УДК 174: 351.74 Яблонская Людмила Михайловна
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономико-правовых основ управления
Челябинского государственного университета [email protected]
МЕСТО ЭТИКО-
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СЛУЖАЩИХ ПОЛИЦИИ
Yablonskaya Ludmila Mikhailovna
Candidate of History, associate professor of the chair of economics and legal foundations of management, Chelyabinsk State University [email protected]
PLACE OF ETHICAL AND DEONTOLOGICAL APPROACH IN FORMATION OF PROFESSIONALISM OF EMPLOYEES OF POLICE
Аннотация:
В статье анализируется современная концепция профессионализма полицейских служащих. В связи с реформой государственной службы полиции статья актуальна для России. Особое внимание уделяется этико-деонтологическому подходу, направленному на повышение этичности и неподкупности профессиональных полицейских.
Ключевые слова:
полиция, этика, этико-деонтологический подход, профессионализм, неподкупность, честность, ответственность, служение населению, коррупция.
The summary:
The article examines the modern concept of professionalism of police officers. In connection with the reform of state police forces become relevant for Russia. Particular attention is paid to ethical and deonto-logical approach aimed at improving the ethics and integrity of the professional police.
Keywords:
police, ethics, ethical and deontological approach, professionalism, integrity, honesty, responsibility, service to population, corruption.
Российские правоохранительные органы ныне переживают сложный, но необходимый процесс реформирования. На основе новой для России парадигмы идет процесс создания соответствующих международным стандартам органов полиции. В основе этой парадигмы лежат ценности демократического характера. Особое внимание при этом уделяется признанию значимости служения людям и партнерства с общественностью, профессионализации и этически ориентированному профессионализму. Стремление полиции стать более профессиональной актуализирует такие требования, как этичность, ответственность, честность, неподкупность. Возникает необходимость применения их при отборе и обучении полицейских служащих стандартам профессионального поведения.
Между тем в России все еще наблюдаются факты злоупотребления властью, коррупции, грубости и даже преступного поведения сотрудников органов правопорядка, что повышает важность поставленной проблемы. Ситуация актуализируется в связи с тем, что в РФ наблюдается недостаток информации о международных стандартах и позитивном опыте служб полиции стран, добившихся значительных успехов в повышении качества работы полиции. Поэтому важно информировать и самих сотрудников полиции, и население для использования лучшего опыта. Кроме того, малая эффективность проводившихся ранее в России реформ указывает на необходимость изменения видения и подхода к деятельности российских органов правопорядка Практика деятельности Интерпола, полиции США, Канады, Австралии и др. стран подтверждает эффективность подхода, основанного на этике. При этом профессионализм трактуется как этически ориентированный, опирающийся на нравственность служащих полиции.
По нашему мнению, данный подход необходимо расширить до этико-деонтологического, предполагающего учет не только этики (что важно), но и многообразия факторов (например, философского, социального, культурологического, политико-правового, педагогикопсихологического экономического и т.д. порядка), влияющих на деятельность и поведение служащих полиции. При этом целью этико-деонтологического подхода является достижение должного осуществления функций полиции ее сотрудниками, соответствующего их поведения, построенного на уважении людей, ответственности, добросовестности, честности, неподкупности, толерантности.
Данный подход предполагает особое внимание к индивидуальной ответственности полицейских. Международный опыт показывает, что только надлежаще образованные и этически обученные полицейские способны адекватно реагировать на моральные и этические дилеммы,
постоянно возникающие в их профессии. Не нужно забывать и того, что сотрудники полиции постоянно используют усмотрение, которое должно опираться на мировоззрение нравственно зрелого и ответственного человека.
Только такой полицейский, который способен решать этические дилеммы надлежащим образом, может исполнять свои обязанности профессионально и в интересах сообщества. При этом недостаточно полагаться только на интуицию и опыт, важно опираться на принципы этики и деонтологии, руководствуясь в своей деятельности этико-деонтологическими документами (такими как миссия, философское видение развития полиции, своды ценностей, норм и стандартов, этические кодексы, присяги, кодексы поведения и т.д.).
Необходимость реформы полиции в США стали осознавать в 60-70-е гг. XX в. Тогда наблюдался низкий уровень работы полиции, раскрывались факты преступного поведения сотрудников, наблюдалась неудовлетворенность населения. Модернизация полиции началась с движения за профессиональную аккредитацию и профессионализацию полиции и предполагала переход к профессиональной полиции.
В конце 70-х гг. четыре правоохранительные организации - Международная ассоциация начальников полиции (International Associational of Chiefs of Police, IACP), Национальная организация черных руководителей правоохранительных органов (National Organization of Black Law Enforcement Executives, Noble), Национальная ассоциация шерифов (National Sheriffs' Association, NSA), и Исследовательский форум руководителей полиции (Police Executive Research Forum, PERF) - создали Комиссию по аккредитации правоохранительных органов (Commission on Accreditation for Law Enforcement Agencies, Inc., CALEA) для разработки и администрирования национальных правоохранительных стандартов. В 1980 г. CALEA была зарегистрирована как частная некоммерческая корпорация, а первое отделение полиции было аккредитовано в 1984 г. Раз в пять лет подразделения полиции проходят аккредитацию как «независимое» подтверждение того, что качество услуг, предлагаемых для правоохранительных органов, является таким, какое можно ожидать от профессионалов.
Для получения аккредитации правоохранительные органы должны не только соответствовать нескольким сотням стандартов компетенции, но, и как выражение их приверженности к государственной службе, должны принять и следовать заявлению о миссии, целях и ценностях организации. Это свидетельствует о том, что они проявляют внутреннее саморегулирование, уважение населения и компетентность. Профессионализм, понимаемый таким образом, как считает Дж. Клейниг, является разумной целью для полиции и для тех, кто стремится к профессиональному обновлению. В этом смысле профессионал - это тот, чья работа отражает лучшее из того, что может быть достигнуто в данной области. Поэтому профессиональное отношение и профессиональное поведение могут и должны разумно поощряться и ожидаться от сотрудников полиции [1, p. 44].
Примером проявления профессионализма является деятельность сотрудников Королевской канадской конной полиции (Royal Canadian Mounted Police, RCMP). Эта ведущая федеральная государственная организация в Канаде, поддерживающая безопасность, мир и порядок. Она неоднократно подтверждала прочную репутацию службы, соответствующей ожиданиям населения по качеству выполняемой работы, высокому уровню добросовестности сотрудников и низкому уровню коррупции. Служение канадцам, обеспечение профессиональной службы на основе высших ценностей и этики, нацеленность на социальную ответственность и этичность сотрудников, стремление оправдать доверие общественности и сегодня крайне важны для полиции Канады. В RCMP считают, что служение - это прочный фундамент для развития полиции и осуществления своевременных изменений, способных поддерживать доверие общественности, общин и самих служащих полиции.
В руководстве «Этика и добросовестность в RCMP» (Ethics and Integrity in the RCMP), помещенном на официальном сайте Королевской канадской конной полиции записано: «В целях сохранения этого доверия, мы ответственны за соответствие высоким ожиданиям канадцев как в нашей личной, так и в профессиональной этике. Наше этичное поведение должно быть очевидным во всем, что мы делаем» [2].
Подобная открытая позиция вызывает уважение и гордость канадцев. Большинство из них заявляют о своей удовлетворенности службой RCMP, профессионализмом и преданностью делу ее сотрудников. Опрос, проведенный в 2010 г., показывает, что число канадцев, удовлетворенных качеством работы полиции, колеблется от 66 % до 89 % в зависимости от категории населения и характера взаимодействия с полицией [3].
Такие результаты не удивительны, так как полицейские руководствуются ценностями, выраженными в документе «Миссия, видение и ценности» (Mission, Vision and Values), где сказано: «Признавая самоотверженность всех сотрудников, мы будем создавать и поддерживать среду
индивидуальной безопасности, благосостояния и развития. Мы руководствуемся добросовестностью, честностью, профессионализмом, состраданием, уважением, ответственностью» [4].
Важно отметить, что полицейские Канады, являясь государственными служащими, обязаны соблюдать «Ценности и кодекс этики государственной службы» (Values and Ethics Code for the Public Service) [5]. Кодекс является значимым для регулирования поведения сотрудников документом, так как определяет императивы, ценности и добродетели сотрудников, включает четкие, конкретные, недвусмысленно выраженные моральные принципы.
Итак, международный опыт показывает, что этико-деонтологический подход является эффективным средством в становлении профессиональной современной полиции, в повышении качества ее работы и способствует достижению удовлетворенности населения службой полиции.
Ссылки:
1. Kleinig J. The ethics of policing. Cambridge ; New York: Cambridge University Press, 1996.
2. Ethics and Integrity in the RCMP. Royal Canadian
Mounted Police. URL: http://www.rcmp-
grc.gc.ca/eth/sp-ps-eng.htm (дата обращения:
13.06.2011)
3. Treasury Board of Canada Secretariat. URL: http://www.tbs-sct.gc.ca/dpr-rmr/2009-2010/inst/RCM/rcm01-eng.asp#section (дата обращения: 19.06.2011).
4. Mission, Vision and Values. Royal Canadian Mounted
Police. URL: http://www.rcmp-grc.gc.ca/about-
ausujet/mission-eng.htm (дата обращения:
19.06.2011).
5. Values and Ethics Code for the Public Service.
References (transliterated):
1. Kleinig J. The ethics of policing. Cambridge ; New York: Cambridge University Press, 1996.
2. Ethics and Integrity in the RCMP. Royal Canadian
Mounted Police. URL: http://www.rcmp-
grc.gc.ca/eth/sp-ps-eng.htm (date of access:
13.06.2011)
3. Treasury Board of Canada Secretariat. URL: http://www.tbs-sct.gc.ca/dpr-rmr/2009-2010/inst/RCM/rcm01-eng.asp#section (date of access: 19.06.2011).
4. Mission, Vision and Values. Royal Canadian Mounted
Police. URL: http://www.rcmp-grc.gc.ca/about-
ausujet/mission-eng.htm (date of access:
19.06.2011).
5. Values and Ethics Code for the Public Service.
Treasury Board of Canada Secretariat. URL: http://www.tbs-sct.gc.ca/pubs_pol/hrpubs/tb_851/vec-cve-eng.asp (дата обращения: 20.06.2011).
Treasury Board of Canada Secretariat. URL: http://www.tbs-sct.gc.ca/pubs_pol/hrpubs/tb_851/vec-cve-eng.asp (date of access: 20.06.2011).