УДК 342 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-6-204-206
ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМА О РЕГИСТРАЦИИ КАТОЛИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ХО Тхе Тхьен, преподаватель Юридического факультета, Академии народной безопасности Вьетнама hothienqh85@gmail.com
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: Н.Д. Эриашвили, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор
Аннотация. В статье автор представляет некоторые особенности формирования католических религиозных орденов, анализирует законодательные положения о регистрации католической религиозной деятельности во Вьетнаме и некоторые проблемы их реализации.
Ключевые слова: религия, католицизм, регистрация, Вьетнам.
Annotation. In the article, the author presents some features of the formation of Catholic religious orders, analyzes the legislative provisions on the registration of Catholic religious activities in Vietnam and some of the problems of their implementation.
Keywords: religion, Catholicism, registration, Vietnam.
Католицизм появился на территории Вьетнама в XVI в. (1533), но только лишь в XVII в. миссия получила полноценное развитие. Так, стали организовываться и развиваться миссионерские группы, финансово поддерживаемые европейскими государствами, основывались религиозные учреждения, активно прибывали на территорию Вьетнама различные группы лиц, помогающих миссионерским учреждениям, что в итоге привело к построению международной религиозной системы — Папского ордена католицизма Вьетнама.
В 1659 г. Ватикан учредил первые две епархии во Вьетнаме: епархию Данг Ньоай и епархию Данг Чонг. До настоящего времени религиозные общины присутствуют в большинстве провинций и городов страны, создают новые религиозные учреждения, обогащая религиозные конгрегации во Вьетнаме.
Регистрация католической религиозной деятельности во Вьетнаме
Целью регистрации религиозной деятельности является создание законной правовой основы
деятельности на территории Вьетнаме, определение координационного центра для взаимоотношений между государством и религиозными организациями, создание благоприятных условий для эффективного государственного управления ими.
Зарегистрированные субъекты — это все католические религиозные общины, действующие на территории Вьетнама.
Каждый период развития законодательства, направленного на регулирование религиозных и общественных организаций, характерен определенными особенностями. Нормативными правовыми актами в сфере религиозной деятельности являются:
1) Постановление 69/ИББТ от 21 марта 1991 г. Совета министров «О религиозном ордене» устанавливает, что «религиозные ордена, которые хотят функционировать на территории Вьетнама, должны обращаться за разрешением с целью осуществления своей деятельности, одобренным Советом министров или органом, уполномоченным Советом министров» (ст. 21);
2) Постановление Правительства Вьетнама № 26/1999/КБ-СР от 9 апреля 1999 г. «О рели-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
гиозной деятельности», которое определяет, что религиозные общины, которые хотят функционировать на территории Вьетнама, должны обращаться за разрешением и одобрением в уполномоченное государственное учреждение (ст. 19);
3) Циркуляр № 01/1999 Правительственного комитета по делам религий «О руководстве по выполнению ряда статей Постановления Правительства № 26» рассматривает конкретно католическую религиозную деятельность.
Отметим, что в данных документах фраза «регистрация религиозной деятельности» отсутствует и в результате не раскрывается понятие данной деятельности.
20 марта 2000 г. глава Правительственного комитета по делам религий вынес Постановление № 17/2000 «О внесении изменений и дополнений в ряд статей Циркуляра № 01/1999 о религиозных орденах».
Так, в разделе 4 содержатся вполне конкретные положения о религиозной деятельности, в которых четко устанавливается, что религиозные общины или аналогичные формы групп, функционирующие на территории Вьетнама, должны зарегистрироваться в компетентном государственном органе, идентифицируя себя в одной из следующих форм:
1) религиозные или аналогичные формы групповой практики религий, сформированные и действующие во многих провинциях, в городе. В данном случае руководитель религиозной организации должен зарегистрировать ее и получить одобрение главы Правительственного комитета по религии;
2) религиозный орден или аналогичные формы коллективного исповедания религий, сформированные и действующие в пределах провинций или города. В данном случае руководитель религиозной организации должен зарегистрировать ее и получить одобрение председателя провинциального народного комитета.
Таким образом, до Постановления № 17 фраза «регистрация религиозной деятельности» использовалась официально, а положения о классификации учреждений относились к ведению самого религиозного утверждения.
В 2004 г. издан Указ «Об убеждениях и религиях», в котором вопрос регистрации религиозной деятельности и других форм коллективной практики был уточнен в ч. 3 ст. 39, а именно, если религиозные организации были зарегистрированы и получили разрешение на осуществление
своей деятельности до даты вступления в силу настоящего Постановления, они не обязаны проходить процедуры перерегистрации.
Акцентированы особенности религиозной деятельности и в Постановлении Правительства № 22/2005/КБ-СР от 1 марта 2005 г., регулирующем выполнение ряда статей Указа «Об убеждениях и религиях». В Постановлении уточняется и детализируется порядок религиозной деятельности.
Так, ст. 2 устанавливает, что: «Религиозные общины, монастыри и другие массовые религиозные организации могут действовать после регистрации в компетентных государственных органах».
Статья 19 предусмотрела положения о децентрализации полномочий по регистрации религиозных орденов.
Статья 12 определяет процедуры регистрации религиозных объединений, устанавливает срок предоставления документов для регистрации деятельности компетентными государственными органами, а в случае отказа право требовать письменный ответ с указанием причины такого отказа.
Закон «Об убеждениях и религиях» 2016 г. содержит новые положения, касающиеся католического вероисповедания. Данный Закон дополнен термином «дочерняя религиозная организация» и рассматривает религиозный орден как подчиненную религиозную организацию. В соответствии с положениями Закона религиозные организации и аффилированные религиозные организации могут создавать дочерние религиозные организации при соблюдении определенных условий.
Так, Народные комитеты провинциального уровня должны одобрить создание дочерних религиозных организаций с операционными зонами в провинции, а центральное государственное агентство по управлению религиями утверждает создание дочерних религиозных организаций с операционными зонами во многих провинциях. Религиозные организации являются некоммерческими юридическими лицами с момента признания их таковыми компетентными государственными органами. Таким образом, регистрация католического религиозного ордена осуществляется в соответствии с положениями о религиозных организациях.
В настоящее время процесс государственного управления религиозными орденами сосредоточен на двух основных направлениях: управле-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
ние религиозной деятельностью и требование регистрации религиозной деятельности. Это содержание подробно описано и действительно вступило в силу с момента принятия вышеупомянутых Постановления и Закона о вероисповедании и религии.
Регистрация религиозной деятельности — долгий и сложный процесс, который продолжается до сих пор.
Некоторые проблемы с регистрацией католической религиозной деятельности во Вьетнаме
Хотя положения Закона о регистрации религиозной деятельности относительно полны и унифицированы, ряд религиозных общин, присутствующих в настоящее время во Вьетнаме, все же не получают свидетельства о регистрации. Это связано со следующими факторами.
Во-первых, негативные действия со стороны католических религиозных орденов, выраженные в следующем:
1) некоторые религиозные общины не хотят регистрироваться;
2) зарегистрированные в установленном законом порядке религиозные общины имеют незаконно зарегистрированные аффилированные организации.
Так, при проведении регистрации религиозные общины объявляют, что все дочерние учреждения отвечают установленным требованиям, что не всегда соответствует действительности и приводит к конфликтам между религиозным орденом и органами местного самоуправления при подтверждении условий регистрации.
Кроме того, существуют проблемы с регистрацией участков земли, на которых располагались либо располагаются религиозные организации. Зачастую они имеют незаконное происхождение. В связи с этим религиозные общины и органы местного самоуправления не могут договориться о регистрации организаций.
Во-вторых, негативные действия со стороны уполномоченных органов.
Процесс регистрации религиозной деятельности в соответствии с положениями Закона в некоторых населенных пунктах все еще вызывает затруднения, поскольку этот процесс является относительно новым. Некоторые религиозные общины имеют множество филиалов во многих провинциях и городах, поэтому определение организации и деятельности религиозного ордена требует тщательного изучения, в то время как некоторые религиозные деятели не имеют глубокого понимания характеристик организации и деятельности религиозного ордена, а компетентные органы, обладающие полномочиями по регистрации, не оказывают должную консультативную помощь.
Кроме того, в некоторых местах применяются жесткие законы и обременительные процедуры, которые существенным образом затрудняют регистрацию религиозных организаций.
Несмотря на то что в процессе реализации политики, направленной на совершенствование законодательства в сфере религиозной деятельности на территории Вьетнама, существуют определенные проблемы, результаты исследования подтвердили правильность отдельных положений о регистрации религиозного ордена. Об этом свидетельствует и факт того, что религиозные общины, зарегистрированные в установленном порядке, функционируют, активно участвуют в вопросах оказания содействия в области здравоохранения, образования и культуры. Представляется, что для государства открывается новый период стабильных взаимоотношений между правительством и религиозными организациями.
Библиографический список
1. Закон Вьетнама об убеждениях и религиях 2016 г.
2. Постановление об убеждениях и религиях 2004 г.
3. Постановление Правительства Вьетнама № 22/2005/КБ-СР от 01.03.2005, регулирующее ряд статей Указа об убеждениях и религиях.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021