Научная статья на тему 'Полоролевая идентификация и механизмы психологических защит у старших подростков'

Полоролевая идентификация и механизмы психологических защит у старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / SEX DIFFERENCES / GENDER IDENTITY / ADOLESCENTS / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Анна Вадимовна

В статье подробно рассматривается взаимосвязь полоролевой идентификации и механизмов психологических защит старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Анна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender-role identification and psychological defense mechanisms in senior adolescents

In this article details of the relationship between gender identity and psychological defense mechanisms of senior adolescents are presented.

Текст научной работы на тему «Полоролевая идентификация и механизмы психологических защит у старших подростков»

ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Яковлева А. В.

МГПУ, Москва

В статье подробно рассматривается взаимосвязь полоролевой идентификации и механизмов психологических защит старших подростков.

Ключевые слова: психологическая защита, половые различия, полоролевая идентификация, подростки, маскулинность, фемининность.

GENDER-ROLE IDENTIFICATION AND PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS IN SENIOR ADOLESCENTS

Yakovleva A. V. MCTTU, Moscow

In this article details of the relationship between gender identity and psychological defense mechanisms of senior adolescents are presented.

Key words: psychological defenses, sex differences, gender identity, adolescents, masculinity, femininity.

Введение

Вопрос изучения механизмов психологической защиты и место формирования маскулинности и фемининности у современных подростков являются актуальными для решения ряда научно-практических проблем, связанных с регуляцией поведения, социализацией и психологическим здоровьем личности. Половые различия в использовании механизмов психологической защиты представляют особый интерес для обсуждения. Механизмы психологической защиты и полоролевая идентификация теоретически взаимосвязаны, являются составляющими Я-концепции, оказывают влияние на процессы адаптации [1]. Несомненную важность данная проблема приобретает в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, который чрезвычайно важен для дальнейшего становления личности.

1 Современные представления о механизмах психологической защиты

Согласно классическим и современным представлениям о роли и механизмах формирования индивидуальной и групповой психологической защиты механизмы психологической защиты обеспечивают регулятивную систему стабилизации личности, направленную, прежде всего, на снижение тревоги, непременно возникающей при осознании конфликта или препятствия к самореализации.

В широком психологическом контексте психологическая защита «срабатывает» тем

или иным способом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. В большинстве современных концепциях психотерапии психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного сознания и поддержания стабильной самооценки [3].

Психологическая защита может быть успешной или неуспешной, конструктивной или деструктивной. По своим проявлениям психологическая защита — это форма бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной культуре. Механизмы психологической защиты можно рассматривать как регулятивную систему стабилизации личности.

По мнению Е. С. Романовой [4-6] защитные механизмы имеют следующие общие свойства: они действуют в подсознании, отрицают, искажают или фальсифицируют действительность, реализуются в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы, психоэмоционального стресса. Цель психологической защиты — снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом [6].

Яковлева А. Б. Полоролевая идентификация и механизмы психологических защит у старших Подростков

2 Полоролевая идентификация подростков

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и многое другое. Полоролевая идентификация — это процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола. По мнению А. А. Бодалева (1990) [2], процесс полороле-вой идентификации не только осуществляется, но и переживается личностью эмоционально, так как он в своей психике отражает другого человека, дает на каждого из них эмоциональный отклик и отвечает столь же определенной поведенческой реакцией.

По данным исследования Р. А. Юнусо-вой (2008), процесс полоролевой идентификации, значимый в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования направленности личности, а устоявшаяся направленность во многом обуславливает особенности этого процесса [6].

Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации.

Старший подростковый возраст, несомненно, один из важнейших этапов становления личности, он сензитивен для осознания самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, формирования психологической готовности к личностному самоопределению. Подросток все в большей степени начинает осознавать те чувства и эмоции, которые он испытывает по отношению к окружающему миру, социальным явлениям, людям, к самому себе [2].

3 Условия и методы проведенного исследования

Была проведена экспериментальная работа, целью которой являлось выявление взаимосвязи полоролевой идентификации и механизмов психологической защиты в пере-

ходный период от подросткового к юношескому возрасту. Для решения поставленных целей использовался комплекс психодиагностических методик, положительно зарекомендовавших себя в психологической практике: методики С. Бем на маскулинность — феми-нинность, методика «Механизмы психологической защиты (Е. С. Романовой).

Исследование проводилось в групповой форме во внеурочное время с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы. Возрастная группа 13-17 лет численностью 70 человек, из них — 35 девушек и 35 юношей.

Результаты

Данные, полученные при выполнении представленной работы, показывают, что:

• у подростков в возрасте 13-14 лет андро-генного и маскулинного типа ярко выражен механизм защиты — отрицание; в данном случае, представителями этого типа являются юноши. Подростки фемининного типа (девушки) используют интеллектуализацию, как ведущий механизм защиты;

• в группе старшей возрастной категории (14-15 лет), можно заметить, что механизм защиты — интеллектуализация ярко выражен у подростков андрогенного типа, в то время как у фемининных подростков, в отличие от младшей группы — проекция. Данный результат свидетельствует о том, что с возрастом меняется механизм психологической защиты, но полоролевая идентификация остается неизменной у лиц женского пола. Что касается индивидов с маскуллинным типом, то их механизм защиты остается неизменным;

• в следующей группе испытуемых, возраст которых варьировался от 14 до 15-16 лет, результаты исследования показали, что вне зависимости от полоролевых особенностей личности, все подростки используют механизм защиты — проекция;

• исследование с группой испытуемых в возрасте 15, 16-17 лет показало, что андро-генные личности возвращаются к раннее выбранному механизму психологической защиты — отрицанию, а маскулинные юноши и фемининные девушки прибегают к проекции.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что в подростковом и юношеском возрасте присутствуют все виды психологи-

ческой защиты, описанные Е. С. Романовой [3, 4], однако степень их выраженности и пре-имущественность в использовании существенно зависят от пола и возраста испытуемых. Говоря другими словами, различия защитного поведения и связи с психологическим полом наблюдались как между юношами и девушками, так и между учащимися разного возраста.

Заключение

Обобщая результаты исследования, следует подчеркнуть, что механизмы психологической защиты, безусловно, имеют половозрастную специфику. Мальчики и девочки достаточно четко определяют полоролевые качества. Использование мальчиками и девочками типичных для своего пола психологических защит повышает эмоциональную устойчивость, увеличивает показатели адаптивности и активности. Это демонстрируют как абсолютные показатели выраженности каждого механизма, относительные (процентные) данные, так и иерархия разных видов в общем спектре механизмов психологической защиты.

Интенсивность и разнообразие использования психологических защит с возрастом постепенно снижается, так как это обусловлено постепенным преодолением пубертатного кризиса, стабилизацией эмоционально-личностной сферы, адаптационным переходом от неустойчивости к стабильности. В использовании психологических защит у мальчиков и девочек в целом можно отметить, что существует выраженная половая дифференциация.

Сопоставляя экспериментальные результаты в группах по одному из признаков (пол или возраст), удалось найти статистическую достоверность некоторых из предполагаемых различий. Принципиальное отличие юношей и девушек в использовании механизмов психологической защиты состоит в том, что девушки статистически достоверно чаще прибегают к проекции, а юноши — к интеллектуализации и отрицанию.

Результаты проведенного исследования демонстрируют наличие различий между юношами и девушками в динамике механизмов психологической защиты, их спектре и иерархии, и полоролевой идентификации на разных этапах подросткового возраста.

Литература

Cramer P. The Study of Defense Mechanisms: Gender Implications. The Psychodynamics of Gender and Gender Role. Washington, D. C., 2002.

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. Карпов А. Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Москва, 2006. РГБ ОД, 61:06-19/742.

Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. Романова Е. С. Психодиагностика. СПб., 2005.

Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. М.: Талант, 1996. Теория и практика гендерных исследований в мировой науке: материалы международной научно-практической конференции 5-6 мая 2010 года: сб. Пенза-Ереван-Прага: ООО научно-издательский центр «Социосфера», 2010. С. 103-109.

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.