Научная статья на тему 'Получение образования в Российской Федерации как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке'

Получение образования в Российской Федерации как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2573
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО РФ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА / ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА / CITIZENSHIP OF RUSSIAN FEDERATION / EDUCATION / THE SIMPLIFIED MANNER OF OBTAINING CITIZENSHIP / PRACTICE AND PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галушкин Александр Александрович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, как следствие получения высшего или среднего специального образования в Российской Федерации, практика и проблематика данного вопроса, в том числе получение послевузовского профессионального образования как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галушкин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in Russian Federation as the basis of obtaining citizenship of Russian Federation in the simplified manner

In the article the questions related to possibility of obtaining citizenship of Russian Federation in the simplified manner as a result of receiving education in Russian Federation, including receiving postgraduate professional education as the basis of obtaining citizenship of Russian Federation in the simplified manner are discussed.

Текст научной работы на тему «Получение образования в Российской Федерации как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке»

ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВАНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ

А.А. Галушкин

Кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, как следствие получения высшего или среднего специального образования в Российской Федерации, практика и проблематика данного вопроса, в том числе получение послевузовского профессионального образования как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Ключевые слова: гражданство РФ, образование, упрощенный порядок получения гражданства, практика и проблематика.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения [1. Ст. 6 ]. Вопросы гражданства Российской Федерации решает Президент Российской Федерации [1. Ст. 81 (п. а)] и регулируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», Указами Президента Российской Федерации, некоторыми международными нормативно-правовыми актами.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено несколько оснований получения гражданства Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [5. Ст. 11] Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство осуществляется в общем или в упрощенном порядке.

В контексте данной статьи будет рассмотрен вопрос приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в случае получения лицом высшего или среднего профессионального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Пункт 1 данной статьи устанавливает общие критерии приема в гражданство Российской Федерации. «Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона», то есть в упрощенном порядке. Подпункт «в» далее устанавливает, что данный пункт применяется, если указанные граждане и лица «являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.».

Таким образом, законодатель устанавливает ряд существенных ограничений. Во-первых, образование должно быть получено после 1 июля 2002 г. Во-вторых, соискатели гражданства Российской Федерации должны являться гражданами государств, входивших в состав СССР. По мнению автора, установление подобной комбинации ограничений по давности обучения и по наличию гражданства государства, входившего в состав СССР, является нецелесообразным. Обратимся к данным всесоюзной переписи населения СССР 1989 г. (табл. 1).

Как видно из таблицы № 1, по состоянию на 1989 г. больше половины граждан СССР проживали на территории современной Российской Федерации, а прирост населения за период с 1979 по 1989 г. составил приблизительно 24 миллиона человек. Таким образом к 1 июля 2002 г. имеется достаточно большое количество граждан государств, ранее входивших в состав СССР и родившихся в СССР, которые потенциально могли бы приехать в Российскую Федерацию для получения высшего или среднего специального образования.

Несомненно, данная норма подчеркивает историческую связь Российской Федерации с СССР в целом и современными государствами, ранее входившими в состав СССР, в частности.

Однако на сегодняшний день прошло более 20 лет с момента распада СССР, и количество граждан, родившихся в СССР и готовых обучаться в российских учреждениях высшего и среднего профессионального образования, неуклонно сокращается как по естественным причинам, так и в силу ряда других обстоятельств. В российских учреждениях образования обучаются уже лица, родившиеся в современных суверенных государствах, и, по сути, подчас не имеющие никакой исторической и культурной связи с СССР.

Таблица 1

Данные всесоюзной переписи населения СССР 1989 г. [2. С. 7-11]

Тыс. чел. 1989 г. в % к 1979 г. % городского населения

1979 г. 1989 г. 1979 г. 1989 г.

СССР 262 436 286 731 109 62 66

РСФСР 137 551 147 400 107 69 74

Украинская ССР 49 755 51 707 104 61 67

Белорусская ССР 9560 10 200 107 55 65

Узбекская ССР 15 391 19 905 129 41 41

Казахская ССР 14 684 16 536 113 54 57

Грузинская ССР 5015 5443 109 52 56

Азербайджанская ССР 6028 7038 117 53 54

Литовская ССР 3398 3690 109 61 68

Молдавская ССР 3947 4338 110 39 47

Латвийская ССР 2521 2680 106 68 71

Киргизская ССР 3529 4290 122 39 38

Таджикская ССР 3801 5109 134 35 33

Армянская ССР 3031 3288 108 66 68

Туркменская ССР 2759 3534 128 48 45

Эстонская ССР 1466 1573 107 70 72

В то же время, в том числе и в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, у Российской Федерации имеется множество тесных связей с государствами, не входившими в состав СССР. С экономической точки зрения, по состоянию на 2009 г., главными партнерами Российской Федерации являются [6]:

по экспорту Нидерланды — 12,0%; Италия — 8,3%; Германия — 6,2%; Белоруссия — 5,5%; Китай — 5,5%; Турция — 5,4%; Украина — 4,6%; Польша — 4,1%;

по импорту Китай — 13,6%; Германия — 12,7%; США — 5,5%; Украина — 5,4%; Франция — 5,0%; Италия — 4,7%; Япония — 4,3%; Белоруссия — 4,0%.

Экономические связи — это не только движения денежных средств, но и перемещение людей, в том числе их переезд в Российскую Федерацию. Из лиц, приезжающих в Российскую Федерацию для учебы из-за границы, большая

часть будет так или иначе в дальнейшем связана с Россией. Часть из них останется жить в России, остальные вернутся в свою родную страну или передут в другую, но при этом останутся связаны культурными связями со страной, в которой получили образование.

Безусловно, образование, как и гражданство, играет для каждого человека особую роль. Отучившись в стране 3-4 года, а подчас и больше, лицо приобретает с этой страной особую связь, природа которой многогранна. С одной стороны, это стойкая правовая связь, с другой стороны, — культурная, а возможно и семейная.

На примере Российского университета дружбы народов можно отметить, что за время обучения в Университете иностранцы получают не только качественнее высшее профессиональное образование, но и прекрасное знание русского языка, а также трудовой стаж и чувство глубокой дружбы и любви к России. Многие заводят дружеские связи с россиянами и вступают в брак, а также уже во время учебы работают в университете, стройотрядах, организациях и учреждениях различных форм собственности.

Для многих за время обучения Россия становится вторым домом. Некоторые принимают решение остаться жить в России после окончания обучения.

Вышеизложенное доказывает, по мнению автора, что лицо, получившее образование в высшем учебном учреждении или учреждении среднего специального образования в Российской Федерации, становится не только дипломированным специалистом, но также приобретает стойкую связь с государством и способно стать полноценным членом Российского общества и гражданином Российской Федерации.

Законодатель не только не учитывает, что в России обучалось и продолжает обучаться значительное число иностранцев из стран дальнего зарубежья, а так же тот факт, что СССР прекратил свое существование более 20 лет назад, и связи с некоторыми государствами, входившими в состав СССР, значительно хуже, чем с некоторыми другими странами.

Следует обратить внимание на то, что гражданством по определению является «устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях» [3], из чего следует, что равно как гражданин заинтересован в гражданстве государства, так и государство заинтересованно в добросовестных гражданах.

Значительное количество образовательных учреждений Российской Федерации входит в международные рейтинги лучших вузов мира, что, естественно, привлекает лиц из различных стран мира, в том числе не только из стран СНГ. Эти лица, получив образование, могли бы внести вклад в развитие экономических и культурных связей Российской Федерации. Однако многие из них не подпадают под критерии получения гражданства в упрощенном порядке.

Принимая во внимание, как на практике реализуются отдельные положения законодательства, иностранцу, гражданину страны дальнего зарубежья, получившему соответствующее образование в России, может быть просто не под силу получить гражданство Российской Федерации в общем порядке.

Автор считает необходимым обратить особое внимание на послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук», «аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук», «адъюнктом является военнослужащий, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в адъюнктуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук». Обучение, в зависимости от его формы, длится до 4-х лет.

Обратим внимание, что «нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

- для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

- для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

- для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут

быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации» [4. Ст. 6]. При этом «лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

- по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

- по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами» [4. Ст. 6].

Таким образом, появляется категория лиц, имеющих диплом специалиста, полученный за пределами Российской Федерации, но признаваемый в Российской Федерации, которым достаточно пройти обучение для получения квалификации (степени) «магистр» — два года и получить право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. В то же время лицо, отучившееся в аспирантуре по очной форме обучения и успешно защитившее диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата наук, не

будет иметь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о гражданстве такого права.

По мнению автора, выглядит нелогичным отсутствие упрощенного порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, успешно прошедшими обучение в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и успешно защитившими диссертационную работу на соискание ученой степени. Упрощенная процедура получения гражданства Российской Федерации данной категорией лиц может принести значительную пользу российской экономике и обществу, способствовать дальнейшему развитию Российской Федерации и ни в коей мере не может обременить государство.

Хотя в целом законодательство о гражданстве Российской Федерации можно считать достаточно полным, по мнению автора, положения, касающиеся получения гражданства лицами, получившими образование в Российской Федерации, требуют дальнейшей доработки и адаптации к современной геополитической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Лабутова Т. Ежегодник большой Советской энциклопедии. Вып. 34. — М., 1990.

[3] Современная энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/14550.

[4] Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] ФТС России, статистика внешней торговли за 2009 г. — М.: ФТС, 2009.

EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION AS THE BASIS OF OBTAINING CITIZENSHIP OF RUSSIAN FEDERATION IN THE SIMPLIFIED MANNER

A.A. Galushkin

The Department of Judicial Power, Law Enforcement and Human Rights Activities Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

In the article the questions related to possibility of obtaining citizenship of Russian Federation in the simplified manner as a result of receiving education in Russian Federation, including receiving postgraduate professional education as the basis of obtaining citizenship of Russian Federation in the simplified manner are discussed.

Key words: citizenship of Russian Federation, education, the simplified manner of obtaining citizenship, practice and perspective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.