Научная статья на тему 'ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МСП ВСЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ'

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МСП ВСЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОТНИКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева Екатерина Григорьевна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с последствиями пандемии для работников средних и малых предприятий в Московской области, а именно сокращение их заработных плат и расторжение с ними трудовых договоров по причине сокращения фонда оплаты труда предприятий МСП, несмотря на предпринятые государством меры поддержки. Приведена статистика по увольнениям работников в МСП, приведены данные об объеме трудовых нарушений в Московской области на предприятиях МСП, объеме обращений граждан в трудовую инспекцию. Рассмотрены новшества в трудовом законодательстве России, введенные из-за пандемии, а также нарушения ТК РФ. Также рассмотрены актуальные меры поддержки предприятий МСП с целью сохранения рабочих мест, а также меры поддержки семей, которые находятся в трудной ситуации из-за потери работы. В статье определены пути выхода предприятий МСП из кризисной ситуации с персоналом для его сохранения путем сокращения рабочего времени и эмоциональной поддержки сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION OF SME WORKERS AS A RESULT OF THE PANDEMIC

The article considers the problems associated with the consequences of the pandemic for employees of small and medium enterprises in the Moscow region, namely a reduction in their wages and termination of the employment contract due to a reduction of the wage Fund SMEs, despite government measures. The article presents statistics on dismissals of employees in SMEs, data on the volume of labor violations in the Moscow region at SME enterprises, the volume of citizens ' appeals to the labor inspectorate. Innovations in the Russian labor legislation introduced due to the pandemic, as well as violations of the Labor Code of the Russian Federation, are considered. They also discussed current measures to support small and medium-sized enterprises in order to save jobs, as well as measures to support families who are in a difficult situation due to job loss. The article defines the ways for SMEs to get out of the crisis situation with their personnel in order to preserve it, by reducing working hours and emotional support for employees.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МСП ВСЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ»

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МСП ВСЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ

THE SITUATION OF SME WORKERS AS A RESULT OF THE PANDEMIC

ПОЛУЧЕНО 24.02.2020 ОДОБРЕНО 26.02.2021 ОПУБЛИКОВАНО 30.04.2021 УДК 316.4 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-2-65-70

ДЕГТЯРЕВА Е.Г.

Аспирант кафедры социологии и психологии управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,

генеральный директор ООО «Люберецкое районное телевидение» г. Люберцы DEGTIAREVA E.G.

Postgraduate Student, Department of Sociology and Management Psychology,

State University of Management, General Director of the "Lyubertsy District Television" LLC, Lyubertsy e-mail: ketrin200778@mail .ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, связанные с последствиями пандемии для работников средних и малых предприятий в Московской области, а именно сокращение их заработных плат и расторжение с ними трудовых договоров по причине сокращения фонда оплаты труда предприятий МСП, несмотря на принятые государством меры поддержки. Приведена статистика по увольнениям работников в МСП, приведены данные об объеме трудовых нарушений в Московской области на предприятиях МСП, объеме обращений граждан в трудовую инспекцию. Рассмотрены новшества в трудовом законодательстве России, введенные из-за пандемии, а также нарушения ТК РФ.

Также рассмотрены актуальные меры поддержки предприятий МСП с целью сохранения рабочих мест, а также меры поддержки семей, которые находятся в трудной ситуации из-за потери работы. В статье определены пути выхода предприятий МСП из кризисной ситуации с персоналом для его сохранения путем сокращения рабочего времени и эмоциональной поддержки сотрудников.

Ключевые слова: пандемия, безработица, заработная плата, государственная поддержка бизнеса, государственная поддержка работников, социальные последствия пандемии.

Abstract

The article considers the problems associated with the consequences of the pandemic for employees of small and medium enterprises in the Moscow region, namely a reduction in their wages and termination of the employment contract due to a reduction of the wage Fund SMEs, despite government measures. The article presents statistics on dismissals of employees in SMEs, data on the volume of labor violations in the Moscow region at SME enterprises, the volume of citizens ' appeals to the labor inspectorate. Innovations in the Russian labor legislation introduced due to the pandemic, as well as violations of the Labor Code of the Russian Federation, are considered. They also discussed current measures to support small and medium-sized enterprises in order to save jobs, as well as measures to support families who are in a difficult situation due to job loss. The article defines the ways for SMEs to get out of the crisis situation with their personnel in order to preserve it, by reducing working hours and emotional support for employees.

Keywords: pandemic, unemployment, social crisis, wages, state support for business, state support for workers, social consequences of the pandemic.

С начала пандемии коронавируса ограничительные меры, которые были введены в Московской области, крайне негативно отразились на деятельности малого и среднего бизнеса, а также на работниках, занятых в предприятиях МСП, многие вынуждены получать урезанную зарплату, а кому-то и вовсе пришлось написать заявление об увольнении по собственному желанию. Вследствие пандемии в Подмосковье значительно выросла безработица, сфера услуг получила наибольший объем сокращений, где в 32 раза больше произошло увольнений, чем до пандемии. Даже сейчас этим отраслям нужно время не только для того, чтобы получать прибыль и платить зарплату, но и просто для покрытия дефицита бюджета [1].

В других сферах также наблюдается рост увольнений, например, в сфере торговли объем увольнений работников вырос в 9,5 раза, сокращаются продавцы-консультанты с целью оптимизации затрат на оплату труда персонала. В сфере строительства вырос показатель увольнений в 6 раз, в сфере транспорта — в 6 раз и т.д. [2]

Однако несмотря на рост увольнений, в Московской области наблюдается и рост числа предприятий МСП. Общий объем малых и средних предприятий в Московской области на 10.12.2020 года составил 353 639 единиц, среднесписочная численность занятых в них работников составила 871 683 че-

ловека, согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС по Московской области [3].

В декабре 2020 года Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области в открытом доступе опубликовало данные о динамике субъектов МСП в Московской области в рамках мониторинга «Оценки эффективности работы органов местного самоуправления Московской области (городских округов и муниципальных районов) по обеспечению достижения целевых показателей развития Московской области» за 11 месяцев 2020 года. Отчеты по количеству зарегистрированных предприятий МСП представили 60 муниципальных образований Московской области, из них пять показали значительный прирост числа предприятий МСП [4].

Наибольший прирост предприятий отмечен в городском округе Ленинский и городском округе Люберцы: к 10.12.2020 количество малых и средних предприятий составило в г.о. Ленинский 10 844 единицы, что на 28,42% (2400 ед.) больше предыдущего года, а в г.о. Люберцы — 16 988 единиц, что на 20,80% (2925 ед.) больше предыдущего года.

Также еще в трех городских округах Московской области отмечается рост числа предприятий МСП: в г.о. Лосино-

Петровский показатель составил к 10.12.2020 391 единицу, или 22,22% прироста; в г.о. Красногорск (прирост 3046 единиц или 21,90%), а также г.о. Долгопрудный, где прирост составил 914 единиц, или 19,23%. Это говорит о наиболее эффективной государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Московском регионе [4].

Такой рост числа малых и средних предприятий может быть связан с выводом предприятий из теневого сектора бизнеса, поскольку на это влияет развитие ^-технологий, а также распространение цифровизации, банки стали часто блокировать некорректные и сомнительные операции физических лиц, идет борьба Банка России с обналичиванием денег и т.д. Также причиной роста числа предприятий МСП может являться перерегистрация юридических лиц в ИП, поскольку для данной категории предпринимателей предусмотрена более низкая налоговая нагрузка [5, с. 157].

Также, согласно данным Роструда, растут показатели числа работников, занятых на предприятиях МСП в Московской области (871 682 чел., прирост составил 29 314 чел., или 3,4%). Однако вопреки им растет и количество обращений в Трудовую инспекцию по причинам незаконных увольнений. По данным опроса Агентства стратегических инициатив (АСИ), более 30% предприятий малого и среднего бизнеса в России были вынуждены сократить половину штата сотрудников, чтобы удержаться на плаву, в Московской области ситуация менее критичная, но увольнения, конечно, имеют место [6].

Весной 2020 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало проект постановления «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» [7], которое должно регламентировать для всех предприятий России порядок увольнения работников, оплаты их труда в период пандемии. Действие данного нормативного акта указывается до 31 декабря 2020 года, в этот период на работников, которых касаются ограничительные меры в связи с пандемией, не может работодателем вводиться простой [8].

Простой — временное прекращение работы по экономическим, технологическим, техническим или организационным причинам. Время начала и окончания простоя определяется приказом, с которым обязательно должны быть ознакомлены сотрудники (ст. 72.2 ТК РФ) [9].

Кроме того, должна быть сохранена оплата труда для всех сотрудников, которые были вынуждены оставаться дома, и рассчитываться она должна в размере, соответствующем получаемой до самоизоляции заработной плате, когда работники отрабатывали полностью рабочие дни. В случае

сдельной оплаты труда она осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами организации работодателя. Все установленные трудовым законодательством правила, не измененные данным постановлением, остаются в том виде, в каком они применялись до пандемии [8].

Все сотрудники, которых ограничительные меры не коснулись, должны получать зарплату в обычном режиме в соответствии с подписанным трудовым договором. Однако на деле в пандемию, а также после нее многие сотрудники предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены получать зарплату, в разы меньшую, чем обычно, либо писать заявление на увольнение по собственному желанию. Так, за второе полугодие 2020 года был зафиксирован рост обращений граждан в инспекцию труда по вопросам незаконного увольнения и нарушения их трудовых прав [9].

По данным Роструда, в Московской области в первом полугодии 2020 года в трудовую инспекцию была подана 15 521 жалоба на работодателей, что на 359 жалоб больше, чем годом ранее, из них на предприятия МСП — 809, треть жалоб работников связана с незаконными увольнениями. К таким увольнениям относятся сокращения без расчета работника либо невыдача ему при увольнении трудовой, также проблема задержки заработной платы приводит людей в трудовую инспекцию, таких жалоб 30%. Уровень общей безработицы в Московской области на октябрь 2020 года составил 3,8% к числу экономически активного населения региона (рис. 1) [10].

Кроме того, за первое полугодие 2020 года, согласно данным Государственной инспекции труда в Московской области, количество проверок на предприятиях малого и среднего бизнеса было проведено 547, что составляет 72% от показателя за весь предыдущий год. Из них выявлено нарушений 543, в том числе проверки по оплате труда — 13, по задержке выплат заработной платы работникам — 151 проверка [10].

Проблема с заработной платой для работников предприятий также стоит довольно остро. По данным опроса Левада Центра, проведенного с 24 по 25 июля 2020 года (выборка составила 1617 человек по России в возрасте 18 и более лет, путем телефонного интервьюирования респондентов при погрешности не более 2,4%), россияне ответили, что задержка заработной платы для 17% происходит уже сегодня, 14% ожидают задержек в ближайшие месяцы и боятся этого, а 60% респондентов уверены, что в ближайшее время их зарплату задерживать не станут, что в целом говорит о позитивном настрое россиян. При этом сокращения заработной

- по другим вопросам ; 533

- расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве; 29

- соблюдения установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах; 92

- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; 70

- коллективных договоров

II Ш7ПЛ1ШШН ■ 1 7

- трудового Аюплппп* 711

рабочего времени и времени отдыха; 11

и нормирования труда; 651

гарантии и компенсаций; 13

- обучения и инструктирования работников по охране труда; 158

- проведения медицинских осмотров работников; 154

- дисциплины труда и трудового распорядка;5

Рис. 1. Основные нарушения, выявленные в ходе обработки жалоб работников на работодателей в Московской области, по данным Государственной инспекции труда за первое полугодие 2020 года [10]

платы уже на сегодня отметили 30% респондентов. Увольнение также отметили 30% респондентов, но 46% уверены, что с ними в ближайшее время этого не случится [11].

Поддержка, оказанная малому и среднему бизнесу государством, включала большое количество мер борьбы с последствиями пандемии коронавируса (налоговые каникулы, кредиты под низкий процент для предприятий, финансовые выплаты на оплату труда работников и др.), но не все они эффективны, не все соответствовали рекомендациям Международной организации труда (МОТ), регулирующей вопросы трудовых отношений, например, вместо корона-вирусных каникул в виде самоизоляции (причем принудительной) необходимо было вводить режим чрезвычайной ситуации, но этого не сделало Правительство, тем самым возложив почти весь объем расходов на заработную плату работников на самих работодателей, которые не только не были готовы к такой ситуации, но еще и оказались ее заложниками, когда им пришлось в сложившейся ситуации отвечать перед законом за нарушения трудового законодательства России.

Государственная поддержка оказывается и пострадавшим работникам, например, в Подмосковье реализуются различные меры поддержки граждан, находящихся в сложной ситуации из-за пандемии коронавируса [12]:

- помимо пособия по безработице семьи, где один или оба родителей остались без работы, государство ежемесячно выплачивает по 3 тыс. руб. на каждого ребенка;

- размер минимального пособия по уходу за ребенком вырос с 3375 до 6751 руб. для неработающих родителей;

- федеральные выплаты теперь можно оформить в упрощенном порядке тем гражданам, которые остались без работы;

- само ежемесячное пособие по безработице также было увеличено и теперь составляет 15 тыс. руб.

Помимо этого, в декабре 2020 года Президент России Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства подчеркнул, что особенно важно не допустить ситуации, когда люди голодают из-за недостатка продуктов по причине отсутствия денег, поэтому глава правительства потребовал в течение недели урегулировать вопросы с ростом цен на некоторые продукты: «Люди себя ограничивают, потому что у них денег нет на базовые продукты питания. Куда, куда вы смотрите-то?» — заявил он. При этом пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков отметил, что не могут настолько (например, сахар подорожал на 71%) дорожать отечественные продукты и нет для этого объективных, по его мнению, причин. Он подчеркнул, что ситуация будет урегулирована рыночными методами, но при участии правительства: «Рынку же задаются правила и это делает во всем мире, в каждой стране только правительство», — пояснил Дмитрий Песков [13].

В декабре 2020 года между Международной организацией труда (МОТ) и Российской Федерацией была подписана Программа сотрудничества, которая рассчитана на четыре года. Глава Министерства труда России подчеркнул, что в социально-трудовом законодательстве Российской Федерации отражены подходы Международной организации труда в части работы по повышению минимального размера оплаты труда россиянам, а также понижению рисков травматизма на работе. В декабре 2020 года также были внесены поправки в трудовое законодательство по теме удаленной работы для сотрудников организаций [14].

Удаленной (дистанционной) работой считается выполнение должностных обязанностей за пределами места работы, филиала или представительства работодателя при условии, что работодатель и работник используют информационные

и телекоммуникационные сети Интернет и общедоступные сети связи для взаимодействия и работы [15].

Хочется верить, что новые правки в трудовое законодательство РФ позволят предприятиям МСП осуществлять кадровую политику, ориентированную на людей и их нужды, ведь в новых условиях это требует максимальной ответственности перед людьми, которые работают на предприятиях. Согласно новым поправкам дистанционная работа может осуществляться при трех обязательных условиях [16]:

- заключение трудового договора с работником;

- подписание дополнительного соглашения к трудовому договору;

- в исключительных случаях — локальный нормативный акт, принятый работодателем по его инициативе.

Также ТК РФ предусматривает, что удаленные работники — это лица, заключившие трудовой договор на удаленную работу [15].

Марина Мельникова, начальник управления занятости Минсоцразвития Московской области, отметила, что, по мнению работодателей [2]:

- на дистанционный режим работы переведены более 106 000 работников;

- на неполный рабочий день переведены 22 000 работников;

- по вине работодателя в простое пребывают 16 000 работников;

- без сохранения заработной платы более 8000 работников отправлены в отпуска;

- на грани увольнения находятся 5000 работников.

Выход из сложившейся ситуации руководители предприятий МСП находят в следующем:

- для предприятий МСП, отказавшихся от увольнения своих сотрудников, банки, а также центры поддержки предпринимательства предлагают до 50 млн руб. под 1% годовых сроком на семь лет (для сельхозпредприятий 10 лет) с целью сохранения рабочих мест.

Также, чтобы сохранить рабочие места на предприятиях, которые продолжали работать и относятся к отраслям, наиболее пострадавшим от COVID-19, было предложено субсидировать процентные ставки по ранее выданным кредитам, размер поддержки одного предприятия МСП может достигать 1 млн рублей;

- налоговые льготы предусмотрены для предприятий МСП, например, сниженная ставка налога на прибыль в размере 10 процентов или перенос сроков уплаты страховых взносов, а также освобождение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, согласно Федеральному закону № 172 от 08.06.2020 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [17];

- были введены моратории на взыскание долга и штрафов кредиторами; на банкротство по инициативе кредиторов; на увеличение взносов для индивидуальных предпринимателей.

Для самых уязвимых отраслей малого и среднего бизнеса в Московской области в связи с пандемией коронавируса были разработаны следующие меры поддержки [18].

1. Для туроператоров налоговые каникулы в пандемию, а также освобождение от уплаты в фонд «Турпомощь» взносов на весь 2020 год, по невозвратным тарифам компенсация убытков.

2. Для спортивных предприятий также были предоставлены налоговые каникулы на период пандемии.

3. Застройщики могли рассчитывать на субсидирование ставок на кредиты и на прямые трансляции из Подмосков-

ного Центра содействия строительству с ответами на вопросы граждан.

4. Для промышленных предприятий на оборудование были предоставлены льготные кредиты (на эти цели в Фонд развития промышленности Московской области было выделено 400 млн рублей).

5. Торгово-промышленной палатой Московской области бесплатно и оперативно осуществляется выдача предпринимателям заключений о возникновении форс-мажорных обстоятельств, которые позволят им отсрочить исполнение договорных обязательств и избежать санкций.

И это не весь перечень мер поддержки для малых и средних предприятий в Московской области, полный перечень включает более 50 различных мер для каждой пострадавшей сферы бизнеса с учетом их особенностей.

Таким образом, воздействие пандемии на рынок труда в пострадавших сферах бизнеса было огромным, малые и средние предприятия были вынуждены увольнять людей или отправлять их в неоплачиваемый отпуск. В большинстве случаев меры, связанные с самоизоляцией ради охраны здоровья, для большинства людей были очень резкими и жестокими. Власти сообщили населению, что самоизоляция необходима людям для поддержания безопасности и здоровья, однако принятые меры для борьбы с коронавирусом на самом деле оказались гораздо хуже, чем сам коронавирус, от них пострадали практически все сферы бизнеса, а также работники, занятые в них, и их семьи.

После потери работы ухудшается материальное положение людей, происходит разрыв связей с коллегами и друзьями, в результате такой депривации статус человека снижается и его поведение в обществе в целом меняется. При этом победа над вирусом вынуждает правительство игнорировать жертвы на уровне прав и свобод человека, вынуждая всех к самоизоляции и уже неясно многим становится, что важнее — изолироваться и «ждать» заражения, но практически без средств к существованию, или работать, но, как и при любых вирусных эпидемиях, сохранять дистанцию и технику безопасности на рабочем месте. Большая часть населения вынуждена нарушать ограничения из-за недостаточной государственной социальной поддержки, бедности и необходимости выживания, потому что перспектива оказаться в нищете и безработице, а также голод пугают россиян гораздо больше, чем вирус COVID-19.

Пандемия способствовала проявлению недостатков и ограничений в социальной политике предприятий МСП, поэтому с учетом новых условий посткоронавирусного мира предприятиям необходимо принимать меры, позволяющие выйти из сложившейся ситуации с проблемой сохранения своего персонала, для этого возможны следующие варианты.

1. Первый вариант позволит сохранить штат работников, путем введения режима неполного рабочего дня. На законодательном уровне данная мера соответствует части 5 ст. 74 Трудового кодекса РФ. Эту меру можно применять временно в период вирусных эпидемий, можно объяснить ситуацию сотрудникам и подписать со всеми, с кем требуется, дополнительное соглашение к трудовому договору для его изменения (с новым режимом работы). При этом работники должны быть письменно уведомлены за два месяца о подобном изменении в графике работы, это реально, поскольку о накаляющейся обстановке с пандемией теперь уже работодатели будут осведомлены заранее, например, весной 2020 года пандемия была на пике, а осенью 2019 года о ее вероятности уже говорили аналитики, поэтому в будущем работодатели смогут своевременно реагировать на аналогичные сигналы. Стоит отметить также, что согласно за-

конодательству РФ, период сокращенных рабочих дней не может длиться более 6 месяцев, эти временные рамки также должны быть указаны в уведомительном письме работникам.

2. Второй вариант — сфокусироваться на удержании сотрудников, а также поддержке эмоционального состояния работников и их мотивации. В первую очередь, для рисковых категорий работников, например, можно перевести их на другую работу, если имеет место угроза их жизни или здоровью, то есть не увольнять рискового работника, а «изолировать» от возможного заражения путем перевода в другой отдел организации.

3. Когда часть команды заболела, остальным приходится справляться с повышенной нагрузкой, и в этом случае работодатель вынужден прибегнуть к сверхурочным нагрузкам для сотрудников, которые требуют совмещения должностей. Сверхурочная работа должна оплачиваться в двойном размере и это не выгодно, конечно, для организации, поэтому выходом в данном случае может стать введение ненормированного режима работы, а переработку компенсировать дополнительными к отпуску днями. Также можно отложить оплату за сверхурочные часы на конец отчетного периода, что позволит сбалансировать нагрузку на ФОТ, то есть переработанные часы работник отгуляет в отпуск дополнительно, такой учет называется суммированным учетом рабочего времени.

К способам эмоциональной поддержки работников можно отнести следующие:

- с целью адаптации в период пандемии необходима поддержка персоналу и их семьям при условии удаленной работы. Для этого можно делать такие позитивные конкурсы, как, например, на лучшее «рабочее место» на «удаленке», или попросить детей работников нарисовать рабочие места родителей, что создаст положительные эмоции у всех членов семьи. Кроме этого, спортивные конкурсы в режиме онлайн отлично подойдут для эмоциональной «подзарядки», ведь при дистанционной работе появляется гиподинамия — недостаток физической активности;

- открытость руководства, для обеспечения постоянной информированности персонала также необходима, когда каждый работник имеет возможность позвонить или написать руководителю вне зависимости от его статуса и должности. Этот способ создает ощущение безопасности для сотрудников, ведь неслучайно в знаменитой пирамиде А. Маслоу потребность в безопасности является основной после физиологических потребностей;

- психическое здоровье персонала не менее важно, следовательно, будет полезно привлечь к консультациям работников, кому это необходимо, профессионального психолога, ведь всем требуется поддержка в ситуации быстроизменяющихся условий и неопределенности.

Пандемия носит временный характер и может принести также и пользу предприятиям малого и среднего бизнеса, если их руководители быстро переосмыслят стратегию и переключат внимание с проблем на возможности.

Общество от тяжелых последствий пандемии может спасти его преобразование, то есть коллективная, а также глобальная и конструктивная преобразующая деятельность, которая теперь становится основой для построения будущего социума, способного преодолевать проблемы, возникающие из-за эпидемий, подобных COVID-19. Для осуществления преобразования сложившаяся ситуация с пандемией требует ее анализа и понимания со стороны социологов, так как именно социология в ходе анализа последствий пандемии

играет основную роль, она помогает понять самые уязвимые группы населения, которые были затронуты данной проблемой.

Связано это с тем, что в будущем правительство будет в большей степени зависеть от социологов в понимании многих социальных вопросов, поскольку мир после COVID-19 должен будет измениться с учетом последствий. Общество, страдающее от неравенства, лишений и дискриминации, хрупко, такие проблемы могут быть решены только с помощью методологических инструментов социологов, обученных научным исследованиям и наблюдениям, а также имеющих безупречное понимание культуры изучаемой социальной группы. Это делает их незаменимыми специалистами в вопросах социальных проблем, а значит, при правильных исследованиях и правильных политических инициативах можно предотвратить скатывание общества к бедности и нищете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томей А. Как в Подмосковье восстанавливают рынок труда после пандемии коронавируса // Правительство Московской области. [Электронный ресурс]. — URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-v-podmoskove-vosstanavlivayut-rynok-truda-posle-pandemii-koronavirusa (дата обращения: 25.12.2020)

2. Уровень безработицы в Московской области составляет 3,54% // Пресс-центр Московской областной Думы. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mosoblduma.ru/ Press-centr/news/328527?small_size=true (дата обращения: 24.12.2020)

3. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Московская область // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. — URL: https:// rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=1 &ssrf =50 (дата обращения: 24.12.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Малый бизнес большого региона. Прирост количества МСП // Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области [Электронный ресурс]. — URL: https://mb.mosreg.ru/content/Малый-бизнес-боль-шого-региона (дата обращения: 23.12.2020).

5. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. — 2020. — № 10 (112) — С. 155-166.

6. Опрос: треть предпринимателей в России сообщили о сокращении более 50% сотрудников [Электронный ресурс] // ТАСС. — URL: https://tass.ru/ekonomika/8259153 (дата обращения: 24.12.2020)

7. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. № 26 ст. 4115.

8. Старостина Ю. Власти предложили особые правила увольнений и простоя во время пандемии [Электронный ресурс] // RBC.ru. — URL: https://www.rbc.ru/economics/ 29/05/2020/5ecfa1259a79474f552984c8 (дата обращения: 23.12.2020)

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. № 256.

10. Отчет о работе Государственной инспекции труда за первое полугодие 2020 года [Электронный ресурс] // Рос-труд. Государственная инспекция труда в Московской области. — URL: https://git50.rostrud.gov.ru/osnovnye_ pokazateli_deyatelnosti_gosudarstvennoy_inspektsii_truda/ otchety_o_rabote_git/ (дата обращения: 23.12.2020)

11. Занятость населения [Электронный ресурс] // Левада — центр. — URL: https://www.levada.ru/2020/08/17/zanyatost-naseleniya—2/ (дата обращения: 23.12.2020)

12. Как безработным в Подмосковье оформить ежемесячную выплату [Электронный ресурс] // Правительство Московской области. — URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/ news-submoscow/kak-bezrabotnym-v-podmoskove-oformit-ezhemesyachnuyu-vyplatu (дата обращения: 29.12.2020)

13. Замахина Т. Цены — не сахар [Электронный ресурс] // Российская газета. — URL: https://rg.ru/2020/12/13/ vladimir-putin-potreboval-za-nedeliu-reshit-vopros-s-cenami-na-produkty.html (дата обращения: 25.12.2020)

14. Россия и МОТ договорились о сотрудничестве на предстоящие четыре года [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. — URL: https://mintrud.gov.ru/employment/71 (дата обращения: 24.12.2020)

15. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74915881/#review (дата обращения: 04.01.2021)

16. Федеральный закон от 09.11.2020 № 362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». — URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1420742/ (дата обращения: 04.01.2021)

17. Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74132793/ (дата обращения: 04.01.2021)

18. Твердая Е. Меры поддержки бизнеса Подмосковья в условиях пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // Правительство Московской области. — URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/mery-podderzhki-biznesa-podmoskovya-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa (дата обращения: 04.01.2021)

REFERENCES

1. Tomey A. Kak v Podmoskov'e vosstanavlivayut rynok truda posle pandemii koronavirusa [How the labor market is being restored in the Moscow region after the Coronavirus pandemic]. Pravitel'stvo Moskovskoy oblasti [Government of the Moscow Region]. Available at: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-v-podmoskove-vosstanavlivayut-rynok-truda-posle-pandemii-koronavirusa (accessed 25 December 2020)/

2. Uroven' bezrabotitsy v Moskovskoy oblasti sostavlyaet 3,54% [The unemployment rate in the Moscow region is 3.54%]. Press-tsentrMoskovskoy oblastnoy Dumy [Press Center of the Moscow Regional Duma]. Available at: https://www. mosoblduma.ru/Press-centr/news/328527?small_size=true (accessed 24 December 2020).

3. Kolichestvo yuridicheskikh lits i individual'nykh predprini-mateley, svedeniya o kotorykh soderzhatsya v Edinom reestre

sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva. Moskovskaya oblast' [The number of legal entities and individual entrepreneurs, information about which is contained in the Unified Register of Small and Medium Enterprises. Moscow region]. Edinyy reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva Federal'noy nalogovoy sluzhby Rossii [Unified register of small and medium-sized businesses of the Federal Tax Service of Russia]. Available at: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate= &level=0&fo=1&ssrf=50 (accessed 24 December 2020).

4. Malyy biznes bol'shogo regiona. Prirost kolichestva MSP [Small business in a large region. Increase in the number of SMEs]. Ministerstvo investitsiy, promyshlennosti i nauki Moskovskoy oblasti [Ministry of Investments, Industry and Science of the Moscow Region]. Available at: https://mb.mosreg.ru/content/ Malyy-biznes-bol'shogo-regiona (accessed 23 December 2020).

5. Zemtsov S.P., Tsareva Yu.V. Tendentsii razvitiya sektora malykh i srednikh predpriyatiy v usloviyakh pandemii i krizisa [Trends in the development of the small and medium-sized enterprises sector in the context of a pandemic and crisis]. Monitoring ekonomicheskoy situatsii v Rossii. Tendentsii i vyzovy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Monitoring the economic situation in Russia. Trends and challenges of socio-economic development]. 2020, I. 10(112), pp. 155-166.

6. Opros: tret' predprinimateley v Rossii soobshchili o sokra-shchenii bolee 50% sotrudnikov [Survey: a third of entrepreneurs in Russia reported a reduction of more than 50% of employees]. TASS [TASS]. Available at: https://tass.ru/ekonomika/ 8259153 (accessed 24 December 2020).

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 iyunya 2020 g. № 887 "Ob osobennostyakh pravovogo regulirovaniya trudovykh otnosheniy i inykh neposredstvenno svyazannykh s nimi ot-nosheniy v 2020 godu" [Resolution of the Government of the Russian Federation of June 19, 2020 No. 887 "On the specifics of legal regulation of labor relations and other directly related relations in 2020"]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Fede-ratsii ot 29 iyunya 2020 g. N 26 st. 4115 [Collected Legislation of the Russian Federation of June 29, 2020 No. 26 Art. 4115].

8. Starostina Yu. Vlasti predlozhili osobye pravila uvol'neniy i pro-stoya vo vremya pandemii [The authorities have proposed special rules for layoffs and downtime during a pandemic]. RBC.ru [RBC.ru]. Available at: https://www.rbc.ru/economics/29/05/2 020/5ecfa1259a79474f552984c8 (accessed 23 December 2020).

9. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 29.12.2020) [Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 N 197-FZ (as amended on December 29, 2020)]. Rossiyskaya gazeta ot 31 dekabrya 2001 g. N 256 [Russian newspaper of December 31, 2001 N 256].

10. Otchet o rabote Gosudarstvennoy inspektsii truda za pervoe polugodie 2020 goda [Report on the work of the State Labor Inspectorate for the first half of 2020]. Rostrud. Gosudarstven-naya inspektsiya truda v Moskovskoy oblasti [Rostrud. State Labor Inspectorate in the Moscow Region]. Available at: https://git50.rostrud.gov.ru/osnovnye_pokazateli_deyatelnosti_ gosudarstvennoy_inspektsii_truda/ otchety_o_rabote_git/ (accessed 23 December 2020).

11. Zanyatost' naseleniya [Employment of the population]. Levada — tsentr [Levada is the center]. Available at: https://

www.levada.ru/2020/08/17/zanyatost-naseleniya-2/ (accessed 23 December 2020).

12. Kak bezrabotnym v Podmoskov'e oformit' ezhemesyachnuyu vyplatu [How to issue a monthly payment to the unemployed in the Moscow region]. Pravitel'stvo Moskovskoy oblasti [Government of the Moscow region]. Available at: https://mosreg. ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-bezrabotnym-v-podmoskove-oformit-ezhemesyachnuyu-vyplatu (accessed 29 December 2020).

13. Zamakhina T. Tseny — ne sakhar [Prices are not sugar]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. Available at: https:// rg.ru/2020/12/13/vladimir-putin-potreboval-za-nedeliu-reshit-vopros-s-cenami-na-produkty.html (accessed 25 December 2020).

14. Rossiya i MOT dogovorilis' o sotrudnichestve na predstoyas-hchie chetyre goda [Russia and the ILO have agreed on cooperation for the next four years]. Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation]. Available at: https:// mintrud.gov.ru/employment/71 (accessed 24 December 2020).

15. Federal'nyy zakon ot 8 dekabrya 2020 g. N 407-FZ "O vnesenii izmeneniy v Trudovoy kodeks Rossiyskoy federatsii v chasti re-gulirovaniya distantsionnoy (udalennoy) raboty i vremennogo perevoda rabotnika na distantsionnuyu (udalennuyu) rabotu po initsiative rabotodatelya v isklyuchitel'nykh sluchayakh" [Federal Law of December 8, 2020 N 407-FZ "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation regarding the regulation of remote (remote) work and temporary transfer of an employee to remote (remote) work at the initiative of the employer in exceptional cases"]. Informatsionno-pravo-voy portal «Garant» [Information and legal portal "Garant"]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74915881/#review (accessed 04 January 2021).

16. Federal'nyy zakon ot 09.11.2020 N 362-FZ "O vnesenii izmeneniy v Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 09.11.2020 N 362-FZ "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation"]. Informatsionno-pravovoy portal «Garant» [Information and legal portal "Garant"]. Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1420742/ (accessed 04 January 2021).

17. Federal'nyy zakon ot 08.06.2020 N 172-FZ (red. ot 29.12.2020) "O vnesenii izmeneniy v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 08.06.2020 N 172-FZ (as amended on 29.12.2020) "On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation"]. Informatsionno-pravovoy portal «Garant» [Information and legal portal "Garant"]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74132793/ (accessed 04 January 2021).

18. Tverdaya E. Mery podderzhki biznesa Podmoskov'ya v usloviyakh pandemii koronavirusa [Measures to support business in the Moscow region in the context of the coronavirus pandemic]. Pravitel'stvo Moskovskoy oblasti [Government of the Moscow Region]. Available at: https://mosreg.ru/sobytiya/ novosti/news-submoscow/mery-podderzhki-biznesa-podmoskovya-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa (accessed 04 January 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.