Научная статья на тему 'Положительные тенденции государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей в условиях нестабильной экономики'

Положительные тенденции государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей в условиях нестабильной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ТОЧЕЧНАЯ ПОДДЕРЖКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / СУБСИДИИ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / TAX POLICY / ANTI-CRISIS MEASURES / POINT SUPPORT / SPECIAL INSTITUTES / REGIONAL PREFERENCES / SUBSIDIES / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каледин Сергей Викторович, Грейз Георгий Маркович, Шестакова Екатерина Владимировна

Современная государственная политика в сфере налогообложения предпринимателей носит противоречивый, двойственный характер. С одной стороны, предлагается и частично реализуется ряд мер поддержки предпринимателей, а с другой стороны, можно наблюдать незавершенность их применения в условиях нестабильной экономики. Существующие меры поддержки предпринимателей как налогового, так и неналогового характера, в ряде случаев имеют отраслевую и «точечную» направленность, что существенно снижает их эффективность. Предприниматели, открывая собственное дело, в большинстве случаев не представляют, какие налоговые и неналоговые льготы они могут использовать в своей деятельности. События, происходящие в экономике государства и общественно-экономической жизни страны, с объективной неизбежностью подтверждают актуальность возрастающей роли государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей. Становится очевидным, что различные меры государственной поддержки в условиях нестабильной экономики должны носить комплексный, всеобъемлющий характер, и распространяться на все субъекты предпринимательской деятельности. В статье выявлены и проанализированы положительные тенденции государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей и сформулированы меры, которые, по мнению авторов, необходимо безотлагательно применять в предпринимательской практике в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каледин Сергей Викторович, Грейз Георгий Маркович, Шестакова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE TRENDS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF TAXATION OF ENTREPRENEURS IN AN UNSTABLE ECONOMY

Current national policy in the field of taxation of entrepreneurs has a dual character. On the one hand, it provides support for a variety of business practices and, on the other hand, we can see a lack of its use in conditions of a volatile economy. Existing measures to support entrepreneurs, both tax and non-tax, in some cases have sectoral and "point" orientation, which significantly reduces their effectiveness. Entrepreneurs, opening their own businesses, in most cases, do not realize what tax and non-tax incentives they can use in their activities. Events taking place in the economy of the state, public and economic life of the country, with the objective inevitability confirm the relevance of the increasing role of public policy in the area of business taxation. It becomes obvious that various measures of state support in an unstable economy should be complex and comprehensive, and should be applied to all business entities. The article reveals and analyzes the positive trends in the state business tax policy and formulates measures (according to the authors) that need to be applied to economic practice right now.

Текст научной работы на тему «Положительные тенденции государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей в условиях нестабильной экономики»

УДК 336.221

С.В. Каледин, Г.М. Грейз, Е.В. Шестакова

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Современная государственная политика в сфере налогообложения предпринимателей носит противоречивый, двойственный характер. С одной стороны, предлагается и частично реализуется ряд мер поддержки предпринимателей, а с другой стороны, можно наблюдать незавершенность их применения в условиях нестабильной экономики. Существующие меры поддержки предпринимателей как налогового, так и неналогового характера, в ряде случаев имеют отраслевую и «точечную» направленность, что существенно снижает их эффективность. Предприниматели, открывая собственное дело, в большинстве случаев не представляют, какие налоговые и неналоговые льготы они могут использовать в своей деятельности. События, происходящие в экономике государства и общественно-экономической жизни страны, с объективной неизбежностью подтверждают актуальность возрастающей роли государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей. Становится очевидным, что различные меры государственной поддержки в условиях нестабильной экономики должны носить комплексный, всеобъемлющий характер, и распространяться на все субъекты предпринимательской деятельности. В статье выявлены и проанализированы положительные тенденции государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей и сформулированы меры, которые, по мнению авторов, необходимо безотлагательно применять в предпринимательской практике в настоящее время.

Ключевые слова: политика в области налогообложения, антикризисные меры, точечная поддержка, специальные институты, региональные преференции, субсидии, особые экономические зоны.

Несмотря на негативное влияние экономических санкций по отношению к отечественной экономике, в условиях нестабильности её развития можно наблюдать некоторые положительные тенденции государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей. К этим положительным тенденциям можно отнести следующие меры, принимаемые государством:

1. Принятие антикризисных мер

В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. содержится целый ряд антикризисных мер поддержки предпринимателей.

Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств

В группу новых производств следует отнести специальные инвестиционные контракты и так называемые «гринфилды». Под термином «гринфилд» (с англ. - зеленое (свободное) поле) за рубежом понимают выделяемый инвестору земельный участок, для строительства промышленного комплекса «под ключ». Такие участки региональные власти предоставляют крупным промышленным инвесторам с целью привлечения в регион инвестиций и обеспечения жителей рабочими местами.

В отличие от ранее принятых проектов механизм снижения налоговой нагрузки будет применяться для новых промышленных предприятий на всей территории Российской Федерации, а не в ее отдельных субъектах, что существенно расширит комплексность поддержки промышленных предприятий.

Совершенствование амортизационного механизма

Усовершенствование механизма амортизации предполагается путем повышения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, что позволяет легче списывать затраты при вводе в эксплуатацию оборудования, инвентаря, основных средств, имеющих незначительную стоимостную оценку.

Меры по стимулированию специальных налоговых режимов

В отличие от ранее принятых мер вводятся новые механизмы стимулирования, такие как «налоговые каникулы» для новых индивидуальных предпринимателей.

Совершенствование системы патентования самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

Совершенствование патентной системы предполагается путем уплаты налогов, а также обязательных платежей по страховым взносам с использованием «одного окна», что позволит сократить время, затрачиваемое самозанятыми лицами для уплаты налогов и сборов.

Также к антикризисным мерам можно отнести введение в регионах возможности снижения ставки налога, применяемого в связи с использованием упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы». Напомним, что ранее такая возможность существовала только при использовании объекта «доходы за минусом расходов». На основании ст. 346.20 НК РФ с 2016 г. в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков, то есть субъекты могут для любого объекта налогообложения устанавливать пониженную ставку.

2. Наличие точечной поддержки предпринимательства

Понятие точечной поддержки нигде не установлено, однако механизмы точечной поддержки предпринимательства используются на государственном уровне. Ряд авторов подчеркивает, что «стремясь к некоторому смягчению негативного воздействия роста налогов, власти стали более активно задействовать дискретные (точечные) меры экономической политики». В качестве примера точечной поддержки можно назвать зону «Сколково», которая должна стать точкой инновационного роста [8].

В этой связи авторы предлагают считать формулировку понятия «точечная поддержка» как адресную поддержку индивидуальных предпринимателей в виде предоставления налоговых льгот, выдачу поручительств, гарантий, микрозаймов, субсидий за счет федерального, регионального и местного бюджетов.

На основании ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Подобная поддержка включает в себя «финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества» [1].

Конкретные виды реализации поддержки не определены, но, по мнению Минфина РФ, «финансово-кредитной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства относится деятельность фондов, связанная с предоставлением поручительств и выдачей микрозаймов за счет средств субсидий из федерального и регионального бюджетов» (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.11.2011 № Д05-3353).

Во многих странах точечная поддержка предпринимателей является дополнительным средством, позволяющим поддерживать некоторые отрасли, способствовать развитию предпринимательства в производственной и социальной сферах. Некоторые авторы считают необходимым переориентацию поддержки предпринимательства на «точечную поддержку». Ш.М. Исмаилов подчеркивает, что целесообразно максимально переориентировать на точечную поддержку отдельно выбранных субъектов инновационного предпринимательства, принятых в качестве «локомотивов развития», что соответствует принятой политике инновационного развития страны [6]. Однако автор не согласен с данной позицией, поскольку наличие только точечной поддержки создаст неравноправные условия для предпринимателей, ограничит конкуренцию.

3. Создание специальных институтов для поддержки предпринимателей

В публикации Е.С. Сазоновой указывается, что «.Создание специальных государственных институтов развития весьма успешно практикуется в зарубежных странах с целью поддержания отраслей, непривлекательных для частного предпринимательства» [12]. А.В. Пашкова отмечает, что и в России «создается институциональная среда» с целью поддержать предпринимательство [9].

К таким институтам относится льготное кредитование бизнеса, которое практикуется в Китае, Германии. Еще одним вариантом формирования институтов для поддержки предпринимателей является вариант создания специальных экономических зон, кластеров с применением специальных налоговых режимов и поддержки предпринимательства, например можно назвать специальные экономические зоны в США, Китае, Бразилии. Эффективность использования данных институтов зависит от многих факторов, от возможности использования специальных институтов всеми предпринимателями, от простоты и доступности регистрации и использования льготных режимов ОЭЗ. В России целый ряд субъектов экономической деятельности не используют льготы особых экономических зон,

поскольку порядок включения в подобные проекты четко не установлен в части возможности любой компании малого и среднего бизнеса беспрепятственно зарегистрироваться в особой экономической зоне, уплачивать меньше налогов, без бюрократических процедур развивать деятельность экономического субъекта. Обращает на себя внимание вакуум в части регулирования деятельности таких кластеров, как ОАО «КСК» Кабардино-Балкарская Республика, ОАО «КСК» Республика Адыгея, ОАО «КСК» Карачаево-Черкесская Республика, ОАО «КСК» Краснодарский край, ОАО «КСК» Республика Дагестан, ОАО «КСК» Республика Северная Осетия-Алания, ОАО «КСК» Ставропольский край. В данных кластерах законодательство субъекта РФ не сформировано, для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %.

Л.М. Куприянова, Н.Э. Соколинская [7] отмечают в качестве специальных институтов поддержки предпринимательства такие механизмы, как «создание специальных фондов для развития малых и средних предприятий и оказание помощи финансовым институтам, обслуживающим малые и средние предприятия. Особое внимание уделяется возможности быстрого привлечения в сектор малых и средних предприятий частного венчурного капитала на достаточно выгодных условиях с учетом льготного налогообложения». На практике авторы отмечают, что подобные механизмы поддержки предпринимателей не очень распространены, поскольку крупный бизнес не заинтересован в предоставлении капитала на выгодных условиях для предпринимателей, риски для крупного бизнеса и банков достаточно велики. В настоящее время предоставление специализированного финансирования и использование подобных механизмов достаточно затруднено в связи с повышением ставок на кредиты и займы, отсутствием развития финансовых институтов.

В целом создание специальных институтов поддержки предпринимателей может иметь положительный эффект, поскольку предполагает повышение финансовой грамотности, формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности у населения, создание рычагов управления предпринимательской деятельностью.

Основной проблемой создания эффективных институтов поддержки предпринимателей является отсутствие единой эффективной координации различных структур, целью которых является поддержка предпринимателей, кроме того в различных субъектах создаются различные органы, департаменты, управления, разрабатываются программы поддержки малого бизнеса и предпринимательства. В регионах предусмотрены различные программы поддержки предпринимателей:

- Государственная программа Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 гг.;

- Государственная программа Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса»;

- Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 гг.;

- Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на период 2014-2020 гг.»;

- Государственная программа города Севастополя «Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя на 2015 г.»;

- Государственная программа Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2020 г.)»;

- Государственная программа Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 г.».

Тем не менее предприниматели, как правило, не знают о существующих программах развития предпринимательства в регионах, отсутствует координационная поддержка на федеральном уровне и реализация данных программ далека от совершенства.

Это подтверждается также статистическими данными поддержки предпринимательства1.

Еще одной проблемой использования государственных региональных программ является наличие достаточно сложных критериев отбора предпринимателей. Развитию государственных и региональных программ способствовало бы введение единообразных и общедоступных критериев участия предпринимателей в программах, возможность получения льгот по налогам и финансированию.

иКЬ: ^йр^/зтЬ^оу.ги^айБЙсз/пауу/герог^тотйп^^ройЗ/.

4. Предоставление субсидий

В настоящее время в определенных отраслях существует возможность получения предпринимателями субсидий. Субсидирование рассматривается как мера поддержки предпринимателей, а также в плоскости предоставления дополнительных средств на возмещение затрат и недополученных доходов.

Согласно ст. 78 БК РФ субсидии, предоставляемые индивидуальным предпринимателям, представляют собой денежные средства, выделяемые производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

В качестве направлений расходования бюджетных средств в виде субсидирования можно выделить:

- предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами;

- сельскохозяйственную деятельность в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением субсидий производителям сельскохозяйственной техники);

- аптеки [3];

- иные субъекты хозяйственной деятельности.

Также в ряде регионов существуют программы по субсидированию населения в целях развития предпринимательской активности и ликвидации безработицы [4]. Гражданам, которые в результате предоставления государственной услуги были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, может быть предоставлена субсидия на развитие малого предпринимательства [5]. Как отмечает Е.В. Шоломова, «субсидии могут предоставляться из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также из местного бюджета». При этом автор указывает на наличие проблем в части принятия НДС при субсидировании предпринимателей [14]. Автор также обращает внимание, что помимо проблемы признания НДС в связи с предоставлением субсидий из различных бюджетов, многие предприниматели сталкиваются с проблемой информационной недостаточности о наличии программ субсидирования на различных уровнях.

Но при этом подобные программы имеют место. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 17).

Финансовая помощь объектам малого и среднего предпринимательства не может превышать 350 тыс. руб. в то время как предприятия, осуществляющие работу по приоритетным направлениям, могут получить субсидию в размере до 5 млн руб.

Согласно Государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса компания не может рассчитывать на субсидию, если вложенные в развитие организации инвестиции составляют менее 30-50 % от суммы заявленной субсидии. Таким образом, фирма, подавая заявку на субсидию в размере 500 тыс. руб., должна подтвердить, что изначально на организацию работы предприятия уже было потрачено не менее 150 тыс. руб.

Еще одно требование - регистрация субъекта малого или среднего бизнеса должна быть осуществлена не ранее чем за год или два (в зависимости от конкретного региона) до подачи заявления на получение субсидии. Таким образом, государство направляет действие программ на те предприятия, которые уже успели поработать, и поэтому велик шанс, что через несколько месяцев они не свернут деятельность и не исчезнут вместе с выделенными деньгами. В целом можно сказать, что госпрограммы рассчитаны на небольшие, но стабильно развивающиеся компании. Цель государства сделать их крупнее и сильнее. Но перед тем, как получить помощь, предприятию придется продемонстрировать, каких успехов оно достигло за время своей работы [10].

Вместе с тем подобный вид субсидирования не всегда является эффективным, поскольку не решает целый ряд проблем, связанным с регистрацией ИП. К таким проблемам относятся: отсутствие доступных вариантов аренды помещений, в том числе производственных помещений, наличие экономической и налоговой безграмотности, проблемы, возникающие в части подачи деклараций, расчете налогов предпринимателями.

Таким образом, предоставление субсидий может рассматриваться в качестве льгот, но вместе с тем их применение вызывает ряд проблем у индивидуальных предпринимателей.

Еще одним видом помощи предпринимателям являются гранты. Понятие гранта не сформулировано законодательно. В ст. 15 Федерального закона от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрена возможность выделения носящих целевой характер благотворительных грантов, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме, за счет которых в том числе формируется имущество благотворительной организации. Также в законодательстве отсутствует понятие «гранты». Гранты предоставляются на развитие культуры, искусства, образования и иные цели.

5. Установление региональных преференций

В настоящее время для поддержки отдельных регионов на правительственном уровне предпринимаются меры поддержки отдельных регионов. В качестве примера можно привести Дальний Восток и Крым.

На основании ст. 346.20 НК РФ с 2016 г. в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

То есть субъекты для любого объекта налогообложения могут устанавливать пониженную ставку.

Подобные меры региональной поддержки используются во многих странах и призваны усилить предпринимательскую активность в менее развитых регионах или же, как в случае с Крымом, имеют целью развитие присоединенных к России новых регионов для интеграции в российское экономическое пространство.

К региональным преференциям также можно отнести преференции особых экономических зон.

Государство предоставляет потенциальным резидентам налоговые, таможенные льготы, создает инфраструктуру, частный бизнес приходит в эти зоны со своими инвестициями и бизнес-идеями [13].

Решением Правительства РФ в России действует 4 типа ОЭЗ:

• промышленно-производственные;

• технико-внедренческие;

• туристско-рекреационные;

• портовые.

В РФ существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы.

1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль.

2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:

• имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;

• указанное имущество находится на территории зоны;

• имущество фактически используется на территории зоны.

3. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.

4. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

Таким образом, компании могут рассматривать вариант регистрации компании в ОЭЗ с целью получения льгот, в том числе и налоговых (рис. 1).

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы.

Особый административны/! режим

Т

ч.

■ Снижение административных барьеров, режим «одного окна»

Прозрачное законодательство и управление

■ Государственная поддержка: Минэкономразвития России, ОАО «ОЭЗ»

С

Квалифицированный персонал

* Научные и учебные центры

Свободный таможенный режим

■ НДС и таможенные пошлины - 0%

С

Вся необходимая инфраструктура

У

• Офисные помещения, газ, вода, электроэнергия и т.д.

Гарантии государства

Подписание соглашения с Правительством РФ. зоны создаются на 20 лет

Специальный налоговый режим

* Снижен налог на прибыль, отсутствует налог

I.

на имущество, землю, транспорт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Льготы для резидентов ОЭЗ

1. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.10.2010г.) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 гг. для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

2. В законе субъекта РФ для резидентов особой экономической зоны может быть предусмотрено льготное обложение транспортным налогом.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона Республики Татарстан от 29.11.2002г. № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождены организации - резиденты ППОЭЗ, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан в течение десяти лет с момента постановки транспортного средства на учет [11].

В целом ряде случаев льготы особых экономических зон не доступны для предпринимателей, поскольку подавляющее большинство предпринимателей не имеют средств для инвестирования, не имеют возможности вкладывать значительные средства и, следовательно, не имеют доступа к льготам особых экономических зон.

6. Развитие информационного взаимодействия с предпринимателями

Эта мера является достаточно важной, и направлена на уменьшение времени, затрачиваемого налогоплательщиком в налоговом органе, упрощение процедур ведения бизнеса, предполагает дальнейшее развитие интернет-технологий и интернет-информирования индивидуальных предпринимателей. Был открыт специальный раздел для индивидуальных предпринимателей «кабинет индивидуального предпринимателя», позволяющий в режиме онлайн регулировать уплату налогов, проведение сверки взаиморасчетов с налоговым органом.

Итак, современная налоговая государственная политика предусматривает целый ряд поддержки предпринимателей, однако данные меры поддержки, как налогового, так и неналогового характера имеют отраслевую и «точечную» направленность. По нашему мнению, открывая собственное дело, предприниматели в большинстве случаев не представляют, какие налоговые и неналоговые льготы они могут использовать в своей деятельности. Различные меры государственной поддержки в условиях нестабильной экономики должны носить комплексный, всеобъемлющий характер, и распространяться на все субъекты предпринимательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 20.06.2013г. № 520 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе части этих затрат, связанных с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"».

3. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

4. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089, Приказы Минздравсоцразвития РФ от 29 июля 2005 г. № 485 и от 16 июня 2008 г. 281н.

5. Вербина О.Л. Региональные особенности развития предпринимательской деятельности: из опыта прошлого (на примере Курской области) // История государства и права. 2015. № 8. С. 56-60.

6. Исмаилов Ш.М. Модернизация экономики: экономико-правовые проблемы инновационного предпринимательства в Таджикистане // Предпринимательское право. 2014. № 3. С. 29-34.

7. Куприянова Л.М., Соколинская Н.Э. Тенденции развития и особенности кредитования малого бизнеса в России: монография. М.: Социально-политическая мысль, 2011. 188 с.

8. Мау В.А., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В., Соколов И.А. и др. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы / ред. кол.: С. Синельников-Мурылев (главный редактор), А. Радыгин, Н. Главац-кая. М., 2011. Вып. 32. С. 17.

9. Пашкова А.В. Формы поддержки малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. 2008. № 5.

10. Романова А. Малая поддержка // Расчет. 2012. № 1. С. 26-27.

11. Рыбаков С. А. Правовой статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны // Новый юрид. журн. 2012. № 1. С. 192-197.

12. Сазонова Е.С. Институты развития как инструмент государственной инвестиционной политики: общая характеристика и особенности правового регулирования // Предпринимательское право. 2013. № 4. С. 51-55.

13. Шестакова Е.В. Льготы от «А» до «Я». Ростов-н/Д: Феникс, 2015. 222 с.

14. Шоломова Е.В. Субсидии: начисление, вычет и восстановление НДС // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 1. С. 22-35.

Поступила в редакцию 17.03.17

S.V. Kaledin, G.M. Greyz, E.V. Shestakova

POSITIVE TRENDS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF TAXATION OF ENTREPRENEURS IN AN UNSTABLE ECONOMY

Current national policy in the field of taxation of entrepreneurs has a dual character. On the one hand, it provides support for a variety of business practices and, on the other hand, we can see a lack of its use in conditions of a volatile economy. Existing measures to support entrepreneurs, both tax and non-tax, in some cases have sectoral and "point" orientation, which significantly reduces their effectiveness. Entrepreneurs, opening their own businesses, in most cases, do not realize what tax and non-tax incentives they can use in their activities. Events taking place in the economy of the state, public and economic life of the country, with the objective inevitability confirm the relevance of the increasing role of public policy in the area of business taxation. It becomes obvious that various measures of state support in an unstable economy should be complex and comprehensive, and should be applied to all business entities. The article reveals and analyzes the positive trends in the state business tax policy and formulates measures (according to the authors) that need to be applied to economic practice right now.

Keywords: tax policy, anti-crisis measures, point support, special institutes, regional preferences, subsidies, special economic zones.

Каледин Сергей Викторович, доктор экономических наук, профессор кафедры отраслей и рынков Института экономики отраслей бизнеса и администрирования

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» 454001, Россия, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129 E-mail: [email protected]

Грейз Георгий Маркович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Логистика, экономика и управление на предприятиях транспорта, снабжения и сбыта» Высшей школы экономики и управления

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»

454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 76 E-mail: [email protected]

Шестакова Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, эксперт-практик в области налогообложения, налогового планирования, международных контрактов

ФГАОВУ «Российский университет дружбы народов» 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 E-mail: [email protected]

Kaledin S.V.,

Doctor of Economics, Professor at Department of Industries and Markets

Chelyabinsk State University Bratev Kashirinyh st., 129, Chelyabinsk, Russia, 454001

E-mail: [email protected] Greyz G.M.,

Candidate of Technical Science, Associate Professor at Department of Logistics, Economics and Managment

South Ural State University

Prosp. Lenina, 76, Chelyabinsk, Russia, 454080

E-mail: [email protected]

Shestakova E.V.,

Candidate of Law, Expert in Taxation

The Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.