Научная статья на тему 'Особенности и приоритетные направления инвестиционной деятельности в пространстве макрорегиона'

Особенности и приоритетные направления инвестиционной деятельности в пространстве макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС-ТЕРРИТОРИЯ / КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анимица Евгений Георгиевич, Анимица Полина Евгеньевна, Глумов Антон Анатольевич

Рассматриваются тенденции и особенности протекания инвестиционного процесса в пространстве Уральского федерального округа, выявляются внутрирегиональные различия, определяются и обосновываются четыре приоритетных направления совершенствования инвестиционной деятельности в макрорегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и приоритетные направления инвестиционной деятельности в пространстве макрорегиона»

© Анимица Е. Г., Анимица П. Е., Глумов А. А., 2011

АНИМИЦА Евгений Георгиевич

Доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: rime@usue.ru

АНИМИЦА Полина Евгеньевна

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

Институт экономики Уральского отделения РАН

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Контактный телефон: (343) 203-01-40 e-mail: candidate80@mail.ru

ГЛУМОВ Антон Анатольевич

Специалист ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный» 620026, РФ, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 44 Контактный телефон: (343) 357-27-84 e-mail: gloumov@mail.ru

Особенности и приоритетные направления инвестиционной деятельности в пространстве макрорегиона

Ключевые слова: инвестиции; инновационная деятельность; инвестиционный процесс; региональная инвестиционная политика; федеральный округ; модернизация производства; диверсификация производства; инфраструктура; бизнес-территория; корпорация развития.

Аннотация. Рассматриваются тенденции и особенности протекания инвестиционного процесса в пространстве Уральского федерального округа, выявляются внутрирегиональные различия, определяются и обосновываются четыре приоритетных направления совершенствования инвестиционной деятельности в макрорегионе.

Одним из наиболее важных факторов развития региональной экономики являются инвестиции - вложения капитала в различные сферы и виды деятельности, локализованные на территории. Следует подчеркнуть, что исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки, ибо инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйствования во времени и пространстве, определяют процессы экономического роста страны и ее регионов.

В настоящее время именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения экономических, социальных и политических преобразований, которые направлены на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста и инновационного развития территорий.

Учитывая, что для отечественной теории и практики такие базовые понятия, как «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс», «регио-

нальная инвестиционная политика» и ряд других понятий, связанных с инвестиционной сферой, являются относительно новыми, дискуссионными и имеют неоднозначную трактовку, нам следует предварительно определиться с уточнением сущности некоторых из них, исходя из целевых установок настоящей работы.

С учетом анализа и обобщения различных трактовок и сущностных характеристик понятия «инвестиции», имеющихся в экономической литературе (например, [1-3]), в нашем понимании инвестиции - это в основном долгосрочные вложения всех видов капитала в объекты производственного и непроизводственного назначения с целью получения инвестиционного дохода (прибыли), социального или иного полезного эффекта, а также повышения конкурентоспособности экономики территории и выхода ее на траекторию устойчивого развития.

В ходе обобщения и осмысления различных формулировок понятия «инвестиционная деятельность» (например, [4-6]) нами дается следующее определение инвестиционной деятельности в контексте региональной экономики: это совокупность множества законодательно обеспеченных и мотивированных практических действий по вложению и эффективному использованию инвестиций (денежных и иных средств) в пространстве региона в целях прироста валового регионального продукта или достижения иного полезного эффекта на территории с учетом имеющихся полномочий и ресурсов.

Инвестиционный процесс понимается как последовательная смена совокупности последовательных действий и операций (этапов, фаз) по осуществлению инвестиционной деятельности на определенной территории в определенное время в целях достижения определенного результата [7; 8].

Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики, проводимой государством, регионами и предприятиями с целью установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных фондов и повышения их технического уровня, а также обеспечения устойчивого социально-экономического развития отдельных территорий и субъектов хозяйствования [9].

Применительно к сфере инвестиционных отношений в регионе формируется и реализуется инвестиционная политика, во-первых, учитывающая тенденции, основные направления и приоритеты экономического развития территорий исходя из государственных, региональных и локальных интересов; во-вторых, создающая в пространстве своего региона соответствующие организационно-экономические и иные условия для активизации инвестиционной деятельности; в-третьих, обеспечивающая интеграцию инвестиционной и инновационной деятельности в целях осуществления прогрессивных структурных преобразований; в-четвертых, реализующая субрегиональные и собственно региональные инвестиционные программы и проекты; в-пятых, ускоряющая формирование относительно целостного регионального экономического пространства.

Исходя из вышеизложенных теоретических установок, рассмотрим особенности, тенденции и основные стратегические направления развития инвестиционной деятельности в Уральском федеральном округе - одном из наиболее крупных, экономически и социально развитых в Российской Федерации, оказывающем своей деятельностью значительное влияние на развитие экономики страны [10]

В целях выработки системных приоритетов инвестиционной политики необходимо прежде всего рассмотреть динамику регионального инвестиционного процесса в Уральском федеральном округе.

Данный округ стабильно занимает второе место среди федеральных округов по показателю «инвестиции в основной капитал» после Центрального федерального округа (рис. 1). Лидерство ЦФО объяснятся столичным фактором, прежде всего значительной

концентрацией инвестиционных потоков в Москве (6,9% всех инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по итогам 2010 г. при территории, составляющей

0,006% общероссийской). Как следует из данных табл. 1, на Уральский федеральный округ приходится 17,1% всех инвестиций в России.

1 900 000 1 700 000 1 500 000 1 300 000 1 100 000 900 000 700 000 500 000 300 000 100 000

ЦФО УФО ПФО СЗФО СФО ЮФО ДВФО СКФО Рис. 1. Инвестиции в основной капитал по федеральным округам РФ в 2010 г., млн р.

Таблица 1

Территориальная структура инвестиций в основной капитал по федеральным округам РФ в 2010 г.

Федеральный округ Инвестиции, млн р. Доля, % к итогу*

Российская Федерация 9 151 400,0** 100,0

Центральный 1 890 965,7 22,5

Северо-Западный 1 049 636,9 12,5

Южный 794 412,1 9,5

Северо-Кавказский 287 136,5 3,4

Приволжский 1 323 384,1 15,8

Сибирский 889 718,6 10,6

Дальневосточный 725 658,9 8,6

Уральский 1 431 312,9 17,1

Примечания:

* Рассчитывается исходя из суммирования показателей инвестиций в основной капитал по округам.

** Включая затраты на централизованное приобретение машин, оборудования, транспортных средств, не включенных в сметы строек, а также уточнение на федеральном уровне объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, без распределения по субъектам Российской Федерации. По этой причине данный показатель превышает сумму инвестиций по округам.

Значительная инвестиционная активность в Уральском федеральном округе по сравнению с другими округами (табл. 2) объясняется уникальными природными ресурсами Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов (90,6% газодобычи и 65,4% нефтедобычи в России) и, соответственно, необходимостью осуществления крупных капиталовложений для их добычи. Кроме того, значительна концентрация металлургических и машиностроительных предприятий (39,4% российского производства стали, 38,9% проката черных металлов) на территории Свердловской и Челябинской областей.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал в УрФО, млн р.

Субъект 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация 3611109 4730023 6716222 8764864 7930225 9151400

Уральский федеральный округ 593 370 801479 1 113151 1 482 522 1 279 871,1 1 431 312,9

Курганская область 8 628 13 916 19 043 32 126 33 358,4 24 037,5

Свердловская область 91 019 133 476 187314 240618 201 329,7 217 372,1

Тюменская область 56 323 87 579 106572 134 237 140 401,1 164 899,8

ХМАО 223318 306570 381 342 477732 426 927,5 498 491,3

ЯНАО 141234 170738 287954 400 173 339 746,6 387 678,5

Челябинская область 72 848 89 200 130926 178413 138 107,8 138 833,8

Крайняя неравномерность привлечения инвестиций в экономику российских регионов является следствием неравномерного размещения производительных сил, различной инвестиционной привлекательности территорий, разной интенсивности протекания во времени и пространстве инвестиционного процесса.

Будучи наиболее подвижным элементом экономической системы государства, инвестиционная среда достаточно чутко реагирует на негативные или позитивные изменения экономической ситуации в стране и ее регионах (например, первой входя в кризисное состояние), выступает в качестве своеобразного индикатора состояния экономики территории.

Тем не менее, несмотря на значительные абсолютные показатели инвестиций в основной капитал, их динамика в сравнении с общероссийской является менее удовлетворительной (табл. 3).

Таблица 3

Динамика инвестиций в основной капитал по федеральным округам РФ, раз

Федеральный округ 2000-2005 2005-2010 2000-2010

Российская Федерация 3,1 2,5 7,8

Центральный 3,2 2,0 6,2

Северо-Западный 4,1 2,2 9,0

Южный* 2,5 3,2 8,0

Приволжский 2,9 2,2 6,4

Уральский 2,4 2,4 5,7

Северо-Кавказский 3,5 2,6 9,0

Дальневосточный 5,2 2,6 13,5

Примечание. * Показатели Северо-Кавказского федерального округа, созданного в 2010 г., включены в показатели Южного федерального округа.

Как следует из табл. 3, Уральский федеральный округ находится на последнем месте в России по темпам роста инвестиций в основной капитал - за период с 2000 по 2010 г. объем инвестиций вырос в 5,7 раза, в то время как средний показатель по России составляет 7,8 раза. Это объясняется прежде всего «утяжеленностью» структуры экономики Уральского федерального округа, подразумевающей существенные капитальные вложения для осуществления модернизации. В связи с этим поддержание такой динамики представляется проблематичным.

На рис. 2 представлена динамика инвестиций в основной капитал с 2000 г. Наибольшее значение показателя было достигнуто в 2008 г. - 1,48 трлн р. Затем, вследствие кризисных явлений в мировой экономике, приведших к снижению цен на нефть и цветные

металлы, иные стратегические товары экономики Уральского федерального округа, показатель снизился до 1,28 трлн р. в 2009 г.

1 500 ООО і.-.-.-..-..-..-..-..-..-..-..-..-..-..-.-..-..-..-..-■■■==,-.

1 300 000 1 100 000 900 000

700 000

500 000

300 000.— я-.-..- ш —..- ю -

5

100 000-1—---—I-------—I—---—I—-----------------—I-----—I—--—I—-----—I—------—I

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 2. Динамика инвестиций в УФО, млн р.

Данные табл. 4 демонстрируют существенные территориальные диспропорции в распределении инвестиций в пределах Уральского федеральном округе. Наибольшая доля - 61,9% инвестиций - у двух северных регионов - ЯНАО и ХМАО, на территории которых реализуют инвестиционные программы такие транснациональные корпорации, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «НОВАТЭК». Наименьший удельный вес инвестиций в основной капитал в Курганской области - всего 1,7%.

Таблица 4

Территориальная структура инвестиций в основной капитал УФО в 2010 г.

Субъект Инвестиции, млн р. Доля, % к итогу

Уральский федеральный округ 1 431 312,9 100,0

Курганская область 24 037,5 1,7

Свердловская область 217 372,1 15,2

Тюменская область 164 899,8 11,5

ХМАО 498 491,3 34,8

ЯНАО 387 678,5 27,1

Челябинская область 138 833,8 9,7

Как видно из табл. 5, основным получателем инвестиций в Уральском федеральном округе является добывающая отрасль - 50,75% всех инвестиций. При этом добыча полезных ископаемых в структуре ВРП округа составляет около 35%.

Таблица 5

Отраслевая структура инвестиций в УФО в 2010 г., %

Отрасль Доля инвестиций

Добыча полезных ископаемых 50,75

Транспорт и связь 16,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обрабатывающие производства 11,06

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7,47

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,85

Строительство 2,78

1 113 151

801 479

534 467 593 370

ГО О 1Л 445 954

Окончание табл. 5

Отрасль Доля инвестиций

Здравоохранение 1,56

Образование 1,33

Сельское хозяйство 1,14

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 0,89

Финансовая деятельность 0,66

Оптовая и розничная торговля 0,64

Гостиницы и рестораны 0,11

Рыболовство 0,01

Итого 100,00

В сфере привлечения иностранных инвестиций лидером является Челябинская область с долей 44,2% от совокупного объема иностранных инвестиций в УФО. Это в первую очередь связано с приобретением энергетических активов Челябинской области международными компаниями, в частности контрольного пакета ОАО «ТГК-10» финским концерном «Фортум».

Таким образом, после получения определенного представления о ходе инвестиционного процесса в округе становится возможным формулирование, уточнение, а в ряде случаев и выработка приоритетов инвестиционной стратегии региона.

Одним из основополагающих направлений инвестиционной стратегии Уральского федерального округа является реализация принципа ускоренной технологической модернизации производства, придание инвестиционной политике инновационной направленности.

Актуальность данного направления обусловлена тем, что в Уральском федеральном округе износ производственных фондов в отдельных отраслях достигает 50%. Очевидна необходимость модернизации на промышленных предприятиях, прежде всего в металлургии и машиностроении.

В той или иной степени инвестиционные программы реализуются на всех крупных предприятиях округа. Прорывным проектом 2010 г. в Уральском федеральном округе можно считать открытие цеха по выпуску труб большого диаметра «Высота 239» на Челябинском трубопрокатном заводе. Экологичность технологического процесса позволяет говорить о формировании нового тренда в промышленности - так называемой «белой металлургии». Инвестиции составили 19 млрд р., проект запущен благодаря государственным гарантиям.

В рамках данного приоритета можно также выделить необходимость создания экономики знаний, активизации процесса доведения до практического применения научных исследований и разработок, формирование инновационной инфраструктуры.

На территории Уральского федерального округа функционируют 11 технопарков и 14 бизнес-инкубаторов, венчурные фонды созданы в Свердловской и Челябинской областях.

В декабре 2010 г. было подписано постановление Правительства Российской Федерации о создании особой экономической зоны производственного типа в Свердловской области - «Титановая долина». В том случае, если планы руководства Свердловской области будут реализованы в полной мере, количество новых рабочих мест составит 17 тыс., а общий объем частных инвестиций за 20 лет - 54,3 млрд р.

Среди проектов, реализуемых на территории Уральского федерального округа, можно выделить создание технико-внедренческого центра металлургии и тяжелого машиностроения в Екатеринбурге, организацию совместно с государственной корпорацией «Роснанотех» центра коммерциализации нанотехнологий.

Одним из наиболее амбициозных и значимых проектов по формированию инновационной инфраструктуры Свердловской области является образование в Екатеринбурге технопарка высоких технологий «Университетский». Планируемый объем инвестиций по проекту - 2,4 млрд р., равными долями из средств федерального бюджета и средств бюджета Свердловской области.

Вторым главным направлением инвестиционной стратегии развития региона является диверсификация структуры экономики.

Данное направление в наибольшей степени реализуется в Свердловской и Челябинской областях, поскольку в этих регионах инвестиционная политика, направленная на диверсификацию экономики, выражена реализацией ряда существенных для округа проектов. В частности, в Екатеринбурге реализуется проект по строительству выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО» (Екатеринбург претендует на проведение Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020»). Объем инвестиций - около 10 млрд р.

Строительство таких центров, а также дальнейшая работа по проведению крупных выставочно-конгрессных мероприятий в значительной степени позволят диверсифицировать экономику региона.

В Челябинской и Тюменской областях региональные власти также уделяют большое внимание развитию туризма.

Одним из действенных инструментов диверсификации региональной экономики, структуризации экономического пространства с позиций диффузии нововведений могут стать бизнес-территории.

В пределах бизнес-территории складывается сочетание предприятий (фирм, компаний), использующих общую инфраструктуру, объединенных различными видами общностей и связей, что способствует получению экономического эффекта и повышению конкурентоспособности продукции и услуг [11].

Третьим направлением инвестиционной политики можно считать обеспечение поступательного развития экономики необходимой инфраструктурой. Инновационная и бизнес-инфраструктура были включены в предыдущие направления. В рамках третьего направления мы считаем необходимым рассмотреть вопросы развития базовой инфраструктуры, т. е. таких объектов, без которых развитие экономики и реализация любых инвестиционных проектов в принципе невозможны. Прежде всего это развитие транспорта и энергетики - наиболее капиталоемкий сегмент инвестиционного процесса в регионе.

Привлечение инвестиций в данный сектор предполагается за счет активизации сотрудничества с институтами государственно-частного партнерства (Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк), заключения концессионных соглашений.

Ключевые проекты в сфере транспорта в Уральском федеральном округе связаны с деятельностью ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный». Корпорация строит стратегическую железнодорожную магистраль «Северный широтный ход» протяженностью 707 км в Ямало-Ненецком автономном округе. Магистраль включает в себя: достройку станции Обская, строительство участка от левого подхода к мостовому переходу до станции Обская, строительство моста через реку Обь, строительство участка от станции Салехард до правого подхода к мостовому переходу через реку Обь, строительство новой железнодорожной линии Салехард - Надым, строительство моста через реку Надым, достройку железнодорожных участков Пангоды - Надым, Пангоды - Новый Уренгой, Новый Уренгой - Коротчаево.

Четвертое направление - формирование региональной системы управления инвестиционным процессом.

При формировании и совершенствовании механизмов управления инвестиционным процессом в регионе обязателен учет экономической специфики территории. В частности, в Уральском федеральном округе это проявляется в наличии значитель-

ного количества системообразующих предприятий, зачастую входящих в состав холдинговых структур федерального, а в ряде случаев и международного уровня. Стратегия деятельности таких предприятий, в том числе в сфере инвестиций, определяется управляющими компаниями, «мозговыми центрами», которые находятся чаще всего в Москве. Таким образом, системообразующие предприятия, на которые приходится значительная доля в структуре инвестиций в основной капитал, находятся вне сферы управленческой деятельности региональных властей.

Инвестиционная политика региональных органов власти в этих условиях должна быть в большей степени ориентирована на малые и средние предприятия. В каждом из регионов Уральского федерального округа реализуются инвестиционные программы, позволяющие предприятиям получить ту или иную форму бюджетной поддержки при реализации инвестиционных проектов (гарантии, субсидии, поручительства, сниженная ставка по ряду региональных налогов и т. д.).

Указанные меры поддержки реализуются практически во всех регионах России. В Уральском федеральном округе представлены также более специфические формы повышения инвестиционной активности. Речь идет прежде всего о так называемых корпорациях развития (ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный», ОАО «Корпорация развития Среднего Урала», ОАО «Агентство регионального развития» в Челябинской области).

Корпорация развития - относительно новая структура для экономической теории и практики регионального развития, поскольку является одной из характеристик сложившейся рыночной экономики. Необходимо отметить, что компании, созданные региональными властями для осуществления тех или иных функций, известны еще с 1990-х годов.

Под корпорацией развития мы понимаем структуру, созданную региональными властями для реализации инвестиционных проектов на территории. При этом принципиальной характеристикой видится комплексный характер деятельности, когда корпорация не ограничивается какой-либо одной отраслью или сферой. В российском законодательстве имеется схожая структура - государственная корпорация, т. е. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Учитывая, что в настоящее время в России значительное внимание уделяется мо-дернизационным процессам в экономике, начала выстраиваться соответствующая государственная система содействия реализации инвестиционных проектов. В 2010 г. был создан институт инвестиционного уполномоченного при Министерстве экономического развития Российской Федерации. В 2011 г. инвестиционные уполномоченные появились и в федеральных округах, в рамках своих полномочий они призваны устранять административные барьеры в развитии предпринимательской деятельности на территории, а также активизировать формирование межотраслевых и межсекторальных связей. О результатах своей деятельности инвестиционный уполномоченный докладывает Президенту Российской Федерации.

В целом можно констатировать, что рассматриваемые направления инвестиционной стратегии в Уральском федеральном округе будут способствовать его динамичному развитию, а также помогут решить задачу диверсификации экономики.

Источники

1. Инвестиции: системный анализ и управление / под ред. К. В. Балдина. М. : Дашков и Ко, 2006.

2. Инвестиции: учеб. пособие для вузов / В. В. Ковалев и др.; под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2007.

3. Шарп У, Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции : пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2007.

4. Аладьин В. В. Инвестиционная деятельность субъектов Российской Федерации. М. : Социум, 2002.

5. Ример М. И., Касатов А. Д., Матиенко Н. Н. Экономическая оценка инвестиций. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008.

6. Управление инвестиционной деятельностью в субъектах Российской Федерации / О. Ф. Быстров, В. Я. Поздняков, В. М. Прудников и др. М. : ИНФРА-М, 2010.

7. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. № 3.

8. Марамыгин М. С. Заемные и привлеченные источники финансирования инвестиционного процесса в транзитивной экономике // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2001. № 4.

9. Морозов В. В. Стратегические основы совершенствования управления инвестиционной деятельностью в регионе. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2010.

10. Срединный регион: теория, методология, анализ / Е. Г. Анимица, А. А. Глумов, Е. Б. Дворядкина и др.; рук. авт. кол. Е. Г. Анимица. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009.

11. Анимица Е. Г., Анимица П. Е. Бизнес-территории: определение, сущностные характеристики, основные модели развития и регулирования // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.