Научная статья на тему 'Положение об учетной политике на 2011 год: законодательное и нормативное регулирование, цели и задачи учетной политики с учетом нового закона (проекта)'

Положение об учетной политике на 2011 год: законодательное и нормативное регулирование, цели и задачи учетной политики с учетом нового закона (проекта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

Рассмотрены вопросы учетной политики, ежегодное формирование которой входит в обязанность каждой организации. Не только указаны нормы действующего бухгалтерского законодательства, но и приведены нормы законопроекта, принятого к рассмотрению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение об учетной политике на 2011 год: законодательное и нормативное регулирование, цели и задачи учетной политики с учетом нового закона (проекта)»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА2011 ГОД: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ НОВОГО ЗАКОНА (ПРОЕКТА)

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Основным инструментом, позволяющим понять и оценить финансовую отчетность организации, выступает ее учетная политика, ежегодное формирование и утверждение которой входит в обязанности любой фирмы. Грамотно сформировать свой внутренний регламент, которым организация будет руководствоваться в следующем году в целях бухгалтерского учета, можно только при четком понимании законодательного и нормативного регулирования учетной политики.

В соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) все российские юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет.

Обратите внимание! В Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект нового федерального закона о бухгалтерском учете, нормы которого принципиально меняют существующую систему регулирования российского бухгалтерского учета. Если Парламент утвердит указанный законопроект, то с 2012 г. российские организации будут руководствоваться уже новым законом. В 2011г. фирмы по-прежнему будут применять нормы Закона М129-ФЗ, тем не менее, по мнению автора, уже сейчас следует проанализировать, какие новшества нас ожидают через год. Поэтому в данной статье не только указаны нормы действующего бухгалтерского законодательства, но и приведены нормы законопроекта, принятого крассмотрению.

Кстати, следует отметить, что одним из самых главных изменений, содержащихся в проекте нового закона о бухгалтерском учете, является расширение сферы действия закона о бухгалтерском учете. Он, в частности, определяет, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут вести

бухгалтерский учет в общем порядке, установленном для экономических субъектов. Сегодня, как известно, эта категория организаций вправе не вести бухгалтерского учета в полном объеме.

Вместе с тем обеспечить квалифицированное ведение учета можно только на основе законодательства о бухгалтерском учете и нормативных бухгалтерских документов, устанавливающих правила ведения учетнойработы.

В соответствии со ст. 3 Закона № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона № 129-ФЗ, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Проект нового закона предусматривает, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете будет состоять из нового закона о бухгалтерском учете, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Перечень нормативных правовых актов существенно расширен.

При этом главными целями законодательной базы Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

• обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

• составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Требование о формировании и утверждении учетной политики установлено именно на законодательном уровне, на это сегодня указывает Закон № 129-ФЗ.

Аналогичное требование имеется и в проекте нового Федерального закона о бухгалтерском учете. Причем новый закон отводит учетной политике большую роль, чем действующее законодательство, ведь в законопроекте учетной политике экономического субъекта посвящена отдельная статья.

Однако Закон № 129-ФЗ содержит только общие требования к учетной политике организации. Правил ее формирования, как, впрочем, и самого понятия «учетной политики», указанный законодательный акт не содержит. Все эти вопросы решены на нормативном уровне регулирования бухгалтерского учета, включающем в себя различные положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

Новый закон о бухгалтерском учете в отличие от предшествующего определяет учетную политику экономического субъекта как совокупность принятых им способов ведения бухгалтерского учета. Причем указывает, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и отраслевыми стандартами.

Конкретные правила, которыми руководствуются организации сегодня и которые будут применяться в дальнейшем при формировании и утверждении своей учетной политики, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008).

В части разработки своей учетной политики по конкретным вопросам учета компании следуют нормам соответствующих бухгалтерских стандартов, планов счетов и инструкций по их применению, а также руководствуются действующими методическими указаниями и рекомендациями, разработанными Минфином России.

Обратите внимание! Обязательность применения ПБУ 1/2008 в части формирования своей учетной политики распространяется на все российские организации, за исключением кредитных фирм и государственных (муниципальных) учреждений. Указанные категории организаций также формируют свою учетную политику, но руководствуются при этом несколько иными правилами, учитывающими специфику их деятельности.

В отличие от российских фирм, иностранные организации, находящиеся на российской территории, в части формирования своей учетной политики имеют право выбора. Формировать свою учетную политику они могут:

• на основании норм ПБУ 1/2008;

• на основании своих национальных правил ведения бухгалтерского учета, при условии, что они не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Обратите внимание! Помимо основ формирования (выбора или разработки) учетной политики ПБУ 1/2008 содержит еще и правила раскрытия учетной политики, которые в обязательном порядке распространяются лишь на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:

• согласно законодательству Российской Федера -ции;

• в соответствии со своими учредительными документами;

• в добровольном порядке.

Все иные компании для раскрытия своей учетной политики пользуются указанным бухгалтерским стандартом инициативно.

Следует напомнить, что ПБУ 1/2008 вступило в действие с 01.01.2009, до указанной даты в течение десяти лет организации руководствовались Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н (ПБУ 1/98). Но жизнь не стоит на месте, система бухгалтерского учета, находящаяся в стадии реформирования, постоянно совершенствуется и требует принятия «обновленных» стандартов, адаптированных к современным условиям хозяйствования. Поэтому на смену ПБУ 1/98 пришел новый бухгалтерский стандарт — ПБУ 1/2008.

Тем не менее нельзя сказать, что правила формирования учетной политики изменились кардинально. Как и прежде, в бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Причем ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета относит только способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета и обработки информации.

В силу того, что перечень способов ведения бухгалтерского учета является исчерпывающим, освещать в своей учетной политике иные способы и методы ведения учета не следует.

Сохранен перечень допущений и требований бухгалтерского учета, которыми следует руководствоваться при формировании учетной политики, на это указывает п. 6 ПБУ 1/2008:

• имущественная обособленность;

• непрерывность деятельности организации;

• последовательность применения учетной политики;

• временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Кроме того, учетная политика организации, как и ранее, должна обеспечивать требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Вместе с тем в новом бухгалтерском стандарте появились и определенные новшества, но большинство из них носит лишь уточняющий характер и закрепляет ранее применявшиеся в практике правила.

Пожалуй, единственным исключением является официальное обращение к нормам МСФО в случае, когда бухгалтерское законодательство по конкретным вопросам не содержит определенного порядка учета, на что указывает п. 7 ПБУ 1/2008.

Кстати, если действующий сегодня Закон №129-ФЗ не содержит принципов регулирования бухгалтерского учета, то законопроектом они предусмотрены. Одним из них, согласно ст. 20 законопроекта выступает применение международных стандартов в качестве основы для разработки национальных и отраслевых стандартов.

Даже введение таких понятий, как ретроспективное и перспективное отражение последствий учетной политики в бухгалтерской отчетности, нельзя считать принципиально новым. Организации и ранее вносили необходимые корректировки в статьи своей финансовой отчетности, которые были «задеты» изменением учетной политики компании.

Более того, по мнению автора, обновленный бухгалтерский стандарт внес определенные противоречия между действующим законодательным и нормативным уровнем регулирования учетной политики.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ формировать учетную политику организации может лишь главный бухгалтер или бухгалтер при отсутствии должности главного бухгалтера. ПБУ 1/2008 значительно расширяет круг лиц, на которых может быть возложено формирование учетной полити-

ки — теперь это может сделать сам руководитель или стороннее лицо, с которым фирма заключила договор на ведение бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер-специалист). На это указывает п. 4 ПБУ 1/2008.

Несмотря на то, что Закон № 129-ФЗ позволяет руководителям организаций самостоятельно решать, чьими силами будет вестись бухгалтерский учет в компании, налицо нестыковка законодательного и нормативного уровней регулирования учетной политики. Ведь документ меньшей значимости более широко трактует нормы закона.

Следует отметить, что законопроект направлен на устранение указанного противоречия.

Статья 8 законопроекта содержит практически тот же круг лиц, которые с 2012г. смогут формировать учетную политику экономического субъекта. Особое внимание следует обратить на то, что в будущем решение о том, чьими силами в организации будет вестись бухгалтерский учет, руководитель экономического субъекта будет принимать в зависимости от категории последнего. Причем, если сейчас вести бухгалтерский учет лично, руководитель может в любой организации, то в будущем такое право сохранится лишь за руководителями малых и средних предприятий. Более того, кредитные организации будут обязаны вести бухгалтерский учет только силами собственной бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером!

Еще один пример. Закон №129-ФЗ требует от организаций при формировании учетной политики закреплять лишь формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые аналоги, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности компаний. ПБУ 1/2008 обязывает организации в учетной политике утверждать не только все формы первичных учетных документов (в том числе и унифицированные), но и прибавляет к этому списку еще и регистры бухгалтерского учета. Чем вызвано такое требование Минфина России, сказать трудно. Если хотели «уйти» от дублирования норм Закона №129-ФЗ, то это получилось не совсем корректно. Ведь от применения унифицированных форм первичной учетной документации организации никто не освобождал, да и вряд ли такое возможно вообще. Перечень применяемых регистров бухгалтерского учета, по мнению автора, также нет необходимости утверждать в своем нормативном документе, ведь их состав определяется формой учета, которая утверждается при выборе технологии обработки учетной информации.

Проект нового закона о бухгалтерском учете не содержит требования в части обязательного применения унифицированных форм первичной учетной документации!

Впрочем, и это еще не все. Законом № 129-ФЗ определено, что изменения, вносимые в учетную политику компании, в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала финансового года, а ПБУ 1/2008 позволяет организациям сделать это и в течение года, если на то существуют довольно веские причины.

Наличие противоречий между законодательным и нормативным регулированием учетной политики обязательно будет приводить организации к конфликтным ситуациям с проверяющими органами. Ведь если фирма соблюдает правила ПБУ 1/2008, то формально она нарушает Закон № 129-ФЗ, и наоборот. Чтобы этого не произошло, необходимо либо внести соответствующие поправки в основной бухгалтерский закон, либо привести ПБУ 1/2008 в полное соответствие с Законом № 129-ФЗ.

Разработанный проект нового закона о бухгалтерском учете практически устраняет указанное противоречие, так как ст. 8 законопроекта предусматривает, что изменение учетной политики экономического субъекта может производиться:

• при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и (или) отраслевыми стандартами;

• при разработке или избрании нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению надежности информации об объекте бухгалтерского учета;

• при существенном изменении условий деятельности.

В заключение необходимо отметить следующее. Исходя из законодательно-нормативной базы, регулирующей правила формирования учетной политики, вытекает, что ее целью является документальное подтверждение способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией и применяемых ею в ходе учетного процесса. Поэтому она оформляется в виде отдельного приказа,

утверждаемого руководителем, и подлежит применению всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (в том числе выделенными на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Основная задача данного нормативного документа фирмы состоит в раскрытии всех применяемых способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерскойотчетности. Наэтоуказываетп. 17 ПБУ 1/2008.

Бухгалтерский стандарт под существенными способами ведения бухгалтерского учета понимает те, без знания которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

О степени важности учетной политики компании говорят и сами контролирующие органы и служители закона. При отсутствии в законодательстве тех или иных правил ведения бухгалтерского учета организация правомерно может использовать правила, установленные своим собственным регламентом. О том, что при возникновении конфликтных ситуаций с проверяющими лицами учетная политика может служить достаточно веским аргументом в суде, говорит постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 № А64-1026/06-10.

О значимости такого внутрифирменного стандарта, как учетная политика организации в системе регулирования бухгалтерского учета, говорит и новый закон о бухгалтерском учете, посвятивший ей отдельную статью.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 № А64-1026/06-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.