ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИКОВ В РЕЛИГИОЗНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИСТОРИКОВ
А.Д. Денисова, студент
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
Б01:10.24411/2500-1000-2019-11599
Аннотация. В статье рассматривается отечественная историография, посвященная исследованию Реформации в Англии в годы правления Елизаветы Тюдор. Преимущественно анализируется авторская позиция по изучению религиозного законодательства, затрагивавшего права подданных католического вероисповедания. Автором статьи делается вывод, что большинство исследователей придерживается одинаковых позиций. С разных сторон ими подчеркивается значимость реформ, напрямую исследуются или затрагиваются основные положения законодательных актов.
Ключевые слова: историография, Реформация, религиозное законодательство, Елизавета I, католицизм.
Религиозное законодательство Елизаветы I, направленное на утверждение англиканской религии, являлось показателем направления нового вектора развития английской Реформации. Немаловажный аспект в установлении государственной религии имели законы, касающиеся ограничения в правах подданных католического вероисповедания.
В российской историографии отсутствуют специализированные объемные и качественные работы, посвященные изучению затронутой проблемы. В обобщенных трудах по исследованию положения католиков в период правления Елизаветы религиозное законодательство подвергается анализу или упоминается в контексте решения иных поставленных проблем. Существует ряд статей, освещающих основные положения нескольких наиболее важных законодательных актов по отношению к католикам, принятых в елизаветинскую эпоху, но рассматривающих их как один из факторов проявления религиозной политики новой власти, не уделяя особого внимания на изменение правовых позиций подданных-католиков.
К дореволюционному периоду решения поставленной проблемы можно отнести обширный труд В. А. Соколова «Елизавета Тюдор, королева английская» [1]. Автор считает, что личное влияние Елизаветы
для англиканской епископальной церкви «прошло <...> далеко не бесследным». Автор упоминает о «Прокламации», запрещавшей всякую проповедь и предписывающей читать некоторые молитвы на английском языке, о первых реформах, показавших стремление королевы сменить государственную религию [1, с. 343]. Но, став впоследствии верховной правительницей церкви, королева «оставалась на средине между католичеством и протестантством» [1, с. 350]. Автор приходит к выводу, что королева не была сторонницей решительной реформы и, даже идя на уступки протестантам, не хотела исполнения своих предписаний [1, с. 351] и «сочувствие Елизаветы оказывается не на стороне решительной реформы». В. А. Соколов пишет о том, что во второй половине своего царствования «господствующей англиканской церкви воздвигалось явное гонение» на неповиновавшихся законам установленной религии [1, с. 356]. В этом плане, подданные не обладали свободой вероисповедания и могли подвергнуться суровым наказаниям. Подводя итог, сделаем вывод, что королева, согласно мнению В. А. Соколова, ставила своей целью борьбу с религиозным фанатизмом [1, с. 368], поэтому автор говорит о ее нерешительности в области принятия церковных преобразований. Елизавета скорее стремилась
сохранить то равновесие, которое утвердилось в ранние годы ее правления на протяжении всего последующего периода своего царствования.
Еще одна работа, относящаяся к дореволюционной историографии, является монография А. Потехина «Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах» [2]. По мнению А. Потехина, королева ставила перед собой задачу создания одного единого церковного общества, разрушив антагонизм и разделение между католиками и протестантами. Католические силы не могли не казаться Елизавете угрозой, которая привела бы вновь «паписткую» религию к господству в английском королевстве. Королева пошла путем реформы со всей осторожностью, как считает автор, из-за опасения реакции со стороны римско-католической партии, а также из-за существующих распрей между католиками и протестантами. В достижении этих целей как раз и были приняты два акта 1558 года - «Прокламация королевы Елизаветы о запрете проповеди» и «Акт о верховенстве» [2, с. 87]. Упоминаются основные положения актов 1559 года, в качестве характеристики первоначальной религиозной политики с целью отражения терпимости новой власти по отношению как к протестантам, так и к католикам. Однако автор считает, что принятый «Акт о верховенстве» нанес смертельный удар папизму, поскольку на практике это означало, что королева обладала властью «неопределенного размера» в делах духовных, несмотря на ее официальные разъяснения [2, с. 88]. А. Потехин пишет о том, что после утверждения «Акта о верховенстве» и «Акта о единообразии» парламент завершил восстановление англиканства в стране. Но несмотря на это, королева не могла далее основываться лишь на своих личных убеждениях и иногда шла на уступки католикам, например, отказавшись от принятия билля о предписании 39-ти членам нижней палаты парламента обязательным иметь духовную должность в 1566 году, правда, принятого позже, в 1571 году, направленного скорее против «тайных папистов», получивших рукоположение по римско-
католическому чину. Большая же часть англичан не принадлежала ни к строгим протестантам, ни к ярым папистам, поэтому она готова была следовать за религиозными убеждениями своей королевы [2, с. 104]. А. Потехин считает, что Елизавета жалела о том, что зашла в своих реформах слишком далеко, встав на сторону протестантов в начале своего правления, и затем пыталась сохранить «те остатки церковной старины, которые первоначально еще не были уничтожены» протестантами [2, с. 112]. Он также встает на позиции, что королева преследовала цели религиозного объединения нации и установления порядка с помощью англиканского вероисповедания [2, с. 113].
Завершая рассматривать работы дореволюционного периода, следует назвать еще один труд Н.И. Кареева «История Западной Европы в Новое время. В 7 томах» [3]. Второй том посвящен реформации и политической жизни в XVI и XVII вв., остановимся на реформации в Англии в период правления Елизаветы I и на ее религиозной политике. Автор считает, что королева не была сторонницей папизма или пуританизма, она оставалась христианкою, не признающей «вероисповедных отличий» и религиозного фанатизма [3, с. 222]. При таком настроении королевы и, как отмечает Н.И. Кареев, большинства нации, «религиозный вопрос должен был решаться на основании соображений, посторонних религии, взятой самой в себе». Церковь Эдуарда VI, являвшейся компромиссом между католиками и протестантами была лучшим способом «сделаться учреждением государственным и национальным». Помимо прочего, на сторону протестантов Елизавете пришлось встать из-за политического расчета [3, с. 223]. Автором не приводятся названия конкретных законодательных актов, но освещаются их положения в совокупности, например, положения «Акта о верховенстве» и «Акта о единообразии» перечисляются как меры, принятые первым парламентом, собранном при Елизавете [3, с. 225]. Заслуга Н.И. Кареева состоит в том, что им подробно освещено осуществление законов на практике, но в тоже вре-
мя, говоря о новых решениях, принятых королевой и парламентом, автор не указывает, как именно они утверждались в английском обществе, исследователь не показывает формальную сторону решения вопроса.
Советский период отечественной историографии представляет для нас немалый интерес, поскольку в это время можно, в том числе, выделить исследования, которые затрагиваю поднятую нами проблему.
В своей работе «История Англии в Средние века» В.В. Штокмар пишет о том, что религиозные реформы Елизаветы восстановили английскую церковь, мало отличавшуюся от католической, а вводившийся катехизис позволял толковать его содержание по-разному [4]. «Половинчатая» реформа, по мнению автора, была обусловлена тем, что, Елизавета, будучи правительницей феодального государства, не была расположена «к последовательной протестантской церковной реформе, которая могла привести к полной республика-низации церковного строя» [4].
В целом, хочется отметить, что большинство исследований, проводимых советскими историками, посвящено изучению пуританизма в Англии. Историк Еро-хин В.Н. (об исследованиях которого речь пойдет ниже) замечает, что работы писались в небольшом количестве, отдельные труды по изучению постреформационного католичества в основном отсутствовали [5, с. 5]. Тем не менее, исследования Т.А. Павловой, А.В. Исаенко, В.В. Лукоя-нова, И.Н. Осиновского, Ю.М. Сапрыкина и др. важны для наиболее глубокого понимания процессов и явлений в английском обществе, происходивших во второй половине XVI века.
Обращаясь непосредственно к научным исследованиям, относящихся к современному периоду отечественной историографии, стоит выделить работу Л.В. Козыренко «Генезис и эволюция англиканской церкви» представляет немалый интерес по отношению к затронутой проблеме [6]. Автор считает, что Елизавета не хотела далеко идущей реформы по кальвинистскому образцу, поскольку она могла оскорбить подданных католиков и привес-
ти к образованию религиозных оппозиционных сил, готовые бросить вызов. Л.В. Козыренко отмечает, что в факт принятия «Акта о верховенстве» 1559 года способствовал появлению «различных религиозных мировоззренческих направлений и движений в лоне Англиканской Церкви». Упоминается также об утверждении «Акта о единообразии», принятии молитвенника, в трактовке которого автором также отмечается достигнутый компромисс между католиками и протестантами. В целом, особое внимание уделяется именно законам 1559 года, чем последующим, закрепившим установленные нормы и не упомянутых в работе. Автор останавливается на изменениях, введенных в 1563 году и их значении, характеристикой последующих периодов [6].
Огромное значение для изучения поднятой проблемы имеет работа А.Ю. Серегиной «Политическая мысль английских католиков» [7]. Автором описываются обстоятельства, при которых принимались важнейшие решения, подробно рассматриваются положения принятых актов, наиболее важное содержание которых опубликовано в приложении монографии, последствия принятых реформ [7, с. 21-25]. А.Ю. Серегина отмечает, что в начале своего правления Елизавета надеялась, что со временем католицизм «отомрет», но ее надежды не оправдались. В это же время католики совершали пассивные действия, надеясь на возвращение католицизма в Англию как государственной религии. Рубеж 1560-1570 гг., по мнению автора, «следует считать переломным этапом в истории английского пострефор-мационного католицизма», поскольку отношение властей к католицизму меняются и католики переходят к более активным действиям [7, с. 30]. По сравнению с Северным восстание и заговорами Марии Стюарт, отлучение Елизаветы от церкви имело наиболее важные и длительные последствия, поскольку булла освобождала подданных от долга верности королеве [7, с. 30]. Как следствие, постепенный рост рекузантов создавал не только политические проблемы, но и способствовал усиле-
нию католической миссии в Англию [7, с. 32].
Немаловажное значение имеет другая работа А.Ю. Серегиной «Английское католическое сообщество ХУ1-ХУ11 вв.: виконты Монтегю», в которой автор не только освещает принятые во время правления Елизаветы религиозные законодательные акты, но и показывает, в каких условиях утверждалось новое законодательство, какие прения происходили между конкретными представителями от католиков и протестантов. Политические конфликты, которые возникали во время обсуждений в парламенте, отражали жесткую борьбу за юридическое оформление прав исповедовать свою религию [8].
Работа А.А. Трунова «Религиозные и политические итоги английской Реформации XVI века» является ценным источником для изучения особенностей протекания английской реформации [9]. Автор считает, что изначально английская Реформация «приняла характер компромисса между католичеством и протестантизмом, преимущественно кальвинистского толка». Отмечается, в связи с этим, и «некая намеренная богословская амбивалентность» богословских книг, как выражение «тактического компромисса». Но до начала правления Елизаветы Тюдор Реформация носила, по мнению А.А. Трунова, поверхностный и обратимый характер [9, с. 69]. Елизавета пыталась решить трудную задачу создания протестантской церкви в стране, в которой большинство подданных были католиками. Освещаются основные положения принятых законодательных актов, которые изменяли положение католиков и протестантов, делается вывод, что санкции по отношению к католикам до заговоров Марии Стюарт, Северного восстания и издании буллы Папы Римского носили декларативный характер. Заслугой А.А. Трунова является то, что автор показал, как менялось религиозное законодательство, изменялась политика королевы, и применялись карательные меры по отношению к подданным католического вероисповедания. Автор приходит к важному выводу, что «произошло существенное усиление власти за счет последовательной
политики, направленной против католиков» [9, с. 72], а также к тому, что политические и религиозные итоги Реформации получили «свое юридическое закрепление в период правления Елизаветы» [9, с. 74], можно сказать, окончательно утвердившись в английском обществе.
С.А. Артеменко в своей статье «Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI - начала XVII в.» рассматривает результаты политики Елизаветы I по отношению к религиозным нововведениям [10]. Автор придерживается мнения, что реформа 1558 года была реформой «срединного пути», с церковью, сохранившей католические обряды, но вышедшей из-под римского влияния, с переходом на английский язык богослужения. Естественно, что автор рассматривает первые шаги в законодательстве как причину появления первых пуритан, но он также пишет, что у пуритан не было сильного противника в борьбе за более жесткое реформирование [10 с. 62]. На основании этого можно придти к выводу, что английское духовенство, в том числе и действующее католическое, в большинстве своем приняли реформированную религию, о чем в своих работах писал и В.Н. Ерохин, т. е. в начале правления Елизаветы его статус кардинально не менялся, исключая лишь отдельные случаи.
О. Дмитриева в своей монографии «Елизавета Тюдор» [11] приводит точку зрения, что в самом начале своего правления королева не стремилась проводить кардинальные изменения в области религиозной политики, а только «хотела воссоздать церковь в том виде, в каком ее оставил Генрих VIII <...> и сделать ее более умеренной, даже консервативной» [11, с. 71]. Автор считает, что намерения Елизаветы изменил мир, заключенный между Францией, Испанией и Англией, который ранее сковывал королеву к принятию более решительных мер по утверждению протестантской религии. По мнению О. Дмитриевой, другим фактором, повлиявшим на одобрение решения Елизаветы принять «Акт о единообразии», стали празднования протестантов по случаю Пасхи, после которых пришло убеждение,
что «большинство ее народа - <...> за немедленное реформирование религии» [11, с. 72]. Хотя Автор и отмечает, что Елизавета не слишком интересовалась теоретическими вопросами, как и ее отец, порядок богослужения перетерпел изменения и представлял собой компромисс для католиков и протестантов, не устраивающих никого, в том числе и саму королеву, до конца [11, с. 73].
Автор статьи «Специфика английской реформации XVI века» Л.С. Хачатрян рассматривает и анализирует в своем исследовании такой исторический источник, как «39 статей», являющихся частью «Книги общих молитв», введенных после принятия «Акта о единообразии» в 1559 году [12]. Помимо этого, Л.С. Хачатрян стоит на позициях, что «половинчатость» проведенных реформ опирается на характер Реформации, она определяется как политическое движение, а не теологическое, с ограниченными рамками распространения, как «аристократическая реформа, осуществляемая «сверху» [12, с. 58]. Анализируя «39 статей», автор пишет о том, что затрагиваемые в документе вопросы не касались фундаментальных основ, что указывает на то, что реформация не была «богословской», правительство придерживалось среднего курса, создавая видимость изменений. Но в тоже время развивается протестантский тезис, что христианское учение основано на Священном Писании и католический взгляд на авторитет церкви [12, с. 59]. Исследование «39 статей» Л.С. Хачатрян как исторического источника в контексте рассмотрения поставленной нами проблемы является хорошей демонстрацией лавирования властей между католиками и протестантами в период правления Елизаветы I.
Интересна работа З.В. Васильевой «Пуританизм в эпоху Елизаветы I: становление и развитие» для исследуемой нами проблематики [13]. Несмотря на то, что автор анализирует религиозные преобразования в отношении пуритан, можно отметить следующее: по мнению З.В. Васильевой Елизавета I в начале своего правления ничуть не уступала в утверждении излишних привилегий пурита-
нам, даже напротив, вводимый королевой Суд высокой комиссии позволял заключить под стражу подозреваемого решением трех членов комиссии уполномоченных на основании церковного права [13, с. 37]. Скорее всего, Суд высокой комиссии был направлен против любого инакомыслящего, не согласного с установлением нового церковного порядка, т.е. и против католиков. З.В. Васильевой проводится анализ раннего религиозного законодательства Елизаветы, указываются основные положения принятых актов [13, с. 38]. Автор придерживается позиции, что «вследствие компромиссного характера елизаветинского урегулирования» стало закономерным появление пуританизма в Англии второй половины XVI века [13, с. 42]. Показывая развитие пуританского движения в Англии, З.В. Васильева подводит нас к выводу, что на законодательном уровне борьба против католиков и пуритан велась в равной степени жесткой.
Нельзя не обратить внимания на работы В.Н. Ерохина, посвященные вопросам английской Реформации. Особую ценность имеет его монография «Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI - первой половины XVII в. в современной британской исторической науке» [14]. Естественно, автор уделяет внимание исключительно британской историографии, но его работа является ценнейшим анализом достижений зарубежной науки в изучении не только поставленной нами проблемы, но и в исследовании процессов и явлений всей Реформации в Англии в целом. В.Н. Ерохин отмечает, что в современной британской историографии особое внимание уделяется изучению елизаветинского периода и «религиозно-политической ситуации в Англии после законодательного установления при Елизавете протестантского вероисповедания в стране» [14, с. 124]. Автор монографии рассматривает работы К. Хейга, В. Н. Дж. Нила, П. Коллинсона, К. Кросса, Ф. Хила и др.
Можно сказать, что приведенные позиции зарубежных исследователей являются еще одной из сторон, показывающих, насколько важно исследовать не только по-
следствия религиозных реформ, но и их качественную составляющую, от которой напрямую зависит отношение подданных к введенным новшествам и доказывает существование споров вокруг особенностей Реформации в Англии, напрямую связанных с законодательными и административными актами 1559 года.
Также стоит уделить внимание работе Н. Ю. Миронович «Религиозные реформы Елизаветы Тюдор в контексте формирования национального сознания англичан» [15]. Несмотря на то, что автор отдает предпочтение вопросам формирования национальной идентичности англичан, раскрывается суть основных законов, таких как «Акт о верховенстве» и «Акт о единообразии». Н. Ю. Миронович придерживается мнения, что через принятые законы и, как следствие, изменение статуса католичества, для английской элиты, а затем и для широких народных масс Англии наступил важнейший этап переоценки «значения и места своей нации в религиозной и политической жизни Европы» [15, с. 99]. Тем самым автор отводит большую роль складывающимся нормам права, регулирующим конфессиональные отношения,
которые положили «начало становлению британской нации в XVII - XIX вв.».
На основе проведенного анализа можно придти к выводу, что большинство историков склонно считать, что Елизавета придерживалась «срединного пути» в проведении своей религиозной политики, стараясь не обострять отношения между подданными разного вероисповедания. Эта точка зрения не теряет своей актуальности на протяжении всех этапов написания историографических трудов, посвященных изучению католического сообщества и всей Реформации в целом. Стоит отметить, насколько необходимыми явились реформы, законодательно закрепившие преимущества протестантской религии и ограничившие в правах католиков. По мнению многих рассмотренных нами историков, именно принятие упомянутых законодательных актов способствовало складыванию национальной идентичности англичан, создало возможность манипуляций в области не только внешней политики, но и внутренней политики, юридически закрепило итоги многолетней Реформации и определило место Англии на международной арене.
Библиографический список
1. Соколов В.А. Елизавета Тюдор, королева английская: [Актовая речь по кафедре новой гражданской истории] // Богословский вестник. - 1892. - Т. 1. № 2. - С. 313-380.
2. Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550-1603 гг.). Казань, 1894.
3. КареевН. И. История Западной Европы в Новое время. В 7 томах. СПб., 1904. Т. 2.
4. Штокмар В.В. История Англии в Средние века (URL: https://e4ibra.ru/read/234570-istoriya-anglii-v-srednie-veka.html Дата обращения: 30.10.2019).
5. Ерохин В. Н. Английское католическое сообщество в XVI - первой половине XVII века в современной британской историографии // Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2012.
6. Козыренко Л.В. Генезис и эволюция англиканской церкви // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2006. - Т. 24. №1-2. - С. 227-242.
7. Серегина А. Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI -начала XVII вв. // Алатейя. СПб, 2006.
8. Серегина А. Ю. Английское католическое сообщество XVI-XVII вв. виконты Монтегю. - М.; СПб., 2017.
9. Трунов А. А. Религиозные и политические итоги английской Реформации XVI в. // Актуальные вопросы современной науки. - 2008. - №2. - С. 62-74.
10. Артеменко С. А. Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI - начала XVII вв. // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - 2011. -№1. - С. 62-68.
11. Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор // Молодая гвардия. - М., 2012.
12. Хачатрян Л. С. Специфика английской Реформации XVI века // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2 (46). - С. 57-60.
13. Васильева З. В. Пуританизм в эпоху Елизаветы I: становление и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - №4 (68). - С. 37-43.
14. Ерохин В. Н. Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI -первой половины XVII в. в современной британской исторической науке. - М.; СПб., 2016.
15. Миронович Н. Ю. Религиозные реформы Елизаветы Тюдор в контекст формирования национального сознания англичан // Манускрипт. - 2017. - № 3. - С. 98-101.
CATHOLICS IN THE ELIZABETHAN RELIGIOUS LEGISLATION IN THE RUSSIAN
HISTORIAN'S RESEARCHES
A.D. Denisova, Student
Samara National Research University
(Russia, Samara)
Abstract. The article discusses Russian historiography dedicated to the study of the Reformation in England during the reign of Elizabeth Tudor. The author's position on the study of religious legislation affecting the rights of subjects of the Catholic religion is mainly analyzed. The author of the article concludes that most researchers adhere to the same positions, they emphasize the importance of reforms from different sides, and the main provisions of legislative acts are directly investigated or touched.
Keywords: historiography, Reformation, religious laws, Elizabeth I, Catholicism.