Научная статья на тему 'Инновационные подходы к пониманию сущности взаимодействия полиции и населения на основе доверительных отношений'

Инновационные подходы к пониманию сущности взаимодействия полиции и населения на основе доверительных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверие / доверительные отношения / формирование общественного доверия / общественное восприятие / взаимодействие полиции с населением / открытость полиции / trust / trusting relationships / the formation of public trust / public perception / police interaction with the public / police openness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д. В. Попов

В статье рассматривается авторская концепция, связанная с возможным внедрением в практику органов внутренних дел инновационных подходов по формированию доверия между полицией и гражданами. В работе предпринимается попытка раскрыть сущность взаимного сотрудничества полицейских и граждан на основе концепции трансдискурсивной психологии. При написании работы также был проанализирован опыт полицейских структур некоторых зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to understanding the essence of interaction between the police and the population on the basis of trust

The article considers the author’s concept related to the possible introduction of innovative approaches to building trust between police and citizens into the practice of law enforcement bodies. The paper attempts to uncover the essence of the mutual cooperation of police officers and citizens based on the concept of transdiscourse psychology. When writing the work, the experience of police structures of some foreign countries was also analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к пониманию сущности взаимодействия полиции и населения на основе доверительных отношений»

УДК 159.9:34.01

Д.В. Попов

адъюнкт

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@univermvd.ru

Инновационные подходы к пониманию сущности взаимодействия полиции и населения на основе доверительных отношений

В статье рассматривается авторская концепция, связанная с возможным внедрением в практику органов внутренних дел инновационных подходов по формированию доверия между полицией и гражданами. В работе предпринимается попытка раскрыть сущность взаимного сотрудничества полицейских и граждан на основе концепции трансдискурсивной психологии. При написании работы также был проанализирован опыт полицейских структур некоторых зарубежных стран.

Ключевые слова: доверие, доверительные отношения, формирование общественного доверия, общественное восприятие, взаимодействие полиции с населением, открытость полиции.

Dmitrii V. Popov

Graduate

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: mail@univermvd.ru

Innovative approaches to understanding the essence of interaction between the police and the population on the basis of trust

The article considers the author's concept related to the possible introduction of innovative approaches to building trust between police and citizens into the practice of law enforcement bodies. The paper attempts to uncover the essence of the mutual cooperation of police officers and citizens based on the concept of transdiscourse psychology. When writing the work, the experience of police structures of some foreign countries was also analyzed.

Keywords: trust, trusting relationships, the formation of public trust, public perception, police interaction with the public, police openness.

Формирование и психологическое обеспечение общественного доверия является краеугольным камнем успешной полицейской и правоохранительной деятельности в целом, а потому психологическое обеспечение доверия - это один из важнейших элементов целостной системы деятельности руководителей и отдельных сотрудников, общественных движений и граждан.

Модели вовлеченности граждан в деятельность органов правопорядка варьируются от крайне неформальных механизмов до формализованных, в т.ч. принудительных. Органы внутренних дел, в особенности территориальные, вынуждены строить доверительные связи со своими гражданами в упреждающих целях для предотвращения различных правонарушений. При этом традиционный подход невмешательства граждан в полицейскую деятельность как

таковую противоречит целям установления доверия с гражданским обществом. Важным является то, что руководство правоохранительных органов должно рассматривать некоторые свои мероприятия как часть континуума доверительных отношений с гражданами, а не как изолированную от них деятельность. В этом случае потенциал доверия общества к полиции существенно повысится.

Начальники органов полиции постоянно стараются сохранить положительный имидж своих подразделений и служб в глазах общественности. Однако на адекватное восприятие обществом полиции оказывает влияние множество факторов.

Ежедневно десятки тысяч сотрудников правоохранительных органов выполняют почётную и опасную полицейскую работу. Вместе с тем

имиджу полиции может нанести непоправимый вред даже отдаленный намёк, мнимая история о недобропорядочном поведении или коррупции полиции. То, как в обществе воспринимается правоохранительный институт, зависит от каждого конкретного подразделения, службы, сотрудника полиции. То, как отделы полиции взаимодействуют со своими гражданами, насколько полицейский доступен для общества и как он справляется с вопросами обеспечения правопорядка, является важнейшим атрибутом профессии. Именно по этим причинам формирование и поддержание общественного доверия являются признаком эффективной работы полиции.

Сотрудники правоохранительных органов должны занимать позицию безусловного авторитета среди граждан и придерживаться крайне высокого антикоррупционного стандарта, представлений о чести, честности, долге и профессионализме.

Руководство правоохранительных органов несет ответственность за демонстрацию должного поведения, информируя общественность о роли своих подчиненных в поддержании чести и достоинства внутри всей системы Министерства внутренних дел, а также в формировании и обеспечении доверительных, рабочих взаимоотношений между гражданами и полицией.

Осуществление подобных стратегий и процедур органами внутренних дел внутри учреждения - не просто важно, но и крайне необходимо. В случае ненадлежащего поведения сотрудников должны быть немедленно разработаны меры для расследования и пресечения такого поведения. Если руководство правоохранительных органов будет принимать на службу соответствующих сотрудников, проводить их обучение, создавать систему превентивных мер и тщательным образом контролировать сотрудников, это в общей сложности создаст доверие среди граждан. А процесс расследований фактов непрофессионального поведения сотрудников (служебных проверок, судебных разбирательств, прокурорских проверок и т.д.) может стать необходимым только в редких случаях.

Несмотря на существующие публикации по теме доверия, на данный момент не хватает практического руководства по формированию общественного доверия. Должны быть разработаны отдельные положения по формированию доверия между полицией и обслуживаемыми ею гражданами. В данных положениях должны быть стандартизированы практические аспекты и процедуры того, как руководство правоохранительных органов решает этические проблемы поведения сотрудников внутри своих подразделений. В них должно быть включено несколько инструментов

и ресурсов, в т.ч. глоссарий соответствующих терминов, для того чтобы помочь сделать информацию максимально доступной для потребителя.

Общественное доверие является установленной и высоко почитаемой формой отношений между органом внутренних дел и гражданами, которых ему поручено обслуживать. Это является залогом эффективной полицейской службы, и руководство правоохранительных органов несет главную ответственность за честность, неподкупность, законность и компетенцию своих отделов [6]. В целях формирования доверия населения на начальников подразделений полиции возложена функция создания соответствующей среды в своих отделах, в которой ожидается в первую очередь правомерное поведение, и каждый сотрудник будет нести ответственность за неоправдание этих ожиданий [7]. Поведение руководителя также должно быть прозрачным, разумеется, за исключением секретов оперативно-розыскной деятельности и неразглашения информации в интересах проводимых расследований, а также о лицах, оказывающих содействие на негласной основе. Руководители в процессе работы с населением должны быть готовы признавать неправомерное поведение своих подчинённых, соответствующим образом решать проблемы неправомерного поведения сотрудников при его наличии и тем самым поддерживать уважение и уверенность граждан в нравственных качествах полицейских.

Отделы полиции должны придерживаться принципов честности и профессионализма, которые являются ключевыми для формирования доверия граждан. С учётом того, что офицеры занимают позицию доверия и уверенности по отношению к своим гражданам, и они наделены огромными полномочиями, любое злоупотребление такими полномочиями, их превышение либо неспособность выполнять свои обязанности может подорвать общественное доверие либо снизить или разрушить авторитет у граждан, которым они служат. Каждый сотрудник отдела полиции должен понимать, что он представляет собой весь орган, всё министерство и даже государство, что он самостоятельно несет ответственность за своё личное поведение, и что он может быть привлечён к различного рода ответственности.

Понятные и прозрачные процессы, происходящие в органах внутренних дел, несмотря на то, что они крайне важны для любого подразделения (исключения могут составлять лишь материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, а также сведения, относящиеся к государственной тайне), являются всего лишь одним строительным блоком в обеспече-

нии общественного доверия. Практика органов внутренних дел должна всегда являться частью большей культуры неподкупности и этического поведения профессионалов. Если руководящий состав должным образом управляет подчинёнными, вряд ли возникнет необходимость использования функции служебных проверок. Изменяющие культуру меры, программы и обучение являются значимыми и эффективными не только для предотвращения неправомерного поведения и коррупции в отделе, но также и для демонстрации ценностей, принципов и традиций органа. Кроме того, руководство полиции должно быть уверено, что ключевые «ценности и принципы органа выражаются, передаются и подкреплены через все аспекты действий, управления и службы отдела» [6, с. 47]. Этого можно достичь путём постановки чёткой и точной позиции, которая будет направлять действия отдела. Меры и процедуры органа внутренних дел должны обеспечить поддержку этой миссии и должны быть изложены в письменной форме, чётко обозначены и приведены в исполнение. Эти стандарты этики и основополагающие принципы должны быть оформлены в виде руководства для всего персонала и должны не только определять приемлемые стандарты поведения, но и устанавливать поведение, которое является неприемлемым. Эти ценности и принципы должны быть осознаны и восприняты всеми руководителями, инспекторами, сотрудниками и гражданскими служащими отдела [6].

Создание культуры неподкупности внутри отдела является крайне важным для формирования и поддержания доверия, эффективной правоохранительной деятельности и безопасности общества. Чётко определенный стандарт, который управляет всеми действиями каждого члена отдела, представляет собой фундамент для доверительных взаимоотношений с гражданами. Руководитель должен смоделировать ценности и принципы поведения, характерные для культуры неподкупности, как на внутреннем (путём приёма на службу, обучения и оценки), так и на внешнем уровне (путём проведения общественных мероприятий среди местного населения и диалога).

Внутренние и внешние стратегии для формирования общественного доверия.

Общественное доверие должно строиться на фундаменте сильной культуры правоохранительной деятельности, которая ценит честность и в которой сотрудники несут ответственность за своё поведение. Эта культура должна быть смоделирована администрацией и подкреплена местными руководителями для обеспечения ее эффективности. Несколько компонентов долж-

ны применяться совместно для создания и укрепления этой организационной культуры. Когда присутствуют все элементы, необходимые для культуры честности, подразделения и службы могут быть более прозрачными по отношению к гражданам, а это поможет построить между ними доверительные отношения.

Косвенным, но важным аспектом является приём на службу и трудоустройство. «Обязательно необходимо принимать на службу и трудоустраивать лиц, ориентированных на службу и имеющих характер, необходимый для соответствия высоким стандартам честности, а также способных устоять перед соблазном отклонения от этих стандартов. Процесс отбора, прежде всего, должен определить кандидатов, не соответствующих профессии, а затем он должен выявить тех, кто показал наиболее благоприятные характеристики для этой профессии, и кто подходит нуждам и культуре местного отдела. Руководству управления необходимо определить ключевые профессиональные качества, которые они хотят видеть у своих подчинённых, такие как сопереживание и ориентация на службу» [6].

«Лица, которые с наибольшей вероятностью подходят для карьеры в правоохранительной отрасли, могут быть выявлены с помощью комбинации медицинского и психолого-психиатрического тестирования, персональных собеседований и проверки анкетных данных» [8].

В ходе исследований было установлено пять личностных характеристик, благодаря которым сотрудник способен хорошо выполнять свои обязанности: экстраверт, эмоциональная стабильность, исполнительность, добросовестность и открытость к экспериментам. Другие факторы, к примеру, соответствие организационной культуре учреждения и ситуативным факторам, таким как желание работать в районах с высоким уровнем преступности, являются в равной степени важными при отборе и найме потенциальных сотрудников. Если кандидат обладает всеми пятью чертами характера, но не будет способен справляться со стрессом на работе, то он вряд ли подойдёт для такой работы.

Важно наличие комплексного плана приёма на службу, не только возможность учреждения принимать на службу, используя традиционные источники, такие как военные, но и другие источники, такие как местные училища и университеты. План приёма на службу должен также предусматривать нетрадиционные методы поиска кандидатов через региональные новости и печатные средства массовой информации; офицерам следует посещать школы и спортивные мероприятия; также следует вовлекать сотрудников в программы молодёжи на уровне раз-

личных региональных юношеских ассоциаций, полицейских спортивных лиг, а также в летних детских лагерях.

Некоторые новые сотрудники приходят в учреждение из других подразделений полиции. Хотя приём на службу сотрудника с опытом в данной области может показаться преимуществом, учреждениям следует получать подробные рекомендации с предыдущего места работы сотрудника. Опытный сотрудник, который стремится попасть в новый отдел, возможно, ушел с предыдущего места службы до того, как быть дисциплинарно наказанным или уволенным по причине противоправного поведения. К сожалению, отделы зачастую предоставляют нейтральные рекомендации по сотрудникам, с которыми у них возникли проблемы с поведением, либо которые были дисциплинарно наказаны или уволены, не согласившись уйти добровольно. Это позволяет проблемным сотрудникам перейти из одного учреждения в другое без каких-либо последствий.

Начальник органа полиции должен установить, смоделировать и обеспечить поддержку культуре, которая «продвигает открытость, обеспечивает внутреннюю и внешнюю честность, продвигает и поощряет порядочное поведение, а также формирует фундамент, предусматривающий необходимость высококачественной службы обществу» [6, с. 48]. Тем самым руководитель укрепит желаемое поведение в отделе, соответствующее главным ценностям и основополагающим принципам. Эти усилия, предпринятые начальником, подкрепляются первичным и непрерывным обучением и воспитанием на всех уровнях организации.

Обучение порядочности, честности и благоразумию следует начинать при поступлении в образовательные организации МВД России и продолжать на регулярной основе вплоть до окончания службы в органах внутренних дел.

Основательное, регулярное наблюдение за сотрудниками позволит решить проблемы неправомерного поведения и сократить необходимость вмешательства правоохранительного органа в расследование вопроса о противоправном поведении или коррупции через процесс служебных проверок. Оценочные мероприятия позволят руководителю подразделения встретиться с сотрудником, обсудить его деятельность и формально зафиксировать сильные и слабые стороны, а также ожидания. Оценка предоставляет руководителю подразделения возможность поощрить и похвалить желаемое поведение и уведомить сотрудников о том, что было зафиксировано неприемлемое поведение. На раннем этапе процесса выявления неприем-

лемого отношения или поведения руководитель подразделения должен обсудить эту проблему с сотрудником, предложить помощь и объяснить, что подразделение будет ожидать положительных изменений с его стороны. Целью является выявление проблемного поведения или отношения и помощь сотруднику в изменении такого поведения в кратчайший срок. Также важно проинформировать сотрудника о том, что ценится положительный вклад в организацию и общество и что именно такое поведение является приемлемым, тогда как проблема плохого поведения решаема. В случае неудовлетворительного выполнения служебных обязанностей руководитель подразделения может разработать план улучшения деятельности, выявить конкретные проблемные области и использовать этот план для решения и преодоления обозначенных недостатков. План следует использовать в качестве положительного подкрепления, помогающего сотруднику устранить и предотвратить неприемлемое поведение.

Руководитель должен отслеживать результаты между оценочными беседами, чтобы убедиться, что деятельность и надёжность сотрудника имеют тенденцию к улучшению.

Постоянное сотрудничество с гражданами и диалог позволят руководителям отделов взвешивать восприятие гражданами отдела полиции и помочь усилить доверие между обществом и полицией. Когда начальник органа внутренних дел поддерживает постоянный диалог с населением и членами своего общества относительно их восприятия того, как работают сотрудники, и полиция, и представители общества получают большее понимание общественного восприятия и могут действовать, в т.ч. и в интересах отдела и управления, а как следствие, и в своих интересах для оказания положительного воздействия на это восприятие. Должно появиться множество стратегий, направленных на участие населения в эффективных общественных мероприятиях с целью повышения доверия граждан, например, курсирующая инспекция по безопасности граждан, которая тщательно оценивает общественное восприятие и потребности. Такие меры требуют участия руководства полиции для вовлечения граждан и реагирования на их потребности.

Важным и эффективным способом для отдела вовлечь общество является проведение социально ориентированных полицейских мероприятий. Организационная трансформация, решение проблем, а также сотрудничество с гражданами формируют понятие, известное как «социально ориентированные полицейские мероприятия». Существующие во многих странах более чем 30 лет, социально ориентированные полицейские

мероприятия представляют собой полицейскую философию, которая продвигает и поддерживает организационные стратегии для устранения причин, а также снижения страха, уровня преступности и социальных беспорядков с помощью тактики решения проблем и сотрудничества полиции с населением. Не существует единого установленного набора правил или ведомости с составляющими программы социально ориентированных полицейских мероприятий; скорее, эта философия требует от граждан и полиции сотрудничества для превентивного усиления общественной безопасности в пределах определенной группы населения, либо определенной территории. Каждая программа социально ориентированных полицейских мероприятий уникальна, как и группа населения, в которой она применяется; однако, на наш взгляд правоохранительные органы обозначили пять основных элементов эффективной программы социально ориентированных полицейских мероприятий.

1. Восприятие службы на благо граждан в качестве всеобъемлющей философии организации.

2. Создание института социально ориентированных полицейских мероприятий, которые будет внедряться в практику.

3. Акцентирование внимания на географически децентрализованных моделях полицейских мероприятий, которые придают особую значимость службе, приспособленной под нужды конкретных групп населения, а не стандартизированный подход.

4. Предоставление гражданам возможности действовать в сотрудничестве с полицией по вопросам преступлений и более широко установленных социальных проблем, например, вопросов качества жизни.

5. Применение подходов, ориентированных на проблему или решающих проблему, путём вовлечения сотрудников полиции в работу с членами общества.

В дополнение к пяти ключевым элементам необходимо, чтобы начальник полиции демонстрировал свою приверженность этой философии и включил её в общую миссию отдела и в подход к решению вопросов. Исследования показывают, что социально ориентированные полицейские мероприятия значительно улучшили восприятие полиции обществом. Социально ориентированные полицейские стратегии могут способствовать частому взаимодействию и построению более результативных отношений с гражданами путём ведения диалога между полицией и жителями, а также укреплению общественного доверия. Ниже перечислены некоторые примеры успешных стратегий:

- организовывать ежемесячные совещания с различными представителями общества;

- усиливать велосипедный, конный и пеший патруль на улицах города;

- привлекать определенные группы общества, такие как ученики школы, прихожане церкви, представители национальных меньшинств (особенно тех, кто ранее чувствовал себя бесправными), и другие организации;

- запускать программы, которые способствуют вовлечению жителей, такие как программы соседского дозора и ночного дозора (дружины).

Другим способом правоохранительным органам развить общественное доверие является привлечение к работе с населением курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Это позволит жителям ознакомиться с культурой и ключевыми ценностями своих региональных правоохранительных органов, а также получить общую информацию о деятельности отдела. Полицейские образовательные оорганизации снабжают граждан информацией «из первых уст» о миссии, линии поведения и нормах, которых должны придерживаться полицейские, а также позволяют им лучше понять работу полицейского, в т.ч. стрессовые воздействия данного вида деятельности. Зачастую выпускники образовательных организаций МВД России становятся послами полицейской теории и практики для граждан. Это является эффективным способом укрепить отношения между обществом и правоохранительными органами.

Упреждающее вовлечение региональных СМИ также может быть эффективным способом оказания влияния на общественное восприятие полицейского дела. Вне зависимости от того, имеется ли в штате отдела специально назначенный офицер по общественной информации или нет, в учреждении всегда работает сотрудник по работе с общественностью, либо непосредственно сам руководитель, которому следует использовать свои контакты со СМИ для реализации широкомасштабной, упреждающей массовой стратегии, распространяя информацию, касающуюся успешных программ с участием ОВД. Формирование отношений со СМИ также обеспечит отдел большими возможностями для распространения положительных историй о работе полицейских в будущем. Путём обнародования общественно ориентированной правоохранительной стратегии или программы для граждан через новости и печатные издания орган внутренних дел может впоследствии передать основные идеи своей миссии и ключевые ценности общественности.

Участие гражданского населения может быть использовано в качестве инструмента,

способствующего развитию непрерывного диалога между гражданами и отделом полиции. Путем формального вовлечения представителей общественности в соответствующий процесс принятия решений (например, где реализовать дружинные программы или определить необходимость запуска программы присмотра за пожилыми гражданами, либо правонарушителями), граждане будут чувствовать, что есть программы, которые полиция может реализовать, что полиция показывает открытость в своих мотивациях, и что они помогают полиции в улучшении общественной безопасности. Если участие граждан используется только в качестве ответного действия на недобросовестное поведение или коррупцию, то, скорее всего, граждане почувствуют свою изолированность и проявят подозрительность по отношению к правоохранительным органам. Если они будут чувствовать себя вовлечёнными посредством сотрудничества, то, наоборот, они дадут более широкую оценку полицейской деятельности и вникнут в неё и, следовательно, выразят доверие к органам правопорядка.

Доверие строится тогда, когда граждане чувствуют, что отдел полиции прислушивается и соответствующим образом отвечает на имеющиеся у них потребности, мнения и опасения. С гражданами не следует делиться конфиденциальной информацией; однако процесс привлечения их даже к малейшей доле организации помощи полиции приводит к внушению чувства общественного доверия.

Таким образом, можно выделить ряд ключевых моментов, необходимых для более широкого внедрения и использования в повседнев-

ной деятельности ОВД средств формирования доверия со стороны населения:

1) необходимо разработать комплексный план отбора и трудоустройства лиц с ориентацией на службу;

2) обеспечить постоянное обучение этическим принципам, честности и рассудительности по отношению к каждому офицеру, вплоть до ухода в отставку;

3) провести соответствующие оценочные мероприятия и рассмотрение всех лиц, принятых на службу, и незамедлительно решать проблемы несоответствующего поведения и поощрять высокие результаты в службе;

4) необходимо выработать некую форму социально-ориентированной программы мер для более эффективного вовлечения общества в дела полиции;

5) сделать образовательные организации МВД ещё более открытыми для граждан;

6) использовать СМИ для обнародования положительных программ и историй об отделе и сотрудниках;

7) проводить семинары для граждан по интересующим их темам;

8) вовлекать граждан в процессы профилактики преступлений.

В данной статье была предпринята попытка рассмотреть только некоторые аспекты формирования доверительных отношений между сотрудниками правоохранительных органов и гражданами. Следует отметить, что многие постулируемые тезисы весьма успешно могли бы быть применены в российском законодательстве, а также внедрены в практику полицейских подразделений России.

Список литературы

1. Откройте для себя Полицию. Узнайте о том, как работают правоохранительные органы, возможные варианты карьеры, должность и многое другое. Discover Policing. Learn about how law enforcement operates, potential career options, post a job, and more. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.discoverpolicing.org (дата обращения: 08.05.2018)

2. Ассоциация полицейских академий США. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. nationalcpaa.org (National Citizens Police Academy Association) (дата обращения: 07.05.2018)

3. Официальный сайт Министерства юстиции США [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.justice.gov (U.S. Departmentofjustice) (дата обращения 12.05.2018)

4. Internal Affairs Guidelines, 2008 [Руководство для сотрудников Министерства внутренних дел, 2008].

5. Investigation of Employee Misconduct, 2007 [Расследование проступков сотрудников, 2007].

6. Police Integrity, 1997 [Честность полиции, 1997].

7. Police Accountability and Citizen Review, 2002 [Подотчётность полиции и гражданский контроль, 1997].

8. Protecting Civil Rights, 2006 [Защита гражданских прав, 2006].

9. Шаранов, Ю. А., Устюжанин, В. Н. Психология правоохранительной деятельности: системно-динамический подход : монография. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. - 62-63 с.

© Попов Д.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.