2012, Т. 2, № 1-2
Перспективы развития вакцинологии
Частота развития общих опрашиваемых симптомов (рвота, раздражительность, снижение аппетита, диарея, лихорадка, сонливость) в группе привитых вакциной «Ротарикс» достоверно не отличалась от частоты и выраженности данных симптомов в группе «плацебо».
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что вакцина «Ротарикс» при двукратной схеме иммунизации детей в 3 и 4,5 месяца является иммунологически активной и безопасной.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПАРОТИТОМ В ЗАТО СЕВЕРОМОРСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД РОСТА ЗАБОЛЕАЕМОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ О.В. Сергеева, Т.Ю. Дмитрук
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Видяево, ЗАТО Заозерск» ЗАТО г. Североморск
Введение в практику здравоохранения массовой иммунизации против эпидемического паротита (ЭП) привело к количественным и качественным изменениям интенсивности и структуры заболеваемости данной инфекции. Высокая эффективность вакцино-профилактики проявилась уже в первые годы после ее начала: в десятки раз снизились показатели заболеваемости, среди заболевших уменьшился удельный вес детей прививаемых возрастов, снизилась очаговость и пораженность детских дошкольных учреждений. В динамике заболеваемости ЭП в ЗАТО Североморск нужно выделить 3 периода: первый — до вакцинации и в первые годы после ее введения с 1980 по 1984 годы, средний показатель заболеваемости ^ооо 934,9; второй — до проявления эффекта массовой иммунизации с 1985 по 1994 годы, когда заболеваемость снизилась в 20 раз, средний показатель заболеваемости ^ооо 48,0; третий — с 1995 года, характеризующийся ростом заболеваемости, средний показатель заболеваемости №ооо 295,2. В 1999 г. заболеваемость стала сопоставима с таковой в довакцинальный период ^ооо 699,8. При ретроспективном анализе заболеваемости на территории ЗАТО Североморск выявлен 11-ти летний цикл эпидпаротита. В 1983 г. закончился эпидемический цикл ^ооо 366,0; 1985—1994 гг. межэпидемические годы в цикле ^ооо 48,0; с 1995 по 1999 гг. предэпидемический период №еоо 295,2. Заметно изменилась возрастная структура больных. Если в довакцинальный период в основном заболевали дети дошкольного возраста, то, начиная с 1984 г. в течение 10 лет показатели заболеваемости детей 10 лет и 7—14 лет практически сравнялись, а, начиная с 1994 г. этот разрыв вновь начал увеличиваться, только теперь чаще (69% всех заболевших) болели дети школьного возраста, что свидетельствовало о недостаточной их защищенности от паротитной инфекции. Эпидемический паротит регистрировался и среди взрослых вплоть до 50-летнего возраста, в 1999 г. удельный вес таких больных составил 30%. Ретроспективный анализ статистических отчетов показал, что в течение последних 5 лет к 7-летнему возрасту, а тем более к 14 годам имеют вакцинацию 95,0% детей. Таким образом, иммунная прослойка среди наиболее пораженной в эти годы возрастной группы населения достаточно высока, однако это не оказало положительного влияния на эпидемический процесс.
Одной из причин чего можно считать утрату иммунитета через 8—10 лет от проведенной вакцинации. По данным серологического мониторинга, проведенного в 1999 г. в Мурманской области выявлено, что в возрасте 3—6 лет серонегативно 47% обследованных; в возрасте 7—14 лет — 17%; в возрасте 17 лет и старше серонегативных 54% обследованных Учитывая, что в эпидемический процесс вовлечена большая доля привитых был проведен анализ эпидемиологической эффективности вакцинации с вычислением индекса эффективности и коэффициента эффективности. Анализ показал низкие, менее 8-9 индексы эффективности (соответственно коэффициент менее 87— 90%) в 1995—1997 гг., что указало на недостаточную защищенность привитых. Достигнутое значительное снижение заболеваемости после вакцинации было неустойчивым, так как при такой ситуации среди привитых велика доля незащищенных, что также послужило причиной повышенной заболеваемости и на эту ситуацию не повлияли высокие (93,7—99,0%) коэффициенты эффективности в 1998—1999 гг. Проведенный анализ заболеваемости позволяет сделать некоторые предположения о возможных причинах нынешнего эпидемического подъема после длительного периода благополучия. Возможно, в данном случае могло иметь место сочетание, с одной стороны воздействие на популяцию людей возбудителя природных факторов, обуславливающих циклические изменения интенсивности эпидемического процесса; с другой — результат нашего активного вмешательства в данный процесс. С начала введения массовой вакцинации против эпидпаротита, в результате значительного снижения заболеваемости снизилась и интенсивность процесса естественного противоэпидемичева-ния. В то же время, недостаточные иммунногенность вакцины и длительность поствакцинального иммунитета при неполном охвате прививками обусловили ежегодный прирост лиц, восприимчивых к инфекции. Накопление сначала 90-х годов достаточно большого количества лиц, не имеющих иммунитета к инфекции и послужило толчком для усиления вирулентных свойств возбудителя.
В целях снижения заболеваемости паротитом проводилось «подчищающая» иммунизация школьников и студентов, ранее не болевших и не привитых без ограничения возраста. В связи с эпиднеблагополучи-ем в школах проводилась ревакцинация вне зависимости от возраста, ревакцинировано 49% от подлежащих. Достижение высокого (99,8%) уровня иммунной прослойки среди детского населения при плановой иммунизации, проведение противоэпидемических мероприятий, естественное проэпидемичевание при высоком уровне заболеваемости и наличии носитель-ства и бессимптомного течения инфекции привело к тому, что в 2000—2011 гг. случаев заболевания эпидемическим паротитом не регистрировались.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ В ВС РФ
Э.П. Соловей, П.И. Огарков, Т.А. Чеснейший, М.И. Ишкильдин, Д.А. Жарков
736ГЦГСЭН МО РФ, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
Сравнение показателей заболеваемости военнослужащих, проходящих службу по призыву и по контракту, выявляют разницу между ними: основной
Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
«мишенью» возбудителей инфекционных болезней человека становятся молодые военнослужащие. Так, средние показатели годовой заболеваемости военнослужащих по призыву за 2005—2009 гг. ветряной оспой, пневмонией, краснухой, эпидемическим паротитом и гриппом суммарно более чем в 10 раз превышают сумму среднегодовых показателей этими инфекциями военнослужащих по контракту за аналогичный период.
Аналогичная картина наблюдается и при сравнении показателей заболеваемости у этих двух категорий военнослужащими острыми бронхитами, синуситами, тонзиллитами, другими острыми респираторными (также этиологически не расшифрованными) заболеваниями, скарлатиной, шигеллезом и другими диарейными заболеваниями, инфекциями кожи и подкожной клетчатки и дерматомикозами.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что у молодых военнослужащих после призыва на военную службу происходит угнетение иммунорези-стентности на фоне активизации механизма передачи возбудителей, прежде всего, аэрозольных и ряда других инфекций. Для ослабления остроты эпидемического процесса среди вновь призванных на военную службу требуется использование средств специфической иммунопрофилактики.
Исходя из вышеизложенного, нами предложено включить в Календарь профилактических прививок военнослужащим ВС РФ средства активной иммунизации против ветряной оспы, кори, ме-нингококковой инфекции для военнослужащих по призыву и краснухи для военнослужащих женского пола. В дальнейшем предпочтительным бы являлось полное соответствие Календаря профилактических прививок военнослужащим ВС РФ и Национального календаря профилактических прививок с проведением вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, силами лицензированных учреждений Минздравсоцразвития РФ по месту жительства призывников на этапе прохождения районных призывных комиссий при военных комиссариатах. Прививочные сертификаты направлять в воинскую часть вместе с документами призывника.
В случае невозможности включения в Национальный календарь отдельного раздела по допризывной вакцинации лиц, подлежащих призыву, необходимо ввести в действие новый календарь профилактических прививок для ВС РФ приказом Министра обороны РФ (лучше — постановлением Правительства РФ), в связи с тем, что новая схема профилактических прививок затрагивает вопросы работы военных комиссариатов, находящихся в ведении субъектов РФ.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕПТОКОККОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
А.Н. Суворов , Г.Ф. Леонтьева, К.Б. Грабовская, И.В. Королева, Т.В. Гупалова , А.Н. Цапиева, Е.И. Ермоленко
ФГБУ НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Санкт -Петербург
К началу 21 века ясно обозначились новые проблемы, требующие решения для осуществления эффективной борьбы с инфекционной патологией. Очевидно, что изменение структуры микробной
заболеваемости, возрастание числа госпитальных инфекций, количества микроэкологических нарушений у пациентов, появление новых эпидемически актуальных штаммов бактерий, устойчивых ко многим антибиотикам, носит ятрогенный характер и требует применения принципиально новых подходов. На примере борьбы со стрептококковой патологией нами предлагаются два основных пути решения проблемы: создание специфических рекомбинант-ных вакцинных препаратов и поиск эффективных бактерий-пробиотиков, обеспечивающих антагонизм к стрептококкам и восстановление микробиоценоза человека. В процессе создания рекомбинатной вакцины против стрептококков, являющихся наиболее распространенными бактериальными патогенами человека, была разработана методология получения, очистки и анализа геннно-инженерных полипептидов на основе поверхностных белков стрептококков, относящихся к факторам вирулентности. В результате были отобраны антигены, обладающие как им-муногенностью, так и протективностью по отношению к стрептококкам групп В и А. Рекомбинантные полипептиды, выделенные из штаммов продуцентов в системе кишечной палочки, не токсичны, хорошо сочетаются с различными адъювантами, с другими вакцинами и иммуногены при различных путях введения. Важной особенностью использования набора полипептидов является возможность обеспечить защиту против штаммов стрептококков, принадлежащих к различным серотипам. Изучение штаммов-пробиотиков, на основе различных видов молочнокислых бактерий, выделенных из пищевых продуктов, позволило выявить штаммы, обладающие выраженным антагонизмом к патогенным стрептококкам групп А и В. Эти свойства пробиотиков позволяют обеспечивать защиту от инфекции. Выяснено, что ведущим фактором антагонизма являются специфические бактериоцины, относящиеся к катионным пептидам. Важной чертой применения таких про-биотиков является их способность купировать дис-биотические состояния, являющиеся неотъемлемым последствием антибиотикотерапии. Возможности применения пробиотиков в качестве векторов вакцинных антигенов для иммунопрофилактики стрептококковых заболеваний обсуждаются.
ПОЛУЧЕНИЕ ГИПЕРИММУННЫХ СТАФИЛОКОККОВЫХ КРОЛИЧЬИХ СЫВОРОТОК
О.Е. Тарасова, Е.А. Асташкина, О.М. Игнатова, Н.А. Михайлова, Л.С. Черкасова, Н.П. Ванеева, Н.Б. Егорова, Е.А. Курбатова, И.М. Грубер
ФГБУ НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, Москва
В предыдущих исследованиях для иммунизации кроликов были использованы стафилококковые формолвакцины или клетки Staphylococcus aureus, инактивированные ацетоном («ацетоновые тела»). Эти препараты вводили внутривенно по схемам: трехкратно с интервалом 2 недели, пятикратно с интервалом 4 дня и четырехкратно ежедневно. При этих схемах титры антител в РПГА со стафилококковым эритроцитарным диагностикумом не превышали 1:320. Поэтому исследования были продолжены и была разработана схема иммунизации, отличавшаяся использованием ацетоновых тел наиболее им-муногенных штаммов S. aureus № № 1986 и 1991, ко-