Научная статья на тему 'Положение коренных народов в Северной и Латинской Америке'

Положение коренных народов в Северной и Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4876
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананидзе Ф. Р.

В статье проанализировано правовое положение коренных народов Северной и Латинской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SITUATION OF INDIGENOUS' PEOPLES IN NOTHEREN AND LATIN AMERICA

The article deals with the legal situation of Indigenous' Peoples in Notheren and Latin America.

Текст научной работы на тему «Положение коренных народов в Северной и Латинской Америке»

ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В СЕВЕРНОЙ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Ф.Р. Ананидзе

Кафедра международного права

Российский университет дружбы пародов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В статье проанализировано правовое положение коренных народов Северной и Латинской Америки.

Американский континент издревле был заселен индейцами, которыми были созданы могучие по тем временам царства со своей высокой материальной, духовной, ирригационной культурой. Первый европеец вступил на землю Америки в 1492 году с «открытием» Колумбом Нового Света. С «открытием» Америки началась и ее колонизация, истребление и уничтожение всего того, что было создано многими поколениями индейцев в течение столетий (царства инков, ацтеков, майя и многое другое).1

Исходя из такого положения дел, кажется совершенно справедливым тот гнев, который был выражен коренными народами Америки в 1992 году по поводу празднования 500-летия открытия континента, т.к. данная дата является для них не датой «открытия», а датой начала колонизации материка. Более того, употребление в данном или подобных случаях термина «открытие» кажется совершенно как безнравственным (ибо оно оскорбляет потомков тех народов, которые жили здесь до прибытия колонизаторов), так и беспочвенным, как будто Америка являлась необитаемой планетой.

Не для кою не секрет, что европейцы в Америке увидели не дикие джунгли, а густонаселенные юрода и деревни, где кипела жизнь. По историческим данным только ацтеки насчитывали чуть больше чем 30 миллионов2, а через одно столетие в следствие колонизации их стало уже около 10 миллионов.

По другим источникам численность коренного населения американского континента во время «открытия» Америки составляла около 13400000 человек3. С этого времени и до независимости эта цифра резко сократилась вследствие многих факторов: завоевательных войн, системы рабства, которая существовала в течение значительного времени колониального периода, завезенных из Европы болезней, недоедания и т.п., а также, разумеется, из-за постоянно прогрессирующего процесса смешения рас.

Пользуясь приблизительными данными, Анджел Розенблат подготовил таблицу демографической эволюции коренных народов Америки в период 1492-1940 годов,4 которая выглядит таким образом.

Год Численность коренных народов Прирост или сокращение Общая численность населения Процентная доля коренных народов

1492 13385000 - 13385000 100,00

1570 10827150 -2557850 11299650 96,41

1650 10035000 - 792150 Í2411000 80,85

1825 863430! - 1400699 34531536 25,10

1940 16211670 +7577369 274275111 5,91

Думаегся, что комментарии в отношении цифр, приведенных в таблице, просто излишни. Это конкретное количественное выражение всего того, что творили европейцы в Америке и вследствие чего многие из коренных народов полностью были истреблены. Более того, оно является главной

1 См.: Ананидзе Ф.Р, Международно-правовые проблемы защиты прав коренных народов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 1996. С. 89.

'J См: Коренное население: глобальное стремление к справедливости // Доклад да НКМГВ. М. 1988. С. 19

3 See: UN Documents E/CN.4/$ub.2/476/Add. 1. P. 8.

4 See: Angel Rosenblat: La populación indegena de America desde 1492 Rasta la actualidid Buenos Aires, Institution Cultunal Española, third in the series Stips Questionis. 1945. P. 109.

предпосылкой нынешнего положения аборигенного населения американского континента.

В XX веке, как видно из таблицы, наблюдается определенная тенденция к увеличению численности аборигенного населения Америки. Последнее связано с развитием и сравнительным улучшением медицинского обслуживания, гигиенических условий и питания, в результате чего существенно возросла рождаемость и снизилась смертность1.

Но, несмотря на это, в демографии коренных народов Америки присутствует множество других проблем. Согласно исследованию А. Розенблата, следует различать две зоны демографической структуры этих народов: 1) «периферическую зону» в которой эго население исчезает, и 2)

«центральную зону», где оно увеличивается.2 В первую зону следует включить районы конфликтов и столкновений, в которых коренные народы, состоящие из ограниченных общин кочевииков-охотников и населения, которое поочередно занимается охотой и примитивным земледелием, должно уступать натиску белых людей, присваивающих себе земельные и охотничьи угодья. Представители же коренных, народов вынуждены переселяться в более труднодоступные и, как правило, более бедные районы, где они постепенно вымирают, так как не могут приспособиться к новым условиям жизни, и потому, что они не имеют иммунитета к ряду болезней, заносимых колонистами. В некоторых районам, они растворяются в обществе колонистов, которое приобретает более смешанный и характер.

Для второй зоны характерна экономическая и политическая гегемония белого человека, но с точки зрения этнической белое население является незначительным меньшинством: в своем подавляющем большинстве население состоит из больших коренных общин, которые продолжают говорить на своих языках, и сохраняют верность своим традиционным- установившимся формам экономической организации, своим обычаям и незыблемым культурным традициям.

В целом из вышеприведенного следует сделать следующий вывод: по-видимому, к «периферической зоне» или зоне исчезновения коренных, народов, относятся прибрежные лесные районы Аргентины, Парагвая, Боливии, Бразилии, Колумбии, Венесуэлы, а также некоторые тропические и полутропические районы Центральной Америки и Мексики, где проживают индейские племена: чачо, пшаго ди чачо, кайнгуа, карайа, живаро, мотилон, лекандон, спри и другие, многие из которых находятся на грани исчезновения3; а к «центральной зоне», т.е. к зоне увеличения численности аборигенного населения; относятся высокие плато Андов, горные районы Центральной Америки и Мексики. Здесь проживают, в частности, значительные общины аборигенного населения и метисов индейской цивилизации Боливии, Перу, Эквадора, Мексики, Центральной Америки. Сюда также входят аборигены, проживающие в резервациях в Чили, Колумбии, США и Канаде.

Для того чтобы разобраться в проблемах, касающихся правового положения коренных народов Америки, как представляется, следует обратиться к внутреннему законодательству государств континента, региональным соглашениям, а также договорам между коренными народами и правительствами национальных государств.

По этому принципу все государства Америки условно можно объединить в две группы. В первую из них можно включить тех, в конституциях которых присутствуют отдельные положения

о коренных народах. В этих государствах также существуют отдельные законы или подзаконные акты, регулирующие конкретные вопросы относительно коренных народов, населявших эти государства (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гватемала, Канада, Панама, Перу, Эквадор)'1. Ко второй группе относятся государства, в которых проблемы, связанные с коренными народами, рассматриваются только в законах и подзаконных актах, т.е. в конституциях этих стран подобные положения фактически отсутствуют (Боливия, Гондурас, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Сальвадор, Суринам, Чили)5. Однако, следует подчеркнуть, что данное условное деление практически не влияет на степень или уровень правового положения коренных народов Америки.

' See: Indigenons peoples: Living and working conditions of aboriginal populations in independent countries (Geneva, International Labour Office. 1953. PP. 30-31.

2 See: Angel Rosenblat. op. cit. P. 115.

3 See: Indegenous peoples: Living and Working conditions of aboriginal populations in independent countries. Geneva. International Labour Office. 1953. PP. 31-32.

4 See: UN Documents E/CN. 4/Sub. 2/476/Add. 2, P. 19

3 See: UN Doc.... (ibid) ... P. 20 -

Тем не менее, давайте посмотрим как регулируется правовое положение коренных народов внутренним законодательством некоторых государств Америки с тем, чтобы сделать определенные общие выводы в этом отношении. Следует также подчеркнуть и то, что положения конституционных и иных специальных актов рассматриваемых стран, регулирующих положение коренных народов, разные как по своему объему (чрезвычайно краткие, абстрактные), так и по содержанию (более четкие, конкретные).

Например, Конституция США от 17 сентября 1787 года с поправками до 1971 года включительно устанавливает, что «Конгресс обладает полномочиями rio регулированию торговли с иностранными государствами и между несколькими штатами, а также с индейскими племенами» (раздел 8(1) и (З))1. Подобным же образом. Конституция Аргентины от 1 мая 1853 года с поправками 1860, 1866 и 1957 гг. предусматривает что «Конгресс имеет полномочия поддерживать мирные отношения индейцами и способствовать их обращению в католичество (статья 67(15))2. Согласно ст. 75, я. 17 главы ÍV Конституции Аргентины от 22 августа 1994 года «... к исключительным полномочиям Конгресса...относится ...гарантирование этнической и культурной целостности коренных народов»/

Также в соответствии со статьей 91 Акта о Британской Северной Америке от 29 марта 1867 года, который является основополагающим конституционным документом современной Канады, Парламент обладает законодательной юрисдикцией над индейцами и землями, отведенными для индейцев4. Конституция Венесуэлы от 23 января 1963 года предусматривает, что закон должен учредить исключительную систему, необходимую для защиты коренных общин, а также их постепенного приобщения к жизни нации (статья 77, пункт 2)5.

Права коренных народов регламентируются также положениями Конституции Боливарийской Республики Венесуэла 1999года. В частности, в ст. 9 данного документа говорится, что «...государство должно охранять и беречь язык коренных народов...», а часть VIII Конституции (ст. 119-126) под названием «О правах коренных народов» полностью посвящена исследуемой проблематике.6

Тексты конституций других стран содержат более объемные, конкретные и четкие положения, предусматривающие необходимость принятия специальных мер на благо коренных народов. Так конституции некоторых государств содержат принципы, предусматривающие равенство перед законом, связанные с условиями, допускающими или предусматривающими особую защиту благосостояния, развития и прогресса некоторых групп населения как соответствующие или не противоречащие установленному основному равенству. Эти группы населения рассматриваются по-разному («атеринды Гайаны» - раздел 15(6-с) Конституции Гайаны 1970 года (с изменениями 1996 года)7; «коренное население», «общины коренного населения» - ст: 133(3); 189(23) Конституции Гватемалы 1985 года (с изменениями 1993 года)8; также ст: 83; 85; 110; 115 и 116 Конституции Панамы 1992 года (с изменениями 1978,1983 и 1994 годов)9; «общины коренных народов» - ст: 207 и 211 Конституции Перу 1993 года10 и т.п.).

Согласно со статьей 1(3) Конституции Эквадора 1998 года «официальным языком является кастильский испанский. Язык кечуа и другие языки коренного населения признаются в качестве

1 См.: Конституция Соединенных Штатов Америки, М, 1993 г., С.8 1 See: UN Documents E/CN. 4/Sub. 2/476/Add. 2, P. 20

3 См.: Конституция Аргентины от 22 августа 1994года// http:/www.geordetown.edu/pdba/Constitutions/Argentma/arden 94. Html.

4См.: Конституционный акт Канады 1867 года (с изменениями 1989 года) // http:/ www.georgetown. edn/pdba/Constitutions/Canada/Canada 1867.html.

5 См.: Конституция Республики Венесуэла 1961 года (с изменениями 1983 года)//http:/ www.georgetown. edn/pdba/Constitutions/Venezuela/eurrent.html.

* См.; Конституция Боиварийской Республики Венесуэла 1999года// h ttp :/www. georgeto wn. ed u/pdba/Constitutions/Venezuela/currenthtml.

7 См.: Конституция Гайаны 1970 года (с изменениями 1996 года) // http:/ www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Guyana/guana 70.html.

8 См.: Конституция Гватемалы 1985 года (с изменениями 1993 года) H h ttp:/ www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Guate/guate 93.html.

4 См.: Конституция Панамы 1972 года (с изменениями 1978,1983 и 1994 годов) // http:/ www.georgetown. edn/pdba/Constitutions/Panama/panama70.htm],

111 См.: Конституция Перу 1993 года // http:/ www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Peru/peru 70.html. 110

составной части национальной культуры»1. А статья 30 того же документа устанавливает, что «государство оказывает содействие организации и моральному, культурному, экономическому и социальному развитию различных государственных секторов, особенно сельского сектора, таким образом, чтобы предоставить возможность этим группам принимать посильное участие в развитии общины. Государство поощряет недорогостоящие программы жилищного строительства при соблюдении необходимых санитарных норм».

Более четкая регламентация прав коренных народов содержится в Конституции Панамы 1972 года (с изменениями 1978, 1983 и 1994 гг.).2 В частности, ст. 84 Конституции регламентирует вопросы защиты языка, ликвидации безграмотности среди коренных народов, а ст. 86 - проблемы защиты и уважения этнической целостности коренных народов. Согласно положениям ст. 104 Конституции, государство берет на себя обязательство заниматься проблемами развития коренных народов. Далее, статьями 120,122 и 123 Конституции регламентируются вопросы резервирования за коренными народами их исконных земель. Государство предоставляют коренным народам специальный режим для ведения ими традиционных промыслов, а также дотации в этом отношении. Примерно адекватные .положения (по объему чуть больше или чуть меньше) содержатся в конституциях Гватемалы, Бразилии, Гайаны и других государств.

Помимо вышеприведенных конституционных положений о коренных народах в данных государствах давно практикуется и издание отдельных декретов, законов, подзаконных актов, так или иначе регулирующих правовое положение коренных народов. Например, в соответствии с имеющейся информацией относительно Парагвая декрет №>81 был издан более ста лет тому назад, 7 октября 1848 года и он считался первым основополагающим документом, касающимся некоторых аспектов деятельности и собственности групп коренных народов того времени3. Впоследствии существовало огромное количество отдельных положений, касающихся специфических аспектов, однако, к сожалению, они не были собраны воедино или переработаны в форме единого и систематичного правового документа. Примером подзаконного акта в этом отношении может служить резолюция № 391 Министерства внутренних дел Парагвая от 13 июня 1957 года относительно индейцев аше, где говорится, что убийство, нанесение увечий или похищение индейцев аше «любого возраста и пола» является преступлением, которое наказывается «со всей строгостью закона». Следует подчеркнуть, что она была дополнена циркуляром № 1 Верховного Суда Парагвая от 3 сентября 1957 года, который гласит со ссылкой на все коренные народы, однако с особым учетом индейцев аше, что «индейцы в такой же мере являются человеческими существами, как и другие жители национальной территории»4.

В некоторых других странах особый упор делается на создание агентств и других учреждений в качестве основы для создания эффективных служб для коренных народов. 'Гак, в Венесуэле декретом №20 от 6 марта 1958 года была создана Национальная комиссия но вопросам коренных народов. Данная комиссия является органом, прозванным развивать политику, принятую, по отношению к коренным народам страны во исполнение положения, касающегося «особой системы, необходимой для защиты общин коренных народов и их постепенного приобщения к жизни нации», а также обязательства государства «охранять и беречь язык коренных народов» (статья 9 Конституции Боливарийской республики Венесуэла 1999 года).5

Законодательством-Перу сделано гораздо больше в этом направлении, в котором четко и более конкретно регулируются права и обязанности коренных народов. Оно рассматривает индейца не как отдельное лицо, а как члена общины того или иного коренного народа. Существует специальный правовой режим в отношении традиционных общин коренных народов, а также были обнародованы специальные законы или декреты, защищающие в целом интересы индейцев в таких аспектах, как заработная плата, организация кооперативов производителей, личные услуги, домашняя работа, осуществляемая несовершеннолетними, внутренняя миграция и образование,

1 См.: Конституция Республики Эквадор 1998 года//http:/ www.ecuanex.apc.org/Constitution.

3 См.: Конституция Республики Панама 1972 года (с изменениями 1978, 1983 и 1994 годов) // http:/ www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Panama/panaina 1994..html,

3 See: Ramón Cezar Bejarano, «Solucionemos el problema Indígena» (Protección de sus Derechos) // газета ABC Color 24.12.1972 г.

4 Sec: UN Documents E/CN. 4/Sub. 2/476/Add. 2, P. 3

5 См.: Конституция Боливарийской Республики Венесуэла 1999 года // http:/ www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Venezuela/eurrent.html..

Ш

Как только индеец рассматривается з качестве рабочего, он подчиняется общей законодательной системе, в то время как в качестве члена традиционной общины он подчиняется специальным положениям конституции или гражданского кодекса в отношении системы землевладения.1

В целом, такими же особенностями характеризуется законодательство о коренных народах в Эквадоре, Бразилии, Колумбии, Коста-Рике, Канаде.

Следует отметить, что правовое положение коренных народов американского континента регулируется и договорами между коренными народами и правительствами национальных государств, что особенно характерно для Северной Америки. Например, народы кри (Квебек), инуиты Квебека и инуиты Порт-Беруэлла 11 ноября 1975 года вступили в договорные отношения с канадским федеральным правительством и 11 ноября ¡975 года заключили с ним соглашение о заливе Джемс и Северном Квебеке (Convención de la Baie james et du Nord Quebecois)2, которое является плодом длительного и острого процесса переговоров, толчком к проведению которых явилось начало строительства крупного гидроэнергетического комплекса на традиционных территориях этих коренных народов. Дело в том, что строительство было начато без согласия соответствующих коренных народов, которые, естественно, обратились в суд с просьбой остановить осуществление проекта. Суды разрешили продолжать строительство пока длится слушание дела. Однако начатое разбирательство, без сомнения, способствовало ускорению процесса переговоров между всеми соответствующими сторонами.

По некоторым оценкам и расчетам-5 данное соглашение позволяет инушпам и кри, проживающим в этом районе, сохранить в качестве собственности 1,3% традиционно используемых ими земель. Кроме того, оно также предусматривает выплату в течение нескольких лет проживающим здесь коренным народам, численность которых составляет приблизительно 10000-11000 человек, 225 млн. канадских долларов.

Однако вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением западного ученого Петера Гаминга, который совершенно справедливо утверждает, что соглашение «...представляет собой вынужденную продажу, т.е. «предложение, которое нельзя отклонить» в том смысле, что никакого другого предложения не будет».'1'На самом деле, поскольку суд-решил продолжать строительство и политические партии в провинции решительно поддерживали этот проект, инуиты и кри имели на переговорах лишь очень ограниченную свободу выбора или маневра. .

В целом законодательство государств американского континента устанавливают общий или особый правовой статус коренных народов, наделяя их определенно конкретными правши и обязанностями. В чем конкретно это выражается?

1) Законодательства американских государств содержат положения, устанавливающие равенство: традиционно во всех конституциях и основополагающих законах содержатся положения

о признании равенства перед законом. В качестве естественного дополнения следует признание права на равную защиту со стороны закона. Таким образом, в странах данного региона равенство перед законом недвусмысленно признается для всех жителей страны (ст. 16 Конституции Аргентины 1994 года5; ст. 153 Конституции Бразилии 1988 года (с изменениями 1996,1998 и 1999гг.)6; 19 Конституции Эквадора 1998г.7; ст. 150 Конституции Сальвадора 1982 года;8 ст. 43 Конституции Гватемалы 1985года (с изменениями 1996,1998 и 1999гг.);9 ст. 51 Конституции Гондураса 1982 года;10 ст. 54 Конституции Парагвая 1992 года;1 ст. 1(1) Конституции Суринама

1 See: UN Documents E/CN.4./Sub.2/476/Add,2.p.4.

I See: UN Documents E/CN. 4/Sub. 2/1992/32,.P. 54.

J See: Peter A.Cumming, Canada: Native Land Rights and Northern Development. IWGIA Document. Copenhagen. 1977. P.31.

4 See: Peter A.Cumming... (ibid)... PJI

5 См.: Конституция Аргентины 1994 года//http:/www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Argentina/argen 94.html..

6 См.: Конституция Бразилии 1988 года (с изменениями 1996,1998 и 1999гг.) // http:/ www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Brazii/brazil.88,html..

7 См.: Конституция Эквадора 1998 года // http:/ www.exanex.apc.org/Constitotion:

*См.: Конституция Сальвадора 1982года//http./www.georgetown. edu/pdba/Constituticms/EISal/elsalvador.html..

’См. : Конституция Г ватемалы 1985 года (с изменениями 1993 года) // http:/ www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Guate/guate 93.html..

10 См.: Конституция Гондураса 1982 года// http:/www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Honduras/honduras.html..

1987 года (с изменениями 1992 года}2, или для всех ее граждан (ст. 37 Конституции Никарагуа 1987 года (с изменениями 1995 года)3, также как право ранной защиты со стороны закона признается для всех жителей; ст. 144 Конституции Гватемалы 1985 года (с изменениями 1993 года)“1) или граждан ( ст. 23 Конституции Перу 1993 года)5.

Как видно, вышеприведенные извлечения из внутренних законов государств Америки устанавливают для коренных жителей региона общий правовой статус, т.е. им предоставляется такой же правовой статус, что и остальным жителям и гражданам данного конкретного государства. В частности, правительство США по этому поводу сделало общую ссылку на официальное равенство перед законом и равную защиту по законам в соответствии с Конституцией, в которой говорится; «Защита индивидуальных прав в соответствии с Конституцией США предоставляется всем коренным гражданам в той же степени, в какой она предоставляется всем другим гражданам»6.

2) Законодательства государств региона предусматривают отдельные меры по обеспечению того, чтобы государственные власти и отдельные лица, группы лиц или частные организации не участвовали в какой-либо деятельности или практике дискриминации против коренных народов, или не организовывали, не защищали, или не поддерживали какую-либо подобную деятельность или практику или же не препятствовали коренным народам в полной мере и на основе равенства пользоваться правами человека и основными свободами. В Канаде например в шести провинциях были учреждены посты омбудсменов или парламентских комиссаров, которые получают и рассматривают жалобы отдельных лиц на государственные власти. Эти посты, естественно, предназначены для того, чтобы обслуживать коренные народы, а также других граждан и, среди прочего, предоставлять им гарантии против дискриминации. Институт омбудсменов практикуется также в Гайане,7

Более того, правительство Канады, а также правительства почти всех провинций в то или иное время ввели позитивное антидискриминациониое законодательство, направленное на достижение равных возможностей и равного обращения при найме на работу, вступлении в профсоюзы и получении общественных услуг, независимо от расы, цвета кожи, религии или этнического происхождения.5 Осуществление этих законов входит в обязанности конкретных правительственных учреждений, а наказание за дискриминационную практику применяется после того, как обсуждение, примирение или убеждение оказываются неэффективными. Также, в провинциях Канады созданы комиссии по правам человека, которые несут ответственность за развитие общественного понимания прав человека и оказание помощи гражданам, требующим возмещения ущерба за нарушение их прав". Данные комиссии во многих случаях выступали от имени коренных народов, защищая их права, свободы или просто интересы.

В Бразилии был создан Совет по защите прав человека для проведения официальных расследований, рассмотрений и исследований, касающихся эффективности законов, гарантирующих права человека, как это изложено в федеральной конституции 1988 года (с изменениями 1996,1998 и 1999гг.), в Американской декларации прав и обязанностей человека и во Всеобщей декларации прав человека 1948 года10. *

В США в 1968 году был принят специальный закон о гражданских правах, который имеет конкретное положение о защите гражданских прав индейцев в резервации11. Несмотря на то, что некоторые индейские общины выступали против этого закона, считая что он противоречит их

' См.: Конституция Парагвая 1992 года//http:/www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Paraguay/para.l992.html..

2 См.: Конституция Суринама 1987 года (с изменениями 1992 года) // http:/www.georgetown.

edu/pdba/Constitutions/Suriname/english.html..

3 См.: Конституция Никарагуа 1987 года (с изменениями 1995 года) // http:/www.georgetown.

edu/pdba/Constitu£ions/Nica/nica.87.html..

4 См.: Конституция Гватемалы.......указ. документ.

5 См.: Конституция Перу 1993 года// http:/www.georgetown. edu/pdba/Constitutions/Peru/peru.html..

" See: American Indian Law Newsletter, vol. 7. No 11. P. 21.

7 См.: Ананидзе Ф.Р. Международно-правовые проблемы защиты прав коренных народов.

Диссертация... .указ.соч.... С. 99.

8 Подробнее см.: Документы ООН E/CN.4/Sub.2/476/Add.2.

’ См.: Документы ООН E/CN. 4/Sub. 2/476/Add. 3, P. 8.

10 See: American Indian Law Newsletter, vol. 7, No 11, P. 23.

" See: American Indian Law Newsletter, vol. 7, No 11, P. 24.

традиционному методу управления, в частности пуэблос, он все-таки явился определенным позитивным шагом правительства США в этом направлении.

3) Право государств региона также предусматривает меры по запрещению и прекращению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

любого проявления дискриминации в отношении коренных народов. В конституциях многих стран Америки содержатся положения, которые запрещают дискриминацию против лиц или групп лиц на следующих основаниях: рождение, социальное положение, раса (Никарагуа, ст. 54);

национальность, пол, раса или религия (Сальвадор, ст. 150); раса, пол, убеждения или социальное положение (Венесуэла, ст. 6); раса, пол, религия, мнения или политические убеждения (Суринам, ст. 1(2)); раса, убеждения, политические мнения, цвет кожи или мнения (Гайана, ст. 15(2)); раса, рождение, социальный класс, пол, религия или политические убеждения (Панама, ст. 19); пол, раса, занятия, религиозные или политические убеждения (Бразилия, ст. 153(1)); раса, цвет кожи, пол, религия, рождение, экономическое или социальное положение или политические убеждения (Гватемала, ст. 43); иол, раса, класс или любая другая форма дискриминации, наносящая ущерб человеческому достоинству (Гондурас, ст. 95); раса,, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, происхождение, экономическое или социальное положение или любые другие обстоятельства (Боливия, ст. 6); раса, цвет кожи, пол, религия, язык, происхождение, политические или иные убеждения, социальное происхождение, экономическое положение или рождение (Эквадор, ст. 9).

Следует подчеркнуть, что положения, запрещающие дискриминацию на вышеперечисленных основаниях, применяются ко всем лицам (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гайана, Панама, Парагвай, Эквадор, Сальвадор) или к гражданам (Гондурас, Никарагуа).

В других странах Америки были приняты специальные постановления, которые систематически посвящались вопросу о запрещении дискриминации и предусматривают средства по преодолению ее распространения и последствий. Более того, некоторые из этих государств подписали и ратифицировали или присоединились к международным документам, в соответствии с которыми они принимают на себя четкие обязанности и обязательства в этом отношении.

4) Законодательство американских государств регламентирует и право на равный доступ к общественным службам и местам общего пользования: об этом или упоминается в отдельных правовых актах (конституции, законы), или же оно презюмируется коренным народам из общего принципа равенства всех перед законом или из того, что просто не существует законов конкретно запрещающих доступ к общественным службам и местам общего пользования. Подтверждением этого права могут служить положения уголовных кодексов некоторых из этих стран, которые гласят, что никто не обязан делать что-либо, не предписанное законом, или никому нельзя запретить делать что-либо, не запрещенное законом, как это имеет место в Гватемале и Перу. В этой связи также можно привести конституционные положения, существующие в Аргентине, Гватемале и Гондурасе, которые предусматривают, что «заявления, права и гарантии, изложенные в Конституции, не должны толковаться как отрицающие другие права и гарантии, которые не были обусловлены, но которые вытекают из принципов суверенитета народа и республиканской формы правления»1.

В Бразильском законодательстве Акт №1390 от 3 июня 1951 года, единогласно одобренный национальным конгрессом, предусматривает тюремное заключение сроком от 15 дней до трех месяцев или штраф от 500 до 3000 крузейро для любого лица, которое «в силу предубеждений расового характера или связанных с цветом кожи» отказывает от имени коммерческого или учебного учреждения любого вида размещать, обслуживать или принимать клиента или ученика; любого лица, отказывающего в размещении в отеле, пансионате, гостинице или другом учреждении подобного рода или же отказывающегося продать товары в универмаге или магазине любого типа, или обслужить клиентов в ресторанах, барах, кафе или аналогичных местах, открытых для публики, где, как правило, подаются пища, алкогольные напитки и освежающие напитки.2

Уголовный кодекс Коста-Рики предусматривает, что любое лицо - администратор или управляющий - государственного или частного учреждения или директор промышленного или коммерческого предприятия, который применяет какие-либо дискриминационные меры,

1 См.: Документы ООН Е/СМ. 4/БиЬ. 2/476/АсШ. 3. Р. 17

2 См.: Документы ООН Е/СН 4/8иЬ. 2/476/Ас1с1. 3, Р. 18 114

основанные на соображениях расы, пола, возраста, религии, гражданского статуса, политических мнений, социального происхождения или экономического статуса, подлежит тюремному заключению на срок от 20 до 60 дней или штрафу. В случае, если правонарушение повторяется, судья может также в качестве дополнительного наказания отдать приказ об отстранении от выполнения государственных функций или обязанностей на период не менее 15 и не более 60 дней (ст. 371)'.

5) Правом американских государств регулируются меры, способствующие ликвидации барьеров между слоями коренного и некоренного населения и препятствующие всему, что приводит к усилению разногласий и конфликтов.

В этом отношении очень трудно устранить существенные препятствия и разногласия имеющие мест о между представителями разных рас, что очень характерно для населения Америки, особенно для ее аборигенов. Внутреннее право государств региона по мере возможности старается регулировать эту проблему.

Гак во многих американских государствах были введены в силу положения, считающие уголовным преступлением акты дискриминации или подстрекательства к ненависти против отдельных лиц или групп лиц на основании их расы, цвета кожи, происхождения, национальной или этнической принадлежности или вероисповедания или на некоторых из этих положений.

Например в Аргентине Закон №1648 от 1964 года включен в Уголовный кодекс, в соответствии с которым лица, участвующие в организации или занимающиеся пропагандой, основанной на идеях или теориях превосходства одной расы или одной группы людей определенной религии, этнической принадлежности или цвета кожи с целью оправдать или развивать любую форму религиозной или расовой дискриминации, а также лица, которые подстрекают других лиц к насилию лишь в целях подстрекательства или совершают акты насилия либо в личном качестве, либо в качестве членов организаций против какой-либо расы или группы людей другой религии, этнической принадлежности или цвета кожи, подлежат тюремному заключению от одного месяца до.трех лет.2 Подобное положение содержится и в Уголовном кодексе Коста-Рики, о чем мы уже упомянули выше.

Закон о гражданской службе Гватемалы 1968 года (Декрет №1748)3 запрещает государственным служащим «проявлять дискриминацию по признакам политического, социального, религиозного или расового характера или же по признаку пола в пользу или против государственных служащих или лиц, пытающихся поступить на государственную службу» (ст.65). Другие положения данного правового акта запрещают «санкционировать или осуществлять давление или дискриминационные действия в пользу или против претендента на официальный пост, уже зачисленного кандидата или любого государственного служащего по признаку его или ее расы, цвета кожи, пола, партийной принадлежности или политических, социальных или религиозных убеждений» (ст. 86(3)). Действия или бездействия, которые противоречат любому из упомянутых выше запрещающих положений, являются основанием для того, чтобы правонарушитель подвергался штрафу от 20 до 100 кетсалей, временному отстранению от работы или, в серьезных случаях, увольнению после слушания, проводимого Советом национальных гражданских служб (ст. 89(1 )).4

Вот такими признаками и особенностями характеризуется в целом правовое положение коренных народов Северной и Латинской Америки. Однако, особо следует подчеркнуть, что фактическое положение коренных народов Америки во многих случаях коренным образом отличается от их правового статуса. Так, например, Министерство юстиции США создало Бюро прав индейцев, предназначенное якобы для обеспечения введения в силу большого числа законов о гражданских правах индейцев. Тем не менее это бюро значительно большее внимание уделяет случаям, которые позволяли бы применять не имеющие отношения к индейцам нормы управления руководством племен5. Несмотря на многочисленные проблемы в приграничных городах, касающиеся отправления правосудия, доступа к государственным службам и учреждениям, Бюро

1 См.: там же ... С. 19.

2 См.: Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. М. 1997. С. 200.

5 См.: Документы ООП E/CN. 4/Sub. 2/476/Add. 3. P. 25

4 См.: Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Указ.соч, С. 200.

See: American Indian Law Newsletter, vol. 7, No 11, PP. 21-22

прав индейцев не предпринимает каких-либо удовлетворительных усилий для изменения данного положения. Более того, и США существует своеобразный контраст между идеалами Соединенных Штатов и жадобами на существующую практику в отношении племен. Fice индейцы утверждают, что в систему отправления правосудия в племенах следует внести значительные исправления.

Однако индейцы арестовываются в 25 раз чаще, чем обычные граждане США, несмотря на то. что зее органы соглашаются с тем, что среди индейцев преступления, совершаемые не в состоянии алкогольного опьянения, происходят значительно реже, чем среди остального населения1.

Особенно отвратительной практикой, привлекшей общественное мнение, являются массовые убийства индейцев в Северной части штата Нью-Мексико в конце 70-х годов. Среди молодых людей в приграничных городах стало распространенным обычаем терроризировать индейцев, избивая или сбрасывая с дороги их автомобили. А местные законодательные власти принимали лишь незначительные меры против таких хулиганов.

Довольно часто имело место насильственное переселение коренных народов в резервации. Таким образом поступили например с индейцами племени аче в Парагвае*, с индейцами гиингу в Бразилии. В последнем случае 25% племени в результате насильственного переселения просто вымерли3, а в этом принципе ничего удивительного нет, поскольку в лагерях перемещенных лиц очень часто возникают эпидемии, которых не существовало на земле предков. В некоторых странах переселение коренных народов осуществляется в общенациональном масштабе.

Например, правительство Гватемалы переселило большую часть индейского населения из горных районов в находящиеся под контролем армии деревни, где за передвижением индейцев установлено тщательное наблюдение, и где военные сами определяют, какие сельскохозяйственные культуры необходимо выращивать на прилегающих угодьях, а также какими видами общественной деятельности можно заниматься/1

Бесспорно только одно: изгнание того или иного народа с исконных земель, отказ ему в праве иметь собственную культуру и его полное духовное и физическое уничтожение являются по меньшей мере актами этноцида и находятся в прямом противоречии с международным правом в целом и с международными договорами о правах коренных народов в частности.

Всеобщего презрения, с моей точки зрения, должна заслужить деятельность некоторых миссионеров выражающаяся в совершении этноцида в отношении венесуэльских индейцев ¡томами. «Миссионеры>; заманивали маленьких детей сладостями в лодки, насильно их увозили, помещали в спсцинтернаты, где бедные дети подвергались активной «декультуризации»5. Случаются и другие факты подобного обращения к индейцам, их культуре, самобытности по всему континенту, но часто такие деяния недоказуемы в силу отсутствия улик, конкретных свидетелей, вещественных доказательств, а также плохой осведомленности общества.

После вышеприведенного, следует особо отметить позитивную деятельность некоторых ТНК и международных корпораций в пользу коренных народов. В частности Международная Финансовая Корпорация (МФК) выкупила один из последних оставшихся массивов нетронутого влажного тропического леса, занимающего 58 тыс. гектаров в Восточной части Парагвая, и который мог попасть в руки торговцев лесом, передала двум экологическим организациям, которыми там будет организован заповедник. В районе очень богатая флора и фауна, что дает возможность местным коренным народам заниматься своими'традиционными занятиями - охотой и сбором плодов и ягод.6

1 See: American Indian Law Newsletter, vol. 7, No 11, P. 23

2 See: Arens, Richard, The Forest Indians in Stroessner's Paraguay: Survival or Extinction, Survival International Document IV. 1978. P.3.

3 См.: Коренное население: глобальное стремление к справедливости, доклад для НКМГБ. М. 1988. С. 115.

См.: детально Заявление, сделанное представителем Гватемальской комиссии по правам человека Франсиском

Альваресом для Рабочей группы ООН по коренному населению, Женева, август 1983.

3 See: Lizot, Jaques, The Yanomami in the Face of Ethnocide, IWGIA, Document 22,1976, PP. 19-20’

6 См.: Хроника ООН, декабрь 1991 года, том XXVIII. № 3. С. 67.

LEGAL SITUATION OF INDIGENOUS' PEOPLES IN NOTHEREN AND LATIN AMERICA

F.R. Ananidze

The Department of International Low Russian University of Peoples' Friendship Miiduho-Makluya, sir., 6, 117198, Moscow, Russia

The article deals with the legal situation of Indigenous' Peoples in Notheren and Latin America.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.