Российской Федерации с экономической точки зрения наиболее перспективной представляется реализация 01;Ь вариантов синтеза ФТ [43-45]. Разработки в этом

направлении стимулируются необходимостью сохранения состояния окружающей среды, ограничением доступа к зарубежным технологиям и наличием крупнейших в мире доказанных запасов природного газа с высоким коэффициентом добычи. Для обеспечения конкурентоспособности процесса, мощность такого производства может быть сокращена, что позволит вовлекать в переработку небольшие и нетрадиционные газовые месторождения [46, 47], которые имеются в холодной и арктической климатических зонах. Возможно использование попутного нефтяного, морского и других газов [17]. Проекты создания интенсивных технологий GtL и установок относительно небольшого масштаба для таких месторождений продолжают развиваться CompactGTL, Velocys, Chevron [4850] и обсуждаться.

Выводы

В Российской Федерации существует устойчивый дефицит низкозастывающих дизельных топлив. Действующие производства дизельного топлива базируются на переработке, как правило, высокосернистого нефтяного сырья. Использование топлива такого типа создает серьезные экологические проблемы в условиях интенсивного развития регионов Крайнего Севера и Арктики и требует появления новой топливной инфраструктуры и современных топливных производств.

Перспективным альтернативным вариантом, актуальным для отечественной топливной отрасли, является создание производств синтетических моторных топлив в рамках GtL технологии из природных газов, в том числе нетрадиционных месторождений, методом ФТ. Значительный опыт в изучении и практической реализации таких технологий накоплен компаниями США и ЮАР.

Известные технологии низкозастывающих дизельных топлив из нефтяного сырья, продуктов синтеза ФТ из природных газов включают

стадию облагораживания топливных продуктов. Развитие технологии GtL в направлении совмещения стадий получения и переработки продуктов ФТ может обеспечить создание конкурентоспособных производств синтетических топлив. В литературе имеются сведения о попытках совмещения стадий синтеза ФТ и облагораживания в одном технологическом процессе, однако они ограничены, исследования не носят системного характера и направлены на изучение н частных аспектов процесса.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерство образования и науки Российской Федерации (договор № 10.2980.2017/ПЧот «16» февраля 2017 г.).

Литература

1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Экологический консалтинг № 1 (37), 2010. URL: minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 18.06.2017).

2. Кемалов А.Ф., Кемалов Р.А., Валиев Д.З. Получение зимних сортов дизельного топлива с применением депрессорно-диспергирующих присадок на основе нефтехимического сырья // Вестник Казанского технологического университета. 2010. №10. С. 645-647.

3. Энергетический бюллетень / Под ред. Григорьева Л. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. 2017. №44. URL: ac.gov.ru/files/publication/a/11725.pdf.

4. Разманова С.В., Мачула И.А. Анализ конкурентных преимуществ производства синтетических жидких топлив: мировой опыт и отечественная практика // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2015. №Т.10. №4. С. 1-37.

5. Мещерин И.В., Жагфаров Ф.Г., Лапидус А.Л., Карпов А.Б., Василенко В.Ю. Нефтегазохимия - ключ к освоению Арктики // НефтеГазоХимия. 2015. №2. С. 16-20.

6. Обзор рынка катализаторов нефтепереработки в России. 3-е изд. М.: 2016. 190 с.

7. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив / Агаев С.Г., Глазунов А.М., Гультяев С.В., Яковлев Н.С., Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 145 с.

8. Кинзуль А.П., Хандархаев С.В., Писаренко Н.О., Бурюкин Ф.А., Твердохлебов В.П. Совершенствование технологии производства низкозастывающих дизельных топлив // Мир нефтепродуктов. 2012. №8. С. 7-11.

9. Глаголева О.Ф., Капустин В.Ф. Технология переработки нефти (в 2-х частях). Часть 1. Первичная переработка нефти. М.: Химия, КолосС, 2006. 401 с.

10. Приваленко А. Н., Квашнин А.Б., Вингерт И.В., Дунаев С.В., Пуляев Н.Н. Исследование процесса кристаллизации нормальных парафинов в дизельных топливах в условиях отрицательных температур // Международный технико-экономический журнал. 2013. №4. С. 95-103.

11. Белинская Н.С. Совершенствование работы сопряженной системы "реактор - колонна стабилизации" процесса каталитической депарафинизации дизельных фракций нефти методом математического моделирования: дис. ... канд. техн. наук: 05.17.08. Томск, 2015. 170 с.

12. Shivananda, Snehesh and S, Dasappa. Biomass to liquid transportation fuel via Fischer Tropsch synthesis - Technology review and current scenario // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016. №58. рр. 267-286.

13. Kang S.-H., Bae J. W., Sai Prasad P. S., Jun K.-W. Fischer-Tropsch Synthesis Using Zeolite-supported Iron Catalysts for the Production of Light Hydrocarbons // Catalysis Letters. 2008. V. 125. pр. 264-270.

14. Kessel I.B. Efficiency of GTL Industry Construction in JSC «Gazprom» // 23rd World Gas Conference. Amsterdam. 2006. URL: members.igu.org/html/wgc2006/pdf/paper/add10257.pdf.

15. Мордкович В.З., Синева Л.В., Кульчаковская Е.В., Асалиева Е.Ю. Четыре поколения технологии получения синтетического жидкого топлива на основе синтеза Фишера - Тропша исторический обзор // Катализ в промышленности. 2015. Т. 15. № 5. С. 23-45.

16. Хасин А. А. Обзор известных технологий получения синтетических жидких углеводородов по методу Фишера-Тропша // Газохимия. 2008. №1. С. 28-36.

17. Todic Branislav, Ordomsky Vitaly V., Nikacevic Nikola M., Khodakovc Andrei Y., Bukur Dragomir B. Opportunities for intensification of Fischer-Tropsch synthesis through reduced formation of methane over cobalt catalysts in microreactors // Catalysis Science & Technology. 2015. №5. рр. 14001411.

18. Dry Mark E. High quality diesel via the Fischer-Tropsch process - a review // Journal of Chemical Technology and Biotechnology. 2002. V. 77. № 1. рр. 43-50.

19. Sudiro M., Bertucco A. Production of synthetic gasoline and diesel fuel by alternative processes using natural gas and coal: Process simulation and optimization // Energy. 2009. №34. рр. 2206-2214.

20. Хасин А. А. Обзор технологий получения СЖТ, разработанных компаниями Shell и Sasol // Газохимия. 2008. С. 38-48.

21. Mena Subiranas Alba, Schaub Georg. Combining Fischer-Tropsch (FT) and Hydrocarbon Reactions under FT Reaction Conditions: Model Compound and Combined-Catalyst Studies // International Journal of Chemical Reactor Engineering. 2009. №7. URL: researchgate.net/publication/286375031.

22. Sineva L.V., Asalieva E.Yu, Mordkovich V.Z. The role of zeolite in the Fischer-Tropsch synthesis over cobalt-zeolite catalysts // Russian Chemical Reviews. 2015. №S4(11). рр. 1176-11S9.

23. Патент РФ на изобретение № 24S7159 МПК C10G 2/00, C07C 1/04, C10L 1/0S, B01J 23/75, B01J 23/SS9 (2006.01), Способ осуществления процесса Фишера-Тропша при низком давлении / АЯССЕ Конрад; заявитель и патентообладатель ВМ ГТЛ, ИНК. (US). № 2011130432/04; заявл. 21.12.2009; опубл. 10.07.2013, Бюл. № 19.

24. Груданова А.И. Повышение эффективности производства низкозастывающих дизельных топлив регулированием состава катализаторов термогидрокаталитических процессов: дис. ... канд. техн. наук: 05.17.07. М., 2016. 1S2 с.

25. Пат. 2160764 Российская Федерация, МПК7 C10L 1/0S, C10G 2/00, C07C 5/27, C07C 1/04. Синтетическое дизельное топливо и способ его получения / Берловиц Пол Джозеф, Виттенбринк Роберт Джэй, Кук Брюс Рэндолл; заявитель и патентообладатель Экссон Рисерч энд Энджиниринг Компани (US). - № 9S1095S4/04; заявл. 20.09.1996; опубл. 20.12.2000, Бюл. № 35.

26. Пат. US7390397 США, МПК7 C10L1/0S, C10L1/04, C10G2/00, B01D3/14. Low sulphur diesel fuel and aviation turbine fuel / Delanie Lamprecht, Petrus Nicolaas Johannes Roets; заявитель и патентообладатель Sasol Technology (Pty) Ltd (US). - № US 11/256,2S5; заявл. 19.10.2005; опубл. 24.06.200S.

27. Пат. 2419649 Российская Федерация, МПК7 C10G 45/10, C10G 45/12. Способ гидрирования синтетической нефти и способ изготовления базового топлива / Танака Юити, Такахаси Синя, Тиба Йосифуми; заявитель и патентообладатель НИППОН ОЙЛ КОРПОРЕЙШН (JP). -№ 200S136S37/04; заявл. 06.02.2007; опубл. 27.05.2011, Бюл. № 15.

28. Герасимов Д.Н., Фадеев В.В., Логинова А.Н., Лысенко С.В. Гидроизомеризация длинноцепочечных парафинов: механизм и катализаторы. Часть I // Катализ в промышленности. 2015. №1. С. 27-54.

29. Пат. 2160763 Российская Федерация, МПК7 C10L 1/08, C10G 2/00, C07C 5/27, C07C 1/04. Синтетическое дизельное топливо и способ его получения / Виттенбринк Роберт Джэй, Бауман Ричард Ф., Берловиц Пол Джозеф, Кук Брюс Рэндолл; заявитель и патентообладатель Экссон Рисерч энд Энджиниринг Компани (US). - № 98109451/04; заявл. 08.10.1996; опубл. 20.12.2000, Бюл. № 35.

30. Sartipi Sina, Makkee Michiel, Kapteijn Freek, Gascon Jorge. Catalysis engineering of bifunctional solids for the one-step synthesis of liquid fuels from syngas: A review // Catalysis Science & Technology. 2014. №4. рр. 893-907.

31. Пат. US7217852 США, МПК7 C10L1/08, C10G1/00, C07C5/13, C10G7/00. Process for producing middle distillates and middle distillates produced by that process / Robert DeHaan, Luis Pablo Dancuart, Mark Jan Prins, Ewald Watermeyer DeWet; заявитель и патентообладатель Sasol Technology (Pty) Ltd (US). - № US 09/787,668; заявл. 17.09.1999; опубл. 15.05.2007.

32. Пат. US6656343 США, МПК7 C10G65/12, C10L1/00, C10L10/14, C10L10/12, C10G69/14, C10G67/02, C10G2/00, C10L1/08, C10G65/14. Process for producing synthetic naphtha fuel and synthetic naphtha fuel produced by that process / Luis Pablo Dancuart; заявитель и патентообладатель Sasol Technology (Pty) Ltd (US). - № US 09/972,275; заявл. 5.10.2001; опубл. 2.12.2003.

33. Пат. US20060138024 США, МПК7 C10G47/00, C10G69/00. Production of low sulfur, moderately aromatic distillate fuels by hydrocracking of combined Fischer-Tropsch and petroleum streams / Stephen Miller, Dennis O'Rear; заявитель и патентообладатель Chevron U.S.A. Inc. (US). - № US 11/019,455; заявл. 23.12.2004; опубл. 29.06.2006.

34. Климов О.В. Бифункциональные катализаторы в гидрогенизационных процессах нефтепереработки // Химия в интересах устойчивого развития. 2011. №1(19). С. 59-66.

35. Пат. EP0147873 США, МПК7 B01J23/00, C10G69/02, C10G3/00, B01J23/74, C07C1/00, B01J23/86, C10G47/18, C10G2/00, C07C1/04, B01J23/75, C07C67/00, B01J23/85, Process for the preparation of middle distillates / Johannes Kornelis Minderhoud, Swan Tiong Sie; заявитель и патентообладатель Shell Internationale Research Maatschappij B.V. (US). - № EP19840201256; заявл. 30.08.1984; опубл. 10.07.1985.

36. Пат. US20060016727 США, МПК7 C10G31/00. Gel assisted separation method and dewatering/desalting hydrocarbon oils / Ramesh Varadaraj; заявитель и патентообладатель Exxonmobil Research And Engineering Company (US). - № US 11/173,975; заявл. 1.07.2005; опубл. 26.01.2006.

37. Пат. 2228350 Российская Федерация, МПК7 C10L 1/02, C10L 1/18. Составы синтетического топлива для реактивных и дизельных двигателей и способы их получения / Коннор Дэниел Стедман, Беркетт-СТ. Лоран Джеймс Чарльз Теофил Роджер, Крайп Томас Энтони; заявитель и патентообладатель ДЗЕ ПРОКТЕР ЭНД ГЭМБЛ КОМПАНИ (US). - № 2002124570/04; заявл. 13.02.2001; опубл. 10.05.2004, Бюл. № 13.

38. Белинская Н.С., Францина Е.В. Кинетическая модель процесса производства дизельных топлив // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. №2 (6). С. 145-149.

39. Камешков А.В., Федоров В.И., Семикин К.В. Влияние режима гидродепарафинизации на низкотемпературные свойства дизельной фракции // Нефтепереработка и нефтехимия. 2016. №4. С. 3-7.

40. Пат. US6702937 США, МПК7 C10G65/04. Process for upgrading Fischer-Tropsch products using dewaxing and hydrofinishing / David R. Johnson, Christopher A. Simmons, Donald H. Mohr, Stephen J. Miller, Stephen K. Lee;

заявитель и патентообладатель Chevron U.S.A. Inc. (US). № US 10/068,927; заявл. 8.02.2002; опубл. 9.03.2004.

41. Пат. 2493237 Российская Федерация, МПК7 C10G 65/00, B01J 32/00, B01J 23/42, B01J 29/85. Способ получения дизельного топлива из твердых синтетических углеводородов, полученных по методу Фишера-Тропша, и катализатор для его осуществления / Логинова Анна Николаевна, Свидерский Сергей Александрович, Потапова Светлана Николаевна, Фадеев Вадим Владимирович, Михайлова Янина Владиславовна, Лысенко Сергей Васильевич, Герасимов Денис Николаевич, Круковский Илья Михайлович, Аксенов Михаил Сергеевич; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью "СинТоп" (RU). -№ 2011131004/04; заявл. 26.07.2011; опубл. 10.02.2013, Бюл. № 26.

42. Пат. W02001083641 США, МПК7 C10G65/043. Winter diesel fuel production from a Fischer-Tropsch wax / Paul Joseph Berlowitz, Daniel Francis Ryan, Robert Jay Wittenbrink, William Berlin Genetti, Jack Wayne Johnson; заявитель и патентообладатель Exxonmobil Res & Eng Co (US). -№ US2001/009903; заявл. 28.03.2001; опубл. 6.09.2002.

43. Gas to Liquids - Historical Development and Future Prospects // Оxfordenergy.org URL: doi.org/10.26889/9781907555848.

44. Mark E Dry The Fischer-Tropsch process: 1950-2000 // Catalysis Today. 2002. №71. рр. 227-241.

45. Bartholomew C.H., Farrauto R.J. Fundamentals of industrial catalytic processes. 2nd изд. Hoboken, NJ, USA: John Wiley & Sons, Inc., 2006. 966 р.

46. Зубков И.Н., Салиев А.Н., Соромотин В.Н., Якуба Э.С., Яковенко Р.Е. Полноцикловой пилотный комплекс переработки природного и попутного нефтяного газов в синтетическую нефть // Инженерный вестник Дона, 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3944.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Нарочный Г.Б., Яковенко Р.Е., Савостьянов А.П. Исследование процесса теплопередачи в трубчатом реакторе в условиях интенсивного синтеза углеводородов из СО и Н2 // Инженерный вестник Дона, 2015, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3308.

48. Официальный сайт компании CompactGTL. URL: compactgtl.com.

49. Официальный сайт компании Velocys. URL: velocys.com.

50. Kibby C., Jothimurugesan K., Das T., Lacheen H.S., Rea T., Saxton R.J. Chevron's gas conversion catalysis-hybrid catalysts for wax-free Fischer-Tropsch synthesis // Catalysis Today. 2013. №215. рр. 131-141.

References

1. Energeticheskaya strategiya Russia na period do 2030 goda [The energy strategy of Russia for the period up to 2030]. Ekologicheskiy konsalting № 1 (37), 2010. URL: minenergo.gov.ru/node/1026 (data obrashcheniya: 18.06.2017).

2. Kemalov A.F., Kemalov R.A., Valiev D.Z. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2010. №10. рр. 645-647.

3. Energeticheskiy byulleten' [Energy Bulletin]. Pod red. Grigor'eva L. Analiticheskiy tsentr pri pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii. 2017. №44. URL: ac.gov.ru/files/publication/a/11725.pdf.

4. Razmanova S.V., Machula I.A. Neftegazovaya geologiya. Teoriya i praktika. 2015. №V.10. №4. рр. 1-37.

5. Meshcherin I.V., Zhagfarov F.G., Lapidus A.L., Karpov A.B., Vasilenko V.Yu. NefteGazoKhimiya. 2015. №2. рр. 16-20.

6. Obzor rynka katalizatorov neftepererabotki v Russia [The review of the market of catalysts of oil refining in Russia]. 3-e izd. M.: 2016. 190 р.

7. Uluchshenie nizkotemperaturnykh svoystv dizel'nykh topliv [Improving the low-temperature properties of diesel fuels]. Agaev S.G., Glazunov A.M., Gul'tyaev S.V., Yakovlev N.S., Tyumen': TyumGNGU, 2009. 145 р.

8. Kinzul' A.P., Khandarkhaev S.V., Pisarenko N.O., Buryukin F.A., Tverdokhlebov V.P. Mir nefteproduktov. 2012. №8. pp. 7-11.

9. Glagoleva O.F., Kapustin V.F. Tekhnologiya pererabotki nefti (v 2-kh chastyakh). Chast' 1. Pervichnaya pererabotka nefti [The technology of oil refining (in 2 parts). Part 1. Primary processing of oil]. M.: Khimiya, KolosS, 2006. 401 p.

10. Privalenko A. N., Kvashnin A.B., Vingert I.V., Dunaev S.V., Pulyaev N.N. Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2013. №4. pp. 95-103.

11. Belinskaya N.S. Sovershenstvovanie raboty sopryazhennoy sistemy "reaktor - kolonna stabilizatsii" protsessa kataliticheskoy deparafinizatsii dizel'nykh fraktsiy nefti metodom matematicheskogo modelirovaniya [Improvement of the work of the conjugate system "reactor - stabilization column" of the process of catalytic dewaxing of diesel oil fractions by mathematical modeling]: dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.17.08. Tomsk, 2015. 170 p.

12. Shivananda, Snehesh and S, Dasappa. Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016. №58. pp. 267-286.

13. Kang S.-H., Bae J. W., Sai Prasad P. S., Jun K.-W.. Catalysis Letters. 2008. V. 125. pp. 264-270.

14. Kessel I.B. Efficiency of GTL Industry Construction in JSC «Gazprom». 23rd World Gas Conference. Amsterdam. 2006. URL: members.igu.org/html/wgc2006/pdf/paper/add10257.pdf.

15. Mordkovich V.Z., Sineva L.V., Kul'chakovskaya E.V., Asalieva E.Yu. Kataliz v promyshlennosti. 2015. V. 15. № 5. pp. 23-45.

16. Khasin A.A. Gazokhimiya. 2008. №1. pp. 28-36.

17. Todic Branislav, Ordomsky Vitaly V., Nikacevic Nikola M., Khodakovc Andrei Y., Bukur Dragomir B.. Catalysis Science & Technology. 2015. №5. pp. 1400-1411.

18. Dry Mark E. Journal of Chemical Technology and Biotechnology. 2002. V. 77. № 1. pp. 43-50.

19. Sudiro M., Bertucco A. Energy. 2009. №34. pp. 2206-2214.

20. Khasin A.A. Gazokhimiya. 2008. pp. 38-48.

21. Mena Subiranas Alba, Schaub Georg. International Journal of Chemical Reactor Engineering. 2009. №7. URL: researchgate.net/publication/286375031.

22. Sineva L.V., Asalieva E.Yu, Mordkovich V.Z. Russian Chemical Reviews. 2015. №84(11). pp. 1176-1189.

23. Patent RF na izobretenie № 2487159 MPK C10G 2/00, C07C 1/04, C10L 1/08, B01J 23/75, B01J 23/889 (2006.01), Sposob osushchestvleniya protsessa Fishera-Tropsha pri nizkom davlenii [The way the implementation process of the Fischer-Tropsch process at low pressure]. AYaSSE Konrad; zayavitel' i patentoobladatel' VM GTL, INK. (US). № 2011130432/04; zayavl. 21.12.2009; opubl. 10.07.2013, Byul. № 19.

24. Grudanova A.I. Povyshenie effektivnosti proizvodstva nizkozastyvayushchikh dizel'nykh topliv regulirovaniem sostava katalizatorov termogidrokataliticheskikh protsessov [Increasing the production efficiency of low-solidification diesel fuels by regulating the composition of catalysts of thermo-hydrocatalytic processes]: dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.17.07. M., 2016. 182 p.

25. Pat. 2160764 Rossiyskaya Federatsiya, MPK7 C10L 1/08, C10G 2/00, C07C 5/27, C07C 1/04. Sinteticheskoe dizel'noe toplivo i sposob ego polucheniya [Synthetic diesel fuel and method for its production]. Berlovits Pol Dzhozef, Vittenbrink Robert Dzhey, Kuk Bryus Rendoll; zayavitel' i patentoobladatel' Eksson Riserch end Endzhiniring Kompani (US). № 98109584/04; zayavl. 20.09.1996; opubl. 20.12.2000, Byul. № 35.

26. Pat. US7390397 USA, MPK7 C10L1/08, C10L1/04, C10G2/00, B01D3/14. Low sulphur diesel fuel and aviation turbine fuel. Delanie Lamprecht, Petrus Nicolaas Johannes Roets; zayavitel' i patentoobladatel' Sasol

Technology (Pty) Ltd (US). № US 11/256,285; zayavl. 19.10.2005; opubl. 24.06.2008.

27. Pat. 2419649 Rossiyskaya Federatsiya, MPK7 C10G 45/10, C10G 45/12. Sposob gidrirovaniya sinteticheskoy nefti i sposob izgotovleniya bazovogo topliva [Method for the hydrogenation of synthetic oil and a method of manufacturing the base fuel]. Tanaka Yuiti, Takakhasi Sinya, Tiba Yosifumi; zayavitel' i patentoobladatel' NIPPON OYL KORPOREYShN (JP). № 2008136837/04; zayavl. 06.02.2007; opubl. 27.05.2011, Byul. № 15.

28. Gerasimov D.N., Fadeev V.V., Loginova A.N., Lysenko S.V. Kataliz v promyshlennosti. 2015. №1. pp. 27-54.

29. Pat. 2160763 Rossiyskaya Federatsiya, MPK7 C10L 1/08, C10G 2/00, C07C 5/27, C07C 1/04. Sinteticheskoe dizel'noe toplivo i sposob ego polucheniya [Synthetic diesel fuel and method for its production] / Vittenbrink Robert Dzhey, Bauman Richard F., Berlovits Pol Dzhozef, Kuk Bryus Rendoll; zayavitel' i patentoobladatel' Eksson Riserch end Endzhiniring Kompani (US). - № 98109451/04; zayavl. 08.10.1996; opubl. 20.12.2000, Byul. № 35.

30. Sartipi Sina, Makkee Michiel, Kapteijn Freek, Gascon Jorge. Catalysis Science & Technology. 2014. №4. pp. 893-907.

31. Pat. US7217852 USA, MPK7 C10L1/08, C10G1/00, C07C5/13, C10G7/00. Process for producing middle distillates and middle distillates produced by that process. Robert DeHaan, Luis Pablo Dancuart, Mark Jan Prins, Ewald Watermeyer DeWet; zayavitel' i patentoobladatel' Sasol Technology (Pty) Ltd (US). № US 09/787,668; zayavl. 17.09.1999; opubl. 15.05.2007.

32. Pat. US6656343 USA, MPK7 C10G65/12, C10L1/00, C10L10/14, C10L10/12, C10G69/14, C10G67/02, C10G2/00, C10L1/08, C10G65/14. Process for producing synthetic naphtha fuel and synthetic naphtha fuel produced by that process. Luis Pablo Dancuart; zayavitel' i patentoobladatel'

Sasol Technology (Pty) Ltd (US). № US 09/972,275; zayavl. 5.10.2001; opubl. 2.12.2003.

33. Pat. US20060138024 USA, MPK7 C10G47/00, C10G69/00. Production of low sulfur, moderately aromatic distillate fuels by hydrocracking of combined Fischer-Tropsch and petroleum streams. Stephen Miller, Dennis O'Rear; zayavitel' i patentoobladatel' Chevron U.S.A. Inc. (US). № US 11/019,455; zayavl. 23.12.2004; opubl. 29.06.2006.

34. Klimov O.V. Khimiya v interesakh ustoychivogo razvitiya. 2011. №1(19). pp. 59-66.

35. Pat. EP0147873 USA, MPK7 B01J23/00, C10G69/02, C10G3/00, B01J23/74, C07C1/00, B01J23/86, C10G47/18, C10G2/00, C07C1/04, B01J23/75, C07C67/00, B01J23/85. Process for the preparation of middle distillates. Johannes Kornelis Minderhoud, Swan Tiong Sie; zayavitel' i patentoobladatel' Shell Internationale Research Maatschappij B.V. (US). № EP19840201256; zayavl. 30.08.1984; opubl. 10.07.1985.

36. Pat. US20060016727 USA, MPK7 C10G31/00. Gel assisted separation method and dewatering/desalting hydrocarbon oils. Ramesh Varadaraj; zayavitel' i patentoobladatel' Exxonmobil Research and Engineering Company (US). № US 11/173,975; zayavl. 1.07.2005; opubl. 26.01.2006.

37. Pat. 2228350 Rossiyskaya Federatsiya, MPK7 C10L 1/02, C10L 1/18. Sostavy sinteticheskogo topliva dlya reaktivnykh i dizel'nykh dvigateley i sposoby ikh polucheniya [The compositions of synthetic fuels for jet and diesel engines and methods for their preparation]. Konnor Deniel Stedman, Berkett-ST. Loran Dzheyms Charl'z Teofil Rodzher, Krayp Tomas Entoni; zayavitel' i patentoobladatel' The Procter & Gamble company (US). № 2002124570/04; zayavl. 13.02.2001; opubl. 10.05.2004, Byul. № 13.

38. Belinskaya N.S., Frantsina E.V. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. 2013. №2 (6). pp. 145-149.

39. Kameshkov A.V., Fedorov V.I., Semikin K.V. Neftepererabotka i neftekhimiya. 2016. №4. pp. 3-7.

40. Pat. US6702937 USA, MPK7 C10G65/04. Process for upgrading Fischer-Tropsch products using dewaxing and hydrofinishing. David R. Johnson, Christopher A. Simmons, Donald H. Mohr, Stephen J. Miller, Stephen K. Lee; zayavitel' i patentoobladatel' Chevron U.S.A. Inc. (US). № US 10/068,927; zayavl. 8.02.2002; opubl. 9.03.2004.

41. Pat. 2493237 Rossiyskaya Federatsiya, MPK7 C10G 65/00, B01J 32/00, B01J 23/42, B01J 29/85. Sposob polucheniya dizel'nogo topliva iz tverdykh sinteticheskikh uglevodorodov, poluchennykh po metodu Fishera-Tropsha, i katalizator dlya ego osushchestvleniya [A method of obtaining diesel fuel from solid synthetic hydrocarbons obtained using Fischer-Tropsch process and catalyst for its implementation]. Loginova Anna Nikolaevna, Sviderskiy Sergey Aleksandrovich, Potapova Svetlana Nikolaevna, Fadeev Vadim Vladimirovich, Mikhaylova Yanina Vladislavovna, Lysenko Sergey Vasil'evich, Gerasimov Denis Nikolaevich, Krukovskiy Il'ya Mikhaylovich, Aksenov Mikhail Sergeevich; zayavitel' i patentoobladatel' Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "SinTop" (RU). № 2011131004/04; zayavl. 26.07.2011; opubl. 10.02.2013, Byul. № 26.

42. Pat. W02001083641 USA, MPK7 C10G65/043. Winter diesel fuel production from a Fischer-Tropsch wax. Paul Joseph Berlowitz, Daniel Francis Ryan, Robert Jay Wittenbrink, William Berlin Genetti, Jack Wayne Johnson; zayavitel' i patentoobladatel' Exxonmobil Res & Eng Co (US). № US2001/009903; zayavl. 28.03.2001; opubl. 6.09.2002.

43. Gas to Liquids - Historical Development and Future Prospects. 0xfordenergy.org URL: doi.org/10.26889/9781907555848.

44. Mark E Dry. Catalysis Today. 2002. №71. pp. 227-241.

45. Bartholomew C.H., Farrauto R.J. Fundamentals of industrial catalytic processes. 2nd izd. Hoboken, NJ, USA: John Wiley & Sons, Inc., 2006. 966 p.

46. Zubkov I.N., Saliev A.N., Soromotin V.N., Yakuba E.S., Yakovenko R.E. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3944.

47. Narochnyy G.B., Yakovenko R.E., Savost'yanov A.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3308.

48. Ofitsial'nyy sayt kompanii CompactGTL [Official website of the company CompactGTL]. URL: compactgtl.com.

49. Ofitsial'nyy sayt kompanii Velocys [Official website of the company Velocys]. URL: velocys.com.

50. Kibby C., Jothimurugesan K., Das T., Lacheen H.S., Rea T., Saxton R.J. Catalysis Today. 2013. №215. pp. 131-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.