Научная статья на тему 'Положительный опыт работы уии по исполнению обязательных, исправительных работ'

Положительный опыт работы уии по исполнению обязательных, исправительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положительный опыт работы уии по исполнению обязательных, исправительных работ»

Подполковник внутренней службы

о. В. дубинина,

старший инспектор по оП оРУИИ УФСИН России по Белгородской области

положительным опыт работы уии по исполнению обязательных,

исправительных работ ^■

В условиях приближения правовых норм к европейским стандартам, гуманизации и индивидуализации уголовных наказаний роль УИИ возрастает. От сотрудников УИИ зависит не только эффективность исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, но и отношение осужденных к назначенным наказаниям.

В соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ). На территории Белгородской области, в состав которой входят 28 городских и 287 сельских поселений, функционируют 22 УИИ штатной численностью 59 сотрудников, в том числе 2 МРУИИ.

Взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления при исполнении наказаний в виде обязательных, исправительных работ определено Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ. В Белгородской области, в связи с возрастающей долей этих видов наказаний, взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления приобретает все большее значение.

Осужденные к исправительным, обязательным работам, состоящие на учете УИИ УФСИН России по Белгородской области, в соответствии с законодательством отбывают наказание на предприятиях и в организациях, определенных Постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.

Данными постановлениями определен перечень организаций, в которых возможно отбывание наказаний в виде исправительных, обязательных работ. В основном определено количество выделенных рабочих мест и виды работ по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Количество осужденных к обязательным, исправительным работам в области ежегодно увеличивается при значительном сокращении осужденных условно с испы-

тательным сроком, и по итогам работы за 2009 год составляет 76% от общего количества осужденных без изоляции от общества.

Удельный вес состоящих на учете осужденных к исправительным работам составил: в 2007 году -31,1%, в 2008 году 37,2%, в 2009 году - 39,2%; к обязательным работам: в 2007 году 24,7%, в 2008 году 27,8%, в 2009 году 36,9%.

Удельный вес осужденных условно с испытательным сроком в 2007 году составлял 42%, 2008 году составлял 28,7%, в 2009 году 15,8%.

На 1 января 2010 года на учетах УИИ области состояло 2877 осужденных без лишения свободы (АППГ - 3050), в том числе:

к исправительным работам -1128 (АППГ - 1135);

к обязательным работам - 1063 (АППГ - 848).

Количество хозорганов в области, определенных в 2009 году для отбывания исправительных работ, составляет 508, обязательных работ - 512.

В ряде городов и районов области постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области количество рабочих мест для отбывания обязательных, исправительных работ в цифровом варианте не определено.

Информация для решения данного вопроса регулярно направляется УИИ в органы местного самоуправления.

В остальных районах области согласно постановлений глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов количество рабочих мест для отбывания исправительных работ составляет 829, обязательных работ - 869.

Уровень привлечения к труду осужденных к исправительным работам составил: в 2007 году -93,1%, в 2008 - 90,3%, в 2009 году -92,5%;

ш 1=1

56 и

количество осужденных к обязательным работам, поставленных на учет уии

2700 2600 ^ 2500 § 2400 ® 2300 2200 2100 2000

~2Ш~

2230

(+ 184, или 9%)

2659

(+ 429, или 19,2%)

2007

2008 годы

2009

количество осужденных к исправительным работам, поставленных на учет уии

1175 1150 1125 1100 1050 1025 1000 975

1019

1150 (+ 131, или 12,9%)

1016

(- 134, или 11,7%)

2007

2008 годы

2009

количество осужденных по учетам уии области прошло без изоляции от общества

7400

7300

7200

ш 7100 -

о

и 7000 -

6900

6800

6700

6600

6732

7379

7185

2007

2008 годы

2009

к обязательным работам: в 2007 году -94,1%, в 2008 - 91,6%, в 2009 - 95,6%.

Большой удельный вес осужденных к исправительным, обязательным работам является одной из причин их несвоевременного привлечения к отбыванию наказания. Количественное соотношение несвоевременно привлеченных к труду осужденных к исправительным работам и состоящих на учете на 1 января 2010 года составил 38 человек, или 3,3%, к обязательным работам - 17 или 1,5%.

1651

2059

2151

количество прошедших по учетам уии осужденных к исправительным работам

2200 2000 1800 § 1600 -" 1400 -1200 -1000 -800

2007 2008 2009

годы

3507

количество прошедших по учетам уии осужденных к обязательным работам

3600 3400 3200 3000 2800 2600 2400 2200

2412

2953

2007

2008 годы

2009

Основной причиной несвоевременного привлечения к труду является неявка осужденных в УИИ в установленные сроки. Кроме этого, судами выносятся решения о наказании в виде исправительных, обязательных работ гражданам других государств, лицам, не имеющим паспорта, больным тяжелыми болезнями. Это также затрудняет привлечение осужденных к отбыванию наказания в срок.

Существовавшие ранее формы взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления, государственными и иными структурами не позволяют в полной мере организовать качественное исполнение наказаний в виде исправительных, обязательных работ, тем более в условиях экономического кризиса.

В целях повышения эффективности исполнения наказаний без изоляции от общества возникла необходимость разработки новых форм сотрудничества, которые позволят более качественно, в соответствии с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовно-исполнительной системы страны, исполнять наказания без изоляции от общества.

Начальники УИИ ежегодно направляют в суды по территориальности перечень организаций, определенных постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области для отбывания наказаний в виде исправительных, обязательных работ с целью снижения количества вынесения данных видов наказания лицам, по месту проживания которых нет организаций для отбывания таких наказаний.

Постановлениями глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области в 2007 году созданы комиссии по трудовому и бытовому устройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, содействию создания условий для отбывания наказаний без лишения свободы и профилактической работе с лицами, не имеющими постоянных источников доходов. В состав комиссий включены представители органов местного самоуправления, хозяйственных органов, отделов внутренних дел, представители общественности, начальники уголовно-исполнительных инспекций. Для рассмотрения на заседаниях комиссии начальники УИИ представляют сведения о трудовой занятости осужденных, отказах работодателей в трудоустройстве осужденных, несвоевременном информировании хозоргана-ми инспекций о фактах нарушений осужденными трудовой дисциплины.

По предложению отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями области для повышения эффективности исполнения наказаний в виде исправительных, обязательных работ на заседаниях комиссий заслушиваются руководители хозорганов, отказывающих в трудоустройстве осужденных.

В целях содействия занятости лиц, осужденных к исправительным, обязательным работам, заключено Соглашение о сотрудничестве УФСИН России по Белгородской области и областного Управления по труду и занятости населения, организовано взаимодействие УИИ с сельскими администрациями. Главы сельских администраций информируются по вопросу отбывания наказания гражданами, проживающими на территории сельского поселения, и принимают активное участие в процессе перевоспитания осужденных.

При возникновении дефицита рабочих мест начальниками инспекций направляются предложения на имя глав местного самоуправления муниципальных районов и городских

округов области о внесении изменений в постановления в части увеличения количества рабочих мест.

В связи с экономическим кризисом, несмотря на вносимые изменения в постановления, руководители хозорганов практически всех районов области отказывают в трудоустройстве осужденных к исправительным работам по причине сокращения имеющихся рабочих мест. С целью решения данной проблемы впервые в практике работы УИИ направлены предложения в законопроект области о предоставлении льгот по налогу на прибыль предприятиям и учреждениям, квотирующим по согласованию с органами местного самоуправления рабочие места для лиц, осужденных к исправительным работам путем понижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации с 17,5 до 13,5%.

Организация взаимодействия УИИ с хозор-ганами, в которых работают осужденные к обязательным, исправительным работам и вопрос состояния деятельности по созданию условий для отбывания данных наказаний находятся под постоянным контролем губернатора области, секретаря Совета безопасности области.

Сотрудники ОРУИИ в составе рабочей группы Совета безопасности области периодически выезжают в муниципальные районы и городские округа с целью проверки состояния работы по исполнению наказаний в виде обязательных, исправительных работ как сотрудниками УИИ, так и органами местного самоуправления. За 2009 год было осуществлено восемь таких проверок.

Информация о состоянии работы по созданию условий для отбывания наказаний в виде исправительных, обязательных работ ежеквартально направляется заместителю губернатора области - секретарю Совета безопасности области.

По его поручению ОРУИИ разработан план комплексных мероприятий по обеспечению взаимодействия УИИ УФСИН России по Белгородской области и администраций организаций, определенных для отбывания обязательных работ, по своевременному привлечению осужденных к отбыванию данного вида наказания, созданию условий и контролю за выполнением осужденными определенных для них работ. Выполнение всех этих мероприятий находится под постоянным контролем секретаря Совета безопасности области.

ш 1=1

56 и

Особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними, осужденными без лишения свободы. Эти подростки выделены в отдельную категорию, в работе с которой участвуют психологи. Усилено взаимодействие всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении контроля за поведением осужденных при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера без лишения свободы. Сотрудники ОРУИИ в составе рабочей группы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе области осуществляют выезды в муниципальные районы и городские округи области с целью проверки деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений при исполнении наказаний, осуществлении контроля за поведением осужденных подростков.

В целях исполнения указания ФСИН России об участии УИИ в работе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации проведена работа по вопросу участия в рамках программы «Не оступись». Предложенный на конкурсный отбор проект по ресоциализации осужденных без изоляции от общества подростков прошел конкурсный отбор. На реализацию этого проекта выделены денежные средства в размере 2306 тыс. рублей. В настоящее время разработан регламент взаимодействия участников проекта. УФСИН России по Белгородской области заключены соглашения о совместной деятельности по проведению работы с осужденными несовершеннолетними с областными УВД, Управлением по труду и занятости населения, Управлением организации медицинской помощи при департаменте здравоохранения и социальной защиты населения.

Решение проблем ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает также обеспечение их психологического сопровождения. С этой целью кроме психологов МРУИИ в работе с осужденными подростками и их семьями участвуют психолого-педагогические центры области. Кроме того, в целях организации исполнения обязательных работ несовершеннолетними, по инициативе МРУИИ № 1 г. Белгорода заключено соглашение с областным социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, в который направляются для отбывания наказания осужденные, проживающие в центре на момент вынесения приговора.

Подростки, осужденные к обязательным работам, отбывают наказание в муниципальном учреждении культуры «Белгородский зоопарк», с которым инспекцией также заключено соглашение.

Впервые в практике МРУИИ № 1 заключен договор об обмене электронными документами с УФК области с целью осуществления контроля за своевременным перечислением удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам в доход государства.

Новшеством в деятельности МРУИИ является заключение трехсторонних договоров о совместной деятельности по обеспечению исполнения наказания в виде исправительных работ между УИИ, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

По проблемным вопросам, возникающим при исполнении наказаний в виде исправительных, обязательных работ, информация регулярно направляется в суд, прокуратуру по территориальности, обобщенная информация направляется в областной суд и областную прокуратуру. Спорные вопросы, возникающие в деятельности УИИ, рассматриваются на заседаниях федеральных и мировых судей области с участием руководства УФСИН России по Белгородской области. В результате количество вынесенных наказаний гражданам других государств, лицам, не имеющим паспортов, больным снижается, что способствует повышению уровня привлечения осужденных к труду.

С лицами, уклоняющимися от отбывания наказания и скрывающимися от контроля УИИ, работа проводится во взаимодействии с ОВД и розыскным отделом УФСИН России по Белгородской области. С ОВД - на основании плана комплексных мероприятий по обеспечению взаимодействия УИИ УФСИН России по Белгородской области и УВД по Белгородской области по осуществлению контроля за поведением, профилактике и предотвращению правонарушений и повторных преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы на 2008-2012 годы. С розыскным отделом -на основании плана совместных мероприятий отделения розыска оперативного управления и УИИ УФСИН России по Белгородской области по осуществлению розыска осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания и скрывшихся от контроля УИИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также, в целях повышения эффективности исполнения наказаний, предусматривающих исправительные, обязательные работы, и розыска лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, впервые заключено соглашение о взаимодействии УИИ УФСИН России по Белгородской области с районными отделами судебных приставов УФССП по Белгородской области.

С целью организации взаимодействия УИИ и ОВД по вопросу организации розыска и доставки в суд лиц, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, принято Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов по Белгородской области от 30.09.2009 № 20-3кс-09. В отношении этих осужденных инспекция направляет в суд представление о замене данных видов наказания лишением свободы в соответствии с ч. 3 ст. 49 и ч. 4 ст.50 УК РФ.

Уровень замен на лишение свободы осужденных от общего количества прошедших по учетам к обязательным работам составил: за 2007 год - 11,2%, за 2008 год - 9,8%, за 2009 год - 7,3%;

к исправительным работам: за 2007 год - 17,6%, за 2008 год - 15,6%, за 2009 год - 16,6%.

Уровень рецидива преступлений в области снижается: в 2007 году - 1,57%, в 2008 году - 2,9%, в 2009 году - 1,5%.

Количество снятых с учета осужденных по отбытии наказания за 2007 год составило: 1284 человек - к обязательным работам, 312 - к исправительным работам.

В 2008 году отбыли наказание: 1634 осужденных к обязательным работам, 408 - к исправительным работам.

В 2009 году отбыли наказание - 1964 осужденных к обязательным работам, 412 - к исправительным работам.

В доход государства из заработной платы осужденных к исправительным работам в 2007 году перечислено 1 млн.722 тыс. рублей, в 2008 году - 2 млн 842 тыс. рублей, в 2009 году - 3 млн 358 тыс. рублей.

Осужденными к обязательным работам бесплатно выполняются работы по благоустройству и уборке территорий городских и районных поселений.

Экономическая эффективность от использования труда осужденных к обязательным работам в 2007 году составила 3 млн 210 тыс. рублей, в 2008 году - 4 млн 85 тыс. рублей, в 2009 году - 4 млн 910 тыс. рублей.

Таким образом, имеющийся опыт организации взаимодействия УИИ области с государственными и иными структурами при исполнении наказаний в виде исправительных, обязательных работ позволил повысить занятость трудом и снизить повторную преступность при ежегодном росте удельного веса данных наказаний. ОРУИИ продолжается работа по совершенствованию имеющихся и поиску новых форм сотрудничества с органами местного самоуправления, государственными и иными структурами с целью повышения эффективности исполнения наказаний без изоляции от общества.

Слово гарантия (от фр. garantie) означает ручательство, условие, обеспечивающее что-либо. Говоря о гарантиях законности, речь должна идти о тех условиях, средствах, способах и механизмах, которые обеспечивают реальность режима законности.

В настоящее время общепризнанными являются выделение в системе гарантий двух групп: общие (экономические, политические, идеологические, социальные, организационные) и специальные (юридические или правовые) средства обеспечения законности1.

Предметом нашего рассмотрения будут только юридические гарантии законности.

Как нам представляется, правовых гарантий в самостоятельном виде не существует. Они закреплены в конкретных правовых нормах, и эти нормы необходимо систематизировать. Для того чтобы любая классификация обладала научной ценностью и практической значимостью, необходимо правильно определить соответствующие критерии. Гарантии в административной деятельности сотрудников ФСИН России надлежит классифицировать по форме их выражения. Это следующие нормы:

зафиксированные в качестве правовых принципов;

выступающие в виде прав и обязанностей;

приобретающие характер конкретной ответственности;

определяемые как юридические факты;

обозначенные в виде функций контроля и надзора;

зафиксированные в виде запрета.

Правовые нормы, определяющие гарантии законности, могут выступать в виде принципа. Так, ч. 1 ст. 15 Основного закона гласит, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юриди-

ш 1=1

56 и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.