УДК 274(410)«15/16» З.В. Васильева*
Пуританизм в эпоху Елизаветы I: становление и развитие
В статье рассматривается зарождение, а также основные этапы развития английского пуританского движения во второй половине XVI в. Анализируется религиозная политика Елизаветы I в отношении пуритан. Разбирается деятельность пуританской оппозиции.
Ключевые слова: Церковь Англии, пуританизм, английские пуритане, нонконформисты, английские пресвитериане, индепенденты.
Z.V. Vasilieva*. Puritanism in the Elizabethan Age: becoming and evolvement. The article considers an origin and the main stages of development of the English Puritan movement in the second half of sixteenth century. Also it analyzes the religious politics of Elizabeth I in relation to puritans. It examines the activity of the Puritan opposition.
Keywords: Church of England, Puritanism, English Puritans, Nonconformists, English Presbyterians, Independents.
Под пуританизмом (англ. puritanism, от лат. puritas - чистота) понимается реформационное движение, возникшее в рамках Церкви Англии в период английской Реформации, которое стремилось «очистить» доктрину и структуру национальной Церкви Англии от католических элементов и выступало против её компромиссного характера за продолжение Реформации. Английские пуритане появились как отдельная группа в период правления Елизаветы I, хотя корни пуританизма как явления можно обнаружить, начиная с правления Генриха VIII.
Формирование пуританского движения начинается в среде английских эмигрантов, большое количество которых обосновалось в Германии и Швейцарии во время гонений Марии Тюдор. Но вскоре началось разделение в среде франкфуртской общины: некоторые из английских эмигрантов продолжали хранить верность религиозным преобразованиям короля Эдуарда VI, хотя другие считали, что эти законы были аннулированы. Таким образом, половина франкфуртской конгрегации во главе с шотландским активистом Дж. Ноксом была вынуждена переехать в Женеву, в то время как умеренные англикане остались во Франкфурте. Таковы предпосылки формирования общины английских кальвинистов, которая появилась в Женеве 1 ноября 1558 г. во главе с Дж. Ноксом. Данное событие можно считать началом пуританского движения, хотя термин «пуритане» по отношению к английским кальвинистам появился позже и не являлся самоназванием. В уставе общины Нокса под названием «Исповедь веры тех, кто объединился в английской конгрегации в Женеве» провозглашалась самостоятельность Церкви, а также подчинение ей монарха «во всех вопросах, не противоречащих слову Божьему» [2, с. 88].
Когда после прихода к власти Елизаветы I эмигранты вернулись в Англию, то каждая из образовавшихся партий - умеренных англикан и радикальных кальвинистов - выступили за продолжение Реформации в соответствии со своими взглядами.
Некоторые английские кальвинисты отказались от радикализма Нокса и приняли манифест «Изъявление верности королеве», где говорилось о невмешательстве Церкви в мирские дела. Таким образом, можно предположить, что пуритане надеялись на осуществление дальнейшей Реформации Елизаветой I.
Королева встала на сторону тех, кто хотел восстановления литургии Эдуарда VI, но большинство бывших изгнанников выступили за культ и дисциплину континентальных церквей против «папистских обычаев и церемоний», таким образом, отказавшись принять старое устройство Церкви. До учреждения парламента королева смотрела на нонконформистов сквозь пальцы, но затем, окончательно установив свой религиозный стандарт, призвала всех подданных подчиниться ему. Елизавета исключила вернувшихся изгнанников, связанных с Женевой, с высших должностей новой церкви, поскольку она была в ярости от Джона Нокса, который написал знаменитый трактат «Первый звук трубы против чудовищного правления женщин», где утверждалось, что «для женщины править неестественно и ужасно» [10, p. 426].
Нокс задумывал его против Марии, затем применил эти же аргументы и против Елизаветы. Королева, испытывавшая сильную антипатию к пуританам, направила все силы на борьбу с ними. Помимо обычных церковных судов, Елизавета I в 1559 г. учредила Суд высокой комиссии (Court of High Commission), который мог заключить подозреваемого под стражу «по решению трех членов комиссии, уполномоченных королевой на основании не государственных законов, а церковного права» [12, p. x]. Кроме того, подсудимый обязывался ответить на все вопросы суда, порой весьма пагубные для его собственной защиты. Если же он отказывался давать показания под присягой, то заключался в тюрьму за неуважение к суду; если же подсудимый все-таки давал клятву, то он признавался виновным
* Васильева, Злата Владимировна, преподаватель кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected].
* Vasilieva, Zlata Vladimirovna, lecturer of the chair of philosophy and sociology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Address: 198206, Russia, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Васильева З.В., 2015
на основании своих собственных показаний. [12, р. х].
В 1564 г. духовенство было вынуждено принять литургию, обряды и дисциплину государственной Церкви. Те же, кто отказался следовать новым церковным порядкам, были впервые названы «пуританами», «позорным именем, происходящим от катаров, или пуритан третьего века..., но достаточно подходящим, чтобы выразить их стремление к более чистой форме культа и дисциплины в Церкви» [12, р. х]. Можно сказать, что пуританином считался человек «строгих нравов, кальвинист в доктринальном смысле и нонконформист по отношению к церковным обрядам и дисциплине» [12, р. х].
Если же брать более широкий смысловой охват, то «под общим именем пуритан в это время подразумевались все те, за исключением римской партии, кто был недоволен положением вещей в недавно установленной церкви» [11, р. 54]. Таким образом, данное наименование стало названием партии, которая «более века имела в Англии такое влияние, ... какое ни одна другая партия, гражданская или религиозная не получала» [11, р. 3] ранее. Восстановление англиканского устройства Церкви началось в 1559 г. с принятия актов о супрематии и единообразии, которые восстановили законы, принятые при Генрихе VIII и Эдуарде VI, также была утверждена новая редакция Книги общих молитв. За отклонения от предписаний этих законов устанавливались различные наказания. Например, согласно Акту о единообразии, предусматривалось денежное взыскание или тюремное заключение за нарушение порядка церковной службы, установленного Книгой общих молитв, клонение от посещения богослужения [9, р. 458-467].
Однако во время визитации 1560 г., предпринятой архиепископом Кентерберийским М. Паркером, выяснилось, что, помимо плачевного состояния церковных порядков, существует острая нехватка проповедников, при этом пуританским проповедникам отказывали в лицензии. Для определения лояльности режиму Паркером была выработана форма письменного обязательства кандидата в пасторы: «Он должен был признать супрематию королевы и осуществлять обряды только по "Общей книге молитв"» [3, с. 25].
В таких жестких для пуритан условиях началась кентерберийская конвокация 1563 г., обсуждавшая вопрос выработки нового символа веры на основе сорока двух статей Эдуарда VI, которые в результате были сокращены до тридцати девяти. В ходе данной конвокации пуританское духовенство выдвинуло проект, состоявший из шести статей, впоследствии получивший название «Пуританские статьи», с требованиями очищения Церкви Англии от «папизма».
Во-первых, пуританский проект предлагал запретить использование органов и инструментальной музыки во время богослужений, заменив ее пением «церковных песней всеми присутствующими» [4, с. 175]. Во-вторых, статьи предлагали отменить обязательное коленопреклонение во время евхаристии; в-третьих, выступили против празднования дней и праздников в честь святых; в-четвертых, за отмену церковных облачений при богослужении; в-пятых, выдвинули требование, чтобы стол для причастия не занимал место католического алтаря. В-шестых, было предъявлено требование смягчить формулировку тридцать четвертой статьи «О традициях Церкви», где говорится, что тех, кто «добровольно и преднамеренно открыто нарушает традиции и церемонии Церкви, которые не противоречат слову Божьему, предписаны и утверждены общепринятой властью, следует открыто осуждать (чтобы другие боялись делать подобное)» [13, р. 251].
Таково основное содержание «Пуританских статей», вокруг которых развернулась бурная дискуссия на конвокации 1563 г., которая привела к тому, что этот проект чуть было не прошёл, поскольку сорок три члена проголосовали в его пользу и только тридцать пять - против. Но в данной ситуации пришлось учесть ещё и заранее переданные голоса отсутствовавших членов конвокации и, таким образом, пуританский проект был отклонен пятьюдесятью девятью голосами против пятидесяти восьми, «только из-за одного голоса, принадлежавшего при том отсутствующему лицу» [4, с. 176].
Таким образом, можно сделать вывод, что английское духовенство, имеющее право голоса, на конвокации разделилось на практически равные части - тех, кто доволен установленным церковным порядком, и сторонников дальнейших преобразований, т.е. часть умеренных пуритан стремилась реформировать Церковь Англии изнутри, не порывая с ней. Кроме того, на первом этапе своей деятельности (конец 50-х - 60-е гг. XVI в.) пуританская оппозиция боролась за изменения в богослужебно-обрядовой практике Церкви Англии, не затрагивая вопросы церковного управления и устройства.
Однако уже в семидесятые годы XVI в. появилась новая тенденция среди представителей пуританского движения, а именно - борьба против епископального устройства Церкви, поскольку меры, принятые ими в предыдущее десятилетие оказались недейственными, а полемика против «остатков папизма» полностью исчерпала себя. Причину своих неудач в деле дальнейших реформ пуритане видели в несовершенстве церковного устроения Церкви Англии, которое «подлежит коренному преобразованию, потому что далеко уклонилось от апостольских образцов» [4, с. 285]. Пуританская оппозиция всерьез задумалась о новом церковном устройстве ввиду опасности возвращения к «папизму» и новой католической реакции, т.к. именно в это время успешно активизировались католические проповедники.
Лидером английских пуритан на данном этапе стал профессор Кембриджского университета Томас Картрайт, который в своих проповедях и лекциях говорил о несоответствии устройства Церкви Англии апостольскому идеалу. В университетской среде нашлось множество противников Картрайта, которые изложили его основные взгляды в виде тезисов, достойных осуждения. Основные из них сводились к следующему: следует отменить должности архиепископа и архидьякона как не имеющие оснований в Священном Писании; заменить епископов на пресвитеров и дьяконов и согласовать их деятельность с апостольскими установлениями - «епископы должны проповедовать Слово Божье и совершать молитвы,
а дьяконы - иметь попечение о бедных» [4, с. 289]. Кроме того, каждый приход должен управляться пресвитером, избираемым паствой, и каждый клирик должен быть прикреплен к определенной церковной общине. Совет старейшин, состоящий из восьми-двенадцати человек из числа пасторов и мирян, должен помогать пресвитеру в управлении общиной. Картрайт полагал, что католическое рукоположение недействительно и делал акцент на проповеднической деятельности церковнослужителей.
В 1570 г. Картрайт был лишен профессорского звания, а также докторской степени и изгнан из университетского сообщества. Таким образом, можно говорить о пресвитерианском этапе развития английского пуританизма в семидесятые годы XVI в., однако подобные идеи были не новы для Англии, поскольку еще в XIV в. Джон Уиклиф «учил, что в апостольской церкви существовали только две духовные степени - пресвитеры и дьяконы, что имя епископ было только другим названием для пресвитера» [4, с. 285].
С другой стороны, пуритане не оставляли попыток узаконить свои устремления в деле дальнейшей Реформации. Примером этому может служить четвертый созыв парламента в 1571 г., где сторонники пуританской партии не только выступали с речами, направленными против «суеверных остатков папизма» в Книге общих молитв и Церкви Англии вообще, но и внесли в Палату общин проект закона «об исправлении общего молитвенника и некоторых обрядов церковных» [4, с. 294], чем нарушили прерогативы королевы как верховной правительницы Церкви, согласно Акту о супрематии. Елизавета I в результате ограничилась «строгим выговором палате за вмешательство в церковные дела и самовольное обсуждение таких предметов, которые недоступны разумению Палаты общин» [4, с. 298] и запретом в дальнейшем предлагать билли, касающиеся обрядов и церемоний. Но, с другой стороны, было юридически признано неепископальное протестантское рукоположение наряду с католическим.
В ответ на эту неудачу перед закрытием парламентской сессии в конце июня 1572 г. два пуританских пастора Джон Филд и Томас Уилкокс сочинили и тайно опубликовали памфлет «Предостережение Парламенту», содержащий проект новой церковной организации, обличавший невежественное и безграмотное духовенство, власть епископов, неевангельское управление Церковью. «Предостережение парламенту» стало первым открытым манифестом пуританской партии, в котором пуританская оппозиция выступила против организации, управления и культа Церкви Англии. Данный памфлет состоит из двух трактатов, предисловия, эпилога и приложения.
В предисловии под названием «К благочестивым читателям» [7, р. 5-7] чувствуется обличительный тон памфлета, направленный против епископов, подвергается критике не только епископальное церковное управление, но и само существование епископов.
Первый трактат, собственно «Предостережение парламенту», ставит целью изложить «истинную программу реформированной церкви» по контрасту с существующим порядком в вопросах «чистого проповедования слова Божьего, искреннего исполнения таинств и церковной дисциплины» [7, р. 9].
Во-первых, приведены примеры существующего церковного порядка, которые противоречат апостольской Церкви, такие, как «папистская месса» и облачения, самовольная раздача бенефициев, незаконное назначение необразованных и ведущих нечестивую жизнь церковнослужителей, отсутствие проповедников, злоупотребления духовенства, использование «выдуманных Антихристом титулов», использование Книги общих молитв, «противоречащей слову Божьему» [7, р. 9-12].
Однако делается акцент на основных аспектах реформы. Сначала нужно упразднить патронат, передачу церковных владений светским лицам и власть епископов, претендующих на право рукополагать и назначать духовенство. Затем следует «назначить в каждую конгрегацию образованного и усердного проповедника. Отменить гомилии, статьи, предписания, установленный порядок службы», основанный на католическом требнике [7, р. 12]. Что касается исполнения таинств, приведены возражения существующему порядку евхаристии и крещения, которые должны исполняться «в соответствии с древней чистотой и простотой» [7, р. 14]. Была выдвинута принципиальная точка зрения, что Церковь должна совместно и на равных правах управляться пасторами (проповедниками), старейшинами и деканами, а существующая церковная иерархия должна быть упразднена [7, р. 15-16].
Церковная дисциплина является порядком, «оставленным Богом своей церкви, чтобы, тем самым, люди могли научиться ограничивать свои желания и действия, согласно Божьему закону» [7, р. 16]. Авторы выделяют два типа дисциплины - частную и публичную, конечная цель которой заключается в реформировании пребывающей в беспорядке Церкви, приведении её к раскаянию и удержанию от греха [7, р. 16-17]. Важнейшим наказанием за нарушение публичной дисциплины является отлучение от Церкви по всеобщему согласию и решению, поскольку «древняя церковь была в руках многих мужей» [7, р. 17]. Второй трактат первого «Предостережения парламенту», называющийся «Взгляд на папистские злоупотребления, всё ещё остающиеся в английской Церкви, под которыми праведные священники должны отказываться подписываться» [7, р. 20-37], содержит компендиум недовольства пуритан англиканской системой богослужения. Здесь идет речь о возражениях против установленной высокой церковной комиссией в 1571 г. трехкратной подписи под Книгой общих молитв, списком облачений и статьями религии. Эпилог «К христианскому читателю» [7, р. 38-39] содержит апологию анонимности, которой придерживались авторы и издатели. Приложение [7, р. 40-55] содержит письма таких континентальных реформаторов, как Рудольф Галтер и Теодор Беза английским епископам, защищающие пуританские воззрения. После представления парламенту данного памфлета его авторы были арестованы, однако этот факт только усилил интерес общественности к «Предостережению к Парламенту», которое, несмотря ни на что, продолжало распространяться по всей Англии.
Кроме того, следует отметить, что Томас Картрайт в октябре 1572 г. опубликовал «Второе
предостережение Парламенту», поскольку первое «Предостережение» он посчитал «далеким от совершенства» [3, p. 34]. «Второе предостережение парламенту» Т. Картрайта снискало меньшую популярность, чем первое «Предостережение». Этот трактат подробно разбирает те же темы, что и манифест Филда и Уилкокса, кроме того, содержит множество цитат из первого «Предостережения». Однако трактат Картрайта ценен тем, что вводит новые возражения к Книге общих молитв [6, p. 114], и более детально разрабатывает систему церковного управления, которая должна заменить существующую епископальную систему. Картрайт выделяет две вещи, «нужные в каждой хорошо реформированной церкви»: «правильное духовенство» для проповедования слова Божьего и совершения таинств и «правильное управление церковью» [6, p. 97]. Круг лиц, задействованных в церкви, определен в Писании. В первую очередь, необходимо обеспечить достаточное количество священников, чтобы в каждом приходе имелся проповедующий пастор [6, p. 95-96]. Среди духовенства Картрайт выделяет «только два типа служителей, именно, пасторов и наставников, которые не отличаются по сану, но по функциям и проявлению их дарований» [6, p. 98]. Пасторы осуществляют надзор и попечение за приходом, наставляют и увещевают согласно доктрине, а также совершают таинства. Наставник (или доктор) объединяет функции чтеца и толкователя Писания. Однако далее упоминается также и декан, который является церковнослужителем, занимающимся попечением над бедными, избирается он конгрегацией по ходатайству старейшин [6, p. 122].
Духовные лица могут назначаться только «с общего согласия следующей конференции, провинциального или национального синодов или ... всеобщего синода всех реформированных церквей» [6, p. 107]. Под конференцией Картрайт подразумевал собрание церковнослужителей для упражнений в проповедовании и интерпретации Писания, здесь же производятся назначения на церковные должности. Также на конференциях может быть рассмотрено и подвергнуто осуждению поведение церковнослужителей [6, p. 108]. «Провинциальным синодом является собрание консисторий каждого прихода в пределах провинции», где рассматриваются судебные дела церквей, которые не могут быть разрешены в их собственных консисториях или на конференциях. Общий синод в рамках страны Картрайт называет национальным [6, p. 108]. Консистория состоит из духовенства конгрегации и для каждой конгрегации должна быть своя консистория, причем они должны принимать решения сообща. В конце описания новой церковной системы Картрайт приводит ее библейское основание, ссылаясь на Деяния апостолов [6, p. 125].
«Второе предостережение Парламенту» отличается большим радикализмом и бескомпромиссностью, что не удивительно, т.к. в 1571 г. Картрайт посетил Женеву. Основное принципиальное отличие второго «Предостережения» от первого заключается в том, что Картрайт «впервые выдвинул план общенациональной пресвитерианской церкви, призванной полностью заменить собой епископат» [3, с. 35].
После парламентских заседаний 1571 и 1572 гг. у английских пуритан больше не оставалось иллюзий о законодательном продолжении Реформации. В связи с этим пуританская оппозиция перешла к действиям по созданию пресвитериев, первым из которых стал пресвитерий в Вандсворте, возникший в ноябре 1572 г. Были избраны одиннадцать старейшин из числа мирян и клириков, обязанности которых были прописаны в «вандсвортских постановлениях». В пресвитерии в Вандсворте также было введено кальвинистское богослужение, однако через несколько месяцев данный пресвитерий был «разгромлен властями» [3, с. 36]. Тем не менее подобные попытки по организации пресвитериев повторялись во многих английских графствах.
Интересно, что в этих пресвитерианских общинах перед совершением таинства причащения читалась протестация, осуждавшая «господствующий строй в очень резких выражениях» [4, с. 313]. Однако важно то, что именно дата возникновения первого пресвитерия может считаться началом отделения пресвитерианской группы пуритан от государственной Церкви Англии.
Таким образом, в начале 70-х гг. XVI в. пуританская оппозиция активизировала свою деятельность в теоретическом и практическом направлении: «Университетские лекции Картрайта и затем литературная полемика его и его сторонников с Уайтгифтом много сделали для упрочения пуританства в теоретическом отношении, агитация в парламентах 1571 и 1572 годов и потом учреждение пресвитериев оказывались у пуритан практическими мерами» [4, с. 324].
На данном этапе развития пуританской оппозиции, когда уже начали практически воплощаться идеи, заложенные в «Первом предостережении парламенту», встал вопрос о необходимости выработки единой программы кальвинистских реформ в Англии.
В 1573 г., находившийся в Женеве единомышленник Картрайта Уолтер Треверс, написал и опубликовал трактат «Disciplina Ecclesiae sacra ex Verbo Dei descripta» («Священная дисциплина Церкви, написанная со Слова Божьего»). В 1574 г. Картрайт отправился в Женеву, где перевел на английский язык, отредактировал и снабдил комментариями трактат Треверса, содержащий проект создания в Англии общенациональной пресвитерианской церковной организации, ставший известным в пуританских кругах под названием «Книга дисциплины».
«Книга дисциплины» была принята и одобрена пуританами и в 1587 г. представлена парламенту как желательный проект церковной реформы.
Содержательно «Книга дисциплины» является однородным продолжением линии первого и второго «Предостережений Парламенту» и пытается перенести кальвинистские порядки Женевы на английскую почву. Данный трактат затрагивает вопросы церковной организации и управления, а также предлагает меры повышения христианского благочестия проповедников и мирян посредством жесткого контроля внутри приходов и введения церковной цензуры («цензуры нравов») [4, с. 393-422].
В первую очередь в «Книге дисциплины» затрагиваются вопросы управления: отвергается епископальное и предлагается коллегиальное церковное управление посредством местных (приходское собрание, собрание пасторов прихода или пресвитерий) и общих церковных собраний (конференции и синоды - провинциальные и национальные). Высшим церковным учреждением является всеобщий собор - собрание представителей от каждого национального синода. Каждый вышестоящий орган контролирует нижестоящий.
Собрания состоят из церковнослужителей, которые разделяются на четыре равных разряда (пасторы, избираемые пожизненно, проповедуют и совершают богослужения и таинства; наставники преподают учение церкви; старейшины осуществляют надзор за нравственностью прихожан; деканы заботятся о бедных). Таким образом, упраздняется иерархия и неравенство в клерикальной среде.
Итак, согласно «Книге дисциплины», вместо епископального управления следует ввести пресвитерианское, вместо англиканского богослужения - кальвинистское. Но большая часть умеренных пуритан, называемых теперь пресвитерианами, предполагала постепенно практически применять основные идеи «Книги дисциплины», не порывая с епископатом, надеясь на законодательные изменения в будущем.
Для Англии конца XVI в. одной из наиболее актуальных проблем стал низкий уровень образованности приходского духовенства и как следствие - острая нехватка грамотных проповедников и вообще пасторов, способных произносить проповеди. Поэтому пропуритански настроенное духовенство города Нортхемптон с разрешения епархиального епископа в 1571 г. начало устраивать проповеднические собрания, так называемые «пророчества» (Prophesyings). Данное название происходит от слов апостола Павла: «Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (1 Коринф. 14:31) [1, с. 216]. К 1574 г. «пророчества» распространились практически во всех графствах, но в 1577 г. были упразднены по приказу королевы, опасавшейся народного мятежа.
Таким образом, умеренная форма пресвитерианского церковного устройства, основанная на «Книге дисциплины», внедряется по всей Англии. Кроме того, «именно в конце восьмидесятых годов в правительстве участников "классного" движения стали называть пресвитерианами, подчеркивая их приверженность к пресвитерианской церковной системе» [3, с. 45].
Назначение в 1583 г. Джона Уитгифта архиепископом Кентерберийским стало началом масштабной борьбы с пресвитерианским движением в Церкви и эры цензуры. Его Статьи 1583 г., запрещавшие частную проповедническую деятельность, регламентировавшие церковную жизнь согласно Книге общих молитв, предписывающие священникам использовать определенные облачения и подписывать различные клятвы повиновения королеве и епископу, а также строгая церковная дисциплина, были направлены на успешную борьбу с пуританской и католической оппозициями. Для проверки соблюдения Статей он возобновил в 1584 г. деятельность Высокой церковной комиссии, а в 1586 г. постановлением Звездной палаты архиепископ был уполномочен контролировать всю печатную продукцию страны. Но, несмотря на это, литературная полемика продолжалась и достигла своей кульминации в знаменитых Марпрелатских трактатах 1588-1589 гг., серии памфлетов, подписанных именем Мартина Марпрелата, которое использовалось неизвестным анонимным автором или авторами, выступавшими против епископата.
«Послание к страшным жрецам конвокации», написанное Мартином Марпрелатом против работы Джона Бриджеса «Защита церковного управления Англии», отличается особой жесткостью высказываний в отношении современных автору епископов и богословов. «Святое папистское братство», «нетерпимые противники реформации, враги Евангелия» [8, p. 32] - наиболее мягкие обличительные слова Мартина Марпрелата в адрес англиканского духовенства.
Однако, как ни странно, он выдвигает условия мира с епископами (принципиально невыполнимые, на наш взгляд): во-первых, слово Божье должно проповедоваться во всех концах Англии; должна быть предоставлена свобода слова против церковных злоупотреблений, облачений, не говоря уже о папистских пережитках в Книге общих молитв. Также он требует, чтобы не подвергались гонениям те, кто не согласен с установленным порядком, и чтобы епископы не порицали курс дальнейшей Реформации, не называли реформаторов «анабаптистами, схизматиками, пуританами, врагами государства, и не подвергали их за пустяки отлучению от церкви» [8, p. 48-50].
Если же со стороны епископов не будут соблюдены условия мирного договора, то это будет означать открытую войну и решительные действия Мартина Марпрелата, чтобы навредить прелатам (to mar a prelate) посредством издания книг, где будут преданы огласке все их антихристианские действия [8, p. 50]. еакцией королевы на столь радикальные полемические трактаты стала «Прокламация против известных мятежных и раскольнических книг и клеветы» (A Proclamation against certaine seditious and Schismatical Bookes and Libels), изданная 13 февраля 1589 г.
В данной прокламации говорится о том, что в последние годы личности, враждебные королеве и установленному церковному порядку, замыслили, написали, издали и тайно распространили мятежные, схизматические книги и другие «фантастические писания», содержащие «ошибочную доктрину заведомо неверную, позорящую государство, против благочестивой реформации религии и церковного управления, установленного законом» [5, p. 109].
Исходя из вышеизложенного, королева предлагает принять должные меры, чтобы злодеи были наказаны. Можно сделать вывод, что полемические сочинения Мартина Марплелата вызвали обеспокоенность и опасение королевы за стабильность существующего церковного и политического порядка. Таким образом, творчество Мартина Марпрелата вызвало широкий резонанс в Англии конца
XVI в., его работы, благодаря особому стилю, резкости выражений, получили известность на всех уровнях общественной иерархии. Полемическая активность Мартина Марпрелата продолжалась до ареста тайной типографии, где печатались его трактаты, в августе 1589 г.
С другой стороны, в 1584-1589 гг. начался новый этап парламентской борьбы сторонников дальнейшей реформы Церкви и умеренных англикан. Пропуритански настроенная Палата общин на заседаниях в 1584-1585 гг. внесла предложения, которые стали выпадом против власти епископов. Елизавета I, осознав, что отказ от епископата мог стать угрозой монархии, отказалась одобрить предложения. На заседании парламента в 1587 г., несмотря на прямые запреты королевы, депутат Нижней палаты Коп (Cope) выступил с проектом церковной реформы, предлагая ввести в использование «Книгу дисциплины» и пересмотренную пуританами Книгу общих молитв, а также отменить все действующие церковные законы [4, с. 526-527]. Данный проект был признан оскорбительным для мирян, духовенства и королевы, а его автор был заключен в Тауэр. Елизавета I указала на некомпетентность парламента вмешиваться в церковные дела, кроме того, подчеркнула опасность частых перемен в религиозной сфере, тем более в ситуации внешней угрозы со стороны Испании и возможности католического восстания.
В июне 1588 г. состоялся провинциальный пуританский синод в Уорвике, постановивший, что пастор, отстраненный от должности епископом, не должен подчиняться ему до решения гражданской власти, и кандидат в церковнослужители должен сначала избираться пуританской общиной и только потом рукополагаться епархиальным епископом [4, с. 534]. Но пуритане выбрали не слишком удачное время для каких-либо действий, т.к. после поражения Непобедимой Армады в 1588 г. положение Елизаветы I как руководителя государства и Церкви значительно упрочилось. Кроме того, пуританская оппозиция лишилась поддержки парламента, и это означало начало новых гонений со стороны церковной комиссии.
С другой стороны, в 90-е гг. XVI в. в среде пресвитериан возникло и начало активную деятельность радикальное течение, получившее название индепендентского, стремившееся устранить несовершенства пресвитерианской церковной системы и осуществить религиозный переворот «путем бунта и насилия» уже независимо от основного пуританского крыла.
Одним из первых представителей данного течения был Роберт Броун, отсюда происходит наименование его последователей «броунистами». В своих основных работах, написанных в начале 80-х гг. в эмиграции, - «Трактате о Церкви и королевстве Христа» и «Трактате о том, что Реформацию следует продолжать без всякого замедления и нечестности тех проповедников, которые не хотят начинать ее сами, а ждут, когда их побудит к этому правительство», Броун решительно высказывался за отделение Церкви от государства, а англиканскую Церковь он «причислил к области антихриста» [4, с. 572]. Истинная Церковь, по Броуну, управляется Богом и Иисусом Христом, в отличие от Церкви Англии, находящейся под руководством светской власти, и состоит из небольших не зависимых друг от друга и от государства общин. Все члены общины равны, и у церковнослужителей нет преимущества перед мирянами, которые добровольно избирают пасторов из своей среды, факт же избрания является знаком Божьей воли [4, с. 572]. В церковной организации Броун выделял пасторов, наставников и вдов, избираемых общиной и следящих «за исполнением законов Христа» [3, с. 52].
Также Броун выступал с критикой пресвитерианской церкви как не соответствующей первоначальному христианству. Дальнейшее развитие идеи Броуна получили в трактате Генри Барроу «О природе Церкви» (1586).
В 90-е гг. XVI в. идейно оформившееся течение индепендентов, состоявшее в основном из крестьян, подверглось широкомасштабным гонениям со стороны властей, т.к. оно преследовало четкие религиозно-политические цели, направленные против государственной церкви и королевской власти в целом. С другой стороны, более умеренное пресвитерианское крыло пуритан в последние годы правления Елизаветы I придерживалось в основном «выжидательной политики» в связи с ожидаемой скорой кончиной королевы и возможным приходом к власти шотландского короля Якова, сына Марии Стюарт, который придерживался протестантских взглядов. В свою очередь, епископы ослабили контроль над пуританами по той же причине скорой смены власти, поскольку на тот момент было неизвестно, какую религиозную политику будет проводить новый король, какой церковной партии отдаст предпочтение [4, с. 661-662].
В целом, подводя итог развитию пуританского движения в Англии в конце XVI в., можно отметить длинный и нелегкий путь его развития от женевской кальвинисткой общины английских эмигрантов до широкомасштабного религиозно-политического оппозиционного движения, охватившего всю Англию, внутри которого в конце правления Елизаветы I образовались два самостоятельных течения -пресвитерианское и индепендентское. Появление пуританизма в Англии второй половины XVI в. стало закономерным событием вследствие компромиссного характера елизаветинского урегулирования. Впоследствии пуританизм стал идеологической силой и основой религиозной оппозиции королевской церковной политике во время Английской революции 1640-1649 гг.
Список литературы
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское Общество, 2005.
2. Исаенко, А. В. О политических взглядах английских пуритан XVI в. // Вестник Моск. ун-та, 1975. - Сер. 8, История. - № 4. - С. 86-94.
3. Исаенко, А. В. Пуританская реформация в Англии в XVI - начале XVII века : учебное пособие по спецкурсу. - Орджоникидзе: Северо-Осетинский ун-т, 1980.
Гутман М.Ю. Совершенствование структуры и функций кадрово-воспитательных аппаратов НКВД..
4. Потехин, А. Н. Очерки по истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550-1603). - Казань, 1894.
5. A Proclamation against certaine seditious and Schismatical Bookes and Libels by the Queen in An Introductory Sketch to the Martin Marprelate Controversy, 1588-1590 / ed. by Е. Arbe. - Westminster, 1895.
6. A Second Admonition to the Parliament in Puritan Manifestoes. A Study of the Origin of the Puritan Revolt / ed. by F.Frere and C.Douglas. - London, 1907.
7. An Admonition to the Parliament in Puritan Manifestoes. A Study of the Origin of the Puritan Revolt / ed. by F.Frere and C.Douglas. - London, 1907.
8. An Epistle to the Terrible Priests of the Convocation House by Martin Marprelate, Gentleman. -London, 1843.
9. Documents Illustrative of English Church History Compiled from Original Sources by Gee, H. and Hardy, W. Macmillan and Co., Limited. - London, 1914.
10. MacCulloch, D. The Birth of Anglicanism // Ecclesiastical Law Journal. - Jul 2004. - Vol. 7, -№ 35. - P. 418-428.
11. Marsden, J. The History of the Early Puritans from the Reformation to the Opening of the Civil War in 1642. - London, 1853.
12. Neal, D. The History of the Puritans or Protestant Nonconformists from the Reformation in 1517, to the Revolution in 1688. - Vol. I. - New-York, 1843.
13. The Thirty-Nine Articles: Their History and Explanation by B.J. Kidd. - Vol. I: Articles I-VIII. - London, 1899.
14. Балахонский, В. В. Религиоведение : учебник для юридиче ских вузов МВД России / под ред. В В. Балахонского, В.А. Кудина, А.А. Артемова. - СПб.: СПбУ МВД России, 2013. - С. 4-41, 339-345.
15. Балахонский, В. В. Диссертация А.Ю. Григоренко «Основные направления русской религиозной мысли конца XV - первой половины XVI вв.» (2013) с точки зрения официального оппонента // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. -2013.- № 2.- С. 309-313.
16. Балахонский, В. В. Методологические проблемы преподавания учебного курса «Религиоведение» в образовательных учреждениях МВД России // Актуальные проблемы религиоведения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27 апреля 2012 г. -СПб.: СПбУ МВД России, - 2013. - С. 6-11.
УДК 94 (470.6) М.Ю. Гутман*
Совершенствование структуры и функций кадрово-воспитательных аппаратов НКВД СССР и правовое регулирование воспитательной работы в органах милиции (1921-1941 гг.)
В статье на основе фактического материала, почерпнутого из центральных и местных архивов, сборников документов, монографических исследований, литературных источников и нормативно-правовых актов центральных и местных органов власти, рассматриваются проблемы формирования системы подбора, обучения и воспитания кадров милиции, становление и развитие основных институтов работы с её личным составом, место и роль советских и партийных структур в организации взаимодействия милиции, граждан и их общественных организаций в укреплении общественного порядка и борьбе с преступностью.
Ключевые слова: воспитание, кадры, милиция, нормативно-правовые акты, преступность.
M.Y. Gutman*. Improving the structure and functions of the personnel and educational apparatus of the NKVD of the USSR and regulation of educational work at the police (1921-1941). On the basis of the factual material gleaned from the central and local archives and collections of documents, monographs, literature and normative legal acts of central and local authorities, problems of formation of the system of selection, training and education of staff officers, formation and development of key institutions working with its personnel, place and role of the Soviet and Party structures in the organization of interaction of police, citizens and civil society organizations to strengthen public order and combating of crime. Keywords: education, personnel, police, regulatory legal acts of the crime.
* Гутман, Матвей Юрьевич, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, председатель Региональной общественной организации ветеранов Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-93.
* Gutman, Matthew Yurievich, Professor of Philosophy and Sociology, St. Petersburg University, Russian Ministry of Internal Affairs, JD, Ph.D., Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Chairman of the regional public organization of veterans of St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-70-93.
© Гутман М.Ю., 2015