Научная статья на тему 'ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА)'

ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / САМОУВАЖЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наквасина С.Н.

Статья посвящена проблеме самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрены отечественные модели самоотношения. Представлены результаты эмпирического изучения самоотношения у студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERNER ROLE PERCULIAR PROPERTIES OF SELF-ATTITUDE OF CONTEMPORARY YOUTH (THE EXAMPLE OF MEDICAL HIGH SCHOOL STUDENTS)

The article is dedicated to the problem self-attitude in adolescence. Explain the blighty theory of self- attitude. Presents the results of the empirical research of medical students’ self-attitude.

Текст научной работы на тему «ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА)»

животным эпосам и волшебным сказкам художественной изысканности, а представляет краткий рассказ бытовой ситуации. Сказки данного типа не имеют ярких красочных эпитетов в своей структуре. Многие из таких сказок заканчиваются последними элементами описания сюжета, не имея художественно обрамленных концовок, особо типичных для волшебных сказок.

Каждый, из рассмотренных нами, вид сказок можно подразделить еще на множество подвидов, типичных для разных территорий и временных интервалов. Развитие и виды русских народных сказок тесно связаны с развитием этноса. Сами сказки являются отражением развития народа на разных этапах.

Использованные источники:

1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. / А.Н. Афанасьев. - М.: Просвещение, 1957. - 328 с.

УДК 159.922.8

Наквасина С.Н. студент 3 курса факультет клинической психологии Степанова Н.В., к.психол.н. научный руководитель, доцент Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА)

Аннотация. Статья посвящена проблеме самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрены отечественные модели самоотношения. Представлены результаты эмпирического изучения самоотношения у студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, внутренняя неустойчивость, юношеский возраст.

Nakvasina S.N. student

3rd course, faculty of clinical psychology Scientific advisor: Stepanova N. V. candidate of psychological Sciences, assistant professor

Orenburg state medical university Russia, Orenburg

GERNER ROLE PERCULIAR PROPERTIES OF SELF-ATTITUDE OF CONTEMPORARY YOUTH (THE EXAMPLE OF MEDICAL HIGH

SCHOOL STUDENTS)

Abstract. The article is dedicated to the problem self-attitude in

adolescence. Explain the blighty theory of self- attitude. Presents the results of the empirical research of médical students ' self-attitude.

Keywords: self-attitude, self-respect, sympathy for yourself, internal instability, adolescence.

Каждый человек определенным образом относится к самому себе, т.е. в течение всей жизни формирует самоотношение.

Именно к концу ранней юности формируется чувство целостности и неповторимости собственного Я, происходит окончательное становление такого психологического структурного образования личности, как Я-концепция. Самоотношение как компонент Я-концепции лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровне притязаний, и определяется такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия, которые преломляются в положительное или отрицательное отношение к самому себе. Адекватно сформированное самоотношение является одним из главных факторов становления субъектности личности в юношеском возрасте, которая ведет к её самореализации [4].

Самоотношение и его особенности исследовали Б.Г. Ананьев, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Р. Бернс, К. Роджерс, М. Розенберг, К. Хорни и др. Проблему самоотношения в юношеском возрасте разрабатывали И.С. Кон, А.В. Орлова, М.А. Рушина, М. Розенберг и др.

Самотношение - это многоаспектное понятие, отражающее широкий спектр феноменов внутренней жизни личности: самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию и другие подобные понятия, имеющие приставку «само». Термин введен Н.И. Сарджвеладзе. Согласно его концепции, самоотношение включает в себя когнитивный, аффективный и конативный компоненты [2].

С.Р. Пантилеев на основе эмоциональной и оценочной подсистем самоотношения как интегральной характеристики личности выделяет в нем три компонента: самоуважение (позитивное оценочное самоотношение), аутосимпатию (позитивное эмоциональное самоотношение) и самоуничижение (негативное самоотношение) [1].

В.В. Столин, в свою очередь, определяет самоотношение как специфическую активность субъекта в адрес своего «Я», состоящую в определенных внутренних действиях, характеризующихся эмоциональной спецификой и предметным содержанием самого действия. Он утверждал, что самоотношение любого человека можно описать с помощью трех модальностей: симпатия - антипатия, уважение - неуважение и близость -отдаленность [3].

Отечественные модели самоотношения рассматривают его в единстве процессуальных, функциональных, структурных и содержательных аспектов.

Для исследования выраженности компонентов самоотношения современной молодежи нами была использована «Методика исследования

самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, созданная в 1989 г. Исследование проводилось в 2016 году на базе ФГБОУ ВО «ОрГМУ» МЗ РФ. В исследовании приняло участие 111 студентов 1-3 курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов и факультета клинической психологии в возрасте от 18 до 23 лет, из них 76 девушек и 35 юношей.

Из всех испытуемых 83 человека (74,77%) имеют среднее самоуважение, а 28 человек (25,23%) - высокое самоуважение. Низкую аутосимпатию продемонстрировали 12 человек (10,81%), среднюю - 75 человек (67,57%), высокую аутосимпатию - 24 человека (21,62%).

В таблице 1 представлены средние значения выраженности компонентов самоотношения для всей выборки, а также для юношей и девушек по отдельности. Всем испытуемым, а также юношам и девушкам по отдельности присущи средний уровень выраженности всех компонентов самоотношения.

Таблица 1

Выраженность компонентов самоотношения в юношеском возрасте Выраженность компонентов самоотношения (среднее значение)

Самоуважение (максимальное значение - 40)

Все испытуемые 23,34 (111 чел.)

Аутосимпатия (максимальное значение - 30)

17,41

Внутренняя неустойчивость (максимальное значение - 20)

10,27

Юноши (35 чел.) 23,82 Девушки (76 чел.) 23,04

17,61 17,29

9,50 10,66

Таблица 2

Сравнение девушек и юношей по уровням выраженности компонентов самоотношения Компонент р-уровень Статистический вывод Эмпирическое

самоотношения значимости значение

критерия 1;-Стьюдента (1э)

Самоуважение p>0,1

Статистически достоверные различия не обнаружены

1,095

Аутосимпатия р>0,1 Статистически достоверные 0,387

различия не обнаружены

Внутренняя р<0,05 Обнаружены статистически 2,157

неустойчивость достоверные различия

Для выявления полоролевых особенностей самоотношения мы сравнили выраженность компонентов самоотношения у юношей и девушек с помощью параметрического метода сравнения выборок по уровню выраженности признака - критерия 1;-Стьюдента. Результаты статистического сравнения представлены в таблице 2.

В результате данного сравнения обнаружены различия между юношами и девушками по уровню выраженности внутренней неустойчивости, при этом девушки показали большую внутреннюю неустойчивость по сравнению с юношами, т.е. юноши внутренне более устойчивы (р<0,05). Это означает, что юноши обладают более позитивным самоотношением, они внутренне непротиворечивы и более адаптированы к социальным и собственно личностным изменениям.

Таким образом, современная молодежь (в частности, студенты медицинского вуза) характеризуется средним уровнем выраженности всех компонентов самоотношения: самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустойчивости. При этом девушки внутренне более неустойчивы, внутренне конфликтны и противоречивы.

Использованные источники:

1. Пантилеев С.Р. Самоотношение/ С.Р. Пантилеев// Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2003. - С. 208-242.

2. Тарасов Д.Ю. Формирование самоотношения в юношеском возрасте в процессе межличностного учебно-профессионального общения со сверстниками: дис. ... канд. пс. наук: 19.00.07/ Тарасов Денис Юрьевич. -Нижний Новгород, 2011. - 247 с.

3. Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности/ М.В. Хватова// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -2015. - №1. - С. 9-17.

4. Шарова Н.В. Общая психология: Психология личности/ Н.В. Шарова. -Ярославль: [Изд-во ЯГПУ], 2007. - 79 с.

УДК: 616.12-008.331.1: 618.3

Нурмухамедова Ё.К.

ассистент

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Ташкент, Узбекистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.