Научная статья на тему 'ПОЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ'

ПОЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная экономика / малое и среднее предпринимательство / санкционное давление / меры поддержки бизнеса / national economy / small and medium-sized businesses / sanctions pressure / business support measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.Т. Бабаев, Б.В. Джалилов, Э.В. Джалилов

В статье анализируется развитие МСП как одного из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Авторы отмечают, что за последние пять лет условия для ведения бизнеса в России значительно улучшились, о чем свидетельствуют результат рейтинга Doing Business, подготовленного Всемирным Банком. Однако такие события как пандемия и антироссийские санкции выступили в качестве серьезного испытания для отечественных предпринимателей. В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми столкнулись субъекты МСП в условиях санкционного давления, описаны антикризисные меры поддержки предпринимателей, а также сделан вывод об общей динамике сектора МСП в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т.Т. Бабаев, Б.В. Джалилов, Э.В. Джалилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATION OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE UNDER ANTI-RUSSIAN SANCTIONS PRESSURE

The article analyzes the development of SMEs as one of the priority areas of the domestic policy of the Russian Federation. The authors note that over the past five years, business conditions in Russia have improved significantly, as evidenced by the results of the Doing Business rating prepared by the World Bank. However, events such as the pandemic and antiRussian sanctions have acted as a serious test for domestic entrepreneurs. The article examines the main problems faced by SMEs under sanctions pressure, describes anti-crisis measures to support entrepreneurs, and also draws a conclusion about the general dynamics of the SME sector in Russia.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ»

ПОЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Т.Т. Бабаев, аспирант

Б.В. Джалилов, студент

Э.В. Джалилов, канд. экон. наук, доцент

Уральский государственный экономический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-1-49-53

Аннотация. В статье анализируется развитие МСП как одного из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Авторы отмечают, что за последние пять лет условия для ведения бизнеса в России значительно улучшились, о чем свидетельствуют результат рейтинга Doing Business, подготовленного Всемирным Банком. Однако такие события как пандемия и антироссийские санкции выступили в качестве серьезного испытания для отечественных предпринимателей. В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми столкнулись субъекты МСП в условиях санкцион-ного давления, описаны антикризисные меры поддержки предпринимателей, а также сделан вывод об общей динамике сектора МСП в России.

Ключевые слова: национальная экономика, малое и среднее предпринимательство, санкционное давление, меры поддержки бизнеса.

Сектор малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) играет важное значение в обеспечении устойчивого социально-экономического развития как отдельных территорий, так и государства в целом. Развитие МСП способствует решению следующих задач: увеличение объемов производства товаров и услуг, повышение их качества и разнообразия для разных групп потребителей; оперативное реагирование на изменяющийся спрос на рынке товаров и услуг; повышение инновационной составляющей в товарах и услугах; предложение инновационных решений для крупных предприятий; вовлечение в национальную экономику граждан с уникальными предпринимательскими способностями; привлечение к работе резервов рынка рабочей силы, которые не могут быть задействованы на крупных производствах (например, инвалидов, пенсионеров) и др. [1, с. 9].

Таким образом, помимо общих функций таких как создание новых рабочих мест, повышение качества товаров и услуг, увеличение налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы и т.д. рост числа субъектов МСП способствует диверсификации национальной экономики, что осо-

бенно важно в условиях турбулентной макроэкономической ситуации. Именно поэтому высокая доля МСП в ВВП страны является одним из важнейших показателей зрелости национальной экономики.

Цель исследования - изучить влияние пандемии и антироссийских санкций на динамику развития малого и среднего предпринимательства.

Осознавая значимость сектора МСП, в Российской Федерации на протяжении последних десяти лет ведется целенаправленная планомерная государственная политика, направленная на улучшение делового климата в стране и создание эффективной системы поддержки предпринимателей. Согласно Указу Президента Российской Федерации о национальных целях развития Российской Федерации, к 2030 году перед Правительством Российской Федерации поставлена задача обеспечить увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек. Аналогичный показатель содержался и в национальных целях до 2024 года. В связи с этим, Правительство России инициировало на всех трех уровнях публичного управления широкий пакет мер и меро-

приятий, направленных на системную поддержку сектора МСП. Наиболее масштабным мероприятием стал Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Основные мероприятия национального проекта направлены на улучшение делового климата в России посредством снижения административных барьеров для ведения предпринимательства, расширения финансовой, имущественной, информационной и иных видов поддержки, а также развития институтов и инфраструктуры акселерации предпринимательства.

Программа господдержки реализуется наиболее масштабно с начала пандемии

2020 года. В истории России данный опыт поддержки бизнеса государством беспрецедентен. Масштабные меры поддержки МСП по время пандемии позволили частично нивелировать проблемы, с которыми столкнулись предприниматели в связи со сложной социально-экономической ситуацией. Тем не менее, за время пандемии под данным Реестра субъектов МСП их численность сократилась более, чем на 5%. Снижение деловой активности наблюдалась практически во всех без исключения регионах России. Однако уже к концу

2021 года ситуация была стабилизирована и наметились положительные тенденции -в секторе МСП было занято более 25 млн. чел.

Не успев оправиться от последствий пандемии, предприниматели столкнулись с новыми вызовами, связанными с масштабным санкционным давлением против России. За 2022 год в отношении России было объявлено более 5 тыс. санкций, большая часть из которых носит ярко выраженный экономический характер. Серьезные ограничения и запреты коснулись работы банковского сектора, транспортно-логистического комплекса, изменения цепочек операций по импорту и экспорту [2]. С российского рынка ушли крупные международные компании, которые ранее активно сотрудничали с сектором МСП. Параллельно с этим, негативный вектор задавался нестабильной макроэкономической ситуацией, связанной с политикой дорогих

денег Банка России, когда ключевая ставка достигла 20% и ослаблением курса национальной валюты. В условиях стремительного роста цен и снижения доступности заемных средств субъекты МСП были вынуждены перестраивать бизнес-процессы и находить новых партнеров. Воздействие санкций усиливалось на фоне сохранения высокого уровня зависимости российского бизнеса от зарубежных компаний. Согласно данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей, больше четверти российских компаний используют импортную составляющее в размере 50% и более.

Как справедливо подметили

Г.Д. Петрова и М.И. Хейфец, новые вызовы коснулись практически всех сфер деятельности субъектов МСП, начиная от внутренней политики управления компанией (организация деятельности компании и управление кадрами), заканчивая правилами импорта товаров, включая логистику, расчеты, управление ценообразованием и т.д. [3, с. 98].

Согласно опросу Банка России, бизнес в наибольшей мере ощущает такие последствия санкций как:

- ухудшение условий транспортировки импортной продукции (многие отечественные компании занимались продажей импортных товаров, либо использовали их в качестве производства собственных товаров);

- отказ зарубежных компаний от поставок импортного сырья, материалов и комплектующих;

- проблемы с поставками запчастей для оборудования [5].

При этом введенные санкции, как отмечают эксперты и исследователи, пока проявились не в полной мере и нивелируются за счет запасов финансовых и технических ресурсов. Однако в ближайшее время без дальнейшей поддержки бизнеса и ее адаптации под новые риски и угрозы ситуация может только усугубиться, в условиях чего достижение национальных целей Росси в сфере МСП станут невозможными.

В связи с этим с целью сохранения уровня деловой активности Правительством Российской Федерации были разра-

ботаны антикризисные меры поддержки. Многие антикризисные меры как ответ на санкции против России были продлены еще с пандемийного периода, поскольку продемонстрировали свою эффективность. В частности, сохранилась выдача льготных кредитов и система поручительства для бизнеса, расширена программа субсидирования регионам расходов на создание промышленных и научно-технологических парков, был продлен мораторий на проверки и т.д. Помимо этого, субъекты МСП смогли получить компенсацию расходов на использование отечественной системы быстрых платежей. Отдельное внимание органов государственной власти было сфокусировано на вопросах снижения ввозных таможенных пошлин на отдельные группы товаров и развития системы параллельного импорта. Для наиболее значимых отраслей и предприятий, например, в сфере сельского хозяйства, 1Т-технологий и др. были разработаны дополнительные меры поддержки. Помимо федеральных мер поддержки субъектов МСП, с учетом ресурсных возможностей дополнительные антикризисные инструменты были предусмотрены на уровне субъектов Российской Федерации. Работу продолжил Российский экспортный центр, оказывая субъектам МСП широкий спектр финансовых и нефинансовых услуг по вопросам экспортной деятельности и содействия выходу на новые зарубежные рынки с учетом переориентации отечественной экономики на страны Азии и Африки.

Системная поддержка субъектов МСП и появление стратегически важных для России партнеров в лице стран Азии и Африки, позволили бизнесу быстро адаптироваться к новым реалиям. Как отметил Генеральный директор АО «Корпорация «МСП», по итогам 2023 года число субъектов МСП достигло 6,3 млн. чел., что является рекордным показателям за всю историю существования реестра МСП [6]. Таким образом, несмотря на пандемию и беспрецедентное внешнее санкционное давление, сектор МСП не вступил в фазу кризиса. В сложные 2020-2022 гг. малый и средний бизнес обеспечил в целом стабильную работу компаний и исполнение

социальных и налоговых обязательств, в первую очередь благодаря своей высокой адаптивности, деловой инициативе и грамотно сформированной программе господдержки МСП.

Однако и говорить о существенном развитии сектора МСП в России пока не приходится. Доля МСП в ВВП России в последние годы остаётся стабильной, немногим превышая 20%, при этом в развитых странах данный показатель варьируется от 35 до 65%. В первоначальной редакции национального проекта планировалось увеличение доли МСП в ВВП к 2024 году до 32,5%. К тому же эксперты не раз отмечали, что российский сектор МСП создает меньше рабочих мест и меньше добавленной стоимости, чем зарубежный.

Такие цифры свидетельствует о сохранении проблем и сложностей в развитии сектора МСП в России, многие из которых связаны не санкциями или пандемией, а сложившимися институциональными условиями. Несмотря на широкий перечень мер поддержки субъектов МСП и совершенствование подходов к государственному регулированию предпринимательской сферы, сами предприниматели отмечают сохранение таких проблем как:

- дефицит квалифицированных кадров;

- низкий уровень доступности заемных финансовых средств;

- сохранение высокого уровня административных издержек при получении мер помощи и взаимодействии с органами государственной власти;

- недостаточный уровень цифровизации взаимодействия МСП с органами государственной власти [4, с. 300].

Как отмечают эксперты, одним из наиболее важных условий для увеличения в национальной экономике доли МСП является наличие высокого уровня платежеспособного спроса со стороны клиентов, которыми у МСП обычно являются население и такие же небольшие компании или муниципальные власти. При этом, согласно статистике, реальные доходы населения падают, что приводит к сокращению уровня потребительного спроса. При отсутствии спроса на товары и услуги субъектов МСП, в долгосрочной перспективе помочь

бизнесу не сможет ни одна из мер под- добиться значительного увеличения коли-держки. чества субъектов МСП и показателей их

Таким образом, активная политика фе- деятельности практически невозможно. дерального центра по поддержки субъек- Для создания действенных стимулов

тов МСП в условиях пандемии и санкций для развития МСП необходимо: во-позволили не допустить кризис в данной первых, продолжить реализацию государ-отрасли. Грамотная политика властей и ственной политики по созданию наиболее опыт российских предпринимателей рабо- благоприятного бизнес-климата; во-тать в сложных социально-экономических вторых, наращивать инновационный по-условиях обеспечили в 2023 году рост тенциал Российской Федерации; в-третьих, числа субъектов МСП. Большая часть также стимулировать увеличение реаль-предпринимателей смогли с разной степе- ных доходов населения. Только при усло-нью успешности перестроить привычные вии корректировки налогового, админи-для них бизнес-процессы. Однако факти- стративного, финансового законодатель-чески без серьезной трансформации сло- ства возможно создать реальные стимулы жившихся институциональных условий для развития МСП.

Библиографический список

1. Версоцкий, Р.Р. Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России / Р.Р. Версоцкий // Управленческое консультирование. - 2019. -№ 10 (130). - С. 92-99.

2. Джалилов Э.В., Тохаева З.А. Импортозамещение в условиях санкций: проблемы и перспективы Российской Федерации // Деловой вестник предпринимателя. - 2023. -№ 4(14). - С. 24-26.

3. Петрова Г.Д. Современные кризисные явления и их влияние на развитие предприятий портативного и среднего бизнеса / Г.Д. Петрова, М.И. Хейфец // Здоровье мегаполиса. - 2023. - №3. - С. 96-104.

4. Подопригора И.В., Мурашкина В. Классификация проблем развития предпринимательской деятельности в России // Журнал прикладных исследований. - 2022. - №11. -С. 298-302.

5. Аналитическая записка Банка России «Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://cbr.ru/Content/Document/File/144420/analytic_note_20230130_dip.pdf (дата обращения: 13.01.2024).

6. Число субъектов МСП в России выросло в 2023 году на 6% и достигло 6,3 млн. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мсп.рф/services/news/detail/chislo-subektov-msp-v-rossii-vyroslo-v-2023-godu-na-6-i-dostiglo-6-3-mln/?ysclid=lrdz0mnl9c287478508 (дата обращения: 13.01.2024).

SITUATION OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE UNDER ANTI-RUSSIAN SANCTIONS PRESSURE

T.T. Babaev, Postgraduate Student B.V. Jalilov, Student

E.V. Dzhalilov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics (Russia, Ekaterinburg)

Abstract. The article analyzes the development of SMEs as one of the priority areas of the domestic policy of the Russian Federation. The authors note that over the past five years, business conditions in Russia have improved significantly, as evidenced by the results of the Doing Business rating prepared by the World Bank. However, events such as the pandemic and anti-Russian sanctions have acted as a serious test for domestic entrepreneurs. The article examines the main problems faced by SMEs under sanctions pressure, describes anti-crisis measures to support entrepreneurs, and also draws a conclusion about the general dynamics of the SME sector in Russia.

Keywords: national economy, small and medium-sized businesses, sanctions pressure, business support measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.