№ 2. - 2017
Юридические науки
УДК 343.3
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К СОВМЕСТНОМУ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА ПОЛИЦЕЙСКИМИ НИДЕРЛАНДОВ
П.Н. Кобец, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (Москва, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. Предметом исследования послужил анализ зарубежного опыта по выполнению служебных обязанностей нидерландскими полицейскими с участием граждан и его влияние на отношение и доверие со стороны общества. Автор подробно останавливается на изучении проблемы концепции качественной работы полиции, фокусируя внимание на внешнем аспекте качественной стороны решений, принимаемых полицией, и ее деятельности. Раскрыв стратегию, которая стоит за важными разработками в сфере поддержания правопорядка с участием граждан, автор показал положительное влиянии этой политики на доверие и отношение граждан к полиции. В заключении автором проанализированы последствия поддержания правопорядка с участием граждан. Методологию исследования составляют общенаучные способы познания и специальные юридические методы: формально-юридический; сравнительно-правовой; анализ; синтез; логический метод; метод юридического моделирования и прогнозирования. Автор приходит к выводу, что понятие качества работы полиции непосредственно связано с мнением граждан о полиции. Политика поддержания правопорядка с участием граждан способна улучшить отношения между полицией и гражданами путем интеграции полиции в общество. Проведение в жизнь концепции поддержания правопорядка с участием граждан, имеет далеко идущие последствия для отношений между полицией и гражданами, а также для концепции качества полицейской службы. Таким образом по мнению автора произошло внутреннее изменение с мышления, ориентированного на количество на мышление, ориентированное на качество, изменение, которое может быть проиллюстрировано разработкой качественной модели в работе нидерландских полицейских.
Ключевые слова: полицейская организация Нидерландов, политика, общество, общественный порядок, безопасность, предупреждение преступности, насилие, неприкосновенность, оказание помощи, защита граждан.
POSITIVE EXPERIENCE OF ATTRACTING CIVILIAN POPULATION TO JOINT IMPLEMENTATION OF SERVICE DUTIES FOR PROTECTION OF LAW OF
POLICEMEN OF THE NETHERLANDS
Abstract. The Subject of the study was the analysis of foreign experience in the performance of official duties by the police of the Netherlands with the participation of citizens and its influence on the attitudes and trust of the companies. The author dwells on the study of the problem of the concept of quality of police work, focusing on the external aspect of quality of decisions taken by the police and its activities. Revealing the strategy behind important developments in the field of maintaining law and order with citizen participation, the author showed the positive impact of this policy on the trust and respect of the citizens towards the police. In conclusion, the author analyzed the effects of maintaining law and order with citizen participation. The methodology of the study consists of General scientific methods of cognition and special legal methods: formal-legal, comparative-legal analysis; analysis;
№ 2. - 2017
synthesis; logical method; method of legal modeling, and forecasting. The author comes to the conclusion that the concept of quality of police work is directly related to the opinion of citizens on police. Politics law and order with citizen participation to improve relations between police and citizens through the integration of the police into society. The implementation of the concept of policing with the participation of citizens has far-reaching consequences for relations between the police and citizens, but also for the concept of quality police service. Thus according to the author there was an internal change of thinking based on the amount of thinking quality change which can be illustrated by the development of a quality model in the work of the Dutch police.
Keywords: police organization, policy, society, public order, security, crime prevention, violence, immunity, assistance, protection of citizens.
В отечественной юридической литературе вопросам деятельности полиции в зарубежных государствах уделяется большое внимание [7, с. 141-142]. Российскими учеными исследован зарубежный опыт предупреждения тяжких серийных преступлений [8, с. 24-26]. Немало проведено исследований проблемных вопросов, кусаемых использование психологических методов организации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов [9, с. 10-14]. Исследованы вопросы борьбы с коррупцией за рубежом [10, с. 12-15]. Рассмотрены различные уголовно-правовые институты зарубежного законодательства [11, с. 2], в том числе проблемы возмещения вреда потерпевшим [12, с. 34-37]. Исследована роль научного подхода при анализе зарубежного законодательства по предупреждению терроризма [13, с. 176-179], и многие другие вопросы, а вот проблеме поддержания правопорядка в зарубежном обществе, подразделениями полиции с участием граждан, в правовой литературе, внимание не уделялось вообще.
В начале нового тысячелетия внутреннее управление полицейской организации Нидерландов подвергалось существенным изменениям. Полицейская служба изучалась с точки зрения экономики бизнеса, когда деятельность полиции определялось такими терминами, как вложение, производительность, выработка и результат, с особым акцентом на эффективности и производительности. Давление на результаты, на общественный эффект, которые навязывались правительством и политиками, стимулировало интерес к деловому подходу. В это время существенный рост числа преступлений и усиление дебатов в обществе по вопросам преступлений, совершаемых часто (грабежи, разбои, ночные кражи со взломом, вандализм и т.д.), и организованной преступности стали причиной сдвига в акценте с вложений и производительности в сторону выработки и результата. В документах, касающихся полиции, все чаще стали встречаться конкретные цели, такие как объем работы (количество зарегистрированных ночных краж со взломом следует сократить на 10%). Были разработаны различные виды деятельности, специально предназначенные для измерения результатов деятельности полиции [5, с. 28].
Политическая жизнь и общество в целом нуждаются в системе сдержек и противовесов, которые гарантируют, что полицейская организация придерживается принципов демократического общества. Существующая в настоящее время модель функционирования позволяет помочь понять внешнее качество решений и функционирования правительственной организации. Согласно действующей модели существуют четыре принципа качества. Принцип демократии. Поскольку полицейская организация является правительственной организацией, все ее решения и действия согласуются с нормами демократии, что означает, что они должны отвечать потребностям людей. Принцип законности. Он гарантирует, что решения принимаются, а действия осуществляются в рамках закона. Принцип законности рас-
пространяется как на граждан, так и самих полицейских. Принцип эффективности и оперативности. Он сравнивает степень достижения целей и затрат на них. Эти три принципа тесно связаны и отражены в: принципе легальности. Это означает стандарт общественной приемлемости, который применим к людям, задачам и деятельности правительственных органов. Он отражает оценку граждан и доверие к решениям и действиям правительственных органов в целом и полиции в частности. Общественная поддержка важна для того, чтобы функционировать [6, с. 1508].
Тот факт, что нидерландская полиция, организация, которая действует в четких правовых рамках, является частью демократической структуры, имеет последствия для баланса между полномочиями и авторитетом. Полиция пытается достичь некоторых целей, например, путем введения понятия поддержание правопорядка с участием граждан, принимая во внимание законность полиции. Законность считается неотъемлемой частью доверия по отношению к полиции, что в свою очередь тесно связано с вопросом авторитета полиции, и именно в этом важность поддержания государственного правового порядка в должном соотношении.
Концепция поддержания правопорядка с участием граждан - особенно важное достижение нидерландской системы охраны правопорядка силами полиции, и, будучи таковым, представляется ключевой концепцией данного исследования. Полицейские подразделения Нидерландов переняли модель поддержания правопорядка с участием граждан. Это была модификация программы «наблюдай за домом соседа», которая пользовалась популярностью в Нидерландах в предыдущие годы. Основная мысль, заложенная в программу по поддержанию правопорядка с участием граждан общества, заключается в том, чтобы сделать дистанцию между полицией и гражданами минимальной. Таким образом, полиция должна была стать составной частью общества [15].
Ключевые характеристики поддержания правопорядка с участием граждан таковы. Во-первых, поддержания правопорядка с участием граждан основывается на мелкомасштабном подходе. Это означает, что каждый полицейский охраняет отдельно взятый участок. Характеристики участка ему вполне знакомы из-за постоянного присутствия на нем, а он знает жителей этого участка, и, таким образом, они в большей мере склонны сообщать ему о происшествиях. Полицейский получает представление о социальных, экономических, политических и уголовных взаимоотношениях в участке, и, следовательно, он лучше понимает причины (потенциальных) происшествий. Полицейский, работающий в полном контакте с гражданами, и становится ответственным за качество оказываемых полицией услуг в обозначенном участке.
Это связано со второй характеристикой поддержания правопорядка с участием граждан, а именно, с акцентом на предупреждении и упреждении. Зная свой участок и его жителей, полицейский может зачастую предупреждать происшествия и начинать проводить предупредительные мероприятия самостоятельно или совместно со своими коллегами. Таким образом, полицейский, включенный в систему поддержания правопорядка с привлечением граждан, функционирует в обществе подобно антенне, которая обнаруживает сигналы и передает их другим, чтобы мобилизовать их в случае необходимости. Оказавшись на передней линии, такой полицейский осуществляет надзор, оказывает услуги гражданам и, если в этом возникает необходимость, привлекает на свою сторону закон. В этом случае предупреждение и упреждение идут рука об руку. Несмотря на то, что акцент все-таки делается на
предупреждении, тем не менее, полицейскому разрешается применить закон в допустимых рамках [2].
Еще одной характеристикой поддержания правопорядка с участием граждан можно назвать сотрудничество с партнерами в вопросах обеспечения безопасности. Безопасность -понятие, имеющее множество измерений. Это в полной мере относится к организациям, которые занимаются обеспечением безопасности, что в свою очередь ведет к разделению ответственности. Сотрудничество - это то, что имеет первостепенное значение для совершенствования качества и эффективности работы. Но это не единственное условие; участие граждан - значит не меньше. Граждане - «глаза и уши» полиции, потому что они знают, что происходит в районе, в котором они живут. Поэтому поддержания правопорядка с участием граждан прежде всего означает личный подход к ним. Такой подход также допускает, что граждане имеют личный потенциал при решении конфликтных ситуаций, и вместо того, чтобы вызывать полицию, могут решать проблемы сами. Таким образом, полицейский оказывает поддержку гражданам в поиске решений в конфликтных ситуациях. В свою очередь, такие меры экономят время полицейского, которое может быть посвящено расследованию более серьезных преступлений, и, по общему мнению, такой способ намного эффективнее, поскольку граждане склонны придерживаться решений, принятых самостоятельно [18].
С указанными выше характеристиками тесно связан и подход, ориентированный на решение проблем. Присутствуя на участке, полицейский оказывается у истоков проблем. Поэтому полицейские, действующие в системе поддержания правопорядка с участием граждан, оказываются способными сфокусировать внимание непосредственно на причинах проблемы и ее возможных решениях. Проблемы, которые они выбирают для самостоятельного решения, представляют собой ситуации, которые граждане воспринимают как проблематичные. В этом отношении проблемы отбираются с точки зрения субъективных и объективных критериев. Это в равной мере стимулирует как участие граждан в поддержании правопорядка в своем участке, так и деятельность полиции.
п V V
В качестве резюме следует заметить, что отношения между полицией с одной стороны и гражданами (обществом) с другой представляют собой ключевой момент поддержания правопорядка с участием граждан. По сути, функцией полиции в обществе является оказание помощи и защита граждан. Поэтому дистанция между полицией и обществом должна быть небольшой как на физическом, так и внутреннем уровне.
Напрашивается вопрос - каковы цели поддержания правопорядка с участием граждан? Из изучения характеристик системы поддержания правопорядка с участием граждан становится ясным, что эта система предназначена для того, чтобы совершенствовать безопасность и качество жизни в обществе. В этом смысле поддержания правопорядка с участием граждан имеет три цели: эффективность, создание сети и реализация оценки и доверия.
Первое, поддержание правопорядка с участием граждан повышает эффективность работы полиции по нескольким причинам. Когда присутствие полиции оказывается видимым, количество происшествий снижается из-за надзора и вероятных репрессий. Более того, из-за упреждения совершается меньше преступлений, а знание своего участка помогает полицейскому выбрать наиболее эффективные меры вмешательства в ситуацию. Предполагается, что видимое присутствие полицейского усиливает у граждан чувство безопасности.
Вторая цель - создание сети. Полицейский создает сеть, в которую входят граждане и другие ведомства, в своем участке, чтобы подавлять различные волнения. Располагая такой сетью, полицейский может придать проблемам своего участка даже политическую окраску.
Третья цель - реализация оценки и доверия. Полицейский, действующий в рамках поддержания правопорядка с участием граждан, - это человек, которому граждане сообщают о проблемах, возникающих на участке. Офицер старается решить эти проблемы и создать социальную спаянность таким образом, который позволяет поддержать и укрепить доверие граждан по отношению к нему и полиции в целом.
Возникает еще один вопрос - внешние последствия работы по поддержанию правопорядка с участием граждан. Чтобы ответить на него, а именно, каковы последствия реализации политики по поддержанию правопорядка с участием граждан для восприятия гражданами полиции и, следовательно, авторитета полиции, ниже мы дадим описание внешних последствий работы по поддержанию правопорядка с участием граждан.
Во-первых, последствия для отношений между гражданами и полицией анализируются в рамках доверия и авторитета полиции. Следовательно, описаны результаты поддержания правопорядка с участием граждан для политического и административного контекста, а также возможные последствия для дальнейшей реализации программы по поддержанию правопорядка с участием граждан.
В литературе по социологии есть множество исследований проблемы авторитета. Макс Вебер дал определение авторитету как форме влияния. Он полагает, что авторитет - это применение воли человека к другим людям без использования силы, то есть, другие люди следуют за волей какого-то человека добровольно. Это является противоположностью власти, когда личная воля одного навязывается другим с использованием мер физического или психологического воздействия [1, с. 458].
Интересно, почему один человек добровольно следует воле другого. Макс Вебер выявил четыре основания для авторитета. Первое основание он назвал традиционным авторитетом. В прошлом люди без вопросов следовали за вожаком (лидером), просто потому, что они к этому привыкли за долгое время. Традиционный авторитет основывается на положении или профессии в обществе. Король, священник и глава города (или мэр), например, обладают естественным авторитетом, который им не надо зарабатывать самим, но люди приписывают его им из-за той функции, которую он выполняют в обществе.
Второе основание для авторитета - это харизма. Вполне возможно, что человек обладает привлекательностью, которая не поддается определению, аурой или позицией, которая заставляет людей слепо воспринимать его как вожака. Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг - вот два примера таких людей, которые имели авторитет как результат своей харизматич-ности.
Третьим основанием для авторитета можно считать разумную (рациональную) законность. Люди охотно принимают авторитет тех, чье положение основывается на законе и правовых нормах, чья деятельность может контролироваться и для назначения которых существуют законные процедуры. По сути, это означает, что те, кто наделен властью, подчиняются норме права. В последнее время было замечено, что авторитет все больше основывается на опыте. В этом случае авторитет должен быть заработан, если доказано наличие опыта в определенной области. Тогда мы говорим о функциональном авторитете.
Ясно то, что на самом деле все эти основания авторитета не имеют четких границ. Например, люди, занимающие важный пост, обычно, но совсем не обязательно, имеют также и опыт. Более того, в связи с важными изменениями в современном западном обществе мы видим, что основания для авторитета претерпевают изменения. Авторитет, основанный на традиции, непопулярен. В современном обществе рациональное имеет большую силу, не-
жели традиционное. Авторитет, основанные на нормах права, также перестал быть популярным. Из-за огромного количества законодательных норм стало очень сложно контролировать их должное соблюдение. В этом смысле закон подвергся эрозии и потерял свою законную силу, то есть, поддержку со стороны граждан. Мы можем наблюдать более личност-но-ориентированные основания для авторитета - харизма и опыт - приобретают большую значимость. Во многих организациях, например, можно наблюдать политику стимулирования личного потенциала служащих (управление человеческими ресурсами).
Обычно понятие авторитета связано с демократией, тогда как власти - с диктаторским режимом. Любая демократия основывается на принципе свободы воли, и в таком обществе свободные дискуссии и дебаты являются неотъемлемой частью. Тогда руководство основывается на авторитете, и власть (сила) применяется государством только в том случае, если другие меры исчерпаны, и используется только как последнее средство. При диктаторском режиме, где все наоборот, власть используется государством для подавления свободы воли, изъявляемой народом.
Для полицейской организации, действующей в условиях демократии, как, например, в Нидерландах, это имеет несколько последствий. Полицию можно описать как организацию-гибрид. На законных основаниях она может применять разрешенное законом насилие, направленное против воли народа, проявляя, таким образом, силу, но с точки зрения демократии полиция пытается отсрочить применение силы настолько, насколько это возможно. Вместо этого она пытается использовать свой авторитет.
Претворение в жизнь идеи поддержания правопорядка с участием граждан имеет несколько последствий для веры граждан в полицию и для авторитета полиции. С точки зрения поддержания правопорядка с участием граждан дистанция между полицейским и гражданином невелика, и они достаточно активно взаимодействуют. Здесь есть много возможностей для общения, объяснения, раздумья и убеждения, и установки и действия полицейского в этих вопросах определяют уровень оценки и доверия, которые испытывают граждане по отношению к данному полицейскому и полицейской организации в целом. Когда полицейского ценят и ему доверяют, авторитет растет. Другими словами, граждане стремятся принять волю полицейского без применения каких-либо физических или психологических средств. Поскольку авторитет, основанный на традиции и нормах права, как уже было отмечено, становится непопулярным, очевидно, что полицейский в значительной степени зависит от собственного опыта и личной харизмы. Однако, нидерландская полиция пытается модернизировать авторитет, основный на традиции, настаивая на важности ношения полицейской формы. Далее, делая акцент на качественном и количественном совершенствовании принуждения к закону, в основе которого лежат четко определенные процедуры, полиция пытается модернизировать авторитет, основанный на нормах права. Поэтому мы видим все основания для авторитета, включенные в работу полицейского, который работает на улице в тесном контакте с гражданами.
Претворение в жизнь системы поддержания правопорядка с участием граждан имеет внешние последствия не только для доверия граждан и авторитета полиции. Нидерландская полиция выполняет свои служебные обязанности в определенном политико-административном контексте. Существует понятие разделения власти полиции, и в основе структуры нидерландской полиции - разграничение и дуализм административного управления полиции, с одной стороны, и формальное (официальное) воздействие на полицию, с другой [4].
Административное управление можно описать как проявление заботы или управление ее средствами (деньгами, персоналом и т.д.), тогда как формальное влияние - это компетенция в принятии решений о применении возможностей полиции в деле принуждения к исполнению уголовного права, поддержания правопорядка и оказания помощи гражданам. Местные органы власти и система государственного обвинения в равной мере принимают участие в административном управлении и оказании официального влияния на полицию. Они вместе решают вопросы о бюджете полиции и ее возможностях, а также координируют конкретное применение полномочий полиции. Поэтому реализация мероприятий по поддержанию правопорядка с участием граждан требует изменений не только внутри полицейской организации, но и изменений в образе мышления и действий со стороны руководителей местных органов власти и системы государственного обвинения. Поддержания правопорядка с участием граждан с его акцентом на предупреждении и упреждении, на стимулировании процессов социального единения и его воздействие на взаимоотношения между полицией и гражданами, делает необходимыми изменения в таком стиле, в котором дается оценка результаты деятельности полиции и оказывается влияние на них.
Результаты деятельности полиции определить и оценить труднее, потому что результаты работы по поддержанию правопорядка с участием граждан в большей степени абстрактны, чем, например, снижение количества ограблений со взломом или цифры по раскрываемости преступлений в конкретном районе, показатели, которые прежде использовались для определения производительности и результатов работы полиции.
Проведенное исследование показало, что местные органы власти и система государственного обвинения оказывают большое влияние на административное управление полицией и оказание официального влияния на полицию. Они решают вопросы о составлении бюджета полиции и ее возможностях, и это имеет прямые последствия для авторитета полиции в контексте поддержания правопорядка с участием граждан. Например, если рабочая нагрузка в каком-то участке высокая, то должен быть предоставлен достаточный резерв. Если по какой-то причине полиция не в состоянии удовлетворить потребности (нужды) граждан, которые просят полицию оказать им помощь, граждане теряют доверие к полиции.
Еще одним фактором является то, что те же самые органы, которые руководят полицией, также издают законы и разрабатывают нормативные акты, которые полиция должна проводить в жизнь [14, с. 87]. Полиции необходима не только возможность выполнять их, но и знание норм, которые следует осуществлять на практике, и опыт, чтобы их применять. Если законов становится слишком много, а приоритеты расплывчаты, о полиции очень сложно повышать образовательный уровень на постоянной основе. Поэтому мы видим, что два основания для авторитета - рациональная законность и опыт - испытывают на себе давление.
В этом отношении важно отметь, что нидерландским полицейским разрешается некоторая свобода воли в принятии решений, основанных на их собственном суждении о ситуации. Полицейским необходимо это для того, чтобы применять нормы права соответствующим образом. С другой стороны, полицейским необходима система рычагов, когда закон применяется недолжным образом или не применяется вообще из-за давления, оказываемого рабочей нагрузкой, из-за отсутствия ресурсов и недостатка знаний, а это может негативным образом сказаться на авторитете полиции.
Теперь необходимо остановиться на важной проблеме проведенного исследования, то есть, о том, каковы результаты применения политики по поддержанию правопорядка с участием граждан для внутренней организации полиции. Автор полагает, что претворение в
жизнь политики поддержания правопорядка с участием граждан имеет важные последствия для внутренней организации нидерландской полиции, и, таким образом, руководство полиции и полицейские, включенные в систему поддержания правопорядка с участием граждан, сталкиваются с определенными трудностями. Три из них - «делать» или «не делать»; внутреннее управление, а не внешнее; и руководство снизу-вверх, а не сверху вниз - оказывают сильное влияние на доверие граждан и авторитет полиции.
Разберемся детальнее. Во-первых, полиция, и особенно полицейские, включенные в систему поддержания правопорядка с участием граждан, постоянно сталкиваются с трудностями при выполнении своих обязанностей. Они систематически испытывают давление, дабы совершенствовать свою работу. Однако лучшие результаты можно получить, если даже просто подходить к каждой ситуации, исключая подавление и позволяя обычным гражданам брать инициативу на себя в случае, если возникает небольшая проблема (небольшая неприятность); при этом необходимо реально оценивать способность граждан решить такую проблему. Далее, в течение долгого времени нидерландская полиция как организация выполняет различные задачи, особенно в области оказания помощи гражданам, даже сверх основных полицейских обязанностей [16, с. 59].
Поддержание правопорядка с участием граждан представляет собой способ обращения к потенциалу граждан, который можно использовать для решения проблем, что позволяет снизить рабочую нагрузку на полицейских. Но более близкая физическая и психологическая дистанция между полицией и гражданами может сама по себе порождать дополнительный спрос на услуги полиции. Полицейский, включенный в эту систему, который физически присутствует на своем участке, разговаривает с гражданами и общается с партнерами по работе («сетевыми партнерами»), обнаружит больше проблем самостоятельно. В то же время граждане и партнеры, обнаружив, что полицейский находится в поле доступа, с готовностью будут обращаться к нему с проблемами. Моторизированное наблюдение, которое было наиболее популярным и действенным методом до введения системы поддержания правопорядка с участием граждан, не дает большого объема работы. Поэтому практическая реализация принципа поддержания правопорядка с участием граждан придает новый импульс дилемме - делать или не делать, дилемме, которую следует пересмотреть по-новому, потому что она представляет угрозу для авторитета полиции. Граждане встречаются с определенными проблемами и противоправным поведением, о чем они с большим желанием сообщат полицейскому, если они окажется более доступным. Поэтому полиция должна рассмотреть эти вопросы, чтобы удержать доверие граждан к своей работе и, таким образом, защитить свой авторитет. Допускать поведение, идущее вразрез с законом и законодательными нормами, независимо от того, каким бы ни было оказываемое давление, - значит, нанести вред государственным организациям.
Вторая дилемма возникает из политико-административного контекста полиции и его влияния на положение руководителя в полиции. Внутреннее и внешнее управление в полиции тесно связаны. Руководители полицейских подразделений вынуждены делать свое рабочее время между внутренним управлением своим подразделением и внешним управлением, поддерживая связь с органами местного управления и государственным обвинением. Они требуют определенных результатов, тогда как полиция ограничена своей правомочностью, возможностями и способностью проникнуть в конкретные результаты обеспечения правопорядка с участием граждан [17]. С одной стороны, необходимо понимать, каковы возможные последствия поддержания правопорядка с участием граждан для ожидаемых ре-
зультатов и должного управления. С другой стороны, руководителям полицейских подразделений необходимо разрабатывать эффективные меры, позволяющие сообщать эти результаты мэру и прокурору, чтобы получать необходимые средства и располагать широкими возможностями. С этим придется примириться, если стремиться к тому, чтобы поддержание правопорядка с участием граждан было эффективным. Далее, плохое внутриорганизацион-ное общение может привести к конфликту между абстрактными законами и инструкциями, исходя из политико-административного контекста и внутренних целей и приоритетов полиции. Другими словами, полиции следует дать самостоятельность, которая необходима для того, придать форму поддержанию правопорядка с участием граждан таким образом, чтобы в определенной степени оно соответствовало ожиданиям граждан.
Одним из способов оценки результатов поддержания правопорядка с участием граждан является изучение в чувстве безопасности у граждан и изменений в нем [3, с. 64]. В случае снижения уровня преступности полицейские, действующие как неотъемлемая часть общества, поощряющие граждан решать проблемы и предупреждать преступления, будут способствовать тому, чтобы у граждан появилось (или укреплялось) чувство безопасности. Но следует помнить о том, что на такие чувства негативным образом влияют происшествия и внимание средств массовой информации, и поэтому они не всегда точно отражают работу полицейского, включенного в систему поддержания правопорядка с участием граждан.
С предыдущей дилеммой тесно связано понятие, присущее поддержанию правопорядка с участием граждан, касающееся положения между иерархическим руководством сверху вниз, которое характеризовало и по-прежнему характеризует полицейскую организацию Нидерландов, и руководством снизу-вверх.
Как было уже отмечено, поддержание правопорядка с участием граждан ведет к довольно абстрактным результатам. Иерархическое руководство сверху вниз, нацеленное на результаты и задачи, не всегда удовлетворяет цели и характеристики полицейской работы, ориентированной на поддержание правопорядка с участием граждан. Такой стиль руководства должен быть дополнен обменом информации снизу-вверх. Граждане информируют полицейского о проблемах, которые имеются в участке, и полицейский соединяет эту информацию со своими собственными наблюдениями, чтобы лучше понять ситуацию и возможные результаты. Обмен информацией снизу-вверх одинаково необходим, чтобы лучше понять потребности, желания и ожидания граждан и перевести их на язык политики, которая лежит в основе поддержания правопорядка с участием граждан. Когда граждане осознают свой вклад в решения и действия полиции, они почувствуют себя уважаемыми, и это окажет влияние на их отношение к полиции, а, следовательно, и их доверие к работе полицейского.
Таким образом проведенное исследование дает основание утверждать о том, что поддержание правопорядка с участием граждан - понятие, введенное в некоторые подразделения полиции в начале нового тысячелетия, - представляет собой разработку в нидерландской системе поддержания правопорядка силами полиции, которая позволяет минимизировать дистанцию между полицией и гражданами. Полицейский, включенный в эту систему, работает в определенном участке и создает сеть с гражданами и другими партнерами, занятыми обеспечением безопасности, чтобы предупреждать преступность и поощрять граждан к решению проблем собственными силами и социальному единению. Этот немасштабный подход, ориентированный на проблемы, предполагает определенные изменения в первоначальной иерархической структуре нидерландской полиции и в управлении полицией.
Имеющийся положительный зарубежный опыт работы поддержания правопорядка с участием граждан не помешал бы и Российской полиции. Для этого полицейским подразделениям необходимо было бы пересмотреть политику, касающуюся того, что делать, а что -нет, в связи с ростом рабочей нагрузки, которая могла бы появиться в результате более тесного контакта между полицией и гражданами. Далее, руководству полицией было бы необходимо разработать новые показатели для измерения довольно абстрактных результатов работы по поддержанию правопорядка с участием граждан (например, чувство безопасности у граждан и усиление социального единения). Кроме того, следовало бы облегчить обмен информацией как сверху вниз, так и снизу-вверх. Такая политика поддержания правопорядка возможно имела бы свои последствия для политического и административного контекста деятельности полиции. Внешнее управление полицией - должны бы было быть полностью в курсе дел касательно изменения рабочего поведения полицейских и результатов, свойственных поддержанию правопорядка с участием граждан.
То, как управляется изнутри и поддерживается работа по поддержанию правопорядка с участием граждан, повлияет на то, как полицейские, включенные в эту работу, смогут выполнять поставленные перед ними задачи в соответствии с принципами демократии, эффективности и законности. В свою очередь это может оказать влияние и на отношение к полиции граждан и общества в целом, а укрепит доверие к полиции и полицейским, включенным в работу по поддержанию правопорядка с участием граждан, в частности. Доверие и законность, с одной стороны, и демократия, эффективность и следование законам, с другой, вместе есть критерии укрепления авторитета полиции, то есть, добровольное принятие воли полицейского. Обретение и поддержание авторитета - серьезная проблема, поскольку в демократическом обществе полицейские силы должны искать баланс между авторитетом и практическим применением его силы.
Литература:
1. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Пер А.Ф. Филиппова // Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006.
2. Голландия - страна велосипедов и добрых полицейских. URL: https://republic.ru/russia/gollandiya_strana_ velosipedov _i_dobryh_policeyskih-463743. xhtml. (дата обращения: 29.12.2016)
3. Захарова Н.В. ЕС: от Лиссабонской стратегии к Лиссабонской программе // Современная Европа. №4. 2008.
4. 14. Как устроена полиция в Голландии и Польше. URL: http://publicverdict.ru/topics/library/8634.html. (дата обращения: 3.12.2016)
5. Кислухин В.А., Багдай Е.В. Полиция Нидерландов в системе европейской безопасности в рамках Лиссабонского договора // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. №1 (12).
6. Кислухин В.А. Правотворчество в сфере противо-действия торговле людьми в Нидерландах и роль полиции в этом процессе // LEX RUSSICA. 2009. №6.
7. Кобец П.Н. Практика использования зарубежными государствами института конфискации // Международной научный журнал «Символ науки». 2016. №1.
8. Кобец П.Н. Зарубежный опыт предупреждения тяжких серийных преступлений // Социально-экономические проблемы современной России. Сборник научных трудов / Под ред.
проф. В.В. Галкина. Вып. 1. - Воронеж: ЦНТИ, 2011.
9. Кобец П.Н. Использование психологических методов организации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран // Юридическая психология. 2009. №6.
10. Кобец П.Н. О некоторых направлениях использования в отечественном законодательстве зарубежного и международного опыта предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате // Следователь. Федеральное издание. 2009. № 2(130).
11. Кобец П.Н. Генезис института условного осуждения в зарубежных странах // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. №1.
12. Кобец П.Н. Зарубежный опыт возмещения вреда потерпевшим в уголовном процессе // Российский следователь. 2011. №7.
13. Кобец П.Н. О роли научного подхода при анализе зарубежного законодательства по предупреждению терроризма // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 17 апреля 2014 г.: в 2 ч. ч.2 / отв. ред. А.А. Су-киасян. - Уфа: Аэтэрна, 2014.
14. Право Европейского Союза / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2008.
15. Полиция Нидерландов использует дополненную реальность для раскрытия преступлений. URL: http://tutitam.com/iz-zhizni/policiya-niderlandov-ispolzuet-dopolnennuyu-realnost-dlya-raskrytiya-prestupleniy (Дата обращения 5.12.2016).
16. Потемкина О.Ю. ЕС: Конституционный ту-пик или продолжение реформы? // Современная Европа. 2008. №3.
17. Полиция Нидерландов возьмет на вооружение Microsoft HoloLens. URL: http://www.ixbt.com/news/2016/12/09/policija-niderlandov-sledom-za-orlami-vozmet-na-vooruzhenie-microsoft-hololens.html. (Дата обращения 27.12.2016).
18. 10 самых профессиональных полицейских структур разных стран мира. URL: http://uainfo.org/blognews/1459166432-10-samyh-professionalnyh-politseyskih-struktur-raznyh-stran.html. (Дата обращения: 18.12.2016).
References:
1. Veber M. Politika kak prizvanie i professiya / Per A.F. Filippova // Veber M. Izbrannoe: protestantskaya etika i dukh kapitalizma. M.: ROSSPEN, 2006.
2. Gollandiya - strana velosipedov i dobrykh politseiskikh. URL: https://republic.ru/russia/gollandiya_strana_ velosipedov _i_dobryh_policeyskih-463743. xhtml. (data obrashcheniya: 29.12.2016)
3. Zakharova N.V. ES: ot Lissabonskoi strategii k Lissabonskoi programme // Sovre-mennaya Evropa. №4. 2008.
4. 14. Kak ustroena politsiya v Gollandii i Pol'she. URL: http://publicverdict.ru/topics/library/8634.html. (data obrashcheniya: 3.12.2016)
5. Kislukhin V.A., Bagdai E.V. Politsiya Niderlandov v sisteme evropeiskoi bezopas-nosti v ramkakh Lissabonskogo dogovora // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2010. №1 (12).
6. Kislukhin V.A. Pravotvorchestvo v sfere protivo-deistviya torgovle lyud'mi v Ni-derlandakh i rol' politsii v etom protsesse // LEX RUSSICA. 2009. №6.
7. Kobets P.N. Praktika ispol'zovaniya zarubezhnymi gosudarstvami instituta konfiskatsii //
Mezhdunarodnoi nauchnyi zhurnal «Simvol nauki». 2016. №1.
8. Kobets P.N. Zarubezhnyi opyt preduprezhdeniya tyazhkikh seriinykh prestuplenii // Sotsial'no-ekonomicheskie problemy sovremennoi Rossii. Sbornik nauchnykh trudov / Pod red. prof. V.V. Galkina. Vyp. 1. - Voronezh: TsNTI, 2011.
9. Kobets P.N. Ispol'zovanie psikhologicheskikh metodov organizatsii pamyati poterpevshikh, svidetelei i podozrevaemykh v sledstvennoi praktike pravookhranitel'nykh organov Rossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh stran // Yuridicheskaya psikhologiya. 2009. №6.
10. Kobets P.N. O nekotorykh napravleniyakh ispol'zovaniya v otechestvennom zakonoda-tel'stve zarubezhnogo i mezhdunarodnogo opyta preduprezhdeniya i presecheniya korruptsii v gosudarstvennom apparate // Sledovatel'. Federal'noe izdanie. 2009. № 2(130).
11. Kobets P.N. Genezis instituta uslovnogo osuzhdeniya v zarubezhnykh stranakh // Mezh-dunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yustitsiya. 2010. №1.
12. Kobets P.N. Zarubezhnyi opyt vozmeshcheniya vreda poterpevshim v ugolovnom protsesse // Rossiiskii sledovatel'. 2011. №7.
13. Kobets P.N. O roli nauchnogo podkhoda pri analize zarubezhnogo zakonodatel'stva po preduprezhdeniyu terrorizma // Rol' nauki v razvitii obshchestva: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 17 aprelya 2014 g.: v 2 ch. ch.2 / otv. red. A.A. Sukiasyan. -Ufa: Aeterna, 2014.
14. Pravo Evropeiskogo Soyuza / Otv. red. S.Yu. Kashkin. M., 2008.
15. Politsiya Niderlandov ispol'zuet dopolnennuyu real'nost' dlya raskrytiya prestuplenii. URL: http://tutitam.com/iz-zhizni/policiya-niderlandov-ispolzuet-dopolnennuyu-realnost-dlya-raskrytiya-prestupleniy (Data obrashcheniya 5.12.2016).
16. Potemkina O.Yu. ES: Konstitutsionnyi tu-pik ili prodolzhenie reformy? // So-vremennaya Evropa. 2008. №3.
17. Politsiya Niderlandov voz'met na vooruzhenie Microsoft HoloLens. URL: http://www.ixbt.com/news/2016/12/09/policija-niderlandov-sledom-za-orlami-vozmet-na-vooruzhenie-microsoft-hololens.html. (Data obrashcheniya 27.12.2016).
18. 10 samykh professional'nykh politseiskikh struktur raznykh stran mira. URL: http://uainfo.org/blognews/1459166432-10-samyh-professionalnyh-politseyskih-struktur-raznyh-stran.html. (Data obrashcheniya: 18.12.2016).
— • — Сведения об авторе
Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (Москва, Россия).