Научная статья на тему 'Показатели антитоксического иммунитета в популяции здоровых взрослых людей в РФ и некоторых странах Европы'

Показатели антитоксического иммунитета в популяции здоровых взрослых людей в РФ и некоторых странах Европы Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели антитоксического иммунитета в популяции здоровых взрослых людей в РФ и некоторых странах Европы»

2012, Т. 2, № 1-2

Перспективы развития вакцинологии

торые вводили кроликам по схеме, состоящей из 4-х курсов с 2-х недельным перерывом между ними:

I курс — 2-х кратно подкожно 1 раз в неделю по 0,6мг в объеме 0,5 мл;

II курс — 4 дня подряд внутривенно в объеме 0,5 мл дозами 0,4-0,4-0,5-0,6 мг;

III курс — 4 дня подряд внутривенно в объеме 0,5 мл дозами 0,4-0,4-0,5-0,6 мг;

IV курс (при необходимости), аналогичен III-му курсу.

Между курсами проводили пробное кровопускание и определяли титр антител в РПГА. В том случае, если титры титры антител были более 1:2560-1:5120 тотальное кровопускание проводили после третьего курса. Следует отметить, что при низком титре антител после второго курса иммунизации, последующие курсы не приводили к увеличению титра. В связи с этим, на наш взгляд, оптимальным является использование схемы, состоящей из трех курсов иммунизации и, при необходимости, проведение четвертого курса.

Титры полученных сывороток в РПГА после II-го и III-го курсов иммунизации были, соответственно, 1:1024-1:2560 и 1:2560-1:5120.

Разработаны условия ИФА для определения уровня специфических IgG антител в сыворотках животных, иммунизированных антигенами S. aureus. В разведении 1:800 исследуемые сыворотки демонстрировали наибольшие отличия от сывороток ин-тактных животных (ДОП > 2,0).

Полученные сыворотки оказались пригодны для приготовления СОП (стандартного образца предприятия), используемого в процессе приготовления и контроля стафилококковой вакцины «Стафиловак» и «Иммуновак — ВП-4®», в состав которой входит стафилококковый компонент.

ПОПУЛЯЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

И.В. Фельдблюм

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Пермь

Представлены результаты многолетних научных исследований по проблемам вакцинопрофи-лактики, проведенным на кафедре эпидемиологии Пермской государственной медицинской академии. Обсуждаются особенности организации вакцино-профилактики на организменном и популяционном уровнях с дифференциацией стоящих перед ней задач. Научно обосновывается, что реализация вакци-нопрофилактики на организменном уровне решает задачу предупреждения заболевания, а на популя-ционном она — является инструментом демографической политики нашего государства.

Создание с помощью вакцинопрофилактики эпидемического благополучия по целому ряду инфекций лишает врача-эпидемиолога возможности контролировать эффективность вакцинопрофилак-тики по эпидемиологическому критерию и обеспечивать гибкость прививочного календаря. В свете вышеизложенного необходимо внедрение в практику методических и организационных основ управления вакцинопрофилактикой как мероприятием (эпидемиологический надзор за вакцинопрофилактикой).

Расширение спектра используемых МИБП (как отечественных, так и зарубежных) требуют проведения эпидемиологических полевых мультицентровых исследований по их безопасности, иммуногенности и эффективности. Спектр данных исследований в ближайшее время будет расширяться, что требует подготовки кадров, в совершенстве владеющих эпидемиологическим методом исследования и имеющих подготовку по клиническим и иммунологическим проблемам вакцинопрофилактики.

Требуют совершенствования и иммунологические исследования по оценке эффективности проводимой вакцинопрофилактики, изучению иммунологической структуры населения, слежению за скрытопротекающим эпидемическим процессом. Обеспечение безопасности и формирование у населения осознанной необходимости иммунизации, сохранение принципа индивидуализации прививок на организменном уровне при осуществлении массовой иммунизации требует совершенствования мониторинга побочного действия вакцин, оценки информированности населения по проблемам вак-цинопрофилактики и профессиональной компетенции врачей разных специальностей по организационным основам прививочного дела.

ПОКАЗАТЕЛИ АНТИТОКСИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА В ПОПУЛЯЦИИ ЗДОРОВЫХ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В РФ И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Т.Н. Фирсова, Е.А. Шмелева, Л.И. Новикова

ФБУНМНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора, Москва

Последняя эпидемия дифтерии (1993—1996 гг.) показала смещение заболеваемости от детей к взрослым (доля взрослых заболевших составила 74,5—82,2%). В этой связи в Национальные календари профилактических прививок РФ и Финляндии была включена обязательная ревакцинация взрослых через каждые 10 лет после последней ревакцинации подростков в 14 лет. При этом эпидемия охватила только РФ и некоторые страны СНГ, но обошла стороной другие государства, в том числе европейские.

Целью данной работы явилось изучение противодифтерийных антитоксических антител в сыворотках крови здоровых взрослых людей в возрасте от 20 до 50 лет и старше, проживающих в РФ и некоторых странах Европы (Латвия, Литва, Англия, Италия, Финляндия). Для определения антитоксических антител была разработана отечественная тест-система ИФА для выявления антитоксина в абсолютных показателях. Содержание выявляемых антитоксических с помощью отечественной тест-системы в мкг/мл коррелировало с уровнем антитоксических антител в МЕ/мл, выявленных в тех же сыворотках с помощью итальянской коммерческой тест-системы ИФА.

Самые высокие показатели антитоксических выявлены в сыворотках лиц в возрасте 20—30 лет из России и Финляндии (до 769 мкг/мл), где проводится ревакцинация взрослых. Самое низкое содержание антитоксина отмечено в возрасте 20— 40 лет у жителей Италии и Англии (до 103 мкг/мл). С увеличением возраста концентрация антитоксина во всех исследованных сыворотках крови людей снижается и к 41—50 годам и старше регистрируется практически в одинаково низких показателях (от 189 до 16 мкг/мл).

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

Известно, что синтез иммуноглобулинов изоти-па G, в том числе ответственных за противодифтерийную защиту, с возрастом в онтогенезе уменьшается. Высокие показатели антитоксических антител, выявленные после ревакцинации взрослых 20— 30 лет в России и Финляндии, снижаются так же как и у неревакцинированных индивидуумов из других стран. В сыворотках крови взрослых людей из стран, в которых не отмечались вспышки заболевания дифтерией, выявляются антитоксические антитела в низких показателях, что не является свидетельством отсутствия напряженности популяционно-го противодифтерийного иммунитета и, тем более, основанием проведения ревакцинации взрослых. Вероятно, в этом возрасте значительную роль наряду с антитоксическим играет и антибактериальный противодифтерийный иммунитет, в том числе му-козальный.

ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВАКЦИНЫ ЧУМНОЙ ЖИВОЙ ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ

А.А. Фисун, Д.А. Будыка, Е.Л. Ракитина, Г.Ф. Иванова, Н.В. Абзаева, С.Е. Гостищева

ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ставрополь

Применение вакцины чумной живой (ВЧЖ) для специфической профилактики чумы насчитывает уже более 50 лет. Хотя живые вакцины требуют специальных условий хранения, они формируют достаточно эффективный клеточный и гуморальный иммунитет и обычно требуют лишь одно бустерное введение. Оптимумом суммарного воздействия ВЧЖ на макроорганизм следует считать сочетание выраженной иммуногенности с одной стороны и низкой реактогенности — с другой.

Целью настоящего исследования явилось изучение иммунологических свойств экспериментальных образцов чумной вакцины, подверженных воздействию экстремальной температуры 37°С, в течение 6 суток. Выбор данного параметра обусловлен фармакопейной статьей предприятия (ФСП 42-865407), регламентирующей минимальное значение термостабильности ВЧЖ — 4 суток при воздействии температурного фактора в 37°С. Таким образом, мы умышленно превысили минимально допустимое значение данного показателя ВЧЖ. Контролем служит ВЧЖ с оптимальным режимом хранения. Показатели жизнеспособности экспериментальных и контрольных образцов и иммуногенности их на белых мышах и морских свинках исследовали в соответствии с ФСП.

Жизнеспособность опытных образцов уменьшилась в 2,5—3 раза по сравнению с контрольной. Иммуногенность двух серий опытных образцов, выраженная величиной ЕД50, была рассчитана по количеству живых микробных клеток (ж.м.к.): для белых мышей — 8999 ж.м.к. и 5943 ж.м.к. соответственно; контроль серий — 18 860 ж.м.к. и 22610 ж.м.к. соответственно. Для морских свинок — 2012 ж.м.к. и 2262 ж.м.к., а контроль — 7178 ж.м.к. и 7328 ж.м.к. соответственно. Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов, показал, что иммуноген-ная активность опытных образцов оказалась выше контрольных в 2—4 раза. Проведенное исследование на современном этапе развития биотехноло-

гии производства позволяет опираться на работу З.Л. Девдариани (1977) по оптимизации прививочной дозы чумной вакцины, способной вызывать одинаковый иммунологический эффект — 300 и 30 млн ж.м.к.

Полученные результаты, с одной стороны, подтверждают возможность достичь в эксперименте высокого уровня иммунитета на лабораторных животных меньшим числом живых микробов, а с другой стороны, мы убедились, что наличие большего количества убитых микробов в прививочной дозе не вызывало угнетение иммунитета.

ЦЕЛЬНОКЛЕТОЧНЫЕ И БЕСКЛЕТОЧНЫЕ КОКЛЮШНЫЕ ВАКЦИНЫ

Р.П. Чупринина, И.А. Алексеева

ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития РФ, Москва

Для профилактики коклюшной инфекции используют комплексные препараты, содержащие цельноклеточную или бесклеточную коклюшную вакцину. Улучшенный профиль безопасности бесклеточной вакцины послужил основанием для ее широкого использования в развитых странах. Однако, высокий уровень охвата детей прививками бесклеточной вакциной (до 95%) не способствовал снижению заболеваемости коклюшем. С целью выяснения причин создавшейся ситуации исследователи разных стран обсуждают достоинства и недостатки двух коклюшных вакцин — цельноклеточной и бесклеточной.

По мнению экспертов ВОЗ, цельноклеточные и бесклеточные коклюшные вакцины безопасны и эффективны. Цельноклеточные вакцины, в состав которых входят убитые бактериальные клетки, более реактогенны, чем бесклеточные препараты. Отечественная цельноклеточная вакцина содержит в дозе для человека (0,5 мл) 10 млрд коклюшных клеток и ее реактогенность менее выражена по сравнению с зарубежными аналогами, которые содержат 15—20 млрд клеток. Для цельноклеточных вакцин разработан единый критерий оценки специфической активности.

Бесклеточные вакцины значительно различаются по составу: одна доза может содержать от одного до четырех-пяти протективных антигенов; установлено, что вакцина тем эффективнее, чем больше антигенов входит в ее состав. Для бесклеточных вакцин единые методы и критерии оценки иммуно-генной активности не разработаны, что затрудняет проведение сравнительного анализа.

Цельноклеточная вакцина обеспечивает высокий уровень профилактической эффективности (85—90%), бесклеточная — 65—90%. Это можно объяснить разным составом, технологией изготовления и разным типом иммунного ответа. Длительность иммунитета после введения цельноклеточной вакцины и перенесения естественной инфекции составляет 6—12 лет. Длительность иммунитета после введения бесклеточной вакцины — 4—7 лет. Это обусловлено тем, что цельноклеточные вакцины, так же как и естественная инфекция, стимулируют выработку в основном клеточного иммунитета, ответ развивается по ТЫ типу; бесклеточные вакцины стимулируют выработку гуморального иммунитета и ответ развивается по ТИ2 типу. По мнению ряда ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.