Владислав БАРТОШЕВСКИ,
Министр иностранных дел Республики Польша
ПОЛЬСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (взгляд из Варшавы)*
История отношений между нашими народами, наша общая история - дело непростое, нелегкое. Да, из нее можно выделить моменты, говорящие о враждебности и обиде. Можно, наоборот, сконцентрироваться на событиях, свидетельствующих о дружбе. Однако уверен, что в обоих случаях мы имели бы дело с чем-то необъективным, то есть с манипуляцией истиной. А такая манипуляция всегда опасна: в конечном счете она усугубляет неприязнь.
Нам знакомы зловещие последствия сглаживания правды о прошлом ради временных интересов. Нам знакомы также мифотворцы, для которых сопротивление правде стало основой существования. Их деятельность вредит всем нам. Мне бы хотелось поблагодарить тех россиян, кто хотел и сумел сказать правдивое слово о Катыни, придав нашим взаимоотношениям духовное, нравственное измерение.
Верно, история польско-российских отношений - непростое дело. Значит ли это, что оно нам непосильно? Если да, не лучше ли освободиться от бремени тех времен и, забыв, убежать в будущее? Мой ответ: "Нет, не лучше! Я отвечаю так как бывший узник концлагеря "Аушвиц" и заключенный сталинского режима, зная, что наши народы объединяет общность страдания, о чем нельзя забывать ни в коем случае. Кем бы мы стали без этой памяти?
С другой стороны, кем бы мы стали, поддавшись целиком бремени прошлого и отрицая, таким образом, лучшее будущее?
Нашим отношениям следует придать большую прозрачность и, более того, считать это важной духовной, нравственной и политической задачей, обязательной для обеих сторон.
Давайте о фактах говорить просто: за последнее десятилетие Польша вступила на путь принципиальных политических и экономических реформ, стала членом Североатлантического пакта и вскоре станет членом Европейского Союза. Россия тоже начала сложный процесс трансформации и мужественно его продолжает. Мы, поляки, хорошо знаем, какая Россия нужна Польше: демократическая, стабильная, материально обеспеченная, определяющая свои цели на прозрачном языке добрососедства. Мы уверены, что и у россиян такие же ожидания в отношении Польши. Оба народа заинтересованы в том, чтобы наши отношения развивались в духе дружбы, равноправия и взаимного уважения, в соответствии с подписанным в Москве Договором от 22 мая 1992 года. Итак, существует некий общий знаменатель: понимание стремлений соседа. Думается, что важным шагом к такому пониманию стал визит в Варшаву министра иностранных дел Российской Федерации господина И. Иванова в ноябре 2000 года.
На обогащение содержания наших отношений должно влиять беспристрастное, рациональное толкование двух факторов. Первый их них - это факт образования в непосредст-
* Выступление В. Бартошевски 6 февраля 2001 г в Дипломатической академии МИД РФ, г.
Москва.
венном соседстве с Польшей новых государств: Беларуси, Украины и Литвы. Их независимость является неотъемлемой частью политического ландшафта Европы. Поэтому укрепление стабильности и безопасности, равно как и продолжение демократических и рыночных преобразований в этих государствах, обеспечивает и наше благополучие, и интересы региона в целом. Вторым по исторической последовательности фактором является членство Польши в Североатлантическом пакте и, в обозримом будущем, присоединение к Европейскому Союзу.
Наше присутствие в НАТО, поддержанное волей всех польских политических группировок, левых и правых, укрепляет возможность построить наилучшие отношения со всеми соседями. Здесь хотелось бы напомнить слова моего предшественника на посту министра иностранных дел Республики Польши, профессора Бронислава Геремека, сказавшего в Российской академии наук в январе 1999 года: «Как наиболее выдвинутого на Восток члена НАТО, Польшу, используя терминологию времен "холодной войны", назвали бы "фронтовым государством". Так вот, мы не пользуемся и не хотим пользоваться терминологией "холодной войны ". Более того, мы хотим либо избежать восприятия нас как приграничного государства, либо придать этому определению новый, положительный смысл». Это включает, в частности, польско-российское взаимодействие в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в рамках Постоянного совета НАТО - Россия, Совета евроат-лантического партнерства и программы Партнерство ради мира.
Позиция Польши в этом отношении была всегда четкой и последовательной: будучи европейской страной, мы видим необходимость развивать европейскую оборонную и политическую идентичность; как государство НАТО, обремененное некоторым историческим опытом, мы будем стремиться к поддержанию дееспособности этого Союза.
Вместе с тем Польша, действуя на благо международной безопасности, не огранивает обеспечение своей безопасности приверженностью лишь одному форуму - НАТО. Мы участвуем также в мероприятиях, предпринимаемых ООН и ОБСЕ. Большое значение придается нами ратификации и обновлению соглашений в сфере контроля над вооружениями и разоружением, мерам укрепления доверия, равно как и выполнению обязательств, вытекающих из документов ОБСЕ. Мы поддерживаем многосторонние усилия в области разоружения и контроля над вооружениями, а также меры по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Народы не выбирают своей цивилизационной принадлежности и культурной идентичности. Польша на протяжении тысячи лет формировала свой облик, исходя из католицизма и римского права. Принадлежность Польши к Западу не есть результат случайных обстоятельств ее судьбы, а факт исторический. Поэтому немногое смогли изменить как разделы ее территории, так и панславистские заклинания, в частности составленные с помощью ленинской терминологии.
Здесь мне бы хотелось остановиться на польском понимании объединенной Европы. Казалось бы, попытка "обустроить" Европу, еще не принявшую нас в лоно своих интегрированных пятнадцати стран, есть проявление мегаломании Польши. Однако хочу напомнить, что так называемое "возвращение в Европу" было сутью мирной революции, совершившейся в 1989 году в Центральной Европе. Мы тогда устранили "железный занавес", прекратили существование двух противоборствовавших лагерей. Новое, подлинное объединение Европы потребовало преодолеть наследие Ялты, обеспечить мир, безопасность, демократию и развитие, войти в эту немного идеализированную сферу общих ценностей и общей преемственности. Практическим следствием осуществления идеала стало желание включиться в интеграционный процесс. Однако Польше не безразлично, в какой Евросоюз она будет принята в качестве полноправного члена. Поэтому мы выдвигали также собст-
венные предложения, указывая, в какой Европе мы заинтересованы. Республика Польша, которая в 1989 году сбросила бремя действовавшей в течение 45 лет идеологии, заявила о готовности осуществлять на практике ценности западной демократии, правового государства, свободного рынка, прав человека, открытого общества.
Решив, что Европейский Союз в состоянии эти ценности развивать и распространять, Польша ожидает, что эта организация будет углублять интеграцию своих членов на всех уровнях, сохранять сбалансированность и гармоничность без доминирования кого-либо и, наконец, будет открытой для новых членов не только потому, что мы опасаемся неудобств статуса "фронтового государства". Мы намерены ходатайствовать о возможности полноправного участия в очередных этапах реформирования Союза. Реформу мы понимаем как шанс для увеличения эффективности его деятельности и укрепления общности, основанной на солидарности.
Как присоединение Польши к НАТО, так и вступление Польши в Евросоюз иногда вызывает опасения, что это приведет к превращению нашей восточной границы в барьер, усложняющий взаимодействие, ограничивающий контакты. Невозможно представить, чтобы такие опасения вытекали из добросовестного анализа фактов, связанных с развитием отношений Польши со "старыми" членами Европейского Союза. Наша западная граница уже давно стала хорошим примером взаимодействия по всем вопросам, которые интересуют добрых соседей. И если бы меня спросили, как я определяю доброго соседа, то я ответил бы так: в то время как злому соседству свойственны такие понятия, как доминирование, враждебность, зависть, доброе соседство руководствуется правилом обоюдной выгоды. Итак, все дело состоит не в дальнейшем перечислении опасений, а в выработке языка объединяющих нас интересов и в их эффективном осуществлении. К примеру, мы знаем, что будущее членство Польши в Евросоюзе вызвало по восточную сторону нашей границы обеспокоенность, связанную с перспективами передвижения граждан. "Если открыли границу, то наверняка ее закроют" - так сказал бы Лазик Ройтшванец из ценимого в Польше романа Ильи Эренбурга. Отнюдь нет! Стандарты государств шенгенской группы не нацелены на блокирование передвижения граждан и идей, а их честная реализация послужит на благо безопасности всех сторон. Давайте введем принципиальную поправку, которая звучит так: "Если открыли границу, то для того, чтобы она была открытой»!
Вот другой пример: собственными усилиями в 90-е годы мы создали современную договорную инфраструктуру. С 1992 года у нас подписаны правительственные соглашения, в соответствии с которыми предоставляются возможности для регионального и трансграничного сотрудничества. Более того, в результате проведенной в Польше административной реформы воеводы получили широкие полномочия по установлению внешних связей. Мы готовы. Как в свете этого выглядит вопрос сотрудничества Польши с Калининградской областью? Достигло ли оно выгодного для обеих сторон уровня? А ведь это более широкий вопрос - речь идет о реализации в рамках взаимодействия государств Балтийского моря под эгидой Европейского Союза экологических программ, программ по здравоохранению, образованию, развитию местного самоуправления и по содействию инвестициям. Короче говоря, процесс расширения Союза на восток - это расширение зоны стабильности и благосостояния, что, несомненно, будет на пользу соседям.
Хочу вас проинформировать, что мы с удовлетворением приветствуем сообщение о принятии Европейской комиссией коммюнике на тему взаимодействия Европейского Союза с Калининградской областью. Главная цель доклада Комиссии сводится к тому, чтобы указать на совместные возможности для решения проблем, с которыми в настоящее время борется эта область и которые могут возникнуть в будущем. Понятно, что после расширения Евросоюза на восток Калининградская область станет российской анклавом, что может
привести к возникновению у ее жителей проблем, связанных с проездом через территорию Евросоюза, а также возможными осложнениями для торговли.
Польша вместе с Литвой будет участвовать в открывшемся по инициативе Евросоюза обсуждении этих проблем, стремясь выработать лучшие из лучших решения по сотрудничеству Калининградской области с Евросоюзом. Географическая близость этой части Российской Федерации к Европейскому Союзу создает для Калининградской области и непосредственно граничащих с ней государств широкие перспективы взаимодействия в решении существенных проблем региона.
Польша как будущее союзное государство будет развивать углубленное партнерство России и Европейского Союза, считая вопросы Калининградской области элементом устранения экономических и социальных преград на европейском континенте. Будущая восточная граница ЕС не станет, таким образом, новым "железным занавесом", наоборот, она будет способствовать более глубокому сотрудничеству стран-членов с соседями Союза.
Благодаря проведенной после 1989 года глубокой трансформации внутренней жизни Польша добивается сегодня значительных хозяйственных успехов, подтверждением чему служат уже несколько лет подряд высокие показатели роста, модернизации экономики, повышения уровня конкурентоспособности, создания надежных основ рыночного хозяйства и вслед за этим - благосостояния граждан. Заметно ускорение процесса интеграции Польши с Евросоюзом. С другой стороны, Польша продолжает оставаться важным экономическим партнером России в Центральной Европе. Поэтому представляется очевидным, что в рамках Совместной польско-российской комиссии по делам торговли мы должны содействовать развитию нашего экономического сотрудничества. Для того чтобы это осуществилось, необходимо завершить процесс ратификации соглашения об охране инвестиций, адаптировать формы и сферы сотрудничества к стандартам, связанным с ожидаемым вступлением Польши в Евросоюз, а также определить возможности увеличения экспорта польских товаров на российский рынок.
Мы надеемся на рост товарооборота между Россией и Европейским Союзом, благодаря чему Польша получит неизмеримую выгоду. Мы будем также пользоваться возможностями, которые открывает инициатива Северного измерения Евросоюза. В наших интересах, как и в интересах континента в целом, сочетать инициативы по Северному измерению с коммуникационными и транспортными инициативами по трассе Черное море - Балтика. Таким образом, в экономических и торговых отношениях наша страна может сыграть роль связующего звена между Европейским Союзом и Российской Федерацией, тем более, что Польшу пригласили принять участие в реализации Совместной стратегии Евросоюза в отношении России. Мы заинтересованы в успешном проведении хозяйственных реформ в России в направлении свободного рынка; мы поддерживаем ходатайство Российской Федерации о членстве в ВТО. Я повторю: исходя из своего многовекового опыта, Польше нужна Россия стабильная, материально обеспеченная, демократическая. Расширение НАТО и Европейского Союза представляет собой обращенное к России предложение о совместном строительстве европейской архитектуры безопасности и экономического пространства.
Недавно я пересматривал материалы прессы последних десяти лет о наших взаимоотношениях. По большинству из них я смог сделать вывод, что мы очень мало знаем друг о друге. А еще, что знанию и пониманию мешают пустые стереотипы. Как говорится, слово молвишь - не воротишь, либо иначе: что написано пером - не вырубишь топором. Вот читаю я в публикациях с обеих сторон такие несложные слова о "традиционной неприязни поляков к России" и думаю: раз так, то почему именно в свободной Польше "Мастер и Маргарита" Михаила Афанасьевича Булгакова стоит в школьном списке обязательного чтения? Почему в объявленных польскими газетами опросах на важнейшее литературное произве-
дение XX века роман "Мастер и Маргарита" занимал первые места? Почему именно в Польше два года назад были изданы - впервые в мире - дневники и сценарии Андрея Арсеньевича Тарковского, почему стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама вызывают неустанный восторг польских читателей? Как объяснить, что прошедшие через различные репрессии коммунистического режима польские интеллигенты, которых обвиняли в антироссийской деятельности, издают сегодня при поддержке польской Национальной библиотеки ежемесячник "Новая Польша", адресованный российским элитам, где публикуется беспристрастная информация о наших успехах и трудностях? Мы были бы рады подобной инициативе с российской стороны.
Достаточно ли этого? Крах коммунистической системы открыл возможности для свободного диалога между нашими народами, диалога, который должен найти отражение не только в культурном обмене, но и в совместных общественных инициативах. Мы готовы придать такому сотрудничеству соответствующее измерение. Пора, пожалуй, нашей молодежи, свободной от бремени наследия трудных времен, знакомиться без посредников. Этому могло бы способствовать осуществление идеи создания Дома встреч молодежи Польши и России. Наступило время откровенного разговора, который должны вести творческая общественность, неправительственные организации, средства массовой информации.
Хватит ли нам мудрости и силы в этих делах? Имея за спиной такой опыт, хороший и злой, какой пришелся на мою судьбу и который, как говорят, учит реалистичной осторожности... я хочу остаться оптимистом.