Научная статья на тему 'Положение в экономике и политике Болгарии после вступления в Евросоюз. (обзор)'

Положение в экономике и политике Болгарии после вступления в Евросоюз. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1612
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение в экономике и политике Болгарии после вступления в Евросоюз. (обзор)»

Л.М. Светлорусова

Положение в экономике и политике Болгарии после вступления в Евросоюз. (Обзор)

В конце 90-х годов XX в. Болгария изменила свою ориентацию - как политическую, так и экономическую - с России на Евросоюз. Предстоящее вступление в Евросоюз трактовалось болгарским обществом как способ модернизации страны, как возможность включиться в интеграционные процессы, охватившие современную Европу, как способ обеспечения безопасности страны в новых условиях. Членство страны в НАТО болгарские политики также рассматривали как один из аспектов интеграции с ЕС.

К обстоятельствам, ускорившим системную трансформацию Болгарии, относится внешний фактор, которым стал валютный кризис, разразившийся в стране. К 1989 г. ее внешний долг превышал 10 млрд. долл. Ситуацию ухудшило то обстоятельство, что болгарское правительство попросило об отсрочке выплат по долгам; это было негативно воспринято западными кредиторами и привело к финансовой изоляции Болгарии, отказу почти всех крупных банков давать кредиты (13, с. 351352). Расширению контактов Болгарии с Европой также долгое время препятствовала государственная монополия на внешнеторговую деятельность, отмененная лишь в 1990 г.

За период 1989-1991 гг. в Болгарии сменилось три правительства. Материалы открытых государственных архивов показывают, что главным проводником идеи интеграции Болгарии в Европу в это время был Совет министров Болгарии (13, с. 353).

142

Новый этап во взаимоотношениях Болгарии с другими европейскими странами связан с подписанием 8 мая 1990 г. в Брюсселе Договора о торговом и экономическом сотрудничестве между Европейским сообществом и Болгарией. Этот договор имел как экономическое, так и политическое значение для развития процессов интеграции Болгарии с объединенной Европой. Он позволил начать наверстывать упущенные Болгарией возможности (по сравнению с другими восточноевропейскими странами) в торгово-экономической сфере. Европейское сообщество оказалось напрямую связано с ходом радикальных изменений в Болгарии, «получив рычаги и механизмы воздействия на них», через публикацию в своих печатных органах оценок глубины и степени проводимых в стране реформ (13, с. 358). В 1990 г. Болгария получила из Европы 25 млн. экю по специальной программе, направленной на содействие некоторым приоритетным областям развития, таким как сельское хозяйство, медицина, охрана окружающей среды (13, с.359). Оценивая политику, проводимую европейскими эмиссарами в этот период, болгарский исследователь И. Марчева отмечает, что они стремились содействовать не столько восстановлению и развитию государства, сколько «изучить возможности Болгарии выплачивать долги по полученным кредитам в будущем с минимальным финансовым риском» (13, с. 359) .

Взаимоотношения Болгарии с ЕС в 1990-е годы полностью зависели от оценок, даваемых западными политиками проводимым в стране реформам. Данные оценки показывают, что в Болгарии они отставали от реформ, осуществлявшихся странами Вышеградской тройки (Польша, Венгрия, Чехословакия). К тому же имидж Болгарии пострадал в глазах европейцев от того, что на первых свободных выборах в парламент в июне 1990 г. абсолютное большинство получили бывшие коммунисты. Тем не менее в конце 1991 г. европейцы вновь выделили Болгарии финансовую помощь - 140 млн. экю на реструктурирование экономики, приватизацию промышленных предприятий, модернизацию сельского хозяйства и проведение аграрной реформы (13, с. 359-360). В эти годы Болгария стремилась попасть в число стран, проводивших изменения, соответствовавшие западным критериям. ЕС выдвинул унифицированные требования для стран, желавших присоединиться к нему. Предварительные переговоры об ассоциации таких стран, как Бол-

143

гария и Румыния, подразумевали положительный результат только при условии выполнения ими ряда условий, в том числе политических. Имелось в виду, что страны-претенденты должны доказать, что они строят правовые государства, уважают права человека, имеют функционирующую многопартийную систему, проводят свободные и честные выборы, а также выполняют главное требование -в этих странах должна работать рыночная экономика (13, с. 361).

В этой связи следует отметить, что, несмотря на декларируемую в Болгарии с 1990-х годов приверженность рыночной экономике, этот курс не всегда выполнялся. Так, в 1997 г. Болгария пережила кризис, вызванный деятельностью социалистического правительства. Оно пробовало осуществить совершенно неприемлемую, по словам болгарского политолога, председателя Центра либеральных исследований И. Крастева, политику, изобретя «третий путь развития между шоковой терапией по-польски и замораживанием по-белорусски», когда субсидировались государственные предприятия, не имевшие рынков сбыта для своей продукции» (4, с. 1). Если до 1997 г. болгарское общество делилось на тех, кто вслед за социалистами (бывшими коммунистами) ориентировался на Россию, и проевропейски настроенных граждан, то после 1997 г. обществу стало понятно, что иного выхода, кроме сближения с ЕС, не существует. Подобное изменение общественного настроения способствовало одобрению болгарами вступления их страны в НАТО (2004) и активизировало ведение болгарскими политиками переговоров между Болгарией и ЕС (4, с. 1).

В декабре 1995 г. Болгария подала заявку на членство в ЕС и стала предпринимать шаги в целях достижения европейских стандартов. Заявку сопровождал меморандум болгарского правительства, в котором отмечалось, что «членство Болгарии в Европейском союзе является стратегической целью, выражающей национальные интересы государства (12, с.2). В марте 1998 г. в стране была принята «Национальная стратегия по присоединению Болгарии к ЕС». В этом документе указывалось, что «стратегическая цель Болгарии -членство в ЕС - пользуется широкой поддержкой политических сил и общества» и что «для сегодняшней Болгарии эта цель не имеет альтернативы» (12, с. 3). Переговоры о присоединении Болгарии к ЕС начались в марте 2000 г. В докладе Европейской комиссии в ноябре 2001 г. отмечалось, что Болгария «близка к достиже-144

нию функционирующей рыночной экономики» (12, с. 4). Таким образом, на этот момент рыночная экономика в стране еще не работала. Впрочем, накануне вступления Болгарии в ЕС в 2006 г. все еще не был завершен переход к рыночной экономике, но движение в этом направлении уже стало необратимым (1, с. 9).

Переговоры о вступлении Болгарии в Евросоюз были закончены летом 2004 г., их результаты отражены в Договоре о присоединении, подписанном в апреле 2005 г. С этого времени Евроко-миссия вела наблюдение за подготовкой Болгарии к членству в ЕС. В середине 2006 г. Олли Рен, комиссар по расширению ЕС, и Жозе Мануэль Баррозу, председатель Еврокомиссии, побывали в Софии. Они представили правительству Болгарии доклад, где была дана оценка уровню подготовки страны ко вступлению в ЕС (Евроко-миссия приняла его 16 мая 2006 г.) (13). В этом докладе отмечалось, что предполагаемая дата присоединения страны к ЕС (1 января 2007 г.) является вполне достижимой. Однако Болгарии необходимо «умножить усилия, прежде всего в деле реформирования судебной системы страны и в борьбе с коррупцией» (3). Независимая и эффективная судебная система расценивалась как «гарантия успешного членства в ЕС, так как существование ЕС зиждется на уважении закона» (3). Еврокомиссия также связала вступление Болгарии в Союз с «достижением недвусмысленных результатов в борьбе с коррупцией, с наличием реальных результатов расследования деятельности организованной преступности» (3).

Положительным результатом предпринимаемых Болгарией усилий по выполнению требований со стороны Евросоюза стало сокращение в 2006 г. числа различных областей деятельности, в которых необходимо было устранить недостатки, с 16 до 6. Этот факт был воспринят Еврокомиссией как доказательство способности Болгарии справиться со стоящими перед ней задачами (3).

Еще одной областью, в которой Болгарии было предложено провести дополнительную работу, стала сфера ядерной энергетики, где для обеспечения безопасности предстояло закрыть третий и четвертый реакторы атомной электростанции «Козлодуй». К такому решению Европарламент пришел в конце ноября 2006 г. после проведенного голосования, на котором голоса распределились почти пополам (269 голосов за закрытие и 264 голоса - против) (9). Ранее комиссия Европарламента по внешней политике предпола-

145

гала использовать гибкий подход в этом вопросе: отложить закрытие реакторов на восемь месяцев, до августа 2007 г., и одновременно провести проверку их безопасности. По мнению Джефри Ван Ордена, докладчика в Европарламенте по Болгарии, решение о закрытии третьего и четвертого блоков АЭС «Козлодуй» свидетельствует о сильных позициях антиядерного лобби в Европе. На реализацию принятых решений на период 2007-2008 гг. Евро-парламент предполагает выделить Болгарии 210 млн. евро (9).

Для Болгарии вступление в ЕС оказалось связанным с рядом торговых ограничений. Накануне вступления страны в Евросоюз Еврокомиссия резко снизила доступ болгарских производителей молочных и мясных продуктов на европейский рынок с 1 января 2007 г., сохранив право на вывоз продукции в Европу только тем фирмам, которые получили лицензии из Брюсселя. Сто болгарских компаний не были допущены на рынок ЕС в связи с обнаруженными нарушениями в переработке продукции (7). Для остальных болгарских предприятий был введен переходный период сроком на один год, в течение которого они будут проверены Европейской службой по продуктам и ветеринарным вопросам (БУО). Для получения разрешения на экспорт продукции в страны ЕС болгарские компании должны будут доказать, что их товары соответствуют критериям качества, предъявляемыми в ЕС. Данное решение Евро-комиссии отнимает на один год права у болгарских фирм, уже полученные ими от Национальной ветеринарно-медицинской службы Болгарии (МВМС). Сама эта служба лишается возможности выдавать впредь евролицензии для болгарских предприятий (8). Данные санкции оказались гораздо более суровыми, чем ожидали болгарские производители, они затронули не только болгарский экспорт, но и бизнес-деятельность на внутреннем рынке. Ситуация осложняется тем, что с 1 января 2007 г. в Болгарии перестал действовать разрешительный режим для европейской пищевой продукции, которая будет теперь ввозиться в страну без пограничной проверки (7). В ответ на санкции ЕС пресс-центр Министерства земледелия Болгарии распространил заявление министра Нихата Кабила. В нем отмечалось, что на европейский рынок попали те болгарские предприятия, которые уже осуществили модернизацию. Остальным фирмам необходимо продолжить работу в этом направлении (7). 146

Вступление в ЕС вызывает определенную напряженность у болгарских производителей табака. Ограничения на ввоз табачных изделий из Болгарии в конце 2006 г. наложила Великобритания. С 1 января 2007 г. по требованию министра финансов Великобритании каждый турист, приезжающий из Болгарии, имеет право на ввоз 200 сигарет, а за остальные он должен будет заплатить налог. Для сравнения, гражданам Евросоюза разрешается ввозить 3200 сигарет (19). В Великобритании сигареты дороже, чем в других странах Евросоюза, и введенная санкция связана с опасениями по поводу роста контрабанды после расширения ЕС. Нихат Кабил, выступая на одном семинаре, отметил, что «табак в Болгарии будут выращивать до тех пор, пока будет существовать рынок табака» (14). Однако помощь производителям табака со стороны государства в течение предстоящих трех лет будет постепенно сокращаться -на это получено согласие Еврокомиссии. Сегодня государство выделяет табачному сектору 125 млн. левов, и эта сумма не может быть увеличена в будущем (14).

В процессе подготовки к вступлению в ЕС Министерство земледелия Болгарии проделало определенную работу, выполняя требования Союза и рассчитывая получить в дальнейшем евросуб-сидии (17). Были созданы специальные структуры, проведена идентификация земельных участков в стране. По мнению премьер-министра Болгарии Сергея Станишева, положительные перемены от членства в ЕС одними из первых почувствуют именно болгарские производители сельскохозяйственной продукции (3).

Вступление Болгарии в ЕС предполагает совершенствование и модернизацию многих отраслей, в том числе тех, которые готовят научно-технические кадры. В 2006 г. в Болгарии была разработана новая национальная программа развития в области школьного образования на будущие десять лет. Предстоит также создание национальной программы для высшего образования. Высшее образование в Болгарии, так же как и в других европейских странах, почти полностью зависит от государственного бюджета. В Европе на высшее образование выделяется от 1 до 1,2 % ВВП, а в Болгарии -0,8-0,9 % ВВП (11). В Европе на одного студента тратят 8600 евро, а в Болгарии - 800 евро (для сравнения в США - 20 тыс. евро) (11). В Болгарии работает 51 вуз, большинство из которых финансируется из государственного бюджета. Происходит старение вузовских кад-

147

ров, в стране нет доцентов моложе 40 лет, профессоров моложе 50 лет. Болгарские вузы крайне изолированы от окружающего мира, считает М. Лилова. Общее собрание избирает ректора, а председатель общего собрания подписывает трудовой договор с ним, «поэтому трудно реформировать высшую школу, так как ректор зависит от людей, чьи интересы он может затронуть» (11). Если вузы будут получать помощь от частных фондов, то те, кто оказывает поддержку, должны участвовать в принятии решений о работе данного вуза, полагает М. Лилова. Даниэль Вылчев, министр образования и науки Болгарии, считает, что проводимые изменения пока «осуществляются несколько стихийно, без публичного обсуждения» (11).

В последнее время присоединение Болгарии к ЕС рассматривается болгарскими политологами и исследователями как «средство для целостной трансформации общества» и «как неизбежно длительный процесс», который потребует усилий со стороны общества после 1 января 2007 г. (6, с. 356). Все политические силы Болгарии декларируют проевропейскую ориентацию в своих предвыборных программах. Однако в какой степени политические партии понимают, что выбранное направление общественного развития предполагает структурные изменения в обществе? На этот вопрос болгарский социолог С. Георгиева дает следующий ответ: у политических партий Болгарии сегодня отсутствует продуманное отношение к интеграции, к тому, как европейские ценности будут реализовываться в разных сферах социально-экономического развития страны (6, с. 364).

Болгарский литературовед и культуролог, редактор газеты «Литературен вестник» Б. Пенчев отмечает, что «вступление Болгарии в ЕС происходит при полном отсутствии обсуждения того, что такое Европа» (16). По его мнению, болгарские СМИ заигрывают, с одной стороны, с элитой, а с другой - с народом, натерпевшимся за последние десятилетия проводимых реформ, «внушая, что "добрая" элита приведет народ в места обетованные» (16). Но, как подчеркивает Б. Пенчев, членство в Евросоюзе является не «волшебным способом решения проблем, а, напротив, клубком проблем, решение которых не происходит автоматически» (16).

Еврокомиссия проводила в последние годы регулярные проверки хода выполнения Болгарией поставленных перед ней задач, публикуя результаты проверок в специальных докладах. Накануне 148

подготовки европейцами одного из последних докладов политические партии Болгарии, представляющие правящую коалицию (БСП, НДСВ, ДПС), провели заседание политического совета. На нем «было продемонстрировано единомыслие в отношении достижения общей цели - полноправного членства Болгарии в ЕС с 1 января 2007 г.» (2). Перед принятием решения о приеме Болгарии в Евросоюз премьер-министр Болгарии С. Станишев в одном из интервью отметил, что вступление в ЕС является «не только констатацией необратимости протекающих в стране процессов, но и подтверждением готовности Болгарии взять на себя и выполнить обязательства в качестве полноправного члена содружества. Членство в Евросоюзе - это своеобразный знак качества» (3). В течение первых трех лет пребывания в ЕС Болгарии будет выделено 4 млрд. 350 млн. евро (18). Страна будет поставлена под строгий контроль со стороны Евросоюза через механизмы по осуществлению сотрудничества и проверке допускаемых недочетов (18).

Чего же ожидают болгарские граждане от реализации стратегической задачи развития своей страны? Болгарский политолог И. Крастев считает, что свои надежды болгары связывают с тем, что в стране наконец наступит экономическая и политическая стабильность, что их жизнь станет более предсказуемой. Они рассчитывают на увеличение доходов, на повышение уровня личной безопасности, хотя некоторые опасаются, что вступление в ЕС приведет к росту цен при сохранении существующих зарплат (4; 18). Концентрация национальных усилий на задаче вступления в ЕС превратила Евросоюз в своего рода полюс притяжения для болгар. «Болгарские граждане в основном отдают должное той роли, которую ЕС сыграл в модернизации страны в течение последних нескольких лет» (10). Евросоюз, по словам И. Крастева, болгары воспринимают, с одной стороны, как инструмент глобализации, а с другой - как защиту от чрезмерной глобализации (4).

Какие настроения станут преобладающими у болгар в качестве членов ЕС, покажет будущее. Пока же имеются данные исследования о европейских ценностях, проведенного за шесть лет до вступления в Евросоюз - в 2001 г. Они показывают, что в то время болгары относились к числу наиболее ксенофобски настроенных народов. Так, на вопрос: «Готовы ли вы жить рядом с иностранцем или иностранным рабочим как с соседом?» - каждый четвертый

149

болгарин ответил, что он «предпочел бы не иметь иностранцев в качестве соседей» (5, с. 263).

Последние десятилетия, полные политических катаклизмов, привели к тому, что «граждане страны практически совсем не доверяют существующим политическим партиям и национальному парламенту» (4). Двое из трех болгар не верят в правосудие у себя на родине. Болгары рассчитывают, что вступление в ЕС приведет к контролю за местными элитами со стороны Брюсселя. Но через 510 лет ситуация, считает И. Крастев, может измениться, и болгары из оптимистов могут превратиться в скептиков (4). Это произойдет, если ЕС станет союзником элит (10).

Оценивая модель европейского развития, И. Крастев заметил, что ее привлекательность для болгар объясняется тем, что, если США, призывая к демократии, требовали: «Будьте как мы», то Европа говорила: «Будьте одними из нас» (10). Премьер-министр Болгарии С. Станишев, подводя итоги многолетним попыткам своей страны добиться приема в ЕС, отметил, что Болгария, выполняя требования со стороны Еврокомиссии, не просто отчитывается перед еврокомиссарами, а делает вклад в улучшение жизни своих граждан. «Мы учитываем критерии, которые доказали, что могут сделать любое общество, любое государство более организованным, более надежным, более дружелюбным для своих граждан» (3). Став членом ЕС, Болгария продолжит работать над интеграцией болгарской экономики в европейскую, а также над «применением европейской социальной модели» (3).

Европейскую модель развития болгары воспринимают как возможность сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, «как поиск сбалансированного компромисса между интересами общества, труда и капитала» (1, с. 8). По замечанию известного экономиста, члена-корреспондента Болгарской академии наук И. Ангелова, «не может общество, конкурентоспособное на протяжении длительного времени, не быть справедливым» (1, с. 8). При этом справедливое общество И. Ангелов трактует как «общество с умеренным доходным и имущественным расслоением, которое дает равные шансы всем, создавая мотивацию для предпринимательской деятельности и научно-технического творчества, не допускает социальной поляризации и не нарушает социальную стабильность и этническое спокойствие» (1, с. 8). 150

В болгарской литературе высказываются опасения в связи с проблемами, которые могут возникнуть в будущем перед государством. В процессе объединения Европы в одно политическое целое сможет ли сохраниться национальное своеобразие ее составных частей? Исчерпана ли роль национального государства, что произойдет в будущем - его отмирание или его трансформация? Болгарские ученые признают, что в настоящее время существуют «трудности, которые испытывает национальное государство при управлении различными процессами, когда налицо все усиливающаяся его бюрократизация и неэффективность. Именно поэтому государство делегирует ряд своих функций наднациональным институтам» (21, с. 148) .

Процесс евроинтеграции, считают болгарские исследователи, ставит серьезные вопросы. Например, станет ли ЕС федерацией, ведь в последние десятилетия в мире проявляется скорее тенденция к распаду образований подобного рода (распад СССР, Югославии, Чехословакии)? Превратится ли ЕС в политический субъект, уравновешивающий сложившуюся сегодня американскую гегемонию, став ее альтернативой? Сохранится ли социально-экономическая европейская модель, которая, в отличие от американской, характеризуется большей ролью национального государства в экономике, более высоким уровнем социальной ориентированности экономики? В наши дни наступает эпоха постмодернизма, знаменующаяся глобализацией. Некоторые болгарские исследователи высказывают опасение, что «сегодняшняя версия экономической глобализации ущемляет национальный суверенитет, навязывая процессы «маркетизации всех и вся» (21, с. 149). М. Мизов считает, что преклонение перед рынком ведет к дискредитации демократического и социально-культурного начал. Учитывая перечисленные проблемы, И. Цакова задается вопросом, останется ли европейская экономическая гравитация достаточно сильной, чтобы навсегда удержать Болгарию в европейской орбите, или траектория Болгарии будет нестабильной (21, с. 151).

Проблемы развития нации, национального государства были актуальны для болгар на протяжении нескольких веков и связаны в первую очередь с взаимоотношениями с Турцией. И сегодня, вступая в Евросоюз, болгары вновь поднимают нерешенные вопросы исторического прошлого Балкан. Государственное собрание Бол-

151

гарии выступило в декабре 2006 г. с обращением к ЕС о прекращении переговоров о вступлении Турции в ЕС (16). Поводом стала имущественная проблема. В начале ХХ в. в результате войн, этнических и религиозных конфликтов около 350 тыс. фракийских болгар стали беженцами. Многие из них были выгнаны со своих мест проживания и лишены имущества, оцениваемого на сумму 5 млрд. долл. 18 октября 1925 г. между Болгарией и Турцией был подписан Ангорский договор, по которому Турция признала права собственности болгар, изгнанных из Одринской Фракии. Однако до сих пор болгарские собственники не получили компенсации за утраченное имущество. Решение именно этой проблемы должно повлиять на вступление Турции в ЕС, считают многие болгары (20).

Вступая в Евросоюз, Болгария, по оценке И. Ангелова, остается не подготовленной к равноправному членству в нем. Однако, по его мнению, только став членом ЕС, Болгария окажется в более благоприятных условиях для «догоняющего развития», и с этой точки зрения у Болгарии нет альтернативы. Именно вступление в ЕС и движение по пути «догоняющего развития» в наибольшей степени отвечают национальным интересам страны в настоящее время (1, с. 3). В качестве члена ЕС Болгария будет в меньшей степени уязвима для внешних потрясений. В Болгарии будет использоваться европейское законодательство. «Мы станем применять у себя порядок, правила, организацию и дисциплину, принятые в Европе, для того чтобы в нашей экономике и обществе стало больше порядка, законности и дисциплины» (1, с. 7-8). Подобного рода пользу для страны И. Ангелов считает более значимой и «более важной, чем безвозмездная финансовая помощь со стороны ЕС» (1, с. 8).

На период 2007-2013 гг. предполагается выделение Болгарии 11 млрд. евро из европейских фондов (1, с. 9). Около 2 млрд. евро будут потрачены на членский взнос Болгарии в ЕС. В распоряжении болгар останутся 9 млрд. евро, за которыми, по словам И. Анге-лова, «стоят не только денежные знаки, но научно-технический, управленческий, институциональный, организационный и другой экспертный опыт, которого нет у Болгарии» (1, с. 9).

По оценке Европейского банка (май 2006 г.), Болгария относится к странам с наиболее слаборазвитой экономикой среди стран Центральной и Восточной Европы (1, с. 23). Надежды болгарского общества на скорейшую модернизацию страны сталкиваются с су-152

ровой действительностью. Так, если рост производительности труда в Болгарии в будущем продолжит соответствовать темпам 20012005 гг., то стране потребуется 150-200 лет, чтобы приблизиться к средней производительности труда в ЕС (1, с. 17). Проблемы экономического развития страны вышли в последние годы в разряд первостепенных. Однако, по мнению И. Ангелова, в проводимой экономической политике произошла «подмена целей средствами» (1, с. 23). Улучшение жизни людей не входит в число ее приоритетов. Например, министр финансов Болгарии заявил публично, что «финансовая стабильность является главной экономической целью болгарского государства» (цит. по: 1, с. 23).

Стоящие перед Болгарией проблемы не могут быть разрешены быстро, они потребуют длительных усилий по проведению структурной, технологической модернизации, активной инновационной политики и др. (1, с. 25). Но помимо этого стоят не менее важные проблемы, относящиеся к национальной психологии. На протяжении веков, отмечает И. Ангелов, в Болгарии не уважали закон, порядок и дисциплину (1, с. 28). «Быстрые изменения в национальной психологии, к сожалению, невозможны» (1, с. 28). И. Ангелов возлагает надежды на то, что Еврокомиссия, осуществляя пристальный контроль за развитием Болгарии, отчасти сможет ускорить этот процесс. И хотя «усиленное наблюдение за Болгарией может затрагивать некоторые чувствительные национальные струны, объективно оно полезно для нашего будущего развития» (1, с. 30). Размышляя об экономической отсталости Болгарии и принимая во внимание как внешние, так и внутренние факторы, И. Ангелов полагает, что решающими причинами отсталости все же являются внутренние проблемы (1, с. 29).

Движение Болгарии по пути «догоняющего экономического развития» проходит, по словам И. Ангелова, «по границе между возможным и невозможным и предполагает полную мобилизацию национальной энергии на протяжении многих лет» (1, с. 29). Вклад ЕС в развитие Болгарии И. Ангелов призывает оценивать трезво. «Стабильная и успешная Болгария является более предпочтительным партнером по сравнению с партнером, раздираемым внутренними конфликтами, страной с доминирующими преступными группировками» (1, с. 30). Усилия, предпринимаемые ЕС, улучшат жизнь в Болгарии, и «не столь важно, что это будет привнесено из-

153

вне» (1, с. 31). Столь же трезво стоит подходить и к произошедшим в последние годы переменам. «Многие изменения у нас произошли в результате давления Европейской комиссии в процессе предварительных переговоров, часто при сопротивлении болгарских властей и заинтересованных местных преступных групп. Без этого внешнего натиска реформы в стране не были бы осуществлены, в том числе и в судебной системе» (1, с. 31).

Давая оценку общественным настроениям накануне вступления Болгарии в ЕС, И. Ангелов отмечает, что «преобладают наивные ожидания того, что Евросоюз подарит нам счастливую жизнь, без изменений в нашей жизни и труде, без усилий с нашей стороны» (1, с. 31). Подобный «наивный еврооптимизм», сопровождавшийся «насаждением евроиллюзий» на протяжении многих лет, может «перерасти в агрессивный европессимизм в ближайшие годы» (1, с. 31) .

Сложность развития Болгарии в ближайшем будущем усугубляется неподготовленностью болгарских граждан, бизнес-сообщества и государственных институтов «к встрече с суровыми экономическими и социальными вызовами, которые принесет интеграция в годы, наступающие сразу после присоединения к ЕС» (1, с. 31). Опыт других стран, вступивших в Союз, показывает, что из предоставляемых европейцами средств в первые годы после присоединения осваиваются около 20-30% (1, с. 30). Зная это, болгарские власти, однако, не предпринимают масштабных и радикальных мер для того, чтобы не потерять несколько миллиардов евро.

К серьезным проблемам, стоящим перед евросообществом, И. Вагова относит проблему культуры. Это связано с тем, что «не существует общего европейского сознания», которое могло бы противостоять национальному сознанию в национальном государстве или поддерживать экономические и правовые основы Евросоюза. Более того, те культурные маркеры, которые объединяют и сплачивают нацию, определяя ее идентичность (общий язык, история, память, религия), пожалуй, европейцев в большей степени разделяют, чем сплачивают (5, с. 269). Рассматривая процессы еврообъе-динения как попытку очередной унификации, И. Вагова ставит вопрос, какая культура станет официальной, а какая подчиненной. Таким образом, считает болгарский исследователь, проблемы идентичности и культуры становятся неотъемлемой частью про-154

блем власти. Вырисовывающаяся тенденция выводит проблему культуры и культурной политики из периферии в центр проблематики европейской интеграции, а «сама европейская интеграция превращается из экономического и политического проекта в культурный» (5, с. 259). В связи с этим сегодня остро стоят вопросы о разнообразии и его сохранении для противостояния унификации, которая следует за объединением, считает И. Вагова (5, с. 263-264).

Премьер-министр Болгарии С. Станишев полагает, что вступление Болгарии в ЕС принесет большую пользу для развития болгарской культуры, так как ей будет оказана финансовая помощь. Цель подобного финансирования со стороны Европы болгарский политик объясняет тем, что в культуре европейцы видят своеобразного «сторонника» для поддержки проводимой реорганизации разнообразной деятельности в Болгарии. Если культура гарантирует подобную поддержку, «то ей будет обеспечен доступ к финансовым фондам» (4, с. 6). С. Станишев предлагает перестать смотреть на культуру «как на сферу, только потребляющую средства», «надо раскрыть ее потенциал как фактора устойчивого развития, экономического прогресса, социального сближения, политической стабильности и мирного сосуществования» (3, с. 6).

Список литературы

1. Ангелов И. Силни и слаби позиции на България пред прага на Евро-пейския съюз // Икономическа мисъл. - С., 2006. - № 6.- С. 3-32.

2. Агенство Фокус: Евродокладътю. - Mode of access: http: / / www. sofia/dnes.com/.

3. Болгарский дипломатический обзор. - Mode of access: http: //#9.09.10.2006.www.diplomatic-bg.com./c2/content/view/1185/47/.

4. Болгары с оптимизмом смотрят в будущее Евросоюза. - Mode of access: http: //www/evronews.net/create-22.01.2007/.

5. Вагова И. Идентичност и култура в съвременния европейски контекст // Социологически проблеми. - С., 2003. - Г. 35, № 3/4. - С. 259-273.

6. Георгиева С. Политически консенсус за европейската интеграция на България? Социологически проблем? / / Там же. - С., 2005. - Г. 37, № 3/4. - С. 354-369.

7. Европа наложи ветеринарната предпазна клауза на България от Екип на «Дневник». - Mode of access: //http:www.evropa.dnevnik.bg./ show/?storyid=299477/.

155

8. Mode of access:http://evropa.dnevnik.bg/show=299352/.

9. ЕП не прие поправките за АЕЦ «Козлодуй». - Mode of ac-cess://http:www.evropa.dnevnic.bg/show //?storyid=297233.

10. Жерарди С. Это страны, за которые Россия борется с Европой. - Mode of access: http://www.inopressa.ru.18.01.2007/.

11. Лилова М. Вызовы перед болгарским образованием на пороге Евросоюза. - Mode of access: http: //www/diplomatic -bg.com./c2/content/view/11733147/.

12. Манова Д. Интеграция Болгарии в ЕС - провокация, к которой надо подходить умело и достойно. - Mode of access: //http://www.binett.ru/varid manova_2shtml/. - С. 1-5.

13. Марчева И. Първите стъпки на България към обединяваща се Европа в края на 80-те и начало на 90-те години на ХХ века (по материали от българските архиви) //Bulgarian historical rev. - С., 2006. - № 1/2. -С. 348-364.

14. Миланова А. Кметове разпитаха министра за тютюна и структурните фондове. - Mode of access: //http:evropa.dnevnic.bg/ show=297881/.

15. Новакова И. Отсрочка за АЕЦ «Козлодуй» не мина. - Mode of access: http://еvropa.dnevnic/bg/show/?storyid=297337/.

16. Пенчев Б. Трябва ли да залостваме вратата пред Турция. Литературен вестник. - 12 дек. 2006. - Mode of access: //http://www.evropa. dnevnic.bg.show storid=299589/.

17. Правителството се опитва на навакса за ЕС. - Mode of access: //http: Sofiadnes.com/ modules.pht?m=news/.

18. Сега - Интернет-издание. - Mode of access: //http://www.sega bg.com/ online/article - 27.09.2006/.

19. Стоилова Е., Пином А. Лондон наложи и цигарени ограничения на българите. - Mode of access: //http://evropa.dnevnic.bg/show/.? storyid=297186/.

20. Тракийски имоти - в Европейския парламент // Тракия. - С., 2006. -Бр. 18, 28 септ. - С. 1, 3.

21. Цакова И. Фундаментални проблеми / / Понеделник. - С., 2003. -№ 11/12. - С. 147-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.