УДАЛЕННАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА И ПЕРСОНАЛА1
REMOTE WORK IN A PANDEMIC: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR BUSINESS AND PERSONNEL
ПОЛУЧЕНО 13.01.2021 ОДОБРЕНО 18.01.2021 ОПУБЛИКОВАНО 25.02.2021 НАГАПЕТЯН К.В.
Ассистент кафедры Менеджмента, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск
NAGAPETYAN K.V.
Assistant, Department of Management, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk
e-mail: [email protected]
УДК 331.103 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-1-70-79
ОЗЕРНИКОВА Т.Г. Д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры Менеджмента, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск
OZERNIKOVA T.G. Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Management, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk
e-mail: [email protected]
Аннотация
Временный дистанционный (удаленный) режим работы получил широкое распространение в отечественных организациях в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в период пандемии COVID-19. В статье проанализирована практика перевода сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы предприятий в период пандемии. Методы исследования: проблемное интервью, а также контент-анализ научной литературы и публикаций СМИ. Выявлены проблемы, возникающие при переводе сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы, а также возможности, открывающиеся при использовании данного режима работы. Дифференцировано понимание проблем и возможностей удаленной работы с позиции работодателей и наемных работников. Наиболее значимые проблемы использования дистанционного (удаленного) режима работы сгруппированы по их содержанию, выделены четыре группы проблем: организационно-управленческие, проблемы ресурсного обеспечения, психологические и проблемы интернет-администрирования; определена их сравнительная значимость. Доказана необходимость разработки комплекса организационно-управленческих мер для обеспечения эффективного функционирования дистанционного (удаленного) режима работы.
Ключевые слова: дистанционная работа, удаленная работа, дистанционный (удаленный) режим работы, проблемы, возможности, пандемия COVID-19.
Abstract
The temporary remote operation has become widespread in domestic organizations due to the difficult epidemiological situation during the COVID-19 pandemic. The article analyzes the practice of transferring employees to a temporary remote operation of enterprises during a pandemic. Research methods: problem interview, as well as content analysis of scientific literature and media publications. The problems that arise when employees are transferred to a temporary remote operation, as well as the opportunities that open up when using this mode of operation are identified. Differentiated understanding of the problems and opportunities of remote work from the perspective of employers and employees. The most significant problems of using the temporary remote operation are grouped according to their content, four groups of problems are singled out: organizational and managerial problems, resource provision problems, psychological and Internet administration problems; their comparative significance is determined. The necessity of developing a complex of organizational and managerial measures to ensure the effective functioning of the temporary remote operation has been proved.
Keywords: teleworking, remote working, remote operation, challenges, opportunities, COVID-19 pandemic.
ВВЕДЕНИЕ
Экономический кризис, обусловленный распространением вируса COVID-19 и пандемии, оказал существенное влияние на все сферы жизнедеятельности. Активно апробируются разные форматы подстройки к вынужденным изменениям как на уровне отдельных глобальных систем управления (стран), так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий). Способы адаптации к изменениям представляют особый интерес для осмысления как для практиков, так и для научного сообщества.
Сфера социально-трудовых отношений за последний год подверглась серьезным изменениям. Распространение вируса COVID-19 вынудило множество организаций перейти, полностью или частично, на временный дистанционный
(удаленный) режим работы, чтобы избежать массовых заражений в офисах. За несколько недель дистанционная (удаленная) работа для большинства предприятий стала, практически, повседневной реальностью. Переход к временной дистанционной (удаленной) работе стал вынужденной мерой. В ряде исследований прослеживается факт слабой готовности многих организаций и их сотрудников к изменению режима работы [1, 2, 3]. Как отмечает Алексей Цембер, директор по продажам BIA Technologies, первое и самое главное, что определяет успешность бизнеса в кризис — уровень его цифровой зрелости. «В тех компаниях, где развитие информационных технологий было стратегической точкой роста, справились быстро, а все трудности сводились исключительно к скорости адаптации сотрудников. Но таких компаний единицы», — подчеркивает он [4]. Анализ и сис-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках реализации программы развития НГТУ, научный проект № С21-20.
тематизация основных проблем перехода к временной дистанционной (удаленной) работе поможет разработке организационно-управленческих решений для сохранения и повышения эффективности функционирования организаций.
«ВРЕМЕННАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ (УДАЛЕННАЯ) РАБОТА»: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
В настоящее время и в научных публикациях, и в СМИ активно используются оба термина — «удаленная работа» и «дистанционная работа». Многие электронные научные библиотеки и журналы (такие как eLibrary.Ru, Google Академия, «Региональная экономика», «Экономика и бизнес», «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» и другие) размещают публикации, посвященные переводу сотрудников на дистанционную (удаленную) работу в период пандемии. Для оценки масштаба распространения анализируемых терминов в декабре 2020 г. на сайте Google Академии проведен поиск по ключевым словам «удаленная работа» и «дистанционная работа». В результате найдено 3840 публикаций с упоминанием термина «удаленная работа» за 2020 г. и 6300 — с упоминанием термина «дистанционная работа» [5]. Прирост количества публикаций составляет в среднем 160 единиц в месяц; в ноябре при однотипных запросах было выявлено 3720 и 6100 публикаций соответственно. Рассмотрим содержание этих понятий и возможности их использования при описании временного перевода сотрудников на работу из дома в условиях пандемии.
В российском трудовом законодательстве предусмотрены случаи выполнение трудовых функций вне места расположения работодателя — надомная работа и дистанционная работа. Так, согласно ст. 310 ТК РФ надомниками считают тех, кто заключил трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, которые выделяет работодатель или работник приобретает за свой счет. Результат надомной работы — это некоторая продукция, физические объекты. Как правило, надомниками становятся лица с ограниченной трудоспособностью. Поручаемые им работы не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (гл. 49, ст. 311 ТК РФ). Понятие «дистанционная работа» определено законодательно в 2013 г. (ст. 49.1 ТК РФ введена Федеральным законом от 05.04.2013 № 60-ФЗ). Дистанционная работа — это выполнение определенных трудовым договором трудовых функций вне места нахождения работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (гл. 49.1, ст. 312.1 ТК РФ). Законодательно определены особые условия заключения и прекращения трудового договора при дистанционной работе, особенности организации и охраны труда дистанционных работников, их режима труда и отдыха (гл. 49.1 ТК РФ). Как правило, дистанционные работники заняты интеллектуальным трудом, в этом формате трудятся программисты, бухгалтеры, журналисты, дизайнеры и др. При относительно невысокой распространенности дистанционной работы до пандемии, в отдельных сферах был накоплен определенный опыт организации такой работы (например, IT-компании).
В период пандемии COVID-19 возникла совершенно новая ситуация: в условиях введения «режима самоизоляции» и «режима повышенной готовности» работодатели были
обязаны временно перевести работников на дистанционный режим работы (полностью или частично). Данные меры показали свою эффективность во время первой волны пандемии в России. Во время второй волны пандемии частичный перевод сотрудников на дистанционный режим работы как одну из основных противоэпидемических мер ввели 63 российских региона из 85, при этом доля работников, переводимых на «работу из дома», составила от 30 до 50% [6].
Развитие взаимодействия между сторонами трудовых отношений с использованием информационно-коммуникационных технологий в период пандемии указало на противоречия между реальными процессами в сфере труда в период пандемии и российским трудовым правом, в частности устанавливаемыми им формами занятости и рабочего времени [7]. Действительно, временный перевод сотрудников на дистанционный режим работы, особенности его введения, оформления, организации не были регламентированы трудовым законодательством. Возник новый феномен, отражающий потребности общества в сложных эпидемиологических условиях. Для обозначения этого явления стали использоваться два термина — «удаленная работа» и «дистанционная работа». В то же время использование регламентированного гл. 49.1 ТК РФ термина «дистанционная работа» в данном случае не было вполне корректным, так как дистанционная работа подразумевает изначальное заключение соответствующего трудового договора по взаимному согласию работника и работодателя для выполнения трудовых функций дистанционно на постоянной основе.
Таким образом, пандемия СОУГО-19 выявила проблемы российского трудового права, состоящие в его недостаточной гибкости и ограниченных возможностях применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях. На основе анализа накопленного российского и международного опыта удаленного функционирования сотрудников организаций на самоизоляции фракцией «Единая Россия» был предложен законопроект, который учитывает особенности временной дистанционной занятости. Принят Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях», который вступил в силу с 01.01.2021 [8, 9].
Введенные поправки закрепляют различия видов работы вне места расположения работодателя: дистанционная (удаленная) работа на постоянной основе, временная дистанционная (удаленная) работа, а также комбинированная дистанционная (удаленная) работа: чередование периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте.
Режим временной дистанционной (удаленной) работы вводится на основании трудового договора, заключаемого между работодателем и работником или дополнительного соглашения к трудовому договору, в случае если основания для установления режима временной дистанционной (удаленной) работы возникли после заключения трудового договора. В период катастрофы, эпидемии и др. исключительных случаях временный перевод работников на дистанционный (удаленный) режим работы по инициативе работодателя может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления. Устанавливается порядок временной дистанционной (удаленной) работы, предусматривающий как график временной дистанционной (удаленной)
работы — количество и периодичность предоставления рабочих дней и рабочих часов работнику в режиме временной дистанционной (удаленной) работы, так и способы обмена информацией между работниками о производственных заданиях и их выполнении [9].
Таким образом, законодательно закреплены оба термина — «удаленная работа» и «дистанционная работа», употребляющиеся фактически как синонимы. Термин «удаленная работа», активно используемый на практике в период пандемии, легитимизирован. Данный режим работы до периода пандемии был характерен для ограниченного круга работников интеллектуального труда и творческих профессий, но в настоящее время масштабы удаленной работы исключительно велики, а возникающие проблемы волнуют как работников, так и работодателей. В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие при введении временной дистанционной (удаленной) работы в период пандемии СОУТО-19.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ
Целью исследования является выявление спектра проблем, которые возникли при переводе сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы.
Исследовательские методы: обзор научной литературы и СМИ, проблемное интервью, контент-анализ СМИ и научных публикаций.
Метод проблемного интервью позволил выявить фактический опыт работодателей в управлении персоналом в период пандемии и основные проблемы, связанные с переводом сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы. С помощью дистанционных технологий были опрошены руководители 8 компаний г. Новосибирска, в том числе 5 компаний, имеющих опыт перевода сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы. Интервью проведены в сентябре 2020 г.
Контент-анализ СМИ и научных публикаций проведен для подтверждения и дополнения перечня проблем и возможностей, выявленных в ходе проблемного интервью представителей бизнеса. Проанализировано 40 источников (опубликованных с апреля по ноябрь 2020 г.), содержащих информацию о проблемах, возникающих при переводе сотрудников на дистанционную работу. Использованы следующие ресурсы: информационное агентство «РБК», электронный журнал «Известия», журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», российские биб-лиометрические системы eLibrary и znanium и ряд др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОБЛЕМНЫХ ИНТЕРЬВЮ О ПЕРЕВОДЕ СОТРУДНИКОВ НА ВРЕМЕННЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ (УДАЛЕННЫЙ) РЕЖИМ РАБОТЫ
Для уточнения предметной области исследования было проведено проблемное интервью с открытыми вопросами. Респонденты1 — представители бизнеса — рассказали о практических решениях в области управления персоналом в период пандемии. Анализируя результаты, полученные в ходе проблемного интервью, можно отметить, что 5 компаний (63%) из 8 опрошенных переводили сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы. Результаты опроса компаний, которые переводили
1 Респондентами выступали руководители ООО «ТОСС», ООО «Отелит Деволопмен», ООО «Визавиа» — визово-туристический центр, ООО «Ютис» — миграционно-тестовый центр, ООО ТД «Калина», сеть кофеен Кофий ROOM, ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК» и ООО «Калифорния»
сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы, представлены в табл. 1. Респонденты — руководители организаций, руководители HR-служб, линейные руководители. В ходе интервью выявлены мнения респондентов о том, какие проблемы переход на дистанционный режим доставляет работодателям и сотрудникам и какие возможности работодателям и сотрудникам предоставляет такой режим работы.
Анализируя результаты интервью с представителями бизнеса, можно выделить топ-три проблемы, с которыми столкнулись сотрудники и работодатели. Первые две проблемы можно отнести к техническим ресурсам организации и сотрудников.
Первая проблема, которая упоминается часто и имеет значение как для работодателей, так и для сотрудников — это нехватка пригодного для выполнения обязанностей рабочего оборудования (компьютеров, принтеров и пр.). Работникам приходилось использовать свои технические устройства или приобретать новые, так как со стороны организации не было предоставлено такого ресурса. В соответствии с законодательством и практикой большинства стран затраты на оборудование обычно не возмещаются. В новой редакции ТК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2021 г., обязательным условием введения дистанционной работы является обеспечение работников необходимым оборудованием или возмещение осуществленных затрат [9]. С данной проблемой столкнулась практически каждая вторая компания. Представитель компании «Отелит Девелоп-мен» Екатерина Хозова отметила: «У нашей компании оборудования хватало для каждого работника, переведенного на дистанционную (удаленную) работу, но сложность была в перемещении их в различные точки города, так как один компьютер весит около 10 кг, так еще и настроен на локальную сеть непосредственно офиса».
Вторая проблема, которую необходимо выделить — это нестабильный Интернет, технические проблемы в ходе работы онлайн. Хотя развитие информационно-коммуникационных технологий создало и расширило возможности для временного дистанционного (удаленного) режима работы, в условиях массового использования сетевых ресурсов работодатели не могут контролировать технические сбои, возникающие независимо от действий работников и организации.
Третья проблема, с которой столкнулись как работодатели, так и сотрудники обследованных организаций — это психологическая неготовность людей работать из дома, и как следствие, снижение эффективности работы сотрудников. Во время пандемии СОУГО-19 многие работники впервые столкнулись с дистанционным (удаленным) режимом работы, оказавшись при этом в изоляции от своих коллег, друзей и иногда даже семьи. Их повседневная жизнь нарушилась, что вызывало стресс, ощущение давления, физического и умственного напряжения. Влияние факторов стресса усиливается в условиях текущей эпидемиологической и экономической ситуации. В то же время, многие организации заметили повышение вовлеченности в работу и эффективности труда сотрудников по завершении адаптации к дистанционному (удаленному) режиму работы.
Несмотря на остроту указанных респондентами проблем дистанционной работы, почти все опрошенные отмечают ряд возможностей, которые новый формат работы предоставляет как бизнесу, так и сотрудникам. Поэтому после окончания пандемии некоторые организации планируют полностью или частично сохранить практику дистанционной работы. Решения компаний об изменении режима работы сотрудников в постпандемический период следующие: ООО «ТОСС» планируют оставить смешанный режим работы, ООО «Отелит Деволопмен» вернутся к прежнему ре-
Таблица 1
Проблемы и возможности перевода сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы:
результаты проблемных интервью
Компания Вид деятельности % сотрудников, переведенных на дистанционную работу Проблемы перевода на дистанционный режим работы Возможности перевода на дистанционный режим работы
ООО «ТОСС. Вид деятельности: торговля, оптовая торговля 100 Для работодателя: • снижение эффективности, примерно, на 20%; • психологическая неготовность сотрудников работать из дома; • нехватка оборудования; • технические проблемы (затраты времени на настройку и установку необходимых программ). Для сотрудников: • отсутствие нормального рабочего места; • нехватка оборудования; • использование своих технических средств, которые оказались недостаточно качественными для работы с программами организации Для работодателя: • улучшения эмоциональной составляющей сотрудников после адаптации, что влияет на эффективность работы. Для сотрудников: • экономия времени на дорогу; • экономия денежных средств на транспорт; • возможность просыпаться позже
ООО «Отелит Деволопмен». Вид деятельности: девелопер торговой недвижимости 50 Для работодателя: • нежелание сотрудников работать из дома из-за отсутствия командного духа и рабочей атмосферы; • отсутствие системы контроля и мониторинга выполнения задач сотрудниками; • многие процессы невозможно перенести на дистанционный формат работы, а те, что можно — тесно связаны с теми, что невозможно. Для сотрудников: • нехватка личного общения; • снижение мотивации; • снижение эффективности и продуктивности в работе; • психологическая неготовность работать из дома Для работодателя и сотрудников: • возможности не отмечены. Для сотрудников: • возможности не отмечены
ООО Визавиа — визово-туристический центр Вид деятельности: Туристические услуги. ООО Ютис — миграци-оно-тестовый центр. Вид деятельности: Миграционные услуги 100 Для работодателя: • нехватка технического оборудования; • высокая нагрузка IT-специалиста для налаживания CRM- системы; • использование клиентской базы в личных целях сотрудниками. Для сотрудников: • психологическая неготовность работать из дома; • тяжело разграничить личное и рабочее время • технические проблемы, сбои в интернет-сети Для работодателя: • экономия на аренде офисных помещений Для сотрудников: • экономия времени на дорогу; • экономия денежных средств на транспорт; • возможность просыпаться позже
Кофий ROOM Вид деятельности: Общественное питание 10 Для работодателя: • проблемы не отмечены. Для сотрудников: • увеличение рабочего дня; • необходимость быть на связи в любую минуту; • неудобное рабочее пространство дома Для работодателя: • экономия на аренде офисных помещений; • денежные средства от аренды пошли на создание личного сайта кофейни; Для сотрудников: • возможности не отмечены
жиму, где все сотрудники работают в офисе с 9:00 до 18:00, ООО «Визавиа — визово-туристический центр» и ООО «Ютис — миграционо-тестовый центр» перейдут полностью на дистанционный (удаленный) режим работы, сеть кофеен «Кофий ROOM» планируют оставить бухгалтера работать в дистанционном (удаленном) режиме на постоянной основе.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ПЕРЕВОДА СОТРУДНИКОВ НА ВРЕМЕННЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ (УДАЛЕННЫЙ) РЕЖИМ РАБОТЫ
Для подтверждения выводов, сделанных по итогам интервью с представителями бизнеса о практике организации работы сотрудников компании в период пандемии, и уточнения спектра проблем и возможностей дистанционной работы проведен анализ публикаций, посвященных переводу сотрудников на дистанционный (удаленный) режим работы. Для контент-анализа использованы следующие источники:
1. Научные публикации [1—3, 7, 10—22];
2. Публикации в электронных СМИ, в том числе интервью с предпринимателями, мнения экспертов, результаты исследований (материалы информационного агентства «РБК», журналов «Ведомости», «Известия», новостного портала «Яндекс» и журнала Forbes Россия).
В качестве категорий анализа при проведении контент-анализа выступали проблемы и возможности, возникающие при введении дистанционного (удаленного) режима работы (для работодателей и для сотрудников). Смысловыми единицами выступали формулировки проблем и возможностей, выраженные сочетаниями слов, смысловыми абзацами, а единицами счета — появление (упоминание) смысловых единиц в тексте документов [18].
В табл. 2 представлены проблемы, возникающие у работодателей при введении дистанционного (удаленного) режима работы, наиболее часто упоминаемые в научных публикациях и СМИ [1-4, 7-17, 19-25].
Проблемы проранжированы по частоте упоминания в источниках. Наиболее распространенной проблемой работодателей при переводе сотрудников на дистанционную (удален-
Таблица 2
Проблемы, возникающие у работодателей при введении дистанционного (удаленного) режима работы, по результатам контент-анализа научных публикаций и СМИ
ную) работу в период короновирусной инфекции является сложность организации удаленного контроля и взаимодействия с сотрудниками (37,5%) [1—4, 7—17, 19—25]. Действительно, дистанционный формат работы несет множество рисков для работодателя. Так, бесконтрольные действия сотрудников приведут к росту «инсайдерства». Отсутствие систем контроля перемещения данных — к непрогнозируемым утечкам. Кроме того, без мониторинга действий персонала эффективность работы удаленных сотрудников будет значительно снижаться.
Кроме того, результаты контент-анализа позволили подтвердить значимость технических проблем: проблемы нехватки оборудования для работы персонала дома, а также технические неполадки, возникающие в ходе работы у сотрудников из дома выявлены в 35% рассмотренных источников. Работодатели отмечают снижение эффективности
и продуктивности работников (25%) и злоупотребление дистанционным (удаленным) режимом работы со стороны сотрудников (15%). По мнению Артема Гончаренко, коммерческого директора С1оМ4^ «многие бизнесы обеспокоены падением качества работы: от необорудованного рабочего пространства, некачественно настроенной связи и отвлекающих факторов, до отсутствия сотрудников в рабочие часы» [4].
В табл. 3 представлены проблемы, возникающие у работников при введении дистанционного (удаленного) режима работы, наиболее часто упоминаемые в научных публикациях и СМИ [1-4, 7-17, 19-25].
Результаты контент-анализа свидетельствуют, что 30% источников содержат упоминания о таких проблемах сотрудников как дефицит технического оборудования и прерывания в локальной интернет-сети. Не менее важной проблемой стала организация рабочего места в доме — 27,5% [12-13, 17]. Не у всех работников есть отдельная изолированная комната, что затрудняет рабочий процесс, отмечается отсутствие специального стула и стола для организации
Таблица 3
Проблемы, возникающие у работников при введении дистанционного (удаленного) режима работы, по результатам контент-анализа научных публикаций и СМИ
№ Формулировка проблемы Количество упоминаний (источников) % от общего числа источников
1 Нестабильный Интернет или его отсутствие 12 30,0
2 Необходимость покупки технических средств для удаленного функционирования за свой счет 12 30,0
3 Отсутствие рабочего места дома (в том числе плохо оборудованное рабочее место, например, маленький экран ноутбука) 11 27,5
4 Увеличение продолжительности рабочего дня 10 25,0
5 Сложность разграничить личную жизнь и работу 9 22,5
6 Психологическая неготовность работать из дома 9 22,5
7 Сложность получения помощи 1Т-специалиста 8 20,0
8 Сложность в обеспечении безопасного доступа к ^-инфраструктуре 8 20,0
9 Нехватка живого общения 8 20,0
10 Проблема сосредоточения в домашних условиях 6 15,0
11 Неэффективность письменных коммуникаций 6 15,0
12 Профессиональное выгорание 6 15,0
13 Присутствие дома детей, семьи 5 12,5
14 Сложности защиты и обеспечения конфиденциальности данных 5 12,5
15 Отсутствие цифрового документооборота, правил и процедур внутреннего распорядка к переходу на удаленный режим 4 10,0
16 Увеличение затрат на еду и коммунальные услуги 3 7,5
17 Не налаженное информирование от руководства 3 7,5
18 Спад мотивации 3 7,5
19 Необходимость поддерживать связь 24/7 3 7,5
№ Формулировка проблемы Количество упоминаний (источников) % от общего числа источников
1 Сложность удаленно контролировать работу и взаимодействовать с сотрудниками 15 37,5
2 Нехватка оборудования для работы персонала дома 14 35,0
3 Возникновение технических неполадок в ходе работы у сотрудников из дома 14 35,0
4 Ухудшение эффективности и продуктивности работников 10 25,0
5 Сложность в обеспечении безопасного доступа к ^-инфраструктуре 10 25,0
6 Потребность в приобретении дополнительных технических средств для удаленного функционирования 6 15,0
7 Злоупотребление режимом работы со стороны сотрудников 6 15,0
8 Неэффективность письменных коммуникаций 5 12,5
9 Отсутствие системы мотивации сотрудников на удаленном режиме 5 12,5
10 Отсутствие цифрового документооборота, правил и процедур внутреннего распорядка при переходе на удаленный режим 5 12,5
11 Сложность в обслуживании персональных технических средств сотрудников на удаленном режиме (1Т-специалист не может подойти к любому работнику и посмотреть, в чем проблема) 4 10,0
12 Снижение «командного духа» 4 10,0
13 Необходимость актуализации документации, разработки новых регламентов 4 10,0
14 Снижение потребительского спроса, что снижает объем работы у сотрудников 3 7,5
15 Сложность в обучении новых сотрудников (увеличение адаптационного периода) 3 7,5
16 Необходимость соблюдения указаний и директив государственных органов о переводе на удаленную работу сотрудников 3 7,5
комфортного эргономичного рабочего места. 25% источников содержат упоминания проблемы нестабильности и увеличения продолжительности рабочего дня, 22,5% — моральных и психологических проблем. Отмечается, что при работе из дома личная жизнь смешивается с рабочей и становится достаточно трудно их разделить.
В то же время достаточно часто упоминаются новые возможности, которые открывает для работодателей и работников использование дистанционной работы. В табл. 4 представлены наиболее часто упоминаемые в научных публикациях и СМИ возможности, возникающие у работодателей при введении дистанционного (удаленного) режима работы [1-4, 7-17, 19-25].
Таблица 4
Возможности, возникающие у работодателей при введении дистанционного (удаленного) режима работы, по результатам контент-анализа научных публикаций и СМИ
№ Формулировка возможностей Количество упоминаний (источников) % от количества источников
1 Увеличение продуктивности, в результате адаптации к новому режиму 5 12,5
2 Снижение количества отгулов и больничных 4 10,0
3 Развитие digital-технологий в бизнесе 3 7,5
4 Снижение затрат для работодателей (аренда офисов, коммунальные платежи, транспорт и т.д.) 2 5,0
5 Формирование электронного документооборота 2 5,0
6 Улучшение клиентского сервиса 2 5,0
7 Повышение вовлеченности молодежи в удаленный режим работы 2 5,0
8 Упрощение организации удаленного труда (без ЭЦП и пр .) 2 5,0
9 Профессиональный рост сотрудников в использовании новых технологий 2 5,0
Несмотря на все рассмотренные выше проблемы, временная дистанционная (удаленная) работа открыла ряд возможностей для работодателя. Дмитрий Лаврентьев, директор по персоналу «Росгостраха» считает: «Комбинированный режим работы будет востребован молодыми сотрудниками, что является возможностью для организаций». 12,5% рассмотренных источников содержит упоминания о том, что после завершения адаптации к работе из дома у сотрудников повышается эффективность и производительность труда, а также снижается количество отгулов и больничных (10%). Развитие digital — технологий в бизнесе (7,5% источников) занимают третью строчку при ранжировании возможностей, но имеют не менее важную значимость для развития и конкурентоспособности бизнеса.
В табл. 5 представлены наиболее часто упоминаемые в научных публикациях и СМИ возможности, возникающие у работников при введении дистанционного (удаленного) режима работы [1—4, 7—17, 19—25].
Во многих публикациях описываются возможности, которые открываются при работе из дома перед сотрудниками. Это экономия затрат времени и денег на дорогу на работу и обратно (12,5% источников). Многих специалистов привлекает комбинированный режим работы, когда работа в офисе сочетается с работой из дома (12,5%).
Анализируя материалы табл. 2—5, следует отметить, что количество упоминаний возможностей дистанционной работы значительно меньше, чем количество упоминаний возникших проблем; это касается и разнообразия перечня
Таблица 5
Возможности, возникающие у работников при введении дистанционного (удаленного) режима работы, по результатам контент-анализа научных публикаций и СМИ
№ Формулировка возможностей Количество упоминаний (источников) % от количества источников
1 Экономия затрат времени и денег на дорогу 5 12,5
2 Возможность комбинированного режима работы 5 12,5
3 Возможность просыпаться позже 3 7,5
4 Увеличение времени на выполнение домашних дел 3 7,5
5 Увеличение продуктивности после завершения адаптации 3 7,5
проблем и возможностей. Значит, возникающие при переходе на дистанционную работу сложности гораздо более очевидны и для сотрудников, и для работодателей, по сравнению с возможностями, которые открывает дистанционная работа. Это можно объяснить вынужденным характером перехода на дистанционную работу в условиях пандемии. В то же время после завершения адаптации сотрудников и «подстройки» бизнес-процессов, выгоды и возможности удаленного режима как для компании, так и для сотрудников будут более понятны и очевидны. Кроме того, законодательно закреплена возможность использования комбинированного режима работы, сочетающего достоинства и удаленной работы, и работы на стационарном рабочем месте. Именно комбинированный режим работы представляется весьма перспективным для дальнейшего применения после окончания пандемии.
Результаты проведенного контент-анализа позволили выделить четыре укрупненные группы проблем функционирования дистанционного (удаленного режима) работы по их содержанию как для работодателей, так и для сотрудников (табл. 6).
В таблице выделены четыре группы наиболее острых проблем, возникающих у работодателей и работников при переводе на дистанционной (удаленный) режим работы в период пандемии. Для ранжирования групп проблем по значимости (как для сотрудников, так и для работодателей) в качестве критерия использована частота упоминания в рассмотренных источниках информации (суммарная доля упоминаний проблем каждой группы к общему числу упоминаний всех проблем во всех рассмотренных источниках). Сравнительная значимость групп проблем перехода на дистанционный режим работы для работодателей и работников представлена на рис. 1.
Наиболее острыми проблемами для работодателей являются проблемы организационно-управленческого характера — 38,7% от общего количества упоминаний. Многие организации впервые столкнулись с дистанционным (удаленным) режимом работы и не знали, как организовать работу с минимальными потерями. Практически каждый бизнес-процесс нужно было перестроить под новый режим работы. Принятые управленческие решения на основе первого российского и международного опыта, а также целеустремленная работа компаний над решением проблем, которые возникли в ходе перевода работников на дистанционный (удаленный) режим работы, позволяет оптимизировать бизнес-процессы и расширять выгоды от его использования.
На втором месте по значимости для работодателей — проблемы интернет-администрирования (25,2%), проблемы ресурсного обеспечения и психологические проблемы
Таблица 6
Группы проблем при переводе сотрудников на временный дистанционный (удаленный) режим работы для работодателей и сотрудников
Проблемы работодателей | Проблемы сотрудников
Организационно-управленческие проблемы
Сложность удаленно контролировать работу и взаимодействовать с сотрудниками Плохо организованное информирование от руководства
Неэффективность письменных коммуникаций Неэффективность письменных коммуникаций
Отсутствие системы мотивации сотрудников на удаленном режиме Спад мотивации
Отсутствие цифрового документооборота, правил и процедур внутреннего распорядка к переходу на удаленном режиме Отсутствие цифрового документооборота, правил и процедур внутреннего распорядка к переходу на удаленный режим
Актуализация документации, разработка новых регламентов Увеличение продолжительности рабочего дня
Снижение объема работы сотрудников вследствие спада потребительского спроса Необходимость поддерживать связь 24/7
Сложность в обучении новых сотрудников (увеличение адаптационного периода)
Соблюдение указаний и директив государственных органов о переводе на удаленную работу сотрудников
Проблемы с ресурсным обеспечением
Нехватка оборудования для работы персонала дома Необходимость приобретения технических средств для удаленного функционирования за свой счет
Потребность в приобретении дополнительных технических средств для удаленного функционирования Отсутствие рабочего места дома
Присутствие дома детей, семьи
Увеличение затрат на еду и коммунальные услуги
Психологические проблемы
Ухудшение эффективности и продуктивности работников Сложность разграничивания личной жизни и работы
Проявление оппортунистического поведения работников Психологическая неготовность работать из дома
Снижение «командного духа» Нехватка живого общения
Сложность сосредоточиться в домашних условиях, снижение работоспособности
Профессиональное выгорание
Проблемы интернет-администрирования
Возникновение технических неполадок в ходе работы у работников из дома Нестабильный Интернет или его отсутствие
Сложность в обеспечении безопасного доступа к 1Т-инфраструктуре Отсутствие консультаций 1Т-специалиста при решении вопросов онлайн функционирования
Сложность в обслуживании персональных технических средств сотрудников на удаленном режиме Сложность в обеспечении безопасного доступа к 1Т-инфраструктуре
имеют одинаковую значимость (по 18,0%). Таким образом, по мнению работодателей, при переходе на временный удаленный (дистанционный) режим работы необходимо выстраивать новую, адекватную ситуации систему управления, включая решение вопросов цифровизации рабочих процессов.
Для работников при переходе на дистанционное (удаленное) функционирование наиболее значимы были психологические проблемы (29%), с которыми частично удалось справиться в результате адаптации, что подтверждает пере-
чень возможностей, которые открывает переход на дистанционный (удаленный) режим работы, выявленный в ходе контент-анализа. Значимость остальных групп проблем для работников тоже достаточно велика и различается незначительно: проблемы интернет-администрирования — 25,2%, проблемы с ресурсным обеспечение — 23,7%, организационно-управленческие проблемы — 22,1%. Несмотря на относительно меньшую значимость организационно-управленческих проблем для работников, можно предположить, что именно выстраивание адекватного организационно-управленческого механизма в условиях дистанционного режима работы позволит смягчить все основные проблемы, испытываемые сотрудниками.
К сожалению, развитие эпидемиологической ситуации не позволяет делать оптимистичные прогнозы по срокам завершения пандемии в России и в мире. Возникают новые риски (появление мутаций коронавируса, угроза третьей волны пандемии и пр.). Следует признать, что дистанционный (удаленный) режим работы стал для многих организаций повседневной реальностью на продолжительное время. Кроме того, даже после завершения пандемии возможно использование комбинированных режимов работы, сочетающих работу из дома и работу на стационарном рабочем месте. Комбинированный режим работы позволит обеспечить безопасность здоровья сотрудников, снизить арендные платежи офисов, привлечь молодой потенциал, упростить многие бизнес-процессы и перевести их в цифровой формат.
Разработка организационно-управленческих мер регулирования деятельности в условиях перехода сотрудников на дистанционную работу является актуальной задачей для российских компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные проблемные интервью с предпринимателями г. Новосибирска в сентябре 2020 г. позволили обозначить круг проблем, возникающих при введении дистанционного режима работы у работников и работодателей: проблемы управления и ресурсного обеспечения, технические проблемы, психологические трудности. Значимость указанных проблем подтверждена в ходе контент-анализа 40 источников, содержащих информацию о введении дистанционной работы (научные публикации, материалы СМИ). Анализ более широкого круга источников позволил расширить перечень существующих проблем и возможностей, а также сгруппировать их по степени значимости (на основе частоты упоминания в текстах). Подтверждена высокая значимость проблем организационно-управленческого характера как для работодателей, так и для сотрудников.
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ регламентирует ряд актуальных вопросов применения дистанционных (удаленных) режимов работы, в том числе в условиях пандемии, однако каждая организация сталкивается с необходимостью разработки практических механизмов управления персоналом в новых условиях. Высокая значимость выявленных проблем требует не только детального анализа и доработки нормативно-правовой базы, но и создания четкого и прозрачного организационно-экономического механизма выстраивания дистанционного (удаленного) режима работы в каждой компании. Данный механизм позволит быстро и оперативно принимать управленческие решения в различных жизненных ситуациях в компании, а также снизить ущерб и риски для компании при переходе на дистанционное (удаленное) функционирование, учитывая российский и международный опыт.
II Работа и ки ■ Работодател и Рис. 1. Распределение групп проблем по степени значимости, %
ЛИТЕРАТУРА
1. Рожкова А.В. Бизнес на удаленке: инструменты организации и контроля работы сотрудников // В сборнике: наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные за выпуск: В.Л. Бопп, Е.И. Со-рокатая. — Красноярск, 2020. — С. 375—378. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=43908234 (дата обращения 22.10.2020)
2. Гурова И.М. Дистанционная работа как тренд времени: результаты массового опыта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2020. — Т 11. — № 2. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_43144746_63143288.pdf (дата обращения 23.10.2020)
3. Мрочко Л.В. «Плюсы» и «минусы» обучения на «удаленке» в условиях пандемии (что показал опрос студентов-пер-вокурссников московских вузов) / Л.В. Мрочко, ТМ. Ро-щина, Н.С. Рощин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2020. — № 2 (26). — С. 142—146.
4. Интервью TAdviser: Валентин Губарев. «Крок» — о технологиях и рисках удаленной работы // Обзор TAdviser. Удаленная работа: организационные и технические решения. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1% 82%BA (дата обращения: 26.11.2020)
5. Электронная библиотека Google — Академия. URL: https://scholar.google.ru/_(дата обращения: 01.12.2020).
6. Какие шесть главных ограничений ввели в российских регионах. Главное // Новостной портал РБК. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/society /30/11/2020/5f8ec2d39a79471d9e2b26ce?fbclid=IwAR1I53-XdsEag1zFBpR9ChZ34J5B6AS7_6EOtImqaJOm5cjZEFqVC o5qJoQ (Дата обращения: 01.12.2020).
7. Литвиенко М. Удаленная работа сейчас и в 2021 году: что говорит трудовой кодекс // Блог компании Хабр Карьера. URL: https://habr.com/ru/company/habr_career/ blog/520320/.Сдата обращения: 11.12.2020).
8. Закон об особенностях удаленной работы/ Федеральный сайт «Единая Россия» — офиц.текст. URL: https:// er.ru/activity/news/andrej-isaev-zakon- ob-osobennostyah-udalennoj-raboty-planiruyut-prinyat-do-konca-noyabrya_(дата обращения: 21.11.2020).
9. ТК РФ Статья 312.4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника — офиц.текст // «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/86140ea a988e04b2e9c8eb5b0eceda3936e81437/ (дата обращения: 01.12.2020).
10. Белостоцкая Н. Коронавирус потребовал от российских работодателей в считанные дни пересмотреть организа-
ционную модель бизнеса // Официальный сайт сетевого издания «ПРО Качество». URL: https://kachestvo.pro/ kachestvo-upravleniya/svoy-put/udalennaya-rabota-virusnyy-effekt/ (дата обращения: 14.11.2020)
11. Михеенкова Т.А. Отношение сотрудников к удаленной работе / ТА. Михеенкова, К.В. Морозова, А.С. Лобачева // Управление человеческими и интеллектуальными ресурсами в России. — 2020. — № 9 (1). — С. 54-60. — DOI 10.12737/2305-7807-2020-54-60.
12. Россияне назвали главные недостатки удаленной работы // Новостной портал РБК. URL: https://www.rbc.ru/ business/15/04/2020/5e95fa589a7947640d11c614 (Дата обращения: 09.10.2020)
13. Камнева К. Бизнес рассказал о проблемах при переходе на «удаленку» // Проект «Вызов года 2020». URL: https://rg.ru/2020/05/29/biznes-rasskazal-o-problemah-pri-perehode-na-udalenku.html (дата обращения 12.10.2020)
14. Конобевцев Ф.Д. Удаленная работа: технологии и опыт организации / Ф.Д. Конобевцев, Н.И. Лаас, Е.В. Гурова, И.А. Романова // Вестник ГУУ. — 2019. — № 7. URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/1597 (дата обращения: 22.10.2020).
15. Белякова М.Ю. Влияние пандемии COVID-19 на состояние туризма и возможности его развития после прекращения пандемии // В сборнике: Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира. Сборник научных статей/ Под редакцией О.В. Архиповой, А.И. Климина. — Санкт-Петербург, 2020. — С. 14-20.
16. Попова Т.С. Изменение потребительского поведения в сфере строительного ритейла в связи с пандемией COVID-19/ Т.С. Попова, Т.А. Питько // Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. В 5-ти томах. 2020. — С. 136-139.
17. Михеенкова Т.А. Отношение сотрудников к удаленной работе / Т. А. Михеенкова, К. В. Морозова, А. С. Лоба-чева // Управление человеческими и интеллектуальными ресурсами в России. — 2020. — № 9 (1). — С. 54-60. DOI: 10.12737/2305-7807-2020-54-60.
18. Озерникова Т.Г. Исследовательские методы в маркетинге и социологии: Учеб. пособие / ТГ. Озерникова, Т.Г. Бах-матова — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 100 с.
19. Бутин А.А. Обзор основных рекомендаций по предупреждению инцидентов информационной безопасности в условиях удаленной работы и режима самоизоляции / А.А. Бутин, А.Н. Василевская // Информационные технологии и математическое моделирование в управлении сложными системами. — 2020. — № 2 (7). — С. 39-45.
20. Орехова Л.Л. Удаленная работа: вызовы новой реальности / Л.Л. Орехова, В.В. Круглова // В сборнике: Эко-
номика. Экология. Безопасность. Материалы Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 198-200.
21. Рязанова С.О. Защита трудовых прав граждан при их переводе на дистанционную (удаленную) работу // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки. Материалы VII всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Е.Б. Гоголевская. Науч. редактор И.С. Кокорин. — 2020. — С. 263-267.
22. Долгих А.С. Управленческие проблемы организации удаленной работы сотрудников/ А.С. Долгих, Е.В. Мельникова // В сборнике: Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы Ю.А. Безруких, Е.В. Мельникова. — 2020. — С. 140-142.
23. Клячко Т. В дистанте социальные функции высшего образования потерялись // Официальный сайт РАНХиГС. URL :https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ekspert-rankhigs-tatyana-klyachko-v-distante-sotsialnye-funktsii-vysshego-obrazovaniya-poteryalisko/?fbclid=IwAR1vYvZGX WBeIfaolIbu4AysCc671zTMUR85TWM2zwfCc2UPFhmNP 8XrHGg (дата обращения 22.10.2020).
24. Как эффективно организовать удаленную работу: советы «БизнесАвтоматики» // Обзор TAdviser Удаленная работа: организационные и технические решения. URL : https:// www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%B2/D0%A1% (дата обращения: 26.11.2020)
25. Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес // Новостной портал РБК URL : https:// sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_pandemii_ COVID_19_na_rossiyskiy_biznes.pdf (дата обращения: 09.10.2020).
REFERENS
1. Rozhkova A.V. Biznes na udalenke: instrumenty organizacii i kontrolja raboty sotrudnikov [Business at a distance: tools for organizing and controlling the work of employees]. Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitija [science and education: experience, problems, development prospects]. Krasnojarsk, 2020, pp. 375-378. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=43908234 (accessed 22 October 2020).
2. Gurova I.M. Distancionnaja rabota kak trend vremeni: rezul'taty massovogo opyta [Remote work as a trend of time: the results of mass experience]. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) [WORLD (Modernization. Innovation. Development)]. 2020, V. 11, I. 2. Available at: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_43144746_63143288.pdf (accessed 23 October 2020).
3. Mrochko L.V. «Pljusy» i «minusy» obuchenija na «udalenke» v uslo-vijah pandemii (chto pokazal opros studentov-pervo-kurssnikov moskovskih vuzov) ["Pros and cons" of learning at a "remote location" in a pandemic]. Jekonomicheskie isoci-al'no-gumanitarnye issledovanija [Economic and social-humanitarian research]. 2020, I. 2 (26), pp. 142-146.
4. Interv'ju TAdviser: Valentin Gubarev. «Krok» — o tehnolo-gijah i riskah udalennoj raboty [Interview of TAdviser: Valentin Gubarev. "Croc" — about technologies and risks of remote work]. Obzor TAdviser. Udalennaja rabota: organizacionnye i tehnicheskie reshenija [Review of TAdviser. Remote work: organizational and technical solutions]. Available at: https:// www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%BA (accessed 26 November 2020).
5. Jelektronnaja biblioteka Google — Akademija [Google digital library — Academy]. Available at: https://scholar.google.ru/ (accessed 01 December 2020).
6. Kakie shest' glavnyh ogranichenij vveli v rossijskih regionah. Glavnoe [What are the six main restrictions introduced in the Russian regions. Main]. Novostnoj portal RBK [New portal RBK]. Available at: https://www.rbc.ru/society/30/11/2020/ 5f8ec2d39a79471d9e2b26ce?fbclid=IwAR1I53-XdsEag1zFB pR9ChZ34J5B6AS7_6EOtImqaJOm5cjZEFqVCo5qJoQ (accessed 01 December 2020).
7. Litvienko M. Udalennaja rabota sejchas i v 2021 godu: chto govorit trudovoj kodeks [Remote work now and in 2021: what the labor code says]. Blog kompanii Habr Kar'era [Blog of the company Habr Career]. Available at: https://habr.com/ru/com-pany/habr_career/blog/520320/ (accessed 11 December 2020).
8. Zakon ob osobennostjah udalennoj raboty [Law on the peculiarities of remote work]. Federal'nyj sajt «Edinaja Rossija» — ofic.tekst [Federal site "United Russia" — official text]. Available at: https://er.ru/activity/news/andrej-isaev-zakon-ob-osobennostyah-udalennoj-raboty-planiruyut-prinyat-do-konca-noyabrya (accessed 21 November 2020).
9. TK RF Stat'ja 312.4. Osobennosti rezhima rabochego vremeni i vre-meni otdyha distancionnogo rabotnika — ofic.tekst [Labor Code of the Russian Federation Article 312.4. Features of the working time and rest time of a remote worker — official text]. «Konsul'tantPljus» ["ConsultantPlus"]. Available at: http:// www. c o nsultant. ru / document/cons_do c_LAW_34683/8614 0eaa988e04b2e9c8eb5b0eceda3936e81437/ (accessed 01 December 2020).
10. Belostockaja N. Koronavirus potreboval ot rossijskih raboto-datelej v schitannye dni peresmotret' organizacionnuju model' biznesa [Coronavirus demanded from Russian employers to revise the organizational model of business in a matter of days]. Oficial'nyj sajt setevogo izdanija «PRO Kachestvo» [Official website of the network edition " PRO Quality" ]. Available at: https: // kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/svoy-put/udalennaya-rabota-virusnyy-effekt/ (accessed 14 November 2020).
11. Miheenkova T.A. Otnoshenie sotrudnikov k udalennoj rabote [The attitude of employees to remote work]. Upravlenie chelo-vecheskimi i intellektual'nymi resursami v Rossii [Management of human and intellectual resources in Russia]. 2020, I. 9 (1), pp. 54-60. Available at: https://doi. org/10.12737/2305-7807-2020-54-60.
12. Rossijane nazvali glavnye nedostatki udalennoj raboty [The Russians named the main disadvantages of remote work]. Novostnoj portal RBK [New Portal RBK]. Available at: https: // www.rbc.ru/business/15/04/2020/5e95fa589a7947640d11c614 (accessed 09 October 2020).
13. Kamneva K. Biznes rasskazal o problemah pri perehode na «udalenku» [Business spoke about the problems in the transition to "remoteku"]. Proekt "Vyzov goda 2020" [Project "Challenge of the Year 2020"]. Available at: https://rg.ru/ 2020/05/29/biznes-rasskazal-o-problemah-pri-perehode-na-udalenku.html (accessed 12 October 2020).
14. Konobevcev F.D. Udalennaja rabota: tehnologii i opyt orga-nizacii [Remote work: technologies and organizational experience]. Vestnik GUU [Vestnik GUU]. 2019, I. 7. Available at: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/1597 (accessed 22 October 2020).
15. Beljakova M. Ju. Vlijanie pandemii COVID-19 na sostojanie turizma i vozmozhnosti ego razvitija posle prekrashhenija pandemii [The impact of the COVID-19 pandemic on the state of tourism and the possibilities of its development after the end of the pandemic]. Rossija i mir. Mirovaja jekonomika i mezhdu-narodnye otnoshenija v jepohu mnogopoljarnogo mira [Russia and the world. World economy and international relations in the era of a multipolar world]. St. Petersburg, 2020, pp. 14—20.
16. Popova TS. Izmenenie potrebitel'skogo povedenija v sfere stroi-tel'nogo ritejla v svjazi s pandemiej COVID-19 [Changing consumer behavior in the field of construction retail in connection
with the COVID-19 pandemic]. Sbornik nauchnyh statej 19-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of scientific articles of the 19th International Scientific and Practical conferences]. 2020, pp. 136—139.
17. Miheenkova TA. Otnoshenie sotrudnikov k udalennoj rabote [The attitude of employees to remote work]. Upravlenie chelo-vecheskimi i intellektual'nymi resursami v Rossii [Management of human and intellectual resources in Russia]. 2020, I. 9 (1), pp. 54-60. Available at: https://doi. org/10.12737/2305-7807-2020-54-60.
18. Ozernikova T.G. Issledovatel'skie metody v marketinge i socio-logii [Research methods in marketing and sociology]. Irkutsk: IGJeA Publ., 2001. 100 p.
19. Butin A.A. Obzor osnovnyh rekomendacij po preduprezhdeniju in-cidentov informacionnoj bezopasnosti v uslovijah udalen-noj raboty i rezhima samoizoljacii [Review of the main recommendations for the prevention of information security incidents in the conditions of remote work and self-isolation mode]. Informacionnye tehnologii i matematicheskoe modelirovanie v upravlenii slozhnymi sistemami [Information technologies and mathematical modeling in the management of complex systems]. 2020, I. 2 (7), pp. 39-45.
20. Orehova L.L. Udalennaja rabota: vyzovy novoj real'nosti [Remote work: challenges of a new reality]. Jekonomika. Jekologija. Bezopasnost' [Economy. Ecology. Safety]. 2020, pp. 198-200.
21. Rjazanova S.O. Zashhita trudovyh prav grazhdan pri ih pere-vode na distancionnuju (udalennuju) rabotu [Protection of the labor rights of citizens when they are transferred to remote (remote) work]. Teorija ipraktika sovremennoj juridicheskoj nauki. Materialy VII vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii [Theory and practice of modern legal science. Materials of the
VII All-Russian Scientific and Practical Conference]. 2020, pp. 263-267.
22. Dolgih A.S. Upravlencheskie problemy organizacii udalennoj ra-boty sotrudnikov [Management problems of organization of remote work of employees]. Innovacii v himiko-lesnom kom-plekse: tendencii iperspektivy razvitija. Sbornik materia-lov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovations in the chemical-forestry complex: trends and development prospects. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference]. 2020, pp. 140-142.
23. Kljachko T V distante social'nye funkcii vysshego obrazovanija poterjalis' [Social functions of higher education were lost in the distance]. Oficial'nyj sajt RANHiGS [Official site of the RANEPA]. Available at: https://www.ranepa.ru/sobytiya/ novosti/ekspert-rankhigs-tatyana-klyachko-v-distante-sotsialnye-funktsii-vysshego-obrazovaniya-poteryalisko/?fbclid=IwAR1v YvZGXWBeIfaolIbu4AysCc671zTMUR85TWM2zwfCc2UP FhmNP8XrHGg (accessed 22 October 2020).
24. Kak jeffektivno organizovat' udalennuju rabotu: sovety «Biznes Avtomatiki» [How to effectively organize remote work: Bizness Automatika advice]. Obzor TAdviser Udalennaja rabota: orga-nizacionnye i tehni-cheskie reshenija [Review of TAdviser Remote work: organizational and technical solutions]. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%B2/ D0%A1% (accessed 26 November 2020).
25. Issledovanie vlijanija pandemii COVID-19 na rossijskij biznes [Research on the impact of the COVID-19 pandemic on Russian business]. Novostnoj portal RBK [RBC news portal]. Available at: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_ pandemii_COVID_19_na_rossiyskiy_biznes.pdf (accessed 09 October 2020).
Мороз А., Спехова Н.
ПЛАНИРУЙ ПО-СВОЕМУ. 14 СЕКРЕТОВ ПЕРСОНАЛьНОГО ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
М.: Феникс, 2019, 160 с.
Универсальных рецептов тайм-менеджмента не существует, уверены авторы этой книги — специалист по личной эффективности Алена Мороз и психолог Наталья Спехова. Они рассказывают о секретах индивидуального тайм-менеджмента, понимания себя, своих особенностей. На этой базе можно выстроить личную систему «успевания», которая будет работать именно для вас.
Прочтите эту увлекательную книгу, выполните практикум, и в ваших отношениях со временем будет больше гармонии. Пусть штамп «У меня нет времени» исчезнет из вашего лексикона!