ГАЙТЕРОВА Ольга Александровна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-36 e-mail: [email protected]
Особенности реализации региональной политики привлечения инвестиций1
Ключевые слова: инвестиционные программы; региональная инвестиционная политика; социально-экономическое развитие региона; Уральский федеральный округ.
Аннотация Рассмотрены особенности формирования и реализации инвестиционной политике в регионах России (на примере субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ). Проведенное автором исследование позволило выделить три основных направления региональной инвестиционной политики: регулирование; стимулирование; координация деятельности и мониторинг последствий принимаемых решений. Исследованы инструменты привлечения инвестиций в экономику региона, выявлены основные проблемы и предложены пути совершенствования региональной инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ.
Для России как федеративного государства со значительными межрегиональными экономическими различиями несомненный интерес представляет изучение особенностей привлечения инвестиций в субъектах Федерации. Специфика реализации инвестиционной политики в настоящей статье рассмотрена на примере субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ.
В субъектах Федерации формирование региональной инвестиционной политики происходит с опорой на стратегию социально-экономического развития региона и имеет в итоге создание среднесрочных инвестиционных программ, охватывающих значительный временной отрезок и направленных на наиболее эффективное развитие территорий, отраслей и предприятий региона.
Проведенное автором исследование позволило выявить, что, как правило, ядро региональной инвестиционной политики составляют регулирование, стимулирование, координация инвестиционной деятельности и мониторинг последствий принимаемых решений (см. рисунок).
Первое направление, а именно регулирующие функции регионального управления привлечением инвестиций строятся в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона. Согласно стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа целью развития субъектов Федерации, входящих в УрФО, являются максимально возможное повышение уровня и качества жизни, стабилизация и рост численности населения на основе устойчивого инновационного развития, диверсификации и модернизации экономики.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-32-00224а1 «Разработка модели анализа внешнеторговых потоков Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в условиях перехода к специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам на единой таможенной территории Таможенного союза».
© Гайтерова О. А., 2012
Региональная политика привлечения инвестиций
Регулирование деятельности инвесторов Стимулирование инвестиционной деятельности Координация и контроль за привлечением инвестиций
Направления стратегии социально-экономического развития региона
Льготы
Реализация
приоритетных
инвестиционных
проектов
Развитие
инфраструктуры
Модернизация
промышленных
предприятий
Развитие малого и среднего предпринимательства
Развитие
инновационных
отраслей
экономики
Гарантии
Субсидии
Региональные инвестиционные программы (инструменты, стимулы)
Согласование политики с федеральным уровнем власти
Проведение
информационных
кампаний
Предоставление помощи, услуг
Выявление и устранение административных барьеров
Направления региональной политики привлечения инвестиций в субъектах Российской Федерации
Анализ региональных стратегий позволил вычленить следующие приоритетные направления социально-экономического развития субъектов Федерации:
1) реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов, по освоению газовых и нефтяных месторождений, строительству и модернизации трубопроводных мощностей, созданию нефте- и газоперерабатывающих комплексов;
2) активизация развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, направленная как на обеспечение доступа к труднодоступным территориям Уральского федерального округа, так и на создание и усиление стратегических элементов опорной транспортно-информационной инфраструктуры страны;
3) модернизация индустриального потенциала Урала, развитие глубокой переработки сырья на основе менее энергоэффективных и более экологичных технологий в металлургии; повышение конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения; поддержка развития предприятий ракетно-космической отрасли; повышение роли человеческого капитала;
4) активизация развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего наибольший диверсификационный эффект;
5) развитие инновационных, информационных, образовательных и других услуг в крупных агломерациях и наукоориентированных городах Урала, предполагающее, в числе прочего, создание высоких технологий в специализированных научно-инновационных центрах, технопарках, научно-исследовательских подразделениях оборонной промышленности, которые призваны обеспечить структурную и технологическую модернизацию производственного комплекса региона и экспортную специализацию
инновационных отраслей экономики, придать инновационный импульс расширению круга базовых и смежных отраслей промышленности и экономики в целом.
Согласно законодательству РФ основные рычаги регулирования деятельности инвесторов (создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате налогов и других платежей и т. д.) находятся на федеральном уровне [1; 2]. Органы государственной власти субъектов Федерации для регулирования инвестиционной деятельности могут использовать следующие формы и методы:
• разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Федерации;
• проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
• предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации;
• размещение средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
• выпуск облигационных займов субъектов Федерации, а также гарантированных целевых займов;
• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Федерации.
Вторым направлением региональной политики привлечения инвестиций является стимулирование инвестиционной деятельности. В Послании Федеральному Собранию (ноябрь 2011 г.). Президент Российской Федерации поручил губернаторам субъектов Федерации разработать и приступить к реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Федерации, предусмотрев при этом сокращение сроков выдачи различных разрешений и осуществления иных мер для формирования благоприятной административной среды, подготовку необходимой инвесторам инфраструктуры, кадровое обеспечение инвестиционных проектов, поддержку продвижения на рынок инновационной продукции.
Что касается региональных инвестиционных программ, то инвестиционное законодательство в субъектах Федерации отличается высокой степенью унификации. Сходство принятых в субъектах Федерации законодательных актов определяется тем, что практически все законы и нормативные акты базируются на единых принципах, а также включают в себя, как правило, стандартный набор мер и инструментов поощрения инвестиционной активности.
В настоящее время во всех субъектах Федерации имеются нормативные акты, представляющие собой региональные инвестиционные программы [3-9 , которые являются основным инструментом реализации региональной политики привлечения инвестиций. Как правило, они реализуются по следующим направлениям:
• повышение инвестиционной активности на территории субъекта Федерации;
• формирование «точек роста» экономики субъекта Федерации, обеспеченных инфраструктурой, достаточной для размещения новых высокотехнологичных производств;
• формирование и продвижение имиджа (бренда) субъекта Федерации как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности;
• развитие и повышение эффективности системы мер государственной поддержки субъектов инвестиционной и инновационной деятельности.
Для достижения поставленных целей субъектами Федерации активно применяются следующие инструменты привлечения инвестиций:
• налоговое стимулирование;
• финансирование, субсидирование;
• предоставление гарантий и поручительств;
• создание индустриальных парков, технопарков, зон предпринимательства, особых экономических зон (таких, как «Титановая долина» в Свердловской области);
• распространение информации через публикации, сеть Интернет;
• участие в торговых ярмарках и выставках;
• бизнес-помощь (программы выбора места, помощь в аренде недвижимости);
• реализация образовательных программ для предпринимателей.
Третьим направлением региональной политики привлечения прямых инвестиций являются координация и контроль за привлечением зарубежного капитала в экономику региона. Практически во всех регионах России создаются ответственные организации (региональные отделы, корпорации развития, агентства), которые осуществляют эту работу. Проводятся информационные, промоутерские кампании и мероприятия по формированию имиджа региона, осуществляется консультирование предпринимателей и т. д. Однако на основе изученного материала можно сделать вывод: ни одна программа не может быть успешно реализована без институционального подкрепления в виде специально созданной организации, реализующей принцип «единого окна», решающей все проблемы, возникающие у инвесторов - от земельных вопросов и охраны окружающей среды до снабжения электроэнергией, водой и обеспечения безопасности труда.
Во всех субъектах Федерации активно внедряются единые информационные системы для учета оказываемых гражданам бюджетными учреждениями услуг, а также система «единого окна», разрабатываются программы бизнес-помощи, повышается информационная открытость. Например, в Свердловской области в рамках совместного пилотного проекта с Федеральным агентством стратегических инициатив разработан интернет-портал для предпринимателей, инвесторов и органов власти «и2020 Электронная Свердловская область», целью которого является поддержка предпринимателей по принципу «единого окна». Кроме того, создана ОАО «Корпорация развития Среднего Урала», занимающаяся привлечением инвестиций в Свердловскую область.
По мере улучшения внутренней экономической конъюнктуры Уральского федерального округа, а также благодаря работе региональных властей по формированию и реализации инвестиционной политики в 2010-2011 гг. наблюдалось постепенное изменение ситуации в инвестиционном секторе. В 2011 г. инвестиции в основной капитал в УрФО составили, по данным Росстата, 1 869,9 млрд р. (табл. 1), или 116% уровня предыдущего года, и превысили докризисный уровень 2008 г. [10].
Таблица 1
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)*
Субъект Федерации 2009 2010 2011
млрд р. % млрд р. % млрд р. %
Уральский федеральный округ 1 279,9 85,8 1 431,3 104,8 1 869,9 116,0
Курганская область 33,3 100,0 24,0 68,7 27,9 101,2
Свердловская область 201,3 81,6 217,4 107,2 371,9 128,3
Челябинская область 138,1 75,9 138,8 91,7 174,4 106,2
Тюменская область 140,4 96,8 164,9 112,9 177,7 108,5
ХМАО-Югра 426,9 86,5 498,5 106,9 648,6 119,3
ЯНАО 339,7 88,0 387,7 99,8 469,2 110,7
Примечание. *С учетом индекса-дефлятора.
Доля УрФО в объеме общероссийских инвестиций в основной капитал за анализируемый период составила 17,3% (второе место после Центрального федерального округа) 11].
В условиях медленного посткризисного восстановления внутреннего рынка и доходов экономики в 2011 г. усилилась ориентация на использование собственных средств предприятий, на финансирование инвестиционных программ. По итогам года доля собственных средств предприятий в структуре инвестиций в основной капитал повысилась до 51,9% (в 2008 г. этот показатель был равен 48,2%). Изменение объемов и доли привлеченных средств в источниках финансирования сопровождалось изменением их структуры. Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий поддерживался посредством реализации запланированных в рамках инвестиционных программ проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т. д.
На характер выхода из кризиса существенное повлияло поведение субъектов хозяйственной деятельности. Наблюдалась позитивная динамика инвестиционной активности в сегменте малого и среднего бизнеса: инвестиции в основной капитал в сегменте малых предприятий в 2011 г. оценивались на уровне 150% к предыдущему году; доля инвестиций в данный сегмент в общем объеме инвестиций в экономику округа составила 24,3%, увеличившись на 2,8 п. п.
Структурные сдвиги в инвестициях в основной капитал определялись понижением доли промышленности в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства) с 60,6% в 2010 г. до 58% в 2011 г. и увеличением доли инвестиций в сферу транспорта и связи с 16,4 до 17,7% соответственно. В 2011 г. рост инвестиций в основной капитал отмечался в большинстве видов промышленной деятельности. Постепенное восстановление спроса на капитальные товары и конструкционные материалы в 2011 г. привело к увеличению инвестиций в металлургическом производстве округа на 19,6%, а в производстве машин, оборудования и транспортных средств - на 36,9%.
По данным выборочного обследования Росстата инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, основной целью инвестирования в основной капитал в 2010-2011 гг., как и в предыдущие годы, являлось приобретение новых машин и оборудования.
Период с января по декабрь 2011 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовался повышенной активностью иностранных инвесторов в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ (табл. 2).
Таблица 2
Динамика и структура поступления иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации в 2010-2011 гг.
Субъект Федерации Поступило в январе-декабре Поступило в 2011 г., млн дол.
2010 2011 Прямые поступ- ления Порт- фель- ные Прочие
млн дол. % к соот-ветству-ющему периоду млн дол. % к соответствующему периоду
УрФО 7 530,5 134,7 18 038,4 239,5 1 168,5 103,5 16 766,5
Курганская область 16,3 40,5 70,2 в 4,3 раза 65,1 0,0 5,1
Свердловская область 1 521,9 111,3 1 567,6 103,0 88,5 0,1 1 479,7
Челябинская область 3 326,9 130,1 3 795,2 114,1 43,8 0,3 3 751,1
Тюменская область 26,3 5,7 5 472,4 в 208,1 раза 15,3 5 457,2
ХМАО-Югра 1 915,1 1 816,4 2 331,6 120,3 248,3 0,1 2 083,3
ЯНАО 724,1 68,6 4 801,4 в 6,9 раза 707,5 103,0 3 990,8
Общий объем поступившего иностранного капитала в экономику округа в 2011 г. вырос более чем в 2 раза за счет роста всех форм инвестиций. Наиболее высокими темпами увеличивались прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе; их доля в совокупной структуре иностранных инвестиций составила 92,9% (в 2010 г. -93,5%). Доля прямых вложений по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличилась на 2,6 п. п. и оценивается в 6,5%.
Наибольший прирост иностранных инвестиций наблюдается в Тюменской области, хотя это в значительной степени определялось низкой базой 2010 г., а также реализацией инвестиционных проектов компаний ТНК-ВР (разработка месторождений Уват-ской группы), KNAUF и ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод».
Увеличились инвестиции в операции с недвижимым имуществом, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также в финансовую деятельность, что привело к снижению доли иностранных инвестиций в отраслях промышленности с 49% в 2010 г. до 40% в 2011 г. в совокупном объеме накопленных иностранных вложений.
Однако сохраняющийся отток капитала из УрФО (в 2011 г. - 28,3 млрд дол.), наличие значительных структурных диспропорций (в 2011 г. 48% всех инвестиций в основной капитал приходилось на «добычу полезных ископаемых»), а также территориальных диспропорций (на ХМАО-Югра приходилось 35% всех инвестиций, привлеченных в экономику округа, в то время как, например, на Курганскую область - только 1,5%) сигнализируют о необходимости кардинальных изменений инвестиционного климата.
По данным странового рейтинга Всемирного банка «Doing Business», Россия находится на 120-м месте по качеству среды для развития бизнеса (табл. 3), существенно уступая не только развитым странам (Сингапур - 1-е место, США - 4-е, Дания - 5-е, Великобритания - 7-е, Канада - 13-е место), но и бывшим союзным республикам (Грузия - 16-е место, Казахстан - 47-е, Белоруссия - 69-е место) 12].
Таблица 3
Рейтинг России, Сингапура, США, Китая, Казахстана и Белоруссии по условиям ведения бизнеса (среди 183 стран мира) [12]
Рейтинг страны
Показатель Россия Сингапур США Китай Казах- стан Белорус- сия
Качество среды для развития бизнеса 120 (124)* 1 (1) 4 (4) 91 (87) 47 (58) 69 (91)
Создание новой компании: 111 4 13 151 57 9
количество процедур 9 3 6 14 6 5
количество дней 30 3 6 38 19 5
Получение разрешений на строительство: 178 3 17 179 147 44
количество процедур 51 11 15 33 32 13
количество дней 423 26 26 311 189 140
Защита инвесторов 111 2 5 97 10 79
Простота уплаты налогов: 105 4 72 122 13 156
количество платежей в год уровень налоговой нагрузки, % 9 5 11 7 7 18
от прибыли 46,9 27,1 46,7 63,5 28,6 62,8
Доступность кредитов 98 8 4 67 78 98
Условия для экспорта и импорта: 160 1 20 60 176 152
количество документов для экспорта/импорта 8/36 4/4 4/5 8/5 9/12 9/15
время, затрачиваемое на экспорт/импорт, дн. 36/36 5/4 6/5 21/24 76/62 10/30
Примечание. * В скобках указано место в рейтинге «Doing business - 2011».
Основными проблемами, сдерживающими инвестиционную активность на территории Уральского федерального округа, являются сложности выбора места для организации бизнеса, отсутствие соответствующей инфраструктуры для организации предприятий и, прежде всего, сложности с выделением земельных участков и получением прав на общественные здания и земли. В этих вопросах инвестор должен иметь дело непосредственно с местной администрацией, а это - процесс длительный, сложный и непредсказуемый. Инвесторы предпочитают искать объекты на вторичном рынке, а не обращаться к областной или городской администрации из-за бюрократических проволочек и длительности процесса согласования проекта. Например, в 2011 г. в администрацию города Екатеринбурга поступило 138 обращений субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставлении им арендуемого имущества в собственность на основании Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом в 69 случаях администрацией города Екатеринбурга было отказано в удовлетворении заявлений по одним и тем же основаниям. По данным инвестиционного уполномоченного в Уральском федеральном округе, в последующем в 46 случаях (из 69) судебные органы признали данные действия органа местного самоуправления незаконными и обязали Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом устранить допущенные нарушения и восстановить законные интересы субъектов малого и среднего бизнеса.
По данным Всемирного банка «Doing Business», для получения разрешения на строительство инвестор должен пройти 51 процедуру, что занимает в среднем 423 дня.
В связи с вышесказанным совершенствование региональной инвестиционной политики целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
1) снижение административных барьеров за счет сокращения количества дней и процедур при организации и ведении бизнеса;
2) создание инфраструктурных условий для развития регионов - обеспечение связи, транспорта, газа, электричества. Развитие региональной инфраструктуры заметно влияет на повышение уровня деловой активности, поскольку является одним из основных условий выбора места для организации бизнеса. Только в регионах с развитой инфраструктурой будут развиваться экономика, возрастать приток инвестиций и расти налоговая база;
3) субъектам Федерации рекомендуется продолжить реализацию инвестиционных программ, содержательную часть которых должны определять не только набор конкретных стимулов, но и стабильная предсказуемость действий властных структур по корректировке стимулов;
4) внедрение системы «одного окна», разработка программ бизнес-помощи (оказание помощи инвесторам в выборе места для размещения бизнеса, аренде земельных участков, создании инфраструктуры и т. д.), образовательных программ и других форм поддержки. Например, в ряде стран большой популярностью у инвесторов пользуется «Инвестиционный путеводитель» (пошаговая инструкция инвестора по организации бизнеса), разрабатываемый региональными органами власти;
5) повышение информационной открытости. По данным опроса, проведенного правительством Свердловской области на интернет-сайте uralonline.ru, в первую очередь предприниматели получают информацию о программах поддержки в сети Интернет; далее идут такие источники, как выступления представителей организаций на деловых мероприятиях, в радио- и телепередачах, знакомые, коллеги, партнеры);
6) активизация практики создания парков высоких технологий, индустриальных парков, особых экономических зон. Это - выгодный способ модернизации промыш-
ленности, причем с развитой инфраструктурой и на доступном расстоянии от региональных центров и крупных городов.
Реализация перечисленных направлений позволит существенно повысить имидж Уральского федерального округа в глазах инвесторов.
Источники
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : федер. закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 12 декабря 2011 г.).
2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.).
3. О программе по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2012 годы : закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 г. № 132-ЗАО.
4. Об утверждении целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области на 2011-2015 годы» : постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1482-ПП.
5 Об утверждении целевой программы Курганской области, направленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курганской области, на 2011-2015 годы : постановление Правительства Курганской области от 27 июня 2011 г. № 311.
6 О программе по привлечению инвестиций в экономику Челябинской области на 2010-2012 годы : распоряжение Правительства Челябинской области от 4 августа 2010 г. № 176-рп.
7. Долгосрочная целевая программа «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области на 2011-2013 годы» : распоряжение Правительства Тюменской области от 30 августа 2010 г. № 1312-рп.
8 Об утверждении Региональной программы «Развитие направлений по улучшению инвестиционного климата в Тюменской области в 2011-2015 годах» : распоряжение Правительства Тюменской области от 20 июня 2011 г. № 972-рп.
9 Формирование инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа на 2011-2013 годы: приказ Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2010 г. № 84 - ведомственная целевая программа.
10. Официальный сайт Росстата. Режим доступа : www.fsgs.ru.
11. Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. Режим доступа : www.uralfo.ru.
12. Doing Business in a More Transparent World. Comparing Regulation for Domestic Firms in 183 Economies 2012 / The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank. Washington, DC, 2011. URL : www.worldbank.org.