Положение стран АЛБА на современном этапе развития The state of the ALBA-TCP countries at present stage of development
Сорокин Михаил Ильич
Студент 2 курса Факультет Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, РФ e-mail: misha. [email protected]
Sorokin Mikhail
Student 2 term Faculty of Economic faculty Saint Petersburg state university Saint Petersburg, Russia e-mail: misha. [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматривается положение стран Боливарианского альянса на современном этапе (Венесуэла, Куба, Никарагуа и бывшие члены Боливия и Эквадор). В работе описываются последние политические сдвиги в регионе, анализируются возможные внешние и внутренние риски для режимов и оцениваются перспективы блока.
Annotation.
The article examines the state of the ALBA-TCP countries at present stage of development (Venezuela, Cuba, Nicaragua and former members Bolivia and Ecuador). This work describes the latest regional political changes, analyzes possible external and internal regimes risks and estimates the perspectives of the bloc.
Ключевые слова: АЛБА, Венесуэла, Куба, Боливия, Эквадор, левые режимы, боливаризм.
Key words: ALBA-TCP, Venezuela, Cuba, Bolivia, Ecuador, left regimes, bolivarianism.
АЛБА (или Боливарианский альянс) - это левоориентированное, антиимпериалистическое региональное объединение стран Латинской Америки (далее ЛА) и Карибского бассейна. Главным инициатором создания альянса был венесуэльский лидер Уго Чавес. На данный момент в состав АЛБА входят 9 стран: Венесуэла, Куба, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Гренада и Сент-Китс и Невис. В данной статье особое внимание будет уделено первым трем государствам, а также вышедшим из блока Боливии и Эквадору.
Для понимания места АЛБА в ЛА, следует в общих чертах обрисовать латиноамериканский регионализм.
Ученые выделяют три этапа латиноамериканской интеграции: старый регионализм (1960 - 1990-е), открытый регионализм (1990- начало 2000-х) и постлиберальный регионализм (со второй половины 2000-х). Для первого этапа, ограниченного рамками ЛА, целью являлись преодоление периферийности и модернизация. Здесь же появились теории зависимого развития. Для второго характерен, как ясно из самого название, неолиберализм со всеми вытекающими последствиями в виде свободной торговли и интеграции «Север-Юг». Именно неолиберализм, а точнее его последствия для экономик региона, во многом и породил Боливарианский союз. На современном этапе обобщаются предшествующие концепции, интеграция рассматривается как инструмент обретения суверенитета и становления ЛА как новой силы в многополярном мире, для этого диверсифицируются внешние связи (в сторону Востока), нет такой зацикленности на США, так как положение «заднего двора» и в целом доктрина Монро североамериканского соседа не может не устраивать. Следует
отметить, что в ЛА сосуществовало и сосуществует множество различных региональных объединений и организаций, часто одно государство входит в сразу несколько из них.
АЛБА выделяется среди моделей интеграции третьего периода как антисистемное объединение, которое противостоит логике либерализма в принципе. Как уже становится понятно, Боливарианский альянс - это нечто большее, чем экономическое или локальное политическое объединение, это идеологический союз, направленный против гегемонии США в регионе. Свои корни альянс видит в национально-освободительных движениях прошлого, лидерами одних из которых были Симон Боливар (Венесуэла) и Хосе Марти (Куба). В целом, это проект Венесуэлы, который строится вокруг венесуэльской нефти в экономическом плане и идеи «социализма XXI века» в политико-идеологическом.
Здесь следует подробнее остановиться на понятии «социализма XXI века», так как оно затрагивает все же не только политический аспект, но и экономический, и его понимание крайне важно для дальнейшего анализа. Главным популяризатором термина был Уго Чавес, который представил свою версию, дополнив наработки других исследователей и деятелей науки, например, немецкого ученого Х. Дитериха, в целом оставаясь верным линии: партисипативной демократии, солидаризма, кооперации вместо конкуренции, равенства во всех его проявлениях, становление во главу угла этики, морали, а не экономической прибыли, отказ от эгоизма в пользу альтруизма, но во многом опирался на исторические традиции Венесуэлы и Латинской Америки в целом, авторитет католицизма, индейские традиции (защите местных культур уделялось много внимания), в частности, так называемый боливаризм, отчего версию «социализма XXI века» Чавеса называют «боливарианским социализмом».
Итак, данный проект позиционируется как поиск альтернативы поощряющему зависимость ЛА от США регионализму, которая позволила бы защитить суверенитет, культурную идентичность, исторические традиции, построить справедливое сообщество стран, поощрять развитие, используя венесуэльскую нефть как инструмент для сокращения издержек на удовлетворение энергетических потребностей стран.
Однако альянс переживает далеко не лучшие времена. Можно сказать, что само его выживание находится под вопросом. Из альянса вышли две крупные страны: Эквадор (2018 год) и Боливия (2019 года). В случае Эквадора Ленин Морено, президент страны, который пришел к власти как продолжатель курса на социализм XXI века его предшественника Рафаэля Корреа, во время своего поста произвел резкий поворот политического и экономического курса страны «вправо», вышел из АЛБА, стал следовать «советам» МВФ, чтобы получить кредиты. Это вызвало волну протестов, однако Ленину Морену удалось удержаться в президентском кресле, пойдя на некоторые уступки. В случае Боливии это был конституционный кризис: спорное с точки зрения легитимности переизбрание на пост президента Эво Моралеса, довольно радикального левого политика, что после продолжающихся протестов и отказа военных поддержать Моралеса привело к его отставке. Временно исполняющей обязанности президента страны, опять же спорно с точки зрения закона, стала Жанин Аньес, которую тут же поддержали Соединенные Штаты, поэтому неудивительно, что новый лидер тут же вывела Боливию из Боливарианского альянса. Отставка не привела к окончанию протестов, однако с течением времени ситуация несколько стабилизировалась - теперь страна в ожидании выборов, которые должны были пройти 3 мая 2020 года, но были перенесены на более поздние сроки из-за пандемии. На них будет баллотироваться сторонник курса Моралеса (самого Моралеса на выборы не допустили, что возмутило лидеров АЛБА) по некоторым социологическим данным он лидирует среди других кандидатов. В случае его победы Боливия имеет все шансы вернуться в союз.
С самого начала альянс находился в оппозиции к гегемонии США, что уже само по себе, с учетом большой любви Штатов к организации, спонсированию и часто непосредственной реализации государственных
переворотов в нелояльных стран в «своем заднем дворе», является «гарантом» нестабильности, особенно при отсутствии сильного союзника, которым был СССР. Здесь возникает вопрос о возможном преемнике роли «большого брата» - Китае, но, как будет рассмотрен ниже, больших надежд возлагать на Поднебесную не следует. КНР понимает опасность противостояния с США и свою зависимость от них, поэтому сильно провоцировать своего главного экономического партнера Китай не решится, однако и давать полную свободу воли тоже стратегически очень опрометчиво. При этом необходимо учитывать «фактор Трампа»: ужесточение позиции по отношению к странам Латинской Америки, в частности, блока АЛБА, как самого «непослушного». Такая позиция, пришедшая на смену «мягкой силе» Обамы обусловлена не только приходом к власти республиканцев, но и увеличившимся влиянием Китая в регионе.
Осложняется все внутриполитическими и внутриэкономическими проблемами (а теперь еще и усилившемся гуманитарном кризисе из-за COVID-19) , как и в случае с его бывшими членами (Эквадор и Боливия), которые, конечно, усугубляются (или даже создаются в некоторой степени) внешними игроками. Венесуэла, как главный актор, переживает, по мнению автора, самый серьезный кризис. С одной стороны, это экономический кризис, удручающее положение венесуэльской экономики. Здесь проявила себя зависимость экономики Венесуэлы от нефти, которая приносит 86% экспортной выручки, поэтому наложить санкции на данную отрасль было очевидным и логичным шагом со стороны США. Страна, выбравшая путь сопротивления, не может всецело полагаться на внешние рынки. С другой стороны, это политический кризис: президент Николас Мадуро не сумел консолидировать элиты и договориться с оппозицией. Это привело к обострению ситуации: спикер Национальной ассамблеи, новый лидер оппозиции Хуан Гуайдо, поддерживаемый США на фоне протестных настроений части венесуэльского гражданского общества провозгласил себя временным главой правительства, заявив, что нынешний президент Николас Мадуро нелегитимный. Оппозиция была поддержана и официально признана прозападными государствами (США, ЕС, группа Рио), тогда как Россия, Китай, другие члены АЛБА и ряд других сочувствующих стран выразили свою поддержку Мадуро. Однако протесты стихли, причиной тому послужили поддержка президента армией, некоторая экономическая помощь беднейшим слоям населения, идеология «осажденной крепости», большое число сторонников курса, заложенного еще Уго Чавесом, недальновидность и некомпетентность оппозиции, которую признают даже либеральные СМИ. Также, что немаловажно, свою роль сыграло нежелание США применять Трампом военную силу, чтобы не дестабилизировать политическую ситуацию на своей родине. Но, по мнению Д. М. Розенталя, вероятность смены режима остается. США сохраняют и даже усиливают давление, не признают Мадуро легитимным главой, требуют создание временного правительства (под началом проамериканских сил) без каких-либо гарантий безопасности для текущего правительства. В условиях текущей ситуацией с пандемией коронавируса, решение МВФ не поддерживать «нелегитимный режим» для борьбы с заболеванием, и дальнейшие предложения проведения «прозрачных выборов» выглядит, мягко говоря, неэтично.
Куба также не является сильным игроком. Политически режим остается стабильным, его элиты остаются сплоченными, ему уже много лет удается поддерживать статус-кво «осажденной крепости» и выживать в условиях экономической блокады и иногда появляющихся у американских политиков мыслей о военной интервенции. На данном этапе, даже в условиях ужесточения риторики, наблюдается относительная «нормализация», точнее стабилизация отношений. Теперь Куба уже не враг, с которым нельзя поддерживать диалог, а просто враг. Однако в сфере управления Кубе не удается эффективно провести реформы (на данном этапе планируются реформы по образцу КНР и Вьетнама), обновить систему центрального планирования и не удается построить экономику, которая была бы более независимой от внешних факторов. В целом зависимость от внешних игроков - одна из главных черт экономики острова. Вначале это был СССР, исчезновение которого
привело к серьезному экономическому кризису, теперь это Венесуэла с ее льготными энергоносителями, назвать которую стабильным партнёром довольно трудно.
Положение Никарагуа также нельзя считать стабильным. Никарагуа - одна из беднейших стран региона, несмотря на некоторые достижения правительства действующего президента Даниэля Ортеги. Во многом стране помогло сотрудничество с АЛБА. Однако внутриполитическая ситуация также нестабильна: существует конфликт между неолибералами и сандинистами, которые часто выливаются в протестные движения, также существуют разногласия внутри самих партий, что тоже не способствует политической и экономической стабильности. Сандинисты (левые силы Никарагуа) не являются радикалами в данный момент, и США выказывают относительную «терпимость» к режиму, «немного вмешиваясь» во внутренние дела страны, налагая «не суровые» санкции, при этом сохраняя торговые отношения со страной.
Поэтому решение администрации Трампа «надавить» на Венесуэлу является логичным, так как устранение главного «интегратора» антисистемного блока вполне может привести к его развалу и смене режимов в остальных странах-участниках. Это становится совершенно очевидным, если посмотреть на недавние истории с Эквадором и Боливией, о которых было сказано выше, во многом, по мнению автора, ослабление позиций Венесуэлы, отсутствие каких-либо перспектив, привело к уменьшению привлекательности проекта АЛБА и в целом «социализма XXI века». Можно сколь угодно долго говорить об иностранном вмешательстве, как о единственном факторе поражений левых режимов, однако будет глупо и наивно считать, что в данных странах не было своих хронических проблем, приведших к уязвимости, которой и пользуются США для смены режимов. Однако попытка в одиночку противостоять гегемонии и отстоять свободу и суверенитет своих стран несомненно заслуживает уважение. Перспективы стран АЛБА, если союз распадется, будут довольно мрачными: Куба, возможно, выдержит, так как ее политическая система относительно стабильна, в случае Венесуэле все хуже: за венесуэльскую нефть возьмутся иностранные корпорации, в результате чего только ограниченная прослойка венесуэльцев-компрадоров будет бенефициаром, а в случае Никарагуа - не так больно падать, когда еще не вставал.
Однако следует отметить позитивную роль так называемой многополярности мира в положении стран АЛБА. США уже нельзя назвать абсолютным гегемоном, его действия все же ограничены (но не так, как в период Холодной войны). Грубое применение военной силы будет осуждаемо со стороны мирового сообщества, причем не только со стороны таких международных акторов как КНР или Россия, но даже со стороны «союзников», как страны ЕС, других стран ЛА, которые не заинтересованы в тотальном присутствии североамериканского большого брата, политика которого становится все менее и менее популярной. Однако это спорный момент, никто не знает наверняка, как поведут себя те или иные игроки в тех или иных ситуация. Но все же некоторая «многополярность» играет свою роль в обеспечении относительной безопасности стран АЛБА от произвола США.
Также нельзя отрицать «левые традиции» ЛА, присутствие групп, которые всегда могут активизироваться в случае серьёзного глобального кризиса. Чего стоят только одни вооруженные леворадикальные группировки в Колумбии, такие как ФАРК, или перуанские маоисты из «Сияющего пути». История подсказывает, что левые идеи «оживают» в сложные времена, как реакция на неспособность преодолеть кризис, социальную несправедливость и крайнюю бедность. Эпидемия СОУГО-19 и экономический кризис, которые по прогнозам сильно ударят по экономикам стран ЛА, может привести и к углублению политических кризисов, которые с большой частотой происходят в странах региона. При развале текущей миросистемы проект АЛБА может иметь серьезное влияние на становление новой Латинской Америки и, как минимум, может послужить в качестве предшествующего опыта.
С другой стороны, история Латинской Америки богата примерами правых авторитарных режимов, которые также периодически набирают популярность среди групп населения, которые желают, чтобы в стране был наведен «порядок» (чего «достиг» Пиночет). В этом случае, при победе таких режимов, выживание левых сил окажется под большим вопросом, и проект АЛБА канет в лету.
Итак, альянс находится в «подвешенном» состоянии, его будущее туманно и неопределенно. В странах АЛБА существует общественный раскол, подогреваемый внешними игроками. Жесткое давление США, как экономическое (санкции), так и политическое (поддержка и признание оппозиции, пропаганда) тоже омрачает перспективы боливарианского альянса, однако желаемая американцами интервенция, как было сказано выше, сдерживается потенциальной негативной реакцией мирового сообщества.
Список используемой литературы:
1. Blaxland J. J. The Shining Path //Insurgency Prewar Preparation and Intrastate Conflict. - Palgrave Macmillan, Cham, 2020. - С. 67-101.
2. Briefing With Special Representative for Venezuela Elliott Abrams On the Democratic Transition Framework for Venezuela. U.S. Department of State URL: https://www.state.gov/briefing-with-special-representative-for-venezuela-elliott-abrams-on-the-democratic-transition-framework-for-venezuela/
3. China's Engagement with Latin America and the Caribbean. U.S.-China Economic and Security Review Commission. URL:
https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China's%20Engagement%20with%20Latin%20America%
4. FARC-EP. Center for International Security and Cooperation (CISAC) URL: https://cisac.fsi.stanford.edu/mappingmilitants/profiles/revolutionary-armed-forces-colombia-farc
5. From Rafael Correa to Lenín Moreno: Ecuador's Swing to the Right/ URL: http://www.coha.org/from-rafael-correa-to-lenin-moreno-ecuadors-swing-to-the-right/
6. Hernández D., Chaudary Y. La Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América-Tratado de Comercio de los Pueblos (ALBA-TCP) //Vigencia y viabilidad en el actual contexto venezolano y regional. Recuperado el. - 2015. - Т. 5.
7. IMF sees 'lost decade' of no growth in Latin America due to pandemic. Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-imf-worldbank-latam/imf-sees-lost-decade-of-no-growth-in-latin-america-due-to-pandemic-idUSKBN21Y3F1
8. Lago C. M. et al. LA COVID-19 EN CUBA Y SUS CONSECUENCIAS EN LA ETAPA DE POSTPANDEMIA: VISIÓN Y PROPUESTAS. - 2020.
9. Mesa-Lago C., Vidal Alejandro P. El impacto en la economía cubana de la crisis venezolana y de las políticas de Donald Trump //línea] Real Instituto Elcano, DT. - 2019. - Т. 9. - С. 2019.
10. Neumann P. Continuities in US Foreign Policy toward Nicaragua under the Trump Administration //The Future of US Empire in the Americas: The Trump Administration and Beyond. - 2020.
11. Nicaragua overview. The World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/country/nicaragua/overview#1
12. Portal ALBA. URL: http://www.portalalba.org/index.php/
13. Vidal Molina P. Neoliberalismo, neodesarrollismo y socialismo bolivariano. Modelos de desarrollo y políticas públicas en América Latina. - 2019.
14. Боливия без Моралеса. Почему никто пока не смог успокоить волнения в этой стране. ТАСС URL: https://tass.ru/opinions/7118243
15. Будаев А. В. Китайская «конкиста» в странах Центральной Америки и Карибского бассейна //Латинская Америка. - 2019. - №. 12. - С. 22-35.
16. Идеология осажденной крепости: почему прекратились протесты в Венесуэле? Русская служба ВВС URL: https://www.bbc.com/russian/features-49770569
17. Кодзоев, М. А.-М.. Куба и США, В превкушении полной нормализации/ М. А.-М Кодзоев // Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность: доклады и материалы Третьего международного форума (2-4 октября 2017 года) / СПбГУ. - СПб.: Скифия-принт, 2017. - с 305-312.
18. Моралес, Эво. ТАСС URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/morales-evo
19. Пецольдт К., Коваль А. Г. Трансформационные процессы в Латинской Америке: причины и тенденции //Латинская Америка. - 2012. - №. 9. - С. 4-18.
20. Политический кризис в Венесуэле TACC URL: https://tass.ru/politicheskiy-krizis-v-venesuele
21. Розенталь Д. М. США и левые режимы в Латинской Америке: подход администрации Д. Трампа //Ибероамериканские тетради. - 2020. - №. 3. - С. 46-49.
22. Розенталь Д. М. США и левые режимы в Латинской Америке: подход администрации Д. Трампа //Ибероамериканские тетради. - 2020. - №. 3. - С. 46-49.
23. Сторонник Моралеса лидирует в президентской гонке в Боливии. ТАСС URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7781029
24. Страны АЛБА считают политическим отказ допустить Моралеса к выборам в Боливии. ТАСС URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7822277
25. Хейфец Л. С., Коновалова К. А. Латиноамериканские исследования интеграции: от периферийного капитализма к "Судамекзиту" //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2019. - Т. 19. - №. 2.