Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
«мишенью» возбудителей инфекционных болезней человека становятся молодые военнослужащие. Так, средние показатели годовой заболеваемости военнослужащих по призыву за 2005—2009 гг. ветряной оспой, пневмонией, краснухой, эпидемическим паротитом и гриппом суммарно более чем в 10 раз превышают сумму среднегодовых показателей этими инфекциями военнослужащих по контракту за аналогичный период.
Аналогичная картина наблюдается и при сравнении показателей заболеваемости у этих двух категорий военнослужащими острыми бронхитами, синуситами, тонзиллитами, другими острыми респираторными (также этиологически не расшифрованными) заболеваниями, скарлатиной, шигеллезом и другими диарейными заболеваниями, инфекциями кожи и подкожной клетчатки и дерматомикозами.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что у молодых военнослужащих после призыва на военную службу происходит угнетение иммунорези-стентности на фоне активизации механизма передачи возбудителей, прежде всего, аэрозольных и ряда других инфекций. Для ослабления остроты эпидемического процесса среди вновь призванных на военную службу требуется использование средств специфической иммунопрофилактики.
Исходя из вышеизложенного, нами предложено включить в Календарь профилактических прививок военнослужащим ВС РФ средства активной иммунизации против ветряной оспы, кори, ме-нингококковой инфекции для военнослужащих по призыву и краснухи для военнослужащих женского пола. В дальнейшем предпочтительным бы являлось полное соответствие Календаря профилактических прививок военнослужащим ВС РФ и Национального календаря профилактических прививок с проведением вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, силами лицензированных учреждений Минздравсоцразвития РФ по месту жительства призывников на этапе прохождения районных призывных комиссий при военных комиссариатах. Прививочные сертификаты направлять в воинскую часть вместе с документами призывника.
В случае невозможности включения в Национальный календарь отдельного раздела по допризывной вакцинации лиц, подлежащих призыву, необходимо ввести в действие новый календарь профилактических прививок для ВС РФ приказом Министра обороны РФ (лучше — постановлением Правительства РФ), в связи с тем, что новая схема профилактических прививок затрагивает вопросы работы военных комиссариатов, находящихся в ведении субъектов РФ.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕПТОКОККОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
А.Н. Суворов , Г.Ф. Леонтьева, К.Б. Грабовская, И.В. Королева, Т.В. Гупалова , А.Н. Цапиева, Е.И. Ермоленко
ФГБУ НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Санкт -Петербург
К началу 21 века ясно обозначились новые проблемы, требующие решения для осуществления эффективной борьбы с инфекционной патологией. Очевидно, что изменение структуры микробной
заболеваемости, возрастание числа госпитальных инфекций, количества микроэкологических нарушений у пациентов, появление новых эпидемически актуальных штаммов бактерий, устойчивых ко многим антибиотикам, носит ятрогенный характер и требует применения принципиально новых подходов. На примере борьбы со стрептококковой патологией нами предлагаются два основных пути решения проблемы: создание специфических рекомбинант-ных вакцинных препаратов и поиск эффективных бактерий-пробиотиков, обеспечивающих антагонизм к стрептококкам и восстановление микробиоценоза человека. В процессе создания рекомбинатной вакцины против стрептококков, являющихся наиболее распространенными бактериальными патогенами человека, была разработана методология получения, очистки и анализа геннно-инженерных полипептидов на основе поверхностных белков стрептококков, относящихся к факторам вирулентности. В результате были отобраны антигены, обладающие как им-муногенностью, так и протективностью по отношению к стрептококкам групп В и А. Рекомбинантные полипептиды, выделенные из штаммов продуцентов в системе кишечной палочки, не токсичны, хорошо сочетаются с различными адъювантами, с другими вакцинами и иммуногены при различных путях введения. Важной особенностью использования набора полипептидов является возможность обеспечить защиту против штаммов стрептококков, принадлежащих к различным серотипам. Изучение штаммов-пробиотиков, на основе различных видов молочнокислых бактерий, выделенных из пищевых продуктов, позволило выявить штаммы, обладающие выраженным антагонизмом к патогенным стрептококкам групп А и В. Эти свойства пробиотиков позволяют обеспечивать защиту от инфекции. Выяснено, что ведущим фактором антагонизма являются специфические бактериоцины, относящиеся к катионным пептидам. Важной чертой применения таких про-биотиков является их способность купировать дис-биотические состояния, являющиеся неотъемлемым последствием антибиотикотерапии. Возможности применения пробиотиков в качестве векторов вакцинных антигенов для иммунопрофилактики стрептококковых заболеваний обсуждаются.
ПОЛУЧЕНИЕ ГИПЕРИММУННЫХ СТАФИЛОКОККОВЫХ КРОЛИЧЬИХ СЫВОРОТОК
О.Е. Тарасова, Е.А. Асташкина, О.М. Игнатова, Н.А. Михайлова, Л.С. Черкасова, Н.П. Ванеева, Н.Б. Егорова, Е.А. Курбатова, И.М. Грубер
ФГБУ НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, Москва
В предыдущих исследованиях для иммунизации кроликов были использованы стафилококковые формолвакцины или клетки Staphylococcus aureus, инактивированные ацетоном («ацетоновые тела»). Эти препараты вводили внутривенно по схемам: трехкратно с интервалом 2 недели, пятикратно с интервалом 4 дня и четырехкратно ежедневно. При этих схемах титры антител в РПГА со стафилококковым эритроцитарным диагностикумом не превышали 1:320. Поэтому исследования были продолжены и была разработана схема иммунизации, отличавшаяся использованием ацетоновых тел наиболее им-муногенных штаммов S. aureus № № 1986 и 1991, ко-
2012, Т. 2, № 1-2
Перспективы развития вакцинологии
торые вводили кроликам по схеме, состоящей из 4-х курсов с 2-х недельным перерывом между ними:
I курс — 2-х кратно подкожно 1 раз в неделю по 0,6мг в объеме 0,5 мл;
II курс — 4 дня подряд внутривенно в объеме 0,5 мл дозами 0,4-0,4-0,5-0,6 мг;
III курс — 4 дня подряд внутривенно в объеме 0,5 мл дозами 0,4-0,4-0,5-0,6 мг;
IV курс (при необходимости), аналогичен III-му курсу.
Между курсами проводили пробное кровопускание и определяли титр антител в РПГА. В том случае, если титры титры антител были более 1:2560-1:5120 тотальное кровопускание проводили после третьего курса. Следует отметить, что при низком титре антител после второго курса иммунизации, последующие курсы не приводили к увеличению титра. В связи с этим, на наш взгляд, оптимальным является использование схемы, состоящей из трех курсов иммунизации и, при необходимости, проведение четвертого курса.
Титры полученных сывороток в РПГА после II-го и III-го курсов иммунизации были, соответственно, 1:1024-1:2560 и 1:2560-1:5120.
Разработаны условия ИФА для определения уровня специфических IgG антител в сыворотках животных, иммунизированных антигенами S. aureus. В разведении 1:800 исследуемые сыворотки демонстрировали наибольшие отличия от сывороток ин-тактных животных (ДОП > 2,0).
Полученные сыворотки оказались пригодны для приготовления СОП (стандартного образца предприятия), используемого в процессе приготовления и контроля стафилококковой вакцины «Стафиловак» и «Иммуновак — ВП-4®», в состав которой входит стафилококковый компонент.
ПОПУЛЯЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
И.В. Фельдблюм
ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Пермь
Представлены результаты многолетних научных исследований по проблемам вакцинопрофи-лактики, проведенным на кафедре эпидемиологии Пермской государственной медицинской академии. Обсуждаются особенности организации вакцино-профилактики на организменном и популяционном уровнях с дифференциацией стоящих перед ней задач. Научно обосновывается, что реализация вакци-нопрофилактики на организменном уровне решает задачу предупреждения заболевания, а на популя-ционном она — является инструментом демографической политики нашего государства.
Создание с помощью вакцинопрофилактики эпидемического благополучия по целому ряду инфекций лишает врача-эпидемиолога возможности контролировать эффективность вакцинопрофилак-тики по эпидемиологическому критерию и обеспечивать гибкость прививочного календаря. В свете вышеизложенного необходимо внедрение в практику методических и организационных основ управления вакцинопрофилактикой как мероприятием (эпидемиологический надзор за вакцинопрофилактикой).
Расширение спектра используемых МИБП (как отечественных, так и зарубежных) требуют проведения эпидемиологических полевых мультицентровых исследований по их безопасности, иммуногенности и эффективности. Спектр данных исследований в ближайшее время будет расширяться, что требует подготовки кадров, в совершенстве владеющих эпидемиологическим методом исследования и имеющих подготовку по клиническим и иммунологическим проблемам вакцинопрофилактики.
Требуют совершенствования и иммунологические исследования по оценке эффективности проводимой вакцинопрофилактики, изучению иммунологической структуры населения, слежению за скрытопротекающим эпидемическим процессом. Обеспечение безопасности и формирование у населения осознанной необходимости иммунизации, сохранение принципа индивидуализации прививок на организменном уровне при осуществлении массовой иммунизации требует совершенствования мониторинга побочного действия вакцин, оценки информированности населения по проблемам вак-цинопрофилактики и профессиональной компетенции врачей разных специальностей по организационным основам прививочного дела.
ПОКАЗАТЕЛИ АНТИТОКСИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА В ПОПУЛЯЦИИ ЗДОРОВЫХ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В РФ И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Т.Н. Фирсова, Е.А. Шмелева, Л.И. Новикова
ФБУНМНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора, Москва
Последняя эпидемия дифтерии (1993—1996 гг.) показала смещение заболеваемости от детей к взрослым (доля взрослых заболевших составила 74,5—82,2%). В этой связи в Национальные календари профилактических прививок РФ и Финляндии была включена обязательная ревакцинация взрослых через каждые 10 лет после последней ревакцинации подростков в 14 лет. При этом эпидемия охватила только РФ и некоторые страны СНГ, но обошла стороной другие государства, в том числе европейские.
Целью данной работы явилось изучение противодифтерийных антитоксических антител в сыворотках крови здоровых взрослых людей в возрасте от 20 до 50 лет и старше, проживающих в РФ и некоторых странах Европы (Латвия, Литва, Англия, Италия, Финляндия). Для определения антитоксических антител была разработана отечественная тест-система ИФА для выявления антитоксина в абсолютных показателях. Содержание выявляемых антитоксических с помощью отечественной тест-системы в мкг/мл коррелировало с уровнем антитоксических антител в МЕ/мл, выявленных в тех же сыворотках с помощью итальянской коммерческой тест-системы ИФА.
Самые высокие показатели антитоксических выявлены в сыворотках лиц в возрасте 20—30 лет из России и Финляндии (до 769 мкг/мл), где проводится ревакцинация взрослых. Самое низкое содержание антитоксина отмечено в возрасте 20— 40 лет у жителей Италии и Англии (до 103 мкг/мл). С увеличением возраста концентрация антитоксина во всех исследованных сыворотках крови людей снижается и к 41—50 годам и старше регистрируется практически в одинаково низких показателях (от 189 до 16 мкг/мл).