УДК 343.2
ИНСТИТУТ ПОЛИЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Аникин Сергей Борисович
Профессор, доктор юридических наук, кафедра административного и муниципального права, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Россия, е-таИ: [email protected]
Полякова Светлана Владимировна
Старший преподаватель кафедры управления и права Южно-Уральского государственного университета (Национальный исследовательский университет, г. Челябинск, Россия; е-таИ: [email protected]
Ключевые слова: государство; полиция; противодействие преступности; поддержание общественного правопорядка; полиция на службе общества.
Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ становления института полиции в зарубежных странах. К настоящему времени сформировалось несколько моделей институтов полиции, фундаментальные основы которых заложены в исторически сложившихся правовых семьях: романо-германской, англосаксонской, теологически-правовой. Объединяющим положением современного понимания предназначения института полиции во всех странах является обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. В процессе общественного развития эволюционировали теоретические концепции, практические формы и методы в деятельности полиции. На современном этапе в прогрессивно развивающихся странах мира, превалирование «карательных методов» в деятельности полиции уступает место концепции — «полиция на службе общества». По мнению автора, в демократически ориентированных странах перед полицией стоит непростой двойственный выбор. Ей приходится одновременно и противодействовать преступности и защищать права и свободы граждан . Решение этого вопроса он видит в выборе модели охраны правопорядка, связанной с концептуальным обоснованием деятельности полиции, в рамках реализации демократических прав граждан различных государств. Придерживаясь мнения, что на современном этапе развития необходимо проводить работу по повышению доверия граждан к полиции, важным видится, что доминирующей стратегией деятельности полиции должно стать сотрудничество с гражданами в целях совместного предупреждения преступлений и других нарушений общественного порядка, создания благоприятных профессиональных условий, принятия замечаний и контроля с его стороны. Это позволит провести широкую профилактическую работу с опорой на общественное сознание, снизить уровень совершения правонарушений.
ШЕТ ЕЛДЕРДЕГ1 ПОЛИЦИЯ ИНСТИТУТЫ: ТАРИХИ НЕГ1ЗДЕР МЕН ЦАЗ1РГ1 ЗАМАНГЫ ТУЖЫРЫМДАМАЛАР
Сергей Борисович Аникин
Профессор, зац зылымдарыныц докторы, Саратов мемлекеттж зац академиясыныц эюмшШк жэне муниципалдыц цщыц кафедрасы, Саратов ц., Ресей, е-mail: [email protected]
Светлана Владимировна Полякова
ОцтYстiк-Орал мемлекеттж университетI (¥лттыц зерттеу университет1) Басцару жэне цщыц кафедрасыныц ага оцытушысы, Челябинск ц., Ресей, е-mail: [email protected]
ТYйiн свздер: мемлекет; полиция; цылмыстыцца царсы сэрекет; цогамдыц тэртiптi сацтау; цогамга цызмет етудегi полиция.
Аннотация. Мацаладаретроспективтi талдау институттыц цалыптасуыныц полиция шет елдерде. Осыуацытта цалыптасты бiрнеше модельдер институттарыныц
Хальщаралыц цуцыц жэне салыстырмалы цуцыцпшну
полиция, iргел1 нег1з1 салынган тарихи цалъттасцан цуцыцтыц отбасында: романо-гер-мандъщ, англосаксонской, теологически-цуцыцтыц. Б1р1кт1рет1н ережеге сэйкес жузе-ге асырады цаз1рг1 замангы тусту мацсатын институтыныц полиция барлыц елдерде болып табылады цогамдыц тэрттт1 цамтамасыз ету жэне цылмысца царсы iс-цимыл. Процесшде цогамдыц даму эволюционировали теориялыц тужырымдамалары, прак-тикалыц формалары мен эдiсmерi полиция цызметтде. K,азiргi кезецде прогрессивmi да-мушы елдерде, басым болуымен «жазалау эдiсmерi» полиция цызметтщ mYспейдi орын тужырымдамасы — «полиция». Автордыц ттртше, цазацстанныц демократиялыц багдарланган елдерде айтарлыцтай квщл бYгiн ерекше шешiмi туралы мэселет как удержать равновесие «таразы» бiр тостаган курес полициясы, цылмыспен, ал ешншш — цуцыцтары мен бостандыцтары азаматтар. Бул мэселеш шешу, ол квредi тацдау моделi цуцыц mэрmiбiн цоргау, байланысты тужырымдамалыц нег1здемеЫ полиция цызметт жузеге асыру шецбертде, демократиялыц, азаматтардыц цуцыцтарын mурлi мемлекеттер. ¥стана отырып пшр бул цазiргi замангы даму кезецшде «куш» улгiсi курес полициясы, цылмыспен жагынан орын тужырымдамасы «полиция туралы» (community policing) мацызды кврiнедi бул басым стратегиясы полиция цызметтщ болуы тшс ынтымацтастыц мацсатында азаматтардыц бiрлескен цылмыстардыц алдын алу, жэне басца да цогамдыц mэрmiпmi бузу, цолайлы кэЫби жагдайларды ескер-myлердi цабылдау жэне бацылау, оныц тарапынан. Бул мумктдт бередi кец ауцымды алдын алу жумыстарын суйене отырып, цогамдыц сана децгешн твмендетуге мумкт-дт бередi цуцыц бузушылыц.
INSTITUTE OF POLICE IN FOREIGN COUNTRIES: HISTORICAL FOUNDATIONS AND MODERN CONCEPTS
Anikin Sergey Borisovich
Professor, Doctor of Law, Department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]
Polyakova Svetlana Vladimirovna
Senior lecturer of the department of management and law, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia, e-mail: [email protected]
Keywords: state, police, counteraction to crime, maintenance of public order, «police in the service of society».
Abstract. The article presents a retrospective analysis of the establishment of the police institute in foreign countries. To date, several models ofpolice institutions have been formed, the fundamental foundations of which are laid down in historically established legal families: Romano-Germanic, Anglo-Saxon, theological-legal. The unifying position of the modern understanding of the purpose of the institution of police in all countries is to ensure public order and counteract crime. In the process of social development, theoretical concepts, practical forms and methods in the work of the police have evolved. At the present stage in the progressively developing countries of the world, the prevalence of «punitive methods» in police activity gives way to the concept of «police in the service of society». In the opinion of the author in democratically oriented countries, considerable attention is being paid today to the solution of the question of how to maintain a balance of «weights» where in one cup the police fight against crime, and on the other - the rights and freedoms of citizens. He sees the solution of this issue in the choice of the rule of law protection model, connected with the conceptualjustification of the police activity, within the framework of the democratic rights of citizens of different states. Adhering to the view that, at the present stage of development, the «power models» of the police struggle against crime give way to the concept of «police in the service of society» (community policing), it is important that cooperation with citizens should be the dominant strategy of police activity in order to jointly prevent crimes and other violations of public order, the creation of favorable professional conditions for the acceptance of remarks and control on his part. This will allow for extensive preventive work with reliance on the public consciousness, reduce the level of commission of offenses.
Ретроспективный анализ зарубежного опыта правоохранительной деятельности показывает, что каждая страна в зависимости от сложившихся исторических, политических, территориальных, социально-экономических, криминологических факторов, а также колорита национальных и местных традиций создала свою систему охраны общественного порядка. Как известно, полностью преступные посягательства невозможно искоренить, но остроту и количество их проявлений можно значительно снизить.
В процессе общественно-исторического развития с появлением различных форм государственности и правотворчества возникает потребность в создании особого структурного подразделения (организации, ведомства), призванного различными мерами, в большей степени насильственными, противостоять нарушениям законности и порядка, пресекать преступность, защищать имущественную и личную безопасность населения. Такие силовые структуры существовали со времен античности (Древней Греции и Римской империи), и являются прообразом полиции в её современном понимании.
Под полицией необходимо понимать систему государственных служб, целью которых является противостояние нарушениям законности и порядка, пресечение преступности, защита имущества и безопасность населения.
Первоначально термин «полиция» (греч. «politeia», polis - город), появился в известном трактате Аристотеля «Полития», где им обозначалось государственное и городское управление. Позднее термин перешел в латинский язык и широко использовался в научных и официальных источниках Римской и Византийской империй, с конца XIV в. во Франции и Германии [1].
Период XVII - XVIII вв. в монархических странах Европы считается временем расцвета «полицейского государства». Однако уже к концу XVIII в. идеи «абсолютной власти» и «полицейского государства» себя исчерпали, так как стали отрицательно сказываться на экономическом и политическом развитии передовых стран. В Европейских странах и США широкую общественную поддержку получает идея правового государства, отраженная в античных трактатах и затем получившая новое обоснование в трудах философов и государственных деятелей «времен просвещения». Согласно этому концептуальному направлению, сфера государственного вмешательства подлежала значительному сужению. Активное реформирование национальной системы правоохранительных органов начинается во Франции, с воплощения идей Революции 1789 г., когда в дополнение к
полиции в 1791 г. появляется жандармерия. В XIX в. французский опыт использовали другие страны в Австро-Венгрии, Пруссии, России, Испании, Италии, где также создавались жандармерии.
В XIX - начале XX в. окончательно оформились «британско-американский» и «кон-тинентально-европейский» подходы. К примеру, учитывая национальные и культурные особенности англичан, полиция всегда имела четкие границы вмешательства в различные сферы социальной и личной жизни граждан для поддержания правопорядка. В странах континентальной Европы задачи полиции были значительно шире. Примером является Пруссия, где в настоящее время функционируют различные виды полиции. К тому же «континентально-европейская», полиция всегда имела более четкую и централизованную иерархию, с большей ориентацией на «силовое решение» проблем общественного порядка.
В связи со значительными политическими изменениями - созданием в начале ХХ века, а затем распадом Советского Союза и в преддверии образования Евросоюза в конце ХХ века - происходили значительные преобразования в правоохранительной деятельности многих европейских стран. Особое внимание этому вопросу уделено А.К. Киселевым в аналитическом исследовании реформ правоохранительных структур, в период 1989-2002 гг., отмечающим, что реформирование правоохранительных систем в этих странах, в большей степени было связано не со структурной, а с содержательно-концептуальной направленностью.
Киселев А.К. совершенно справедливо отмечает, что «Реформы правоохранительного сектора без адекватных необходимых реформ в экономической и социально-бытовой сфере конкретного общества не могут иметь своих положительных последствий. В начальный период реформ социальные аспекты не привлекают внимания реформаторов, однако если они вообще не включены в повестку дня реформирования, то сами станут стимулами в росте преступности» [2, с.181]. Подобные негативные аспекты проявили себя и в России в начальный период реформ 90-х гг. ХХ века.
Структура правоохранительной деятельности в России по своей принадлежности традиционно относится к романо-германской правовой семье, где главенствующая роль в управлении государством и обществом, в отличие от англосаксонской и американской систем, отводится центральной и местной власти. Приоритетом обладает центральная власть, а местное самоуправление наделено второстепенными властными функциями. Отметим, что далеко не все страны мира в по-
Хальщаралыц цуцыц жэне салыстырмалы цуцыцтану
строении правоохранительном системы ориентированы на подобные модели.
Исаева М.И. в своем исследовании отмечает, что несмотря на наличие между арабскими странами разнообразных особенностей, общим их объединяющим является мощный полицейский аппарат, который стоит на защите прав и свобод граждан и обеспечении их безопасности. К примеру, в Арабской Республике Египет деятельность полиции связана с влиянием религиозных основ и ментально-культурных особенностей народа [3, с.44].
Правоохранительная система США, наоборот, отличается динамичностью, технологичностью и отражением современной кон-цептуальности поддержания общественного правопорядка в рамках реализации демократических прав и свобод в гражданском обществе. В этом контексте, можно сказать, что США не имеет «тяжелых оков истории». В силу исторических особенностей возникновения, в США не было эпохи «полицейского государства», правоохранительная система в основе своего становления уже имела демократические идеи Декларации независимости 1776 г. и Конституции 1787 г. при сохранении ряда полицейских образований, связанных с англосаксонскими институциональными традициями. В результате в США сложилось три уровня государственной власти: федеральный, отдельных штатов и местный, причем власти двух последних изначально пользовались значительной самостоятельностью. К началу XXI в. полицейская система США характеризовалась значительной децентрализацией и позволяла полицейским силам каждого уровня действовать автономно на конкретной территории. Местная полиция - это основа полицейской системы США [4].
На формирование законодательной и правоохранительной систем в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, например, таких как Китай, Монголия, КНДР, Вьетнам, в ХХ веке оказала политическая идеология и модель законодательной системы и правоохранительной деятельности, существовавшая в то время в СССР, которая при всех особенностях и отличиях относилась к романо-герман-ской правовой семье. После провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР), уже в 1950 г. была создана Народная полиция, которая в настоящее время имеет сложную структуру: полиция общественной безопасности; криминальная полиция; полиция по контролю дорожного движения, железнодорожная полиция; речная и морская полиция; воздушная полиция, полиция по охране лесов; тюремная полиция; таможенная полиция. Правовой основой деятельности полиции является Закон КНР «О народной полиции», в котором в ст. 2. определены ее задачи:
защита безопасности государства, поддержание общественного порядка, защита личной безопасности и свободы граждан и их собственности, защита общенародной собственности, предотвращение, пресечение и наказание незаконной и преступной деятельности. Важным аспектом в деятельности полиции является тесная взаимосвязь с населением и принятие замечаний и контроля с его стороны. Начиная с 90-х гг. прошлого века, планомерная модернизация полиции в Китае осуществлялась с ускоренным технологическим оснащением, что позволяет ей быть в XXI в. одной из самых эффективных в мире [5].
Следует отметить, что поддержание общественного порядка и противодействие преступности в КНР предполагает широкую профилактическую работу, опору на общественное сознание, в сочетании с жесткими карательными мерами (за ряд преступлений предусмотрена смертная казнь). Эффективность предпринимаемых мер усиливает выработанная веками национальная традиция (наследие конфуцианства), согласно которой законодательные предложения государства воспринимаются китайцами, как обязательные к исполнению, в практическом поведении это выражается как законопослушность [6].
В демократически ориентированных странах полиции приходится одновременно и противодействовать преступности, и защищать права и свободы граждан. Решение этого вопроса непосредственно связано не только с выбором модели охраны правопорядка, но прежде всего с концептуальным обоснованием деятельности полиции, в рамках реализации демократических прав граждан. На современном этапе развития необходимо проводить работу по повышению доверия граждан к полиции. Доминирующей стратегией деятельности полиции становится сотрудничество с гражданами в целях совместного предупреждения преступлений и других нарушений общественного порядка. При профессиональной подготовке полицейских большое внимание уделяется этическим принципам поведения полицейских и их взаимодействию с населением [7].
Таким образом, сравнительный анализ зарубежного опыта правоохранительной деятельности в зарубежных странах показывает, что к настоящему времени сформировалось несколько моделей институтов полиции, фундаментальные основы которых заложены в исторически сложившихся правовых семьях: романо-германской, англосаксонской, теологически-правовой. Объединяющим положением современного понимания предназначения института полиции во всех странах является обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. В процессе
общественного развития эволюционировали теоретические концепции, практические формы и методы в деятельности полиции. На современном этапе в прогрессивно развивающихся странах мира происходит сближение,
выполняемых полицией функций и «ожиданий» общества, превалирование «карательных методов» в деятельности полиции уступает место концепции - «полиция на службе общества».
ЛИТЕРАТУРА
1. Яковлев К.Л., Яковлева Е.И., Яковлева О.Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: Mонография. - М.: ИНФРА-М, 2011. -160 с.
2. Киселев А.К. Юго-Восточная Европа: реформы правоохранительных структур на рубеже XX- XXI века //Научные ведомости. - 2014. - № 21 (192). - Выпуск S2. - С. 181-188.
S. Исаева М.И. Конституционно-правовые основы деятельности полиции стран арабского мира //Альманах современной науки и образования. - 2010. -№ 1 (S2): Ч. II. - C. 44-46.
4. Шалягин Д.Д. Полиция США - организационные и правовые основы деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02: Москва, 1998. 175 c.
5. Манцуров А.Ю. Особенности тактики деятельности Народной полиции Китайской Народной Республики при несении службы // Вестник московского университета МВД России. - 2009. - № 11. С. 105-108.
6. Чу Се Джон, Джо Шань Шень, Морозов Н.А. Особенности преступности, уголовной политики, правосознания и правовой культуры в странах АТР //Закон. - 200S. - №S. - С. S0-S9.
7. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России //Вестник Пермского университета. Юридические науки. —2017. — Вып. S5. — С. 95-106.
REFERENCES
1. Jakovlev K.L., Jakovleva E.I., Jakovleva O.N. Gosudarstvenno-pravovye osnovy organizacii pravoohranitel'nyh organov zarubezhnyh stran: Monografija. - M.: INFRA-M, 2011. - 160 s.
2. Kiselev A.K. Jugo-Vostochnaja Evropa: reformypravoohranitel'nyh struktur na rubezhe XX-XXI veka //Nauchnye vedomosti. - 2014. - № 21 (192). - Vypusk S2. - S. 181-188.
S. Isaeva M.I. Konstitucionno-pravovye osnovy dejatel'nosti policii stran arabskogo mira // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. - 2010. -№ 1 (S2): Ch. II. - C. 44-46.
4. Shaljagin D. D. Policija SShA - organizacionnye i pravovye osnovy dejatel'nosti: Dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.02: Moskva, 1998. 175 c.
5. Mancurov A.Ju. Osobennosti taktiki dejatel'nosti Narodnoj policii Kitajskoj Narodnoj Respubliki pri nesenii sluzhby // Vestnik moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2009. - № 11. S. 105-108.
6. Chu Se Dzhon, Dzho Shan'Shen', MorozovN.A. Osobennostiprestupnosti, ugolovnojpolitiki, pravosoznanija ipravovoj kul'tury v stranah ATR //Zakon. - 200S. - №S. - S. S0-S9.
7. Majorov VI., Sevrjugin V.E. Protivodejstvie prestupnosti na osnove sovremennyh koncepcij vzaimodejstvijapolicii i obshhestva: opyt zarubezhnyh stran i Rossii // VestnikPermskogo universiteta. Juridicheskie nauki. —2017. — Vyp. S5. —S. 95-106.