УДК 396.9 (477)
Коханова С. В.
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (20-е гг. XX в.)
В статье прослеживается процесс изменения женского правового и социального статуса в период царской России и советского режима в условиях трансформации общества и перехода к новому государственному строю. Исследуются изменения в правовом, социальном и семейном положении женщины в Советской Украине в 20-е гг. XX в., анализируется привлечение женщин к политической жизни государства.
Ключевые слова: женщины, Февральская революция, правовой статус, общественно-политическая жизнь, Советская Украина, новый государственный строй.
Большинство советских и постсоветских историографических источников констатируют огромные достижения советской власти в решении «женского вопроса», однако при этом обходится стороной вопрос об источниках женской борьбы за улучшение своей жизни. В России женское движение берёт начало в 60-е гг. XIX в. — в эпоху реформ, когда многие девушки из разорившихся дворянских семей пытаются найти работу. Первыми лозунгами российских женщин было требование права на образование и получение работы. Долгие годы (и с переменным успехом) — от разрешения посещать отдельные лекции до самого запрета принимать студенток в университеты и создания Высших женских курсов — женское население отстаивало право на образование. Специфика российского и украинского феминизма состоит в том, что в отличие от большинства западных стран, где женщины явно противопоставляли себя «сильному полу», в России и на Украине женщины и мужчины совместно стремились решить проблемы не столько политического, сколько практиче-
ского значения. За право женщин на образование выступала демократическая интеллигенция, феминистами считали себя учёные Пирогов и Сеченов, критик Михайлов и публицист Чернышевский1. Восторг современников вызывали сёстры милосердия, первые женщины-врачи и учителя, неутомимые благодетельницы, которые создавали родильные дома и приюты. В конце XIX — начале XX вв. только образованные, знатные или богатые женщины могли заниматься благотворительной или культурной работой. Основная масса женщин, особенно сельских, так и оставалась занята домашним хозяйством. Крайним проявлением «равноправия» оставалась чёрная работа в кочегарках, на фабриках, где заработная плата была ниже возможного прожиточного уровня.
Положительным следствием реализации социалистической идеи после октябрьских событий 1917 г. стал подъём на политический, государственный и конституционный уровень проблемы равенства полов, отмена законов, ограничивавших правовой статус женщины, законодательное закрепление равных прав и обязанностей женщин и мужчин, придание этой проблеме международного политического звучания. В царской России женщины смогли добиться некоторых успехов в борьбе за своё равноправие, так что революции осталось законодательно эти достижения закрепить и тем самым формально стереть все различия между полами, но фактически это поставило женщину перед необходимостью нести двойную нагрузку: на работе и дома2.
1 Омельчук М. Жшки в Радянськш Укршш // Жшочий рух в Украшк iсторiя i сучастстъ: М!жнар. наук.-метод. конф. Одеса, жовт. 1994 р.: тез. доп. Кшв, 1994. С. 153.
2 Богачевська-Хомяк М. Бшим по бшому: жшки в громадському житп Укршни, 1884-1939. Кшв, 1995. С. 223.
Руководствуясь учением марксизма-ленинизма о том, что социальное освобождение женщин является частью вопроса о социальном освобождении вообще, и учитывая специфику женского вопроса, коммунистическая партия стремилась повысить политическое сознание женщин, вовлечь их в революционное движение пролетариата, сделать борцами за своё освобождение. Вместе с тем партия учитывала, что без массового участия женщин в революционной борьбе рабочий класс не сможет выполнить свою историческую миссию — завоевать государственную власть и превратить капиталистическое общество в социалистическое. Итак, женщина выступала как один из инструментов революционного движения на территории бывшей Российской империи в целом и Украины — в частности. Повлиять на женскую часть населения было гораздо легче, чем на мужскую, потому что мужчины, в отличие от женщин, были в большей степени удовлетворены своим положением в обществе. Пообещав женщинам равные права и возможности по отношению к мужчинам, большевики сразу получили миллионы сторонников своей идеи всемирной революции.
Результаты работы большевистской партии среди женщин ярко проявились уже в 1917 г. Известно, что Февральская революция началась массовым выступлением петроградских женщин 23 февраля 1917 г. под лозунгом «Хлеба и мира!». Свержение царского самодержавия позволило русским революционеркам вернуться из ссылки и эмиграции и окунуться в революционное движение. На территории Украины ситуация была похожей, и украинские женщины пополнили большевистские ряды. Собрания и митинги женщин на предприятиях, забастовки работниц, женские городские конференции, массовые женские демонстрации с требованием возвращения мужей и сыновей с фронта, хлеба для своих голодных детей — та-
кими были формы массовых выступлений работниц после февральских событий. Под руководством партии большевиков в Харькове, Киеве и других городах создаются Союзы солдаток, которые выдвигали экономические и политические требования3. Накануне Октябрьской революции женщины на своем собрании потребовали, чтобы советы рабочих и солдатских и депутатов взяли власть в свои руки.
Женщины России приняли активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции, в борьбе за установление и укрепление Советской власти. Они действовали как организаторы, бойцы, агитаторы, разведчики, связисты, медсестры. Санитарные отряды в городах состояли из женщин4.
Большевики, на словах предоставив женщине полное равноправие и неограниченные свободы, на самом деле строго ограничили сферу её деятельности. Освободив женщину от опеки мужа и отца, отправили под жёсткий контроль государства и общества. Наименее оплачиваемые и в результате непрестижные профессии оказались почти полностью «женскими». Здравоохранение, образование, культура — всё это стало «бабьим царством». Кроме, разумеется, руководящих постов, куда женщин допускали с большой неохотой и в порядке исключения.
«Равноправным» женщинам необходимо было вовлечение в активную экономическую деятельность наравне с мужчинами. Постоянное внушение идеи о том, что женщина, занятая только домом и хозяйством, — это «содержанка и тунеядка», привело к тому, что неработающая женщина в советском обществе стала таким же раритетом, как и та, что работает — в дореволюционной России.
3 Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1925). М., 1953. С. 655.
4 Сборник документов и постановлений РСФСР. М., 1921. С. 22.
Н. К. Крупская писала: «Раскрепощённая и свободная от старых пут, шагает по утрам равноправно с мужчинами в цехе, лаборатории, на стройки и в учреждения, соперничает с ними умом и даже мышцами, целеустремлённая, активная, передовая, она, следовательно, должна быть и счастливой: ведь нет ни одного занятия, ни мужского подвига, которые остались для неё недосягаемыми»5. Именно так идеологизирует большевистская пропаганда, именно такой должна быть каждая советская женщина без исключения. Навязывание нового образа жизни стало обычной повседневной политикой правящей партии6.
Во властных структурах женщина крайне редко занимала те посты, где, собственно, и принимались основные решения. Для того, чтобы попасть, а тем более удержаться на вершине политического Олимпа и вообще сделать карьеру, женщина должна была, прежде всего, забыть о том, что она женщина. Малейшее проявление женской «слабости» мгновенно фиксировалось и почти никогда не прощалось.
Революция 1917 г. в России ознаменовала коренные изменения во всех областях общественной жизни, в том числе в семейно-брачных отношениях. Женщины были освобождены от социальной, экономической и духовной зависимости, уравнены с мужчинами в политических и общественных правах. Большевики, придя к власти, сразу же приступили к революционным изменениям брачно-семейного законодательства. Для женщин эти изменения были настолько кардинальными, что полностью перевернули традиционное мировоззрение. Уже с первых дней существования Советского государства наряду с историческими декретами, которые закрепляли новые обществен-
5 Крупська Н. К. Жшка — рiвноправний громадянин СРСР / / Збiрка статей i промов. Киш, 1938. С. 35.
6 Козуля О. Жiнки в кторп Укрални. Кив, 1993. С. 115.
ные отношения, появилось и новое брачно-семейное законодательство РСФСР и УССР7.
Законы царской России закрепляли бесправное положение женщины не только в личных, но и в имущественных отношениях. На Украине в соответствии с существующими законами жена находилась в полной зависимости от мужа как главы семьи, а потому он являлся фактическим хозяином имущества жены. Кроме того, средства к существованию добывал, как правило, муж, жена же вела хозяйство и присматривала за детьми. Всё это приводило к имущественному неравенству. Согласно законодательству, для замужних женщин выхода из такого положения вообще не было. Если и существовали формальные основания для развода, то практически его осуществить было почти невозможно вследствие материальной зависимости от мужа и сложности бракоразводного процесса.
Дореволюционные юристы писали, что российский закон допускал развод женщины из таких абсолютных оснований, как: супружеская измена, неспособность к супружеской жизни, безвестное отсутствие и постриг бездетных супругов в монашество. При этом развод даже из таких специфических оснований разрешался в конечной инстанции не светским, а духовным судом.
Как мы видим, дореволюционное семейно-брачное законодательство было отсталым и реакционным. Прогрессивная общественность всегда вела борьбу за раскрепощение женщины. С первых дней существования молодая Российская Республика, а впоследствии и Украинская приступили к реализации одной из своих исторических задач — перестройке на принципиально новых основах семейно-брачных отношений. Появление таких законов, как Декрет «О гражданском браке, детях и о введении
7 Онщенко О. В. Жшки в суспшьно-полиичному жити Украши. 1917 рж. Автореф. дис. ... канд. кт. наук. Киш, 2008. С. 11.
книг актов гражданского состояния» и Декрет «О разводе», ознаменовало появление законодательства нового типа. Прежде всего, декреты отменили действие старого семейного законодательства и провозгласили действие новых принципов в семейно-брачных отношениях, лишив влияния на них религии и церкви.
Декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния» провозгласил брак свободным союзом двух равноправных граждан, связал возникновение взаимных прав и обязанностей супругов только с гражданским браком, т. е. браком, зарегистрированным в органах ЗАГС. Так называемые церковные браки лишались любого юридического значения. Это положение, конечно, не касалось тех браков, которые были заключены до издания указанного декрета согласно действующему ранее законодательству. Декретом был установлен и брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 — для женщин.
Декрет уравнял женщину с мужчиной как в личных неимущественных, так и имущественных отношениях, освободив её от гнетущей власти мужа, а родительскую власть над детьми заменил обязанностью воспитания детей с учетом интересов как самих детей, так и общества в целом. Декрет уравнял внебрачных детей с брачными не только в имущественных, но и личных правах, допуская возможность судебного установления отцовства и взыскании с лица, признанного отцом, алиментов, закрепил принцип моногамии как один из основных принципов семейного права.
Второй акт — Декрет «О разводе» — провозгласил свободу разводов, раскрепостив в этом отношении, прежде всего, женщину. Декрет ликвидировал дореволюционный бракоразводный процесс и установил свободу разводов по просьбе об этом обоих из супругов или хотя бы одного из них. Дела о разводе рассматривались судом. Суд
вызывал обоих супругов или их поверенных. Убедившись в том, что просьба о разводе действительно поступает от обоих супругов или от одного из них, судья принимал решение о расторжении брака и выдавал свидетельство о разводе. Особенно подробно Декрет регламентировал вопрос о судьбе детей при разводе.
Одновременно с постановлением о расторжении брака суд должен был определить, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, в какой степени супруги должны нести расходы по содержанию и воспитанию детей, а так же то, обязан ли бывший супруг и в каком размере нести расходы на содержание бывшей жены.
Положения этих декретов заложили фундамент семейного права, которое далее развивалось с развитием государства. 22 октября 1918 г. был издан первый семейный кодекс — «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР». Этот Кодекс представлял собой первую кодификацию семейного законодательства. Он был вообще первым Кодексом законов, который содержал специальный раздел о недействительности брака и порядке признания брака недействительным. Им предусматривалась раздельность имущества супругов: имущество, которое было приобретено во время брака, было собственностью того из супругов, кто его приобрёл на собственные средства. В этом Кодексе впервые было сформулировано положение о том, что родительские права могли быть осуществлены только в интересах детей. При неправомерном осуществлении этих прав родители могли лишаться родительских прав. Кодекс 1918 г. впервые урегулировал вопросы опеки. Что же касается усыновления, то в Кодексе прямо указывалось, что оно не порождает никаких обязанностей и прав ни для усыновителя, ни для усыновлённого.
Началом активизации женщин в политической жизни стало то, что советская власть сразу после своего установления предоставила женщинам такие же политические права и возможности по отношению к мужчинам. В первые годы нахождения у власти большевики сделали всё для освобождения женщины, для равенства с «сильным полом». Советская власть совершила радикальный переворот в законодательстве, не оставив ничего от предыдущих законов и учреждений, ставивших женщину в зависимость от мужчины. Первые декреты установили равенство политических и гражданских прав, что и расширило возможности женщин в этих сферах8. Но не стоит забывать, что такое уравнение было больше юридическим, нежели фактическим.
Предоставление равных прав женщинам по отношению к мужчинам было сначала просто директивой сверху. Перевод советского законодательства на новые рельсы сначала мало отразился на практике. И не только патриархальные пережитки мешали женщине стать на один правовой уровень с мужчиной. Одним из важных препятствий было несоответствие законодательства судебной системе, которое со временем было устранено. Юридические кружки и секции делегатских собраний проводили определённые лекции и правовые консультации, что в дальнейшем способствовало распространению правовой осведомлённости среди женского населения. Начальный этап политического равенства женщин заключался в принципе «неработающий — не ест». Т. е. тот, кто не работал, не имел политических прав и реальных возможностей.
В протоколе городских женских собраний народных заседателей женщин-делегаток и юридического женского кружка от 20 апреля 1927 г. Кременчуга выделен доклад тов. Склярского на тему «Советский суд и защита женщи-
8 Крупська Н. К. Указ. соч. С. 34.
ны». В этом докладе подчёркивалось предоставление женщине возможности пользоваться всеми предоставленными ей правами, свободно расторгать брак с мужем, указывалось, что дела об алиментах рассматриваются судом вне очереди, деяния, посягающие на честь и достоинство женщины, являются в значительной степени уголовными, повысилась мера наказания за такие действия, как хулиганство и изнасилование. Докладчик подчёркивал, что советский суд стоит на защите женских интересов и сохраняет женщину в судебном процессе как более слабую сторону9.
Осознавая необходимость привлечения женщин к советскому строительству, повышения в их среде авторитета компартии, партийное руководство разработало идеологические и практические подходы к решению этого вопроса. Массовое участие женщин в решении государственных и общественных дел предусматривало «... членство в Коммунистической партии Советского Союза; ... широкое участие в формировании органов власти и управления; ... участие в деятельности Советов народных депутатов и всенародном обсуждении проектов важнейших законов, внесение предложений, направленных на улучшение деятельности всех органов государственной власти»10.
В феврале 1920 г. В. И. Ленин указывал, что для того, чтобы женщина-работница достигла равноправия не только по закону, но и в жизни, она должна больше участвовать в управлении общественными предприятиями и в управлении государством. Также Ленин указывал на то, что дело советской власти будет завершено только тогда, когда в нём примут участие миллионы работающих женщин11.
9 Государственный архив Полтавской области (далее — ГАПО). Ф. 5(П). Оп. 1. Д. 50. Л. 46.
10 Кириллова М. В. Участие советских женщин в управлении обществом. Киев, 1984. С. 5.
11 См.: Куйбышева М. Иди на выборы в совет! // Крестьянка. 1924. № 15. С. 2.
Одним из основных аргументов большевистской идеологии в женском вопросе были равные возможности для мужчин и женщин в сфере управления государством. Состоятельные женщины лишались избирательного права; также права быть избранными лишались лица, жившие на нетрудовые доходы, а именно прибыли с предприятий, и поместий, частные торговцы, коммерческие посредники. К такой категории относились также лица, признанные сумасшедшими, лица, находившиеся под опекой, лица, осуждённые за корыстные и позорные поступки (ст. 21 Конституции Украинской ССР 1919 г.). Таким образом, пролетарский вариант женского равноправия сразу же исключил из сферы своих объектов значительную часть женского населения.
Практическое воплощение идеи равного участия женщин в управленческой сфере в 1920-е гг. осуществлялось путем создания при партийных органах отделов по работе среди женщин. Перед этими отделами, что были неотъемлемой частью партийных структур, была установлена задача «будить широкие массы женщин, связывать их с партией, удерживать под её влиянием»12.
Впрочем, большевикам не удалось за короткое время сломать общественное сознание, и подавляющее большинство мужского населения продолжало считать женщину существом асоциальным, неспособным к самостоятельному мышлению и деятельности. Об этом свидетельствуют и архивные материалы, которые показывают, что женщины очень медленно принимали на себя новые общественные роли, не желали участвовать в политической
12 Земзюлта Н. I. Шляхи co^ani3a^i' жшок в Радянськш Украш 20-30-х рр. XX ст. // Актуальт проблеми icTopii Укра'ни, Pocii та кра'н бвропи (1917р. — початок XXI ст.). URL: http://www.nbuv.gov.ua/ portal/Soc_Gum/Gich/2009_3/GCN4p324-329.pdf (дата обращения: 13.05.2014).
и общественной работе. Труднее всего было работать активисткам на селе, где мужчины просто не отпускали своих жён на те или иные мероприятия. По этой причине в первые годы после революции волостные съезды крестьян и крестьянок проводились отдельно. В выводах по перевыборам советов Баляснивского района (приняты на заседании Полтавского Райпарткома) 1926 г. отмечалось, что мужская часть избирателей выступала против избрания женщин, мотивируя это тем, что женщина не может работать в Сельском совете. При том, что женщины составляли 52,7 % всех избирателей, в советах их было 35,6 %13.
Многовековая традиция зависимости от мужчин приучила украинскую женщину, особенно крестьянку, к социальной пассивности. Над женщиной и над всем обществом тяготело осознание того, что управление — это обязанность и привилегия мужчины. При выдвижении женщины в сельсовет ей устраивали своеобразные экзамены на «социальную зрелость», и малейшая ошибка заканчивалась выводом, что женщина не способна выполнять мужскую работу.
С целью повышения правовой и управленческой квалификации женщин для них проводились консультации путём постановки докладов и лекций как юридических консулатов, так и осведомлённых делегаток14.
Активность женщин в избирательном процессе постепенно росла, особенно в отношении пассивного избирательного права. То есть на выборы женщины шли, а вот продвигать свою кандидатуру не желали или просто не могли по ряду причин. Например, в докладе Полтавского окружного исполнительного комитета о состоянии работы среди женщин в Советах отмечалось, что явка на выборы советов женщин в 1926/1927 г. составила 31,4 %, а в 1928/
13 ГАПО. Ф. 4(П). Оп. 1. Д. 33. Л. 128-131.
14 ГАПО. Ф. 4(п). Оп. 1. Д. 31. Л. 13.
1929 г. — 39,3 % от общего количества избирателей. В это же время в Полтавском округе среди женщин были избраны 20 председателей сельсоветов, 47 заместителей сельсоветов, 73 председателей комиссий, 77 членов Президиума сельсоветов, 1 председатель Ревкомиссий15.
Итак, целый ряд изменений советского законодательства был направлен на вовлечение женщин в экономическую жизнь государства, их уравнивание с мужчинами не только в правах, но и обязанностях, что стало важным шагом к новому закрепощению, но уже не правовому, а трудовому.
Принятие нового советского законодательства и дальнейшие его изменения устранили формальные препятствия для достижения равноправия, которые стояли на пути украинок многих поколений, улучшив их правовое положение, создав условия для профессионального роста и получения образования, политической и общественной активности, бытового и семейного раскрепощения. Были воплощены в жизнь идеи Римского права о равенстве женщины и её независимости. Но не всегда создание формальных законов означало их воплощение в жизнь. Понятие свободы и эмансипации в Советской Украине, как и во всём СССР, трактовалось иначе, чем на Западе. Женщина в УССР была свободной, но при условии, что будет отдана под контроль советскому режиму16.
Источники
ГАПО. Ф. 4(П). Оп. 1. Д. 33. ГАПО. Ф. 5(п). Оп. 1. Д. 31. ГАПО. Ф. 5(п). Оп. 1. Д. 50. ГАПО. Ф-Р-363. Оп.1. Д. 619.
15 ГАПО. Ф-Р-363. Оп. 1. Д. 619. Л. 118.
16 Жiночi студи в Укршт: жшка в кстори та сьогодент / Пщ ред. Л. О. Смоляр. Одеса, 1999. С. 224.
Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1925). М., 1953.
Сборник документов и постановлений РСФСР. Государственное издательство. М., 1921.
Крупська Н. К. Жшка — рiвноправний громадянин СРСР / / Збiрка статей i промов. Кшв, 1938.
Куйбышева М. Иди на выборы в совет! / / Крестьянка. 1924. № 15. С. 2-3.
Литература
Богачевська-Хомяк М. Бтим по бтому: жшки в громадсь-кому житп Украши, 1884-1939. Кшв, 1995.
Жiночi студи в Украшк жшка в шгори та сьогоденш / П1д ред. Л. О. Смоляр. Одеса, 1999.
Земзюлта Н. I. Шляхи сощалiзащi жшок в Радянськш Украiнi 20-30-х рр. XX ст. / / Актуальш проблеми шгори Украiни, Росп та краш Свропи (1917р. — початок XXI ст.). URL: http://www.nbuv.gov.ua/ por-tal/ Soc_Gum/ Gich/2009_3/GCN4p324-329.pdf (дата обращения: 13.05.2014).
Кириллова М. В. Участие советских женщин в управлении обществом. Киев, 1984.
Козуля О. Жшки в шгори Украши. Кшв, 1993.
Омельчук М. Жшки в Радянськш Укра5ш / / Жшочий рух в Укра5ш: iсторiя i сучастсть: М1жнар. наук.-метод. конф. Одеса, жовт. 1994 р.: тез. доп. Кшв, 1994. С. 153-154.
Онщенко О. В. Жшки в сусптьно-полггичному житп Украши. 1917 рж. Автореф. дис. ... канд. ier. наук. Кшв, 2008.
Elena A. Kokhanova The Status of Women in the Soviet Ukraine in the Transformation of Soviet Society (in the 20s of XX century)
The article studies the question of changes in the legal, social, and marital status of women in the Soviet Ukraine in the 20s of
XX century, analyzes the involvement of women in the political life of the state. The process of changing women's legal and social status between the tsarist Russia and the Soviet regime is traced in the transformation of society and transition to a new political system.
Key words: women, the February revolution, legal status, social and political life, the Soviet Ukraine, new political system.