Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНЕЙ БИЗНЕС: ПОДДЕРЖКА РЕЗИЛИЕНТНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ШОКОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ'

МАЛЫЙ И СРЕДНЕЙ БИЗНЕС: ПОДДЕРЖКА РЕЗИЛИЕНТНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ШОКОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МСП / ШОКОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / РЕЗИЛИЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтуфьева Т.Ю.

Статья посвящена исследованию поддержки малым и средним бизнесом приемлемого уровня резилиентности территорий в контексте рассмотрения особенностей этого процесса в условиях шоковых воздействий. Построена схема шоковых воздействий на территориальные социально-экономические системы (далее ТСЭС) и гипотетического ответа на них. Исследована помесячная динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) Республики Башкортостан в 2021 г. и 2022 г. в сопоставлении с показателями социально-экономического развития РБ и выявлены последствия санкционного давления. Сделан вывод о зависимости темпов адаптации экономики РБ к санкциям от успешного функционирования субъектов МСП, обеспечивающих около 40% оборота и общего числа занятых. Представлен комплекс рекомендаций по государственной поддержке субъектов МСП РБ при санкционном давлении в целях поддержки достаточного уровня резилиентности республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алтуфьева Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS: SUPPORT FOR TERRITORIAL RESILITY IN CONDITIONS OF SHOCK IMPACTS

The article is devoted to the study of support by small and medium-sized businesses of an acceptable level of resilience of territories in the context of considering the features of this process under conditions of shock effects. A scheme of shock effects on territorial socio-economic systems (hereinafter referred to as TSES) and a hypothetical response to them has been constructed. The monthly dynamics of the development of small and medium-sized businesses (hereinafter SMEs) of the Republic of Bashkortostan in 2021 and 2022 was studied in comparison with indicators of the socio-economic development of the Republic of Belarus and the consequences of sanctions pressure were identified. It is concluded that the rate of adaptation of the economy of the Republic of Belarus to sanctions depends on the successful functioning of SMEs, which provide about 40% of the turnover and the total number of employees. A set of recommendations on state support of SMEs of the Republic of Belarus under sanctions pressure in order to maintain a sufficient level of resilience of the republic is presented.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНЕЙ БИЗНЕС: ПОДДЕРЖКА РЕЗИЛИЕНТНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ШОКОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ»

МАЛЫЙ И СРЕДНЕЙ БИЗНЕС: ПОДДЕРЖКА РЕЗИЛИЕНТНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ШОКОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Т.Ю. Алтуфьева, канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотр. Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-25-30

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-03-2022-001 от 14.01.2022 г.

Аннотация. Статья посвящена исследованию поддержки малым и средним бизнесом приемлемого уровня резилиентности территорий в контексте рассмотрения особенностей этого процесса в условиях шоковых воздействий. Построена схема шоковых воздействий на территориальные социально-экономические системы (далее ТСЭС) и гипотетического ответа на них. Исследована помесячная динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) Республики Башкортостан в 2021 г. и 2022 г. в сопоставлении с показателями социально-экономического развития РБ и выявлены последствия санкционного давления. Сделан вывод о зависимости темпов адаптации экономики РБ к санкциям от успешного функционирования субъектов МСП, обеспечивающих около 40% оборота и общего числа занятых. Представлен комплекс рекомендаций по государственной поддержке субъектов МСП РБ при санкционном давлении в целях поддержки достаточного уровня резилиентности республики.

Ключевые слова: субъекты МСП, шоковые воздействия, санкционное давление, рези-лиентность, государственная поддержка

В современной геополитической реальности шоковые воздействия с позиций резилиентности превратились в неотъемлемую часть мировой экономической динамики. Наблюдаемые в последние годы воздействия, а именно: природные и техногенные катастрофы; глобальные экономические и финансовые кризисы; резкие технологические изменения; значимые политические решения, в том числе по установлению санкций, началу военных операций; глобальные эпидемические процессы, обусловливают экономические потрясения различной интенсивности. Причем глубина шока, испытываемого территорией, во многом обусловливается продолжительностью воздействия на нее, варьиру-

ющего от единовременного (например, повышение ключевой ставки) до продолжительного (последствия введение санкций на территорию).

Между тем мировые тенденции свидетельствуют о различных реакциях стран на однотипные шоковые воздействия - от быстрого восстановления своего полноценного функционирования до наличия длительного адаптационного периода. По-нашему мнению, быстрота восстановления ТСЭС после значимых шоковых воздействий зависит от уровня их резилиентно-сти и поддерживающих ее факторов (рис. 1).

Рис. 1. Схема шоковых воздействий на ТСЭС и прогнозируемый ответ на них в зависимости от уровня резилиентности

Целью данной статьи является исследование влияния успешности развития малого и среднего предпринимательства как фактора поддержки резилиентности территорий в условиях антироссийского санк-ционного давления на экономику Республики Башкортостан.

Понятие «резилиентность» (от анг. resilient) многими исследователями приравнивается к таким понятиям как «устойчивость», «сопротивляемость», «стойкость» или «прочность» [1, с. 59]. На наш взгляд, для более точного понимания смыслового содержания этой дефиниции нужно сделать упор на ее дословный перевод: «упругость», «эластичность», «гибкость». В таком случае резилиентность территориальной системы может быть соотнесена со скоростью полного поглощения ею шокового экзогенного импульса и возвращения к своему исходному состоянию.

Нужно отметить, что с начала XXI века понятие резилиентности начало применяться в стратегических документах международных организаций как новая трактовка национальной безопасности в ситуации шоков. В таком понимании понятие резилиентность присутствует в Проектной инициативе Организации экономического сотрудничества и развития «Новые подходы к экономическим вызовам» (ОЭСР, 2015 г.), Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций до 2030 г. и

Парижском соглашении ООН по климату (ООН, 2015 г.), Новой глобальной стратегии Европейского союза (ЕС, 2016 г.), документах Североатлантического Альянса по противодействию терроризму (НАТО, 2016 г.) и др. В рамках ОЭСР резилиентность - это способность системы к мобильной перегруппировке своих элементов и ключевых ресурсов для достижения динамической устойчивости на новом уровне развития в ответ на внезапные внутренние или внешние возмущения [2]. В настоящее время резилиентность трактуется ведущими мировыми экспертами как новый подход к обеспечению устойчивости национальных экономик в условиях вступления мира в эпоху сложности, нелинейности и радикальной неопределенности [3]. На наш взгляд, под резилиентностью нужно понимать способность территориальных систем, поглощать (абсорбировать) шоки в целях восстановления (возвращения в состояние динамического равновесия) или адаптации к существующим и новым потрясениям (трансформации для роста) посредством задействования своих потенциала и ключевых ресурсов.

Современное санкционное давление на экономику России, начавшееся в феврале 2022 г., на первом этапе наиболее сильно затронуло финансовую сферу, а в дальнейшем распространилось на сектор крупного бизнеса, обусловив уход западного капитала с российского рынка. В силу это-

го обострилась проблема повышения эффективности участия российского малого и среднего предпринимательства в решение насущных социально-экономических проблем в качестве одной из основных опор экономики [4]. Между тем ухудшения коснулись самих субъектов МСП еще в 2020 г., когда пандемия добавила к общей неблагоприятной обстановке ограничения виде локдаунов и вынужденного перехода предпринимателей на удаленную работу в РФ, что естественно отрицательно повлияло на их деятельность, особенно в сфере услуг. К тому же санитарные ограничения и самоизоляция значительно снизили потребительский спрос и многократно повысили финансовые риски МСП. Тем не менее малый и средний бизнес Российской Федерации при существенной государственной поддержке сумел справиться с этим шоковым воздействием и адаптироваться к сложившейся непростой ситуации, найдя пути для восстановления и развития уже в 2021 г.

Новая реальность 2022 г., характеризующаяся высокой турбулентностью в связи с шоковыми воздействиями ужесточившихся антироссийских санкций, повлекшими разрыв логистических цепочек, возникновение дефицита комплектующих, потребовала от малого и среднего бизнеса больших усилий для поддержки высокого уровня резилиентности, достаточного для противостояния этому шоковому воздействию.

По результатам лонгитюдных исследований малого бизнеса ФОМ и ВШЭ, если в 2021 г. предприниматели не ощущали вводимых западными странами санкций, то уже в I кв. 2022 г. 73% представителей российского малого бизнеса уже почувствовали их негативное влияние [5]. В качестве основных негативных проявлений санкций в I кв. 2022 г. российские предприниматели отметили: уменьшение числа заказов, рост издержек, нарушение логистических цепочек, невозврат долгов, проблемы с уплатой налогов и выплатой арендной платы (рис. 2).

Уменьшение числа заказов, клиентов

44

Рост издержек бизнеса

41

Проблемы с поставками

39

Отсрочки платежей, невозврат долгов

17

Удорожание кредитов

16

Проблемы с переводом денег за поставки

15

Проблемы с уплатой налогов

Проблемы с выплатой арендной платы

Рис. 2 Негативные проявления санкций для бизнеса РФ в I кв. 2022 г., в % от опрошенных

9

6

В Республике Башкортостан по данным Федеральной налоговой службы [6] за 8 месяцев 2022 г. количество субъектов МСП сократилось более чем на 2 тыс. ед. или на 1,8%, в то время как в РФ в целом -на 0,7% (рис. 3).

При этом доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП Республики Башкортостан - 28,7% в 2020 г.

была выше, чем в среднем по Российской Федерации - 22,5. Индекс промышленного производства в республике в 2021 г. -107,5% также превышал соответствующий показатель по РФ - 105,3%, что косвенно свидетельствует о заметной поддержке малым и средним предпринимательством резилиентности экономики РБ.

350 - 200

300

180 160

250 140

§ 200 120^ 5 100 «

^ 150 - - 80 S

Я"

s

50

/

Н 100 60

40 20

0 - 0

Даты

> СМСП ■ Работники » Продукция

Рис. 3. Динамика основных показателей развития субъектов МСП РБ по месяцам 20212022 гг.

В этой связи актуальной проблемой является разработка рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки субъектов МСП Республики Башкортостан как наиболее уязвимого и достаточно значимого сектора экономики в условиях шоковых воздействий. В числе первоочередных мер, на наш взгляд, должны быть следующие:

1. внедрение Регионального инвестиционного стандарта, который качественно изменит бизнес-климат во всех субъектах РФ и будет способствовать разогреву частных инвестиций. В частности, Республике Башкортостан необходимо усилить информирование предпринимательского сообщества об инструментах инвестстан-дарта, ведь их внедрение позволит республике претендовать на получение дотаций в

размере инвестиционных вычетов, что позволит активнее использовать этот преференциальный механизм;

2. реализация проекта «Сквозной инвестиционный поток» в целях устранения дублирования бумажного и электронного документооборота, необходимости излишних согласований при инвестировании, неэффективного межведомственного взаимодействия информационных баз данных, что позволит существенно снизить число отказов, возвратов, приостановки обработки заявлений на получение инвестиционных кредитов;

3. разработка прототипа информационной системы для бесшовной интеграции мер поддержки малых инновационных компаний в республике с возможностью подключения к ней крупных корпораций,

инновационных компаний, как государственных, так и частных, чтобы облегчить инвестиции в стартапы не только на на-альных, но и на зрелых стадиях их развития;

4. формирование системы поддержки малых технологических компаний для до-ращивания под запросы крупных предприятий республики и других субъектов РФ на основе льготных кредитов и предоставления специальных грантов. Для этого предлагается внести изменения в Программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Корпорации МСП для выдачи им займов на перестройку и развитие своего бизнеса при текущем уровне ключевой ставки под 4% (малые и микропредприятия) и 2,5% (средние предприятия);

5. активизация привлечения руководителей и квалифицированных работников

ственной подготовке специалистов среднего звена в учебных заведениях системы среднего профессионального образования Республики Башкортостан, в число которых входят колледжи и курсы дополнительного образования.

Предложенные меры государственной поддержки будут способствовать поддержанию резилиентности территорий в условиях санкций посредством повышения эффективности функционирования субъектов МСП за счет замещения выпавших из экономического оборота цепочек поставщиков из недружественных стран. Причем превентивные действия по повышению гибкости и адаптивности экономики территорий за счет государственной поддержки малого и среднего предпринимательства позволят избежать значительных материальных и финансовых затрат вследствие повышения резилиентности.

малых и средних предприятий к каче-

Библиографический список

1. Смородинская Н.В., Малыгин В.Е. Резильентность как стратегический императив в эпоху неопределенности // Экономические стратегии. - 2021. - № 6 (180). - С. 58-62. -DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.58-62.

2. Кальдера Санчес, А., и др. (2017 г.), «Укрепление экономической устойчивости: выводы из истории серьезных рецессий и финансовых кризисов после 1970 г.», Документы по экономической политике ОЭСР, № 20, Издательство ОЭСР, Париж. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1787/6b748a4b-ан.

3. Никулкина И.В., Гордячкова О.В., Калаврий Т.Ю., Вандерлинден Ж.-П. Резильент-ность социально-экономических систем: методологический аспект // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Т. 12. - № 1. - С. 659-668. - DOI: 10.18334^^. 12.1.114087/.

4. Алтуфьева Т.Ю. Влияние малого и среднего бизнеса на резилиентность территорий при санкционном давлении // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Часть II. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2022. - С. 6-11.

5. Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ // Сайт проекта ФОМа по изучению российского предпринимательства «Социология Малого Бизнеса». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://smbiz.fom.ru/post/longityud-malogo-biznesa-fom (дата обращения: 12.12.2022).

6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).

SMALL AND MEDIUM BUSINESS: SUPPORT FOR TERRITORIAL RESILITY IN

CONDITIONS OF SHOCK IMPACTS

T.Yu. Altufyeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher Institute for Socio-Economic Research UFIC RAS (Russia, Ufa)

Abstract. The article is devoted to the study of support by small and medium-sized businesses of an acceptable level of resilience of territories in the context of considering the features of this process under conditions of shock effects. A scheme of shock effects on territorial socioeconomic systems (hereinafter referred to as TSES) and a hypothetical response to them has been constructed. The monthly dynamics of the development of small and medium-sized businesses (hereinafter SMEs) of the Republic of Bashkortostan in 2021 and 2022 was studied in comparison with indicators of the socio-economic development of the Republic of Belarus and the consequences of sanctions pressure were identified. It is concluded that the rate of adaptation of the economy of the Republic of Belarus to sanctions depends on the successful functioning of SMEs, which provide about 40% of the turnover and the total number of employees. A set of recommendations on state support of SMEs of the Republic of Belarus under sanctions pressure in order to maintain a sufficient level of resilience of the republic is presented.

Keywords: SMEs, shocks, sanctions pressure, resilience, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.