Научная статья УДК 343.985.7
DOI: 10.55001/2587-9820.2022.58.50.027
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЖАРОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОТКРЫТЫХ ПАРКОВКАХ МНОГОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Анатолий Александрович Шеков1, Владимир Сергеевич Крапивин2, Ирина Владимировна Харченко3, Михаил Юрьевич Гераськин4
1 Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: shek@inbox.ru
2 Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Иркутской области, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: krapivinl989@bk.ru
^Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация, e-mail: a258a216@mail.ru
Аннотация. Устойчивый темп увеличения количества автомобилей неизбежно приводит к проблеме дефицита машиномест для парковки автотранспортных средств не только в центральных частях городов, но и в районах жилой застройки. Компактное размещение автотранспортных средств на придомовой территории многоэтажных жилых домов в случае возникновения пожара способствует быстрому распространению горения на другие транспортные средства и изменению следов термических повреждений — признаков первоначального места возникновения горения.
В статье на примере пожара группы автотранспортных средств показано, что конвективные потоки и, соответственно, зона максимальных термических повреждений смещаются по направлению ветра, формирующегося во дворе многоэтажной жилой застройки. Таким образом, сведения о направлении движения воздушных потоков в момент возникновения горения являются криминалистически важной информацией при расследовании пожаров автотранспортных средств, происшедших на придомовой территории многоэтажных жилых домов.
Ключевые слова: автомобиль, парковка, жилая застройка, пожар, осмотр места происшествия, очаг пожара, причина пожара, поджог, судебная пожарно-техническая экспертиза.
Для цитирования: Шеков А.А, Крапивин B.C., Харченко И.В., Гераськин М.Ю. Исследование пожаров автотранспортных средств на открытых парковках многоэтажных жилых домов // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. —2022. — Т. 24 — № 4. — С. 213—221. D0I: 10.55001/2587-9820.2022.58.50.027
INVESTIGATION OF CAR FIRES IN OPEN PARKING LOTS OF MULTI-STOREY
RESIDENTIAL BUILDINGS
Anatoly A. Shekov1, Vladimir S. Krapivin2, Irina V. Kharchenko3, Mikhail Yu. Geraskin4
xEast Siberian Institute of the MIA of Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: shek@inbox.ru
2Forensic Medical Center of the MIA of Russia in the Irkutsk region, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: krapivinl989@bk.ru
3'4Volgograd Academy of the MIA of Russia, Volgograd, Russian Federation, e-mail: a258a216@mail.ru
Abstract. The steady growth rate of the number of cars inevitably leads to the problem of a shortage of parking spaces for vehicles not only in the central parts of cities, but also in residential areas. Compact placement of vehicles on the territory ofmulti—
213
© Шеков А. А., Крапивин B.C., Харченко И.В., Гераськин М.Ю., 2022
storey residential buildings in the event of a fire contributes to the rapid spread of gorenje gorenje to other vehicles and the change of traces of thermal damage — signs of the original place of origin of the burning.
In the article, using the example of a fire of a group of vehicles, it is shown that con-vective flows and, accordingly, the zone of maximum thermal damage are shifted in the direction of the wind forming in the courtyard of a multi-storey residential building. Thus, information about the direction of movement of air flows at the time of the occurrence of gorenje or about the rose of the winds is criminalistically important information in the investigation of fires of motor vehicles that occurred on the territory of multi-storey residential buildings.
Keywords: car, parking, residential development, fire, inspection of the scene, the source of the fire, the cause of the fire, arson, forensic fire and technical expertise.
For citation: Shekov A.A., Krapivin V.S., Kharchenko I.V., Geraskin M.Yu. Issledo-vanie pozharov avtotransportnyh sredstv na otkiytyh parkovkah mnogoetazhnyh zhilyh domov [Investigation of car fires in open parking lots of multi-storey residential buildings]. Kriminalistika: vchera, segodnja, zavtra— Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2022, vol.24, no. 4, pp. 213—221. (in Russ.) DOI: 10.55001/2587-9820.2022.58.50.027
Введение
В последние два десятилетия количество личного легкового автотранспорта стабильно растет и в расчете на 1000 человек увеличилось в 2,5 раза — с 130,5 до 327,6 (рис. 1).
Год
Рисунок 1. Количество собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения Российской Федерации [1]
Устойчивый темп роста количества автомобилей неизбежно приводит к проблеме дефицита машино-мест для парковки автотранспортных средств не только в центральных частях городов, но и в районах жилой застройки [2, 3].
На сегодняшний день в городах России обеспеченность машиноме-стами для хранения автотранспортных средств по месту проживания населения составляет около 35-40 %, а обеспеченность местами для парковки у центров тяготения населе-
ния, к которым относятся промышленные предприятия, объекты культурно-бытового обслуживания, образовательные организации, спортивные и иные объекты, как правило, не превышает 25 % [4].
Любой автомобиль характеризуется повышенной пожарной опасностью. Во-первых, в нем сосредоточено значительное количество горючих веществ и материалов, включая полимерную отделку салона, резиновые уплотнители и трубопроводы, изоляцию электрических проводников, лакокрасочные покрытия, а также топливо и технологические жидкости [5, 6]. Во-вторых, имеются потенциальные источники зажигания в виде нагретых поверхностей системы выпуска отработавших газов, теплового проявления аварийного режима работы электрической проводки и электроприборов, а также иных процессов, сопровождающихся выделением тепла [7, 8]. И в-третьих, необходимо учитывать, что более 16 % пожаров автотранспортных средств в Российской Федерации возникает в результате занесения источника открытого огня или поджога [9]. Стоит отметить, что компактное размещение автотранспортных средств на придомовой территории многоэтажных жилых домов в случае возникно-
вения пожара способствует быстрому распространению горения на другие транспортные средства, в результате чего оказываются повреждены или полностью уничтожены огнем несколько транспортных средств.
Расследование пожаров автотранспортных средств является одним из наиболее сложных, что обусловлено компактностью узлов и агрегатов, быстрым развитием горения, а также уничтожением либо сильным видоизменением следовой картины [10]. С учетом того, что пожары автотранспортных средств достаточно часто происходят в ночное время, когда очевидцы начального момента возникновения горения, как правило, отсутствуют, установление очага и механизма возникновения горения группы автотранспортных средств может вызывать определенные трудности. В настоящее время,
безусловно, без использования специальных знаний в полной мере невозможно установить все обстоятельства произошедшего события [11, с. 17].
Основная часть
В качестве примера приведем пожар на одной из парковок на территории многоквартирного жилого дома.
В ходе осмотра места происшествия установлено, что термические повреждения получили автомобили «AUDI А 7», «Nissan Patrol», «Hyundai Tucson» № 1, «Hyundai Tucson» № 2.
Автомобиль «AUDI A 7» имеет незначительные термические повреждения внешней поверхности передней левой части (со стороны передней правой части автомобиля «Nissan Patrol») в виде поверхностного оплавления блок-фары, части бампера и повреждения лакокрасочного покрытия (рис. 2).
Рисунок 2. Передняя левая часть автомобиля «AUDI А 7»
Автомобиль «Nissan Patrol» имеет более выраженные термические повреждения, чем автомобиль «AUDI А 7», которые в основном локализованы в передней левой части автомобиля. В данной зоне зафиксировано уничтожение лакокрасочного покрытия крыла, двери с изменением цвета металла до темно-коричневого
и темно-красного оттенков, уничтожение литого диска, шины, бампера, элементов экстерьера, выполненных их горючих материалов (рис. 3).
По мере удаления от указанной зоны степень термических повреждений
уменьшается. Также в передней правой части установлены следы теплового воздействия в виде уничтожения лакокрасочного покрытия капота, крыши, правого переднего крыла с изменением цвета металла до темно-красного оттенка, центральной и верхней частей правой передней двери, шины правого переднего колеса, за исключением частично сохранившихся фрагментов в нижней части, остекления, бампера, сгораемых узлов и деталей моторного отсека и элементов экстерьера (рис. 4).
М
уpfc- ~ SMgJL
-
4 к ¿Ж г wF' * rf
Рисунок 3. Передняя левая часть автомобиля «Nissan Patrol»
По мере удаления в сторону задней части автомобиля степень термических повреждений уменьшается. Лакокрасочное покрытие конструктивных элементов автомобиля, расположенных в центральной и задней частях елевой стороны, уничтожено
Рисунок 4. Передняя правая часть автомобиля «Nissan Patrol»
огнем (рис. 5), с правой стороны значительных термических повреждений нет. Шина заднего левого колеса уничтожена преимущественно
в верхней части. Остекление, горючие элементы экстерьера полностью уничтожены.
И
¡¡р
Рисунок 5. Задняя левая часть автомобиля «Nissan Patrol»
На внешней поверхности задней части автомобиля зафиксированы следующие термические повреждения: частичное оплавление заднего левого фонаря в зоне примыкания
к крылу, уничтожение лакокрасочного покрытия двери багажного отделения по периметру остекления (рис. 6).
Рисунок 6. Задняя часть автомобиля «Nissan Patrol»
В салоне автомобиля наибольшие термические повреждения зафиксированы в передней
в виде уничтожения сгораемых узлов и элементов интерьера (рис. 7).
части
Рисунок 7. Передняя часть салона автомобиля «Nissan Patrol»
В задней части автомобиля сохранились элементы отделки кресел, потолка в виде карбонизированного конгломерата (рис. 8).
Рисунок 8. Задняя часть салона автомобиля «Nissan Patrol»
Автомобиль «Hyundai Tucson» № 1 имеет значительные термические повреждения по всей площади в виде уничтожения лакокрасочного покрытия всех конструктивных элементов, шин, за исключением частично сохранившихся карбонизиро-
ванных фрагментов шин, расположенных в левой части, остекления, узлов и элементов моторного отсека, салона, экстерьера, выполненных из горючих материалов. В результате высокотемпературного воздействия произошло изменение цвета металла
конструктивных элементов автомобиля, расположенных в правой задней части (крыло, стойка, часть двери багажного отделения), до темно-коричневого и темно-красного от-
тенков, а также уничтожение литого диска правого заднего колеса (рис. 9—10). Вышеописанная зона находится со стороны передней левой части автомобиля «Nissan Patrol».
Рисунок 9. Задняя правая часть автомобиля «Hyundai Tucson» №1
Место первоначального возникновения горения (очаг пожара) характеризуется максимальной степенью термических повреждений конструктивных элементов транспортного средства. Анализ термических
Рисунок 10. Задняя часть автомобиля «Hyundai Tucson» № 1
повреждений автомобилей свидетельствует о наличии очаговых признаков на поверхности конструктивных элементов автомобиля «Hyundai Tucson» № 1 (рис. 11).
W
а)
б)
к
г)
Рисунок 16. Схема размещения автомобилей и распределения термических повреждений (стрелкой указано направление ветра): а — «Hyundai Tucson» №2,6 — «Hyundai Tucson» № 1, в —
«Nissan Patrol», г — «AUDI A 7»
В то же время эксперту для исследования были представлены видеоматериалы, полученные с камер видеонаблюдения. В результате
их изучения было установлено, что «человек подходит к передней правой части автомобиля «Nissan Patrol», производит быстрые манипуляции
сначала левой рукой в районе правой части переднего ветрового стекла автомобиля, затем правой в той же зоне, после чего наблюдается вспышка пламени и возгорание передней правой части автомобиля. После этого пламя быстро движется по ветру в сторону левой передней части автомобиля, затем также быстро перекидывается на конструктивные элементы автомобиля «Hyundai Tucson» № 1, горение которого интенсивно развивается и охватывает всю площадь автомобиля. Затем пламя быстро распространяется на горючие материалы передней левой части автомобиля «Hyundai Tucson» № 2. В сторону автомобиля «AUDI А 7» пламя не распространялось».
После анализа представленных видеоматериалов экспертом был сделан вывод о расположении очага пожара на внешней поверхности передней правой части автомобиля «Nissan Patrol».
pa места происшествия, были образованы распространением пламени в направлении конвективных потоков от автомобиля «Nissan Patrol» в условиях сильного ветра.
Перед зданием, где движение воздушного потока замедляется, создается положительное давление. При этом воздушный поток, обтекающий здание сверху и с боков, ускоряется [12]. Кроме того, многоэтажное здание работает как воронка, собирая ветер по высоте фасада и сбрасывая его вниз, к земле. При высоте здания в 14-16 этажей скорость ветра у земли будет на 20-50% выше [13].
Увеличение скорости воздушных потоков во дворах многоэтажной жилой застройки способствует быстрому распространению горения в группе автотранспортных средств и смещению максимальных термических повреждений (очаговых признаков) по направлению ветра. Таким образом, информация о направлении движения воздушных потоков на момент возникновения горения или о розе ветров является криминалистически важной при расследовании подобных пожаров.
Выводы и заключение
Очаговые признаки автомобиля «Hyundai Tucson» № 1, установленные при анализе результатов осмот-
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Количество собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения по субъектам Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ transport/ (дата обращения: 02.09.2022).
2. Галаева, Н.Л. Проблемы парковочной инфраструктуры в условиях городской застройки // Перспективы науки. — 2019. — № 8. — С. 90—92.
3. Costaa A., Rochab С., Meloc S. Parking management policies and the effectiveness of public policy solutions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2014. — Vol. 111, —P. 965—973.
4. Дуванова, И.А. Автомобильные стоянки и парковки в мегаполисах // Строительство уникальных зданий и сооружений. — 2015. — № 12. — С. 43—56.
5. Богатищев, А.И., Довбня, А.В., Зернов, С.И. и др. Исследование причин возгорания автотранспортных средств: учебное пособие / Под ред. канд. техн. наук А.И. Колмакова. М.: ЭКЦ МВД России, 2003. — 82 с.
6. Дегаев, Е.Н. Автомобильный транспорт — зона повышенной пожарной опасности // Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ — 2015): сб. ст. VII Междунар. науч.-тех. конф. Курск: Университетская книга. — 2015, —С. 35—37.
7. Руденко, М.Б., Беляк, А.Л. Экспертная оценка пожароопасного проявления аварийных режимов электросети автотранспортных средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — № 4 (8). — С. 154— 159.
8. Панъшина, Н.В., Шеков, А.А., Зырянов, B.C. Растекание горючих жидкостей при поджогах автотранспортных средств полукапотной компоновки // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 4 (83). — С. 150—157.
9. Чечетина, Т.А., Гончаренко, B.C., Сибирко, В.И., Загуменнова М.В. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2021 году // Пожарная безопасность.— 2022. — № 1 (106). — С. 98—115.
10. Гераськин, М.Ю., Дашко, Л.В., Плотникова, Г.В., Шеков, А.А. Использование метода коэрцитиметрии при исследовании холоднодеформированных стальных изделий для установления очага пожара // Судебная экспертиза. — 2019. — № 2 (58). —С. 80—91.
11. Усачев, С.И. Особенности использования специальных знаний при расследовании мошенничества в сфере автострахования: Автореф. дис... канд. юрид. наук / С.И. Усачев. — Калининград, 2022. — 25 с.
12. Гарнага, И.О., Исаев, П.А., Голованова, Л.А. Анализ распределения воздушных потоков в микрорайоне г. Хабаровска // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. — 2012. — Т. 2. — С. 158—163.
13. Лицкевич, В.К. Жилище и климат. М.: Стройиздат, 1984. — 65 с.
REFERENCES
1. Kolichestvo sobstvennyh legkovyh avtomobilej na 1000 chelovek naseleniya posub"ektam Rossijskoj Federacii [The number of own cars per 1000 people of the population in the subjects of the Russian Federation]: [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport. (Date of access: 09/02/2022) (in Russian).
2. Galaeva N.L. Problemy parkovochnoj infrastruktury v usloviyah gorodskoj zastrojki [Problems of parking infrastructure in urban development]. Perspektivy nauki — Prospects of science. 2019, No. 8, pp. 90—92.
3. Costaa A., Rochab C., Meloc S. Parking management policies and the effectiveness of public policy solutions. Procedia— Social and Behavioral Sciences. 2014, Vol. Ill, pp.965—973.
4. Duvanova I.A. Avtomobil'nye stoyanki i parkovki v megapolisah [Car parking and parking in megacities]. Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij — Construction of unique buildings and structures. 2015, No. 12, pp. 43—56 (in Russian).
5. Bogatishchev A.I., Dovbnya A.V., Zernov S.I. et al. Issledovanie prichin vozgo-raniya avtotransportnyh sredstv: Uchebnoe posobie [Investigation of the causes of vehicle fires: Textbook]. Moscow, 2003, 82 p. (in Russian).
6. Degaev E.N. Avtomobil'nyj transport— zona povyshennoj pozharnoj opasnosti [Road transport— a zone of increased fire danger]. Sovremennye avtomobil'nye mate-rialy itekhnologii (SAMIT— 2015): sb. st. VII Mezhdunar. nauch.-tekh. konf. [Modern automotive materials and technologies (SAMIT— 2015): Sat. Art. VII Intern, sci.-tech. conf.]. Kursk, 2015, pp. 35—37 (in Russian).
7. Rudenko M.B., Belyak A.L. Ekspertnaya ocenka pozharoopasnogo proyavleniya avarijnyh rezhimov elektroseti avtotransportnyh sredstv [Expert assessment of the fire hazard manifestation of emergency modes of the motor vehicle electrical network]. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra — Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2018, No. 4 (8), pp. 154—159 (in Russian).
8. Panshina N.V., Shekov A.A., Zyiyanov V.S. Rastekanie goryuchih zhidkostej pri podzhogah avtotransportnyh sredstv polukapotnoj komponovki [Spreading of combustible liquids during arson of semi-bonneted vehicles]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituía Ministerstva vnutrennih del Rossii— Bulletin of the East Siberian Institute ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017, No. 4 (83), pp. 150—157 (in Russian).
9. Chechetina T.A., Goncharenko VS., Sibirko V.I., Zagumennova M. V. Obstanovka s pozharami v rossijskoj federacii v 2021 godu [Fire situation in the Russian Federation
in 2021]. Pozharnaya bezopasnost' — Fire safely. 2022, No. 1 (106), pp. 98—115 (in Russian).
10. Usachev S.I. Osobennosti ispol'zovaniya special'nyh znanij pri rassledovanii moshennichestva v sfere avtostrahovaniya Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. [Features of the use of special knowledge in the investigation of fraud in the field of auto insurance: Abstract of the dissertation ... cand. jurid. sciences']. Kaliningrad, 2022, 25 p. (in Russian).
11. Geraskin M.Yu., Dashko L.V., Plotnikova G.V., Shekov A.A. Ispol'zovanie metoda koercitimetrii pri issledovanii holodnodeformirovannyh stal'nyh izdelij dlya ustanovleniya ochaga pozhara [Use of the coercimetry method in the study of cold-formed steel products to determine the source of fire]. Sudebnaya ekspertiza — Forensic examination. 2019, No. 2 (58), pp. 80—91 (in Russian).
12. Garnaga I.O., Isaev P.A., Golovanova L.A. Analiz raspredeleniya vozdushnyh potokov v mikrorajone g. Habarovska [Analysis of the distribution of air flows in the microdistrict of Khabarovsk]. Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoj nauch-noj konferencii FAD TOGU [New ideas of the new century: materials of the international scientific conference FAD TOGU]. 2012, Vol. 2, pp. 158—163 (in Russian).
13. Litskevich V.K. ZHilishche i klimat [Dwelling and climate]. Moscow, 1984, 65 p. (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Шеков Анатолий Александрович, кандидат химических наук, доцент, заместитель начальника кафедры судебно-экспертной деятельности. ВосточноСибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. Крапивин Владимир Сергеевич, старший эксперт отдела пожарно-взрывотехнических экспертиз и экспертиз с применением физических методов. Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Иркутской области, 664019, Россия, г. Иркутск, ул. Баррикад, 54.
Харченко Ирина Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности. Волгоградская академия МВД России, 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 130.
Гераськин Михаил Юрьевич, старший преподаватель кафедры криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности. Волгоградская академия МВД России, 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 130.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Anatoly A. Shekov, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Forensic Activity. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 110, Lermontov str., Irkutsk, Russia, 664074.
Vladimir S. Krapivin, Senior Expert of the Department of Fire and Explosive Expertise and Expertise Using Physical Methods. Forensic Expertise Center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Irkutsk Region, 54, Barricade str., Irkutsk, Russia, 664019.
Irina V. Kharchenko, Candidate of Biological Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Forensic Techniques of the Educational and Scientific Complex of Expert and Forensic Activities. Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 130, Historical str., Volgograd, Russia, 400075.
Mikhail Yu. Geraskin, senior lecturer of the Department of Forensic Techniques of the Educational and Scientific Complex of Expert and Forensic Activities. Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 130, Historical str., Volgograd, Russia, 400075.