Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2023. № 1 (104). С. 163-175. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. Vol. no. 1 (104). P. 163-175.
Научная статья УДК 343.132.1
DOI: 10.55001/2312-3184.2023.27.25.014
ПОЛУЧЕНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСМОТРЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОВРЕЖДЕННЫХ пожаром
Дашко Леонид Васильевич1, Пеньков Валерий Владимирович2, Синюк Вадим Дмитриевич3, Шеков Анатолий Александрович4
1-3 Экспертно-криминалистический центр МВД России, Москва, Российская Федерация; 4 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Российская Федерация
Введение: статья посвящена получению криминалистически значимой информации в ходе осмотра транспортных средств, поврежденных пожаром, в рамках производства по-жарно-технической экспертизы.
Материалы и методы: получение оперативно-значимой информации в ходе осмотра места происшествия, которая способствует ускорению раскрытия совершенного преступления.
Результаты исследования: авторы обобщили и систематизировали экспертную практику по особенностям осмотра и фиксации термических повреждений автотранспортных средств. Приведены примеры фотофиксации состояния различных узлов автотранспортных средств, поврежденных пожаром. Рассмотрены основные признаки характерные для следовой картины, наблюдаемой при поджогах автотранспортных средств.
Выводы и заключения: извлечение максимально полезной информации из обнаруженных следов при осмотре места происшествия является базовой задачей, которую приходится решать при расследовании пожаров автотранспортных средств. Комплексный подход в изучении признаков, следов и объектов позволяет усилить доказательную базу данной категории дел.
Ключевые слова: пожарно-техническая экспертиза, поджог, автомобиль, автотранспортные средства, воспламенение, пожар, установление причины пожара, осмотр места происшествия.
Для цитирования: Получение криминалистически значимой информации при осмотре автотранспортных средств, поврежденных пожаром / Л. В. Дашко, В. В. Пеньков, В. Д. Синюк, А. А. Шеков / Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-практи-ческий журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2023. № 1 (104). С. 163-175. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.27.25.014
© Дашко Л. В., Пеньков В. В., Синюк В. Д., Шеков А. А., 2023
Original article
OBTAINING FORENSICALLY RELEVANT INFORMATION IN THE EXAMINATION
OF MOTOR VEHICLES FIRE DAMAGE
Leonid V. Dashko 1, Valery V. Penkov 2, Vadim D. Sinyuk 3, Anatoly A. Shekov 4
1-3 Forensic Expert Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation,
4East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation
Introduction: the article is devoted to obtaining forensically significant information during the inspection of fire-damaged vehicles as part of the fire-technical examination.
Materials and Methods: obtaining operationally significant information during the inspection of the scene, which helps to accelerate the disclosure of the crime.
The Results of the Study: the authors summarized and systematized expert practice on the features of inspection and fixation of thermal damage to vehicles. Examples of photographic fixation of the state of various components of vehicles damaged by fire are given. The main features characteristic of the trace pattern observed during arson of vehicles are considered.
Findings and Conclusions: extracting the most useful information from the traces found when examining the scene of an accident is a basic task that has to be solved when investigating vehicle fires. An integrated approach to the study of signs, traces and objects makes it possible to strengthen the evidence base of this category of cases.
Keywords: fire-technical expertise, arson, car, vehicles, ignition, fire, establishing the cause of the fire, inspection of the scene.
For citation: Dashko L.V., Penkov V.V., Sinyuk V.D., Shekov A.A. Poluchenie kriminalisticheski znachimoj informacii pri osmotre avtotransportnyh sredstv, povrezhdennyh pozharom [Obtaining forensically relevant information in the examination of motor vehicles fire damage]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Irkutsk. 2023, no. 1 (104), pp. 163-175. DOI 10.55001/2312-3184.2023.27.25.014
Основными способами фиксации места пожара автотранспортного средства (далее -АТС) являются фотосъемка и видеосъемка, которые позволяют в дальнейшем сделать точный и всесторонний анализ особенностей горения и тушения. В настоящее время в большинстве случаев используются цифровые фото- и видеокамеры. Для правильной фиксации вещной обстановки на месте пожара необходимо использовать в кадре масштабные линейки и таблички с цифрами [1].
Фотосъемка
Наиболее распространенной формой фиксации места пожара является фотосъемка. Фотосъемку термически поврежденного АТС условно можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - общая фиксация термически поврежденного АТС на месте пожара [2]: положение с привязкой к местности (строениям); состояние дорожного и земельного покрытия (наличие элементов, не имеющих отношения к АТС, с учетом объяснения его владельца); остатки узлов и деталей, которые в процессе пожара могли частично разрушиться и отделиться
от АТС (т. е. не находятся на момент осмотра в составе АТС), а также повреждения, которые могли образоваться в процессе транспортировки АТС для его детального осмотра (рис. 1).
а б
Рис. 2. Общие планы: а - след выгорания жидкости на асфальтовом покрытии (обозначен пунктиром)
вблизи автомобиля Nissan после пожара; б - тканевая перчатка и осыпь стекла (указаны стрелкой) вблизи автомобиля Toyota после пожара
Рис. 1. АТС на месте пожара: а - Mazda; б - Mercedes
Еще одним из важных аспектов в установлении обстоятельств пожара, на которое следует обращать внимание, является анализ окружающей вещной обстановки. Вблизи АТС могут находиться объекты или вещества, связанные с возникновением горения. Поэтому в рамках первого этапа фотосъемки следует проводить фиксацию окружающей вещной обстановки, начиная с общих планов, переходя к отдельным участкам и объектам. При этом следует учитывать, что вещная обстановка на момент съемки должна находиться в изначальном состоянии, т. е. не претерпела изменений (рис. 2).
Второй этап - детальная фиксация термически поврежденного АТС, которая проводится на месте его нахождения на момент окончательного осмотра. Для упорядочения действий эксперта при осмотре АТС данный этап можно условно разделить на несколько шагов (стадий).
Внешняя фиксация объекта. Внешнюю детальную фиксацию объекта, как правило, начинают с передней части АТС, далее последовательно перемещаясь вокруг, по ходу часовой стрелки. Фиксируются: правый борт, задняя часть, левый борт, крыша автомобиля, заводская маркировка, пластины с номерными знаками, состояние стекол, а также обнаруженные следы копоти, отжига и деформации (в том числе механической) на конструктивных элементах кузова (рис. 3). Особое внимание необходимо обратить на состояние лючка заливной горловины топливного бака, в том числе положение его крышки и пробки.
Рис. 3. Автомобиль Volkswagen на месте проведения осмотра: а -передняя часть; б - правый борт; в - задняя часть; г - левый борт
Фиксация состояния салона, дверей и панели приборов. В салоне фиксации подлежит состояние передних и задних сидений, внутренней облицовки дверей, пола, приборной панели и устройств управления [3]. В случае обнаружения посторонних объектов (например, камня, кирпича, остатков емкостей, в которых хранились интенсификаторы горения (ИГ) в виде
легковоспламеняемых или горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) необходимо зафиксировать их местоположение, а также (при наличии) вид осколков остекления салона автомобиля. Присутствие осколков без следов отложения копоти и термического воздействия свидетельствует о разрушении остекления еще до пожара (рис. 4).
д е
Рис. 4. Автомобиль Bentley на месте проведения осмотра: а, б, в - салон; г - обивка крыши салона;
д - левая дверь; е - правая дверь
Фиксация состояния багажного отделения. Для съемки необходимо открыть багажное отделение и зафиксировать объекты, находящиеся внутри него в совокупности и по отдельности. Особое внимание следует обращать на смонтированные в багажном отделении устройства и механизмы, в частности на кнопки включения освещения, места подключения задних фонарей и пр. Кроме того, необходимо фиксировать зоны с термическими повреждениями примыкающие к багажному отделению, если таковые имеются (рис. 5).
Рис. 5. Автомобиль Bentley на месте проведения осмотра. Фиксация состояния багажного отделения: а, б - багажное отделение; в - задняя часть; г - термическое повреждение заднего стекла
Фиксация состояния моторного отсека. Фотосъемка моторного отсека начинается с общей фотографии, затем фиксируется состояние отдельных узлов и агрегатов и внутренних поверхностей элементов кузова, в том числе внутренней поверхности капота, на предмет наличия термических повреждений [4] (рис. 6).
Рис. 6. Автомобиль Nissan после пожара: а - передняя часть; б - ветровое (лобовое) стекло; в - моторный отсек; г - места наибольших термических повреждений моторного отсека
Фиксация состояния днища. Для осмотра и фиксации состояния днища АТС можно использовать автоподъемник или смотровую яму. В случае отсутствия таковых можно положить АТС (кузов) набок [5].
Обязательно фотографируются топливный бак, топливная система и прочее, фиксируются участки днища с признаками термического воздействия, например, со следами выгорания антикоррозионного покрытия. Кроме того, фиксируется состояние резинотехнических изделий, таких как сайлентблоков, уплотнителей и т. п. (рис. 7).
Рис. 7. Автомобиль Юа после пожара: а - передняя часть днища; б - задняя часть днища
Фиксация состояния штатного и нештатного электрооборудования. В процессе осмотра АТС штатного электрооборудования (аккумуляторная батарея, генератор, стартер, блок предохранителей, автомагнитола, сигнализация, электропроводка и т. д.) осуществляется фиксация термических повреждений с выявлением признаков аварийного режима работы. Также выявляется наличие нештатного электрооборудования (рис. 8).
Рис. 8. Автомобиль Hyundai после пожара: а - передняя часть правой стороны; б - аккумуляторная батарея
Видеосъемка
Видеокамера позволяет последовательно в динамике зафиксировать процесс осмотра места пожара, а также действия эксперта или специалиста при проведении предварительных исследований. Одновременно с видеосъемкой необходимо наговаривать сопроводительный (поясняющий) текст. При видеозаписи должна быть выставлена дата записи, этапы видеофиксации должны совпадать с этапами проведения фотосъемки. В протоколе осмотра места пожара должна быть сделана запись о проведении фото- или видеосъемки и предупреждении об этом участников осмотра [1].
Особенности формирования следовой картины при поджоге АТС
В основном поджоги АТС в России совершаются из хулиганских побуждений или с целью мести и угрозы владельцу. Также поджог АТС может быть совершен его владельцем из корыстных побуждений, с целью получения страховки [6].
Наиболее распространенными являются три способа поджога [7].
Первый способ поджога. Тяжелым предметом, специально принесенным или найденным вблизи АТС, разбивается одно из оконных стекол и внутрь забрасываются предварительно открытая емкость (как правило, объемом 0,5-5 л) с ИГ и источник воспламенения (связка спичек, охотничья спичка, подожженная ткань и т.п.). При данном способе поджога внутри АТС может быть обнаружен предмет, которым было разбито остекление (рис. 9).
а б
Рис. 9. Автомобиль Land Rover после пожара: а - задняя часть автомобиля б - бутылка с зажигательной смесью, найденная на месте осмотра [8]
Второй способ поджога. Из емкости с ИГ обливаются наружные поверхности кузова, остекления АТС и колеса. Чаще всего обливают лобовое стекло, капот и передние колеса. Иногда поджог осуществляется путем подкладывания под колеса ветоши, пропитанной ИГ. Зачастую емкость из-под ИГ остается на месте поджога вблизи АТС.
Третий способ поджога. Открывается горловина бензобака, куда вставляется ветошь, пропитанная ИГ, и свободный ее конец поджигается.
Самодельные зажигательные устройства [9], в т. ч. радиоуправляемые применяются крайне редко и в данной статье не рассматриваются.
Для поджогов характерно образование локальных зон термического поражения. В частности, может наблюдаться локальное прогорание автомобильных шин и пластиковых подкрылков.
При первом способе поджога в салоне могут быть обнаружены следы ИГ, фрагменты битого стекла, оплавленные агломераты пластмасс. Также напольные покрытия и коврики частично или полностью выгорают, образуются прогары на панелях под дверьми и в нижней части дверей. Еще одним из признаков, свидетельствующих о поджоге, является наличие следов проникновения внутрь АТС. В случае возгорания внутри АТС наименее поврежденное ЛКП на поверхности кузова наблюдается в нижней его части.
При разливе ИГ на наружные поверхности кузова, остекления АТС более интенсивное горение возникает на участках ее скопления. К таковым относятся водостоки и конструктивные ниши. В местах скопления ИГ имеет место наиболее интенсивное горение, в результате
чего в этих местах наблюдаются максимальные термические повреждения, например, выгорание ЛКП в виде пятен (рис. 10). Часть ИГ в процессе стекания по может попадать в большей или меньшей степени на дорожную поверхность, в результате чего может происходить обго-рание или выгорание покрытия днища, ЛКП на нижней части кузова, шин и брызговиков.
а б
Рис. 10. АТС после пожара: а - локальное выгорание ЛКП капота; б - выгорание пластикового подкрылка
При осмотре АТС следует также обращать внимание на состояние топливной линии и шин, на положение рычагов стеклоподъемников, на нахождение деталей, узлов и агрегатов в надлежащих местах, на механические повреждения кузова и ходовой части, на наличие домкрата, запасного колеса, инструментов и остатков личных вещей, а также на признаки попыток потушить пожар, например, использованный огнетушитель и следы огнетушащего порошка в зоне первоначального горения и т. п. [10].
Повреждения топливной линии, наличие изношенных шин, факт открытых окон и дверей, отсутствие узлов и агрегатов в надлежащих местах, механические повреждения кузова и ходовой части, образовавшиеся в процессе эксплуатации, отсутствие домкрата, запасного колеса и остатков личных вещей, а также отсутствие признаков попыток тушения пожара может косвенно указывать на поджог АТС их владельцами из корыстных побуждений.
Проведение качественного систематизированного осмотра и фото- видео фиксации позволяет выявить максимальное количество идентифицирующих признаков необходимых для получения криминалистически значимой информации при расследовании преступлений, связанных с пожаром АТС [11].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ищенко, Е. П., Ищенко, П. П., Зотов, В. А. Криминалистическая фотография и видеозапись. М.: Юристъ, 1999. 438 с.
2. Кириллов, М. М., Синюк, В. Д., Дашко, Л. В. Экспертная практика по фактам пожаров городских рейсовых автобусов // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск: ВосточноСибирский институт МВД России, 2021. С. 241-246.
3. Синюк, В. Д., Дашко, Л. В. Комплексный подход к установлению причины пожара автотранспортных средств // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы. Материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2019. С. 309-314.
4. Дашко, Л. В., Синюк, В. Д., Пеньков, В. В. Пожарная опасность автотранспортных средств // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2022. С. 149-154.
5. Дашко, Л.В., Молодых, М.Е., Синюк, В.Д. Аварийный режим работы привода стояночного тормоза как причина возникновения пожара в автомобиле (на примере автомобиля Mercedes Benz V 250 d) // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2021. С. 222-226.
6. Дашко, Л. В., Синюк, В. Д., Плотникова, Г. В. Методологическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений, сопряженных с пожарами автотранспортных средств // Сборник научных трудов II Международного форума «Теория и практика судебной экспертизы: международный опыт, проблемы, перспективы» М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 114-116.
7. Дашко, Л. В., Синюк, В. Д., Кабанов, В. Н. Обнаружение признаков поджога автотранспортных средств при производстве пожарно-технических экспертиз // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 2017. № 4 (138). С. 24-27.
8. Катаров, Д. В., Дашко, Л. В. Криминалистическое исследование бутылок с зажигательной смесью // Судебная экспертиза Беларуси. 2017. № 2 (5). С. 58-65.
9. Гераськин, М. Ю., Дашко, Л. В., Харченко, И. В., Плотникова, Г. В. Самодельные зажигательные устройства как объект криминалистического исследования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4 (99). С. 189-201.
10. Синюк, В. Д., Дашко, Л. В., Пеньков, В. В. Поджог как способ сокрытия следов преступления // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2022. № 3 (63). С. 108-114.
11. Дашко, Л. В., Синюк, ВД. Научно-методическое обеспечение судебной пожарно-технической экспертизы в системе МВД России // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXVII международной научно-практической конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2022. С. 249-253.
REFERENCES
1. Ishchenko, E.P., Ishchenko, P.P., Zotov, V.A. Kriminalisticheskaya fotografiya i video-zapis' [Forensic photography and videotape]. Moscow, 1999, 438 p (in Russian).
2. Kirillov, M.M., Sinyuk, V.D., Dashko, L.V. [Expert practice on the facts of fires of urban regular buses]. Aktual'nye problemy kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of criminalistics and forensic examination: materials of the International scientific and practical conference]. Irkutsk, ESI of the MIA of Russia, 2021, pp. 241-246 (in Russian).
3. Sinyuk, V.D., Dashko, L.V. [An integrated approach to establishing the cause of a motor vehicle fire] Aktual'nye problemy kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Actual problems of forensic science and forensic science. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, ESI of the MIA of Russia, 2019, pp. 309-314 (in Russian).
4. Dashko, L.V., Sinyuk, V.D., Pen'kov, V.V. [Fire hazard of motor vehicles]. Aktual'nye problemy kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of forensic science and forensic science. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, ESI of the MIA of Russia, 2022, pp. 149-154 (in Russian).
5. Dashko, L.V., Molodyh, M.E., [Emergency operation of the parking brake drive as a cause of a fire in a car (on the example of a Mercedes Benz V 250 d car)] Aktual'nye problemy kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of forensic science and forensic science. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, ESI of the MIA of Russia, 2021, pp. 222-226 (in Russian).
6. Dashko, L.V., Sinyuk. V.D., Plotnikova. G.V. [Methodological support for the disclosure and investigation of crimes associated with vehicle fires] Sbornik nauchnyh trudov II Mezhdunarod-nogo foruma «Teoriya i praktika sudebnoj ekspertizy: mezhdunarodnyj opyt, problemy, perspektivy» [Collection of scientific papers of the II International Forum "Theory and Practice of Forensic Science: International Experience, Problems, Prospects"]. Moscow, 2019, pp. 114-116 (in Russian).
7. Dashko, L.V., Sinyuk, V.D., Kabanov, V.N. Obnaruzhenie priznakov podzhoga avtotran-sportnyh sredstv pri proizvodstve pozharno-tekhnicheskih ekspertiz [Detection of signs of arson of vehicles during the production of fire-technical examinations]. Populyarno-pravovoj al'manah MVD Rossii «Professional». - Popular-legal almanac of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Professional". 2017, no. 4 (138), pp. 24-27 (in Russian).
8. Katarov, D.V., Dashko, L.V. Kriminalisticheskoe issledovanie butylok s zazhigatel'noj smes'yu [Forensic investigation of Molotov cocktails]. Sudebnaya ekspertiza Belarusi - Forensic examination of Belarus. 2017, no. 2 (5), pp. 58-65 (in Russian).
9. Geras'kin, M.YU., Dashko, L.V., Harchenko, I.V., Plotnikova, G.V. Samodel'nye zazhi-gatel'nye ustrojstva kak ob"ekt kriminalisticheskogo issledovaniya [Improvised incendiary devices as an object of forensic research]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021, no. 4 (99), pp. 189-201 (in Russian).
10. Sinyuk, V.D., Dashko, L.V., Pen'kov, V.V. Podzhog kak sposob sokrytiya sledov prestupleniya [rson as a way to conceal the traces of a crime]. Vestnik Vserossijskogo instituta pov-ysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii - Vestnik of the All-Russian Institute for Advanced Studies of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2022, no. 3 (63), pp. 108-114 (in Russian).
11. Dashko, L.V., Sinyuk, V.D. [Scientific and methodological support of forensic fire-technical expertise in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh usloviyah: sbornik materialov XXVII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Activity of law enforcement agencies in modern conditions: collection of materials of the XXVII international scientific and practical conference]. Irkutsk, ESI of the MIA of Russia, 2022, pp. 249-253 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Дашко Леонид Васильевич, кандидат химических наук, начальник отдела научных исследований по специальным видам экспертиз и экспертно-криминалистического обеспечения противодействия наркопреступности управления научных исследований. Экспертно-криминали-стический центр МВД России. 125130 г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 5. ORCID: 0000-0001-8320-9616
Пеньков Валерий Владимирович, старший научный сотрудник отдела научных исследований по специальным видам экспертиз и экспертно-криминалистического обеспечения противодействия наркопреступности управления научных исследований. Экспертно-криминалисти-ческий центр МВД России. 125130 г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 5. ORCID: 0000-0001-6099-1043
Синюк Вадим Дмитриевич, старший эксперт отдела взрыво- и пожарно-технических экспертиз управления инженерно-технических экспертиз. Экспертно-криминалистический центр МВД России. 125130 г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 5. ORCID: 0000-0003-2067-5614
Шеков Анатолий Александрович, кандидат химических наук, доцент, заместитель начальника кафедры судебно-экспертной деятельности. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. ORCID: 0000-0003 -2111-718X
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Dashko Leonid Vasilievich, Candidate of Chemical Sciences, Head of the Department of Scientific Research on Special Types of Expertise and Forensic Expert Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 5, Zoya and Alexander Kosmodemyansky St., Moscow, Russia, 125130. ORCID: 0000-0001-8320-9616
Penkov Valery Vladimirovich, Senior Researcher of the Department of Scientific Research on Special Types of Expertise and Forensic Support of Counteracting Drug Crime of the Department of Scientific Research. Forensic Expert Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 5, Zoya and Alexander Kosmodemyansky St., Moscow, Russia, 12513. ORCID: 0000-0001-6099-1043
Sinyuk Vadim Dmitrievich, senior expert of the department of explosion and fire-technical examinations of the department of engineering and technical examinations. Forensic Expert Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 5, Zoya and Alexander Kosmodemyansky St., Moscow, Russia, 12513. ORCID: 0000-0003-2067-5614
Shekov Anatoly Alexandrovich, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Forensic Activity. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 110, Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074. ORCID: 0000-0003 -2111-718X
Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 08.09.2022; принята к публикации 03.03.2023.
The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 08.09.2022; accepted for publication 03.03.2023.