Научная статья на тему 'Механизм формирования региональной политики регулирования предпринимательской деятельности'

Механизм формирования региональной политики регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / REGULATORY MECHANISM / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / URAL FEDERAL DISTRICT / TERRITORIAL SUBJECT / DIRECTION / INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко И.Ю.

В современных условиях обеспечение экономического роста Российской Федерации возможно только в условиях расширения предпринимательской активности хозяйствующих субъектов. В свою очередь формирование предпринимательского климата, по мнению автора, в значительной степени зависит от проведения соответствующей государственной политикой, в том числе и региональных органов власти. Цель статьи изучение механизмов формирования региональной политики регулирования предпринимательства. Задачами исследования являются определение факторов и объектов регулирующего воздействия на предпринимательский климат, выявление элементов регулирования предпринимательской деятельности, структуризация мер экономической политики по уровням государственного управления, анализ инструментов региональной политики стимулирования бизнеса. В работе использовались методы логического, сравнительного, системного, функционально-структурного анализа, метод группировок, а также экономико-статистические методы исследования. В процессе исследования были сгруппированы факторы формирования предпринимательского климата по уровням регулирования мировой и национальной экономики, выделены объекты воздействия на него по уровням государственного управления в Российской Федерации, определены структурные элементы государственной политики регулирования предпринимательства. Изучение политики регулирования предпринимательской деятельности позволило автору выявить ее общие и дифференцированные составляющие в соответствии с уровнями государственного управления в Российской Федерации. На основе материалов государственных программ исполнительных органов Уральского федерального округа обобщены и сгруппированы инструменты стимулирования предпринимательской деятельности и дана их характеристика. Сделаны выводы о необходимости при разработке мер региональной политики стимулирования предпринимательства ориентироваться на механизмы, которые нацелены на положительный результат по нескольким направлениям экономической политики и могут обеспечить синергетический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A mechanism of developing a regional policy to regulate entrepreneurial activities

Importance In the current context, ensuring economic growth in the Russian Federation is possible only in the conditions of enhanced business activity of economic entities. However, creating business environment a large extent depends on appropriate government policy, including the regional authorities’ policies. Objectives The article aims to study the mechanisms of regional policy to regulate entrepreneurship. The goal of the research is to identify factors and objects of regulatory impact on business climate, to identify elements of business regulation, to structure economic policy measures at the public administration levels, and to analyze tools of regional policy to stimulate business activities. Methods In the study I applied the methods of logical, comparative, system, functional and structural analysis, the grouping method, as well as economic and statistical research methods. In the process of the research, I grouped the factors of developing business climate by the levels of global and national economies’ regulation, identified objects affecting the climate broken down by the levels of public administration of the Russian Federation and the structural elements of the State policy, which regulates business. Results While studying the policy of business regulation, I identified common and differentiated components in accordance with the levels of public administration of the Russian Federation. On the basis of the State programs of the executive bodies of the Ural Federal District, I summarized and grouped the tools of encouraging entrepreneurship and described them. Conclusions and Relevance The paper emphasizes the need to develop regional policy measures to encourage entrepreneurship to focus on mechanisms, which are aimed at positive results in several areas of economic policy, and which can ensure a synergistic effect.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования региональной политики регулирования предпринимательской деятельности»

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

УДК 332.025

механизм формирования региональной

политики регулирования предпринимательской деятельности*

и.ю. нестеренко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: nesterenko-chel@mail.ru Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, Челябинск

В современных условиях обеспечение экономического роста Российской Федерации возможно только в условиях расширения предпринимательской активности хозяйствующих субъектов. В свою очередь формирование предпринимательского климата, по мнению автора, в значительной степени зависит от проведения соответствующей государственной политики, в том числе и региональных органов власти.

Цель статьи - изучение механизмов формирования региональной политики регулирования предпринимательства.

Задачами исследования являются определение факторов и объектов регулирующего воздействия на предпринимательский климат, выявление элементов регулирования предпринимательской деятельности, структуризация мер экономической политики по уровням государственного управления, анализ инструментов региональной политики стимулирования бизнеса.

В работе использовались методы логического, сравнительного, системного, функционально-структурного анализа, метод группировок, а также экономико-статистические методы исследования.

В процессе исследования были сгруппированы факторы формирования предпринимательского климата по уровням регулирования мировой и нацио-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском социально-экономическом институте (филиале) Академии труда и социальных отношений.

нальной экономики, выделены объекты воздействия на него по уровням государственного управления в Российской Федерации, определены структурные элементы государственной политики регулирования предпринимательства.

Изучение политики регулирования предпринимательской деятельности позволило автору выявить ее общие и дифференцированные составляющие в соответствии с уровнями государственного управления в Российской Федерации. На основе материалов государственных программ исполнительных органов Уральского федерального округа обобщены и сгруппированы инструменты стимулирования предпринимательской деятельности и дана их характеристика.

Сделаны выводы о необходимости при разработке мер региональной политики стимулирования предпринимательства ориентироваться на механизмы, которые нацелены на положительный результат по нескольким направлениям экономической политики и могут обеспечить синергетический эффект.

Ключевые слова: субъекты региона, региональная политика, направления и инструменты, государственная политика, механизм регулирования, предпринимательство, предпринимательский климат, Уральский федеральный округ

Ключевым фактором экономического роста в любом государстве является уровень предпринимательской активности, которая определяется

тем, насколько предприниматель уверен в том, что его инвестиции обеспечат возврат средств и получение определенного уровня доходности. Соблюдение этих условий характеризует предпринимательский климат, т.е. совокупность всех социально-экономических и политических условий, в которых осуществляется предпринимательская деятельность [12]. К факторам, определяющим параметры предпринимательского климата, относят защищенность прав собственности, условия предоставления кредитов, уровень налогообложения и другие [2, с. 75]. Формирование благоприятного предпринимательского климата является одним из важнейших направлений регулирующего воздействия государства. В рыночной экономике основной вклад в производство товаров и услуг вносит частный сектор, следовательно, характеристики предпринимательского климата, представляющего собой систему элементов, параметры которых формируются под воздействием разных факторов, определяют возможности реализации потенциала национальной экономики и привлечения ресурсов с внешнего рынка.

Исходя из пространственной и политической структуры современной экономики, факторы

формирования предпринимательского климата по уровням регулирования мировой экономики можно ранжировать:

- на наднациональные (на уровне общемировом, межнациональном, например территориальных межгосударственных союзов);

- на национальные (в рамках отдельного государства);

- на территориальные (в пределах территориального деления государств).

Некоторые из этих факторов формируются на основе объективной эволюции мировых технологических, политических и экономических процессов, другие - в результате межгосударственного и государственного регулирования этих процессов (рис. 1).

Уровни регулирующего воздействия внутри стран определяются их государственным устройством. В Российской Федерации регулирующее воздействие на предпринимательский климат можно разграничить по уровням управления на федеральный, региональный и муниципальный. В соответствии с возможными масштабами воздействия каждой ступени управления и сложившегося распределения полномочий всех категорий власти

Наднациональный:

- условия международного движения капитала, товаров,услуг и рабочей силы;

- объемы спроса мирового рынка на факторы производства, товары и услуги;

- уровень мировых цен

Национальный:

- уровень экономической и политической стабильности;

- состояние денежного обращения в стране;

- уровень развития финансового рынка;

- наличие и доступность факторов производства, финансовых ресурсов;

- возможности межтерриториального перемещения товаров и рабочей силы;

- приоритеты и меры государственной политики;

- уровень и структура налогообложения

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА

Территориальный:

- наличие и доступность факторов производства, привязанных к определенной территории;

- уровень и доступность производственной и социальной инфраструктур;

- уровень налогообложения на данной территории(при дифференциации налогообложения по территории страны);

- приоритеты и меры государственной политики территориальных органов власти

Рис. 1. Факторы формирования предпринимательского климата по уровням мировой экономики

можно разграничить объекты регулирующего воздействия на предпринимательский климат по уровням государственного управления (рис. 2).

Наиболее широкий круг объектов регулирующего воздействия формируется на федеральном уровне:

- во-первых, это определяется тем, что некоторые объекты могут регулироваться только на данном ровне (параметры денежного и финансового рынков, уровень политической стабильности, доступность ресурсов естественных и государственных монополий);

- во-вторых, для Российской Федерации характерна централизованная модель государственного управления, т.е. концентрация мер регулирующего воздействия на федеральном уровне, в том числе и в области формирования предпринимательского климата.

Одним из показателей является уровень концентрации финансовых ресурсов на уровне федерального бюджета. По данным Росстата, доходы федерального бюджета составляют 61,5%, расходы -60,2% от расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 г.

Некоторые объекты регулирующего воздействия органов власти пересекаются по уровням государственного управления:

- уровень и условия налогообложения, развития производственной и социальной инфраструктуры;

- условия предоставления объектов государственной и муниципальной собственности для ведения предпринимательской деятельности;

- меры и условия предоставления поддержки, в том числе финансовой, субъектам предпринимательской деятельности, их административное и информационное сопровождение.

Но эти объекты могут иметь дифференцированные параметры на различных территориях страны, поэтому в их отношении возможно проведение мер регулирующего воздействия со стороны региональных и муниципальных органов власти.

Политика регулирования предпринимательской деятельности - это система мер воздействия государства, направленная на расширение деятельности функционирующих предприятий или создание условий для выхода на рынок новых предприятий по приоритетным для государства видам деятельности. Вопросы регулирования предпринимательской деятельности достаточно широко обсуждаются в экономической литературе [4, 8, 14, 15, 16]. Наиболее актуальными при этом являются инвестиционная и инновационная составляющие [6, 19]. Многие исследователи в качестве самостоятельного направления экономической политики, в том числе в контексте регулирования предпринимательской деятельности, рассматривают промышленную политику [5, 7, 18].

Политика регулирования такой деятельности встраивается в систему экономической политики

Рис. 2. Объекты регулирующего воздействия на предпринимательский климат по уровням государственного управления в Российской Федерации

государства, которая включает ряд взаимосвязанных направлений его деятельности: финансовую, денежно-кредитную, инвестиционную, структурную, внешнеэкономическую и др. [2, с. 10-14].

Исходя из существующего выделения направлений экономической политики по функциональной направленности, инвестиционную, инновационную и антимонопольную политику, политику стимулирования экспорта, поддержки малого и среднего предпринимательства и отраслевые политики (промышленную, развития сельского хозяйства, развития туризма и др.) можно рассматривать в качестве элементов политики регулирования предпринимательской деятельности (рис. 3).

У каждой из перечисленных направлений экономической политики есть своя функциональная направленность:

- антимонопольная политика - нацелена на пресечение отрицательных последствий злоупотребления монопольным положением и обеспечение всем субъектам хозяйствования равных условий конкуренции; инвестиционная политика - направлена на активизацию инвестиционного процесса, прежде всего в реальном секторе экономики. Цель - расширение результатов научных исследований в новые продукты, технологические процессы, позволяющее качественно изменить структуру производства и повысить отдачу от использования ресурсов; инновационная политика - регулирует вопросы взаимоотношений государства, науки и бизнеса - трех основных факторов инновационной системы;

государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства - предполагает создание благоприятных условий для формирования и развития конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

политика стимулированию экспорта -является частью внешнеэкономичес-

кой политики, направленной на расширение возможностей национального производства;

- отраслевые политики - направлены на расширение объемов и совершенствование структуры, технологического уровня производства в соответствующих отраслях.

При наличии самостоятельных целей реализации перечисленных видов политик их достижение предполагает формирование благоприятных условий для расширения предпринимательской деятельности в определенных сферах и отраслях.

Антимонопольная политика реализуется только на федеральном уровне. Все остальные могут осуществляться органами власти всех степеней. При этом существует разграничение мер воздействия в разрезе уровней управления. Это позволило сформировать матрицу уровней, направлений и мер государственной политики по формированию предпринимательского климата в национальной экономике. В структуре мер государственной политики можно выделить критерии общего характера, которые реализуются по всем направлениям экономических политик (табл. 1), и дифференцированные меры по отдельным функциональным направлениям (табл. 2).

Меры общего характера, направленные на формирование предпринимательского климата национальной экономики, включают:

- определение приоритетов в развитии предпринимательской деятельности;

- формирование правовой и нормативной базы реализации такой политики на каждом уровне государственного управления.

Инвестиционная политика

Инновационная политика

Политика поддержки малых и средних предприятий

Регулирование предпринимательской деятельности

Политика стимулирования экспорта

Антимонопольная политика

Рис. 3. Элементы политики регулирования предпринимательской деятельности

Таблица 1

Уровни, направления и общие меры государственной политики формирования предпринимательского климата национальной экономики

Уровень Инвестиционная политика Инновационная политика Поддержка малых и средних предприятий Отраслевые политики Политика стимулирования экспорта Антимонопольная политика

Федеральный Определение приоритетов для национальной экономики. Формирование правовой и нормативной базы реализации политики. Разработка методологии предоставления субсидий регионам на реализацию госпрограмм Меры по стимулированию конкуренции и регулированию деятельности монополий

Региональный Определение приоритетов для регионов. Формирование правовой и нормативной базы реализации региональной политики. Разработка методологии предоставления субсидий муниципалитетам на реализацию госпрограмм

Муниципальный Определение приоритетов для муниципалитетов. Формирование нормативной базы реализации муниципальной политики

Таблица 2

Уровни, направления и дифференцированные меры государственной политики формирования предпринимательского климата национальной экономики

Уровень Инвестиционная политика Инновационная политика Поддержка малых и средних предприятий Отраслевые политики Стимулирования экспорта

Федеральный Определение механизма предоставления земельных участков, условий присоединения к инфраструктурным объектам, налоговые льготы, государственное софинансирование проектов Технологическое прогнозирование, определение механизма управления интеллектуальной собственностью, коммерциализации технологий Упрощенная система налогов, ведение кассовых операций, расчеты страховых платежей Разработка адресных целевых программ развития отраслей и их софинансиро-вание Определение размеров экспортных пошлин, нетарифных мер поддержки экспорта

Региональный Налоговые льготы, льготы при пользовании государственным имуществом, государственные гарантии, субсидии, административное сопровождение проектов Субсидии, гранты, создание инновационных технопарков Субсидии, государственные гарантии, предоставление объектов государственной собственности в аренду Субсидии, размещение государственных заказов, го сударственные гарантии Субсидии, информационное и административное сопровождение

Муниципальный Условия предоставления объектов муниципальной собственности, подключения к инфраструктурным объектам, административное сопровождение проектов Инновационные бизнес-инкубаторы в муниципальных образованиях, гранты начинающим инноваторам Муниципальные субсидии, предоставление объектов муниципальной собственности в аренду Размещение муниципальных заказов Информационное обеспечение потенциальных экспортеров

Одним из основных инструментов реализации политики вышестоящего уровня на нижестоящем уровне является предоставление финансовой помощи, в основном в форме межбюджетных трансфертов. В связи с этим в составе общих мер на федеральном и региональном уровнях можно выделить также

- 3 (378)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика

разработку методики предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов нижестоящим.

Дифференцированные меры государственной политики формирования благоприятного предпринимательского климата в национальной экономике включают комплексы инструментов государствен- 2015 -

REGIONAL ECONOMICS theory and practice

ного воздействия, различающиеся по видам функциональных политик и уровням управления.

Исследователи, занимающиеся изучением вопросов формирования экономической политики России, отмечают необходимость учета особенностей развития регионов и формирования региональных политик регулирования предпринимательства по территориям страны [3, 9, 10, 13, 17, 18]. Позиционирование региональной политики в системе формирования предпринимательского климата позволяет выделить внешние и внутренние факторы, ее определяющие (рис. 4):

- к внешним факторам относятся наднациональные, федеральные (условия функционирования мировой и национальной экономики, меры государственного воздействия федерального уровня и меры воздействия на предпринимательский климат других регионов);

- к внутренним факторам относятся условия функционирования территории (географические, демографические, отраслевые характеристики, наличие факторов производства, привязанных к определенной территории, доступные для региональных органов власти инструменты воздействия на экономические и социальные процессы). Перечисленные факторы определяют цели,

приоритеты, меры и инструменты реализации региональной политики. Исходя из этого, можно сделать выводы, что региональная политика, во-первых, должна встраиваться в условия внешнего регулирующего воздействия и, во-вторых, должна соответствовать экономическим и социальным особенностям территории.

Инструменты региональной политики стимулирования предпринимательской деятельности, обобщенные по материалам официальных сайтов и государственных программ субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа (Челябинской, Свердловской и Тюменской областей), приведены в табл. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешние факторы регулирующего воздействия (наднациональные, федеральные)

Условия функционирования мировой и национальной экономики. Меры государственного воздействия федерального уровня

Региональная политика стимулирования предпринимательской деятельности

Географические, социальные, отраслевые характеристики территорий.

Инструменты воздействия региональных органов власти

Внутренние факторы (экономические, социальные условия функционирования территории)

Рис. 4. Факторы формирования региональной политики стимулирования предпринимательской деятельности

Налоговые льготы являются одним из универсальных инструментов государственной поддержки предпринимательской деятельности. В настоящее время в соответствии с российским законодательством на региональном уровне могут приниматься льготы по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль (в пределах отчисления в региональные бюджеты), транспортному налогу, по упрощенной системе налогообложения, а на местном уровне - по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, налогу на вмененный доход.

По принятым законам Челябинской, Свердловской и Тюменской областей ставка налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, может быть снижена с 18 (по общефедеральному законодательству для зачисления в региональные бюджеты + 2% в федеральный бюджет) до 13,5, 14 или 16% в зависимости от субъекта Российской Федерации и условий получения налоговых преференций1.

1 О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков: закон Челябинской области от 23.06.2011 № 154-ЗО.

О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области: закон Свердловской области от 29.11.2002 № 42-ОЗ.

О предо ставлении налоговых льгот на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов отдельным категориям налогоплательщиков: закон Тюменской области от 0.07.2013 № 48

Таблица 5

Инструменты региональной политики стимулирования предпринимательской деятельности

Инструменты Инвестиционная политика Инновационная политика Меры поддержки малых и средних предприятий Стимулирование экспорта Отраслевые политики

Налоговые Льготы по налогу на имущество организаций, на прибыль Патенты для определенных видов деятельности Инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки уплаты

Финансовые Государственное софинансирование инвестиционных проектов, государственные гарантии Субсидии, гранты Субсидии, государственные гарантии, микрозаймы Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства Субсидии, государственные гарантии, размещение государственных заказов

Имущественные Льготные условия аренды земли, участков с производственной инфраструктурой Инновационные бизнес-инкубаторы Льготные условия аренды и продажи объектов государственной и муниципальной собственности Создание и ликвидация унитарных предприятий, объектов инфраструктуры

Информационные Размещение информации на государственных сайтах, участие в выставках, ярмарках

Административные Административное сопровождение проектов, разработка стратегий, государственных программ

Институциональные Офисы для иностранных инвесторов, технопарки Инновационные технопарки, бизнес-инкубаторы Бизнес-инкубаторы, региональные центры субконтрактации Региональные центры субконтрактации

Льготы по налогу на прибыль предоставляются, как правило, предприятиям, реализующим приоритетные для субъекта Российской Федерации инвестиционные проекты с крупными капитальными вложениями, технопаркам. Эти предприятия могут рассчитывать и на снижение налога на имущество организаций.

Максимальная ставка налога на имущество организаций составляет 2,2%, но регионы могут принимать решения о ее снижении для определенных категорий налогоплательщиков. В частности, в Челябинской области ставка налога на имущество организаций может быть снижена на 50% (до 1,1%)2.

В Свердловской области участники приоритетных инвестиционных проектов, резиденты особых экономических зон, организации по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие (всего 18 категорий) освобождаются от уплаты данного налога, а в отношении организаций некоторых других сфер деятельности (в отношении имущества аэропортов и аэродромов, железнодорожных путей общего пользования и некоторых

2 О налоге на имущество организаций: закон Челябинской области от 27.11.2003 № 189-ЗО.

других) ставка налога на имущество устанавливается в пределах 0,7-2%3.

В Тюменской области снижение ставки по налогу на имущество организаций предусмотрено для лизинговых компаний, осуществляющих лизинг авиационной техники и объектов инфраструктуры аэропортов, определенным категориям предприятий нефтехимической промышленности, организациям по переработке древесины лиственных пород и др.

По федеральному законодательству, ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлена в размере 15%. По региональному законодательству, в Челябинской области она составляет 10%, в Свердловской области - 5 и 7% (в зависимости от отраслевой принадлежности налогоплательщиков), в Тюменской области - 5%4.

3 Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций: закон Свердловской области от 27.11.2003 № 35-О3.

4 Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения на территории Челя-

бинской области: закон Челябинской области от 30.04.2009 № 418-ЗО.

Практика показывает, что массовый характер имеют в основном льготы по упрощенной системе налогообложения, которыми пользуется малый и средний бизнес. В регионах предусмотрено относительно большое количество региональных налоговых льгот для участников инвестиционных проектов, но воспользовались ими единицы и пока только по налогу на имущество организаций. Это связано с тем, что налоговые льготы предоставляются в основном вновь создаваемым предприятиям и по крупным инвестиционным проектам. Льготы по налогообложению прибыли будут актуальны, если в результате реализации инвестиционных проектов предприятия ее получат и возникнет возможность снижения налога.

Одной из наиболее востребованных мер поддержки предпринимательства является финансовая помощь в форме субсидий на возмещение части затрат [1, 20]. Она распространяется на малые предприятия, в том числе инновационные. Условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего бизнеса в Челябинской области в настоящее время предполагают возмещение 50-70% затрат по определенным видам расходов. Предельный размер субсидии на одного субъекта предпринимательства в финансовом году составляет от 50 тыс. (субсидии по оплате участия в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров) до 1 млн руб. (субсидии на возмещение затрат на уплату лизинговых платежей и субсидии экспортерам). Наибольшие объемы денежных средств направляются на субсидии по лизингу, на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, субсидии субъектам женского и семейного пред-принимательства5.

В качестве инструмента финансовой помощи предпринимателям используются также государственные гарантии. Их предоставление должно стимулировать привлечение больших по размеру инвестиций в приоритетные сферы экономики или социально значимые объекты. Формируют программы таких гарантий региональные органы власти. В них отражаются максимально возможные объемы

Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения на территории Свердловской области: закон Свердловской области от 15.06.2009 № 31-ОЗ.

5 Нестеренко И.Ю. Направления и инструменты поддержки предпринимательства на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 31. С. 12-21.

гарантий в течение финансового года. Изучение состава получателей региональных государственных гарантий и целей из предоставления за период с 2010 по 2013 г. позволяет сделать вывод, что в основном государственные гарантии выделяются на реализацию инвестиционных проектов, прежде всего в сфере жилищного строительства, объектов общественной инфраструктуры6. Соотношение государственного долга по государственным гарантиям в доходах бюджета является косвенным показателем значимости данного инструмента в региональной политике.

На 01.07.2014 сумма долга по государственным гарантиям составляла:

- в Челябинской области - 10,5 млрд руб., или

10% к годовым доходам бюджета;

- в Свердловской области - 2,1 млрд руб., или

1,2%;

- в Тюменской области - 0,4 млрд руб., или

0,34%7.

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания благоприятных условий кредитования государственными органами формируется поручительство либо за счет бюджетных средств, либо с условием финансовой поддержки организаций инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. В регионах функционируют гарантийные фонды (фонды содействия кредитованию малого предпринимательства), назначение которых состоит в предоставлении поручительства субъектам малого предпринимательства по договорам банковского кредитования, лизинга.

Имущественная поддержка субъектов предпринимательства осуществляется в форме предоставления государственного и муниципального имущества в аренду на долгосрочной основе по льготным ставкам. Например, льготные условия пользования землей, находящейся в государственной собственности Челябинской области, предусматривают установление коэффициента уменьшения суммы годовой арендной платы (до 0,001) в отношении земельных участков, используемых для реализации инвестиционных проектов. Областными и муниципальными органами власти сформированы перечни

6 Нестеренко И.Ю. Практика предоставления государственных гарантий субъектами РФ // Финансы и кредит. 2013. № 34. С. 51-57.

7 По данным министерства финансов Челябинской области, министерства финансов Свердловской области, департамента финансов Тюменской области.

имущества, предоставляемого в рамках поддержки малого и среднего бизнеса: в областных центрах и некоторых крупных муниципалитетах действуют бизнес-инкубаторы, в которых выделяются на льготных условиях оборудованные рабочие места для начинающих предпринимателей.

Эффективной мерой привлечения инвесторов является формирование производственных площадок с подведенной инфраструктурой. Например, на границе Челябинска планируется ввести в эксплуатацию парк индустриальных инноваций «Малая Сосновка», который представляет производственную площадку в 200 га с подведенными коммуникациями. Выделение участков на ней предполагается на конкурсной основе между инвесторами.

В Свердловской области идет создание индустриального парка «Богословский» площадью 110 га рядом с моногородом области Краснотуринском.

Административное сопровождение инвестиционных проектов осуществляется по результатам заключения трехсторонних инвестиционных соглашений между правительствами областей, муниципальными образованиями и инвесторами об оказании содействия последним, в частности по оформлению необходимых документов в короткие сроки.

Областные органы власти могут участвовать в формировании спроса на продукцию предприятий своих областей за счет размещения государственных заказов. В целях оказания содействия малым и средним предприятиям для формирования заказов на их продукцию в регионах функционируют центры субконтрактации.

Информационная и консультационная поддержка субъектов предпринимательства осуществляется в форме размещения специальной информации на сайтах официальных органов, в виде издания справочных и методических пособий, каталогов товаров, производимых предприятиями области, проведения рекламно-выставочных мероприятий, конкурсов предпринимателей.

История политики регулирования предпринимательства в Российской Федерации свидетельствует о том, что происходят расширение инструментов государственного воздействия, ежегодная корректировка условий и приоритетов реализации мер стимулирующего характера в целях активизации деятельности субъектов предпринимательства. Но доля предпринимателей, которые пользуются прямыми мерами стимулирования своей деятель-

ности, относительно не высока. Ранее отмечалось, что льготами по налогу на прибыль, на имущество организаций пользуются единицы, в лучшем случае десятки предприятий области. Самыми массовыми получателями финансовой помощи являются малые предприятия. Однако, по данным Минэкономразвития России, в 2013 г. мерами государственной поддержки было охвачено 3% субъектов малого и среднего предпринимательства. К 2018 г. определена задача повысить этот показатель до 5,5% (ежегодный рост на 0,5%). Доля кредитного портфеля предпринимателей, обеспеченных поручительствами гарантийных фондов, по итогам 2013 г. составила 2,5%, к 2018 г. этот показатель предполагают повысить до 4,5%.

Сохраняется достаточно высокая степень централизации принятия решений в области стимулирования предпринимательской деятельности, в том числе на территориях. В 2014 г. объемы финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области составляют 214 млн руб. Из них 50 млн руб. -средства областного бюджета и 164 млн руб. - федерального бюджета в форме целевого трансферта, т.е. финансирование за счет собственных средств областного бюджета составляет менее 1/4 всех расходов по данному направлению деятельности. Федеральные средства в основном направляются на предоставление субсидий субъектам предпринимательства на покрытие части определенных затрат (в основном процентов по инвестиционным кредитам). Так как средства на предоставление субсидий выделяют федеральные органы, то они же определяют условия и объемы субсидирования на одного субъекта малого бизнеса. Сферой регулирования региональных органов власти являются в основном условия предоставления государственной и муниципальной собственности для использования субъектами малого и среднего предпринимательства, информационное обеспечение и административное сопровождение проектов.

Инструменты поддержки предпринимательства по различным объектам регулирующего воздействия по большей части не обособлены и находятся на стыке разных функциональных политик. К инструментам поддержки, распространяющимся на субъекты инвестиционной, инновационной деятельности, предприятия малого и среднего бизнеса, относятся:

- размещение государственных заказов;

- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам;

- государственные гарантии под кредитные, лизинговые договора;

- предоставление в аренду земельных участков, имущества, находящегося в государственной собственности, на льготных условиях. Субсидии на реализацию инновационных проектов являются также элементом инвестиционной политики, если они предоставляются на внедрение инноваций в производство. Региональный центр субконтрактации для субъектов малого и среднего предпринимательства работает и в направлении стимулирования экспорта, если осуществляется поиск иностранных партнеров.

В целом имеет место взаимовлияние направлений и инструментов поддержки предпринимательства по объектам регулирующего воздействия. При разработке мер региональной политики необходимо ориентироваться на такие механизмы, которые нацелены на положительный результат по нескольким направлениям экономической политики и могут обеспечить синергетический эффект.

Список литературы

1. Артемова О.В. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности и перспективы. Челябинск: Сити Принт, 2010. 238 с.

2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический Проект, 2004. 464 с.

3. Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 17. С. 2-8.

4. Глазьев С., Фетисов Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономист. 2013. № 1. С. 3-11.

5. Живалов В., Никологорский Д. Подходы к формированию промышленной политики // Экономист. 2012. № 7. С. 38-43.

6. Инновационное развитие экономики. Международный опыт и проблемы России. СПб.: Нестор-История, 2012. 352с.

7. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структури-

рования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики. 2012. № 4. С. 132-145.

8. Киюцина О. Государственная поддержка модернизации отраслей крупного бизнеса // Вопросы экономики. 2012. № 4. С. 147-153.

9. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: КомКнига, 2005. 304 с.

10. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 368 с.

11. Моисеева Н.К. Международный маркетинг и бизнес. М.: ИНФРА-М, 2013. 271 с.

12. Николаева И. Формирование предпринимательского климата в России // Предпринимательство. 2010.№ 3. С. 53-57.

13. Подшивалова М.В. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса // Вопросы экономики. 2014. № 6. С. 97-111.

14. Погосов И. Источники финансирования модернизации экономики // Экономист. 2012. № 5. С. 3-17.

15. Развитие социально-экономических процессов: концепции, гипотезы, исследования. Челябинск: Челябинский Дом печати, 2013. 240 с.

16. Социально ориентированная экономика: современная модель развития, проблемы и тенденции. Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012. 276 с.

17. Татаркин А.И., Романова О.А. О возможностях и механизме неоиндустриализации старопромышленных регионов // Экономист. 2013. № 1. С.21-37.

18. ТатаркинА.И., Романова О.А., ЧененоваР.И., Макарова И.В. Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития. М.: Экономика, 2012. 360 с.

19. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство и бизнес // Вопросы экономики. 2011. № 1. С.127-137.

20. Чараева М.В. Обзор источников финансирования инвестиций в российском малом бизнесе // Финансы и кредит. 2013. № 20. С. 43-48.

Regional economics: theory and practice Small and medium business

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

A MECHANISM OF DEVELOPING A REGIONAL POLICY TO REGULATE ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

Irina Yu. NESTERENKO

Abstract

Importance In the current context, ensuring economic growth in the Russian Federation is possible only in the conditions of enhanced business activity of economic entities. However, creating business environment a large extent depends on appropriate government policy, including the regional authorities' policies. Objectives The article aims to study the mechanisms of regional policy to regulate entrepreneurship. The goal of the research is to identify factors and objects of regulatory impact on business climate, to identify elements of business regulation, to structure economic policy measures at the public administration levels, and to analyze tools of regional policy to stimulate business activities. Methods In the study, I applied the methods of logical, comparative, system, functional and structural analysis, the grouping method, as well as economic and statistical research methods. In the process of the research, I grouped the factors of developing business climate by the levels of global and national economies' regulation, identified objects affecting the climate broken down by the levels of public administration of the Russian Federation and the structural elements of the State policy, which regulates business.

Results While studying the policy of business regulation, I identified common and differentiated components in accordance with the levels of public administration of the Russian Federation. On the basis of the State programs of the executive bodies of the Ural Federal District, I summarized and grouped the tools of encouraging entrepreneurship and described them. Conclusions and Relevance The paper emphasizes the need to develop regional policy measures to encourage entrepreneurship to focus on mechanisms, which are aimed at positive results in several areas of economic policy, and which can ensure a synergistic effect.

Keywords: territorial subject, regional policy, direction, instrument, State policy, regulatory mechanism, entrepreneurship, business climate, Ural Federal District

References

1. Artemova O.V. Malyi i srednii biznes: ogran-icheniya, vozmozhnosti i perspektivy [Small and medium business: constraints, opportunities and prospects]. Chelyabinsk, Siti Print Publ., 2010, 240 p.

2. Veduta E.N. Strategiya i ekonomicheskaya politika gosudarstva [Strategy and economic policy of the State]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2004, 256 p.

3. Vilenskii A.V. Vozmozhnosti otsenki rezul'tatov podderzhki rossiiskogo malogo i srednego predprinimatel'stva na federal'nom i regional'nom urovne [The possibilities of assessing the results of the Russian small and medium-sized business support at Federal and regional levels]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National interests: priorities and security, 2014, no. 17, pp. 2-8.

4. Glaz'ev S., Fetisov G. O strategii ustoichivogo razvitiya ekonomiki Rossii [The strategy of sustainable development of the Russian economy]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 1, pp. 3-11.

5. Zhivalov V., Nikologorskii D. Podkhody k formirovaniyu promyshlennoi politiki [Approaches to industrial policy formation]. Ekonomist = Economist, 2012, no. 7, pp. 38-43.

6. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. Mezhdunar-odnyi opyt iproblemy Rossii [Innovative development of economy. International experience and problems of Russia]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2012, 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kalinin A. Postroenie sbalansirovannoi promysh-lennoi politiki: voprosy strukturirovaniya tselei, zadach, instrumentov [Building a balanced industrial policy: issues of structuring goal, objectives, and instruments]. Voprosy Economiki, 2012, no. 4, pp. 132-145.

8. Kiyutsina O. Gosudarstvennaya podderzhka modernizatsii otraslei krupnogo biznesa [State support for the modernization of big business industries]. Voprosy Economiki, 2012, no. 4, pp. 147-153.

9. Kuznetsova O.V. Ekonomicheskoe razvitie regionov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty gos-udarstvennogo regulirovaniya [Economic development

of regions: theoretical and practical aspects of State regulation]. Moscow, KomKniga Publ., 2005, 304 p.

10. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Gosudarstvo i regiony: Teoriya i praktika gosudarstvennogo regu-lirovaniya territorial'nogo razvitiya [The State and regions: theory and practice of public management of territorial development]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2012, 368 p.

11. Moiseeva N.K. Mezhdunarodnyi marketing i biznes [International marketing and business]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 271 p.

12. Nikolaeva I. Formirovanie predprinimatel'skogo klimata v Rossii [Developing the Russian business climate]. Predprinimatel'stvo = Ent^preneurship, 2010, no. 3, pp. 53-57.

13. Podshivalova M.V. Kachestvo sotsial'no-ekonomicheskikh institutov, formiruyushchikh sredu razvitiya malogo biznesa [The quality of socio-economic institutions that form the environment for small business development]. Voprosy Economiki, 2011, no. 6, pp. 97-111.

14. Pogosov I. Istochniki finansirovaniya mod-ernizatsii ekonomiki [Sources of economic modernization financing]. Ekonomist = Economist, 2012, no. 5, pp. 3-17.

15. Razvitie sotsial'no-ekonomicheskikhprotsess-ov: kontseptsii, gipotezy, issledovaniya [Development of socio-economic processes: concepts, hypotheses, research]. Chelyabinsk, Chelyabinskii Dom pechati Publ., 2013, 240 p.

16. Sotsial'no orientirovannaya ekonomika: sovremennaya model ' razvitiya, problemy i tendentsii [Socially-oriented economy: a model of modern development, problems and trends]. Chelyabinsk, Chelyabinskii Dom pechati Publ., 2012, 276 p.

17. Tatarkin A.I., Romanova O.A. O vozmozhnos-tyakh i mekhanizme neoindustrializatsii staropromysh-lennykh regionov [On the capacities and mechanism of neoindustrialization of old industrial regions]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 1, pp. 21-37.

18. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Chenenova R.I., Makarova I.V. Regional 'naya promyshlennaya politika: ot makroekonomicheskikh uslovii formirovaniya k novym institutam razvitiya [Regional industrial policy: from macroeconomic conditions of formation to the new development institutions]. Moscow, Ekonomika Publ., 2012, 360 p.

19. Shilov A. Innovatsionnaya ekonomika: nauka, gosudarstvo i biznes [Innovation-driven economy: science, State and business]. Voprosy Economiki, 2011, no. 1, pp. 127-137.

20. Charaeva M.V. Obzor istochnikov finansirov-aniya investitsii v rossiiskom malom biznese [A review of sources of financing investments in the Russian small business]. Finansy i kredit = Finance and credit, 2013, no. 20, pp. 43-48.

Irina Yu. NESTERENKO

Ural Socio-Economic Institute, Branch of Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk, Russian Federation nesterenko-chel@mail.ru

Acknowledgments

The article is supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Ural Social-Economic Institute, Branch of the Academy of Labor and Social Relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.