Научная статья на тему 'Актуальные проблемы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы'

Актуальные проблемы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ручкин Ф.В.

Статья посвящена актуальным проблемам исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы, в частности, проблемам деятельности уголовно-исполнительных инспекций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ручкин Ф.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы»

Актуальные проблемы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы

■ Ф. В. РУЧКИН — начальник Управления исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, ФСИН России

Последовательный курс на гуманизацию уголовной политики государства предполагает расширение сферы применения наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы. Наглядным свидетельством этому является то, что ныне около 65,5% судебных решений предусматривают наказания без изоляции от общества за преступления небольшой и средней тяжести. Исполнение большинства наказаний, альтернативных лишению свободы (54,7%), осуществляют уголовно-исполнительные инспекции (далее — УИИ).

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 2448 УИИ, в том числе 403 межрайонные, имеющие статус государственных учреждений. По их учетам ежегодно проходит свыше 1 млн осужденных.

По состоянию на 1 января 2007 г. на учете УИИ состояло около 600 тыс. осужденных, 88,9 % из которых составляли условно осужденные, 1,7 % — осужденные к обязательным работам, 6,3 % — осужденные к исправительным работам, 2,2 % — осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 0,9 % — осужденные женщины с отсрочкой исполнения наказания.

Поставленные перед УИИ задачи по осуществлению контроля и исправлению подучетных в основном выполняются. В 2006 г. по представлениям УИИ суды отменили условное осуждение со снятием судимости 86 тыс. осужденных как положительно характеризующимся (в 2005 г. — 71 тыс.). Практически на том же уровне (6,9 %) осталось количество осужденных, снятых с учета УИИ в связи с отменой условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, заменой исправительных и обязательных работ лишением свободы. Одновременно стали чаще применяться меры, предусмотренные законом в отношении нарушителей условий и прядка отбывания наказания. Продлен испытательный срок за нарушения общественного порядка и уклонение от выполнения возложенных судом обязанностей 209 491 условно осужденному, что на 15,4 % больше показателей аналогичного периода прошлого года (далее — АППГ).

Динамичное развитие службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и прежде всего ее главного звена — УИИ, потребовало решения целого ряда проблем.

Нерешенным остается вопрос исполнения приговоров в строгом соответствии с законом. Наиболее часто повторяющиеся нарушения: несвоевременная постановка осужденных на учет, несоблюдение сроков трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам, направление их в центры занятости для самостоятельного решения этого вопроса, а не на предприятия, определенные органами местного самоуправления. Особое беспокойство вызывает организация исполнения исправительных

работ. С нарушением установленных сроков привлекалось к труду от 20 % до 60 % осужденных к исправительным работам в республиках Ингушетия и Марий Эл, Архангельской, Брянской, Иркутской, Ленинградской и Тамбовской областях. Нередко вместо конкретной индивидуальной работы с осужденными, а также органами местного самоуправления и предприятиями по вопросу трудоустройства инспекции в массовом порядке оформляют материалы в суд для замены наказания. Так, за отказ от работы в места лишения свободы в Пермском крае, Архангельской, Брянской, Ивановской, Калужской, Мурманской, Орловской, Самарской, Смоленской, Тверской, Тамбовской и Тульской областях были направлены от 30 % до 42 % осужденных. Таким образом, компрометируется сама суть альтернативного наказания: суд принимает решение о возможности исправления осужденного в условиях свободы, а инспекции отправляют его в места заключения.

Кроме того, несвоевременное привлечение осужденных к отбыванию наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы и непринятие УИИ своевременных предупредительных мер вызывают совершение повторных преступлений.

Практически не исполняются судебные решения в отношении лиц, находящихся в розыске. Как правило, к проведению розыскных мероприятий не привлекаются соответствующие подразделения органов внутренних дел и территориальных органов ФСИН России.

В текущем году задачи, стоящие перед службой исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, значительно расширяются и усложняются. Если в предыдущие годы решались вопросы увеличения численности УИИ, создания учреждений со статусом юридического лица, оптимизации структуры, укрепления материально-технической базы УИИ, то теперь основное внимание будет сосредоточено на эффективности исполнения наказаний в строгом соответствии с требованиями закона. Необходимые предпосылки для этого имеются.

Требует дальнейшего укрепления взаимодействие с оВд по осуществлению контроля за поведением поднадзорных. В этих целях подготовлен и проходит согласование проект совместного приказа Минюста России и МВД России об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия УИИ с ОВД и территориальными органами Федеральной миграционной службы по профилактике правонарушений среди лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

Велика вероятность того, что в ближайшей перспективе нам предстоит исполнять новый вид наказания — ограничение свободы. Данное наказание предполагает достаточно серьезные правоограниче-ния для осужденных: регламентацию свободы перемещения, посещения определенных мест и пользования определенными видами досуга, выбора места

Актуальные вопросы правоприменительной практики

работы или учебы, запрет покидать место жительства определенное время суток, в выходные и праздничные дни, постоянное нахождение под надзором и др. Фактически речь идет о режиме домашнего ареста. Исполнение этого наказания требует обеспечения круглосуточного надзора за осужденным, а следовательно, перестройки режима работы УИИ, специализации ее сотрудников. Идет поиск путей решения этой задачи. В Томской области, например, в МРУИИ существует дежурная часть, обслуживающая входящие в нее филиалы. В Красноярском крае создается дежурная часть при отделе по руководству УИИ. Рассматриваются вопросы изменения штатной структуры УИИ: о введении должностей участковых уполномоченных по типу милицейских, создании оперативной группы по надзору за осужденными. В перспективе возможно внедрение персонального электронного контроля за осужденными без лишения свободы. Зарубежный опыт в этой сфере имеется и будет учтен.

С целью автоматизации учета осужденных совместно с НИИиПТ ФСИН России проводится внедрение в УИИ специальной компьютерной программы.

Исполнение наказаний, альтернативных лишению свободы, осуществляют около 10 тыс. сотрудников. За счет увеличения штатов УИИ снижена нагрузка на одного сотрудника (со 180 до 65 осужденных), создано 350 инспекций в административных образованиях, где ранее они отсутствовали.

В связи с кратным увеличением численности персонала УИИ встала проблема его размещения. В зданиях органов внутренних дел (далее — ОВД), где в основном размещаются УИИ, как правило, отсутствует возможность выделения для них дополнительной служебной площади, поэтому в соответствии с принятым Федеральной службой исполнения наказаний решением начался планомерный вывод УИИ из зданий ОВД в отдельные помещения. Только в течение прошлого года из зданий ОВД было выведено 479 уИи, и их общее количество по состоянию на 1 января 2007 г. составило 1016, или 42,0 % от общего числа. В результате принятых мер на одного сотрудника в среднем приходится 7,4 кв. м служебной площади. Успешно процесс идет в Республике Башкортостан, где выведены 64 УИИ из 67, Чувашской Республике — 20 из 25, областях: в Амурской — 18 из 21, Владимирской — 17 из 20, Кировской — 41 из 49, Оренбургской — 21 из 45, Томской — 21 из 22, Тюменской — 23 из 27. Также большую работу в этом направлении провели в Республике Коми, Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Воронежской, Курганской, Московской и Самарской областях.

Однако на сегодняшний день больше половины инспекций продолжают оставаться в стенах ОВД, в том числе 300 УИИ располагаются в одних кабинетах с различными службами милиции. Скученность сотрудников не позволяет качественно и в полном объеме выполнять работу. В инспекциях Костромской, Нижегородской, Ростовской областей, Карачаево-Черкесской республики, Москвы на 1 сотрудника служебной площади приходится в два раза меньше, чем предусмотрено санитарными нормами. По-прежнему во многих инспекциях отсутствует оргтехника, не хватает мебели. В ряде мест финансирование деятельности УИИ продолжает осуществляться по остаточному принципу.

Указанная проблема поэтапно решается. Со стороны ФСИН России в территориальные органы УИС поступают денежные средства для нужд УИИ на аренду помещений. По целевой программе ФСИН России инспекции получат более 6,4 тыс. компьютеров. В соответствии с федеральной программой «Дети России» Правительством РФ для нужд УИИ выделено 20 млн руб. на приобретение автотранспорта и оргтехники. Уже в текущем году будет закуплено 30 автомобилей.

Весьма важным представляется принятие целевой программы ведомства по укреплению материально-технической базы УИИ на 2008-2010 гг., проект которой находится на согласовании в Минэкономразвития России и предусматриваетдополнительное финансирование в размере 2 млрд руб.

В рамках реализации Программы развития УИИ на 2000-2007 гг., утвержденной Приказом ФСИН России от 01.04.2005 № 227, улучшилось их финансирование и материально-техническое обеспечение. Только в прошлом году инспекции получили 1109 компьютеров, 82 единицы автотранспорта, 844 телефонных номера. В 2,5 раза по сравнению с АППГ выросли объемы финансирования.

Кроме того, территориальные органы ФСИН России стали шире использовать возможности органов местного самоуправления, а также спонсорскую помощь для улучшения условий функционирования УИИ.

Успех дела в большой степени определяют кадры. В связи с увеличением за последние два года штатной численности УИИ на службу пришли новички, в основном из ОВД. Потребовалось время для их адаптации к новым условиям работы и специализации по направлению деятельности.

Следует отметить, что комплектование дополнительно выделенными штатными единицами УИИ завершили своевременно. Кроме того, в межрайонных инспекциях введены и укомплектованы 278 должностей психологов. На сегодняшний день некомплект кадров в УИИ составляет 1 %. Большинство вновь принятых сотрудников в течение прошлого года прошли первоначальную подготовку в базовых учебных центрах территориальных органов ФСИН России по специально подготовленной для этого программе. Также активно использовались возможности учебных заведений и центров ФСИН России (в Кировской, Московской и Томской областях, Санкт-Петербурге). В период вхождения в должность осуществлялась стажировка новых сотрудников в базовых УИИ под началом опытных практических работников.

Вместе с тем проблема подготовки кадров для службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, остается актуальной. В настоящее время ни одно ведомственное учебное заведение специалистов соответствующего профиля не готовит. В учебных планах и программах специализация по подготовке кадров для работы в УИИ не отражена, либо разработчики ограничиваются отдельными обзорными сообщениями.

Мы неоднократно ставили вопрос о необходимости введения в учебных заведениях, предположительно на завершающем этапе обучения, специализации

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

для курсантов, пожелавших после защиты дипломов служить в УИИ, как вариант возможна факультативная подготовка.

Нельзя не отметить оказанную профессорско-преподавательскими коллективами Томского филиала Академии права и управления, Владимирского юридического института и его Ивановского филиала, Вологодского института права и экономики, Пермской специальной средней школы помощь в разработке в и внедрении в практику методик, направленных на повышение эффективности деятельности УИИ по исправлению осужденных и подготовку кадров УИИ.

Примером конструктивного сотрудничества является реализация договора между УФСИН России по Вологодской области и кафедрой уголовно-исполнительного права Вологодского института права и экономики. За два года совместной работы подготовлены методическое пособие и аналитический обзор практики исполнения наказаний, проведено четыре семинара по проблемам исполнения альтернативных наказаний, работники УИИ приняли участие в двух международных конференциях, 8 выпускников института приняты на службу в инспекции. В 2006 г. 15 курсантов прошли практику в УИИ. Кроме того, проработан вопрос об организации переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОРУИИ и УИИ в Вологодском институте права и экономики.

Большую работу осуществляет Научно-исследовательский институт ФСИН России. Только в этом году межрегиональным планом изучения и пропаганды передового опыта предусмотрены рассмотрение, экспертная оценка и выработка предложений по внедрению семи тем по актуальным проблемам деятельности УИИ. Подготовлен сборник материалов передового опыта «Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер без изоляции от общества», который направлен для изучения и практического применения в каждую из 2449 УИИ.

В условиях быстрого развития системы применения и исполнения наказаний без изоляции от общества, на наш взгляд, уже недостаточным является внимание к проблемам ее научного и методического обеспечения, подготовки кадров.

С сожалением приходится констатировать, что для разработки актуальных и практически применимых в деятельности УИИ рекомендаций мы недостаточно используем огромный научный потенциал учебных заведений. Мало имеется работников, специализирующихся по этой проблематике.

Пока еще низок процент внедрения имеющихся научных разработок в практическую работу УИИ. Причиной тому служат, с одной стороны, определенный консерватизм практиков, недостаточный уровень их теоретической подготовки, с другой — не всегда оправданная теоретичность рекомендуемых для использования научных разработок, оторванность их от реальных условий и отсутствие возможности внедрения. Пока еще разрыв между наукой и практикой велик. Преодолевать его необходимо совместными усилиями. Свою задачу в этом контексте мы видим в последовательном повышении ответственности практических работников за внедрение рекомендованного опыта, рост профессионализма на основе системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, в стимулировании их усилий по использованию предложенных научных разработок.

Для координации работы по совершенствованию деятельности УИИ, экспертной оценки разработок, рекомендаций и передового опыта нами прорабатывается в настоящее время вопрос о создании консультативной группы в составе руководства и начальников отделов УИННЛС, наиболее опытных управленцев и практических работников ОРУИИ и уИи. Думается также, что участие в ее работе представителей науки будет не только полезным, но и необходимым.

Управлением установлен жесткий контроль за решением важнейших на сегодняшний день вопросов функционирования инспекций. Налажен строгий учет основных показателей их работы, финансового и материально-технического обеспечения. Разрабатываются перспективные направления дальнейшего реформирования. Есть уверенность, что в содружестве с наукой нами будет сделан еще один шаг к укреплению инспекций, что позволит более эффективно и качественно выполнять задачи, возложенные на УИИ государством. н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.