Научная статья на тему 'Функционирование МСП сферы услуг в условиях санкционного давления: вызовы и перспективы развития'

Функционирование МСП сферы услуг в условиях санкционного давления: вызовы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / сфера услуг / санкции / предпринимательство / государственная поддержка / small and medium business / service sector / sanctions / entrepreneurship / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нюренбергер Лариса Борисовна, Краковецкая Инна Валентиновна, Далибожко Анастасия Игоревна

Сфера услуг, являясь ведущим показателем уровня развития национальной экономики, демонстрирует степень ее устойчивости к воздействиям внешних шоков. Отраслевая структура сферы услуг сегодня претерпевает значительные изменения. Субъекты МСП крайне чувствительны к изменениям внешней среды. В свою очередь, они явяются мобильными, гибкими и демонстрируют высокую степень адаптации к неблагоприятным воздействиям и способность к поиску новых рыночных возможностей. Целью работы является исследование тенденций функционирования и перспектив развития субъектов МСП сферы услуг в условиях беспрецедентного санкционного воздействия на российскую экономику. Методология. При исследовании тенденций развития МСП сферы услуг применялись общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация, анализ статистических данных и графического представления результатов, социологические методы – опрос экспертов сферы услуг. Результаты. В результатах приводится анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса РФ за период 2017–2022 годов в контексте изменения отраслевой структуры. Представлены данные социологического опроса, отражающие негативные факторы влияния санкций, а также важность для бизнеса программ государственной поддержки. Выводы. На основе проведенного анализа статистических данных и социологического опроса были выявлены ключевые факторы, оказывающие воздействие на функционирование и развитие субъектов МСП сферы услуг в условиях санкционного давления. Сделан вывод о необходимости развития механизмов поддержки субъектов МСП сферы услуг с учетом оперативной обратной связи от предпринимателей о результативности различного рода мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of SMEs in Service Industry under Sanction Pressure: Challenges and Prospects for Development

The service sector, being the leading indicator of the level of development of the national economy, demonstrates the degree of its resistance to the effects of external shocks. The sectoral structure of the service sector is undergoing signifi cant changes today. SMEs are extremely sensitive to changes in the external environment. In turn, they are mobile, fl exible and demonstrate a high degree of adaptation to adverse impacts and the ability to search for new market opportunities. The purpose of the work is to study the trends in the functioning and development prospects of SMEs in the service sector in the context of an unprecedented sanctions impact on the Russian economy. Methods. In the study of trends in the development of SMEs in the service sector, general scientifi c methods were used: analysis and synthesis, comparison and generalization, systematization, analysis of statistical data and graphical presentation of results, sociological methods a survey of experts in the service sector. Results. The results provide an analysis of the trends in the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period 2017–2022 in the context of changes in the industry structure. The data of a sociological survey, refl ecting the negative factors of the impact of sanctions, as well as the importance of state support programs for business, are presented. Conclusion. Based on the analysis of statistical data and a sociological survey, key factors that have an impact on the functioning and development of SMEs in the service sector under sanctions pressure were identifi ed. It is concluded that it is necessary to develop mechanisms of supporting SMEs in the service sector, taking into account operational feedback from entrepreneurs on the effectiveness of various activities.

Текст научной работы на тему «Функционирование МСП сферы услуг в условиях санкционного давления: вызовы и перспективы развития»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Нюренбергер Л. Б., Краковецкая И. В., Далибожко А. И. Функционирование МСП сферы услуг в условиях санкционного давления: вызовы и перспективы развития // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 2. Ст. 7. http://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-2-7

Поступила в редакцию: 06.04.2023

Принята к публикации после рецензирования: 29.06.2023 УДК 338.46:346.26

Функционирование МСП сферы услуг в условиях санкционного давления: вызовы и перспективы развития

Нюренбергер Лариса Борисовна

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Новосибирск, Россия доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бизнеса в сфере услуг

ORCID 0000-0002-6254-3866 e-mail: l.b.nyurenberger@nsuem.ru

Краковецкая Инна Валентиновна

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Томск, Россия

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры стратегического менеджмента и маркетинга Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Новосибирск, Россия Доктор экономических наук, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг ORCID 0000-0001-9424-5153 e-mail: inna_krakov@mail.ru

Далибожко Анастасия Игоревна*

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Томск, Россия преподаватель-исследователь, экономист

ORCID 0000-0002-1279-2629 e-mail: anastasia.dalibozhko@gmail.com

Введение. Сфера услуг, являясь ведущим показателем уровня развития национальной экономики, демонстрирует степень ее устойчивости к воздействиям внешних шоков. Отраслевая структура сферы услуг сегодня претерпевает значительные изменения. Субъекты МСП крайне чувствительны к изменениям внешней среды. В свою очередь, они явяются мобильными, гибкими и демонстрируют высокую степень адаптации к неблагоприятным воздействиям и способность к поиску новых рыночных возможностей. Целью работы является исследование тенденций функционирования и перспектив развития субъектов МСП сферы услуг в условиях беспрецедентного санкционного воздействия на российскую экономику. Методология. При исследовании тенденций развития МСП сферы услуг применялись общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация, анализ статистических данных и графического представления результатов, социологические методы - опрос экспертов сферы услуг. Результаты. В результатах приводится анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса РФ за период 2017-2022 годов в контексте изменения отраслевой структуры. Представлены данные социологического опроса, отражающие негативные факторы влияния санкций, а также важность для бизнеса программ государственной поддержки. Выводы. На основе проведенного анализа статистических данных и социологического опроса были выявлены ключевые факторы, оказывающие воздействие на функционирование и развитие субъектов МСП сферы услуг в условиях санк-ционного давления. Сделан вывод о необходимости развития механизмов поддержки субъектов МСП сферы услуг с учетом оперативной обратной связи от предпринимателей о результативности различного рода мероприятий.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, сфера услуг, санкции, предпринимательство, государственная поддержка.

Введение

Роль сферы услуг в жизни современного общества постоянно возрастает, что обусловлено снижением темпов роста товарного производства, перераспределением трудовых ресурсов в нематериальную

производственную сферу, возникновением новых потребностей и технологий и цифровой трансформацией. М. А. Хончев указывает на возросшую цифровую грамотность населения как одну из ключевых причин роста онлайн-торговли в кризисный период пандемии [1]. Важность комплексного ресурсного обеспечения сферы услуг отражена в исследовании И. Г. Павленко и И. А. Букреева [2].

В современных кризисных условиях отмечается тенденция снижения потребления во всех секторах экономики, включая сферу услуг (исключение составляют базисные услуги и услуги П-сферы). Т. З. Му-стафаев в своем исследовании указывает на значительные изменения формата потребления и условий труда в сфере услуг - отмечается значительный рост формата бесконтактного онлайн-взаимодействия с клиентами и рост платформенной занятости [3]. В свою очередь, новые формы занятости приводят к значительной трансформации системы трудовой мотивации. В научной работе Н. А. Симченко, С. Ю. Цёхлы, С. Ю. Солодовникова и других авторов рассматриваются факторы, определяющие изменение системы мотивации в новых экономических условиях, отмечается усиление нематериальных стимулов трудовой деятельности [4].

Достижение высоких показателей экономического роста в стране невозможно без эффективной работы субъектов малого и среднего бизнеса, являющихся одним из массовых секторов национальной экономики многих стран мира, обеспечивающих занятость значительной части населения. В развитых странах МСП обеспечивают до 70 % занятости населения и более 50 % ВВП [5]. Н. Б. Банникова, Ю. Б. Орел, А. Р. Байчерова отмечают, что деятельность предприятий малого и среднего бизнеса является одним из критериев экономически благоприятного климата страны, так как МСП обеспечивает сокращение уровня безработицы, рост налоговых платежей и вклад в ВВП страны [6]. Анализируя вклад субъектов МСП в ВВП Российской Федерации, А. М. Белоновская, С. Е. Подляскин отмечают, что самый значительный вклад в размере 22 % был отмечен в 2017 году [7]. Значительное отставание России по этому показателю от многих развитых и развивающихся стран отражено в исследованиях Н. З. Зотикова [8].

Тем не менее С. В. Теребова и К. А. Устинова актуализируют роль МСП при формировании экономики на региональном уровне, где данный сектор обеспечивает занятость значительной доли трудоспособного населения (в отдельных регионах до 40 % оборота и общего числа занятых) [9]. Н. Р. Зиятдинова отмечает, что во многих регионах и городах Российской Федерации субъекты МСП являются преобладающей формой занятости и оказывают значительное влияние на инновационное развитие экономики регионов, стимулируя создание рабочих мест, особенно в сфере услуг. Автор подчеркивает, что именно малые и средние предприятия содействуют «... инклюзивному и устойчивому росту, повышению экономической устойчивости и улучшению социальных аспектов развития страны и регионов» [10].

В. Ю. Деняк, Р. М. Богданова в своем исследовании раскрывают активную роль малых и средних предприятий в развитии сферы услуг, обладающей такими свойствами, как неоднородность и динамичность. Именно здесь в ответ на новые возникающие потребности появляются новые виды деятельности и новые сервисы, что способствует перестройке отраслевой структуры сферы услуг [11].

Сегодня сфера услуг находится под влиянием сильных возмущающих негативных факторов внешней среды. Анализируя современное состояние сферы услуг, М. С. Егорихина, Е. А. Шамин выделяют проблемы, возникающие с уходом зарубежных компаний с российского рынка, - огромное количество сотрудников сферы розничной торговли, общественного питания, кинопроката и др. потеряли работу и испытывают сложности с дальнейшим трудоустройством [12]. Проблемы, с которыми сталкиваются предприятия сферы услуг в условиях санкций и реализации политики импортозамещения, рассматриваются также в научной работе Е. М. Плаксиной [13].

Э. В. Бардасова в своем исследовании, посвященном анализу влияния глобального кризиса на рынок микросхем в период 2008-2022 гг., также отмечает негативные последствия для предприятий и организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации. Речь идет о высокой зависимости российской экономики от импорта и отсутствии микрочипов менее 10 нм, необходимых для обеспечения быстрой и качественной работы электронных устройств. Несомненный интерес представляют разработанные автором механизмы минимизации последствий кризиса и санкций [14].

Проблемы разработки механизмов государственного регулирования и поддержки малых и средних предприятий в условиях санкционного давления на российскую экономику широко обсуждаются в научном сообществе. Так, в исследованиях С. В. Теребовой и К. А. Устиновой рассматривается государственная политика минимизации рисков от внешних шоков, реализуемая как на федеральном, так и региональном уровнях [9].

О. Б. Иванов и Е. М. Бухвальд также актуализируют необходимость разработки механизмов антисанкционной защиты: «защитительных» (защита финансовых и имущественных интересов

РФ) и «компенсационных» (компенсация потерь, понесенных бизнесом и населением в результате введения санкций). Авторы делают акцент на государственной поддержке субъектов МСП на региональном уровне, развивая исследовательскую повестку антисанкционной устойчивости территорий [15].

Роль малого и среднего бизнеса в обеспечении устойчивости территорий в условиях санкционного давления отражена в научной работе Т. Ю. Алтуфьевой. В исследовании анализируются меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и предлагаются рекомендации по совершенствованию механизмов государственной поддержки для повышения резилиентности территорий [16]. Исследование специфики государственной поддержки МСП на муниципальном уровне в контексте оценки ее результативности нашло отражение в научной работе А. Г. Мокроносова и Е. М. Зайцевой [17].

Вопросы обеспечения занятости в секторе МСП отражены в исследовании О. В. Лец. Анализируя меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, автор подчеркивает важность использования потенциала цифровых платформ и сервисов [18].

Исследование проблем реализации промышленно-технологической кооперации крупного бизнеса и субъектов МСП в рамках политики импортозамещения и ожидаемые эффекты от такого взаимодействия отражены в работе В. П. Невмывако [19]. В условиях санкционного давления на российскую экономику М. В. Намханова, К. Г. Заярная отмечают особую важность формирования механизмов государственной поддержки, способствующих выстраиванию новых логистических и производственных цепочек, расширению программ импортозамещения, переориентации на новые рынки сбыта, сохранению занятости населения [20].

Всесторонний анализ научных публикаций, посвященных изучению условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях санкционного давления, позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности вопросов, посвященных ответной реакции российского сектора МСП на новые внешние шоки, а также исследованию обратной связи от предпринимателей о результативности мер государственной поддержки.

Целью данной научной работы является исследование тенденций функционирования и выявление перспектив развития субъектов МСП сферы услуг в условиях санкционного воздействия на российскую экономику. При реализации данной цели основной акцент сделан на исследовании мнения предпринимателей сферы услуг для более глубокого понимания отраслевой специфики и учета восприятия МСП позитивных и негативных эффектов от воздействия санкций для развития механизмов государственной поддержки, позволяющих наиболее полно реализовать потенциал данного сектора экономики.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования являются субъекты малого и среднего предпринимательства сферы услуг Российской Федерации. Для достижения поставленной цели использовались методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, систематизации, сбора, обработки и анализа статистических данных и графического представления результатов, а также социологические методы исследования - полуструктурированное интервью и опрос. Источниками для анализа явились статистические данные Росстата и данные Федеральной налоговой службы РФ, а также эмпирические данные, полученные авторами исследования в процессе проведения цикла полуструктурированных интервью и опроса предпринимателей сферы услуг.

В процессе реализации цели научного исследования последовательно реализуется ряд задач. На первом этапе проводился анализ показателей функционирования субъектов МСП в динамике за 2017-2022 гг. для выявления тенденций и изменения отраслевой структуры объекта исследования. На втором этапе в ходе проведения полуструктурированных интервью с экспертами - руководителями высшего и среднего уровней управления МСП сферы услуг - были выявлены факторы, оказывающие значительное влияние на функционирование малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления, а также результативные, с точки зрения респондентов, меры государственной поддержки. На третьем этапе проводился опрос респондентов из разных секторов услуг (розничной торговли, ресторанного бизнеса, индустрии красоты, туризма, образования и культуры) для выявления отраслевой специфики процессов функционирования и развития МСП в условиях санкций. Опрос проводился путем рассылки анкеты на электронную почту руководителей МСП различных отраслей сферы услуг из восьми федеральных округов РФ (за исключением Юго-Западных субъектов РФ). Всего было отправлено 500 анкет, результаты исследования базировались на ответах 148 респондентов.

Результаты и обсуждение

Анализ показателей функционирования субъектов МСП

В данном разделе исследования анализируются тенденции функционирования малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях на основе статистических данных.

В России на 10 марта 2023 года в Едином реестре субъектов МСП было зарегистрировано 6 114 731 субъект малого и среднего предпринимательства 1. Структура МСП включает в себя: микропредприятия - 96,25, малые предприятия - 3,46, средние предприятия - 0,29 %. При этом около 61,85 % субъектов МСП представлены индивидуальными предпринимателями и только 38,15 % - юридические лица.

На рисунке 1 представлена динамика количества субъектов МСП в РФ за период 2017-2022 гг. Как видно из рисунка 1, начиная с 2018 года количество МСП (юридических лиц) имеет тенденцию к снижению. Следует отметить, что тенденция снижения отмечается для всех категорий МСП (юридических лиц): средних предприятий, малых предприятий и микропредприятий.

Для МСП (индивидуальных предпринимателей) тенденция снижения отмечается только для средних предприятий. Количество малых предприятий (индивидуальных предпринимателей), несмотря на незначительную тенденцию снижения в период 2017-2022 гг. к 10.01.2023 восстановилось на уровне значений 2017 года. Для микропредприятий (индивидуальных предпринимателей) в период 20172022 гг. характерна тенденция роста на 21,1 %.

Анализ количества МСП в разрезе субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что наибольшее количество предприятий сосредоточено в Центральном федеральном округе (32,14 %), далее следуют Приволжский федеральный округ (17,28 %), Южный федеральный округ (11,30 %), Северо-Западный федеральный округ (11,28 %), Сибирский федеральный округ (10,13 %), Уральский федеральный округ (8,33 %), Дальневосточный федеральный округ (5,08 %), Северо-Кавказский федеральный округ (3,49 %), Юго-Западные субъекты РФ (0,97 %).

Рисунок 1 - Динамика количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов МСП в РФ Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 23.03.2023).

Одной из ключевых задач МСП является обеспечение занятости населения посредством создания рабочих мест. На рисунке 2 представлена динамика количества работников субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ за период 2017-2022 гг. В период 2019-2021 гг. можно на-

1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp. nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 23.03.2023).

блюдать тенденцию снижения вовлеченности населения в малый и средний бизнес. Только к началу 2023 года количество работников МСП приблизилось к уровню 2017 года. Так, на 10.03.2022 численность работников МСП составила 15 155 232 чел. Структура кадрового состава МСП: работники микро-предприятий - 48,16, малых предприятий - 39,19, средних предприятий - 12,65 %. При этом около 17,67 % работников являются индивидуальными предпринимателями, работники МСП (ЮЛ) - 82,33 %.

Рисунок 2 - Динамика количества работников субъектов МСП в РФ Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс].

URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 23.03.2023)

По данным Росстата основное количество работников малых предприятий сферы услуг осуществляет трудовую деятельность в сфере розничной и оптовой торговли. При этом в период 2017-2021 гг. в секторе оптовой торговли можно наблюдать тенденцию снижения на 18,6 %, в секторе розничной торговли - снижение на 27,7 %, в секторе «Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт» - снижение на 19,8 %. Тенденция сокращения количества работников наблюдалась также в секторе «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма» - снижение на 19,8 %, а также в секторе «Образование» -снижение на 15,7 %.

В анализируемом пероде (2017-2021 гг.) в отдельных секторах малых предприятий сферы услуг отмечалась тенденция роста численности работников. В секторе «Деятельность в области здравох-ранения» отмечался самый значительный рост численности работников, на 21,3 %. Такая тенденция наблюдалась также в секторе «Транспортировка и хранение» - рост на 4,44 %, а также в секторе «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» - рост на 0,97 %.

Согласно выборочным обследованиям Росстата в период с 2017-2021 гг., динамика оборота МСП имеет тенденцию роста. Так, оборот малых предприятий (включая микропредприятия) в 2021 году по отношению к 2017 году увеличился в секторе «Деятельность в области здравоохранения», рост на 111,83 %, в секторе «Научные исследования и разработки» рост на «Научные исследования», рост на 50,73 %, в секторе «Научные исследования и разработки» рост на 55,37 %.

Положительная динамика оборота малых предприятий отмечается также в секторе «транспортировка и хранение» - рост на 75,7 %, в секторе «Деятельность в области информационных технологий» - рост на 57,31 %, в секторе «Деятельность в области информации и связи» - рост на 55,96 %, в секторе «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» - рост на 50,73 %.

1 Федеральная служба государственной статистики: Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics (дата обращения: 20.03.2023).

Факторы, оказывающие влияние на функционирование малого

и среднего бизнеса РФ в условиях санкций

На данном этапе исследования было проведено полуструктурированное интервью с экспертами из МСП сферы услуг. В качестве экспертов выступили руководители высшего звена МСП различных отраслей сферы услуг РФ. В ходе проведения интервью были раскрыты следующие тематические блоки: «Факторы, влияющие на функционирование МСП в условиях санкционного давления», «Проблемы и возможности развития МСП в современных условиях», «Эффективность мер государственной поддержки МСП».

В результате проведения полуструктурированного интервью были выявлены факторы, оказывающие значительное воздействие на деятельность предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в условиях санкций. Также респонденты высказали мнение относительно эффективности мер государственной поддержки МСП, позволяющих нивелировать негативные последствия санкци-онного давления.

По мнению респондентов, к основным проблемам, с которыми столкнулись субъекты малого и среднего бизнеса сферы услуг после введения санкций, можно отнести:

- высокую зависимость процесса производства услуг от импортного сырья, оборудования и комплектующих;

- значительный рост закупочных цен;

- изменение структуры спроса и предложения;

- снижение покупательской способности населения;

- дефицит на рынке труда квалифицированных кадров по многим направлениям деятельности;

- отток квалифицированных кадров за рубеж (смена локации);

- разрыв налаженных логистических цепочек;

- ограничения на экспорт и закрытие иностранных рынков недружественных стран и др.

Далее для выявления отраслевой специфики процессов функционирования и развития МСП в условиях санкций авторами исследования был проведен опрос предпринимателей из разных секторов сферы услуг. Опрос проводился в ноябре - декабре 2022 года. В опросе приняли участие 148 респондентов из различных отраслей сферы услуг, из восьми федеральных округов РФ (за исключением Юго-Западных субъектов РФ). Отраслевая структура респондентов, принявших участие в исследовании, представлена на рисунке 3.

Туршм Индустрия красоты

питания

16%

Рисунок 3 - Структура респондентов по отраслям услуг (%)

Анализ результатов опроса позволил выявить факт того, что для разных секторов сферы услуг приоритетность факторов, оказывающих негативное воздействие из-за санкций на ведение бизнеса, значительно различается. На рисунках 4, 5 представлены результаты оценивания респондентов - средние ранги факторов, оказывающих воздействие на процесс функционирования МСП различных секторов сферы услуг в условиях введенных санкций. Факторы объединены в две укрупненные группы: блок 1 - «Влияние импорта и нарушение логистики» и блок 2 - «Дефицит кадров и нестабильность потребительского спроса».

1,09 1,29

3,19

4,45 6,19 4,63 4,66 4,21

5,49 5,23

6,81 3,85 4,38 2,48 6,49 5,47 4,49 3,64 2,26 8,61

6,94

5,14

2,28 0,54 2,49

5,28 4,38

4,85 4,83

2,31

ИНДУСТРИЯ КРАСОТЫ КУЛЬТУРА ТОРГОВЛЯ РОЗНИЧНАЯ РЕСТОРАНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ ТУРИЗМ

ДОСТАВКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

закрытие рынков сбыта (ограничения экспорта) разрушение системы поставок и сбыта рост пен на сырье, материалы, комплектующие высокая зависимость от импорта сырья и комплектующих высокая зависимость от импорта оборудования

Рисунок 4 - Оценки респондентов - средние ранги факторов (блок 1), влияющих на МСП сферы услуг

2,29 4,47 2,08 3,67 3,69

2,71 4,55 4,76 3,44 2,37

6,69 4,48

7,27

3,08

3,47 5,31

4,06

5,77 5,81 7,75

6,37 5,74

2,64

ИНДУСТРИЯ КРАСОТЫ КУЛЬТУРА ТОРГОВЛЯ РОЗНИЧНАЯ РЕСТОРАНЫ!! ОБРАЗОВАНИЕ ТУРИЗМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДОСТАВКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

отток кадров - смена локации

отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров изменение структуры спроса и потребления снижение покупательской способности потребителей

Рисунок 5 - Оценки респондентов - средние ранги факторов (блок 2), влияющих на функционирование МСП сферы услуг в условиях санкций

Так, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере индустрии красоты, ресторанного бизнеса и розничной торговли, отмечают высокую зависимость от импорта сырья, комплектующих и оборудования. Также именно в этих секторах сферы услуг предприниматели отмечают высокую степень зависимости бизнеса от роста закупочных цен. Субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере туризма, отмечают крайне высокую степень зависимости от фактора «Разрушение системы поставок и сбыта» - ранг 8,61, а также от факторов «Изменение структуры спроса и потребления» - ранг 7,27 и «Снижение покупательской способности потребителей» - ранг 7,75. Дефицит квалифицированных кадров в качестве одного из ведущих негативных факторов - ранг 6,69 - отмечают предприниматели сферы культуры. Следует отметить, что в этом секторе, сфере услуг, значительное негативное влияние - ранг 4,47 - оказывает фактор «Отток кадров - смена локации».

Недостаток квалифицированных кадров наблюдается также и в ресторанном бизнесе и в розничной торговле. Проблему оттока кадров за рубеж, в том числе в результате смены локации бизнеса, отмечают также предприниматели сферы ресторанного бизнеса, туризма и образования. Однако степень зависимости бизнеса от вышеуказанных факторов не является высокой. Кроме сферы туризма достаточно сильное негативное влияние фактора «Снижение покупательской способности потребителей» отмечают респонденты секторов розничной торговли, ресторанного бизнеса и индустрии красоты.

На рисунке 6 представлены ответы респондентов - средние ранги факторов, отражающих степень результативности механизмов государственной поддержки МСП сферы услуг в условиях санкций. Так, по мнению респондентов из сферы туризма, наиболее результативным механизмом поддержки МСП являются организационно-экономические программы и меры государственной поддержки.

3,69 4,36 5,24 1,11 4,31 4,09 4,71

4,19

3,18 4.6«

5,61 5,01 3,13 2,12 1,26 2,34

5.94

5,49

ИНДУСТРИЯ КРАСОТЫ КУЛЬТУРА ТОРГОВЛЯ РСШ! ПЕНЯ РЕСТОРАНЫ!! ОБРАЗОВАНИЕ ТУРИЗМ

ДОСТАВКА 11РОДУКТОВ ПИТАНИЯ

государственная поддержки (обучение, информационная поддержка) государственная поддержка (органнзжцнавно-экошшкческне программы и меры) досттппасть темных срелсти

Рисунок 6 - Оценки респондентов - средние ранги факторов, отражающих степень результативности механизмов государственной поддержки МСП сферы услуг в условиях санкций

Предприниматели из сфер туризма и образования отметили также важность такого механизма государственной поддержки, как обучение и информационная поддержка. Для МСП сферы культуры, индустрии красоты, ресторанного бизнеса и розничной торговли высокую степень значимости имеет фактор «Доступность заемных средств».

Следует отметить, что результаты опроса респондентов МСП сферы услуг, полученные авторами данной научной работы, соотносятся с выводами, сделанными М. В Антюшиным, И. В. Гуськовым, Н. Е. Серебровской, в ходе проведения исследования «Факторный анализ функционирования субъектов малого предпринимательства в условиях санкций» [21].

В качестве мер по снижению последствий санкционного давления и поиску новых возможностей респонденты рассматривают: поиск новых поставщиков, выход на новые внешние рынки сбыта, выявление рыночных ниш и осваивание рыночных сегментов на внутреннем рынке, повышение качества услуг

Заключение

В данной статье были изучены тенденции функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства сферы услуг в условиях негативных последствий введения антироссийских санкций. С большой долей вероятностью можно утверждать, что в ближайшем будущем степень ужесточения санкционного давления на российский бизнес будет только возрастать. Именно поэтому выявление проблем, возникающих у субъектов МСП, посредством получения оперативной обратной связи является важной научно-прикладной задачей. Также крайне актуальной является задача мониторинга результативности механизмов государственной поддержки.

Полученные результаты исследования позволили выявить факторы, оказывающие негативное воздействие на деятельность МСП сферы услуг в условиях санкционного давления, а также наиболее результативные (с точки зрения предпринимателей) меры государственной поддержки. Выявлена отраслевая специфика степени влияния негативных факторов в различных секторах сферы услуг.

Малый и средний бизнес сферы услуг Российской Федерации в условиях высоких геополитических, экономических рисков и турбулентности внешней среды оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, перестраивая производственные и торговые цепочки, снижая зависимость от импорта, что позволяет частично нивелировать негативное влияние действия антироссийских санкций. Однако, несмотря на действующие сегодня различные механизмы государственной поддержки, способствующие развитию сектора МСП, на сегодняшний день значительный потенциал данного сектора остается нереализованным. Реализация данного потенциала невозможна без получения обратной связи от предпринимателей, необходимой для разработки программ государственной поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях.

Полученные результаты могут быть интересны органам власти и управления, представителям МСП сферы услуг и широкому кругу исследователей, изучающих специфику развития бизнес-субъектов различных секторов экономики в условиях внешних шоков.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы

1. Хончев М. А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. 2022. № 6. С. 42-48.

2. Павленко И. Г., Букреев И. А. Ресурсное обеспечение развития предпринимательства в рекреационной сфере региона Большая Ялта // Вопросы региональной экономики. 2018. № 4(37). С. 84-89.

3. Мустафаев Т. З. Трансформация отраслей сферы услуг России в условиях новой нормальности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12-2(94). С. 45-47.

4. Трудовая мотивация и модернизация экономики: Россия и Беларусь : монография / Н. А. Симчен-ко, С. Ю. Цёхла, С. Ю. Солодовников и др. Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2016. 224 с.

5. Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир. Электронный ресурс. URL: https://stolypin.institute/storage/app/media/researches/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf (дата обращения: 18.03.2023).

6. Банникова Н. В., Орел Ю. В., Байчерова А. Р. Особенности развития малого бизнеса в транспортной сфере на примере СКФО // Вестник Академии. 2020. № 4. С. 17-32.

7. Белоновская А. М., Подляскин С. Е. Поддержка малого и среднего предпринимательства в современных условиях // Вектор экономики. 2022. № 4(70).

8. Зотиков Н. З. Малый бизнес: его роль и место в экономике страны // Финансовая экономика. 2019. № 9. С. 344-349.

9. Теребова С. В., Устинова К. А. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С.107-123.

10. Зиятдинова Н. Р. Тенденции развития МСП развитых стран и России // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 4(74). С. 83-87.

11. Деняк В. Ю., Богданова Р. М. Особенности малых и средних форм предпринимательской деятельности в отраслях сферы услуг // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты». Пенза, 2020. С. 157-161.

12. Егорихина М. С., Шамин Е. А. Теоретические подходы к определению сущности понятия «сферы услуг», ее состояние в современных экономических условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20). С.130-134.

13. Плаксина Е. М. Функционирование сферы услуг Алтайского края в условиях санкций и им-портозамещения // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. 2017. № 9. С. 70-79.

14. Бардасова Э. В. Выявление и минимизация негативных последствий кризиса на рынке микросхем для сферы услуг // Human Progress. 2022. Т. 8. № 4. С. 4.

15. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Санкции и контрмеры в российской экономике (региональный аспект) // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 4. С. 7-27.

16. Алтуфьева Т. Ю. Малый и средний бизнес: поддержка резилиентности территорий в условиях шоковых воздействий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12-1(94). С. 25-30.

17. Мокроносов А. Г., Зайцева Е. М. Модель повышения результативности муниципальной поддержки развития сферы малого и среднего предпринимательства // Вопросы управления. 2022. № 5. С. 47-64.

18. Лец О. В. Вопросы реализации мер поддержки занятости населения в малом и среднем предпринимательстве России // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2022. Т. 10. № 3(58). С. 85-110.

19. Невмывако В. П. Промышленно-технологическая кооперация крупного бизнеса и структур малого и среднего предпринимательства: опыт РФ и зарубежных стран в сфере технологического предпринимательства // Экономика и социум: современные модели развития. 2021. Т. 11. № 2. С. 169-202.

20. Намханова М. В., Заярная К. Г. Реализация государственных антикризисных мер в условиях санкционного давления как долгосрочного фактора развития страны и регионов // Экономика и предпринимательство. 2022. № 5. С. 426-432.

21. Антюшин М. В., Гуськова И. В., Серебровская Н. Е. Факторный анализ функционирования малого предпринимательства и его перспективы развития в условиях санкций // Путеводитель предпринимателя. 2022. Т. 15. № 2. С. 35-43.

References

1. Khonchev M. A. Institutional conditions for the development of small business in the context of sanctions // Financial markets and banks. 2022. № 6. P. 42-48.

2. Pavlenko I. G., Bukreyev I. A. Resource support for the development of entrepreneurship in the recreational sphere of the Big Yalta region // Issues of regional economics. 2018. № 4(37). P. 84-89.

3. Mustafayev T. Z. Transformation of service industries in Russia under the new normality conditions // Economics and business: theory and practice. 2022. № 12-2(94). P. 45-47.

4. Labor motivation and modernization of the economy: Russia and Belarus: monograph / N. A. Simchen-ko, S. Yu. Tsekhla, S. Yu. Solodovnikov et al. Simferopol: IT «ARIAL». 2016. 224 p.

5. Titov B. Sector of small and medium business: Russia and the world Electronic resource. URL: https:// stolypin.institute/storage/app/media/researches/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

6. Bannikova N. V., Orel Yu.V., Baycherova A. R. Features of small business development in the transport sphere on the example of the SKFO // Bulletin of the Academy. 2020. № 4. P. 17-32.

7. Belonovskaya A. M., Podlyaskin S. E. Support of small and medium-sized businesses in modern conditions // Economy vector. 2022. № 4(70).

8. Zotikov N. Z. Small business: its role and place in the country economy // Financial economics. 2019. № 9. P. 344-349.

9. Terebova S. V., Ustinova K. A. Small and medium-sized businesses in the new economic environment // The North and the market: shaping the economic order. 2022. № 2. P. 107-123.

10. Ziyatdinova N. R. Small and medium-sized enterprises development trends in developed countries and Russia // Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2021. № 4(74). P. 83-87.

11. Denyak V. Yu., Bogdanova R. M. Features of small and medium-sized forms of business activity in service industries // Proceedings of the IV International scientific-practical conference «Economics in theory and practice: topical issues and modern aspects». Penza. 2020. P. 157-161.

12. Yegorikhina M. S., Shamin E. A. Theoretical approaches to the determination of the essence of the concept of «the sphere of services» its status in modern economic conditions // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Vol.6. № 3(20). P. 130-134.

13. Plaksina E. M. Functioning of Altai region services in conditions of sanctions and import substitution // Topical issues of the functioning of the economy of the Altai region. 2017. № 9. P. 70-79.

14. Bardasova E. V. Identification and minimization of the negative crisis consequences on the microcircuit market for the service sector // Human Progress. 2022. Vol. 8. № 4. P. 4.

15. Ivanov O. B., Bukhval'd E. M. Sanctions and countermeasures in the economy of Russian Federation (regional aspect) // ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice. 2022. № 4. P. 7-27.

16. Altuf'yeva T. Yu. Small and medium business: support for territorial resility in conditions of shock impacts // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. № 12-1(94). P. 25-30.

17. Mokronosov A. G., Zaytseva E. M. A model of improving SME municipal support efficiency // Management Issues. 2022. № 5. P. 47-64.

18. Lets O. V. Issues of implementation of measures to support employment in small and medium-sized businesses in Russia // Current Directions of Scientific Research of the XXI Century: Theory and Practice. 2022. Vol. 10. № 3(58). P. 85-110.

19. Nevmyvako V. P. Industrial and technological cooperation of large businesses and sme-structures: the experience of the Russian Federation and foreign countries in technological import substitution // Economics & Society: contemporary models of development. 2021. Vol.11. № 2. P. 169-202.

20. Namkhanova M.V., Zayarnaya K.G. Implementation of state anti-crisis measures in the face of sanctions pressure as a long-term factor in the development of the country and regions // Economics and Entrepre-neurship. 2022. №5. P. 426-432.

21. Antyushin M. V., Gus'kova I. V., Serebrovskaya N. E. Factor analysis of the functioning of small business and its development prospects under sanctions // Entrepreneur's Guide. 2022. Vol.15. № 2. P. 35-43.

Functioning of SMEs in Service Industry under Sanction Pressure: Challenges and Prospects for Development

Larisa B. Nyurenberger

Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH», Novosibirsk,

Russian Federation Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Business in the Service Sector ORCID 0000-0002-6254-3866 e-mail: l.b.nyurenberger@nsuem.ru

Inna V. Krakovetskaya

National Research Tomsk State University Tomsk, Russian Federation Academic Degree, Position Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Strategic Management and Marketing ORCID 0000-0001-9424-5153 e-mail: inna_krakov@mail.ru

Anastasia I. Dalibozhko*

National Research Tomsk State University Tomsk, Russian Federation Research Lecturer, Economist ORCID 0000-0002-1279-2629 e-mail: anastasia.dalibozhko@gmail.com

Introduction. The service sector, being the leading indicator of the level of development of the national economy, demonstrates the degree of its resistance to the effects of external shocks. The sectoral structure of the service sector is undergoing significant changes today. SMEs are extremely sensitive to changes in the external environment. In turn, they are mobile, flexible and demonstrate a high degree of adaptation to adverse impacts and the ability to search for new market opportunities. The purpose of the work is to study the trends in the functioning and development prospects of SMEs in the service sector in the context of an unprecedented sanctions impact on the Russian economy. Methods. In the study of trends in the development of SMEs in the service sector, general scientific methods were used: analysis and synthesis, comparison and generalization, systematization, analysis of statistical data and graphical presentation of results, sociological methods - a survey of experts in the service sector. Results. The results provide an analysis of the trends in the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period 2017-2022 in the context of changes in the industry structure. The data of a sociological survey, reflecting the negative factors of the impact of sanctions, as well as the importance of state support programs for business, are presented. Conclusion. Based on the analysis of statistical data and a sociological survey, key factors that have an impact on the functioning and development of SMEs in the service sector under sanctions pressure were identified. It is concluded that it is necessary to develop mechanisms of supporting SMEs in the service sector, taking into account operational feedback from entrepreneurs on the effectiveness of various activities.

Keywords: small and medium business, service sector, sanctions, entrepreneurship, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.