Научная статья на тему 'Полномочия прокурора при разрешении сообщений о преступлении'

Полномочия прокурора при разрешении сообщений о преступлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1086
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПОЛНОМОЧИЯ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ATTORNEY / AUTHORITY / CRIMINAL CASE / THE REFUSAL TO INSTITUTE CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борозенец Николай Николаевич

В статье рассматривается динамика развития процессуального положения и процессуального статуса прокурора на этапе принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела. Предлагается авторское видение перспектив дальнейшего совершенствования полномочий прокурора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Powers of the prosecutor at a resolution of reports of crimes

This article examines the dynamics of the procedural provisions and the procedural status of the prosecutor at decision stage in a criminal case. The author’s vision of further improving the power of the prosecutor.

Текст научной работы на тему «Полномочия прокурора при разрешении сообщений о преступлении»

Powers of the prosecutor at a resolution of reports of crimes

2. Законодательно следует закрепить процессуальный статус адвоката лица, в помещении которого проводится обыск, путем внесения дополнений в гл. 8 УПК РФ — иные частники уголовного судопроизводства.

3. Для уточнения процессуальной формы деятельности адвоката лица, в помещении которого проводится обыск, предлагаем предоставить ему следующие права:

- видеть изъятые предметы, документы и ценности (ч. 10 ст. 182 УПК РФ);

- делать заявления, которые излагаются в протоколе обыска (ч. 4 ст. 166 УПК РФ);

- знакомиться с протоколом обыска, делать замечания, удостоверенные подписью, о его уточнении и дополнении и подписывать сам протокол следственного действия;

- подавать жалобы на действия, решения и бездействие следователя, дознавателя, иных должностных лиц, участвующих в обыске в порядке предусмотренном гл. 16 УПК РФ.

Адвокат лица, в помещении которого проводится обыск, должен нести обязанности — подчиняться законным распоряжениям следователя.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.

2. Малый академический словарь/АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Русский язык, - 1981-1984. - Т. 4.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка./Под ред. А. И. Бодуэна Куртене. - Издательство: Товарищество М. О. Вольфа. - СПб. - М. - 1903-1909. - Т. 3.

Borozenets Nikolay Nikolaevich, Kuban State University, PhD student, Faculty of Law

E-mail: [email protected]

Powers of the prosecutor at a resolution of reports of crimes

Abstract: This article examines the dynamics of the procedural provisions and the procedural status of the prosecutor at decision stage in a criminal case. The author’s vision of further improving the power of the prosecutor. Keywords: Attorney, authority, a criminal case, the refusal to institute criminal proceedings.

Борозенец Николай Николаевич, Кубанский государственный университет, аспирант, юридический факультет E-mail: [email protected]

Полномочия прокурора при разрешении сообщений о преступлении

Аннотация: в статье рассматривается динамика развития процессуального положения и процессуального статуса прокурора на этапе принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела. Предлагается авторское видение перспектив дальнейшего совершенствования полномочий прокурора.

Ключевые слова: прокурор, полномочия, возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела.

Разрешение сообщений о преступлении представляет собой заключительный этап стадии возбуждения уголовного дела. В его рамках, как установлено ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), уполномоченное должностное лицо принимает решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в таковом либо о направлении

материалов проверки сообщения о преступлении по подследственности. Решение вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела весьма существенно затрагивает права граждан и юридических лиц. Возбуждение уголовного дела означает, что в процессуальную деятельность будут вовлекаться многие участники с неизбежным ограничением их прав

349

Secyon 15. Science of law

и свобод. Отказ в возбуждении уголовного дела препятствует реализации права на доступ к правосудию в форме уголовного судопроизводства.

Таким образом, любое из решений, чтобы удовлетворять законным интересам и потребностям граждан, общества и государства должно приниматься в строгом соответствии с установленными законом правилами. Для неуклонного их соблюдения УПК РФ предусматривает несколько вариантов контроля, как за процессом получения сведений, используемых в качестве фактических оснований при принятии решения, так и за формой и содержанием самого решения. Одним из таких средств выступает процессуальная деятельность прокурора. Прокурор наделен совокупностью специальных полномочий для выполнения функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия.

Следует отметить, что совокупность полномочий прокурора на этапе принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела является достаточно динамичной, «подвижной». Законодатель пытается оптимизировать участие прокурора в уголовном судопроизводстве, вследствие чего полномочия прокурора подвержены довольно частым изменениям.

Если основываться на первоначальной редакции УПК РФ 2001 года, то прокурор в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ имел право возбуждать уголовные дела, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. Как предусматривалось п. 4 той же статьи УПК РФ, прокурор был уполномочен давать согласие следователю, дознавателю на возбуждение уголовного дела. П. 10 определял право прокурора отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. В соответствии с положениями ст. 145 УПК РФ в первоначальной редакции прокурор был вправе принимать любое решение при наличии к тому достаточных оснований:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения по подследственности.

Федеральным законом РФ от 5 июня 2007 года [1]

существенным образом были изменены полномочия прокурора, непосредственно затронувшие и его деятельность на этапе разрешения сообщения о преступлении. В результате внесенных изменений прокурор утратил право непосредственно принимать решение о возбуждении уголовного дела, давать согласие дознавателю, следователю на решение о возбуждении

уголовного дела, а также полномочие отменять как незаконные или необоснованные процессуальные решения следователя. Тем не менее, несмотря на указанные сокращения и изменения отдельных полномочий, прокурор остался активной процессуальной фигурой стадии возбуждения уголовного дела. Следователь и дознаватель обязаны направлять прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела. Как предусмотрено ч. 4 ст. 146 УПК РФ прокурор в течение 24 часов с момента получения материалов уполномочен отменить постановление о возбуждении уголовного дела своим постановлением. В соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ прокурор, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав незаконным или необоснованным отказ в возбуждении уголовного дела дознавателя, прокурор самостоятельно отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.

Позволим себе обратить внимание на не вполне, как представляется, корректное формулирование содержания процессуального полномочия прокурора, предусмотренного ч. 4 ст. 146 УПК РФ в редакции указанного федерального закона. Речь идет о том, что в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить это постановление. Полагаем, что если прокурор признает указанное решение незаконным или необоснованным он должен быть обязан отменить его. Предоставление прокурору права, а не наделение его обязанностью в указанном вопросе, как представляется, не соответствует ни контексту нормативного регулирования, ни характеру компетенции прокурора как органа надзора.

В соответствии с положениями Федеральным законом от 2 декабря 2008 года № 226-ФЗ [2] решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела наряду со следователем, дознавателем, органом дознания могут быть приняты руководителем следственного органа. В отношении процессуальных решений этого должностного лица действует тот же режим проверки со стороны прокурора, что и в отношении решений иных должностных лиц. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела

350

Powers of the prosecutor at a resolution of reports of crimes

незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же прокурор установит, что незаконным является постановление об отказе в возбуждении уголовного дела органа дознания или дознавателя, то прокурор самостоятельно отменяет эти решения и направляет должностным лицам постановление со своими указаниями, устанавливая срок для их исполнения

Очередные изменения в механизм реализации полномочия прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренный ч. 6 ст. 148 УПК РФ, были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 404-ФЗ [3]. В соответствии с этими изменениями прокурор не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении, отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное руководителем следственного органа, следователем, если признает это решение незаконным или необоснованным. Этим же законом ч. 2 ст. 37 УПК РФ была дополнена новым п. 5.1, в соответствии с которым прокурор вправе истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.

Существенным обстоятельством следует считать предусмотренное ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ правило о том, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела по материалам, направленным прокурором в орган предварительного следствия для принятия решения об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

Указанным федеральным законом прокурор наделен полномочием передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи этих материалов в системе одного органа предварительного расследования), изымать материалы проверки у органа предварительного расследования исполнительной власти и передавать их следователю Следственного комитета РФ.

Подытоживая проведенное обобщение изменений процессуальных полномочий прокурора и

механизма их осуществления в российском уголовно-процессуальном законе, отметим, что в настоящее время прокурор располагает следующими процессуальными полномочиями на этапе разрешения сообщения о преступлении:

- проверяет исполнение требований федерального законодательства при разрешении сообщений о преступлении;

- получает копии постановлений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела;

- истребует и проверяет законность и обоснованность решений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела;

- выносит мотивированное постановление о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

- отменяет постановление дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет собственное постановление начальнику органа дознания со своими указаниями;

- отменяет незаконные и необоснованные постановления дознавателя.

Предпринимаются шаги по расширению полномочий прокурора на указанном этапе уголовного судопроизводства. Существует несколько законопроектов, которые представлены в законодательные органы. Остановимся на некоторых. Так, Госсовет Татарстана в 2012 г. обратился с законодательным предложением восстановить существовавшие ранее полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и направлению его для расследования в уполномоченный орган. В качестве аргументов в поддержку внесенного предложения, авторы законопроекта указывали, что «это послужит определенной гарантией необходимого реагирования в случаях вынесения незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а также в случаях, когда в результате проверки исполнения законов, выявлены нарушения, имеющие признаки состава преступления» [4]. Однако законопроект не нашел поддержки в Правительстве РФ.

В интервью Генерального прокурора РФ Ю. Чайки газете «Коммерсант» глава данного ведомства с сожалением высказался о негативной оценке данного законопроекта: «Можно только сожалеть, что этот законопроект не нашел поддержки в правительстве. Для нас необходимость внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство

351

Secyon 15. Science of law

очевидна. Принятые в 2007 году поправки в УПК и закон о прокуратуре существенно сократили полномочия прокуроров по надзору за следствием. В результате прокурор оказался лишен ряда надзорных полномочий, __Отсутствие у прокурора таких полномочий

(на возбуждение уголовного дела. — Н. Б.) не способствует укреплению законности и не отвечает принципам международного права. Достаточно сказать, что в рекомендации комитета министров Совета Европы 2000 года «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» указывается, что прокуроры не только поддерживают обвинение в суде, но и во всех системах уголовного правосудия решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования» [5].

Еще один законопроект с аналогичными законодательными предложениями внесен Председателем Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам А. Лысковым. В законопроекте, в частности, предлагается наделить прокуроров правом возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета РФ [6].

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что проведенный в Совете Федерации мониторинг подтвердил необходимость возврата прокурору «полномочий возбуждать уголовное дело в случаях отмены незаконных и необоснованных постановлений следователя (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела, а также по результатам проверки исполнения законов, когда прокурором выявляются нарушения, имеющие признаки состава преступления». Кроме того, автор документа «для обеспечения системы сдержек и противовесов» предлагает предоставить прокурору право проводить проверку сообщений о преступлениях, совершенных следователями и руководителями следственных органов Следственного комитета России, а также возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении указанных должностных лиц [7].

Одновременно с мерами по укреплению процессуального положения прокурора в части разрешения сообщений о преступлениях наблюдается и иная тенденция, связанная с упрочением правового статуса дознавателя в части обеспечения его права отстаивать процессуальные решения по уголовному делу, принятые в ходе досудебного производства. В УПК РФ предлагается закрепить полномочие дознавателя с согласия начальника органа дознания обжаловать некоторые решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным

постановлением. В число таких решений могут войти решения:

— о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания, пересо-ставления обвинительного акта или обвинительного постановления;

— о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке. Кроме того, обжалование решения прокурора будет приостанавливать его исполнение [8].

Имеющиеся предложения по расширению полномочий прокурора на этапе разрешения сообщений о преступлении в определенной части заслуживают внимания. Полагаем, что позиция о наделении прокурора полномочиями по возбуждению любых категорий уголовных дел подлежит корректировке. На наш взгляд, такое полномочие не способно привести к радикальному улучшению ситуации в обеспечении законности процессуальных решений, а также по соблюдению прав и законных интересов граждан и иных участников уголовного судопроизводства. Во-первых, такое полномочие потребует введения сопутствующих процессуальных механизмов: права прокурора проводить проверку сообщений о преступлении, участвовать и производить следственные действия вызывать и опрашивать граждан и т. д. Это означает отвлечение прокурора от основной — надзорной функции в уголовном судопроизводстве. Во-вторых, возникает проблема контроля за законностью решений прокурора, поскольку нельзя исключать возможность ошибочного принятия им процессуального решения. Понадобится создание дополнительных процессуальных «инструментов», их систематизация с имеющимися уголовно-процессуальными институтами и решение иных прикладных вопросов.

На наш взгляд, оптимальным было бы решение о предоставлении прокурору права возбуждать уголовные дела в отношении специальных субъектов, перечень которых указан в гл. 52 УПК РФ, в том числе и следователей следственных подразделений СК РФ и иных ведомств. Такое полномочие способно:

- обеспечить объективность возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц;

- создать необходимые гарантии законности их привлечения к уголовной ответственности.

Достаточно простым видится и механизм реализации этого полномочия: сообщения о преступлениях специальных субъектов должны поступать на рассмотрение прокурора. Прокурор поручает их проверку органу предварительного расследования,

352

Justice procedural decisions in criminal proceedings

затем получает материалы проверки сообщения о преступлении и принимает по нему процессуальное решение в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Что касается расширения полномочий дознавателя в части отстаивания своей позиции, противоречащей позиции прокурора, то полагаем, такое предложение не вполне уместным. Принятие указанного предложения приведет к еще большему сближению процессуального статуса дознавателя и следователя, что, в целом, будет выступать одним из объективных оснований для отказа от дознания, как формы предварительного расследования. Кроме того, нельзя не признавать очевидности затягивания процесса разрешения сообщении о преступлении, особенно, если установить правило о том, что обжалование дознавателем указаний прокурора ведет к приостановлению их исполнения.

Подводя итог, сформулируем основные выводы:

1) изменение процессуальных полномочий прокурора при разрешении сообщений о преступлении имеет конструктивный характер и направлено к

усилению его правообеспечительной функции в уголовном судопроизводстве;

2) прокурор сохраняет возможность активного и непосредственного влияния на законность и обоснованность решений, принимаемых руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, дознавателем в результате проверки сообщений о преступлении;

3) наблюдается тенденция расширения процессуальных полномочий прокурора на указанном этапе уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем идет процесс укрепления процессуального положения дознавателя в части отстаивания им своей процессуальной позиции в случае ее противоречия позиции прокурора, который следует оценить как негативный;

4) целесообразно наделить прокурора дополнительными полномочиями по разрешению сообщений о преступлениях специальных субъектов, указанных в гл. 52 УПК РФ, предоставив прокурору право возбуждать соответствующие уголовные дела.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"»//Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.

2. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 49. - Ст. 5724.

3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия»//Собрание законодательства РФ. -2011. - № 1. - Ст. 16.

4. Госсовет Татарстана предложил Госдуме законопроект о расширении полномочий прокуратуры. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.qwas.ru/russia/edinros/Gossovet-Tatarstana-predlozhil-Gosdume-zakonoproekt-o-rasshirenii-polnomochii-prokuratury/. 1 июня 2012.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-76585/

6. Проект № 644381-5 федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». - СПС «КонсультантПлюс».

7. СПС « КонсультантПлюс».

8. Законопроект № 555400-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением» 26.06.2014 зарегистрирован и направлен Председателю ГД// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/

Grabar Oleg Vladimirovich, Kuban State University, PhD student, Faculty of Law E-mail: [email protected]

Justice procedural decisions in criminal proceedings

Abstract: The article considers the problem of securing regulatory requirements of procedural decisions in criminal proceedings. Focuses on the lack of fairness in the number of requirements on the part of the criminal

353

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.