https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.5
Борисова Алла Александровна
"Польский вопрос" в политике России в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)
В статье анализируются планы России по решению "польского вопроса" в годы Первой мировой войны. Автором рассматриваются предпосылки образования Польши, а также описывается позиция России по вопросам создания Польского государства. Делается вывод о том, что "польский вопрос" на начальном этапе войны не играл существенной роли в политике Российской империи. Однако Февральская революция в России и итоги Первой мировой войны перевели польскую проблему в международную плоскость, дав возможность западным державам создать польское государство. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/1 /5.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 30-33. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 94(438).071"1914-1918" Дата поступления рукописи: 06.12.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.5
В статье анализируются планы России по решению «польского вопроса» в годы Первой мировой войны. Автором рассматриваются предпосылки образования Польши, а также описывается позиция России по вопросам создания Польского государства. Делается вывод о том, что «польский вопрос» на начальном этапе войны не играл существенной роли в политике Российской империи. Однако Февральская революция в России и итоги Первой мировой войны перевели польскую проблему в международную плоскость, дав возможность западным державам создать польское государство.
Ключевые слова и фразы: «польский вопрос»; Первая мировая война; Польский национальный комитет; Николай II; С. Сазонов.
Борисова Алла Александровна, к.и.н.
Воронежский государственный университет инженерных технологий [email protected]
«Польский вопрос» в политике России в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)
Первая мировая война стала одним из переломных событий в истории, приведших к распаду империй, созданию новых национальных государств и изменению всей политической карты мира. Чрезвычайная актуализация национального вопроса в контексте общественно-политического развития ведущих стран мира определила содержание целых исторических периодов, оказала воздействие на формы государственного правления. Ярким примером из отечественной истории является трудно оспоримый факт взаимосвязи главных причин системных кризисов российской государственности 1917 и 1991 гг., приведших к ее краху, и неразрешенного «национального вопроса». Также не вызывает сомнения то, что нынешняя проблематика межнациональных отношений выступает в качестве существенного фактора, дестабилизирующего общественно-политическое развитие.
В основе данной статьи лежит исследование поэтапной актуализации «польского вопроса» с точки зрения отечественной и зарубежной историографии. Целью исследования является сравнительно-исторический анализ особенностей развития «польского вопроса» в период Первой мировой войны и его послевоенного конструктивного разрешения. Научная новизна данной работы состоит в рассмотрении эволюции позиции России в отношении «польского вопроса» под влиянием Первой мировой войны и Февральской революции, а также в признании факта, что окончательное решение «польского вопроса», закончившегося созданием суверенного государства Польши, осуществилось исключительно при поддержке западных держав.
До 1918 года Польша не существовала как суверенное государство, входила в состав России, Германии и Австро-Венгрии. В Привислинском крае, принадлежавшем Российской империи, лишенном автономии и самоуправления, реализовывалась политика государственной интеграции без изменения этнического населения, путем проведения русской колонизации. А по словам лидера крупнейшей партии Национальной демократии (эндеки) Романа Дмовского, в Российской империи, владеющей польскими землями, «польский вопрос» оставался вопросом внутренним, касающимся исключительно каждой отдельной державы и не допускающим никакого вмешательства извне [3, с. 2]. Отсюда и становится очевидным, что в начале Первой мировой войны «польский вопрос» во внутриполитической повестке Российской империи не считался значимым, находился в поле зрения российских дипломатов [11, а 368] и связывался изначально с российской либерализацией, коснувшейся и поляков. Целью либерализации поляков стал стремительный рост интереса к их пребыванию в Российском государстве. Об этом свидетельствуют мемуары министра иностранных дел С. Сазонова, который был настроен пропольски и пытался «бросить луч света в темноту русско-польских отношений», утверждая, что в массе населения русской Польши не было никакой ненависти к России [Там же, а 383]. Несмотря на необходимость проведения курса либерализации, в частности реформирования государственного управления в самоуправление, повсеместного введения польского языка, Николай II занял выжидательную позицию. В противовес этому великий князь Николай Николаевич 14 сентября 1914 г. обратился к полякам с манифестом о необходимости объединения под «скипетром русского царя» польских земель и создания свободной Польши в вере, языке, самоуправлении [7, а 236].
Названные выше действия повлияли на судьбу «польского вопроса», а обращение Николая Николаевича имело определенные последствия. С одной стороны, манифест был воспринят поляками положительно, о чем свидетельствует всплеск настроений государственного патриотизма и энтузиазма в обществе в отношении скорого обретения автономии. Польские политические партии выступили в поддержку России против Центральных держав, однако им недоставало официальных заверений Николая II в отношении поляков и конкретных шагов по улучшению русско-польских отношений [12, а 386]. С другой стороны, манифест стал рассматриваться как изложение русской позиции по крайне важному «польскому вопросу», накладывал определенные моральные обязательства на российские власти, пресекая замалчивание и игнорирование
«польского вопроса» в будущем [10, с. 72-73]. Николай II был вынужден одобрить манифест, подписав указ об объединении польского народа. Таким образом, решение «польского вопроса» осталось внутриполитической проблемой, разрешение которой было не первостепенно, а потому отложено.
1915 год отмечен еще более сдержанным отношением к «польскому вопросу». С целью сохранения финансовой системы, внешней политики и армии Польши было решено создать согласительную комиссию, в состав которой вошли представители польской и российской сторон. Однако это не дало никакого результата: на предложения поляков предоставить им неограниченные национальные права российская сторона ответила категорическим отказом. Министр иностранных дел С. Сазонов продолжал совершать попытки решить «польский вопрос» собственными силами, опасаясь перехода проблемы в международную плоскость. Он считал, что именно Россия должна дать Польше не пустые обещания о свободе религии, культуры, а предложить форму государственного устройства, основанную на полном внутреннем самоуправлении [11, с. 382]. Однако Совет министров вынес заключение, что в условиях военного времени проект по «польскому вопросу» является несвоевременным. Таким образом, к 1915 г. решение «польского вопроса» в России было «заморожено» до лучших времен, а именно до окончания мировой войны.
Нерешительная позиция императора, его запоздалые действия, нечеткость формулировок, отсутствие обсуждения деталей независимости Польши, потеря польских территорий в результате военных действий в 1915 г., активные внешнеполитические шаги Германии и Австро-Венгрии привели к тому, что уже с конца 1916 г. «польский вопрос» перешел в международную плоскость [8, с. 24]. Польская проблема перестала быть внутренней, превратилась в международную тему, в решении которой приняли участие страны Антанты и США. 5 ноября 1916 г. Центральные державы издали манифест о создании самостоятельного польского государства, в состав которого должен был войти и Привислинский край. Осуществлялось стремительное создание Польского королевства без ожидания окончания войны и мирной конференции. Российская империя, а также Польский национальный комитет во главе с Р. Дмовским выражали свой протест. Вопиющее нарушение международного права и покушение на суверенитет российские власти не могли оставить без внимания. Николай II до этого времени не высказывался по поводу решения «польского вопроса». 25 декабря 1916 г. им был подписан приказ армии и флоту, в котором говорилось о создании Царства Польского из польских земель Австро-Венгрии и Германии, их последующем объединении на правах широкой автономии в составе Российской империи [9, с. 65]. Отсюда следует, что Николай II предложил русский проект решения «польского вопроса», заключавшийся в создании польского государства с обширной территорией и широкой автономией. Приказ Николая II был воспринят Р. Дмовским как поддержка его собственного проекта по объединению всех польских земель на автономных началах в пределах одного государства, что обеспечивало ему независимость и суверенитет [10, с. 75]. Можно говорить о том, что с этих пор Российская империя рассматривала Польшу как элемент своей геополитической стратегии. На наш взгляд, российский вариант развития «польского вопроса» являлся весьма привлекательным проектом и для самой Польши. Следует также отметить, что позиция Николая II по «польскому вопросу» получила полное одобрение и поддержку государств Антанты, предоставив России право самой устанавливать свою будущую западную границу.
Англия и Франция, много говорившие о необходимости освобождения малых народов (имеется в виду Бельгия и Сербия), официально не ставили вопрос о будущем Царства Польского, считая это внутренним делом союзной России. Точно так же в Париже и Лондоне серьезно не обсуждали судьбу польских земель Австро-Венгрии и Германии, хотя и не отказывались выслушивать российских политиков и дипломатов, когда те заговаривали со своими коллегами о передаче России Галиции и создании автономной Польши под скипетром Романовых. Доказательством этому служит проведение в 1915-1916 гг. ряда конференций, на которых национальный вопрос играл не последнюю роль. На одной из таких конференций в Париже была разработана «Декларация прав наций», провозглашавшая право наций на независимость и собственное государство, равенство прав всех народов, вне зависимости от их численности [1, с. 14]. В апреле 1915 г. западные страны на Гаагской конференции приняли важное решение - учитывать мнение населения в случае территориальных изменений как основу для мирных переговоров. С 1916 г. и США стали проявлять повышенный интерес к польской проблематике. Не последнюю роль в этом сыграл польский общественный деятель и известный пианист И. Я. Падеревский, который послал американскому президенту В. Вильсону меморандум о необходимости предоставить полную независимость Польше. В итоге вступление США в войну предопределило исход войны и как следствие судьбу Польского государства. Теперь уже Запад четко и открыто формулировал свою позицию относительно Польши.
Февральская и Великая Октябрьская революции в России изменили сам подход к национальной политике в стране, а следовательно, и отношение к «польскому вопросу». 1917 год поставил перед Россией иную задачу: дать народам возможность самим решать свою судьбу. Теперь Российское государство придерживалось позиции равноправия малых и больших народов. Петросовет и Временное правительство России конкурировали друг с другом за возможность «громче» произнести лозунг права наций на самоопределение. 27 марта 1917 г. Петроградский совет провозгласил создание независимой Польши [Там же, с. 23]. Немаловажно было то, что в польских рядах не было согласия. Польская интеллигенция и буржуазия во всех трех частях Польши поддерживали разные группировки и державы. Польско-национальное движение было расколото на несколько фракций. Польские политики правого спектра во главе с Р. Дмовским поддерживали Антанту, поскольку считали Германию своим врагом. Антанта, по их мнению, могла помочь в создании независимого польского государства. Польские политики левого спектра (социалисты) во главе с Ю. Пилсудским, будущим «начальником» государства Польского, выступали на стороне Германии и Австро-Венгрии, испытывая
ненависть к России. Таким образом, польские подразделения воевали по обе стороны фронта [14]. Однако, наконец, Ю. Пилсудский и Р. Дмовский пришли к выводу, что настало время для практической реализации довоенных концепций по созданию польского государства. Именно Р. Дмовский оценил новые возможности обретения Польшей независимости с опорой на западные державы. Отказавшись от прорусской позиции, он возглавил Польский национальный комитет (ПНК), образованный в 1917 г. ПНК находился в Париже и был признан Антантой «официальной польской организацией» [6, с. 4]. Следует отметить, что ни одна из польских партийных групп не помышляла и не озвучивала идеи восстановления независимого польского государства, ограничиваясь надеждой на более или менее широкую автономию польских земель, которую им предоставит победивший империалистический блок [4, с. 234]. Польская тактика заключалась в том, чтобы по возможности меньше рисковать, а к концу войны примкнуть к победителю [13, с. 227]. И такая тактика была весьма успешна.
Таким образом, самостоятельно создать свое государство поляки в силу исторических, экономических и политических факторов не могли, необходима была сила, которая помогла бы создать Польшу. Этой силой стала Антанта. Теперь центр решения «польского вопроса» переместился из России на Запад.
Еще одна проблема состояла в том, что польские лидеры планировали воссоздание Польши согласно историческим границам Речи Посполитой 1772 года, а российские власти планировали сохранить этническую целостность польской нации. Выход Польши из состава России и непонимание между властями привели в дальнейшем к территориальному конфликту между Россией и Польшей.
29 марта 1917 года Временное правительство принимает решение о предоставлении независимости Польше в этнических границах, однако видит будущую независимую Польшу в военном союзе с Россией, а Учредительному собранию поручает право определить границы польского государства. Следует отметить, что Временное правительство также планировало сохранить украинские и белорусские земли в составе Российского государства [5, с. 59]. Предполагая республиканский характер будущего польского государства, что было полностью поддержано союзниками, Временное правительство разрешило создать в России польскую армию, которая достигла численности порядка 23 тысяч человек и дислоцировалась в Белоруссии. Это, несомненно, свидетельствует о серьезности намерений России решить «польский вопрос» в рамках заявленной позиции Временного правительства.
Приход к власти большевиков в октябре 1917 г. внес изменения в развитие «польского вопроса». Большевики рассматривали «польский вопрос» сквозь призму прав каждого народа на самоопределение, с точки зрения интереса пролетариата и классовой борьбы. 15 ноября 1917 г. была издана Декларация прав народов России, которая провозглашала их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений и свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию Российского государства [2, с. 40]. А 29 августа 1918 г. большевистское правительство России обнародовало декрет об отказе от договоров царского правительства, касающихся разделов Польши [15, с. 272]. Столь недальновидная политика советской власти привела к будущим спорам между Польшей и Россией.
5 января 1918 г. английский премьер-министр Д. Ллойд Джордж заявил о необходимости «создания независимой Польши» [Цит. по: 6, с. 8]. 8 января 1918 г. президент США В. Вильсон изложил в послании к Конгрессу «14 пунктов» своей «Программы мира». Пункт 13 касался «польского вопроса». В нем говорилось о необходимости создания «независимого польского государства», в состав которого должны войти страны с непосредственно польским населением. Этому государству «должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю», а его экономическая и политическая независимость и территориальная целостность должны быть гарантированы международным договором [16]. В. Вильсон допускал исключение из состава Польши германизированной части западных польских земель и лишение ее суверенных прав на польское побережье Балтийского моря. 3 июня 1918 г. Антанта провозгласила создание независимой Польши одним из условий справедливого мира. В состав, по мнению западных держав, должны были войти территории, населенные поляками, включая Галицию. ПНК в Париже во главе с Р. Дмовским, активно требующим передачи в состав Польского государства территорий с непольским населением, был признан западными державами в качестве законного польского правительства. Вопрос о свободной национальной, независимой Польше как субъекте международной политики теперь решали державы-победительницы на Парижской мирной конференции в 1919 г.
Таким образом, эволюция «польского вопроса» претерпела два этапа в своем развитии. На первом этапе (до 1916 г.) власти Российской империи благосклонно воспринимали верноподданнические декларации и действия, но так и не смогли решить «польский вопрос», так как не предпринимали никаких практических встречных шагов. В связи с этим «польский вопрос» оставался внутриполитическим делом Российской империи. На втором этапе (с 1916 г.), под влиянием событий Первой мировой войны, в частности получения странами Антанты и США права участвовать в принятии решений, «польский вопрос» превращается из внутриполитической проблемы в открытый международный вопрос. Россия, погрузившись в состояние хаоса, перестает влиять на решение проблемы и добровольно отказывается от решения «польского вопроса». Собственные политические усилия поляков по созданию польского государства дают результаты лишь после отказа от прорусского пути развития Польши, а дальнейшее возрождение Польши становится возможным прежде всего потому, что впервые за последние десятилетия складывается благоприятная международная ситуация для решения «польского вопроса»: создание независимого Польского государства становится одним из условий мира.
Список источников
1. Гущин А. В. Польша и защита национальных меньшинств по международному и внутреннему праву 1919-1934 гг.: автореф. дисс. ... к.и.н. М., 2004. 27 с.
2. Декреты Советской власти: сборник / отв. ред. Г. Д. Обичкин. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. 625 с.
3. Дмовский Р. Германия, Россия и польский вопрос. СПб.: Н. П. Карбасников, 1909. 292 с.
4. «Дранг нах Остен» и народы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы 1871-1918 / под ред. В. К. Волкова. М.: Наука, 1977. 317 с.
5. Зубачевский В. А. Геополитическая ситуация на востоке Центральной Европы накануне и в период работы Парижской мирной конференции // Восточная Европа после Версаля / отв. ред. И. И. Костюшко. СПб.: Алетейя, 2007. С. 57-77.
6. Зубачевский В. А. Из истории становления Версальской системы: дипломатическая борьба вокруг проблемы выхода Польши к морю накануне и в период работы Парижской мирной конференции // Советское славяноведение. 1989. № 6. С. 3-13.
7. Краткая история Польши: с древнейших времен до наших дней / под ред. В. А. Дьякова. М.: Наука, 1993. 528 с.
8. Кретинин С. В. Немцы в Польше. 1918-1939 гг. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. 223 с.
9. Матвеев Г. Ф. Пилсудский. М.: Молодая гвардия, 2008. 473 с.
10. Польша в ХХ веке. Очерки политической истории / отв. ред. А. Ф. Носкова. М.: Индрик, 2012. 952 с.
11. Сазонов С. Д. Воспоминания. М.: Международные отношения, 1991. 398 с.
12. Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. История Польши / пер. с польского. М.: Весь Мир, 2004. 542 с.
13. Чернин О. В дни мировой войны. Мемуары министра иностранных дел Австро-Венгрии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. 521 с.
14. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М.: Алгоритм, 2014. 494 с.
15. Шумов С. А., Андреев А. Р. Польская хроника. М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. 308 с.
16. Der Friedensgedanke in Reden und Staatsakten des Praesidenten Wilsons [Электронный ресурс]. URL: https://wintersonnenwende.com/scriptorium/deutsch/archiv/wilsonsfrieden/fpw12.html (дата обращения: 10.10.2019).
"Polish Issue" in Russia's Policy in the First World War Period (1914-1918)
Borisova Alla Aleksandrovna, Ph. D. in History Voronezh State University of Engineering Technologies allaborisova@yandex. ru
The article analyses Russia's approaches to the "Polish issue" in the First World War period. The author examines prerequisites for Poland creation, describes Russia's position concerning the establishment of the Polish state. The conclusion is made that at the initial stage of the war, the "Polish issue" did not play an essential role in the Russian Empire's policy. However, after the February Revolution, the Polish problem became an international issue and the western powers managed to create the Polish state.
Key words and phrases: "Polish issue"; The First World War; The Polish National Committee; Nicholas II; S. Sazonov.
УДК 93/94; 281.93/94 Дата поступления рукописи: 21.09.2019
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.1.6
В статье впервые на основе архивных источников исследуются завещания представителей татарского мусульманского духовенства и порядок раздела ими имущества прихожан по предписаниям ислама. Автор приводит примеры из жизнедеятельности мулл, делает акцент на традицию составления завещаний, которые до революции были широко распространены в культуре татарского народа. Статья также раскрывает существующие особенности мусульманского права в отличие от гражданского права в части раздела наследства, которые использовались в законодательстве Российской империи применительно для мусульманского населения.
Ключевые слова и фразы: муллы; прихожане; имущество; завещание; раздел наследства.
Маликов Рашид Ильязович, к.и.н.
Казанский (Приволжский) федеральный университет rashidbua@mail. гы
Завещания татарских мулл и раздел наследства прихожан по канонам мусульманского права в Среднем Поволжье в конце XIX - начале ХХ века
Введение
Как известно, наследственное право, важной частью которого является завещание, традиционно занимает в системе гражданского права особое место. Завещание как односторонний документ решает, каким образом и кем будет использовано имущество наследства. До начала ХХ века более 1000 лет татары, как и другие