Научная статья на тему 'Польское восстание 1863–1864 гг. На страницах журнала «Библиотека для чтения» П. Д. Боборыкина'

Польское восстание 1863–1864 гг. На страницах журнала «Библиотека для чтения» П. Д. Боборыкина Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
577
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.Д. БОБОРЫКИН / P.D. BOBORYKIN / Н.Н. ВОСКОБОЙНИКОВ / ЖУРНАЛ "БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ" / ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1863–1864 ГГ. / N.N. VOSKOBOINIKOV / "BIBLIOTEKA DLYA CHTENIYA" MAGAZINE / INSURRECTION IN POLAND OF 1863–1864

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесникова Елена Витальевна

В статье идет речь об освещении восстания в Польше 1863–1864 гг. в журнале П.Д. Боборыкина «Библиотека для чтения». Анализируется ситуация в журналистике 1860-х годов, позиции редакторов журналов по польскому вопросу. Описывается полемика, которую журнал вел с изданиями М.Н. Каткова, и прежде всего с его журналом «Русский вестник». Делается вывод о том, что в вопросе о свободе Польши журнал Боборыкина придерживался демократических позиций, был сторонником точки зрения, выраженной в журнале «Колокол» А.И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The insurrection in Poland (1863–1864) on the pages of P.D. Boborykin’s journal «Biblioteka dlya chteniya»

The article tells us about the way in which the insurrection in Poland, 1863–1864, has been viewed in P.D. Boborykin’s “Biblioteka dlya Chteniya” magazine. The situation in Russian journalism of the 1860s is also analysed in the article, as well as the position of the Russian editors-in-chef of the leading national periodicals concerning the so-called Polish question. The author of the article describes polemics between “Bibilioteka dlya Chteniya”, on the one hand, and M.N. Katkov’s editions, on the other (starting, first of all, from the “Russkiy Vestnik” magazine). The author of the article comes to the conclusion that speaking about freedom of Poland Boborykin’s magazine stood on the democratic grounds and supported in that respect A.I. Gertsen’s “Kolokol” magazine.

Текст научной работы на тему «Польское восстание 1863–1864 гг. На страницах журнала «Библиотека для чтения» П. Д. Боборыкина»

Е.В. Колесникова

ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1863-1864 гг. НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ» П.Д. БОБОРЫКИНА

В статье идет речь об освещении восстания в Польше 1863-1864 гг. в журнале П.Д. Боборыкина «Библиотека для чтения». Анализируется ситуация в журналистике 1860-х годов, позиции редакторов журналов по польскому вопросу. Описывается полемика, которую журнал вел с изданиями М.Н. Каткова, и прежде всего с его журналом «Русский вестник». Делается вывод о том, что в вопросе о свободе Польши журнал Боборы-кина придерживался демократических позиций, был сторонником точки зрения, выраженной в журнале «Колокол» А.И. Герцена.

Ключевые слова: П.Д. Боборыкин, Н.Н. Воскобойников, журнал «Библиотека для чтения», Польское восстание 1863-1864 гг.

Художественное творчество Петра Дмитриевича Боборыкина хорошо изучено1. Однако из поля зрения исследователей практически выпала еще одна сфера деятельности Боборыкина -его журналистская и редакторская деятельность. Отчасти это связано с тем, что в годы советской власти он был признан «буржуазным» писателем. Журнал, который он издавал, «Библиотека для чтения», оказался убыточным, и это тоже не способствовало исследовательскому интересу.

Между тем журналистская и редакторская деятельность Боборыкина безусловно достойны изучения: без этого наши представления об историко-культурной ситуации второй половины XIX в. заведомо будут неполными.

Ярчайший пример такой неполноты - рассуждения исследователей о ситуации в отечественной журналистике, сложившейся в результате Польского восстания 1863-1864 гг. Современный исследователь, рассуждая о самоопределении русских журналистов по отношению к польскому вопросу, выделяет «в русской публицистике 60-х годов» «четыре основных направления»: 1) славя-

© Колесникова Е.В. 2013

нофильское и почвенническое направление; его представители искали национальные идеалы в духовных, нравственных началах, отождествляя понятия русскости и православия, для них была характерна идеализация русской нации и признание ее всемирной исторической миссии (газеты И.С. Аксакова «День», «Москва», «Москвич», «Русь», журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха»); 2) консервативно-монархическое направление (или государственный национализм) тесно связывало развитие нации с ее государственным, самодержавным началом, выступало с идеей преобразования Российской империи в национальное русское государство (издания М.Н. Каткова «Московские ведомости» и «Русский вестник»); 3) либерально-буржуазное направление стремилось к конституционному преобразованию Российского государства по западноевропейскому образцу, к созданию гражданского общества и политической нации (журнал М.М. Стасюлевича «Вестник Европы»); 4) революционно-демократическое направление выступало с социально-революционными лозунгами, стремилось с помощью социальной революции создать новую русскую свободную нацию без сословий и монарха (журнал А.И. Герцена «Колокол», журнал Н.А. Некрасова и И.И. Панаева «Современник»)2.

Однако, во-первых, самоопределение, о котором рассуждает исследователь, произошло далеко не сразу. А во-вторых, в перечне отсутствует журнал «Библиотека для чтения» - и это серьезное упущение, поскольку позиция Боборыкина оказалась в 1863 г. выраженной достаточно ярко.

В данной работе будут проанализированы две статьи, опубликованные в «Библиотеке» и посвященные польскому вопросу, -«Польское дело» и «Польша и наша публицистика» (состояла из двух частей). Об обстоятельствах появления этих статей в журнале Боборыкин вспоминал впоследствии: «Журнал попал в мои руки как раз к тому моменту, когда польское восстание разгорелось и перешло в настоящую партизанскую войну. Польской литературой и судьбой польской эмиграции он (Н.Н. Воскобойников, сотрудник журнала; с 1865 г. - соиздатель «Библиотеки для чтения». - Е. К.) интересовался уже раньше и стал писать статьи в "Библиотеке", где впервые у нас знакомил с фактами из истории польского движения, которые повели к восстанию. Он читал по-польски. <...> Он дельно и в хорошем тоне составлял ежемесячное обозрение с такими подробностями и цитатами с польского, каких нигде в других журналах не появлялось, даже и в тех, которые считались радикальнее во всех смыслах, чем наш журнал»3.

Таким образом, автором этих статей, по свидетельству Боборы-кина, был журналист Николай Воскобойников - офицер, служивший в то время в Польше и занимавшийся организацией безопасности железных дорог.

***

Восстание в Польше, начавшееся в январе 1863 г., вызвало смятение и среди власть имущих, и среди журналистов. Для императора Александра II это восстание было изменой по отношению лично к нему. «Александр II, вступив на престол, ослабил режим военной диктатуры, установленный в Царстве Польском после подавления восстания 1830-1831 гг. По амнистии на родину вернулось 9 тысяч бывших участников восстания. Цензура выпустила в свет сочинения ранее запрещенных писателей, разрешила выпуск неправительственных журналов и газет. Католическая церковь получила самостоятельность, получила свободу и оппозиция. В 1857 г. власти утвердили устав Общества землевладельцев во главе с графом А. Замойским - сторонником мирного обретения независимости. Польские деятели требовали восстановить конституцию, дарованную Александром I в 1815 г., передать Царству земли Речи Посполитой до Днепра и Западной Двины и вернуть краю полную независимость», - пишет современный исследователь4.

Петербургские журналы и газеты в первые полгода восстания писали о польских событиях по преимуществу информационные заметки, не зная, как правильно реагировать на происходившее. В этой атмосфере в июне 1863 г. в «Библиотеке для чтения» появляется большая статья «Польское дело»5. Ее автор приводит подробности из истории Польши до и после вхождения в состав России, подробно анализирует причины и ход восстания. Однако однозначного вывода о том, на чьей стороне правда, в статье нет. Очевидно, что Воскобойникову с Боборыкиным, как и другим журналистам, политический расклад был понятен не до конца.

Однако по мере «разгорания» польского восстания и в общественном мнении, и в журналистике разгорались эмоции. Консервативно-монархическое направление, выраженное в изданиях Каткова, постепенно занимало лидирующие позиции. В марте 1863 г. Катков утверждал: «Оставлять за Польшей какую-либо политическую особенность значило бы понапрасну питать в польской национальности несбыточные надежды на восстановление польского королевства и тем поставлять ее в враждебные отношения к России, делать ее смертельным нашим врагом и подготовлять для будущего возможность новых восстаний, новых кровопролитий»6.

И хотя поначалу его позиция не была поддержана журналистами, к концу лета 1863 г. такая позиция стала общепринятой. Более того, по мнению специалистов, именно позиция Каткова в итоге и предопределила решительные действия правительства7.

Главным врагом в польском вопросе для Каткова был Герцен, знаменитый журналист и политический эмигрант, издатель газеты «Колокол». Задолго до событий 1863 г. он был сторонником польской независимости и призывал русских «соединиться» «с поляками в общую борьбу "за нашу и их вольность"». «Чего хочет Польша? - писал он. - Польша хочет быть свободным государством, она готова быть соединенной с Русью, но с Русью тоже свободной... Для того, чтобы соединиться с нею, ей необходима полная воля. Поглощение Польши царской Россией нелепость, насилие... Польша, как Италия, как Венгрия, имеет неотъемлемое, полное право на государственное существование, независимое от России»8.

В августе 1863 г., когда позиции определились достаточно четко, в «Библиотеке для чтения» выходит статья «Польша и наша публицистика»9.

На взгляд автора статьи, ситуация в Польше была очень сложной: все пришло в упадок, в том числе литература, искусство, наука и промышленность. «Польша когда-то была, на короткое время, одною из передовых держав в деле просвещения, а теперь что сталось с польскою наукою, с польским искусством, с польской общественною жизнью, торговлею и промышленностью?.. Вся теперешняя польская жизнь обращена к прошедшему, которое вдохновляет...»10

После описания положения Польши автор переходит к обзору петербургских периодических изданий и отмечает, что раньше в них публиковались небольшие сводки о восстании, а журналисты не брались за какие-либо рассуждения и мысли по этому вопросу. Теперь, когда общественное мнение сформировалось, публицисты стали писать большие статьи и не боятся высказывать свою точку зрения.

Первым в ряду публицистов автор статьи «Польша и наша публицистика» упоминает Каткова. Он считает статьи Каткова необъективными, поскольку они носят политический, «партийный» характер. Верную оценку происходившему в Польше там не следует искать, так как мнение Каткова меняется согласно его политическим целям: «В его статьях не для чего искать всесторонней оценки польского вопроса», оценки Каткова «беспрестанно меняются. сообразно той цели, которая непосредственно имеется в виду»11.

В статье также анализируются взгляды Аксакова, редактора газеты «День». По мнению автора статьи, Аксаков занял чисто ли-

тературную позицию и предлагал полякам решить вопрос простой полемикой. Редактор «Дня» считал, что в Польше нужно строить как можно больше русских церквей, школ или хотя бы поддерживать их, чтобы в будущем избежать таких волнений. Однако из-за отсутствия четкой политической позиции Аксакова его «мнения» проигрывают «мнениям» Каткова.

Позиция самого Воскобойникова выражена достаточно жестко и сближается с позицией Герцена: «Что бы ни сделалось с Польшей, нам, во всяком случае, необходимо остаться самим по себе. Для нашего собственного развития Польша нам не нужна... Польский вопрос определился теперь с совершенною ясностью, и до сих пор минута очень удобна для того, чтобы мы дали ему истинное решение. Если бы мы сумели решить польское дело, то за нами бы осталось удивление всего мира, и к нам бы пришла, наконец, благодарность самой Польши»12.

Кстати, упоминается в данной статье и сам Герцен - как антипод Каткова. Каткову в вину ставятся его конспирологические выкладки: «"Русский вестник" признал за господином Герценом огромное влияние, перед которым "все снимали шляпы и кланялись", он заговорил даже о целой "партии беспорядка", о ее "интриге" и занял относительно всех сюда относящихся явлений положение противного лагеря»13. Естественно, автор уверен, что никакой «партии беспорядка» на самом деле не существует.

В октябрьском выпуске «Библиотеки для чтения» публикуется продолжение статьи «Польша и наша публицистика» - теперь она имеет подзаголовок «Справедливо ли обвинение по польскому делу, возведенное г. Катковым на петербургскую журналистику»14. Опубликованная тогда, когда восстание было уже практически подавлено, а общественное мнение требовало покарать «изменников», она представляла собою попытку защититься как раз от обвинений в измене.

Собственно, статья является ответом Каткову, который первым разглядел «измену» среди собратьев по перу. К измене он приравнял «молчание», которым ответила российская печать на начало восстания. «Позволяем себе думать, что мы имеем не только право, но и обязанность отвечать на страшное обвинение в измене, в нелюбви к родному народу»15, - парирует эти обвинения автор статьи в «Библиотеке для чтения».

Автор утверждает, что периодические издания никогда не «молчали» о польском вопросе, а то, что Катков принимал за «молчание», на самом деле является «сбивчивостью и замешательством». Автор разбирает статьи Каткова, которые он писал в первые недели

польского восстания, и приходит к выводу о том, что «замешательство» было свойственно ему точно так же, как и другим издателям. «При начале восстания, - утверждает автор, - г. Катков, теперешний руководитель общественного мнения, не имел никакого ясного представления о польском деле. Он не знал тогда ни сущности притязаний польской народности, ни замыслов польской партии действия, ни выработанного ею плана для борьбы»16. Этих «ясных представлений» у издателей не было потому, что до восстания журналисты практически не давали себе труда узнать, чем живет Польша.

Не отказываясь в целом от своей позиции, выраженной в первой части статьи, Воскобойников, тем не менее, склонен объяснять ее теми же ошибками.

***

Соответственно, можно сделать следующий вывод: классификацию российских периодических изданий - в их отношении к польскому вопросу - следует дополнить, включив в нее «Библиотеку для чтения», разделявшую демократические воззрения на польские события.

Следует также признать: Воскобойников как публицист был смелым полемистом с ярко выраженной политической позицией. Безусловно, творчество этого публициста нуждается в самом тщательном дальнейшем изучении.

Кроме того, следует учитывать: в истории с публикациями, посвященными польскому восстанию, Воскобойникова безусловно поддерживал сам Боборыкин, издатель «Библиотеки для чтения». «Когда я много лет спустя просматривал эти статьи в "Библиотеке", я изумлялся тому, как мне удавалось проводить их сквозь тогдашнюю цензуру <...> С студенческих лет я имел симпатии к судьбам польской нации, а в конце 60-х годов в Париже стал учиться по-польски и занимался и языком и литературой поляков в несколько приемов, пока не начал свободно читать Мицкевича», - утверждал он в мемуарах17.

Примечания

1 См., напр.: Чупринин С.И. Начало века: Москва начала XX столетия глазами русских писателей. М.: Московский рабочий, 1988; Виленская Э, Ройтберг Л. [Вступительная статья] // Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 т. М.: Худ. лит., 1965. Т. 1. С. 5-26; Сараскина Л.И. Модный писатель в салоне и дома (версия П.Д. Боборыкина) // Знамя. 1998. № 4. С. 205219; Щеблыкин С.И. П.Д. Боборыкин - критик и теоретик литературы. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004 и др.

2 Иванова С. Обсуждение «польского вопроса» на страницах периодических изданий 60-х годов XIX века // Rocznik Instytutu Polsko-Rosyjskiego. Wroclaw, 2012. № 1 (2). С. 12.

3 Боборыкин П.Д. За полвека [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://az.lib.ru/b/boborykin_p_d/text_0060.shtml (дата обращения: 26.04.2012).

4 Воронин Е.В. Польское восстание 1863-1864 гг. [Электронный ресурс] // Слово: Православный образовательный портал. URL: http:// www.portal-slovo.ru/history/35317.php (дата обращения: 30.01.2012).

5 [Воскобойников Н.Н.] Польское дело // Библиотека для чтения. 1863. Июнь. С. 1-64.

6 Московские ведомости. 1863. № 69. 28 марта.

7 Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.: Наука, 1978. С. 30.

8 Герцен А.И. Поляки прощают нас... // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М.: АН СССР, 1957. Т. 12. С. 93; Он же. Россия и Польша // Там же. Т. 14. С. 18.

9 [Воскобойников Н.Н.] Польша и наша публицистика // Библиотека для чтения. 1863. Август. С. 87-130.

10 Там же. С. 89.

11 Там же. С. 111.

12 Там же. С. 129-130.

13 Там же. С. 106.

14 [Воскобойников Н.Н.] Польша и наша публицистика: (Справедливо ли обвинение по польскому делу, возведенное г. Катковым на петербургскую журналистику) // Библиотека для чтения. 1863. Октябрь. С. 142.

15 Там же. С. 145.

16 Там же. С. 151.

17 Боборыкин П.Д. За полвека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.