Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
УДК 363.163
Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному делу согласно уголовно-процессуальному законодательству Франции
Хайруллина Э.А.
Аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского (Приволжского) федерального университета
Проблема повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования не может быть решена без детального изучения опыта зарубежных стран. Статья посвящена исследованию статуса прокурора в стадии дознания и предварительного следствия по уголовно-процессуальному законодательству Франции.
Ключевые слова: прокурор, досудебное производство, дознание, предварительное следствие.
Франция - родоначальница классического континентального смешанного процесса, который был воспринят впоследствии почти всеми европейскими государствами, включая и Российскую Империю. Именно во Франции в начале XIV века впервые появилась прокуратура. Король Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 г. учредил прокуратуру как орган Представительства интересов монарха, а в 1586 г. в сферу полномочий прокурорского надзора во Франции был включен надзор за производством следствия [1, с. 37]. Во Франции была создана также «оригинальная конструкция предварительного следствия, в центре которой находится фигура следственного судьи. Русский судебный следователь во многом обязан своим происхождением французскому следственному судье» [2, с. 4], как отмечает Л.В. Головко.
В настоящее время в свете изменений, внесенных Федеральным законом от 05.06.2007 г. в уголовно-процессуальное законодательство и Закон «О прокуратуре РФ», во многом изменивших положение прокурора в досудебном производстве по уголовному делу и породивших множество дискуссий в уголовно-процессуальной науке России, представляется особенно необходимым изучение опыта зарубежных стран в сфере прокурорского надзора за органами предварительного расследования.
Таким образом, французская организация прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса, позволяющая прокурору быть активным участником процессуальной деятельности
на данной его стадии, должна представлять для нас особый интерес.
Прокуратура во Франции представляет собой систему органов и должностных лиц (магистратов), возглавляемую министром юстиции [1, с. 37], в подчинении которого находится Генеральный прокурор при Кассационном суде - высшее должностное лицо прокуратуры [3, с. 38], а также иные прокуроры. Следующую ступень в иерархии занимают генеральные прокуроры при апелляционных судах, в должностном подчинении которых находятся прокуроры Республики - руководящая должность органов прокуратуры на районном уровне [1, с. 38]. Они состоят при полицейских и исправительных уголовных судах (трибуналах большой и малой инстанции) и подотчетны прокурорам при апелляционных судах (абз. 2 ст. 35 УПК Франции 1958 г.). Структура органов прокуратуры, таким образом, совпадает со структурой судебных органов. В числе иных должностных лиц прокуратуры УПК Франции называет заместителей прокурора Республики, заместителей прокуроров при апелляционных судах [3, с. 38].
Общие задачи (функции) прокуратуры определены в разделе I главы 2 УПК Франции и конкретизированы в последующих статьях указанной главы, на основе анализа которых можно выделить следующие основные функции прокуратуры в уголовном процессе Франции:
1. Осуществление уголовного преследования;
2. Применение закона;
153
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
3. Участие в судебном разбирательстве;
4. Исполнение решений судебных органов [3, с. 36].
В целях выполнения указанных выше функций должностные лица прокуратуры наделены полномочиями, которые различны в зависимости от уровня суда, при котором состоит прокурор. Так, генеральный прокурор при апелляционном суде лично или через своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде, а также, с соблюдением определенных условий, в суде присяжных в районе компетенции данного суда (ст. 34 УПК Франции). Генеральный прокурор надзирает за применением уголовного закона на всей территории распространения его компетенции. Под его надзором находятся все должностные лица и агенты судебной полиции в районе компетенции данного апелляционного суда (ст. 38 УПК Франции). В то же время руководство судебной полицией осуществляет прокурор Республики (ст. 12 УПК Франции), а в дисциплинарном отношении она подконтрольна обвинительной камере. Кроме того, генеральный прокурор может давать должностным лицам и агентам полиции обязательные для исполнения поручения, касающиеся производства действий, направленных на собирание доказательств по уголовному делу в интересах правосудия.
Прокурор Республики поддерживает обвинение в трибунале большой инстанции и полицейском трибунале, а также в суде присяжных, учрежденном в месте нахождения трибунала большой инстанции. Указанные функции он осуществляет, так же как и генеральный прокурор при апелляционном суде, лично или посредством своих заместителей (ст. 39 УПК Франции). В качестве следующего полномочия прокурора Республики УПК Франции в ст. 40 называет принятие жалоб и донесений, а также принятие решений о применении тех или иных мер по ним. Данному праву корреспондирует обязанность всех органов власти, должностных лиц и чиновников в случае, если им станет известно о совершении какого-либо преступления или проступка, незамедлительно сообщать об этом прокурору Республики. Как уже отмечено выше, руководство деятельностью судебной полиции в лице ее должностных лиц и агентов - функция прокурора Республики. Прокурор Республики может производить, а также распоряжаться о производстве всех действий, необходимых для розыска и преследования лиц, нарушивших уголовный закон (абз. 1 ст. 41 УПК Франции). Более того, он обладает всеми полномочиями и правами должностного лица судебной полиции (абз. 3 ст. 41 УПК Франции).
Досудебное производство во Франции имеет три стадии: дознание, возбуждение уголовного преследования (уголовного иска), предварительное следствие [2, с. 17]. Существенный объем полномочий
принадлежит прокурору на стадии дознания. В отличие от отечественного дознания, являющегося одной из форм предварительного расследования, во Франции дознание представляет собой первую стадию досудебного производства, состоящую в установлении и фиксации факта нарушения уголовного закона, сборе сведений, имеющих значение для дела, а также розыске лиц, совершивших правонарушение до возбуждения уголовного преследования. То есть, дознание во Франции выступает неким аналогом доследственной проверки в России [2, с. 10]. Некоторые авторы полагают, что дознание не является, таким образом, процессуальной деятельностью. Однако характер совершаемых действий, а также статус собранных сведений позволяют сторонникам противоположной позиции утверждать обратное. Дознание нередко называют «полицейской стадией процесса» [4, с. 338], так как основную роль в его проведении играют именно должностные лица и агенты полиции, а возбуждение уголовного иска - «естественной границей», отделяющей дознание от предварительного следствия [5, с. 8].
Полномочия прокурора по непосредственному участию в производстве дознания сводятся к двум основным группам, которые профессор Прадель назвал «правом на информацию» и «правом на действие» [4, с. 571]. К первой группе он отнес права, закрепленные в ст. 19 УПК Франции, согласно которой «должностные лица судебной полиции обязаны незамедлительно информировать прокурора Республики о всех ставших им известными преступлениях, проступках и нарушениях». Кроме того, по окончанию дознания прокурору должны быть переданы все документы (подлинники и заверенные копии протоколов) и все иные акты и документы, относящиеся к делу, а также изъятые предметы.
Что касается второй группы прав, то здесь, прежде всего, следует обратиться к ст. 68 УПК Франции, согласно положениям которой, прокурор Республики, прибыв на место преступления, вправе самостоятельно выполнять все функции судебной полиции, а также вправе предписать продолжать выполнение своих действий должностным лицам судебной полиции (абз. 2, 3 ст. 68 УПК Франции). Однако в случае прибытия на место совершения преступления следственного судьи, функции судебной полиции переходят к нему, даже если при этом присутствует и прокурор Республики, который, в свою очередь, может потребовать проведения «обычного следствия» (ст. 72 УПК Франции). Проведение обычного следствия возлагается на следственного судью.
Кроме указанных прав, прокурор наделен полномочиями по санкционированию некоторых процессуальных действий. Так, например, только прокурор Республики может продлить срок задержания подозреваемого на 24 часа. В соответствии со ст. 70 УПК Франции прокурор Республики вправе выдать
154
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
мандат о приводе любого лица, подозреваемого в причастности к совершению преступления.
Второй стадией досудебного производства является возбуждение уголовного дела (публичного иска). Из ст. 1 УПК Франции следует, что уголовный иск возбуждается магистратами или должностными лицами, уполномоченными на это законом. Расследование может проводиться только на основании требования прокурора Республики или по жалобе лица, подавшего гражданский иск. Следственный судья, к которому поступила жалоба, направляет ее прокурору Республики, чтобы последний заявил по ней необходимые требования (ст. 86 УПК Франции). Таким образом, без решения прокурора ни следственный судья, ни обвинительная камера не могут начать производство предварительного следствия.
Предварительное следствие представляет собой третью стадию досудебного производства по уголовному делу, на которой уполномоченные на проведение следствия органы собирают доказательства совершения преступления и решают вопрос о предании обвиняемого суду [6, с. 1]. Л.В. Головко обращает внимание на то, что предание суду в процессуальной системе Франции отнесено к стадии предварительного следствия [2, с. 56], что несвойственно российскому уголовному процессу.
Основным субъектом, уполномоченным на проведение предварительного следствия, является следственный судья. Роль прокурора, однако, не сводится исключительно к надзору за законностью его деятельности, как это имеет место в России. Прокурор Республики в стадии предварительного следствия во Франции имеет следующие группы полномочий:
Во-первых, право непосредственного участия в проведении ряда следственных действий. Так, в соответствии с положениями раздела III УПК Франции прокурор Республики должен быть уведомлен следственным судьей о производстве им осмотра места преступления для исследования доказательств, проведения обыска. Прокурор Республики вправе сопровождать следственного судью при производстве указанных выше действий (ст. 92 УПК Франции). Кроме того, согласно ст. 119 раздела V УПК Франции прокурор Республики вправе присутствовать при допросах обвиняемого и гражданского истца, а также на очных ставках обвиняемого. При этом на секретаря следственного судьи возлагается обязанность уведомить прокурора Республики, если он сообщил о намерении присутствовать при проведении данных следственных действий, о времени их проведения не позднее, чем за сутки до их начала. За невыполнение этой обязанности на секретаря может быть наложен штраф. Но, надо отметить, присутствие на допросе не дает само по себе прокурору право его проводить. Прокурор Республики может получить разрешение задавать допрашиваемому
вопросы, однако, следственный судья может и отказать ему в этом. В таком случае в обязанность следственному судье вменяется лишь занести указанные вопросы в протокол следственного действия (ст. 119 УПК Франции).
В качестве дополнения следует отметить, что нарушения прав обвиняемого, допущенные в ходе предварительного расследования, могут повлечь важные правовые последствия не только для участников уголовного процесса по конкретному уголовному делу, но и для законодательства всей страны. Так, например, решение Европейского Суда по правам человека по делу Хаккара против Франции, повлекшее изменения УПК Франции 1958 г., было основано в том числе и на нарушениях, допущенных в ходе предварительного расследования [7, с. 66].
Ко второй группе полномочий прокурора следует отнести право заявлять требования. Заявлять требования прокурор Республики может на любой стадии следствия. Лицо, которому адресованы требования, обязано их рассмотреть в течение определенного срока. Однако они не являются ни для следственного судьи, ни для председателя трибунала, ни для обвинительной камеры обязательными для исполнения [8, с. 72]. УПК Франции обязывает следственного судью лишь вынести в течение определенного срока мотивированное постановление в случае, если он не согласен с требованиями прокурора. Аналогичная обязанность предусмотрена и для председателя трибунала (ст. 84 УПК Франции).
После возбуждения уголовного преследования прокурор имеет право заявлять следующие требования:
• Прокурор Республики вправе предписать проведение любого следственного действия, которое сочтет полезным для установления истины (ст. 82 УПК Франции). Для этого он может потребовать предоставления ему на 24 часа всех материалов дела. Для сравнения отметим, что по уголовно-процессуальному законодательству России прокурор не имеет возможности даже затребовать информацию о ходе расследования, проводимого в форме предварительного следствия, если нет одного из оснований, прямо предусмотренных законом. Данное обстоятельство, по мнению многих авторов [4, с. 21], существенно снижает эффективность прокурорского надзора в РФ.
• Прокурор Республики может направить председателю трибунала мотивированное требование об отстранении следственного судьи от расследования и о замене его другим следственным судьей (ст. 84 УПК Франции). Председатель вправе отказать ему в этом, указав причины в своем мотивированном постановлении.
• Прокурор Республики вправе требовать прекращения следствия по указанным в уголовно-процессуальном законе основаниям, среди которых отсутс-
155
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
твие основания для уголовного преследования (а равно и доказательств, необходимых для уголовного преследования) и отсутствие состава преступления (абз. 3 ст. 86 УПК Франции). Среди других требований прокурора можно назвать право требовать проведения экспертизы (ст. 156 УПК Франции), право требовать предварительного освобождения задержанного лица. При применении мер принуждения прокурору принадлежат также право продления срока задержания на 24 часа, право продления срока предварительного заключения до 4 месяцев, право выдачи мандата о принудительном приводе не явившегося на допрос свидетеля и другие (ст.ст. 125, 140 УПК Франции).
• Отдельно указано в УПК Франции право прокурора заявлять требования после направления ему материалов дела следственным судьей по окончанию расследования (ст. 171 УПК Франции). Данное право ограничено для прокурора трехдневным сроком. Что касается иных полномочий прокурора Республики, принадлежащих ему по окончанию следствия, то они сводятся к его обязанности незамедлительно направить или обеспечить направление материалов дела в соответствующий орган для дальнейшего производства (ст.ст. 180, 181 УПК Франции).
К третьей группе полномочий следует отнести полномочия прокурора по обжалованию принятых в ходе предварительного следствия решений в обвинительную камеру. По общему правилу, сформулированному в ст. 185 УПК Франции, прокурор Республики, а равно генеральный прокурор при апелляционном суде в течение 24 часов с момента вынесения постановления следственного судьи вправе обжаловать его в обвинительную камеру. Обжалованию подлежит любое постановление следственного судьи. Оформляется такая апелляция прокурора в виде заявления.
Предание обвиняемого суду осуществляется обвинительной камерой, которая, кроме того, надзирает за законностью и правильностью следственного производства по делу в режиме состязательности [8, с. 71].
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что статус прокурора в досудебном производстве по уголовному делу во Франции существенно отличается от статуса прокурора в России. Общие задачи прокуратуры согласно уголовнопроцессуальному законодательству Франции состоят в осуществлении уголовного преследования, применении закона, участии в судебном разбирательстве, исполнении решений судебных органов.
Структурно досудебное производство по уголовному делу во Франции складывается из трех стадий: дознание, представляющее собой некий аналог доследственной проверки в России; возбуждение уголовного преследования (иска); предварительное следствие, включающее также так называемое «пре-156
Право
дание суду». На каждой из стадий прокурор обладает широким перечнем полномочий: прокуратура осуществляет руководство деятельностью судебной полиции; возбуждает уголовное преследование; имеет право активно вмешиваться в ход предварительного следствия посредством участия в проведении ряда следственных действий, а также путем внесения на любой стадии следствия обязательных для рассмотрения требований. Кроме того, прокурор наделен правом обжалования принимаемых следственным судьей решений в обвинительную камеру - следственный орган второй инстанции.
Литература:
1. Бессарабов В. Прокуратура в зарубежных странах // Законность. - 20о1. - № 10. - С. 36-40.
2. Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. - М.: Фирма «СПАРК», 1995. - 130 с.
3. УПК Франции 1958 г. с изм. и доп. на 1 января 1966 г. / Под ред. В.И. Каминской. - М.: Изд-во «Прогресс», 1967. - 322 с.
4. Уголовный процесс: учеб. / Под ред. А.Д. Про-шлякова, В.С. Балакшина, Ю.В. Козубенко. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 1056 с.
5. Лубенский А. Предварительное расследование по законодательству капиталистических государств.
- М.: Юрид. лит., 1977. - 160 с.
6. Арсеньев К. Предание суду и дальнейший ход уголовного дела до начала судебного следствия.
- СПб.: Типография В. Демакова, 1870. - 235 с.
7. Берестнев Ю. Меры общего характера. Влияние практики Европейского Суда на реформирование национальных правовых систем // Российская юстиция. - 2001. - № 12. - С. 65-69.
8. Фоков А.П. Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод граждан в современном уголовно-процессуальном законодательстве Франции // Государство и право. - 2001. - № 2.
- С. 71-74.
9. Гатауллин З. Надзор за законностью выдвижения и обоснования обвинения // Законность. - 2009.
- № 7. - С. 17-22.
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Право
Power of Prosecutor in Pre-Trial Criminal Procedure According to Criminal Procedure Legislation of France
E. Khairullina
The Kazan (Volga Region) Federal University
The problem of improving the efficiency of public prosecutor S supervision of law enforcement by preliminary investigation bodies can not be solved without taking into account the foreign experience. The article dwells upon the status ofprosecutor on the stage of interrogation and preliminary investigation according to criminal procedure legislation of France.
Key words: prosecutor, pre-trial procedure, interrogation, preliminary investigation.
157